В качестве наглядного пособия предлагаю рассмотреть пример: ЮРИЮ НИКУЛИНУ Великий комик. Мастер жеста, слова. Любая роль – шедевр. Не «загогулина». Как все ходили на футбол – на Черенкова, Так все в кино ходили – на Никулина. © Copyright: Олег Индейкин, 8 декабря 2014 Регистрационный номер № 000119933 Иногда «мэтр» не без ложной скромности, как ведущий конкурса предлагает читать его, внимательно изучать и учиться, и учиться. Воспользуемся столь любезным предложением. Ведь набираться опыта всегда удобней на чужих ошибках. На первый взгляд в произведении всё в норме: четыре строки и наличие рифм. 1.Если эпиграмма имеет посвящение конкретному лицу с именем и фамилией, да ещё в придачу с фотографией, это сразу занижает её в эстетическом плане. Нет интриги, нет маленькой тайны. Пропадает некий шарм. Все «карты» выложены на стол. Если бы адресата не было, можно было подумать, что речь идёт о Чаплине и далее раскручивать сюжет. Минус. 2.Выбор персонажа для эпиграммы. «Неприкасаемых», разумеется, нет. Писать сатиру на исторических героев России или современных, а также на «великих» - это либо дурной тон, либо не получится вовсе. 3.«Мастер жеста, слова». Назван «великим комиком», но арсенал его артистизма ограничен только жестом и словом (одним или несколькими непонятно). А ведь Юрий Владимирович всегда отличался очень живым, подвижным, пластичным лицом. Если вспомнить репризы в цирке или роли в «немых» фильмах. Он и прекрасный рассказчик, он и автор нескольких книг, он был ведущим на телевидении, он режиссёр и постановщик, он … многогранный талантливый человек. «Втиснуть» в одну строку великого артиста не получилось. Минус. 4.«Не загогулина». Если не изменяет память «загогулина» это что-то связанное с почерком. Но на всякий случай лучше заглянуть в словари. Ожегов считает, что это «замысловатая закорюка» и приводит пример: «росчерк с загогулиной». Ефремова указывает, что это нечто «замысловато изогнутое». У Семёнова – это «завитушка, кривая линия». По В.И.Далю - твердая закорючина, покляпость, балда. Это загогулистый парень, забубенный. Теперь следуя правилам ЕГЭ нужно выбрать один правильный ответ. Понятно, зачем автор выбрал такое «загогулистое» слово: хотелось срифмовать фамилию. Будь я с Никулиным даже «на короткой ноге», в знак уважения не решился бы сказать: «Юра, ты, не загогулина». Минус. 5.«Как все ходили на футбол – на Черенкова». Не принимается ни, как аксиома, ни, как аргумент. На демонстрации ходили все, не спорю. Футбол дело добровольное, чисто мужское. «На Черенкова» - оспорю. Болел за московское «Динамо». Моим «кумиром» был Лев Яшин. «Спартак» - не единственный футбольный клуб в мире. Минус. 6.«Так все в кино ходили – на Никулина». Ещё одно сомнительное утверждение. Великолепное творение Л.Гайдая: тройка «Трус, Балбес, Бывалый». Пока «великая троица» не распалась, ходить на одного Никулина было сложно. Фильм «Ко мне, Мухтар» не совсем удачный в карьере Ю.В.Никулина: комедийный актёр в серьёзной роли. 7.А теперь перейдём к самому интересному, к видеоряду. И посмотрим, как выглядит эпиграмма графически: -!-!-!-!-!- 11 слогов, ямб; -!-!-!---!-- 12 слогов; -!-!-!-!---!- 13 слогов; -!-!-!---!-- 12 слогов; Как видите по ритму и длине, совпадают только вторая и четвёртые строки. В первой и третьей строках явный дисбаланс. Стопы считать не будем. Минус. 8.Теперь о сатире. Где колкость, намёк, «шпилька». Обычный дифирамб. Выводы за вами.
|