Часть 1. О страстях.
Порывистая душа отца Аркадия не знала покоя. Он не избавился от страсти «обладания богатством», сребролюбия. Не знала покоя его душа никогда. Ни тогда, когда он был учеником духовного училища, - тогда нашел он аппарат для отливания свечей вручную и собранные в Храме восковые остатки выплавлял дома, получая свечи, которые затем относил на продажу в церковную лавочку к знакомой торговке, которая брала свечи по сходной цене. Так заводились у него лишние денежки. Ни когда женился перед самым посвящением во диаконы: со стороны будущей матушки Анастасии Александровны они получили однокомнатную квартиру, подаренную дочери её отцом (конечно, по настоятельным уговорам отца Аркадия). Когда они переехали с матушкой Анастасией в деревню, то квартиру стали сдавать внаем тем же студентам. И всегда, во всех этапах духовной и гражданской карьеры отец Аркадий оставался стяжателем, со школы он хранил большую фарфоровую копилку в форме свиньи, которая была почти полна, и в ней было только «серебро», ни одной медной монеты.
______________________
Для чего Бог попускает бесам искушать людей?
Бог попускает искушения для благих и премудрых целей, а именно:
1Для испытания нашего произволения: к чему оно больше располагается – к добродетели ли или к греховным удовольствиям.
2Для обнаруживания сокровенных свойств и расположений наших, которых мы иногда и сами в себе не понимаем.
3Для упражнения в добродетелях, наконец.
Всякий человек, по вступлении в этот мир, должен развивать и укреплять свои силы при помощи многотрудной деятельности, работе над собой, самовоспитанием.
Особенно нуждается в работе свободная воля человека, главная действующая сила души. Для развития воли и укрепления её, душа человека необходимо должна пройти поприща испытаний, встретить и преодолеть различные искушения, чтобы утвердится в добре, и отвратиться от зла.
Иначе, если бы стремление к добру, не встречая испытаний, искушений, само собою «по влечению природы» происходило, - тогда, такое расположение к добру не имело бы высокого нравственного достоинства. Было бы оно, как инстинкт – дело природы, а не актом свободного произволения человека. Человек сознательно избирает добро, предпочтительно пред нечистыми чувственными влечениями к удовольствиям, и тем человек славен перед Богом.
Без борьбы с искушениями это стремление к добру бывает нетвердо, медлительно, так как вообще всякая сила, как физическая, так и духовная, при встрече с противоборствующей силой больше возбуждается, напрягается к деятельности, к делам и посредством борьбы больше укрепляется.
___________________
И еще многое и многое узнал-прочитал отец Аркадий, будучи научен церковным наукам, еще будучи диаконом. А как только он получил посвящение в сан священника и стал настоятелем деревенского Храма, он тут же и позабыл о всякой борьбе со своими страстями, а предался предприимчивости в зарабатывании, «добыче богатства». Со свечами решилось за счет прихожанок и прихожан, нашлось помещение, в котором на электрической плитке плавили воск и разливали его в формы старушка со своим сыном, который приходил ей на подмогу. Деньги, выделяемые Епархией на свечи таким образом «экономились». Свои свечи изготавливались в избытке.
Решился вопрос с огородом, посадили капусту-морковку-свеклу, и поле картофеля, на земле, которую бывший колхоз выделил Храму. На выделенном участке оказались постройки: сарай и хлев, с маленькой печуркой для отопления. Когда-то в хлеву содержались коровы и свиньи. Непременно все было отремонтировано минимальными затратами и тоже за счет (руками) прихожан. А деньги отец Аркадий откладывал на большой дом, который намеревался строить на другой улице от Храма в стороне, на пригорке. Он это место присмотрел сразу же когда только приехал в это село.
И так бы было, как батюшка мечтал. Был бы построен большой коттедж, за высоким забором из профнастила, во дворе был бы сад с дорожками, пруд с фонтаном, газон с лавочкой-качелями и все атрибуты «богатой» жизни. Но судьба не ко всем благосклонна, иили благосклонна до поры до времени. Пришла отцу Аркадию черная полоса, – которая спутала все его планы и разрушила все его мечты.
________________________________
Село старинное, ставшее в советское время райцентром, выросло, расширилось и застроено было трёхэтажными домами из бетонных панелей, оно переименовалось в поселок городского типа. Изначально это было старинное купеческое поселение около небольшой речки Малёвки, построенное на нескольких холмах (по типу Рима, стоящего на семи холмах) с прудом-озером в центре. Это озеро образовывал постоянно текущий из склона холма родник, а речка Чернушка, с прозрачной водой, но с черным дном впадала в ту же Малёвку, замысловато обтекая холмы с улицами меж деревянных домов и участков-огородов.
На самом высоком холме, неподалеку от центрального пруда, вокруг которого и был центр, с административными зданиями, с автовокзалом и мощенной стариной площадью, стоял большой Храм иконы Божией Матери Владимирской, «Владимирский Храм», как называл его народ. А домик священника и церковный участок – на другую от пруда сторону, на пологом склоне. Тут был обширный сад, огороженный восстановленной старинной оградой из кирпичных столбов и железных прутьев между ними. В саду, под стенами Храма приятно было посидеть в беседке, также старинной восстановленной, и подумать, взирая на всю прекрасную окрестность в закатной тишине. Домики поселка с разноцветными крышами утопали в зелени садов, а на соседнем пониже холме стояли почти квадратные новые панельные дома с ровными асфальтированными улицами. Этот контраст старой деревенской жизни с новым городским микрорайоном, добавлял в рассуждения отца Аркадия странности: как город соединился тут с деревней….
А подумать было над чем. В одночасье он потерял всё.
Так уж случилось. Несмотря на возросшую популярность религии и увеличившийся приход в Храм людей не увеличивал, однако, доходы отца Аркадия. Дорожала сама жизнь, возрастали тарифы за свет за газ и всё остальное. Спонсоров, жертвователей в далекой провинции не находилось. А он начал уже строительство своего особняка на окраине поселка. Первым делом огородил участок высоким забором из зеленого цвета профнастила. Но дальше фундамента работа не пошла. Платить рабочим было нечем, и последнюю зарплату он не смог выплатить, остался должен бригаде из местных жителей.
Тогда пришла отцу Аркадию идея – развести коров и продавать молоко и масло и творог. Матушка Анастасия Александровна поддержала его. Прикупили телочек, молодых коров в соседнем совхозе, потратив Епархиальные деньги. Стали читать журналы о животноводстве. И вскоре, к местным пастухам, в местное деревенское стадо стали отправлять 5 «поповских» коровок. Прихожанки пожилые, в поддержку матушке, помогали по хозяйству: и доить коров и молоко разливать и творог изготавливать.
Всё шло в гору «до поры до времени», как вдруг обнаружилось, что некоторые коровы в деревенском стаде заболели бруцеллёзом. Болезнь не коснулась всех коров при ветеринарной проверке. Но, как назло, - «поповские» коровы тоже встали под подозрение. И «проклятые» обыватели «поселка городского типа» оказались чрезвычайно мнительными и с редким единодушием перестали покупать на рынке молоко и масло, и творог у «поповского» прилавка.
А для продажи молока отец Аркадий «купил» отдельный прилавок в рыночных торговых рядах. Он даже нанял из прихожан пастуха, который отдельно пас «поповских» коров. Но ничего не помогало. Над «поповским» прилавком, сбоку на столбе, отец Аркадий повесил объявление с объяснением крупными буквами: коровы, мол, пасутся отдельно, ухожены и молоко чистое природное. Слухи по селу разносятся быстро. И вроде бы всё стало налаживаться.
Но природа, один раз взбунтовавшись, не оставила своей затеи – всё порушить отцу Аркадию. Коровы все-таки заболели и пришлось их сдать срочно на мясо перекупщикам, пока никто не узнал.
Вся эта «возня» со стадом коров приносила множество хлопот матушке Анастасии. И тут она заболела. Слегла. А отец Аркадий, занятый на вызовах по освящению новых домов богатеющих людей, на освящении их автомобилей, читая молитвы для освящения телеги. Понадеялся на Бога и на природную медицину. Прихожанки взялись за лечение матушки травами, отварами, - отчего болезнь только запустили. Оказалось это не был бруцеллез, как все думали так поначалу: что матушка Анастасия заразилась от коров, которых доила. В больнице, куда матушку увезли с температурой 40 градусов выяснилось, что это была «мышиная лихорадка» - так в народе называют геморрагическую лихорадку с почечным синдромом. А при запущенности она оказалась смертельной. Умерла матушка Анастасия в больнице.
Так остался батюшка один на белом свете. Оставалось только уйти в монастырь. Но он уже начал сомневаться в Боге вообще, разуверился совсем.
________________
В старинных Храмах (а «Владимирская церковь» была старинной) на входе на стенах нарисованы были картины-фрески с обеих сторон. На правой стене было изображение рая, с ангелами гудящими в трубы…, а с левой стороны было изображение ада и «иже с ним»: котел кипящий, с пламенем под ним, с чертями с козлиными мордами и с острыми рогами. Была там картина лубок, довольно большая, чудом сохранившаяся, принесенная кем-то из прихожан – «Зерцало грешного», такие печатали с медных досок в 19 веке.
«Лубок ясно показывал бренность всего земного. По верхнему его ряду шли четыре рисунка, с надписью церковно славянской вязью. Рисунки значительные и умиротворяющие душу:
«Сим молитву деет (делает),
Хам пшеницу сеет,
Иафет власть имеет,
Смерть всем владеет»
Смерть была с косою в одной руке и песочными часами в другой. Она была изображена как скелет в анатомическом классе медицинского училища, как бы из протезов и ортопедических частей и стояла, широко расставив ноги на холмах, над пустой землей».
Такое совпадение было не случайно, - подумалось отцу Аркадию о том, что он прочитал в своей любимой книге. Это была книжка случайно купленная им по молодости лет и которую он прятал от всех. «Текст печатается по изданию «Художественная литература», 1956 года. И было, что с одной стороны до половины книги был один роман авторов, а потом надо было книгу перевернуть, потому что другой роман начинался с другой стороны. В самой середине книги находилось оглавление романов, страницы одного из них были перевернуты. Оригинальное издание отцу Аркадию нравилось, нравились и сами оба романа. И вот. Он увидел, что вся его жизнь проходит в точности по тексту авторов. Оставалось только ему уйти в монастырь, а потом стать пустынником-отшельником.
«Вся жизнь – есть жертва», – думал отец Аркадий, перечитывая строки романа.
Он не разделял оптимизма главного героя романа:
«Жизнь! – сказал главный герой. – Жертва! Что вы знаете о жизни и о жертвах? Вы думаете, что если вас выселили из особняка, вы знаете жизнь? (особняк отец Аркадий заиметь не успел, не смог). И если у вас реквизировали поддельную китайскую вазу, то это жертва? (у отца Аркадия потеря жены, которую он мало любил, а может и не любил вовсе, было жертвой бОльшей).
Жизнь, господа…, это сложная штука, но, господа…, эта сложная штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. Кто не может открыть, тот пропадает», - говорил главный герой. И далее шел рассказ о монахе-схимнике, который знали все в 19 веке. О том как гусар-офицер, дворянин, имея награды царские и богатство – бросил всё и ушел в монастырь. Там он принял схиму и удалился в затвор в пещеру в отдаленный скит. Эту историю кто только не описывал: и Лев Толстой описал в своем рассказе «Отец Сергий» и это кончилось все-равно тем, что монах тот разуверился, у Льва Толстого монах отрубает себе палец, чтобы избавится от соблазна, но все-равно соблазняется и совершает грехопадение.
Так что принятое было отцом Аркадием решение уйти в монастырь – не было выходом как таковым. «А почему бы нет! – в мыслях рассуждал он сам с собою, - другие не смогли, а я смогу!».
И вскоре один из монастырей принял послушника Аркадия в братство. Так началась новая глава в жизни нашего отца Аркадия.
Конец.
[Скрыть]Регистрационный номер 0384948 выдан для произведения:
Часть 1. О страстях.
Порывистая душа отца Аркадия не знала покоя. Он не избавился от страсти «обладания богатством», сребролюбия. Не знала покоя его душа никогда. Ни тогда, когда он был учеником духовного училища, - тогда нашел он аппарат для отливания свечей вручную и собранные в Храме восковые остатки выплавлял дома, получая свечи, которые затем относил на продажу в церковную лавочку к знакомой торговке, которая брала свечи по сходной цене. Так заводились у него лишние денежки. Ни когда женился перед самым посвящением во диаконы: со стороны будущей матушки Анастасии Александровны они получили однокомнатную квартиру, подаренную дочери её отцом (конечно, по настоятельным уговорам отца Аркадия). Когда они переехали с матушкой Анастасией в деревню, то квартиру стали сдавать внаем тем же студентам. И всегда, во всех этапах духовной и гражданской карьеры отец Аркадий оставался стяжателем, со школы он хранил большую фарфоровую копилку в форме свиньи, которая была почти полна, и в ней было только «серебро», ни одной медной монеты.
______________________
Для чего Бог попускает бесам искушать людей?
Бог попускает искушения для благих и премудрых целей, а именно:
1Для испытания нашего произволения: к чему оно больше располагается – к добродетели ли или к греховным удовольствиям.
2Для обнаруживания сокровенных свойств и расположений наших, которых мы иногда и сами в себе не понимаем.
3Для упражнения в добродетелях, наконец.
Всякий человек, по вступлении в этот мир, должен развивать и укреплять свои силы при помощи многотрудной деятельности, работе над собой, самовоспитанием.
Особенно нуждается в работе свободная воля человека, главная действующая сила души. Для развития воли и укрепления её, душа человека необходимо должна пройти поприща испытаний, встретить и преодолеть различные искушения, чтобы утвердится в добре, и отвратиться от зла.
Иначе, если бы стремление к добру, не встречая испытаний, искушений, само собою «по влечению природы» происходило, - тогда, такое расположение к добру не имело бы высокого нравственного достоинства. Было бы оно, как инстинкт – дело природы, а не актом свободного произволения человека. Человек сознательно избирает добро, предпочтительно пред нечистыми чувственными влечениями к удовольствиям, и тем человек славен перед Богом.
Без борьбы с искушениями это стремление к добру бывает нетвердо, медлительно, так как вообще всякая сила, как физическая, так и духовная, при встрече с противоборствующей силой больше возбуждается, напрягается к деятельности, к делам и посредством борьбы больше укрепляется.
___________________
И еще многое и многое узнал-прочитал отец Аркадий, будучи научен церковным наукам, еще будучи диаконом. А как только он получил посвящение в сан священника и стал настоятелем деревенского Храма, он тут же и позабыл о всякой борьбе со своими страстями, а предался предприимчивости в зарабатывании, «добыче богатства». Со свечами решилось за счет прихожанок и прихожан, нашлось помещение, в котором на электрической плитке плавили воск и разливали его в формы старушка со своим сыном, который приходил ей на подмогу. Деньги, выделяемые Епархией на свечи таким образом «экономились». Свои свечи изготавливались в избытке.
Решился вопрос с огородом, посадили капусту-морковку-свеклу, и поле картофеля, на земле, которую бывший колхоз выделил Храму. На выделенном участке оказались постройки: сарай и хлев, с маленькой печуркой для отопления. Когда-то в хлеву содержались коровы и свиньи. Непременно все было отремонтировано минимальными затратами и тоже за счет (руками) прихожан. А деньги отец Аркадий откладывал на большой дом, который намеревался строить на другой улице от Храма в стороне, на пригорке. Он это место присмотрел сразу же когда только приехал в это село.
И так бы было, как батюшка мечтал. Был бы построен большой коттедж, за высоким забором из профнастила, во дворе был бы сад с дорожками, пруд с фонтаном, газон с лавочкой-качелями и все атрибуты «богатой» жизни. Но судьба не ко всем благосклонна, иили благосклонна до поры до времени. Пришла отцу Аркадию черная полоса, – которая спутала все его планы и разрушила все его мечты.
________________________________
Село старинное, ставшее в советское время райцентром, выросло, расширилось и застроено было трёхэтажными домами из бетонных панелей, оно переименовалось в поселок городского типа. Изначально это было старинное купеческое поселение около небольшой речки Малёвки, построенное на нескольких холмах (по типу Рима, стоящего на семи холмах) с прудом-озером в центре. Это озеро образовывал постоянно текущий из склона холма родник, а речка Чернушка, с прозрачной водой, но с черным дном впадала в ту же Малёвку, замысловато обтекая холмы с улицами меж деревянных домов и участков-огородов.
На самом высоком холме, неподалеку от центрального пруда, вокруг которого и был центр, с административными зданиями, с автовокзалом и мощенной стариной площадью, стоял большой Храм иконы Божией Матери Владимирской, «Владимирский Храм», как называл его народ. А домик священника и церковный участок – на другую от пруда сторону, на пологом склоне. Тут был обширный сад, огороженный восстановленной старинной оградой из кирпичных столбов и железных прутьев между ними. В саду, под стенами Храма приятно было посидеть в беседке, также старинной восстановленной, и подумать, взирая на всю прекрасную окрестность в закатной тишине. Домики поселка с разноцветными крышами утопали в зелени садов, а на соседнем пониже холме стояли почти квадратные новые панельные дома с ровными асфальтированными улицами. Этот контраст старой деревенской жизни с новым городским микрорайоном, добавлял в рассуждения отца Аркадия странности: как город соединился тут с деревней….
А подумать было над чем. В одночасье он потерял всё.
Так уж случилось. Несмотря на возросшую популярность религии и увеличившийся приход в Храм людей не увеличивал, однако, доходы отца Аркадия. Дорожала сама жизнь, возрастали тарифы за свет за газ и всё остальное. Спонсоров, жертвователей в далекой провинции не находилось. А он начал уже строительство своего особняка на окраине поселка. Первым делом огородил участок высоким забором из зеленого цвета профнастила. Но дальше фундамента работа не пошла. Платить рабочим было нечем, и последнюю зарплату он не смог выплатить, остался должен бригаде из местных жителей.
Тогда пришла отцу Аркадию идея – развести коров и продавать молоко и масло и творог. Матушка Анастасия Александровна поддержала его. Прикупили телочек, молодых коров в соседнем совхозе, потратив Епархиальные деньги. Стали читать журналы о животноводстве. И вскоре, к местным пастухам, в местное деревенское стадо стали отправлять 5 «поповских» коровок. Прихожанки пожилые, в поддержку матушке, помогали по хозяйству: и доить коров и молоко разливать и творог изготавливать.
Всё шло в гору «до поры до времени», как вдруг обнаружилось, что некоторые коровы в деревенском стаде заболели бруцеллёзом. Болезнь не коснулась всех коров при ветеринарной проверке. Но, как назло, - «поповские» коровы тоже встали под подозрение. И «проклятые» обыватели «поселка городского типа» оказались чрезвычайно мнительными и с редким единодушием перестали покупать на рынке молоко и масло, и творог у «поповского» прилавка.
А для продажи молока отец Аркадий «купил» отдельный прилавок в рыночных торговых рядах. Он даже нанял из прихожан пастуха, который отдельно пас «поповских» коров. Но ничего не помогало. Над «поповским» прилавком, сбоку на столбе, отец Аркадий повесил объявление с объяснением крупными буквами: коровы, мол, пасутся отдельно, ухожены и молоко чистое природное. Слухи по селу разносятся быстро. И вроде бы всё стало налаживаться.
Но природа, один раз взбунтовавшись, не оставила своей затеи – всё порушить отцу Аркадию. Коровы все-таки заболели и пришлось их сдать срочно на мясо перекупщикам, пока никто не узнал.
Вся эта «возня» со стадом коров приносила множество хлопот матушке Анастасии. И тут она заболела. Слегла. А отец Аркадий, занятый на вызовах по освящению новых домов богатеющих людей, на освящении их автомобилей, читая молитвы для освящения телеги. Понадеялся на Бога и на природную медицину. Прихожанки взялись за лечение матушки травами, отварами, - отчего болезнь только запустили. Оказалось это не был бруцеллез, как все думали так поначалу: что матушка Анастасия заразилась от коров, которых доила. В больнице, куда матушку увезли с температурой 40 градусов выяснилось, что это была «мышиная лихорадка» - так в народе называют геморрагическую лихорадку с почечным синдромом. А при запущенности она оказалась смертельной. Умерла матушка Анастасия в больнице.
Так остался батюшка один на белом свете. Оставалось только уйти в монастырь. Но он уже начал сомневаться в Боге вообще, разуверился совсем.
________________
В старинных Храмах (а «Владимирская церковь» была старинной) на входе на стенах нарисованы были картины-фрески с обеих сторон. На правой стене было изображение рая, с ангелами гудящими в трубы…, а с левой стороны было изображение ада и «иже с ним»: котел кипящий, с пламенем под ним, с чертями с козлиными мордами и с острыми рогами. Была там картина лубок, довольно большая, чудом сохранившаяся, принесенная кем-то из прихожан – «Зерцало грешного», такие печатали с медных досок в 19 веке.
«Лубок ясно показывал бренность всего земного. По верхнему его ряду шли четыре рисунка, с надписью церковно славянской вязью. Рисунки значительные и умиротворяющие душу:
«Сим молитву деет (делает),
Хам пшеницу сеет,
Иафет власть имеет,
Смерть всем владеет»
Смерть была с косою в одной руке и песочными часами в другой. Она была изображена как скелет в анатомическом классе медицинского училища, как бы из протезов и ортопедических частей и стояла, широко расставив ноги на холмах, над пустой землей».
Такое совпадение было не случайно, - подумалось отцу Аркадию о том, что он прочитал в своей любимой книге. Это была книжка случайно купленная им по молодости лет и которую он прятал от всех. «Текст печатается по изданию «Художественная литература», 1956 года. И было, что с одной стороны до половины книги был один роман авторов, а потом надо было книгу перевернуть, потому что другой роман начинался с другой стороны. В самой середине книги находилось оглавление романов, страницы одного из них были перевернуты. Оригинальное издание отцу Аркадию нравилось, нравились и сами оба романа. И вот. Он увидел, что вся его жизнь проходит в точности по тексту авторов. Оставалось только ему уйти в монастырь, а потом стать пустынником-отшельником.
«Вся жизнь – есть жертва», – думал отец Аркадий, перечитывая строки романа.
Он не разделял оптимизма главного героя романа:
«Жизнь! – сказал главный герой. – Жертва! Что вы знаете о жизни и о жертвах? Вы думаете, что если вас выселили из особняка, вы знаете жизнь? (особняк отец Аркадий заиметь не успел, не смог). И если у вас реквизировали поддельную китайскую вазу, то это жертва? (у отца Аркадия потеря жены, которую он мало любил, а может и не любил вовсе, было жертвой бОльшей).
Жизнь, господа…, это сложная штука, но, господа…, эта сложная штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. Кто не может открыть, тот пропадает», - говорил главный герой. И далее шел рассказ о монахе-схимнике, который знали все в 19 веке. О том как гусар-офицер, дворянин, имея награды царские и богатство – бросил всё и ушел в монастырь. Там он принял схиму и удалился в затвор в пещеру в отдаленный скит. Эту историю кто только не описывал: и Лев Толстой описал в своем рассказе «Отец Сергий» и это кончилось все-равно тем, что монах тот разуверился, у Льва Толстого монах отрубает себе палец, чтобы избавится от соблазна, но все-равно соблазняется и совершает грехопадение.
Так что принятое было отцом Аркадием решение уйти в монастырь – не было выходом как таковым. «А почему бы нет! – в мыслях рассуждал он сам с собою, - другие не смогли, а я смогу!».
И вскоре один из монастырей принял послушника Аркадия в братство. Так началась новая глава в жизни нашего отца Аркадия.
Конец.