ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Сретение Господне, 15.02.2019 года.

Сретение Господне, 15.02.2019 года.

15 февраля 2019 - Галина Дашевская
article439324.jpg
 
Принесение во Храм  — христианский праздник, отмечаемый в Исторических церквях и некоторых протестантских конфессиях.
 
Принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания.
 
В Иерусалимском храме Святое семейство встретил Симеон Богоприимец.
 
В православии принадлежит к числу двунадесятых праздников. 
 
Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь старообрядцы и некоторые иные празднуют Сретение 2 (15) февраля по юлианскому календарю (в XX—XXI веках 2 февраля по юлианскому календарю соответствует 15 февраля по новоюлианскому и григорианскому).
 
История
 
Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Иисуса.
 
По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения.
 
При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву.
 
Во исполнение этого закона Мария с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
 
Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча».
 
Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. 
 
Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285—247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык.
 
Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исаии и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст.
 
Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исаии.
 
Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет.
 
И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм.
 
И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. 
(Лк. 2:29—32)

Эти слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца».
 
Она имеет важное богослужебное значение и поётся дважды: в конце вечерни (как малой, так и великой во время Всенощного бдения) и на «Благодарственных молитвах по Святом Причащении» по окончании Божественной литургии.
 
Иосиф и Мария были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Марии, предсказал Ей о Младенце:

И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. 
(Лк. 2:34—35)


Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец».
 
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства.
 
И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.
История празднования
 
Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке.
 
Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления.
 
Древнейшим историческим свидетельством о празднике является отчёт о паломничестве в Святую Землю Эгерии, датируемый IV веком.

Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью.
 
В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст.

Тенденция к расширению богослужебного прославления событий земной жизни Иисуса Христа получила развитие после Халкидонского собора 451 года, на котором было анафемствовано монофизитство. В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской в первой половине VI века.
 
Православие
 
Сретение относится к числу Господских праздников посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным.
 
Поэтому богослужебные особенности Сретения присущи Богородичному празднику с элементами Господского праздника, в частности, на Литургии антифоныизобразительны, но присутствует входный стих: «Сказа Господь Спасение свое́, пред языки откры Правду свою́». И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией.
 
На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности:
Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира.
 
И вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века.
 

© Copyright: Галина Дашевская, 2019

Регистрационный номер №0439324

от 15 февраля 2019

[Скрыть] Регистрационный номер 0439324 выдан для произведения:
 
Принесение во Храм  — христианский праздник, отмечаемый в Исторических церквях и некоторых протестантских конфессиях.
 
Принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания.
 
В Иерусалимском храме Святое семейство встретил Симеон Богоприимец.
 
В православии принадлежит к числу двунадесятых праздников. 
 
Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь старообрядцы и некоторые иные празднуют Сретение 2 (15) февраля по юлианскому календарю (в XX—XXI веках 2 февраля по юлианскому календарю соответствует 15 февраля по новоюлианскому и григорианскому).
 
История
 
Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Иисуса.
 
По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения.
 
При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву.
 
Во исполнение этого закона Мария с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
 
Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча».
 
Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. 
 
Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285—247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык.
 
Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исаии и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст.
 
Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исаии.
 
Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет.
 
И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм.
 
И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. 
(Лк. 2:29—32)

Эти слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца».
 
Она имеет важное богослужебное значение и поётся дважды: в конце вечерни (как малой, так и великой во время Всенощного бдения) и на «Благодарственных молитвах по Святом Причащении» по окончании Божественной литургии.
 
Иосиф и Мария были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Марии, предсказал Ей о Младенце:

И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. 
(Лк. 2:34—35)


Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец».
 
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства.
 
И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.
История празднования
 
Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке.
 
Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления.
 
Древнейшим историческим свидетельством о празднике является отчёт о паломничестве в Святую Землю Эгерии, датируемый IV веком.

Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью.
 
В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст.

Тенденция к расширению богослужебного прославления событий земной жизни Иисуса Христа получила развитие после Халкидонского собора 451 года, на котором было анафемствовано монофизитство. В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской в первой половине VI века.
 
Православие
 
Сретение относится к числу Господских праздников посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным.
 
Поэтому богослужебные особенности Сретения присущи Богородичному празднику с элементами Господского праздника, в частности, на Литургии антифоныизобразительны, но присутствует входный стих: «Сказа Господь Спасение свое́, пред языки откры Правду свою́». И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией.
 
На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности:
Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира.
 
И вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века.
 
Картина
 
Дуччо. «Сретение». «Маэста», фрагмент, 1308—1311. Музей Дель Опера Дель Дуомо, Сиена
 
 
Рейтинг: +5 457 просмотров
Комментарии (11)
Галина Дашевская # 15 февраля 2019 в 12:40 +2
Я поставила картину

Дуччо. «Сретение». «Маэста», фрагмент, 1308—1311. Музей Дель Опера Дель Дуомо, Сиена
Мила Горина # 15 февраля 2019 в 17:03 +3
Галочка! Поздравляю тебя со Сретением! Целую, Мила kotenok-8
Галина Дашевская # 16 февраля 2019 в 08:45 +2
Спасибо тебе моя милая Милочка!
Татьяна Петухова # 15 февраля 2019 в 22:28 +3
Галиночка,благодарю за публикацию! spasibo-10
Галина Дашевская # 16 февраля 2019 в 08:45 +2
Танюша, огромная благодарность тебе!
Ирина Чернобривко # 15 февраля 2019 в 22:36 +2
Галь, спасибо, что пишешь и нас просвещаешь, а то за своими детками в гору некогда глянуть.
Галина Дашевская # 16 февраля 2019 в 08:46 +2
Спасибо, Наташа! Я тебе верю, так как у тебя помимо детей, есть ещё двое мужчин - папа и любимый муж.
Анна Гирик # 15 февраля 2019 в 22:49 +3
soln
С праздником, Галочка!
И спасибо за интересную статью.
С удовольствием прочитала.
Галина Дашевская # 16 февраля 2019 в 08:47 +2
Милая Аннушка, огромное спасибо тебе!
Ирина Бережная # 25 февраля 2019 в 19:54 +1
Галочка, спасибо тебе!
Галина Дашевская # 26 февраля 2019 в 18:57 0
И тебе всего самого замечательного.