Душа.
Хотя душа в момент смерти не умирает, но продолжает жить и над ней совершается суд, - Церковь верует, что в конце мировой истории будут - и всеобщее воскресение мертвых и всеобщий Суд, который станет окончательным.
В момент смерти душа выходит из тела и вступает в новую форму существования, однако она не теряет ни памяти, ни способности мыслить и чувствовать. Более того, душа уходит в иной мир отягченная грузом ответственности за прожитую жизнь, неся в себе память о ней.
Христианское учение о Страшном суде, ожидающем всякого человека после смерти, - основано на том, что все совершенные человеком дела, добрые и злые, оставляют след в его душе еще при жизни, и каждый может это чувствовать. Но за все предстоит дать ответ перед Абсолютным Добром (перед Богом), рядом с Которым никакое зло и никакой грех не могут существовать и будут уничтожены.
Царство Божие несовместимо с грехом: «Не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны в книге жизни» - так написано в книге Апокалипсис 21гл.:27.
Всякое зло, в котором человек со всей искренностью не покаялся на исповеди, всякий грех утаенный, всякая нечистота души - всё это будет выявлено на Страшном Суде: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным…» - говорил Христос, в Евангелии Марка 4гл.: 22.
О Страшном суде знали уже в Ветхом Завете. Екклесиаст говорит: «Веселись юноша в юности твоей… только знай, что за все это Бог приведет тебя на Суд» (Еккл.11:9). Но особенно ясно сказал о том Сам Христос: в Евангелии от Матфея 25гл.:31-37, 40 -42, 46.
Слова Христа показывают, что Страшный суд для многих людей станет моментом прозрения: те, кто были уверены в своем спасении, вдруг, окажутся осужденными, а те, которые может быть не «встретили» Христа в земной жизни, но были милосердными к своим ближним, окажутся спасены.
В притче о Страшном Суде - царь не спрашивает людей, ходили ли они в Церковь, соблюдали ли посты, молились ли подолгу. Богу неинтересны дела, которыми человек раздражает душу свою, чтобы ей больше не грешить. Но Бога интересует отношение человека к своему ближнему: «Истинно говорю вам, так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» - говорит Иисус Христос.
По делам своим осудится и по делам своим оправдается человек. И слово - есть дело, именно по этому и говорится: от слов своих осудишься или оправдаешься. Сквернословие уст и то является критерием Суда, а дела нечестивые тем более.
Страшный Суд будет над всем человечеством, как над верующими, так и над неверующими. Но если христиане будут судиться по Евангелию, то язычники - по «закону совести, написанному в их сердцах» - так объясняет апостол в послании Римлянам 2гл.:15.
Святой преподобный Силуан Афонский говорил с душевным волнением: «Ну скажи мне, пожалуйста, - если посадят тебя в Рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, брат твой - человек, то будешь ли ты покоен?» И со скорбью завершил: «Любовь не может этого понести…. Надо молиться за всех!». Так пишет его биограф архимандрит Софоний: «Душа его томилась сознанием, что люди живут, не ведая Бога и Его любви, - и он молился великою молитвою… за живых и усопших, за друзей и врагов, за всех людей!».
Пока живет Церковь, - а она будет жить вечно, - не прекратится молитва о погибающих и погибших даже тогда, когда время переплавится в вечность и «мы изменимся» -по словам апостола 1коринфянам15:51-54. - Церковь будет молиться Богу о спасении всех людей и всего созданного Им мира.
Сергий чернец.+
Миссионерская проповедь.
Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне, - как говорит Писание: Евангелие от Матфея 7гл.:24-25.
Вера, построенная наспех, поверхностно, только лишь из чтения книг Церковных, даже Евангелия, - бывает слабая, как построенный на песке дом (Мф.7: 26-27).
Вера человека проверяется в искушениях, в болезнях, в скорбях и лишениях. Такая испытанная вера и составляет тот фундамент на камне, не могущий поколебаться. Только истинная вера научает нас преодолевать соблазны - и безропотно терпеть скорби, и только в свете такой веры открывается для человека смысл переносимых страданий, да и смысл самой жизни.
И вера человека невозможна без веры Церкви Христовой, в первую очередь ее вероучительным догматам, а также верности священному Преданию и церковным традициям. А потому не может быть веры легкой - «просто веры», когда будто бы знает человек, что есть Бог, а сам поступает по похотям своим, как ему вздумается. Если ты веришь в Бога, тогда ты должен верить, что есть и заповеди Его! И заповеди надо соблюдать. Это и есть трудность.
Вера истинная требует от человека усилий, и усилий над собой, над всей своей жизнью. Надо не только знать и изучать заповеди Божии, но учиться и стремиться исполнять их все. А это не только - «не убей», но и «не завидуй». И не только «не прелюбодействуй», но даже и не думай с прелюбодейством в уме, когда смотришь на противоположного пола человека. Так именно Христос говорил: Матфея 5:28.
Построить дом на камне или на песке?
Что такое песок(?) - это вся информация накопленная человеком за все время его жизни. Но есть и камни - это принципы, которые формирует в душе и в сознании своем человек. На твердых принципах, на своей уверенности должен основывать свою веру человек.
Тогда получается, что верить нелегко, трудно, особенно современному человеку, в современном мире, где кругом искушения, одно за одним. Потому что истинная вера требует некоторого аскетизма - воздержания от соблазнов жизни. Это и отказ от прелестей пищи во время постов, и отказ от кучи развлечений, которые предлагает современная цивилизация.
Однако, все отказы от цивилизации нельзя принимать и понимать буквально. Вера не предполагает вернуть человека назад к пещерному существованию. Но использовать достижения цивилизации не в ущерб нравственности человеческой, которая тоже формировалась по возрастающей: если в древности - «око за око», то теперь не так, но по-христианскому надо поступать. О том же и в учении апостольском хорошо сказано: «1Коринфянам 6:12-13 - Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». И еще «1Коринф.10:23-24 - Все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
Подвергаясь мирскому учению и соблазнам бывают всегда перегибы разума человеческого. Казалось бы в средневековье, после тысячи лет Христианства, учение Веры должно быть усвоено людьми. Но убивались сотнями люди во времена инквизиции и погибали во время крестовых походов целые народы, под именем Христовым грабилось золото, богатство для украшения Храмов.
Бесы поступают также и сегодня и всё изошреннее, когда человек становится умнее. И в сегодняшнее время тоже есть перегибы.
Проводники и миссионеры современности, которые проповедуют сегодня в различных слоях населения нашей страны, - это следующие:
1) Отец Андрей Кураев - проповедует среди рокеров.
2) Отец Глеб Каледа - организатор миссии среди заключенных в тюрьмах.
3) Отец Александр Дворкин - среди сектантов, пытаясь вернуть их к православию.
4) Отец Даниил Сысоев - среди мусульман.
5) Отец Тихон Шевкунов - проповедует среди алкоголиков, среди пьяниц.
6) Отец Всеволод Чаплин - желает проповедь проводить в ночных клубах.
Настолько сильно воздействие цивилизации на человеческое сознание, что в угоду «новому миру», старается человек и Веру подделать под нововведения мирские. Забывает все, нажитые предками, достижения нравственности, желает веру приблизить к миру. А «мир» и Церковь просто несовместимы: в народе давно различается - ты мирской, а я церковный. И не только потому, что работает человек в Храме, это само собою, существует обряд воцерковления.
И вот появляется сегодня - такая «обмирщенная» вера. Человек пытается совместить сегодняшнюю суетную действительность с преданием древних христианских святых. И если тексты преданий, сказаний о подвигах древних христиан прочитать буквально, безо всяких толкований, - то никак невозможно такое совмещение.
Чтобы быть верующим, надо понимать веру. Прежде чем что-то понимать, надо знать о предмете хотя бы основы. Надо учиться основам верования. Но сегодня ученичество забывается. Мало кто учится и хочет учиться. Мы, конечно, уповаем на действие благодати Божией, - когда Господь Сам призывает человека к Вере: «Если Бог не призвал, то и ухищрения не помогут». Но сегодня такое время, что в делах веры - народ неграмотен: даже в центральных Московских Храмах большая часть прихожан не понимают: как, что, и почему в Церкви происходит действие во время богослужений; как, что и почему в духовной жизни должен поступать христианин; многие не знают простых элементарных вещей - свечку поставить не могут.
А с самого начала, со своего зарождения, христианство предполагает - ученичество. Всех своих последователей Христос называл учениками.
Красной нитью через все первое Евангелие проходит слово - «ученики». «Тогда ученики Его, приступивши, сказали Ему…», «Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» - Матф. 15:12, Матф. 17:13.
И близко к теме, ключевыми являются Слова Христа: «Матф. 15: 8-9 Приближаются ко Мне люди сии, устами своими и языком чтут Меня; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим». Учения человеческие у нас: «великая рок музыка», «ночные клубы», - сегодня, с боем барабанов и под вой сирен снова хотят приблизиться ко Христу.
А заповеди же Божии, сегодня, стали трудны для понимания. Во-первых: сменился сам язык мирской, с прошедшим временем и многие понятия сменились на прямо противоположные.
Действительно, есть трудности, чтобы усвоить и правильно понять вероучение Церкви современному человеку. Надо приложить немало усилий. Но именно о том и проповедовал Иисус Христос, явно, что пророчества относились к нашим временам: «Царствие Божие усилием берется, и употребляющие усилие восхищают его» - Матф. 11:12.
А усилие совсем не в материальном достижении состоит. Христианство это не достижения спортивные или соревнование в ловкости махания кадилом, а также не в том, чтобы все могли стоять на камне на коленях по 1000 дней (как это делал святой Серафим Саровский). «Не каждому дано - но кто может, да вместит» - говорил Господь. И апостол, поясняя учение Христово, говорит не о физическом аспекте веры, а даже прямо наоборот: (1Тимофею 4:7-9) - «а упражняй себя в благочестии; ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно…». Проповедь первой христианской общины вся сводилась, в основе, к нравственному отношению среди людей.
Было другое время - это раз, рабство и войны с копьями и стрелами. Сегодня пистолет и автомат и бомбы есть у каждого бандита террориста. Но людям в те времена не надо было объяснять, лишний раз, что в Храм ходить надо обязательно и старых людей надо уважать - «почтенная старость», это с детства было привито человеку. А сегодня в Храм ходят, время от времени, чаще всего, когда беда и горе, смерть близких людей. В старину люди знали, что надо чаще молиться, но и странников и нищих надо напоить и накормить. А сегодня бродягу изобьют и отберут последний кусок у старика.
Новое время и нравы (как мы думаем) - новые? Нет, совсем нет, - нравы человеческие пока мало изменились. В религии теперь видят только обряды. В древности, исполнение обрядов было повседневным и обычным делом. Обряды, конечно, нужны, но тут нужна мера и церковные обряды не должны преобладать. И без них нельзя. Именно за это упрекал Христос тех иудейских священников, фарисеев и саддукеев: в Евангелии от Матфея 23гл.: 1-5 и далее 23гл.: 23, - «сие надлежало делать и того не оставлять» - говорил Христос.
Итак. Если хочет человек стать Христианином - ему надо учиться. И учиться, активно входя в жизнь Церкви. А священники, в этом случае, должны грамотно объяснять те же обряды и истины, чаще говорить проповеди с амвона.
Христианская Церковь имеет вековую традицию научения человека вере - это Храмовые богослужения, которые всем своим строем и действием проповедуют о Христе в наглядном, образном виде. И все молитвы, созданные веками, говорят и проповедуют о Боге: Отце и Сыне и Святом Духе. А в частной жизни, дома, христианин научается из Молитвослова правильному пониманию Веры и церковных традиций. Такие молитвословы с пояснениями были учебниками в Церковно-приходских школах до Революции 1917года. Так с детства, научаясь молитвам, человек получал знания христианства вообще. Тогда, посещая Храм, церковь, - человек понимал суть богослужения и сам становился участником службы Богу. Выходил из Храма христианин истинно верующим, во всех делах полагался на помощь Божию. И все дела свои начинал: Господи благослови! - а по окончании дела: Слава Богу! - как и написано в молитвослове!
Сергий чернец.
[Скрыть]Регистрационный номер 0353138 выдан для произведения:
Душа.
Хотя душа в момент смерти не умирает, но продолжает жить и над ней совершается суд, - Церковь верует, что в конце мировой истории будут - и всеобщее воскресение мертвых и всеобщий Суд, который станет окончательным.
В момент смерти душа выходит из тела и вступает в новую форму существования, однако она не теряет ни памяти, ни способности мыслить и чувствовать. Более того, душа уходит в иной мир отягченная грузом ответственности за прожитую жизнь, неся в себе память о ней.
Христианское учение о Страшном суде, ожидающем всякого человека после смерти, - основано на том, что все совершенные человеком дела, добрые и злые, оставляют след в его душе еще при жизни, и каждый может это чувствовать. Но за все предстоит дать ответ перед Абсолютным Добром (перед Богом), рядом с Которым никакое зло и никакой грех не могут существовать и будут уничтожены.
Царство Божие несовместимо с грехом: «Не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны в книге жизни» - так написано в книге Апокалипсис 21гл.:27.
Всякое зло, в котором человек со всей искренностью не покаялся на исповеди, всякий грех утаенный, всякая нечистота души - всё это будет выявлено на Страшном Суде: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным…» - говорил Христос, в Евангелии Марка 4гл.: 22.
О Страшном суде знали уже в Ветхом Завете. Екклесиаст говорит: «Веселись юноша в юности твоей… только знай, что за все это Бог приведет тебя на Суд» (Еккл.11:9). Но особенно ясно сказал о том Сам Христос: в Евангелии от Матфея 25гл.:31-37, 40 -42, 46.
Слова Христа показывают, что Страшный суд для многих людей станет моментом прозрения: те, кто были уверены в своем спасении, вдруг, окажутся осужденными, а те, которые может быть не «встретили» Христа в земной жизни, но были милосердными к своим ближним, окажутся спасены.
В притче о Страшном Суде - царь не спрашивает людей, ходили ли они в Церковь, соблюдали ли посты, молились ли подолгу. Богу неинтересны дела, которыми человек раздражает душу свою, чтобы ей больше не грешить. Но Бога интересует отношение человека к своему ближнему: «Истинно говорю вам, так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» - говорит Иисус Христос.
По делам своим осудится и по делам своим оправдается человек. И слово - есть дело, именно по этому и говорится: от слов своих осудишься или оправдаешься. Сквернословие уст и то является критерием Суда, а дела нечестивые тем более.
Страшный Суд будет над всем человечеством, как над верующими, так и над неверующими. Но если христиане будут судиться по Евангелию, то язычники - по «закону совести, написанному в их сердцах» - так объясняет апостол в послании Римлянам 2гл.:15.
Святой преподобный Силуан Афонский говорил с душевным волнением: «Ну скажи мне, пожалуйста, - если посадят тебя в Рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, брат твой - человек, то будешь ли ты покоен?» И со скорбью завершил: «Любовь не может этого понести…. Надо молиться за всех!». Так пишет его биограф архимандрит Софоний: «Душа его томилась сознанием, что люди живут, не ведая Бога и Его любви, - и он молился великою молитвою… за живых и усопших, за друзей и врагов, за всех людей!».
Пока живет Церковь, - а она будет жить вечно, - не прекратится молитва о погибающих и погибших даже тогда, когда время переплавится в вечность и «мы изменимся» -по словам апостола 1коринфянам15:51-54. - Церковь будет молиться Богу о спасении всех людей и всего созданного Им мира.
Сергий чернец.+
Миссионерская проповедь.
Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне, - как говорит Писание: Евангелие от Матфея 7гл.:24-25.
Вера, построенная наспех, поверхностно, только лишь из чтения книг Церковных, даже Евангелия, - бывает слабая, как построенный на песке дом (Мф.7: 26-27).
Вера человека проверяется в искушениях, в болезнях, в скорбях и лишениях. Такая испытанная вера и составляет тот фундамент на камне, не могущий поколебаться. Только истинная вера научает нас преодолевать соблазны - и безропотно терпеть скорби, и только в свете такой веры открывается для человека смысл переносимых страданий, да и смысл самой жизни.
И вера человека невозможна без веры Церкви Христовой, в первую очередь ее вероучительным догматам, а также верности священному Преданию и церковным традициям. А потому не может быть веры легкой - «просто веры», когда будто бы знает человек, что есть Бог, а сам поступает по похотям своим, как ему вздумается. Если ты веришь в Бога, тогда ты должен верить, что есть и заповеди Его! И заповеди надо соблюдать. Это и есть трудность.
Вера истинная требует от человека усилий, и усилий над собой, над всей своей жизнью. Надо не только знать и изучать заповеди Божии, но учиться и стремиться исполнять их все. А это не только - «не убей», но и «не завидуй». И не только «не прелюбодействуй», но даже и не думай с прелюбодейством в уме, когда смотришь на противоположного пола человека. Так именно Христос говорил: Матфея 5:28.
Построить дом на камне или на песке?
Что такое песок(?) - это вся информация накопленная человеком за все время его жизни. Но есть и камни - это принципы, которые формирует в душе и в сознании своем человек. На твердых принципах, на своей уверенности должен основывать свою веру человек.
Тогда получается, что верить нелегко, трудно, особенно современному человеку, в современном мире, где кругом искушения, одно за одним. Потому что истинная вера требует некоторого аскетизма - воздержания от соблазнов жизни. Это и отказ от прелестей пищи во время постов, и отказ от кучи развлечений, которые предлагает современная цивилизация.
Однако, все отказы от цивилизации нельзя принимать и понимать буквально. Вера не предполагает вернуть человека назад к пещерному существованию. Но использовать достижения цивилизации не в ущерб нравственности человеческой, которая тоже формировалась по возрастающей: если в древности - «око за око», то теперь не так, но по-христианскому надо поступать. О том же и в учении апостольском хорошо сказано: «1Коринфянам 6:12-13 - Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». И еще «1Коринф.10:23-24 - Все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
Подвергаясь мирскому учению и соблазнам бывают всегда перегибы разума человеческого. Казалось бы в средневековье, после тысячи лет Христианства, учение Веры должно быть усвоено людьми. Но убивались сотнями люди во времена инквизиции и погибали во время крестовых походов целые народы, под именем Христовым грабилось золото, богатство для украшения Храмов.
Бесы поступают также и сегодня и всё изошреннее, когда человек становится умнее. И в сегодняшнее время тоже есть перегибы.
Проводники и миссионеры современности, которые проповедуют сегодня в различных слоях населения нашей страны, - это следующие:
1) Отец Андрей Кураев - проповедует среди рокеров.
2) Отец Глеб Каледа - организатор миссии среди заключенных в тюрьмах.
3) Отец Александр Дворкин - среди сектантов, пытаясь вернуть их к православию.
4) Отец Даниил Сысоев - среди мусульман.
5) Отец Тихон Шевкунов - проповедует среди алкоголиков, среди пьяниц.
6) Отец Всеволод Чаплин - желает проповедь проводить в ночных клубах.
Настолько сильно воздействие цивилизации на человеческое сознание, что в угоду «новому миру», старается человек и Веру подделать под нововведения мирские. Забывает все, нажитые предками, достижения нравственности, желает веру приблизить к миру. А «мир» и Церковь просто несовместимы: в народе давно различается - ты мирской, а я церковный. И не только потому, что работает человек в Храме, это само собою, существует обряд воцерковления.
И вот появляется сегодня - такая «обмирщенная» вера. Человек пытается совместить сегодняшнюю суетную действительность с преданием древних христианских святых. И если тексты преданий, сказаний о подвигах древних христиан прочитать буквально, безо всяких толкований, - то никак невозможно такое совмещение.
Чтобы быть верующим, надо понимать веру. Прежде чем что-то понимать, надо знать о предмете хотя бы основы. Надо учиться основам верования. Но сегодня ученичество забывается. Мало кто учится и хочет учиться. Мы, конечно, уповаем на действие благодати Божией, - когда Господь Сам призывает человека к Вере: «Если Бог не призвал, то и ухищрения не помогут». Но сегодня такое время, что в делах веры - народ неграмотен: даже в центральных Московских Храмах большая часть прихожан не понимают: как, что, и почему в Церкви происходит действие во время богослужений; как, что и почему в духовной жизни должен поступать христианин; многие не знают простых элементарных вещей - свечку поставить не могут.
А с самого начала, со своего зарождения, христианство предполагает - ученичество. Всех своих последователей Христос называл учениками.
Красной нитью через все первое Евангелие проходит слово - «ученики». «Тогда ученики Его, приступивши, сказали Ему…», «Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» - Матф. 15:12, Матф. 17:13.
И близко к теме, ключевыми являются Слова Христа: «Матф. 15: 8-9 Приближаются ко Мне люди сии, устами своими и языком чтут Меня; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим». Учения человеческие у нас: «великая рок музыка», «ночные клубы», - сегодня, с боем барабанов и под вой сирен снова хотят приблизиться ко Христу.
А заповеди же Божии, сегодня, стали трудны для понимания. Во-первых: сменился сам язык мирской, с прошедшим временем и многие понятия сменились на прямо противоположные.
Действительно, есть трудности, чтобы усвоить и правильно понять вероучение Церкви современному человеку. Надо приложить немало усилий. Но именно о том и проповедовал Иисус Христос, явно, что пророчества относились к нашим временам: «Царствие Божие усилием берется, и употребляющие усилие восхищают его» - Матф. 11:12.
А усилие совсем не в материальном достижении состоит. Христианство это не достижения спортивные или соревнование в ловкости махания кадилом, а также не в том, чтобы все могли стоять на камне на коленях по 1000 дней (как это делал святой Серафим Саровский). «Не каждому дано - но кто может, да вместит» - говорил Господь. И апостол, поясняя учение Христово, говорит не о физическом аспекте веры, а даже прямо наоборот: (1Тимофею 4:7-9) - «а упражняй себя в благочестии; ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно…». Проповедь первой христианской общины вся сводилась, в основе, к нравственному отношению среди людей.
Было другое время - это раз, рабство и войны с копьями и стрелами. Сегодня пистолет и автомат и бомбы есть у каждого бандита террориста. Но людям в те времена не надо было объяснять, лишний раз, что в Храм ходить надо обязательно и старых людей надо уважать - «почтенная старость», это с детства было привито человеку. А сегодня в Храм ходят, время от времени, чаще всего, когда беда и горе, смерть близких людей. В старину люди знали, что надо чаще молиться, но и странников и нищих надо напоить и накормить. А сегодня бродягу изобьют и отберут последний кусок у старика.
Новое время и нравы (как мы думаем) - новые? Нет, совсем нет, - нравы человеческие пока мало изменились. В религии теперь видят только обряды. В древности, исполнение обрядов было повседневным и обычным делом. Обряды, конечно, нужны, но тут нужна мера и церковные обряды не должны преобладать. И без них нельзя. Именно за это упрекал Христос тех иудейских священников, фарисеев и саддукеев: в Евангелии от Матфея 23гл.: 1-5 и далее 23гл.: 23, - «сие надлежало делать и того не оставлять» - говорил Христос.
Итак. Если хочет человек стать Христианином - ему надо учиться. И учиться, активно входя в жизнь Церкви. А священники, в этом случае, должны грамотно объяснять те же обряды и истины, чаще говорить проповеди с амвона.
Христианская Церковь имеет вековую традицию научения человека вере - это Храмовые богослужения, которые всем своим строем и действием проповедуют о Христе в наглядном, образном виде. И все молитвы, созданные веками, говорят и проповедуют о Боге: Отце и Сыне и Святом Духе. А в частной жизни, дома, христианин научается из Молитвослова правильному пониманию Веры и церковных традиций. Такие молитвословы с пояснениями были учебниками в Церковно-приходских школах до Революции 1917года. Так с детства, научаясь молитвам, человек получал знания христианства вообще. Тогда, посещая Храм, церковь, - человек понимал суть богослужения и сам становился участником службы Богу. Выходил из Храма христианин истинно верующим, во всех делах полагался на помощь Божию. И все дела свои начинал: Господи благослови! - а по окончании дела: Слава Богу! - как и написано в молитвослове!
Сергий чернец.