Помню ч. 20 50. Участковый инспектор ч. 1
Он почувствовал, как вспотел, высохло во рту,
ещё не открывая глаз, он попытался смочить языком нёбо, получилось со второго
раза, он попытался повернуться на правый бок, но от боли в плече застонал и
животе.
В 1969
году, ему, молодому участковому инспектору, по долгу службы, нужно было
проверить несколько адресов, где проживали ранее судимые граждане. По одному из
них, он, представившись хозяину квартиры, ранее судимому Брызгалову, вошёл в
комнату и увидел на столе разбросанные золотые украшения.
В течение последнего месяца, группа лиц
грабила ювелирные магазины, участковый понял, что это и есть та банда, он сделал шаг назад, увидев в руках одного из
преступников пистолет «ТТ», но в это время, сзади его, услышал крик:
- Убью,
легавый!
Участковый успел выхватить свой «Макаров» из
кобуры, он знал, что у него один патрон в патроннике.
Выстрелы прозвучали одновременно, он попал в
сердце Брызгалову, а тот из обреза одноствольного ружья попал ему в живот.
Участковый сумел выстрелить ещё два раза в
выбегающих из комнаты подельников.
Соседи, услышав выстрелы, позвонили в милицию.
Операцию участковому делали четыре часа, вырезали
часть кишечника. Через пять месяцев он вернулся к исполнению обязанностей. Но с
тех пор, к непогоде и после большой физической нагрузки он чувствовал боль в
животе. А с возрастом, стали болеть суставы, особенно правое плечо и шея.
Вчера выпало так много снега, что пришлось три
часа чистить во дворе своего небольшого дома расположенного в садовом обществе,
за калиткой и воротами навеса для машины.
Он почувствовал, что жена осторожно гладит его
по плечу, и шепчет: «Тебе опять приснилась милиция»?
Этот сон ему снится всегда, после тяжёлой
работы. Он хорошо помнил этот сон: Я всегда становлюсь «крайним», подумал он,
выходя из кабинета начальника городского отдела. Вот опять его ругали за рост
преступности на участке обслуживания. А что он может сделать, только вчера
сумел, наконец, пересчитать, сколько приезжих цыган из Молдавии поселилось в
подвале многоэтажного дома на улице Пионерской.
За всю историю СССР не было народа, который бы
настолько не соответствовал советскому строю, как цыгане. Они жили как будто бы
в стороне от всего, им абсолютно не было дела ни до политики, ни до классовой
розни. Власть считала их «чужаками» и с ними боролась…
Такого народа как цыгане не существует. Это
собирательное название нескольких этнических групп. Себя цыгане называют рома
(ударение на последний слог). Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в
Византии, которая Византией стала называться только после своего падения. До
этого она мыслилась частью римской цивилизации.
Распространенное «Ромале» — звательный падеж от
этнонима «рома».
Такого народа как цыгане больше нет, они одни
такие, вольнолюбивые, склонные к кочевой жизни, невероятно музыкальные.
Кажется, они открыты для общения и душа у них всегда нараспашку, но это не так.
Рома — закрытая система, чужаков они в свою
таборную жизнь не пускают. С древних времен их система мировосприятия сохраняет
кастовую ментальность. Для цыган существуют они сами («рома») и все остальные
(«гадже»).
Цыгане не ведут письменной истории, все
события переживаются ими в своем тесном кругу. За свою историю они перенесли не
меньше бедствий, чем другие народы, но предпочитали переносить свое горе молча,
особо не афишируя своей трагедии. Так было и во время геноцида рома,
устроенного нацистами, и во время борьбы с цыганским образом жизни советской
системы.
Коллективизация
Перепись цыган никогда не могла дать
точно статистической картины, поскольку документов у цыган долгое время не
было. Кочевой образ жизни также не располагал к тому, чтобы произвести точный
подсчет рома.
О том, насколько могли различаться цифры
статистики, могут сказать такие цифры: по результатам переписи 1926 года в СССР
была зарегистрирована 61 тысяча цыган, по переписи 1937 года — немногим больше
двух тысяч.
Очевидно, что такая разница была связана не
только с кочевым образом жизни и цыган, но и другими процессами. Такими, например, как коллективизация.
Нужно сказать, что революция стала для всех
слоев цыганского общества серьезным испытанием. Первыми пострадали от новой
власти зажиточные цыгане — купцы, домо- и землевладельцы. Ментальность цыган не
позволяла им вступать в открытую конфронтацию, жизнь рома всегда была дороже
имущества, поэтому даже оседлым цыганам, потерявшим все свое имущество,
приходилось покидать насиженные места и уходить «за звездой кочевой».
Ликвидация «буржуев», «кулаков» и
«господствующего класса» лишила цыган и их основной клиентуры. Закрывались
рестораны, людям уже было не до танцев и песен, огромные массы народа оказались
лицом к лицу с бедностью. Народ не мог платить ни за цыганские гадания, ни за
изделия, которые цыгане производили.
Советская власть «раскулачивала» цыган,
отбирала у них лошадей, имущество, но все было понапрасну — они никак не хотели
становиться на путь социализма.
Большой проблемой адаптации цыган к новому
строю стала и их религиозность. Даже те цыгане, которые волею судьбы
становились красными командирами или вступали в комсомол, продолжали держать в
своих домах «красный угол», крестили детей, венчались.
Советская власть выпускала для рома брошюры на
цыганском языке, где объяснялось, что «религия-опиум для народа», но… Не хотели
цыгане становиться частью коммунистического общества, да и не могли. Поэтому
подвергались репрессиям.
Паспортизация
Цыгане в первое время после революции даже
воспринимались советской властью как союзники. Большевики видели их бедность и
таборный коллективизм, ошибочно принимая их за признаки классовой близости.
На самом деле, цыгане были органически
аполитичны, они по определению не могли согласиться с классовой рознью, а уж
тем более с военной диктатурой. Ошибались большевики и в том, что раз цыгане
«бедные», то они должны ненавидеть «богатых». Напротив, именно существование
зажиточных людей всегда помогало цыганам выживать. К тому же цыгане с трепетом
относились к торговле и считали её не менее почетной, чем производительный
труд.
Естественно поэтому, что когда советская
власть осознала чуждость рома для себя, то они сразу были причислены к
«неблагонадежным элементам».
27 декабря 1932 года в СССР был введен
внутригосударственный паспорт. Только при получении прописки и этого документа
можно было получать продуктовые карточки.
Города были разделены на «открытые» и
«закрытые». Доступ в последние, был цыганам закрыт. Начались массовые
спецоперации по их отлову и высылке. Только в период с 23 июня по 3 июля 1933
года было арестовано и выслано 5470 цыган.
Цыган высылали в Норильск, берега Оби, станцию
Тайга, в Ухту. По всему Союзу проводились облавы по их отлову, цыган свозили в
барачные поселки. Те, кто бежал (а их было немало), получали лагерные сроки.
Монисто как валюта
Цыган в СССР обвиняли не только по
политическим статьям. В ходу также было обвинение их в незаконных валютных
операциях. Доходило до абсурда.
В 1934 году в Ленинграде арестовали
лудильщика, цыгана-кэлдэрара. У этих цыган весь доход обращался в золотые
украшения. Кроме традиционных обвинений в контрреволюционной деятельности и
шпионаже цыган был также осужден за скупку валюты. Все потому что кэлдэрары
делали монисто из иностранных монет. Лудильщик был обвинен на 10 лет,
конфисковал суд и его имущество.
В крупных городах подвергались облавам целые
артели лудильщиков. То, что было для цыган (прирожденных кузнецов) традиционных
ремеслом, для советской власти считалось манипуляцией с драгоценными металлами.
«Правонарушители» получали большие сроки.
Указ об оседлости
Коренным образом повлиял на жизнь цыган в СССР
указ об оседлости, который вышел 26 октября 1956 года. Полное название
документа было таким: Постановление Совета Министров РСФСР № 658 «О приобщении
к труду цыган, занимающихся бродяжничеством».
Важно в этом постановлении как то, что впервые
на государственном уровне цыган назвали цыганами, так и то, что именно по
национальному признаку теперь могли проводиться аресты.
Цыган продолжили отлавливать на улицах,
выносили обвинение в несанкционированной торговле (спекуляции), в тунеядстве.
Однако нужно сказать, что к тому времени
Постановление послужило цыганам в целом добрую службу. Многие из них уже были
вполне социализированы. Не особо афишируя своей национальности, они работали на
скромных должностях, на предприятиях и даже в колхозах.
Такой традиционный для цыган вид деятельности
как коневодство стал, в силу роста механизации труда, терять свою значимость.
Цыган заставляли продавать лошадей за бесценок, тех, кто оказывал сопротивление,
могли арестовать.
Впрочем, в целом этот этап истории цыган в
СССР сейчас расценивается ими даже с благодарностью. Государство старалось
помогать цыганам с трудоустройством, открывало школы, куда отправлялись учиться
цыганские дети, давало дома и земли, приучая «вольный народ» к оседлости.
Цыгане в моде
Справедливости ради нужно сказать, что с
цыганами в СССР не только боролись. Их также и любили. Стремясь их
социализировать, государство как могло старалось показать, что цыгане — свои.
Яшка-цыган из «Неуловимых мстителей» боролся
за советскую власть не с меньшим рвением, чем его русские товарищи. Государство
поддерживало цыганские коллективы (самый известный из них «Ромэн»),
лоббированием интересов цыган занималась Галина Брежнева.
Цыганская культура была неотделима от русской,
ни коллективизация, ни паспортизация, ни репрессии не смогли отвратить
советских людей от любви к цыганской музыке и их неподражаемым песням и танцам.
Цыганские ансамбли с успехом гастролировали по
городам Советского Союза, выходили телепередачи, посвященные цыганам. С большим
успехом на экранах страны шли художественные фильмы про жизнь цыган.
Молдавский режиссер Эмиль Лотяну снял
замечательные фильмы «Лэутары» и «Табор уходит в небо», а в 70-е годы на
телеэкраны вышла многосерийная лента «Цыган», где главную роль сыграл
прекрасный актер Михай Волонтир.
Лет десять назад отставной подполковник,
начинавший службу в качестве участкового, прочитал статью Ильи Полонскова: «ЦЫГАНСКИЙ
ВОПРОС»: ЕСТЬ ЛИ РЕШЕНИЕ?
«Цыган в России много. По разным данным – от
220 тысяч, о которых говорят итоги Всероссийской переписи населения 2010 года,
до полутора – двух миллионов человек по неофициальным данным.
Толком их никто не считал, да это и
невозможно. Наверное, нет такого города, где не было бы цыган. И что самое
главное – привычные русские цыгане («русска рома», как они себя называют)
постепенно уступают место многочисленным «чужеродным» группам цыганского
населения. Конечно, «русска рома» никуда не деваются, но сегодня мы в изобилии
встречаем скорее некоренных, мигрирующих, цыган – от узбеко-таджикских «люли»
до «мадьяров», проникающих в Россию с Западной Украины.
Именно мигранты составляют основную массу
попрошайничающего и гадающего населения вокзалов и базаров, часто попадают в
криминальные сводки.
История до сих пор не может с уверенностью
ответить на вопрос, где и когда появились цыгане и как они распространились по
свету. Когда-то их считали выходцами из Индии, или Северной Африки – с тех пор
в ряде европейских языков цыган именуют «египтянами» (Gypsies – на английском).
По мнению историка Надежды Деметр и её
соавтора художника Николая Бессонова, опубликовавших достаточно обстоятельную
работу об истории этого народа, цыгане примерно в Х веке начали мигрировать с
территории Северной Индии, при этом основная масса цыганского населения всё же
оседала поблизости: в Средней Азии, Иране, на Ближнем Востоке.
До сих пор там живут многочисленные группы
цыган – мусульман, называемых мугат или люли в Средней Азии, боша – в
Закавказье, дом – в арабских странах Ближнего Востока и Израиле.
Однако именно в Западной и Восточной Европе на
цыган традиционно обращается внимание. Само их присутствие в европейских
странах часто рассматривается как серьёзная проблема, обсуждение которой
простирается от обывательских кухонь до кулуаров Европарламента. Причина тому –
прежде всего сам специфический образ жизни значительной части цыган, упорно не
желающих ассимилироваться в среде обитания.
Во многих городах Европы, да и России, в том
числе, есть цыганские посёлки, представляющие собой достаточно интересное
зрелище. Это могут быть либо роскошнейшие дома, под стать дворцам индийских
раджей прошлых столетий, либо отвратительные лачуги, слепленные из подручного
материала, с полным отсутствием какой-либо инфраструктуры и коммуникаций.
Проживание в цыганском посёлке для его
обитателей фактически означает сегрегацию. Замкнутая этническая среда,
ограниченность связей с «внешним миром», отсутствие социальной инфраструктуры –
все эти факторы способствуют сохранению множества социальных проблем.
Нищета, безработица, малограмотность или даже
полная неграмотность, инфекционные болезни – далеко не весь перечень
социального негатива, присущего практически каждому цыганскому посёлку,
находись он в Венгрии, Румынии или России.
Как только не пыталась Европа решить
«цыганский вопрос» на протяжении последних нескольких столетий. Начиная с
XV–XVI веков практически в каждой европейской стране принимается, анти
цыганский закон, начинаются массовые отловы цыган с последующим наказанием – от
обращения в рабство в румынских господарствах до смертной казни для лиц
старше 18 лет в Пруссии.
Все эти меры, накладываясь на традиционную
замкнутость цыган, их этнические и антропологические отличия от европейцев,
способствовали ещё большей сегрегации и маргинализации цыганских групп
населения.
Как то решить проблему цыган пытались
советская власть, а затем – социалистические режимы стран Восточной Европы. В
целом, цыгане оставались индифферентными к Революции 1917 года: конечно,
«Яшки-цыганы» были не только в фильме «Неуловимые мстители», но особой страницы
в революционную летопись, в отличие от евреев, армян или грузин, цыгане не
внесли.
Тем не менее, Советский Союз достаточно
активно взялся за социализацию цыган. Создавались цыганские колхозы, принимались
меры по закреплению цыган в конкретных населённых пунктах.
В послевоенный период советская политика по
переводу цыган на оседлый образ жизни была, с некоторыми нюансами, воспринята в
странах «социалистического блока».
По инициативе президента Николя Саркози из
Франции депортировали румынских и венгерских цыган Восточная Европа имеет свою
долгую и непростую «цыганскую историю». В Румынии, Венгрии, Чехословакии,
Болгарии, Югославии исторически проживало огромное количество цыган,
принадлежавших к различным этнокультурным группам. Пытаясь справиться с
бесконтрольным ростом цыганского населения, власти этих государств
предпринимали особые меры в отношении цыган – от насильственного закрепощения в
прошлом, до столь же насильственного перевода на оседлый образ жизни в ХХ веке.
В Чехословакии, в частности, цыганам выдавали
места для проживания в окрестностях тех промышленных предприятий, которые
испытывали острую нужду в рабочих. Так появлялись цыганские посёлки,
привязанные к конкретным заводам и фабрикам.
Крушение просоветских режимов в Восточной
Европе, повлекшее за собой кровавую войну в бывшей Югославии, развал
промышленности и обнищание населения в Румынии, Венгрии, на Украине, сильнее
всего ударило по цыганам.
Так, более чем трехмиллионное цыганское население
Румынии на 60% – безработные, а среди трудящихся почти все заняты
неквалифицированным трудом. Маргинализация привела к возрождению кочевого
образа жизни со всеми сопутствующими факторами. Волна цыганской миграции
захлестнула как более благополучные страны Западной Европы, так и Россию.
Естественно, что появление столь колоритных
мигрантов «возбудило» праворадикальную часть политически активных европейцев:
наиболее рьяные требуют вспомнить рецепт решения цыганского вопроса по Адольфу
Гитлеру и даже участвуют в нацистских выходках против цыган, более умеренные
ограничиваются призывами к тотальной депортации всех лиц цыганской
национальности.
Только куда их депортировать, если у цыган нет
своего государства? В Восточную Европу? Но румыны, словаки или болгары также не
рады давним соседям, как и французы или англичане.
Недавние погромы в Болгарии это прекрасно
продемонстрировали, и даже российские «леваки» в статье на сайте движения
«Автономное действие» были вынуждены подтвердить, что во многом в погромах
виноваты сами жертвы, доведшие болгар своим криминальным поведением.
Европейские левые всегда были сторонниками
либерального отношения к цыганам. Некоторые особо умные «романтики» из числа
анархиствующей молодёжи доходят даже до идеализации образа жизни «самой
свободной нации Европы».
По крайней мере, он часто встречает
восторженные отклики на левых форумах, хотя сомнительно, чтобы сами «леваки»
мечтали оказаться жителями цыганской стоянки, где до четверти таборитов могут
болеть туберкулезом или гепатитом, а смертность в молодом возрасте является
самым заурядным событием.
Более респектабельные социалисты, вроде
Соцпартии Франции, сперва, встали на защиту цыганских мигрантов из Румынии и
Венгрии, выселение которых, в 2010 году начало правительство Николя Саркози.
Однако общественное мнение всё же вынудило и правительство Франсуа Олланда к
продолжению депортационной политики, тем более, что чрезмерный либерализм в
данном случае угрожал массовым исходом электората в правый лагерь.
Выселяя цыган из Франции, власть страны
повышает популярность среди граждан, отказывается от необходимости тратить
денежные средства на решение многочисленных социальных проблем цыганских
мигрантов.
Однако есть ли перспективы у цыган в Румынии?
Как следует предполагать, в Румынии и других государствах Балкан цыгане жить не
будут. Депортация из Европы обернется «маршем на Восток» сотен тысяч румынских,
венгерских, словацких цыган.
Надо заметить, что так называемые «мадьяры»
уже давно кочуют по бескрайним просторам «шестой части суши». «Мадьяры» в
данном случае – не венгры, а венгерские цыгане. Они забыли свой цыганский язык
и говорят на венгерском, у них венгерские имена и фамилии, кальвинистское или
католическое вероисповедание. Образ жизни и традиции, помимо внешнего вида, – единственное,
что отличает их от венгров.
Выходцы из западно украинских местечек в
районе городов Берегово и Мукачево, соседних районов Венгрии и Словакии,
«мадьяры» после крушения соцлагеря оказались едва ли не в наихудшем положении
среди других цыган. Закарпатье и так никогда не было промышленно развитым и
богатым регионом, а распад соцлагеря усугубил его социальные проблемы. В целом
по Венгрии безработица среди цыган достигает 70%, в некоторых цыганских
посёлках не имеет работы фактически 100% взрослого трудоспособного населения. В
результате социального коллапса «мадьярам» не оставалось иного пути, как
вернуться к кочевому образу жизни.
С трудом решающая свои собственные
экономические проблемы Украина думает о благополучии своих граждан –
закарпатских цыган в самую последнюю очередь. Закономерно, что в Россию с её
фактической прозрачностью границ и отсутствием чёткой политики по решению
проблем нелегальной иммиграции, направляются цыгане из Закарпатья. Палаточные
стоянки «мадьяр» появились на окраинах многих городов страны, а сама среда
неграмотных и не имеющих профессии мигрантов стремительно криминализовалась.
Обычным делом стали попрошайничество на
вокзалах и в транспорте, карманные кражи, в некоторых случаях – и более
серьёзные преступления. Конечно, это отнюдь не способствует росту толерантного
отношения к цыганам в российском обществе.
Впрочем, другая группа кочующих по стране
цыган – среднеазиатские «мугат», они же «люли», пёстрые халаты и тюбетейки
которых позволяют обывателю путать их с таджиками или узбеками, более
безобидны. Их занятия сводятся к детскому и женскому попрошайничеству,
периодическим «шабашным» работам мужчин разнорабочими и грузчиками.
Этнографы, бывавшие на стоянках «мугат»/«люли»
отмечают их дружелюбие и меньшую криминализованность – кто знает, может эти
черты привиты им в более толерантной к единоверцам, пусть и несколько странным,
Средней Азии?
Отсутствие разработанной «цыганской политики»
– один из главных просчетов России в сфере межнациональных отношений. В
постсоветский период власть фактически бросила эту проблемную нацию на произвол
судьбы, и эта невнимательность моментально принесла плоды в виде архаизации и
сегрегации цыганских общностей в регионах России. Социальная политика
государства игнорирует цыган.
Более активная и обеспеченная часть цыган
«выкручивается» как может и живет зачастую на высоком уровне, вопрос только в
происхождении средств – далеко не у всех это результаты легального бизнеса.
Хотя встречаются среди цыган России и представители самых разных профессий, в
том числе есть и немногочисленная национальная интеллигенция. Здесь следует
отметить, что социальный статус цыган во многом – следствие принадлежности к
определенной цыганской этнической группе – т.н. «нэции». Так, «русска рома» или
украинские сэрвы – наиболее ассимилированная и зажиточная часть цыган, многие
из них фактически растворились в русскоязычной или украинской среде. Влахи,
кэлдэрары и другие группы румыно-молдавских цыган в большей степени верны
традиционному образу жизни.
Мадьяры или среднеазиатские мугат – наиболее
маргинальны. Значительная часть цыганского населения нашей страны живёт в
ужасающей нищете, полностью замкнувшись в своей среде или поддерживая контакты
лишь с маргинальным сегментом российского общества. Источником средств к существованию
для таких групп служат либо откровенный криминал, либо тяжёлый
неквалифицированный труд вроде сбора металлолома или сезонных полевых работ.
Отрицательное восприятие окружающими
заставляет цыган рефлексировать таким же негативом в отношении «гаджо» – не
цыган.
Так, несмотря на многовековое проживание цыган
в иноэтничном окружении, межнациональные браки в цыганской среде до сих пор
являются редкостью и встречают отторжение. Хотя бывают исключения – наиболее
люмпенизированные группы цыган могут принимать в свой состав маргиналов других
национальностей, каким-то образом примкнувших к табору. Здесь следует заметить,
что этническая идентичность цыган держится именно на их образе жизни.
Социальная депривация рождает сегрегацию цыганских сообществ, а уже в замкнутой
среде в полной мере генерируется и пренебрежительное отношение к окружающим не
цыганам, и специфическая криминальная психология, в большинстве своём находящая
отражение в реальной криминальной практике.
Можно с уверенностью заявлять о том, что
большая часть современных российских цыган живёт в своём параллельном мире, где
государственные законы не имеют никакого авторитета в сравнении с национальными
традициями, фактически отсутствуют образование, здравоохранение, социальная
защита.
Стоит ли говорить о том, что наличие таких
«анти-систем» на территории России отнюдь не укрепляет социальный порядок в
стране?
Что же делает государство для решения данной проблемы? Как мы видим –
ничего, кроме периодических полицейских рейдов в цыганские посёлки, арестов
наркоторговцев или мошенников.
Вместо разработки социальной политики,
направленной на возрождение школьного образования, обучение граждан России
цыганской национальности профессиям, их трудоустройство, лечение, организацию
нормального социального обеспечения цыганских посёлков, – бесконечные стенания
в газетах о «криминальной» предрасположенности цыган.
Вместо пресечения нелегальной миграции и
депортации всех находящихся на территории страны румынских, венгерских,
молдавских нелегалов – лишённые смысла рейды с проверкой отсутствующих
документов, увозом части беспаспортных в спецприёмники с последующим
«триумфальным возвращением» в табор через несколько дней.
Борьба со следствием, как всегда, подменяет
борьбу с причинами. Крайне высокая рождаемость и миграционная мобильность
делают «цыганский вопрос» актуальным не только для стран Восточной Европы, но и
для России. Растёт численность цыганского населения страны, появляются
социальные проблемы, могущие служить источником конфликтов – как это было в
уральской Сагре. И возможность решения этих проблем практически всецело зависит
от государства.
Социальная модернизация цыганских общностей
(развитие социальной инфраструктуры в местах компактного проживания цыган,
создание рабочих мест, поощряемая интеграция в российское общество), с одной
стороны, меры правоохранительного характера в отношении преступников – с другой
стороны, будут способствовать эффективному решению проблемы.
Он почувствовал, как вспотел, высохло во рту,
ещё не открывая глаз, он попытался смочить языком нёбо, получилось со второго
раза, он попытался повернуться на правый бок, но от боли в плече застонал и
животе.
В 1969
году, ему, молодому участковому инспектору, по долгу службы, нужно было
проверить несколько адресов, где проживали ранее судимые граждане. По одному из
них, он, представившись хозяину квартиры, ранее судимому Брызгалову, вошёл в
комнату и увидел на столе разбросанные золотые украшения.
В течение последнего месяца, группа лиц
грабила ювелирные магазины, участковый понял, что это и есть та банда, он сделал шаг назад, увидев в руках одного из
преступников пистолет «ТТ», но в это время, сзади его, услышал крик:
- Убью,
легавый!
Участковый успел выхватить свой «Макаров» из
кобуры, он знал, что у него один патрон в патроннике.
Выстрелы прозвучали одновременно, он попал в
сердце Брызгалову, а тот из обреза одноствольного ружья попал ему в живот.
Участковый сумел выстрелить ещё два раза в
выбегающих из комнаты подельников.
Соседи, услышав выстрелы, позвонили в милицию.
Операцию участковому делали четыре часа, вырезали
часть кишечника. Через пять месяцев он вернулся к исполнению обязанностей. Но с
тех пор, к непогоде и после большой физической нагрузки он чувствовал боль в
животе. А с возрастом, стали болеть суставы, особенно правое плечо и шея.
Вчера выпало так много снега, что пришлось три
часа чистить во дворе своего небольшого дома расположенного в садовом обществе,
за калиткой и воротами навеса для машины.
Он почувствовал, что жена осторожно гладит его
по плечу, и шепчет: «Тебе опять приснилась милиция»?
Этот сон ему снится всегда, после тяжёлой
работы. Он хорошо помнил этот сон: Я всегда становлюсь «крайним», подумал он,
выходя из кабинета начальника городского отдела. Вот опять его ругали за рост
преступности на участке обслуживания. А что он может сделать, только вчера
сумел, наконец, пересчитать, сколько приезжих цыган из Молдавии поселилось в
подвале многоэтажного дома на улице Пионерской.
За всю историю СССР не было народа, который бы
настолько не соответствовал советскому строю, как цыгане. Они жили как будто бы
в стороне от всего, им абсолютно не было дела ни до политики, ни до классовой
розни. Власть считала их «чужаками» и с ними боролась…
Такого народа как цыгане не существует. Это
собирательное название нескольких этнических групп. Себя цыгане называют рома
(ударение на последний слог). Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в
Византии, которая Византией стала называться только после своего падения. До
этого она мыслилась частью римской цивилизации.
Распространенное «Ромале» — звательный падеж от
этнонима «рома».
Такого народа как цыгане больше нет, они одни
такие, вольнолюбивые, склонные к кочевой жизни, невероятно музыкальные.
Кажется, они открыты для общения и душа у них всегда нараспашку, но это не так.
Рома — закрытая система, чужаков они в свою
таборную жизнь не пускают. С древних времен их система мировосприятия сохраняет
кастовую ментальность. Для цыган существуют они сами («рома») и все остальные
(«гадже»).
Цыгане не ведут письменной истории, все
события переживаются ими в своем тесном кругу. За свою историю они перенесли не
меньше бедствий, чем другие народы, но предпочитали переносить свое горе молча,
особо не афишируя своей трагедии. Так было и во время геноцида рома,
устроенного нацистами, и во время борьбы с цыганским образом жизни советской
системы.
Коллективизация
Перепись цыган никогда не могла дать
точно статистической картины, поскольку документов у цыган долгое время не
было. Кочевой образ жизни также не располагал к тому, чтобы произвести точный
подсчет рома.
О том, насколько могли различаться цифры
статистики, могут сказать такие цифры: по результатам переписи 1926 года в СССР
была зарегистрирована 61 тысяча цыган, по переписи 1937 года — немногим больше
двух тысяч.
Очевидно, что такая разница была связана не
только с кочевым образом жизни и цыган, но и другими процессами. Такими, например, как коллективизация.
Нужно сказать, что революция стала для всех
слоев цыганского общества серьезным испытанием. Первыми пострадали от новой
власти зажиточные цыгане — купцы, домо- и землевладельцы. Ментальность цыган не
позволяла им вступать в открытую конфронтацию, жизнь рома всегда была дороже
имущества, поэтому даже оседлым цыганам, потерявшим все свое имущество,
приходилось покидать насиженные места и уходить «за звездой кочевой».
Ликвидация «буржуев», «кулаков» и
«господствующего класса» лишила цыган и их основной клиентуры. Закрывались
рестораны, людям уже было не до танцев и песен, огромные массы народа оказались
лицом к лицу с бедностью. Народ не мог платить ни за цыганские гадания, ни за
изделия, которые цыгане производили.
Советская власть «раскулачивала» цыган,
отбирала у них лошадей, имущество, но все было понапрасну — они никак не хотели
становиться на путь социализма.
Большой проблемой адаптации цыган к новому
строю стала и их религиозность. Даже те цыгане, которые волею судьбы
становились красными командирами или вступали в комсомол, продолжали держать в
своих домах «красный угол», крестили детей, венчались.
Советская власть выпускала для рома брошюры на
цыганском языке, где объяснялось, что «религия-опиум для народа», но… Не хотели
цыгане становиться частью коммунистического общества, да и не могли. Поэтому
подвергались репрессиям.
Паспортизация
Цыгане в первое время после революции даже
воспринимались советской властью как союзники. Большевики видели их бедность и
таборный коллективизм, ошибочно принимая их за признаки классовой близости.
На самом деле, цыгане были органически
аполитичны, они по определению не могли согласиться с классовой рознью, а уж
тем более с военной диктатурой. Ошибались большевики и в том, что раз цыгане
«бедные», то они должны ненавидеть «богатых». Напротив, именно существование
зажиточных людей всегда помогало цыганам выживать. К тому же цыгане с трепетом
относились к торговле и считали её не менее почетной, чем производительный
труд.
Естественно поэтому, что когда советская
власть осознала чуждость рома для себя, то они сразу были причислены к
«неблагонадежным элементам».
27 декабря 1932 года в СССР был введен
внутригосударственный паспорт. Только при получении прописки и этого документа
можно было получать продуктовые карточки.
Города были разделены на «открытые» и
«закрытые». Доступ в последние, был цыганам закрыт. Начались массовые
спецоперации по их отлову и высылке. Только в период с 23 июня по 3 июля 1933
года было арестовано и выслано 5470 цыган.
Цыган высылали в Норильск, берега Оби, станцию
Тайга, в Ухту. По всему Союзу проводились облавы по их отлову, цыган свозили в
барачные поселки. Те, кто бежал (а их было немало), получали лагерные сроки.
Монисто как валюта
Цыган в СССР обвиняли не только по
политическим статьям. В ходу также было обвинение их в незаконных валютных
операциях. Доходило до абсурда.
В 1934 году в Ленинграде арестовали
лудильщика, цыгана-кэлдэрара. У этих цыган весь доход обращался в золотые
украшения. Кроме традиционных обвинений в контрреволюционной деятельности и
шпионаже цыган был также осужден за скупку валюты. Все потому что кэлдэрары
делали монисто из иностранных монет. Лудильщик был обвинен на 10 лет,
конфисковал суд и его имущество.
В крупных городах подвергались облавам целые
артели лудильщиков. То, что было для цыган (прирожденных кузнецов) традиционных
ремеслом, для советской власти считалось манипуляцией с драгоценными металлами.
«Правонарушители» получали большие сроки.
Указ об оседлости
Коренным образом повлиял на жизнь цыган в СССР
указ об оседлости, который вышел 26 октября 1956 года. Полное название
документа было таким: Постановление Совета Министров РСФСР № 658 «О приобщении
к труду цыган, занимающихся бродяжничеством».
Важно в этом постановлении как то, что впервые
на государственном уровне цыган назвали цыганами, так и то, что именно по
национальному признаку теперь могли проводиться аресты.
Цыган продолжили отлавливать на улицах,
выносили обвинение в несанкционированной торговле (спекуляции), в тунеядстве.
Однако нужно сказать, что к тому времени
Постановление послужило цыганам в целом добрую службу. Многие из них уже были
вполне социализированы. Не особо афишируя своей национальности, они работали на
скромных должностях, на предприятиях и даже в колхозах.
Такой традиционный для цыган вид деятельности
как коневодство стал, в силу роста механизации труда, терять свою значимость.
Цыган заставляли продавать лошадей за бесценок, тех, кто оказывал сопротивление,
могли арестовать.
Впрочем, в целом этот этап истории цыган в
СССР сейчас расценивается ими даже с благодарностью. Государство старалось
помогать цыганам с трудоустройством, открывало школы, куда отправлялись учиться
цыганские дети, давало дома и земли, приучая «вольный народ» к оседлости.
Цыгане в моде
Справедливости ради нужно сказать, что с
цыганами в СССР не только боролись. Их также и любили. Стремясь их
социализировать, государство как могло старалось показать, что цыгане — свои.
Яшка-цыган из «Неуловимых мстителей» боролся
за советскую власть не с меньшим рвением, чем его русские товарищи. Государство
поддерживало цыганские коллективы (самый известный из них «Ромэн»),
лоббированием интересов цыган занималась Галина Брежнева.
Цыганская культура была неотделима от русской,
ни коллективизация, ни паспортизация, ни репрессии не смогли отвратить
советских людей от любви к цыганской музыке и их неподражаемым песням и танцам.
Цыганские ансамбли с успехом гастролировали по
городам Советского Союза, выходили телепередачи, посвященные цыганам. С большим
успехом на экранах страны шли художественные фильмы про жизнь цыган.
Молдавский режиссер Эмиль Лотяну снял
замечательные фильмы «Лэутары» и «Табор уходит в небо», а в 70-е годы на
телеэкраны вышла многосерийная лента «Цыган», где главную роль сыграл
прекрасный актер Михай Волонтир.
Лет десять назад отставной подполковник,
начинавший службу в качестве участкового, прочитал статью Ильи Полонскова: «ЦЫГАНСКИЙ
ВОПРОС»: ЕСТЬ ЛИ РЕШЕНИЕ?
«Цыган в России много. По разным данным – от
220 тысяч, о которых говорят итоги Всероссийской переписи населения 2010 года,
до полутора – двух миллионов человек по неофициальным данным.
Толком их никто не считал, да это и
невозможно. Наверное, нет такого города, где не было бы цыган. И что самое
главное – привычные русские цыгане («русска рома», как они себя называют)
постепенно уступают место многочисленным «чужеродным» группам цыганского
населения. Конечно, «русска рома» никуда не деваются, но сегодня мы в изобилии
встречаем скорее некоренных, мигрирующих, цыган – от узбеко-таджикских «люли»
до «мадьяров», проникающих в Россию с Западной Украины.
Именно мигранты составляют основную массу
попрошайничающего и гадающего населения вокзалов и базаров, часто попадают в
криминальные сводки.
История до сих пор не может с уверенностью
ответить на вопрос, где и когда появились цыгане и как они распространились по
свету. Когда-то их считали выходцами из Индии, или Северной Африки – с тех пор
в ряде европейских языков цыган именуют «египтянами» (Gypsies – на английском).
По мнению историка Надежды Деметр и её
соавтора художника Николая Бессонова, опубликовавших достаточно обстоятельную
работу об истории этого народа, цыгане примерно в Х веке начали мигрировать с
территории Северной Индии, при этом основная масса цыганского населения всё же
оседала поблизости: в Средней Азии, Иране, на Ближнем Востоке.
До сих пор там живут многочисленные группы
цыган – мусульман, называемых мугат или люли в Средней Азии, боша – в
Закавказье, дом – в арабских странах Ближнего Востока и Израиле.
Однако именно в Западной и Восточной Европе на
цыган традиционно обращается внимание. Само их присутствие в европейских
странах часто рассматривается как серьёзная проблема, обсуждение которой
простирается от обывательских кухонь до кулуаров Европарламента. Причина тому –
прежде всего сам специфический образ жизни значительной части цыган, упорно не
желающих ассимилироваться в среде обитания.
Во многих городах Европы, да и России, в том
числе, есть цыганские посёлки, представляющие собой достаточно интересное
зрелище. Это могут быть либо роскошнейшие дома, под стать дворцам индийских
раджей прошлых столетий, либо отвратительные лачуги, слепленные из подручного
материала, с полным отсутствием какой-либо инфраструктуры и коммуникаций.
Проживание в цыганском посёлке для его
обитателей фактически означает сегрегацию. Замкнутая этническая среда,
ограниченность связей с «внешним миром», отсутствие социальной инфраструктуры –
все эти факторы способствуют сохранению множества социальных проблем.
Нищета, безработица, малограмотность или даже
полная неграмотность, инфекционные болезни – далеко не весь перечень
социального негатива, присущего практически каждому цыганскому посёлку,
находись он в Венгрии, Румынии или России.
Как только не пыталась Европа решить
«цыганский вопрос» на протяжении последних нескольких столетий. Начиная с
XV–XVI веков практически в каждой европейской стране принимается, анти
цыганский закон, начинаются массовые отловы цыган с последующим наказанием – от
обращения в рабство в румынских господарствах до смертной казни для лиц
старше 18 лет в Пруссии.
Все эти меры, накладываясь на традиционную
замкнутость цыган, их этнические и антропологические отличия от европейцев,
способствовали ещё большей сегрегации и маргинализации цыганских групп
населения.
Как то решить проблему цыган пытались
советская власть, а затем – социалистические режимы стран Восточной Европы. В
целом, цыгане оставались индифферентными к Революции 1917 года: конечно,
«Яшки-цыганы» были не только в фильме «Неуловимые мстители», но особой страницы
в революционную летопись, в отличие от евреев, армян или грузин, цыгане не
внесли.
Тем не менее, Советский Союз достаточно
активно взялся за социализацию цыган. Создавались цыганские колхозы, принимались
меры по закреплению цыган в конкретных населённых пунктах.
В послевоенный период советская политика по
переводу цыган на оседлый образ жизни была, с некоторыми нюансами, воспринята в
странах «социалистического блока».
По инициативе президента Николя Саркози из
Франции депортировали румынских и венгерских цыган Восточная Европа имеет свою
долгую и непростую «цыганскую историю». В Румынии, Венгрии, Чехословакии,
Болгарии, Югославии исторически проживало огромное количество цыган,
принадлежавших к различным этнокультурным группам. Пытаясь справиться с
бесконтрольным ростом цыганского населения, власти этих государств
предпринимали особые меры в отношении цыган – от насильственного закрепощения в
прошлом, до столь же насильственного перевода на оседлый образ жизни в ХХ веке.
В Чехословакии, в частности, цыганам выдавали
места для проживания в окрестностях тех промышленных предприятий, которые
испытывали острую нужду в рабочих. Так появлялись цыганские посёлки,
привязанные к конкретным заводам и фабрикам.
Крушение просоветских режимов в Восточной
Европе, повлекшее за собой кровавую войну в бывшей Югославии, развал
промышленности и обнищание населения в Румынии, Венгрии, на Украине, сильнее
всего ударило по цыганам.
Так, более чем трехмиллионное цыганское население
Румынии на 60% – безработные, а среди трудящихся почти все заняты
неквалифицированным трудом. Маргинализация привела к возрождению кочевого
образа жизни со всеми сопутствующими факторами. Волна цыганской миграции
захлестнула как более благополучные страны Западной Европы, так и Россию.
Естественно, что появление столь колоритных
мигрантов «возбудило» праворадикальную часть политически активных европейцев:
наиболее рьяные требуют вспомнить рецепт решения цыганского вопроса по Адольфу
Гитлеру и даже участвуют в нацистских выходках против цыган, более умеренные
ограничиваются призывами к тотальной депортации всех лиц цыганской
национальности.
Только куда их депортировать, если у цыган нет
своего государства? В Восточную Европу? Но румыны, словаки или болгары также не
рады давним соседям, как и французы или англичане.
Недавние погромы в Болгарии это прекрасно
продемонстрировали, и даже российские «леваки» в статье на сайте движения
«Автономное действие» были вынуждены подтвердить, что во многом в погромах
виноваты сами жертвы, доведшие болгар своим криминальным поведением.
Европейские левые всегда были сторонниками
либерального отношения к цыганам. Некоторые особо умные «романтики» из числа
анархиствующей молодёжи доходят даже до идеализации образа жизни «самой
свободной нации Европы».
По крайней мере, он часто встречает
восторженные отклики на левых форумах, хотя сомнительно, чтобы сами «леваки»
мечтали оказаться жителями цыганской стоянки, где до четверти таборитов могут
болеть туберкулезом или гепатитом, а смертность в молодом возрасте является
самым заурядным событием.
Более респектабельные социалисты, вроде
Соцпартии Франции, сперва, встали на защиту цыганских мигрантов из Румынии и
Венгрии, выселение которых, в 2010 году начало правительство Николя Саркози.
Однако общественное мнение всё же вынудило и правительство Франсуа Олланда к
продолжению депортационной политики, тем более, что чрезмерный либерализм в
данном случае угрожал массовым исходом электората в правый лагерь.
Выселяя цыган из Франции, власть страны
повышает популярность среди граждан, отказывается от необходимости тратить
денежные средства на решение многочисленных социальных проблем цыганских
мигрантов.
Однако есть ли перспективы у цыган в Румынии?
Как следует предполагать, в Румынии и других государствах Балкан цыгане жить не
будут. Депортация из Европы обернется «маршем на Восток» сотен тысяч румынских,
венгерских, словацких цыган.
Надо заметить, что так называемые «мадьяры»
уже давно кочуют по бескрайним просторам «шестой части суши». «Мадьяры» в
данном случае – не венгры, а венгерские цыгане. Они забыли свой цыганский язык
и говорят на венгерском, у них венгерские имена и фамилии, кальвинистское или
католическое вероисповедание. Образ жизни и традиции, помимо внешнего вида, – единственное,
что отличает их от венгров.
Выходцы из западно украинских местечек в
районе городов Берегово и Мукачево, соседних районов Венгрии и Словакии,
«мадьяры» после крушения соцлагеря оказались едва ли не в наихудшем положении
среди других цыган. Закарпатье и так никогда не было промышленно развитым и
богатым регионом, а распад соцлагеря усугубил его социальные проблемы. В целом
по Венгрии безработица среди цыган достигает 70%, в некоторых цыганских
посёлках не имеет работы фактически 100% взрослого трудоспособного населения. В
результате социального коллапса «мадьярам» не оставалось иного пути, как
вернуться к кочевому образу жизни.
С трудом решающая свои собственные
экономические проблемы Украина думает о благополучии своих граждан –
закарпатских цыган в самую последнюю очередь. Закономерно, что в Россию с её
фактической прозрачностью границ и отсутствием чёткой политики по решению
проблем нелегальной иммиграции, направляются цыгане из Закарпатья. Палаточные
стоянки «мадьяр» появились на окраинах многих городов страны, а сама среда
неграмотных и не имеющих профессии мигрантов стремительно криминализовалась.
Обычным делом стали попрошайничество на
вокзалах и в транспорте, карманные кражи, в некоторых случаях – и более
серьёзные преступления. Конечно, это отнюдь не способствует росту толерантного
отношения к цыганам в российском обществе.
Впрочем, другая группа кочующих по стране
цыган – среднеазиатские «мугат», они же «люли», пёстрые халаты и тюбетейки
которых позволяют обывателю путать их с таджиками или узбеками, более
безобидны. Их занятия сводятся к детскому и женскому попрошайничеству,
периодическим «шабашным» работам мужчин разнорабочими и грузчиками.
Этнографы, бывавшие на стоянках «мугат»/«люли»
отмечают их дружелюбие и меньшую криминализованность – кто знает, может эти
черты привиты им в более толерантной к единоверцам, пусть и несколько странным,
Средней Азии?
Отсутствие разработанной «цыганской политики»
– один из главных просчетов России в сфере межнациональных отношений. В
постсоветский период власть фактически бросила эту проблемную нацию на произвол
судьбы, и эта невнимательность моментально принесла плоды в виде архаизации и
сегрегации цыганских общностей в регионах России. Социальная политика
государства игнорирует цыган.
Более активная и обеспеченная часть цыган
«выкручивается» как может и живет зачастую на высоком уровне, вопрос только в
происхождении средств – далеко не у всех это результаты легального бизнеса.
Хотя встречаются среди цыган России и представители самых разных профессий, в
том числе есть и немногочисленная национальная интеллигенция. Здесь следует
отметить, что социальный статус цыган во многом – следствие принадлежности к
определенной цыганской этнической группе – т.н. «нэции». Так, «русска рома» или
украинские сэрвы – наиболее ассимилированная и зажиточная часть цыган, многие
из них фактически растворились в русскоязычной или украинской среде. Влахи,
кэлдэрары и другие группы румыно-молдавских цыган в большей степени верны
традиционному образу жизни.
Мадьяры или среднеазиатские мугат – наиболее
маргинальны. Значительная часть цыганского населения нашей страны живёт в
ужасающей нищете, полностью замкнувшись в своей среде или поддерживая контакты
лишь с маргинальным сегментом российского общества. Источником средств к существованию
для таких групп служат либо откровенный криминал, либо тяжёлый
неквалифицированный труд вроде сбора металлолома или сезонных полевых работ.
Отрицательное восприятие окружающими
заставляет цыган рефлексировать таким же негативом в отношении «гаджо» – не
цыган.
Так, несмотря на многовековое проживание цыган
в иноэтничном окружении, межнациональные браки в цыганской среде до сих пор
являются редкостью и встречают отторжение. Хотя бывают исключения – наиболее
люмпенизированные группы цыган могут принимать в свой состав маргиналов других
национальностей, каким-то образом примкнувших к табору. Здесь следует заметить,
что этническая идентичность цыган держится именно на их образе жизни.
Социальная депривация рождает сегрегацию цыганских сообществ, а уже в замкнутой
среде в полной мере генерируется и пренебрежительное отношение к окружающим не
цыганам, и специфическая криминальная психология, в большинстве своём находящая
отражение в реальной криминальной практике.
Можно с уверенностью заявлять о том, что
большая часть современных российских цыган живёт в своём параллельном мире, где
государственные законы не имеют никакого авторитета в сравнении с национальными
традициями, фактически отсутствуют образование, здравоохранение, социальная
защита.
Стоит ли говорить о том, что наличие таких
«анти-систем» на территории России отнюдь не укрепляет социальный порядок в
стране?
Что же делает государство для решения данной проблемы? Как мы видим –
ничего, кроме периодических полицейских рейдов в цыганские посёлки, арестов
наркоторговцев или мошенников.
Вместо разработки социальной политики,
направленной на возрождение школьного образования, обучение граждан России
цыганской национальности профессиям, их трудоустройство, лечение, организацию
нормального социального обеспечения цыганских посёлков, – бесконечные стенания
в газетах о «криминальной» предрасположенности цыган.
Вместо пресечения нелегальной миграции и
депортации всех находящихся на территории страны румынских, венгерских,
молдавских нелегалов – лишённые смысла рейды с проверкой отсутствующих
документов, увозом части беспаспортных в спецприёмники с последующим
«триумфальным возвращением» в табор через несколько дней.
Борьба со следствием, как всегда, подменяет
борьбу с причинами. Крайне высокая рождаемость и миграционная мобильность
делают «цыганский вопрос» актуальным не только для стран Восточной Европы, но и
для России. Растёт численность цыганского населения страны, появляются
социальные проблемы, могущие служить источником конфликтов – как это было в
уральской Сагре. И возможность решения этих проблем практически всецело зависит
от государства.
Социальная модернизация цыганских общностей
(развитие социальной инфраструктуры в местах компактного проживания цыган,
создание рабочих мест, поощряемая интеграция в российское общество), с одной
стороны, меры правоохранительного характера в отношении преступников – с другой
стороны, будут способствовать эффективному решению проблемы.
Нет комментариев. Ваш будет первым!