Сказки повествуют о реальности.
Во многих сказках изображено звериное царство.
Когда мы читаем сказки других народов, некоторые нам кажутся очень знакомы. Вот лис притворился мёртвым, и проезжавший крестьянин швырнул его на телегу, на которой он вёз рыбу. Крестьянин размечтался о том, как подарит лисью шкуру жене, а лис между тем побросал незаметно всю рыбу на дорогу и спрыгнул вслед за ней. Или другая проделка лиса. Он дал совет волку половить рыбу в проруби, опустив в нее хвост. Волк ждал улова, пока его хвост не примерз ко льду, и мужики больно поколотили незадачливого рыболова. Но ведь это русские народные сказки! – скажете вы. Но нет. Это сюжеты исторические и присутствуют во многих народных сказаниях разных народов Европы.
Сказки о животных возникли в то далекое время, когда первобытные люди обожествляли зверей и птиц, поклонялись им, наделяли их человеческими мыслями и чувствами, во всем уподобляя людям. Постепенно эти древнейшие религиозные представления отмерли, сменились верой в отдельных богов, мистических, а сказки о животных сохранились, дожили до наших дней. Некоторые мотивы сказок имеют глубочайшую древность.
В Древней Греции были распространены сборники басен, приписываемых Эзопу. Под именем эзоповских эти басни (не все эзоповские) вошли в мировую литературу. Позднее их перевели на латинский язык с греческого, и на языки других народов с латыни. В средневековой Европе эзоповские басни усердно переписывались и все их хорошо знали, считая многие за народные сказания.
В 12-ом и 13-ом веках, с подъемом средневековых городов, горожане вели неустанную борьбу с феодалами за свои права и вольности. В литературных произведениях, созданных в городах Западной Европы, осмеивались грубость и глупость рыцарей, лицемерие и жадность монахов, разоблачались хищники и притеснители трудового народа. Героями подобных сатирических рассказов, возникших в средневековых городах, часто выступал находчивый и сметливый горожанин, ловко обманывающий глупых рыцарей и жадных церковников монахов.
Народные сказки и древние басни, вращаясь в городской среде, были дополнены сатирическими рассказами и повестями из окружающей жизни. Так сложился животный эпос средневековья – «Роман о Лисе».
Этот эпический роман – сатира на феодальное общество. Поэма обличает произвол правителей, господство грубой силы, продажность и лицемерие духовенства, жадность и жестокость феодальных господ. Не представляет труда обнаружить за масками животных реальные фигуры и иногда даже установить их место на феодальной лестнице.
Но все критические замечания, относящиеся к властям той эпохи, актуально смотрятся на фоне нашей сегодняшней жизни. Всё что творилось тогда в эшелонах власти и в жизни страны, почти совпадает с сегодняшним днем. Или мы так усиленно возвращаемся в «средневековье» ли ничего не изменилось с того времени в нашем общественном устройстве и в жизни общества! Это же надо – как написали сотни лет назад – так и продолжается до сих пор этот беспредел власти и жадность на деньги.
Приблизил к реальности народный эпос Иоганн Вольфган Гёте, сочинив поэму на «роман о лисе» - «Рейнике лис». Где он в открытую говорит о делах власть имущих. Вот, например, исповедь Лиса Рейнике в краткой цитате:
«Ах, дорогой племянник (Гримбарт-барсук, имеющий отношение к церкви, рядовой священник), посмотрите лучше, что это творится на белом свете! Хоть мы и пикнуть не смеем, да многое видим и кое-что соображаем. Возьмем, к примеру, нашего обожаемого короля (Льва). Грабить он умеет не хуже других, а что не захватит сам, то оставляет медведю и волку. Он, видите ли, вправе так поступать! И ведь никто не осмелится сказать ему правду. Молчат и наши «святые отцы» - попы разных мастей. А почему? Да потому, что - кто ничего, мол, не слышит и не видит, того не обидят! Наш государь – лев, и хватка у него воистину львиная: что ему приглянется, на то он и наложит лапу. Мы для него – свои, поэтому наше он тоже считает своим.
Признает он только тех, кто является к нему с хорошим подношением и пляшет под его дудку. А то, что волк и медведь снова сидят в королевском совете, испортит очень многих. Ведь они бессовестно воруют и грабят, а состоят в любимчиках. Если же такой горемыка, как Рейнике, стянет цыпленка, на него сразу же все ополчаются, хватают и приговаривают к смерти. Как говорится, мелких воришек – вешать, крупных грабителей – наградами тешить. Вот так мы всё глубже погружаемся в пучину зла. Сплетни, обман, клевета, предательство, ложные клятвы, воровство, грабеж и разбой – повсюду только об этом и слышишь! А заговоришь с кем-нибудь – каждый в ответ лишь отмахивается.
«Если бы грешить было так страшно, - говорят они, - то уж наверное священники наши вели бы самую праведною жизнью, а между тем и они грешат, да еще как!».
Так, ссылаясь на дурные примеры, люди становятся похожими на обезьян, которые умеют лишь подражать, не отличая зло от добра.
Этих капюшонников-монахов я тоже знаю отлично. Все они бесстыжие обманщики! Вечно что-то гнусаво бормочут, будто молятся богу. Только глаза людям отводят! Льнут к богатым и знатным, поддакивают им во всем и напрашиваются в гости. Позовешь одного – с ним придет второй, а назавтра еще трое-четверо новых.
Ну, я вся божественная роль при папе римском: все эти легаты, прелаты, аббаты и управляющие… У них на уме одно: отдай мне твое, а моего не касайся!...»
Вот оно – откровение великого поэта о своем времени. И если наложить его на нашу современность – он всё сказал правильно. Всё у нас делается точно также. Можно провести ассоциации на нашу действительность и это будет плюс критикам власти. А потому и пишутся сказки – в образах животных представлены все действительные люди.
…………………
[Скрыть]Регистрационный номер 0352265 выдан для произведения:
Сказки повествуют о реальности.
Во многих сказках изображено звериное царство.
Когда мы читаем сказки других народов, некоторые нам кажутся очень знакомы. Вот лис притворился мёртвым, и проезжавший крестьянин швырнул его на телегу, на которой он вёз рыбу. Крестьянин размечтался о том, как подарит лисью шкуру жене, а лис между тем побросал незаметно всю рыбу на дорогу и спрыгнул вслед за ней. Или другая проделка лиса. Он дал совет волку половить рыбу в проруби, опустив в нее хвост. Волк ждал улова, пока его хвост не примерз ко льду, и мужики больно поколотили незадачливого рыболова. Но ведь это русские народные сказки! – скажете вы. Но нет. Это сюжеты исторические и присутствуют во многих народных сказаниях разных народов Европы.
Сказки о животных возникли в то далекое время, когда первобытные люди обожествляли зверей и птиц, поклонялись им, наделяли их человеческими мыслями и чувствами, во всем уподобляя людям. Постепенно эти древнейшие религиозные представления отмерли, сменились верой в отдельных богов, мистических, а сказки о животных сохранились, дожили до наших дней. Некоторые мотивы сказок имеют глубочайшую древность.
В Древней Греции были распространены сборники басен, приписываемых Эзопу. Под именем эзоповских эти басни (не все эзоповские) вошли в мировую литературу. Позднее их перевели на латинский язык с греческого, и на языки других народов с латыни. В средневековой Европе эзоповские басни усердно переписывались и все их хорошо знали, считая многие за народные сказания.
В 12-ом и 13-ом веках, с подъемом средневековых городов, горожане вели неустанную борьбу с феодалами за свои права и вольности. В литературных произведениях, созданных в городах Западной Европы, осмеивались грубость и глупость рыцарей, лицемерие и жадность монахов, разоблачались хищники и притеснители трудового народа. Героями подобных сатирических рассказов, возникших в средневековых городах, часто выступал находчивый и сметливый горожанин, ловко обманывающий глупых рыцарей и жадных церковников монахов.
Народные сказки и древние басни, вращаясь в городской среде, были дополнены сатирическими рассказами и повестями из окружающей жизни. Так сложился животный эпос средневековья – «Роман о Лисе».
Этот эпический роман – сатира на феодальное общество. Поэма обличает произвол правителей, господство грубой силы, продажность и лицемерие духовенства, жадность и жестокость феодальных господ. Не представляет труда обнаружить за масками животных реальные фигуры и иногда даже установить их место на феодальной лестнице.
Но все критические замечания, относящиеся к властям той эпохи, актуально смотрятся на фоне нашей сегодняшней жизни. Всё что творилось тогда в эшелонах власти и в жизни страны, почти совпадает с сегодняшним днем. Или мы так усиленно возвращаемся в «средневековье» ли ничего не изменилось с того времени в нашем общественном устройстве и в жизни общества! Это же надо – как написали сотни лет назад – так и продолжается до сих пор этот беспредел власти и жадность на деньги.
Приблизил к реальности народный эпос Иоганн Вольфган Гёте, сочинив поэму на «роман о лисе» - «Рейнике лис». Где он в открытую говорит о делах власть имущих. Вот, например, исповедь Лиса Рейнике в краткой цитате:
«Ах, дорогой племянник (Гримбарт-барсук, имеющий отношение к церкви, рядовой священник), посмотрите лучше, что это творится на белом свете! Хоть мы и пикнуть не смеем, да многое видим и кое-что соображаем. Возьмем, к примеру, нашего обожаемого короля (Льва). Грабить он умеет не хуже других, а что не захватит сам, то оставляет медведю и волку. Он, видите ли, вправе так поступать! И ведь никто не осмелится сказать ему правду. Молчат и наши «святые отцы» - попы разных мастей. А почему? Да потому, что - кто ничего, мол, не слышит и не видит, того не обидят! Наш государь – лев, и хватка у него воистину львиная: что ему приглянется, на то он и наложит лапу. Мы для него – свои, поэтому наше он тоже считает своим.
Признает он только тех, кто является к нему с хорошим подношением и пляшет под его дудку. А то, что волк и медведь снова сидят в королевском совете, испортит очень многих. Ведь они бессовестно воруют и грабят, а состоят в любимчиках. Если же такой горемыка, как Рейнике, стянет цыпленка, на него сразу же все ополчаются, хватают и приговаривают к смерти. Как говорится, мелких воришек – вешать, крупных грабителей – наградами тешить. Вот так мы всё глубже погружаемся в пучину зла. Сплетни, обман, клевета, предательство, ложные клятвы, воровство, грабеж и разбой – повсюду только об этом и слышишь! А заговоришь с кем-нибудь – каждый в ответ лишь отмахивается.
«Если бы грешить было так страшно, - говорят они, - то уж наверное священники наши вели бы самую праведною жизнью, а между тем и они грешат, да еще как!».
Так, ссылаясь на дурные примеры, люди становятся похожими на обезьян, которые умеют лишь подражать, не отличая зло от добра.
Этих капюшонников-монахов я тоже знаю отлично. Все они бесстыжие обманщики! Вечно что-то гнусаво бормочут, будто молятся богу. Только глаза людям отводят! Льнут к богатым и знатным, поддакивают им во всем и напрашиваются в гости. Позовешь одного – с ним придет второй, а назавтра еще трое-четверо новых.
Ну, я вся божественная роль при папе римском: все эти легаты, прелаты, аббаты и управляющие… У них на уме одно: отдай мне твое, а моего не касайся!...»
Вот оно – откровение великого поэта о своем времени. И если наложить его на нашу современность – он всё сказал правильно. Всё у нас делается точно также. Можно провести ассоциации на нашу действительность и это будет плюс критикам власти. А потому и пишутся сказки – в образах животных представлены все действительные люди.
…………………