О творчестве Виктора Цоя.
Виктор Цой – фигура выдающаяся среди поэтов и певцов последнего 30-летия. По масштабу своей творческой личности он вполне сопоставим с кумиром предыдущего цикла Владимиром Высоцким... Нет, Высоцкий конечно крупнее, рельефнее и объёмнее Цоя. Цой же, в свою очередь, в чём-то выше и даже духовнее Высоцкого. И в обоих, кстати, есть нечто титаническое: они выделялись из среды своих собратьев по струне и перу резко и выпукло, так что контур их творчества был по-особому чёток и насыщен.
Магия поэтического слова вообще-то не разгадана и по сию пору. Почему нас подчас так волнуют ритмически организованные, но самые обычные слова? Возможно, дело тут в общем влиянии на нашу психику гармонии, будь то гармония природы, гармония человеческого тела и движения, или гармония произведений рук человеческих? Да, возможно... А, может быть, и нет... Однако факт остаётся фактом: ритм слова и ритм звука очень притягательны для наших душ. Поэтому всегда появлялись, и появляются теперь люди, становившиеся и становящиеся буквально идолами для завороженных их пленительным исполнением людских масс.
Виктор Цой, как творческая личность, певец, поэт и композитор, вообще был довольно странным и особенным, будто бы не из мира сего он черпал свои запоминающиеся тексты и свою неповторимую музыку. О музыке надо сказать отдельно… У Цоя много потрясающе мощных, и в то же время гармонично звучащих мелодий. Его музыка проста, но в некоторых случаях она похожа на звучание космических сфер... Это редкое качество, очень редкое. Как композитор, Цой удивительно своебразен и неповторим.
Если покопаться в нэте, то можно отыскать великое множество объяснений популярности Виктора Цоя. Одни утверждают, что он просто-напросто попал в тон времени, хотя что это такое, подробно не объясняют. Другие считают, что его необычайной известности поспособствовала ранняя и трагически-загадочная его смерть. Третьи – что Цой просто классный парень, и что он бацал клёвую музычку и сочинял прикольные песенки. Четвёртые уверены, что всё дело тут в экзотической, нерусской внешности певца, в его похожести на Брюса Ли, например…
Есть свидетельства того, что Виктор действительно подражал Брюсу, и старался быть на него похожим в своём цельном сценически-актёрском образе или в отдельных собственных жестах. Я, как человек неравнодушный к различным единоборствам, тоже уважаю Брюса Ли как сильного мастера и как неповторимого, с мощной харизмой, киноактёра. Однако, наблюдая поведение Цоя на сцене и в киношных ролях, у меня ни разу – ни разу! – не промелькнула мысль о каком-либо его подражательстве. Всё было его фирменное, чисто цоевское. Даже если он и пытался в чём-то копировать Ли, у него всё равно получалось по-другому.
Сильная личность брала своё и только своё…
Впрочем, оставим решать загадку создания артистического образа любителям решать подобные ребусы. Приступим вплотную к творчеству самого Цоя, к его глубинной стержневой сути и вытекающему из этой сути значению…
Как и все без исключения люди, Виктор Цой не был отстранён от вечной проблемы добра и зла в нашем насквозь противоречивом, привычном для нас мире. А как поэт и музыкант он многогранно выражал эту проблему проблем в своих песнях. Он переработал своим творческим сознанием общий фон нашей не слишком счастливой и не очень разумной земной цивилизации, и этот разлитый везде и всюду фон не оставил его равнодушным.
Вот фрагмент его песни под названием «Война»:
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ – ВОЙНА!
И ГДЕ БЫ ТЫ НЕ БЫЛ,
ЧТОБ ТЫ НЕ ДЕЛАЛ –
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ – ВОЙНА!
МАМА, МЫ ВСЕ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫ.
ЧЕРЕЗ ДЕНЬ БУДЕТ ПОЗДНО, ЧЕРЕЗ ЧАС БУДЕТ ПОЗДНО,
ЧЕРЕЗ МИГ УЖЕ БУДЕТ НЕ ВСТАТЬ.
А что – правильно. Действительно ведь война… Мы теперь неплохо знаем планету Марс, и можем наблюдать, к чему привела война неба и этой далёкой от нас планеты. А ведь когда-то там, наверное, цвела жизнь. Да и у нас было нечто подобное, хотя и не в таких чудовищных масштабах…
А то, что мы все тяжело больны, и скорее не физически, а духовно – и что-то необходимо делать для исправления этого положения – это общее место мудрости человеков. Цой тут вовсе не оригинален.
А вот далее в песне «Мы хотим танцевать» он сказал так:
В НАС ЕЩЁ ДО РОЖДЕНИЯ НАДЕЛАЛИ ДЫР
И ГДЕ ТОТ ПОРТНОЙ, ЧТО СМОЖЕТ ИХ ЗАЛАТАТЬ?
Кто наделал дыр? И притом до рождения?.. Ведь господствующая научная парадигма в лице своих образованных жрецов категорично утверждает, что все огрехи нашей с вами психики объясняются только лишь и единственно огрехами в нашем воспитании. Не верят эти жрецы ни в ДО, ни в ПОСЛЕ индивидуальной жизни, а верят они истово только лишь в ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Они вообще-то ярые фанатики-материалисты, эти учёные современные жрецы. И ещё вдобавок безбожники…
Хотя со следующим утверждением поэта они, я полагаю, всё-таки согласятся:
В КАЖДОМ ИЗ НАС СПИТ ВОЛК,
В КАЖДОМ ИЗ НАС СПИТ ЗВЕРЬ,
Я СЛЫШУ ЕГО РЫЧАНИЕ,
КОГДА ТАНЦУЮ.
Говорят, что танец – это вертикальная демонстрация наших горизонтальных желаний. Сексуальных желаний, другими словами. А сексуальные чувства это очень сильные и очень глубоко и цепко укоренённые в нашей природе чувства. И они зачастую совсем не светлые и приятные, а даже, к сожалению, наоборот – вызывающие тоску, ужас и отвращение. Вспомним шедевры мировой классики от Ромео и Джульетты с Отелло до Кармен и Анны Карениной… А также припомним многочисленных ревнивцев, стервецов и стерв, и даже убийц с маньяками нашей реальной жизни… Вся эта обширная инфа о тёмной стороне любви, копошащейся у нас в душе со времён, наверное, рептилий и звероящеров, нас особо как-то не веселит и не радует…
Эх, что-то не совсем так на нашей маленькой голубой планетке, что-то не так как надо. Об этом и Высоцкий тоже пел...
А Цой добавил к вышесказанному следующее:
СНОВА ЗА ОКНАМИ БЕЛЫЙ ДЕНЬ,
ДЕНЬ ВЫЗЫВАЕТ МЕНЯ НА БОЙ.
Я ЧУВСТВУЮ, ЗАКРЫВАЯ ГЛАЗА, –
ВЕСТ МИР ИДЁТ НА МЕНЯ ВОЙНОЙ.
Война! Теперь уже не война Неба и Земли, а война междоусобная на самой планете. Извечная. Всепроникающая. Всех почти со всеми…
Уже вирусы в незапамятные времена объявили войну бактериям. А те друг другу… И так дошло до нынешних военных блоков и союзов государств, созданных отнюдь не для праздников песни и пляски. И всюду мы наблюдаем малые и большие страны, ощетинившиеся страшным по силе оружием друг против друга… Которые в лице своих заправил редко говорят народам правду, а посредством дипломатических увёрток искусно врут и запутывают сознания простых людей:
ЗДЕСЬ НЕ ПОНЯТНО, ГДЕ ЛИЦО, А ГДЕ РЫЛО,
И НЕ ПОНЯТНО, ГДЕ ПРЯНИК, ГДЕ ПЛЕТЬ.
ЗДЕСЬ В СЕНО НЕ ВТЫКАЮТСЯ ВИЛЫ,
А РЫБА ПРОХОДИТ СКВОЗЬ СЕТЬ.
И НЕ ЯСНО, ГДЕ МОРЕ, ГДЕ СУША,
ГДЕ ЗОЛОТО, А ГДЕ МЕДЬ.
ЧТО ПОСТРОИТЬ,
А ЧТО РАЗРУШИТЬ,
И КОМУ И ЗАЧЕМ ЗДЕСЬ ПЕТЬ?
ЗДЕСЬ КАМНИ ПОХОЖИ НА МЫЛО,
А СТАЛЬ ПОХОЖА НА ЖЕСТЬ,
И СЛАБОСТЬ, КАК СИЛА,
И ПРАВДА, КАК ЛЕСТЬ.
И НЕ ЯСНО, ГДЕ МЕШОК, А ГДЕ ШИЛО,
И НЕ ЯСНО, ГДЕ ОБИДА, ГДЕ МЕСТЬ.
И МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ЗДЕСЬ БЫЛО,
И МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ЗДЕСЬ ЕСТЬ.
О своей чёткой позиции к этой запутанной двойственности и множественности поэт недвусмысленно говорит в последних строчках данного отрывка: ему эта бодяга не нравится! Вся эта чертовская мешанина сбивает с толку, запутывает, вводит в заблуждение, обманывает, охмуряет, врёт, дурит:
В НАШИХ ГЛАЗАХ ЗВЁЗДНАЯ НОЧЬ,
В НАШИХ ГЛАЗАХ ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ,
В НАШИХ ГЛАЗАХ ЗАКРЫТАЯ ДВЕРЬ.
ЧТО ТЕБЕ НУЖНО? ВЫБИРАЙ!
Звёздная ночь в наших с вами глазах – это отсутствие веры и истинного знания. Потерянный рай – чувство какого-то неправильного ошибочного выбора развития, приведшего нас в тупик, к закрытой двери. Поэтому нам всем необходимо во что бы то ни стало найти и выбрать нужный, единственно верный путь. Чтобы, наконец, выбраться из этого треклятого бытийного лабиринта. А иначе нам покоя не видать!
Здесь, на Земле, никогда нет полного спокойствия духа. Даже в минуты отдыха, краткой беззаботности и мимолётного, постоянно ускользающего счастья... Что-то загадочное внутри человека еле заметно или, наоборот, совершенно несносно зудит и сверебит, всасывая и пережёвывая его краткий покой. Это что-то заставляет нас глушить себя алкоголем, чтобы хотя бы на время заставить занозы бытия не так надсадно щемить и ныть. А те, кто поглупее и послабее, или те, кому просто меньше повезло, пытаются прибегнуть к более сильному, якобы спасительному средству – наркоте. Хотя это путь в никуда... От собственных кандалов не убежишь... Их можно лишь сделать ещё тяжелее при помощи налипшей на них грязи. Неудовлетворение, печаль, тоска и скука – неотвратимые спутники этой земной жизни. Иногда эти спутники почти улетучиваются из наших душ, и тогда мы облегчённо вздыхаем. А иногда они садятся нам буквально на плечи, и мы еле ковыляем по своей разбитой вдрызг жизненной колее...
ДОМ СТОИТ, СВЕТ ГОРИТ,
ИЗ ОКНА ВИДНА ДАЛЬ.
ТАК ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ?
И ВРОДЕ ЖИВ И ЗДОРОВ,
И ВРОДЕ ЖИТЬ, НЕ ТУЖИТЬ,
ТАК ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ?
Эта печаль – удел тонко чувствующих душ. Для более грубых душ куда привычнее бешеный гнев, страстная ярость и жгучее болезненное раздражение… Или обволакивающая сознание беспробудная тоска, утаскивающее это сознание в подвалы жизни:
ТЕ, КТО СЛАБ, ЖИВУТ ИЗ ЗАПОЯ В ЗАПОЙ,
КРИЧАТ: «НАМ НЕ ДАЛИ ПЕТЬ!»,
КРИЧАТ: «ПОПРОБУЙ ТУТ СПОЙ!»
Мятущиеся люди… Разбитые, разорванные на единицы и группы сознания… Они ищут для себя хоть какое-то утешение. Они ищут света впотьмах беспутной и довольно короткой своей жизни. Ищут некую истину. Или винят всех и вся в своих неудачах и горестях…
А некоторые утверждают, что уже нашли сию загадочную истину. Но от такого утверждения прочим лучше почему-то особо не становится, поскольку эти нашедшие не могут зажечь в достатке света в огромной массе мрачных человеческих душ.
И ПУСКАЙ ФОНАРИ
СВЕТЯТ ЯРЧЕ ДАЛЁКИХ ЗВЁЗД.
ФОНАРИ ВСЕ ПОГАСНУТ, А ЗВЁЗДЫ БУДУТ СВЕТИТЬ.
Да, фонари, то есть свет неистинных или не очень истинных истин, все рано или поздно выгорают и гаснут. Их пересвечивают всё новые и новые духовные фонари… Лишь звёзды – которые светят и тогда, когда Земли уже не будет – будут также светить и дальше…
А ведь это сам Бог!.. Образ далёкой звезды в творчестве Цоя – это образ Бога… Но чаще этот образ присутствует у него в виде нашего Солнца. Ведь Виктор Цой – это настоящий солнечный поэт. У него много-много раз отображается в песнях этот великий космический образ…
Огромное большинство нас, людей, самые настоящие гордецы и безбожники. Наши сознания, даже жёстко упакованные в панцири религий и идеологий, не могут отыскать в сём мире Единства…
РАССКАЖИ МНЕ О ТЕХ, КТО УСТАЛ
ОТ БЕЗЖАЛОСТНЫХ УЛИЧНЫХ ДРАМ
И О ХРАМЕ РАЗБИТЫХ СЕРДЕЦ
И О ТЕХ, КТО ИДЁТ В ЭТОТ ХРАМ.
Таких уставших от нескончаемых и надоевших драм – великое множество. Достаточно поглядеть в глаза наших стариков. Да и не только стариков…
Жажда… Духовная жажда человеческих масс:
МЫ ХОТЕЛИ ПИТЬ, НЕ БЫЛО ВОДЫ.
МЫ ХОТЕЛИ СВЕТА, НЕ БЫЛО ЗВЕЗДЫ.
Не было воды – это значит, что не было знаний и веры.
Не было света и звёзд – не было Бога (Единства) в наших душах.
Из этого тупика трудно выбраться. А непомерное самомнение и гордость – сиречь сон разума – рождают чудовищ разрушения и смерти.
СТОЙ! ОПАСНАЯ ЗОНА! РАБОТА МОЗГА!
И этот мозг уже наработал столько дикой жестокой жути и разной вреднейшей дряни, что, кажется, уже и невозможно это варево расхлебать. Даже в продвинутых сознаниях это скверное наше бытийное положение вызывает порой безверие и апатию:
СНОВА СОЛНЦА НА НЕБЕ НЕТ,
СНОВА БОЙ, КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ,
И, МНЕ КАЖЕТСЯ, СОЛНЦЕ –
НЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СОН.
Цой, как по-настоящему глубокий и серьёзный поэт, путём особого сосредоточения – поэтического вдохновения – получал словесно-музыкальные образы из коллективного общечеловеческого сознания. Да-да – не из бессознательного, а именно из СОЗНАНИЯ!.. Потому что бессознательное – это вообще-то привычное для нас с детства обыденное наше механистическое сознание, которое поминутно рождает на планете Земля неисчислимое количество всяких глупостей и даже тяжких преступлений…
Такое вдохновенное состояние хорошо знакомо каждому без единого исключения поэту. Просто мы слишком редко ставим перед собой цели сосредоточиться на вечном и великом, а куда чаще сосредотачиваемся на преходящем и мелком… А поскольку все мы существуем в поле замаскированного под сознание бессознательного, то, бывает, и сам поэт до конца не понимает, о чём он сочиняет стихи…
Понимал ли свои песни Цой?.. Я думаю, не до конца, но понимал... Хотя это не так уж важно, ибо конкретный человек в обыденной реальности и человек в образе своего творчества могут совершенно отличаться. Создаваемый или рождаемый образ часто совсем не зависит от своего творца. Так, обшарпанный и невзрачный с виду приёмник может транслировать из себя чудесную по красоте музыку. И наоборот, дорогущий и крутой агрегат может поливать нас какой-то злобной и поганой какофонией. Тут всё дело не во внешнем виде приёмника и не в его мощности, а в настройке…
Вот как выразил поэт Цой одно из подобных своих размышлений. Оно не очень-то обрадует нас позитивным смыслом. Пока не обрадует:
Я СИЖУ И СМОТРЮ В ЧУЖОЕ НЕБО ИЗ ЧУЖОГО ОКНА
И НЕ ВИЖУ НИ ОДНОЙ ЗНАКОМОЙ ЗВЕЗДЫ.
Я ХОДИЛ ПО ВСЕМ ДОРОГАМ И ТУДА И СЮДА,
ОБЕРНУЛСЯ – И НЕ СМОГ РАЗГЛЯДЕТЬ СЛЕДЫ.
Это безысходность… Почти уныние… И почти отчаянье…
Но любым человеком движет мечта. Мечта о чём-то лучшем, чем есть сейчас, а порой мечта о великой правде и о всеобщем вечном счастье:
А МНЕ ПРИСНИЛОСЬ: МИРОМ ПРАВИТ ЛЮБОВЬ,
А МНЕ ПРИСНИЛОСЬ: МИРОМ ПРАВИТ МЕЧТА.
И НАД ЭТИМ ПРЕКРАСНО ГОРИТ ЗВЕЗДА,
Я ПРОСНУЛСЯ И ПОНЯЛ – БЕДА…
Да, беда… Общая беда, не единоличная... У единоличников часто никакой беды нет и в помине – они купаются в кайфе и благе, и знать ничего не желают о какой-то там придуманной беде всяких презренных ничтожеств и жалких лузеров. Только лишь высокое сознание может «напялить» на свою душу общую человеческую рубашку. И тогда:
СИНЕЕ НЕБО ДА СОЛНЦА КРУГ,
ВСЁ НА МЕСТЕ, ДА ЧТО-ТО НЕ ТАК.
Что-то не так, ребята! Не по-божески…
А зачастую и не по-людски…
Но ведь кто-то должен искать свет для всех! Кто-то должен иметь бодрствующее, не спящее человеческое сознание. Пусть этих бодрствующих совсем немного, но они были и есть. И конечно будут! Потому что их не может не быть. Не всем нравится тупо спать и сосать в экстазе свой материалистический индивидуальный палец:
НАШИ РЕКИ БЕДНЫ ВОДОЙ,
В НАШИХ ОКНАХ НЕ ВИДНО ДНЯ,
НАШЕ УТРО ПОХОЖЕ НА НОЧЬ,
НУ А НОЧЬ – ДЛЯ МЕНЯ…
Всё так же бедны верой-водой реки нашей духовности. Всё так же наши якобы окна – научно-религиозные парадигмы – закопчены тленом вековых предрассудков и самого настоящего неразумия. Наше утро, оно же деятельное сознание, похоже на сонную тёмную ночь. И оно продолжает рождать чудовищ искусства, науки и техники…
Но поэт взял на себя ношу не дремать и не клевать носом! Ночью он пишет свои стихи и сочиняет музыку…
У МЕНЯ ЕСТЬ ДОМ, ТОЛЬКО НЕТ КЛЮЧЕЙ,
У МЕНЯ ЕСТЬ СОЛНЦЕ, НО ОНО СРЕДИ ТУЧ,
ЕСТЬ ГОЛОВА, ТОЛЬКО НЕТ ПЛЕЧЕЙ,
НО Я ВИЖУ, КАК ТУЧУ РЕЖЕТ СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ.
Увидевший луч в тучах или рассвет за горизонтом уже не сможет молчать. Его святая обязанность – будить спящих беспробудным вековым сном. Он должен тормошить их... Он обязательно попытается вывести этих несчастных из их жалкого омороченного состояния:
НАШЕ БУДУЩЕЕ – ТУМАН,
В НАШЕМ ПРОШЛОМ – ТО АД, ТО РАЙ,
НАШИ ДЕНЬГИ НЕ ЛЕЗУТ В КАРМАН,
ВОТ И УТРО – ВСТАВАЙ!
Будущее не ясно. Есть только надежда на лучшее. Вера… В прошлом же – жёсткая разделённость даже в возвышенных религиозных представлениях. Там нет единства... Там или рай – для немногих избранных, или ад – для подавляющего большинства. И хотя денег мы сообща накопили столько, что ни в какой карман они точно не влезут, счастья это нам не принесло. «Вот и утро – вставай!»
И тогда придёт герой! Может быть, последний… Или последний на тот момент:
А ОН ПРИДЁТ И ПРИВЕДЁТ
ЗА СОБОЙ ВЕСНУ,
И РАССЕЕТ СЕРЫХ ТУЧ ВОЙСКА.
А КОГДА МЫ ВСЕ ПОСМОТРИМ
В ГЛАЗА ЕГО,
НА НАС ИЗ ГЛАХ ЕГО
ПОСМОТРИТ ТОСКА…
А КОГДА МЫ ВСЕ ПОСМОТРИМ
В ГЛАЗА ЕГО, ТО УВИДИМ В ТЕХ ГЛАЗАХ
СОЛНЦА СВЕТ.
Сначала тоска… От осознания тяжести своей миссии... Потому что трудно быть затиснутым в этот трёхмерный и совсем не лёгкий мир, где всё меняется не так уж скоро, и порой мучительно трудно… Потом же – солнечный свет! Или божественный свет! Ведь герой – это человек, осознавший себя не жалким бесправным рабом слепых сил природы или диктата непонятного бога, но – Сыном Солнца, Сыном Единого Бога!
И Виктор Цой оправдал своим ошеломляюще-талантливым и позитивным творчеством это высокое звание – Сын Солнца!
ОН НЕ ПОМНИТ СЛОВО «ДА» И СЛОВО «НЕТ»
ОН НЕ ПОМНИТ НИ ЧИНОВ, НИ ИМЁН.
И СПОСОБЕН ДОТЯНУТЬСЯ ДО ЗВЁЗД,
НЕ СЧИТАЯ, ЧТО ЭТО СОН.
Не помнить ни «да», ни «нет» – нужно для того, чтобы избежать диктата устоявшихся догм и определений. Не помнить ни чинов, ни имён – необходимо для выхода из-под власти привычных авторитетов, многие из которых явно ложные. А способность дотянуться до звёзд, не считая это сном – есть способность обрести Бога в своей душе. Или, другими словами, найти путь к настоящему счастью и Единству…
Правда, потом он добавляет:
И УПАСТЬ, ОПАЛЁННЫМ ЗВЕЗДОЙ
ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ…
Да, это жестокий мир. Здесь вечного ничего не бывает. Всё рано или поздно будет разрушено, чтобы уступить дорогу следующему творению…
А чтобы показать другим людям свет Солнца (Бога), необходимо иметь духовную память об этом Солнце:
СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ – В ОСЛЕПИТЕЛЬНЫХ СНАХ.
У Цоя, по-видимому, такая глубинная память в душе была. И она просачивалась через его человеческую ограниченную сущность, чтобы воплотиться в его песнях (не во всех песнях, но во многих).
Ведь кроме как на Бога в нашей душе, больше нам надеяться не на кого и не на что:
В НЕБЕ НАД НАМИ ГОРИТ ЗВЕЗДА,
НЕКОМУ КРОМЕ НЕЁ НАМ ПОМОЧЬ
В ТЁМНУЮ, ТЁМНУЮ, ТЁМНУЮ НОЧЬ.
Это без комментариев! И так всё здесь ясно…
Но поэта одолевают сомнения. Правильно ли его поймут или превратно?.. Может быть, действительно в его творчестве обнаружат лишь «прикольные песенки»? Он задаётся таким вопросом и получает из своей души следующий ответ:
ПЕСЕН, ЕЩЁ НЕНАПИСАННЫХ, СКОЛЬКО?
СКАЖИ, КУКУШКА, ПРОПОЙ.
В ГОРОДЕ МНЕ ЖИТЬ ИЛИ НА ВЫСЕЛКАХ,
КАМНЕМ ЛЕЖАТЬ ИЛИ ГОРЕТЬ ЗВЕЗДОЙ? ЗВЕЗДОЙ…
Итак, звездой! Гореть звездой ему суждено, а не лежать тяжёлым и бесполезным информационным камнем где-то на выселках человеческого сознания. Такова его судьба, пропетая ему таинственной судьбой-кукушкой…
А жить в сознании, пусть в частичном и неполном, но в сознании, очень трудно… Порой даже невыносимо трудно:
Я УСТАЛ ОТ ЧУЖИХ ГОРОДОВ,
Я УСТАЛ КОЛОТЬ ЭТОТ ЛЁД.
Я ХОТЕЛ БЫ УСНУТЬ, НО НЕТ ВРЕМЕНИ СПАТЬ.
И ОПЯТЬ ЗА ОКНАМИ НОЧЬ,
И ОПЯТЬ ГДЕ-ТО ЖДУТ МЕНЯ,
И ОПЯТЬ Я ГОТОВ ИДТИ, ОПЯТЬ…
Города – это гордость человеческих душ, делающая эти души чужими друг для друга. Лёд – оболочки этих замёрзших душ, божественный пламень в которых едва теплится и не может самостоятельно растопить толщу льда. Поэт тоже хотел бы немного поспать, забыться, но у него нет для этого времени. Его время истекает, и он спешит:
ЗАМЁРЗШИЕ ПАЛЬЦЫ ЛОМАЮТ СПИЧКИ,
ОТ КОТОРЫХ ЗАЖГУТСЯ КОСТРЫ.
Нужно разбить лёд! Нужна сила для этого, божественная сила! И поэт просит:
СОЛНЦЕ МОЁ – ВЗГЛЯНИ НА МЕНЯ,
МОЯ ЛАДОНЬ ПРЕВРАТИЛАСЬ В КУЛАК,
И ЕСЛИ ЕСТЬ ПОРОХ – ДАЙ ОГНЯ.
ВОТ ТАК…
Он сделал всё, что смог. Судьба более не оставила ему времени. Лёд пока так и остался не разбитым. Он лишь слегка треснул в некоторых местах…
Пришло время отсюда уходить, и его уже зовут:
НО СТРАННЫЙ СТУК ЗОВЁТ: «В ДОРОГУ!»
МОЖЕТ СЕРДЦА, А МОЖЕТ СТУК В ДВЕРЬ.
И КОГДА Я ОБЕРНУСЬ НА ПОРОГЕ,
Я СКАЖУ ОДНО ЛИШЬ СЛОВО: «ВЕРЬ!»
Верь! И больше ничего. Это главное слово…
И вот уже она – старуха с косой:
А ПОТОМ ПРИДЁТ ОНА.
СОБИРАЙСЯ, СКАЖЕТ – ПОШЛИ,
ОТДАЙ ЗЕМЛЕ ТЕЛО…
НУ А ТЕЛО НЕ ДОПЕЛО ЧУТЬ-ЧУТЬ,
НУ А ТЕЛУ НЕДОДАЛИ ЛЮБВИ.
СТРАННОЕ ДЕЛО…
Как и многие по-настоящему значимые поэты, Виктор Цой ушёл от нас очень рано. Почему так делается, никто не знает… Возможно, чтобы не дать агрессивной среде растворить осколки сознания в душе поэта? Чтобы он не деградировал под тяжестью земных невзгод, и чтобы его творчество осталось в памяти людей именно на взлёте, а не в стадии падения? Кто знает…
Но ведь жизнь продолжается! И слишком жалеть о недопетом не стоит – допоют другие… Круговорот же земного бытия вбирает в своё колесо прах, а вечная душа ему не подвластна:
КРАСНАЯ, КРАСНАЯ КРОВЬ –
ЧЕРЕЗ ЧАС УЖЕ ПРОСТО ЗЕМЛЯ,
ЧЕРЕЗ ДВА НА НЕЙ ЦВЕТЫ И ТРАВА,
ЧЕРЕЗ ТРИ ОНА СНОВА ЖИВА
И СОГРЕТА ЛУЧАМИ ЗВЕЗДЫ
ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ…
Это нормально… Не стоит огорчаться. Это вечный процесс мироздания:
И МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ТАК БЫЛО ВСЕГДА,
КТО СУДЬБОЮ БОЛЬШЕ ЛЮБИМ,
КТО ЖИВЁТ ПО ЗАКОНАМ ДРУГИМ
И КОМУ УМИРАТЬМОЛОДЫМ.
Истинный поэт живёт по другим законам, чем законы юридические или низменно-природные. Его душа не стареет, она вечная... И наша преходящая земная жизнь не является единственной каплей в море вечности. Ведь капля, соединённая с океаном, становится океаном. Поэтому смерти не стоит бояться. И не стоит пускаться во все тяжкие, чтобы сдаваться на милость разным демонам и насильникам под угрозой лишения нас этой якобы единственной жизни…
И ЕСЛИ ЕСТЬ В КАРМАНЕ ПАЧКА СИГАРЕТ,
ЗНАЧИТ, ВСЁ НЕ ТАК УЖ ПЛОХО НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
И БИЛЕТ НА САМОЛЁТ С СЕРЕБРИСТЫМ КРЫЛОМ,
ЧТО, ВЗЛЕТАЯ, ОСТАВЛЯЕТ ЗЕМЛЕ ЛИШЬ ТЕНЬ…
Пачка сигарет символизирует собою отдых от забот, «перекур», возможность спокойно подумать о своей жизни и оценить её, вырвавшись на время из липкой паутины неизбывных забот и низменной суеты. Билет на самолёт с серебристым сверкающим крылом – есть возможность улететь из этой тяжкой действительности, этого круговорота слепого и безверного бытия в небеса, к Солнцу, к Богу…
И всё же жизнь ценна! Она необходима нам ради набирания опыта… Рост души не так быстр, как хотелось бы. Но надо терпеть невзгоды и уметь ждать. Это безусловно того стоит:
А «ЖИЗНЬ» – ЭТО ТОЛЬКО СЛОВО,
ЕСТЬ ЛИШЬ ЛЮБОВЬ И ЕСТЬ СМЕРТЬ…
ЭЙ, А КТО БУДЕТ ПЕТЬ,
ЕСЛИ ВСЕ БУДУТ СПАТЬ?
СМЕРТЬ СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ,
А ЛЮБОВЬ СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ЖДАТЬ…
То, что стоит за смертью – стоит того чтобы жить!
А любовь – то, чем мы обделены в этой земной жизни – стоит того, чтобы ждать и терпеть!..
Поэт Виктор Цой умер 22 года назад... Но не удивляйтесь, пожалуйста, если вы увидите где-нибудь на покосившемся заборе или на обшарпанной стенке дома надпись: ЦОЙ ЖИВ!
Это действительно так. Это правда... ЦОЙ – ЖИВ!
P.S.
Посвящение Виктору Цою:
Он был начальником «Камчатки»,
И магом мастерской игры;
И адской страсти чад печальных
Хотел он снять с лихой иглы…
Он пил на кухне чашку чая,
И дым табачный внутрь вдыхал,
И, взор свой к звёздам обращая,
Мечтал улучшить мир, нахал…
О, эти звёзды! Свет ваш хладный
Мерцал в ночи за веком век;
Но также зябко и неладно
Мотал года здесь человек…
Но Виктор Цой – другое дело!
Он был посланцем этих звёзд;
Его гитара странно пела,
Звучала странно муза грёз…
Обрывки смысла в песнь мешая,
Он грохотал музЫкой сфер.
И, душ смятенье утишая,
Являл он мужества пример.
Любил он солнце беззаветно,
И тосковал под гнётом туч,
Но расцветал улыбкой светлой,
Коль резал тучи солнца луч…
Ушёл поэт… Он сделал много.
Во мраке свет он увидал!
Душа его – теперь у Бога!
А прах – Земле он передал.
Виктор Цой – фигура выдающаяся среди поэтов и певцов последнего 30-летия. По масштабу своей творческой личности он вполне сопоставим с кумиром предыдущего цикла Владимиром Высоцким... Нет, Высоцкий конечно крупнее, рельефнее и объёмнее Цоя. Цой же, в свою очередь, в чём-то выше и даже духовнее Высоцкого. И в обоих, кстати, есть нечто титаническое: они выделялись из среды своих собратьев по струне и перу резко и выпукло, так что контур их творчества был по-особому чёток и насыщен.
Магия поэтического слова вообще-то не разгадана и по сию пору. Почему нас подчас так волнуют ритмически организованные, но самые обычные слова? Возможно, дело тут в общем влиянии на нашу психику гармонии, будь то гармония природы, гармония человеческого тела и движения, или гармония произведений рук человеческих? Да, возможно... А, может быть, и нет... Однако факт остаётся фактом: ритм слова и ритм звука очень притягательны для наших душ. Поэтому всегда появлялись, и появляются теперь люди, становившиеся и становящиеся буквально идолами для завороженных их пленительным исполнением людских масс.
Виктор Цой, как творческая личность, певец, поэт и композитор, вообще был довольно странным и особенным, будто бы не из мира сего он черпал свои запоминающиеся тексты и свою неповторимую музыку. О музыке надо сказать отдельно… У Цоя много потрясающе мощных, и в то же время гармонично звучащих мелодий. Его музыка проста, но в некоторых случаях она похожа на звучание космических сфер... Это редкое качество, очень редкое. Как композитор, Цой удивительно своебразен и неповторим.
Если покопаться в нэте, то можно отыскать великое множество объяснений популярности Виктора Цоя. Одни утверждают, что он просто-напросто попал в тон времени, хотя что это такое, подробно не объясняют. Другие считают, что его необычайной известности поспособствовала ранняя и трагически-загадочная его смерть. Третьи – что Цой просто классный парень, и что он бацал клёвую музычку и сочинял прикольные песенки. Четвёртые уверены, что всё дело тут в экзотической, нерусской внешности певца, в его похожести на Брюса Ли, например…
Есть свидетельства того, что Виктор действительно подражал Брюсу, и старался быть на него похожим в своём цельном сценически-актёрском образе или в отдельных собственных жестах. Я, как человек неравнодушный к различным единоборствам, тоже уважаю Брюса Ли как сильного мастера и как неповторимого, с мощной харизмой, киноактёра. Однако, наблюдая поведение Цоя на сцене и в киношных ролях, у меня ни разу – ни разу! – не промелькнула мысль о каком-либо его подражательстве. Всё было его фирменное, чисто цоевское. Даже если он и пытался в чём-то копировать Ли, у него всё равно получалось по-другому.
Сильная личность брала своё и только своё…
Впрочем, оставим решать загадку создания артистического образа любителям решать подобные ребусы. Приступим вплотную к творчеству самого Цоя, к его глубинной стержневой сути и вытекающему из этой сути значению…
Как и все без исключения люди, Виктор Цой не был отстранён от вечной проблемы добра и зла в нашем насквозь противоречивом, привычном для нас мире. А как поэт и музыкант он многогранно выражал эту проблему проблем в своих песнях. Он переработал своим творческим сознанием общий фон нашей не слишком счастливой и не очень разумной земной цивилизации, и этот разлитый везде и всюду фон не оставил его равнодушным.
Вот
фрагмент его песни под названием «Война»:
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ – ВОЙНА!
И ГДЕ БЫ ТЫ НЕ БЫЛ,
ЧТОБ ТЫ НЕ ДЕЛАЛ –
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ – ВОЙНА!
МАМА, МЫ ВСЕ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫ.
ЧЕРЕЗ ДЕНЬ БУДЕТ ПОЗДНО, ЧЕРЕЗ ЧАС БУДЕТ ПОЗДНО,
ЧЕРЕЗ МИГ УЖЕ БУДЕТ НЕ ВСТАТЬ.
А что – правильно. Действительно ведь война… Мы теперь неплохо знаем планету Марс, и можем наблюдать, к чему привела война неба и этой далёкой от нас планеты. А ведь когда-то там, наверное, цвела жизнь. Да и у нас было нечто подобное, хотя и не в таких чудовищных масштабах…
А то, что мы все тяжело больны, и скорее не физически, а духовно – и что-то необходимо делать для исправления этого положения – это общее место мудрости человеков. Цой тут вовсе не оригинален.
А вот
далее в песне «Мы хотим танцевать» он сказал так:
В НАС ЕЩЁ ДО РОЖДЕНИЯ НАДЕЛАЛИ ДЫР
И ГДЕ ТОТ ПОРТНОЙ, ЧТО СМОЖЕТ ИХ ЗАЛАТАТЬ?
Кто наделал дыр? И притом до рождения?.. Ведь господствующая научная парадигма в лице своих образованных жрецов категорично утверждает, что все огрехи нашей с вами психики объясняются только лишь и единственно огрехами в нашем воспитании. Не верят эти жрецы ни в ДО, ни в ПОСЛЕ индивидуальной жизни, а верят они истово только лишь в ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Они вообще-то ярые фанатики-материалисты, эти учёные современные жрецы. И ещё вдобавок безбожники…
Хотя
со следующим утверждением поэта они, я полагаю, всё-таки согласятся:
В КАЖДОМ ИЗ НАС СПИТ ВОЛК,
В КАЖДОМ ИЗ НАС СПИТ ЗВЕРЬ,
Я СЛЫШУ ЕГО РЫЧАНИЕ,
КОГДА ТАНЦУЮ.
Говорят, что танец – это вертикальная демонстрация наших горизонтальных желаний. Сексуальных желаний, другими словами. А сексуальные чувства это очень сильные и очень глубоко и цепко укоренённые в нашей природе чувства. И они зачастую совсем не светлые и приятные, а даже, к сожалению, наоборот – вызывающие тоску, ужас и отвращение. Вспомним шедевры мировой классики от Ромео и Джульетты с Отелло до Кармен и Анны Карениной… А также припомним многочисленных ревнивцев, стервецов и стерв, и даже убийц с маньяками нашей реальной жизни… Вся эта обширная инфа о тёмной стороне любви, копошащейся у нас в душе со времён, наверное, рептилий и звероящеров, нас особо как-то не веселит и не радует…
Эх, что-то не совсем так на нашей маленькой голубой планетке, что-то не так как надо. Об этом и Высоцкий тоже пел...
А Цой
добавил к вышесказанному следующее:
СНОВА ЗА ОКНАМИ БЕЛЫЙ ДЕНЬ,
ДЕНЬ ВЫЗЫВАЕТ МЕНЯ НА БОЙ.
Я ЧУВСТВУЮ, ЗАКРЫВАЯ ГЛАЗА, –
ВЕСТ МИР ИДЁТ НА МЕНЯ ВОЙНОЙ.
Война! Теперь уже не война Неба и Земли, а война междоусобная на самой планете. Извечная. Всепроникающая. Всех почти со всеми…
Уже вирусы в незапамятные времена объявили
войну бактериям. А те друг другу… И так дошло до нынешних военных блоков и
союзов государств, созданных отнюдь не для праздников песни и пляски. И всюду мы
наблюдаем малые и большие страны, ощетинившиеся страшным по силе оружием друг
против друга… Которые в лице своих заправил редко говорят народам правду, а
посредством дипломатических увёрток искусно врут и запутывают сознания простых
людей:
ЗДЕСЬ НЕ ПОНЯТНО, ГДЕ ЛИЦО, А ГДЕ РЫЛО,
И НЕ ПОНЯТНО, ГДЕ ПРЯНИК, ГДЕ ПЛЕТЬ.
ЗДЕСЬ В СЕНО НЕ ВТЫКАЮТСЯ ВИЛЫ,
А РЫБА ПРОХОДИТ СКВОЗЬ СЕТЬ.
И НЕ ЯСНО, ГДЕ МОРЕ, ГДЕ СУША,
ГДЕ ЗОЛОТО, А ГДЕ МЕДЬ.
ЧТО ПОСТРОИТЬ,
А ЧТО РАЗРУШИТЬ,
И КОМУ И ЗАЧЕМ ЗДЕСЬ ПЕТЬ?
ЗДЕСЬ КАМНИ ПОХОЖИ НА МЫЛО,
А СТАЛЬ ПОХОЖА НА ЖЕСТЬ,
И СЛАБОСТЬ, КАК СИЛА,
И ПРАВДА, КАК ЛЕСТЬ.
И НЕ ЯСНО, ГДЕ МЕШОК, А ГДЕ ШИЛО,
И НЕ ЯСНО, ГДЕ ОБИДА, ГДЕ МЕСТЬ.
И МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ЗДЕСЬ БЫЛО,
И МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ЗДЕСЬ ЕСТЬ.
О
своей чёткой позиции к этой запутанной двойственности и множественности поэт
недвусмысленно говорит в последних строчках данного отрывка: ему эта бодяга не
нравится! Вся эта чертовская мешанина сбивает с толку, запутывает, вводит в
заблуждение, обманывает, охмуряет, врёт, дурит:
В НАШИХ ГЛАЗАХ ЗВЁЗДНАЯ НОЧЬ,
В НАШИХ ГЛАЗАХ ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ,
В НАШИХ ГЛАЗАХ ЗАКРЫТАЯ ДВЕРЬ.
ЧТО ТЕБЕ НУЖНО? ВЫБИРАЙ!
Звёздная ночь в наших с вами глазах – это отсутствие веры и истинного знания. Потерянный рай – чувство какого-то неправильного ошибочного выбора развития, приведшего нас в тупик, к закрытой двери. Поэтому нам всем необходимо во что бы то ни стало найти и выбрать нужный, единственно верный путь. Чтобы, наконец, выбраться из этого треклятого бытийного лабиринта. А иначе нам покоя не видать!
Здесь,
на Земле, никогда нет полного спокойствия духа. Даже в минуты отдыха, краткой
беззаботности и мимолётного, постоянно ускользающего счастья... Что-то
загадочное внутри человека еле заметно или, наоборот, совершенно несносно зудит
и сверебит, всасывая и пережёвывая его краткий покой. Это что-то заставляет нас
глушить себя алкоголем, чтобы хотя бы на время заставить занозы бытия не так
надсадно щемить и ныть. А те, кто поглупее и послабее, или те, кому просто меньше
повезло, пытаются прибегнуть к более сильному, якобы спасительному средству –
наркоте. Хотя это путь в никуда... От собственных кандалов не убежишь... Их
можно лишь сделать ещё тяжелее при помощи налипшей на них грязи.
Неудовлетворение, печаль, тоска и скука – неотвратимые спутники этой земной
жизни. Иногда эти спутники почти улетучиваются из наших душ, и тогда мы облегчённо
вздыхаем. А иногда они садятся нам буквально на плечи, и мы еле ковыляем по
своей разбитой вдрызг жизненной колее...
ДОМ СТОИТ, СВЕТ ГОРИТ,
ИЗ ОКНА ВИДНА ДАЛЬ.
ТАК ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ?
И ВРОДЕ ЖИВ И ЗДОРОВ,
И ВРОДЕ ЖИТЬ, НЕ ТУЖИТЬ,
ТАК ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ?
Эта
печаль – удел тонко чувствующих душ. Для более грубых душ куда привычнее бешеный
гнев, страстная ярость и жгучее болезненное раздражение… Или обволакивающая
сознание беспробудная тоска, утаскивающее это сознание в подвалы жизни:
ТЕ, КТО СЛАБ, ЖИВУТ ИЗ ЗАПОЯ В ЗАПОЙ,
КРИЧАТ: «НАМ НЕ ДАЛИ ПЕТЬ!»,
КРИЧАТ: «ПОПРОБУЙ ТУТ СПОЙ!»
Мятущиеся люди… Разбитые, разорванные на единицы и группы сознания… Они ищут для себя хоть какое-то утешение. Они ищут света впотьмах беспутной и довольно короткой своей жизни. Ищут некую истину. Или винят всех и вся в своих неудачах и горестях…
А
некоторые утверждают, что уже нашли сию загадочную истину. Но от такого утверждения
прочим лучше почему-то особо не становится, поскольку эти нашедшие не могут
зажечь в достатке света в огромной массе
мрачных человеческих душ.
И ПУСКАЙ ФОНАРИ
СВЕТЯТ ЯРЧЕ ДАЛЁКИХ ЗВЁЗД.
ФОНАРИ ВСЕ ПОГАСНУТ, А ЗВЁЗДЫ БУДУТ СВЕТИТЬ.
Да, фонари, то есть свет неистинных или не очень истинных истин, все рано или поздно выгорают и гаснут. Их пересвечивают всё новые и новые духовные фонари… Лишь звёзды – которые светят и тогда, когда Земли уже не будет – будут также светить и дальше…
А ведь это сам Бог!.. Образ далёкой звезды в творчестве Цоя – это образ Бога… Но чаще этот образ присутствует у него в виде нашего Солнца. Ведь Виктор Цой – это настоящий солнечный поэт. У него много-много раз отображается в песнях этот великий космический образ…
Огромное
большинство нас, людей, самые настоящие гордецы и безбожники. Наши сознания,
даже жёстко упакованные в панцири религий и идеологий, не могут отыскать в сём
мире Единства…
РАССКАЖИ МНЕ О ТЕХ, КТО УСТАЛ
ОТ БЕЗЖАЛОСТНЫХ УЛИЧНЫХ ДРАМ
И О ХРАМЕ РАЗБИТЫХ СЕРДЕЦ
И О ТЕХ, КТО ИДЁТ В ЭТОТ ХРАМ.
Таких уставших от нескончаемых и надоевших драм – великое множество. Достаточно поглядеть в глаза наших стариков. Да и не только стариков…
Жажда…
Духовная жажда человеческих масс:
МЫ ХОТЕЛИ ПИТЬ, НЕ БЫЛО ВОДЫ.
МЫ ХОТЕЛИ СВЕТА, НЕ БЫЛО ЗВЕЗДЫ.
Не
было воды – это значит, что не было знаний и веры.
Не было света и звёзд – не было Бога (Единства) в наших душах.
Из
этого тупика трудно выбраться. А непомерное самомнение и гордость – сиречь сон
разума – рождают чудовищ разрушения и смерти.
СТОЙ! ОПАСНАЯ ЗОНА! РАБОТА МОЗГА!
И
этот мозг уже наработал столько дикой жестокой жути и разной вреднейшей дряни,
что, кажется, уже и невозможно это варево расхлебать. Даже в продвинутых
сознаниях это скверное наше бытийное положение вызывает порой безверие и
апатию:
СНОВА СОЛНЦА НА НЕБЕ НЕТ,
СНОВА БОЙ, КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ,
И, МНЕ КАЖЕТСЯ, СОЛНЦЕ –
НЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СОН.
Цой, как по-настоящему глубокий и серьёзный поэт, путём особого сосредоточения – поэтического вдохновения – получал словесно-музыкальные образы из коллективного общечеловеческого сознания. Да-да – не из бессознательного, а именно из СОЗНАНИЯ!.. Потому что бессознательное – это вообще-то привычное для нас с детства обыденное наше механистическое сознание, которое поминутно рождает на планете Земля неисчислимое количество всяких глупостей и даже тяжких преступлений…
Такое вдохновенное состояние хорошо знакомо каждому без единого исключения поэту. Просто мы слишком редко ставим перед собой цели сосредоточиться на вечном и великом, а куда чаще сосредотачиваемся на преходящем и мелком… А поскольку все мы существуем в поле замаскированного под сознание бессознательного, то, бывает, и сам поэт до конца не понимает, о чём он сочиняет стихи…
Понимал ли свои песни Цой?.. Я думаю, не до конца, но понимал... Хотя это не так уж важно, ибо конкретный человек в обыденной реальности и человек в образе своего творчества могут совершенно отличаться. Создаваемый или рождаемый образ часто совсем не зависит от своего творца. Так, обшарпанный и невзрачный с виду приёмник может транслировать из себя чудесную по красоте музыку. И наоборот, дорогущий и крутой агрегат может поливать нас какой-то злобной и поганой какофонией. Тут всё дело не во внешнем виде приёмника и не в его мощности, а в настройке…
Вот
как выразил поэт Цой одно из подобных своих размышлений. Оно не очень-то
обрадует нас позитивным смыслом. Пока не обрадует:
Я СИЖУ И СМОТРЮ В ЧУЖОЕ НЕБО ИЗ ЧУЖОГО ОКНА
И НЕ ВИЖУ НИ ОДНОЙ ЗНАКОМОЙ ЗВЕЗДЫ.
Я ХОДИЛ ПО ВСЕМ ДОРОГАМ И ТУДА И СЮДА,
ОБЕРНУЛСЯ – И НЕ СМОГ РАЗГЛЯДЕТЬ СЛЕДЫ.
Это безысходность… Почти уныние… И почти отчаянье…
Но
любым человеком движет мечта. Мечта о чём-то лучшем, чем есть сейчас, а порой
мечта о великой правде и о всеобщем вечном счастье:
А МНЕ ПРИСНИЛОСЬ: МИРОМ ПРАВИТ ЛЮБОВЬ,
А МНЕ ПРИСНИЛОСЬ: МИРОМ ПРАВИТ МЕЧТА.
И НАД ЭТИМ ПРЕКРАСНО ГОРИТ ЗВЕЗДА,
Я ПРОСНУЛСЯ И ПОНЯЛ – БЕДА…
Да,
беда… Общая беда, не единоличная... У единоличников часто никакой беды нет и в
помине – они купаются в кайфе и благе, и знать ничего не желают о какой-то там
придуманной беде всяких презренных ничтожеств и жалких лузеров. Только лишь высокое
сознание может «напялить» на свою душу общую человеческую рубашку. И тогда:
СИНЕЕ НЕБО ДА СОЛНЦА КРУГ,
ВСЁ НА МЕСТЕ, ДА ЧТО-ТО НЕ ТАК.
Что-то не так, ребята! Не по-божески…
А зачастую и не по-людски…
Но ведь
кто-то должен искать свет для всех! Кто-то должен иметь бодрствующее, не спящее
человеческое сознание. Пусть этих бодрствующих совсем немного, но они были и
есть. И конечно будут! Потому что их не может не быть. Не всем нравится тупо
спать и сосать в экстазе свой материалистический индивидуальный палец:
НАШИ РЕКИ БЕДНЫ ВОДОЙ,
В НАШИХ ОКНАХ НЕ ВИДНО ДНЯ,
НАШЕ УТРО ПОХОЖЕ НА НОЧЬ,
НУ А НОЧЬ – ДЛЯ МЕНЯ…
Всё так же бедны верой-водой реки нашей духовности. Всё так же наши якобы окна – научно-религиозные парадигмы – закопчены тленом вековых предрассудков и самого настоящего неразумия. Наше утро, оно же деятельное сознание, похоже на сонную тёмную ночь. И оно продолжает рождать чудовищ искусства, науки и техники…
Но поэт взял на себя ношу не дремать и не клевать
носом! Ночью он пишет свои стихи и сочиняет музыку…
У МЕНЯ ЕСТЬ ДОМ, ТОЛЬКО НЕТ КЛЮЧЕЙ,
У МЕНЯ ЕСТЬ СОЛНЦЕ, НО ОНО СРЕДИ ТУЧ,
ЕСТЬ ГОЛОВА, ТОЛЬКО НЕТ ПЛЕЧЕЙ,
НО Я ВИЖУ, КАК ТУЧУ РЕЖЕТ СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ.
Увидевший
луч в тучах или рассвет за горизонтом уже не сможет молчать. Его святая
обязанность – будить спящих беспробудным вековым сном. Он должен тормошить их...
Он обязательно попытается вывести этих несчастных из их жалкого омороченного
состояния:
НАШЕ БУДУЩЕЕ – ТУМАН,
В НАШЕМ ПРОШЛОМ – ТО АД, ТО РАЙ,
НАШИ ДЕНЬГИ НЕ ЛЕЗУТ В КАРМАН,
ВОТ И УТРО – ВСТАВАЙ!
Будущее не ясно. Есть только надежда на лучшее. Вера… В прошлом же – жёсткая разделённость даже в возвышенных религиозных представлениях. Там нет единства... Там или рай – для немногих избранных, или ад – для подавляющего большинства. И хотя денег мы сообща накопили столько, что ни в какой карман они точно не влезут, счастья это нам не принесло. «Вот и утро – вставай!»
И тогда
придёт герой! Может быть, последний… Или последний на тот момент:
А ОН ПРИДЁТ И ПРИВЕДЁТ
ЗА СОБОЙ ВЕСНУ,
И РАССЕЕТ СЕРЫХ ТУЧ ВОЙСКА.
А КОГДА МЫ ВСЕ ПОСМОТРИМ
В ГЛАЗА ЕГО,
НА НАС ИЗ ГЛАХ ЕГО
ПОСМОТРИТ ТОСКА…
А КОГДА МЫ ВСЕ ПОСМОТРИМ
В ГЛАЗА ЕГО, ТО УВИДИМ В ТЕХ ГЛАЗАХ
СОЛНЦА СВЕТ.
Сначала тоска… От осознания тяжести своей миссии... Потому что трудно быть затиснутым в этот трёхмерный и совсем не лёгкий мир, где всё меняется не так уж скоро, и порой мучительно трудно… Потом же – солнечный свет! Или божественный свет! Ведь герой – это человек, осознавший себя не жалким бесправным рабом слепых сил природы или диктата непонятного бога, но – Сыном Солнца, Сыном Единого Бога!
И
Виктор Цой оправдал своим ошеломляюще-талантливым и позитивным творчеством это
высокое звание – Сын Солнца!
ОН НЕ ПОМНИТ СЛОВО «ДА» И СЛОВО «НЕТ»
ОН НЕ ПОМНИТ НИ ЧИНОВ, НИ ИМЁН.
И СПОСОБЕН ДОТЯНУТЬСЯ ДО ЗВЁЗД,
НЕ СЧИТАЯ, ЧТО ЭТО СОН.
Не помнить ни «да», ни «нет» – нужно для того, чтобы избежать диктата устоявшихся догм и определений. Не помнить ни чинов, ни имён – необходимо для выхода из-под власти привычных авторитетов, многие из которых явно ложные. А способность дотянуться до звёзд, не считая это сном – есть способность обрести Бога в своей душе. Или, другими словами, найти путь к настоящему счастью и Единству…
Правда,
потом он добавляет:
И УПАСТЬ, ОПАЛЁННЫМ ЗВЕЗДОЙ
ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ…
Да, это жестокий мир. Здесь вечного ничего не бывает. Всё рано или поздно будет разрушено, чтобы уступить дорогу следующему творению…
А чтобы
показать другим людям свет Солнца (Бога), необходимо иметь духовную память об
этом Солнце:
СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ – В ОСЛЕПИТЕЛЬНЫХ СНАХ.
У Цоя, по-видимому, такая глубинная память в душе была. И она просачивалась через его человеческую ограниченную сущность, чтобы воплотиться в его песнях (не во всех песнях, но во многих).
Ведь
кроме как на Бога в нашей душе, больше нам надеяться не на кого и не на что:
В НЕБЕ НАД НАМИ ГОРИТ ЗВЕЗДА,
НЕКОМУ КРОМЕ НЕЁ НАМ ПОМОЧЬ
В ТЁМНУЮ, ТЁМНУЮ, ТЁМНУЮ НОЧЬ.
Это без комментариев! И так всё здесь ясно…
Но
поэта одолевают сомнения. Правильно ли его поймут или превратно?.. Может быть,
действительно в его творчестве обнаружат лишь «прикольные песенки»? Он задаётся
таким вопросом и получает из своей души следующий ответ:
ПЕСЕН, ЕЩЁ НЕНАПИСАННЫХ, СКОЛЬКО?
СКАЖИ, КУКУШКА, ПРОПОЙ.
В ГОРОДЕ МНЕ ЖИТЬ ИЛИ НА ВЫСЕЛКАХ,
КАМНЕМ ЛЕЖАТЬ ИЛИ ГОРЕТЬ ЗВЕЗДОЙ? ЗВЕЗДОЙ…
Итак, звездой! Гореть звездой ему суждено, а не лежать тяжёлым и бесполезным информационным камнем где-то на выселках человеческого сознания. Такова его судьба, пропетая ему таинственной судьбой-кукушкой…
А
жить в сознании, пусть в частичном и неполном, но в сознании, очень трудно…
Порой даже невыносимо трудно:
Я УСТАЛ ОТ ЧУЖИХ ГОРОДОВ,
Я
УСТАЛ КОЛОТЬ ЭТОТ ЛЁД.
Я
ХОТЕЛ БЫ УСНУТЬ, НО НЕТ ВРЕМЕНИ СПАТЬ.
И
ОПЯТЬ ЗА ОКНАМИ НОЧЬ,
И ОПЯТЬ ГДЕ-ТО ЖДУТ МЕНЯ,
И ОПЯТЬ Я ГОТОВ ИДТИ, ОПЯТЬ…
Города
– это гордость человеческих душ, делающая эти души чужими друг для друга. Лёд –
оболочки этих замёрзших душ, божественный пламень в которых едва теплится и не
может самостоятельно растопить толщу льда. Поэт тоже хотел бы немного поспать,
забыться, но у него нет для этого времени. Его время истекает, и он спешит:
ЗАМЁРЗШИЕ
ПАЛЬЦЫ ЛОМАЮТ СПИЧКИ,
ОТ КОТОРЫХ ЗАЖГУТСЯ КОСТРЫ.
Нужно
разбить лёд! Нужна сила для этого, божественная сила! И поэт просит:
СОЛНЦЕ МОЁ – ВЗГЛЯНИ НА МЕНЯ,
МОЯ ЛАДОНЬ ПРЕВРАТИЛАСЬ В КУЛАК,
И ЕСЛИ ЕСТЬ ПОРОХ – ДАЙ ОГНЯ.
ВОТ ТАК…
Он сделал всё, что смог. Судьба более не оставила ему времени. Лёд пока так и остался не разбитым. Он лишь слегка треснул в некоторых местах…
Пришло время отсюда уходить, и его уже зовут:
НО СТРАННЫЙ СТУК ЗОВЁТ: «В ДОРОГУ!»
МОЖЕТ СЕРДЦА, А МОЖЕТ СТУК В ДВЕРЬ.
И КОГДА Я ОБЕРНУСЬ НА ПОРОГЕ,
Я СКАЖУ ОДНО ЛИШЬ СЛОВО: «ВЕРЬ!»
Верь! И больше ничего. Это главное слово…
И вот уже она – старуха с косой:
А ПОТОМ ПРИДЁТ ОНА.
СОБИРАЙСЯ, СКАЖЕТ – ПОШЛИ,
ОТДАЙ ЗЕМЛЕ ТЕЛО…
НУ А ТЕЛО НЕ ДОПЕЛО ЧУТЬ-ЧУТЬ,
НУ А ТЕЛУ НЕДОДАЛИ ЛЮБВИ.
СТРАННОЕ ДЕЛО…
Как и многие по-настоящему значимые поэты, Виктор Цой ушёл от нас очень рано. Почему так делается, никто не знает… Возможно, чтобы не дать агрессивной среде растворить осколки сознания в душе поэта? Чтобы он не деградировал под тяжестью земных невзгод, и чтобы его творчество осталось в памяти людей именно на взлёте, а не в стадии падения? Кто знает…
Но
ведь жизнь продолжается! И слишком жалеть о недопетом не стоит – допоют другие…
Круговорот же земного бытия вбирает в своё колесо прах, а вечная душа ему не
подвластна:
КРАСНАЯ,
КРАСНАЯ КРОВЬ –
ЧЕРЕЗ ЧАС УЖЕ ПРОСТО ЗЕМЛЯ,
ЧЕРЕЗ ДВА НА НЕЙ ЦВЕТЫ И ТРАВА,
ЧЕРЕЗ ТРИ ОНА СНОВА ЖИВА
И
СОГРЕТА ЛУЧАМИ ЗВЕЗДЫ
ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ…
Это
нормально… Не стоит огорчаться. Это вечный процесс мироздания:
И МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ТАК БЫЛО ВСЕГДА,
КТО СУДЬБОЮ БОЛЬШЕ ЛЮБИМ,
КТО ЖИВЁТ ПО ЗАКОНАМ ДРУГИМ
И КОМУ УМИРАТЬМОЛОДЫМ.
Истинный поэт живёт по другим законам, чем
законы юридические или низменно-природные. Его душа не стареет, она вечная... И
наша преходящая земная жизнь не является единственной каплей в море вечности. Ведь
капля, соединённая с океаном, становится океаном. Поэтому смерти не стоит
бояться. И не стоит пускаться во все тяжкие, чтобы сдаваться на милость разным
демонам и насильникам под угрозой лишения нас этой якобы единственной жизни…
И ЕСЛИ ЕСТЬ В КАРМАНЕ ПАЧКА СИГАРЕТ,
ЗНАЧИТ, ВСЁ НЕ ТАК УЖ ПЛОХО НА СЕГОДНЯШНИЙ
ДЕНЬ
И БИЛЕТ НА САМОЛЁТ С СЕРЕБРИСТЫМ КРЫЛОМ,
ЧТО, ВЗЛЕТАЯ, ОСТАВЛЯЕТ ЗЕМЛЕ ЛИШЬ ТЕНЬ…
Пачка сигарет символизирует собою отдых от забот, «перекур», возможность спокойно подумать о своей жизни и оценить её, вырвавшись на время из липкой паутины неизбывных забот и низменной суеты. Билет на самолёт с серебристым сверкающим крылом – есть возможность улететь из этой тяжкой действительности, этого круговорота слепого и безверного бытия в небеса, к Солнцу, к Богу…
И всё
же жизнь ценна! Она необходима нам ради набирания опыта… Рост души не так
быстр, как хотелось бы. Но надо терпеть невзгоды и уметь ждать. Это безусловно того
стоит:
А «ЖИЗНЬ» – ЭТО ТОЛЬКО СЛОВО,
ЕСТЬ
ЛИШЬ ЛЮБОВЬ И ЕСТЬ СМЕРТЬ…
ЭЙ, А
КТО БУДЕТ ПЕТЬ,
ЕСЛИ ВСЕ БУДУТ СПАТЬ?
СМЕРТЬ
СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ,
А
ЛЮБОВЬ СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ЖДАТЬ…
То, что стоит за смертью – стоит того чтобы жить!
А любовь – то, чем мы обделены в этой земной жизни – стоит того, чтобы ждать и терпеть!..
Поэт Виктор Цой умер 22 года назад... Но не удивляйтесь, пожалуйста, если вы увидите где-нибудь на покосившемся заборе или на обшарпанной стенке дома надпись: ЦОЙ ЖИВ!
Это
действительно так. Это правда... ЦОЙ – ЖИВ!
P.S.
Посвящение Виктору Цою:
Он
был начальником «Камчатки»,
И
магом мастерской игры;
И адской
страсти чад печальных
Хотел
он снять с лихой иглы…
Он
пил на кухне чашку чая,
И
дым табачный внутрь вдыхал,
И,
взор свой к звёздам обращая,
Мечтал
улучшить мир, нахал…
О,
эти звёзды! Свет ваш хладный
Мерцал
в ночи за веком век;
Но
также зябко и неладно
Мотал
года здесь человек…
Но
Виктор Цой – другое дело!
Он
был посланцем этих звёзд;
Его
гитара странно пела,
Звучала
странно муза грёз…
Обрывки
смысла в песнь мешая,
Он
грохотал музЫкой сфер.
И,
душ смятенье утишая,
Являл
он мужества пример
Любил
он солнце беззаветно,
И
тосковал под гнётом туч,
Но
расцветал улыбкой светлой,
Коль
резал тучи солнца луч…
Ушёл
поэт… Он сделал много.
Во
мраке свет он увидал!
Душа
его – теперь у Бога!
А
прах – Земле он передал.
Рената Юрьева # 16 августа 2020 в 07:18 +3 | ||
|
Владимир Радимиров # 7 сентября 2020 в 15:04 +1 |
Александр Надежный # 16 августа 2020 в 13:09 +3 | ||
|
Владимир Радимиров # 7 сентября 2020 в 15:04 0 | ||
|