ГлавнаяПрозаЛитературная критикаКритические статьи → разбор стихотворения Е.Евтушенко Идут белые снеги

разбор стихотворения Е.Евтушенко Идут белые снеги

26 апреля 2017 - HitriyHit
    Всё вполне закономерно. Всякий раз, когда я сижу на диване, разглядывая свой книжный шкаф, мне попадается на глаза книга Евгения Евтушенко «Идут белые снеги». Она с вызовом смотрит на меня, проверяя моё терпение. И вот, буквально, на днях я не удержался от соблазна и раскрыл её, наткнувшись на стихотворение с одноимённым названием. Прочитав до конца, я был сильно расстроен. Осталось много неясных моментов после прочтения, которые не давали мне покоя, поэтому я и решил провести небольшое «литературное расследование». Попытался понять автора, о котором во вступительной статье писал Евгений Винокуров «поэт обстоятельный, Евтушенко любит рассказывать не спеша, он любит фабулу».
 
«Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
да, наверно, нельзя».
 
    Лично у меня слово «снеги» вызывает глубокое сомнение, а точнее сомнение в существовании этого слова как такового. Возможно, автор его использует во множественном числе, дабы показать, что снег идёт повсюду. Кроме того, стихотворение было датировано около полувека назад и тут сложно что-то чётко, утверждать. Уже в первом катрене встречается повтор «жить и жить бы на свете». Возникает ощущение, что автор пишет быстро и мимоходом. Можно ведь подумать и отыскать более точные слова для передачи смысла, например: «жить бы вечно на свете».
 
«Чьи-то души, бесследно
Растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли».
 
    Очень тонкая и образная метафора про души, которые подобно белому снегу, отправляются на небеса, покинув телесную оболочку. Проблема в том, что она сложна для восприятия рядовому читателю. Тут стоит учитывать, что Евтушенко поэт социальной направленности «удесятерённого ощущения дня жизни, бытия», для которого снег должен непременно падать на землю, а не взлетать к небесам. Это идёт в разрез с его стилем письма.
 
«Я не верую в чудо.
Я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда».
 
    Этот ненужный повтор «никогда, никогда» перечёркивает смысл всего написанного катрена, а точнее становится просто непонятно, о чём говорит автор, что он хочет передать этими строчками, какую идею собирался донести до читателя. Остаётся только догадываться и предполагать. Зачем автор умышленно использует повторы, когда можно подумать, и обязательно возникнет новая строчка, более точная, более ясная. Пусть на это уйдёт час или полдня, но оно того стоит. Читатель будет благодарен.
 
«Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно –
для России я жил».
 
    Не получается обойти эти строчки стороной, уж очень точно и мудро сказано: «Пусть я прожил нескладно – для России я жил». Неточная рифма говорит о том, что автор уделил особое внимание смыслу, а не внешней огранке катрена, и не прогадал. Строчки получились, на редкость, запоминающимися и жизненными.
 
«Пусть она позабудет
Про меня без труда,
Только пусть она будет
Навсегда, навсегда…»
 
    Очевидно, что автор делает упор на повторах. Возможно, что это своеобразный рефрен и замечательная строчка для песни, но я сейчас говорю о поэзии. Уже не первый раз по ходу стихотворения встречаются подобные строчки. Хочется заострить на этом внимание, так как снова смысл, который вкладывает автор в данный катрен, теряется. Даже, несмотря на то, что смысл понятен и без последней строчки, но читатель всё равно остаётся в лёгком недоумении, будучи неуверенным в своих догадках. Конечно, можно подумать и сочинить более точную строчку, например: «только пусть она будет в моём сердце всегда», но автор не ставит перед собой такой цели.
    Кроме того, смущает размер стихотворения. Обычно в подобных ситуациях читатель, прочитав до конца стихотворение, начинает усиленно чесать затылок, вспоминая, что было в начале. В данном стихотворении ситуация противоположная. Кажется, что благодаря однотипным строчкам мы топчемся на одном месте. Тут всплывают строчки про Пушкина со Стенькой, про бессмертие. То, что можно вместить в одном катрене, автор ухитряется растянуть на несколько, причём совершенно безосновательно.
     Подводя итоги своего маленького «литературного расследования» хочется отметить, что особый разлад в стихотворения внесли повторы, благодаря которым простое, на первый взгляд, стихотворение наполнилось множеством ненужных и непонятных читателю загадок, на разгадку которых уже не осталось ни сил, ни времени.
 

© Copyright: HitriyHit, 2017

Регистрационный номер №0383540

от 26 апреля 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0383540 выдан для произведения:     Всё вполне закономерно. Всякий раз, когда я сижу на диване, разглядывая свой книжный шкаф, мне попадается на глаза книга Евгения Евтушенко «Идут белые снеги». Она с вызовом смотрит на меня, проверяя моё терпение. И вот, буквально, на днях я не удержался от соблазна и раскрыл её, наткнувшись на стихотворение с одноимённым названием. Прочитав до конца, я был сильно расстроен. Осталось много неясных моментов после прочтения, которые не давали мне покоя, поэтому я и решил провести небольшое «литературное расследование». Попытался понять автора, о котором во вступительной статье писал Евгений Винокуров «поэт обстоятельный, Евтушенко любит рассказывать не спеша, он любит фабулу».
 
«Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
да, наверно, нельзя».
 
    Лично у меня слово «снеги» вызывает глубокое сомнение, а точнее сомнение в существовании этого слова как такового. Возможно, автор его использует во множественном числе, дабы показать, что снег идёт повсюду. Кроме того, стихотворение было датировано около полувека назад и тут сложно что-то чётко, утверждать. Уже в первом катрене встречается повтор «жить и жить бы на свете». Возникает ощущение, что автор пишет быстро и мимоходом. Можно ведь подумать и отыскать более точные слова для передачи смысла, например: «жить бы вечно на свете».
 
«Чьи-то души, бесследно
Растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли».
 
    Очень тонкая и образная метафора про души, которые подобно белому снегу, отправляются на небеса, покинув телесную оболочку. Проблема в том, что она сложна для восприятия рядовому читателю. Тут стоит учитывать, что Евтушенко поэт социальной направленности «удесятерённого ощущения дня жизни, бытия», для которого снег должен непременно падать на землю, а не взлетать к небесам. Это идёт в разрез с его стилем письма.
 
«Я не верую в чудо.
Я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда».
 
    Этот ненужный повтор «никогда, никогда» перечёркивает смысл всего написанного катрена, а точнее становится просто непонятно, о чём говорит автор, что он хочет передать этими строчками, какую идею собирался донести до читателя. Остаётся только догадываться и предполагать. Зачем автор умышленно использует повторы, когда можно подумать, и обязательно возникнет новая строчка, более точная, более ясная. Пусть на это уйдёт час или полдня, но оно того стоит. Читатель будет благодарен.
 
«Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно –
для России я жил».
 
    Не получается обойти эти строчки стороной, уж очень точно и мудро сказано: «Пусть я прожил нескладно – для России я жил». Неточная рифма говорит о том, что автор уделил особое внимание смыслу, а не внешней огранке катрена, и не прогадал. Строчки получились, на редкость, запоминающимися и жизненными.
 
«Пусть она позабудет
Про меня без труда,
Только пусть она будет
Навсегда, навсегда…»
 
    Очевидно, что автор делает упор на повторах. Возможно, что это своеобразный рефрен и замечательная строчка для песни, но я сейчас говорю о поэзии. Уже не первый раз по ходу стихотворения встречаются подобные строчки. Хочется заострить на этом внимание, так как снова смысл, который вкладывает автор в данный катрен, теряется. Даже, несмотря на то, что смысл понятен и без последней строчки, но читатель всё равно остаётся в лёгком недоумении, будучи неуверенным в своих догадках. Конечно, можно подумать и сочинить более точную строчку, например: «только пусть она будет в моём сердце всегда», но автор не ставит перед собой такой цели.
    Кроме того, смущает размер стихотворения. Обычно в подобных ситуациях читатель, прочитав до конца стихотворение, начинает усиленно чесать затылок, вспоминая, что было в начале. В данном стихотворении ситуация противоположная. Кажется, что благодаря однотипным строчкам мы топчемся на одном месте. Тут всплывают строчки про Пушкина со Стенькой, про бессмертие. То, что можно вместить в одном катрене, автор ухитряется растянуть на несколько, причём совершенно безосновательно.
     Подводя итоги своего маленького «литературного расследования» хочется отметить, что особый разлад в стихотворения внесли повторы, благодаря которым простое, на первый взгляд, стихотворение наполнилось множеством ненужных и непонятных читателю загадок, на разгадку которых уже не осталось ни сил, ни времени.
 
 
Рейтинг: +2 2477 просмотров
Комментарии (2)
Наталья Золотых # 29 апреля 2017 в 09:33 +1
Мне нравится, что Вы им заболели,
Что подошли всерьёз, а не сомлели!
Что каждой строчечке внимание пропели,
Снежинке каждой сообщили: мы при деле!

В начале семидесятых я особенно увлечённо занималась литературоведением, написала несколько рефератов о поэтах того времени. Училась в технологическом колледже, но писала сценарии и ставили со своей группой"монтажи" - так тогда назывались праздничные спектакли. Словом,когда по окончании колледжа была направлена в академию, то строгая наша преподаватель литературы сетовала на то, что не поехала я в гуманитарный ВУЗ.И вот, спустя сорок лет, когда я уже признанный литератор, я понимаю: поэзия, тем отличается от популистики, что на первом месте чувства, поэтичность, порой не поддающаяся подобному анализу. Главное, что у этого произведения много поклонников было сразу, хотя в тот период поэтов в России было больше чем поэзии! Такие имена ,как Рождественский,Вознесенский,Ахмадулина, повалили бы Евгения сразу, если бы поэтичность произведения "Идут белые снеги" не была на достаточно высоком уровне.
Сергей Юношев # 28 января 2018 в 21:58 +1
Конечно, меня удивляет, как долго вы удерживались от соблазна почитать стихи Евгения Евтушенко. И здорово, что вы все же соблазнились! Положено начало знакомству с этими великими стихами Евтушенко.
Но погружение в стихи не происходит одномоментно, это процесс, иногда довольно долгий. Небольшой объем стихов по сравнению с прозой может вызвать ошибочное мнение в легкости постижения текста. Он обманчив.
Да и вы уже ощутили это на себе – вы несколько раз пишите о том, что стихи Евтушенко то сложны «рядовому читателю», то «читатель всё равно остаётся в лёгком недоумении, будучи неуверенным в своих догадках».
Понятно, что вы говорите о себе, так как кто он и какой этот «рядовой читатель», тем более на литературном сайте, никто не знает. Потому не спешите говорить о недостатках и ошибках поэта. Скорее всего, это следствие вашей попытки дотянуться до автора. Почитайте другие стихи Евтушенко и поэтов, которых он любил. Анализ даже одного стихотворения не прост, тут нельзя торопиться.

И, конечно, не точно называть строфу из 4-х строк катреном, который должен соответствовать трем условиям: a) это четверостишие в классическом сонете, b) завершенное по мысли и c) имеющее рифмовку ABBA. В других случаях это только четырехстрочная строфа с разными видами рифмовки. Хотя «катрен» звучит красиво. Успеха!