11 октября – день суверенитета Республики Башкортостан.
Республика Башкортостан – крупный центр химической и нефтехимической индустрии и занимает одно из ведущих мест в промышленности и сельском хозяйстве Российской Федерации. Площадь Республики составляет 0,8 % общей площади России. Её контуры на карте напоминают сердце или дружескую ладонь, протянутую для рукопожатия. Известный башкирский поэт сравнивал её с лепестком на дереве с названием «Россия».
Первые письменные сведения о «чернозёмистой» и «обширной стране» башкир относят к IX –XI векам. Одна из версий предполагает, что название народа «башкорт» дано по имени жившего здесь человека – хана по имени Башджурт (Башкорт). О нём оставил рассказ в своих сочинениях Гардизи, написанный под большим влиянием трудов Ибн-Хордадбека и ал-Джейхани. Баджурт был предводителем (ханом) народа, жившего между «владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников», в близком соседстве с киргизами. Именем этого хана соседи стали называть его соплеменников. Превращение личного имени в общенародное в истории обычное явление. Но наряду с этим существуют и другие варианты объяснения происхождения названия народа башкорт. Наиболее распространёнными среди них являются версии, связанные с образованием
·От двух производных слов баш (голова), корт (пчела, волк);
·От двух таких слов баш (голова, главный), кор (круг, общество) и суффикса множественного числа.
Башкирские племена жили на обширных землях от Волги до Иртыша, но особенно многочисленными они были на Урале.
Традиционным типом хозяйства башкир было скотоводство. Разводили лошадей, несколько меньше – овец, коров.
Лошадь в жизни башкир имела самое огромное значение. Она была не только предметом скотоводства, прежде всего – пищей, особо ценилась конина, кагит (вяленое мясо), кипкен (сушеное мясо), казы - конская колбаса и кумыс – традиционный напиток из кобыльего молока, имеющий и лечебные свойства. Учёные установили, что его употребление хорошо влияет на работу желудка, на обмен веществ, сердечно- сосудистую и нервные системы. Наиболее эффективно использование кумыса при лечении туберкулёза. Кумыс широко применяется в лечебных целях в санаториях «Шафраново», «Глуховская», «Юматово».
Лошадь, скакун - был для башкир и средством передвижения, боевым другом и соратником. С древних времён башкирские конники были составной частью русских армий.
В Отечественной войне 1812 года прославились «Северные Амуры», так называли башкирских всадников и французы, и русские. Поэт Н.Батюшков писал:
Кипел бульвар в Париже так
Народа праздными толпами,
Когда на нём летел с нагайкою казак
Иль северный Амур с колчаном и стрелами.
«Любезные мои башкиры, молодцы!» С такими словами обратился Кутузов после удачного боя к башкирам. И родилась народная песня «Любезник, любизар».
Из шкуры лошадей выделывались предметы быта, одежда. Кожаная утварь – оригинальная область материального быта башкир. Лёгкая и удобная, прочная. Кожаные мешки и фляги, наполненные кумысом и навьюченные на лошадь, стали предметами кочевой жизни.
Начиная с XYIII века, полукочевое скотоводство у башкир утрачивает былое значение, возрастает земледелие и пасечное пчеловодство на основе бортничества. Борть у башкир – всякое старое дерево, в дупле которого жили дикие пчёлы. Башкиры специально разыскивали их в лесах, однако уже давно стали устраивать пасеки, выбирая солнечную лесную поляну.
Пчеловодство в Башкирии – один из национальных промыслов и народное достояние. И сегодня Бурзянский мёд славится своим качеством и вкусом.
Думаю, что многие из вас не раз пробовали этот ароматный, пахнущий летом и солнцем целебный мёд.
Я вам рассказала только частицу истории моей родной Республики.
В бренном мире все извилисты дороги – нет прямых;
Все тернисты…
ХХХ
Не беда, хоть заблудился – лишь бы шёл своим путём,
Лишь бы за свои ошибки не винил других потом.
ХХХ
Пусть душа будет чистой. Стремись к очищенью.
Нет без этого пользы в твоём просвещенье.
Так писал Мифтахетдин Акмулла – крупнейший представитель башкирской поэзии XIX века.
Ему отвечает великий башкирский поэт Мустай Карим:
[Скрыть]Регистрационный номер 0083251 выдан для произведения:
В древнюю пору, давным-давно
Было, говорят, место одно…
«Урал-Батыр». Башкирский эпос
…Из тьмы веков
Те дела с людских сошли к нам языков.
«Кусяк-бий». Башкирский эпос
11 октября – день суверенитета Республики Башкортостан.
Республик Башкортостан – крупный центр химической и нефтехимической индустрии и занимает одно из ведущих мест в промышленности и сельском хозяйстве Российской Федерации. Площадь Республики составляет 0,8 % общей площади России. Её контуры на карте напоминают сердце или дружескую ладонь, протянутую для рукопожатия. Известный башкирский поэт сравнивал её с лепестком на дереве с названием «Россия».
Первые письменные сведения о «чернозёмистой» «обширной стране» башкир относят к IX –XI векам. Одна из версий предполагает, что название народа «башкорт» дано по имени жившего здесь человека – хана по имени Башджурт (Башкорт). О нём оставил рассказ в своих сочинении Гардизи, написанный под большим влиянием трудов Ибн-Хордадбека и ал-Джейхани. Баджурт был предводителем (ханом) народа, жившего между «владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников», в близком соседстве с киргизами. Именем этого хана соседи стали называть его соплеменников. Превращение личного имени в общенародное в истории обычное явление. Но наряду с этим существуют и другие варианты объяснения происхождения названия народа башкорт. Наиболее распространёнными среди них являются версии, связанные с образованием
·От двух производных слов баш (голова), корт (пчела, волк);
·От двух таких слов баш (голова, главный), кор (круг, общество) и суффикса множественного числа.
Башкирские племена жили на обширных землях от Волги до Иртыша, но особенно многочисленными они были на Урале. Традиционным типом хозяйства башкир было скотоводство. Разводили лошадей, несколько меньше – овец, коров.
Лошадь в жизни башкир имела самое огромное значение. Она была не только предметом скотоводства, – пищей, особо ценилась конина, кагит (вяленое мясо), кипкен (сушеное мясо), казы - конская колбаса и кумыс – традиционный напиток из кобыльего молока, имеющий и особое значение. Учёные установили, что его употребление хорошо влияет на работу желудка, на обмен веществ, сердечно сосудистую и нервные системы. Наиболее эффективно использование кумыса при лечении туберкулёза. Кумыс широко применяется в лечебных целях в санаториях «Шафраново», «Глуховская», «Юматово».
Лошадь, скакун - был для башкир и средством передвижения, боевым другом и соратником. С древних времён башкирские конники были составной частью русских армий.
В Отечественной войне 1812 года прославились «Северные Амуры», так называли башкирских всадников и французы и русские. Поэт Н.Батюшков писал:
Кипел бульвар в Париже так
Народа праздными толпами,
Когда на нём летел с нагайкою казак
Иль северный Амур с колчаном и стрелами.
«Любезные мои башкиры, молодцы!» С такими словами обратился Кутузов после удачного боя к башкирам. И родилась народная песня «Любезник, любизар».
Из шкуры лошадей выделывались предметы быта, одежда. Кожаная утварь – оригинальная область материального быта башкир. Лёгкая и удобная, прочная. Кожаные мешки и фляги, наполненные кумысом и навьюченные на лошадь, стали предметами кочевой жизни.
Начиная с XYIII века, полукочевое скотоводство у башкир утрачивает былое значение, возрастает земледелие и пасечное пчеловодство на основе бортничества. Борть у башкир – всякое старое дерево, в дупле которого жили дикие пчёлы. Башкиры специально разыскивали их в лесах, однако уже давно стали устраивать пасеки, выбирая солнечную лесную поляну.
Пчеловодство в Башкирии – один из национальных промыслов и народное достояние. И сегодня Бурзянский мёд славится своим качеством и вкусом.
Я вам рассказала только частицу истории моей родной Республики.
В бренном мире все извилисты дороги – нет прямых;
Все тернисты…
ХХХ
Не беда, хоть заблудился – лишь бы шёл своим путём,
Лишь бы за свои ошибки не винил других потом.
ХХХ
Пусть душа будет чистой. Стремись к очищенью.
Нет без этого пользы в твоём просвещенье.
Так писал Мифтахетдин Акмулла – крупнейший представитель башкирской поэзии XIX века.
Ему отвечает великий башкирский поэт Мустай Карим:
Мифтахетдин Акмулла Очень верные строки написал. Представляю Башкирию по множству описаний, которые я прочитал в свое время, в том числе и по Вашему. И по фильмам. Жаль, что не удалось мне там побывать,хотя почти весь бывший Союз объездил. Мира вам и любви!