Гиппиус Зинаида Николаевна (один из псевдонимов – Антон Крайний) 8.11.1869 – 9.09. 1945 Родилась в семье, которая вела начало от древнего немецкого рода. Увлекалась верховой ездой и литературой, писала стихи. «Зинаидой прекрасной» называл её Брюсов. Критик и публицист Пётр Перцов её наружность определил как «боттичеллиевую». Так он описывал Зинаиду Гиппиус: «Высокая, стройная блондинка с длинными золотистыми глазами русалки, в очень шедшем ей голубом платье, она бросалась в глаза…» Но при этом у неё был аналитический подход к жизни, ум насмешливый и язвительный, сердце, как игла.[1] Большое влияние на неё оказал её муж – Дмитрий Мережковский. Он способствовал первой публикации стихов Гиппиус, написанных под влиянием Надсона. Затем она приобрела свой собственный голос. Её стихи отличались внутренней борьбой, некоторым демонизмом и холодной сдержанностью. Как отмечал Аким Волынский, слышался «тревожный крик треснувшего стекла». О, пусть будет то, чего не бывает, Никогда не бывает: Мне бледное небо чудес обещает, Оно обещает. Но плачу без слёз о неверном обете, О неверном обете… Мне нужно то, чего нет на свете, Чего нет на свете. Строка «мне нужно то, чего нет на свете» мгновенно стала крылатой, в ней бился главный нерв всего Серебряного века, всех поисков и метаний. Вместе с Мережковским и Розановым Гиппиус организовала «Религиозно-философские собрания», редактировала журнал «Новый путь» и выступала как авторитетный литературный критик под псевдонимом Антон Крайний. Взгляды её менялись от «светового огня» до метафизических тупиков: Не ведаю восстать иль покориться, Нет смелости ни умереть, ни жить. Зинаида Гиппиус изображала себя то русалкой, то сильфидой, то ведьмой – целый карнавал масок. В квартире в Петербурге, у Мережковских регулярно собирался весь петербургско-московский цвет общества – Брюсов, Белый, Блок, Сологуб, Бердяев. Здесь вынашивались с горячим участием Гиппиус утопические проекты обновления жизни. Революцию Гиппиус не признала, с презрением относилась к власти большевиков, с презрением относилась к тем, кто переметнулся в лагерь новой власти. Она составила свой чёрный список деятелей культуры со знаком минус. Среди них некогда её любимый Блок, Белый, Бенуа, Есенин, Мейерхольд, Чуковский и другие. Этот список она поместила в свой дневник, который вела со времён 1 мировой войны. Сначала это были «Петербургские дневники», затем «Чёрные тетради», в них Гиппиус рисовала картину сползания России в бездну безумия. И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, Народ, не уважающий святынь. В конце декабря 1919 года Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский нелегально выезжают в Польшу, затем во Францию, в Париж.
В 1921 году увидел свет дневник Гиппиус «Чёрная книжка» и «Серый блокнот». Вышла книга стихов. В 1925 году – двухтомник мемуаров «Живые лица». С 1927 года здесь Гиппиус удалось организовать регулярные собрания общества под названием «Зелёная лампа». Со своим супругом – Дмитрием Мережковским Гиппиус прожила 52 года. Первым в декабре 1941 года умер Мережковский. Зинаида Николаевна пережила её на 4 года. Это было трудным временем для "бабушки русского декадентства", как она шутливо называла себя. Она ушла из жизни, не дожив двух месяцев до 76 лет. Я покорных и несчастных не терплю… Написала Гиппиус в 1907 году. А в молодые годы она писала: И только одно я знаю верно: Надо всякую чашу пить – до дна… Ю. Безелянский пишет: « И точно: мужественно выпила чашу до дна. Чаша выпита. Чаша разбита. И о чём тут разговор!»[2] Чаша выпита, чаша разбита – И о чём тут ещё разговор! Не терпела покорных, несчастных, И вела каждый раз шумный спор. Август 2011 Карнавал масок З. Гиппиус Мелькает пред глазами карнавал, Где маску каждый раз она меняет: То ведьмой весь бомонд её познал, А кто русалкой бледной не узнает. Сильфида вас ещё в свой чёрный список не внесла? Поставлен минус — против имени. Так чашу жизни выпила до дна, Её разбила Зинаида Гиппиус. 11.01. 2011
[Скрыть]Регистрационный номер 0264278 выдан для произведения:
Гиппиус Зинаида Николаевна (один из псевдонимов – Антон Крайний) 8.11.1869 – 9.09. 1945 Родилась в семье, которая вела начало от древнего немецкого рода. Увлекалась верховой ездой и литературой, писала стихи. «Зинаидой прекрасной» называл её Брюсов. Критик и публицист Пётр Перцов её наружность определил как «боттичеллиевую». Так он описывал Зинаиду Гиппиус: «Высокая, стройная блондинка с длинными золотистыми глазами русалки, в очень шедшем ей голубом платье, она бросалась в глаза…» Но при этом у неё был аналитический подход к жизни, ум насмешливый и язвительный, сердце, как игла.[1] Большое влияние на неё оказал её муж – Дмитрий Мережковский. Он способствовал первой публикации стихов Гиппиус, написанных под влиянием Надсона. Затем она приобрела свой собственный голос. Её стихи отличались внутренней борьбой, некоторым демонизмом и холодной сдержанностью. Как отмечал Аким Волынский, слышался «тревожный крик треснувшего стекла». О, пусть будет то, чего не бывает, Никогда не бывает: Мне бледное небо чудес обещает, Оно обещает. Но плачу без слёз о неверном обете, О неверном обете… Мне нужно то, чего нет на свете, Чего нет на свете. Строка «мне нужно то, чего нет на свете» мгновенно стала крылатой, в ней бился главный нерв всего Серебряного века, всех поисков и метаний. Вместе с Мережковским и Розановым Гиппиус организовала «Религиозно-философские собрания», редактировала журнал «Новый путь» и выступала как авторитетный литературный критик под псевдонимом Антон Крайний. Взгляды её менялись от «светового огня» до метафизических тупиков: Не ведаю восстать иль покориться, Нет смелости ни умереть, ни жить. Зинаида Гиппиус изображала себя то русалкой, то сильфидой, то ведьмой – целый карнавал масок. В квартире в Петербурге, у Мережковских регулярно собирался весь петербургско-московский цвет общества – Брюсов, Белый, Блок, Сологуб, Бердяев. Здесь вынашивались с горячим участием Гиппиус утопические проекты обновления жизни. Революцию Гиппиус не признала, с презрением относилась к власти большевиков, с презрением относилась к тем, кто переметнулся в лагерь новой власти. Она составила свой чёрный список деятелей культуры со знаком минус. Среди них некогда её любимый Блок, Белый, Бенуа, Есенин, Мейерхольд, Чуковский и другие. Этот список она поместила в свой дневник, который вела со времён 1 мировой войны. Сначала это были «Петербургские дневники», затем «Чёрные тетради», в них Гиппиус рисовала картину сползания России в бездну безумия. И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, Народ, не уважающий святынь. В конце декабря 1919 года Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский нелегально выезжают в Польшу, затем во Францию, в Париж.
В 1921 году увидел свет дневник Гиппиус «Чёрная книжка» и «Серый блокнот». Вышла книга стихов. В 1925 году – двухтомник мемуаров «Живые лица». С 1927 года здесь Гиппиус удалось организовать регулярные собрания общества под названием «Зелёная лампа». Со своим супругом – Дмитрием Мережковским Гиппиус прожила 52 года. Первым в декабре 1941 года умер Мережковский. Зинаида Николаевна пережила её на 4 года. Это было трудным временем для "бабушки русского декадентства", как она шутливо называла себя. Она ушла из жизни, не дожив двух месяцев до 76 лет. Я покорных и несчастных не терплю… Написала Гиппиус в 1907 году. А в молодые годы она писала: И только одно я знаю верно: Надо всякую чашу пить – до дна… Ю. Безелянский пишет: « И точно: мужественно выпила чашу до дна. Чаша выпита. Чаша разбита. И о чём тут разговор!»[2] Чаша выпита, чаша разбита – И о чём тут ещё разговор! Не терпела покорных, несчастных, И вела каждый раз шумный спор. Август 2011 Карнавал масок З. Гиппиус Мелькает пред глазами карнавал, Где маску каждый раз она меняет: То ведьмой весь бомонд её познал, А кто русалкой бледной не узнает. Сильфида вас ещё в свой чёрный список не внесла? Поставлен минус — против имени. Так чашу жизни выпила до дна, Её разбила Зинаида Гиппиус. 2011