ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Благородство

Благородство

     Мне, черт возьми, не хватает благородства. Всегда, прямо с детства чувствовал сердцем, душой, а уже с отрочества, с юных мозгов знал и умом, и опытом, что мне не хватает именно благородства. Я вполне начитан, сколько-то образован, знаю, родители обучили меня рамкам, правилам приличия…, что, к примеру: младший здоровается словами первым, но вот руку для пожатия подать первым может только старший; вставать, если встает женщина; ни секундой не задумываться, когда обижают беззащитного и еще некоторое количество непреложных и не очень-то важных для теперешней жизни условий, но… я понимаю, отлично понимаю, что для благородства этих знаний совсем, никак недостаточно. Гены? Родословная? Вряд ли. Хотя…

     Дело в том, что для того, чтобы быть благородным, надо усвоить какое-то количество запретов себе. Они всем известны. Будда, Моисей, Иисус, Лао Цзы, понятно, Чехов со своими десятью законами интеллигентного человека. Беда ведь не в том, как их, каноны эти зазубрить - но как исполнить, исполнять всечасно, ежедневно, всю жизнь. Уже доказано учеными физиологами, что человек впитывает в себя основное количество знаний и культуру (а культура, сумма табу и есть благородство), начиная со дня иудейского обрезания или христианского крещения и заканчивая днем исламской инициации юноши, то есть в первые тринадцать лет. Я о мужчинах. Благородство женщины, скажем, жен декабристов – очень отдельная тема. Так вот… Когда ты воспитываешься в благородной семье, то эти правила живут с тобой все время, с утра до вечера, изо дня в день. Они не заучиваются умом, но вбираются кожей, костью, кровью. Что же мешает обыкновенному человеку, обыкновенной семье посвятить своему ребенку каких-то тринадцать лет, если еще учесть, что человек живет в конце концов только (как бы он ни заблуждался поисками, скажем, истины), исключительно ради детей?

     Ошибка, обман в том, что человек долгое время думает, что живет для чего-то совсем другого. Карьера ли, деньги ли, слава ли, соревнуется с соседями в классе машины, красоте дома… И делает он это как раз в первые для ребенка тринадцать лет. Точнее, он занимается этим натурально всю свою жизнь, пока не упрется лбом, носом, глазами в мрак, в сырость грядущей могилы, куда ну ничего уже с собой не утащить… Но те-то, первые, нежные, так нужные годы… Так нужные благородству… Это конечно утопизм, даже инфантильность, но как бы мог выглядеть мир, где каждый, абсолютно каждый человек был бы, нет, не верующим… хоть в Заратустру, хоть в Толстого, хоть в черта лысого, а просто благородным… Мне всю жизнь… и сейчас тоже так не хватает благородства…, собственного благородства…

© Copyright: Владимир Степанищев, 2016

Регистрационный номер №0324130

от 2 января 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0324130 выдан для произведения:      Мне, черт возьми, не хватает благородства. Всегда, прямо с детства чувствовал сердцем, душой, а уже с отрочества, с юных мозгов знал и умом, и опытом, что мне не хватает именно благородства. Я вполне начитан, сколько-то образован, знаю, родители обучили меня рамкам, правилам приличия…, что, к примеру: младший здоровается словами первым, но вот руку для пожатия подать первым может только старший; вставать, если встает женщина; ни секундой не задумываться, когда обижают беззащитного и еще некоторое количество непреложных и не очень-то важных для теперешней жизни условий, но… я понимаю, отлично понимаю, что для благородства этих знаний совсем, никак недостаточно. Гены? Родословная? Вряд ли. Хотя…

     Дело в том, что для того, чтобы быть благородным, надо усвоить какое-то количество запретов себе. Они всем известны. Будда, Моисей, Иисус, Лао Цзы, понятно, Чехов со своими десятью законами интеллигентного человека. Беда ведь не в том, как их, каноны эти зазубрить - но как исполнить, исполнять всечасно, ежедневно, всю жизнь. Уже доказано учеными физиологами, что человек впитывает в себя основное количество знаний и культуру (а культура, сумма табу и есть благородство), начиная со дня иудейского обрезания или христианского крещения и заканчивая днем исламской инициации юноши, то есть в первые тринадцать лет. Я о мужчинах. Благородство женщины, скажем, жен декабристов – очень отдельная тема. Так вот… Когда ты воспитываешься в благородной семье, то эти правила живут с тобой все время, с утра до вечера, изо дня в день. Они не заучиваются умом, но вбираются кожей, костью, кровью. Что же мешает обыкновенному человеку, обыкновенной семье посвятить своему ребенку каких-то тринадцать лет, если еще учесть, что человек живет в конце концов только (как бы он ни заблуждался поисками, скажем, истины), исключительно ради детей?

     Ошибка, обман в том, что человек долгое время думает, что живет для чего-то совсем другого. Карьера ли, деньги ли, слава ли, соревнуется с соседями в классе машины, красоте дома… И делает он это как раз в первые для ребенка тринадцать лет. Точнее, он занимается этим натурально всю свою жизнь, пока не упрется лбом, носом, глазами в мрак, в сырость грядущей могилы, куда ну ничего уже с собой не утащить… Но те-то, первые, нежные, так нужные годы… Так нужные благородству… Это конечно утопизм, даже инфантильность, но как бы мог выглядеть мир, где каждый, абсолютно каждый человек был бы, нет, не верующим… хоть в Заратустру, хоть в Толстого, хоть в черта лысого, а просто благородным… Мне всю жизнь… и сейчас тоже так не хватает благородства…, собственного благородства…
 
Рейтинг: +1 332 просмотра
Комментарии (1)
Влад Устимов # 3 января 2016 в 08:54 0
Очень верно подмечено.
Лаконично и убедительно.