Виктор АСТРАХАНЦЕВ
«Дуэль с Черным человеком».
К 40-летию смерти Николая Рубцова.
Пришла очередная годовщина смерти Николая Рубцова, и снова в который раз перед многочисленными почитателями поэзии Рубцова возникает вопрос: что же произошло с поэтом в ту трагическую крещенскую ночь 1971года? Суд вынес однозначный вердикт – виновна в том Л.Дербина, которая призналась что в пылу скандала задушила поэта.
Но спустя три десятка лет после смерти поэта,уже в постперестроечное время характерное азартом пересмотра истории и духовных ценностей советского периода, последовал вброс в публичное пространство противоположной версии - об инфаркте Рубцова.
Два судебных медика в 2000-м году по просьбе Дербиной провели на основе её показаний анализ причин смерти и сделали заключение об инфаркте поэта, случившегося в ту ночь. При этом никаких инструментальных тестов, естественно, не проводилось, медицинская карта Рубцова не изучалась. Заключение было основано на словах Дербиной и своих логических рассуждениях.
Затем у этой версии появились модераторы и защитники из среды известных поэтов и деятелей культуры.
Казалось бы, получив доказательство своей невиновности, Дербина должна была подать заявления о пересмотре дела и своей реабилитации.
Но она на это не отважилась. И это приводит к мысли, что если она и её адвокаты не усмотрели в том заключении юридической силы, то почему другие должны вопреки судебному решению принимать частное мнение за истину? И разве в том нет пиара самой Дербиной?
Не имея юридической квалификации и практической возможности исследовать все обстоятельства дела Дербиной, мы предпримем иной путь, и посмотрим на судьбу Николая Рубцова с точки зрения художественного анализа его поэзии.
У многих на слуху его тончайшая лирика: «Тихая моя Родина», «Звезда полей»,«Виденье на холме», «В минуты музыки», «Русский огонек», «Букет». Но значительная часть стихов Рубцова наполнена образами тревожных ожиданий и необъяснимых страхов. Огромный пласт его образов связан с черным цветом и черными мыслями, в их названиях варьируется слово «ночь»: «Зимняя ночь», «Памятный случай», «Наступление ночи», «Осенний этюд», «Ночное» и т.д. Это тот «черный» Рубцов, которого не поют, и редко включают в сборники и антологии.
* * * * *
Если б мои не болели мозги,
Я бы заснуть не прочь.
Рад, что в окошке не видно ни зги, -
Ночь, черная ночь!
В горьких невзгодах прошедшего дня
Было порой невмочь.
Только одна и утешит меня
Ночь, черная ночь!
(Ночное)
* * * * *
И понял я, что это не случайно,
Что весь на свете ужас и отрава
Когда увидят вдруг, что ты один.
(Осенние этюды)
* * * * * *
Кто-то стонет на темном кладбище,
Кто-то глухо стучится ко мне,
Кто-то пристально смотрит в жилище,
Показавшись в полночном окне
(Зимняя ночь)
И вот однажды я прочел:
В эту пору с дороги буранной
Заявился ко мне на ночлег
Непонятны какой-то и странный
Из чужой стороны человек.
Что-то было в этом знакомое, от чего пахнуло холодом и мраком.
И тут возникла стяжка образов разных стихотворений: «один» и «чужой человек»:
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
И так возникла версия, что у Рубцова тоже был свой Черный человек.
В этом нет ничего неожиданного - этот персонаж возникает в жизни многих талантливых поэтов и композиторов, у которых есть «черная тема».
К примеру, Лермонтов «чёрен» по складу своего поэтического мышления – его Мцыри, Демон, Беглец и Арбенин живут под покровом ночи. Эта особенность зафиксирована в известном определении Д.С. Мережковского: «Лермонтов — ночное светило русской поэзии». К его Арбенину из Маскарада, который является своего рода двойником поэта, в критический момент является Неизвестный - свой черный человек, который долго ждал своего часа, чтобы погубить Арбенина, и который пророчит ему: «Несчастье с вами будет в эту ночь».
В критический момент к Моцарту явился некто в черном плаще, предупредив, что пора писать реквием.
Пушкин встретился с Дантесом на Черной речке!
А у Рубцова возникет явление непонятного, странного человека "из чужой стороны".
Так что же, у каждого убитого поэта был свой Черный человек или Дантес?
Видимо, да. И это закономерно, - ведь надо как-то противостоять черноте, отодвигая её от себя хотя бы на момент винопития.
И тут подсказка Пушкина-Моцарта оказывается очень кстати: «Коль мысли черные к тебе придут, / Откупори шампанского бутылку...»
Получается, что он задолго до 1971 года Рубцов в ночных шорохах, свистах и стонах на чердаках чувствовал неизбежный приход своего Черного человека. И он явился к нему в лице Людмилы Дербиной.
Дербина - Черный человек для Рубцова!
= = = = =
Пройдемся по фактам их жизни. Она была знакома с Рубцовым с 1963 года еще в Литинституте. Но студент в неказистой одежде её не заинтересовал. Когда же его имя приобрело известность, она сама приезжает к нему в Вологду летом 1969г. и завязывает с ним роман.
Её целью было через известность Рубцова войти в литературу. В следующем 1970-м году она представляет на обсуждение вологодской писательской организации свою книгу стихов и та была рекомендована к изданию.
Общаясь с Рубцовым, она ему завидовала и считала его своим соперником.
О том она сама пишет в своих стихах:
= В любви, как в неистовой драке
Я свою проверила стать...=
Тут все расставлено по своим местам –рядом с поэтом под предлогом любви поселяется неистовая враждебная сила.
В другом стихотворении ею очерчен порядок дальнейших действии:
= О, как тебя я ненавижу!
И так безудержно люблю,
Что очень скоро (я предвижу!)
Забавный номер отколю.
Когда-нибудь в пылу азарта
Взовьюсь я ведьмой из трубы
И перепутаю все карты
Твоей блистательной судьбы! =
Сравним с пророчеством Неизвестного из Маскарада: «Несчастье с вами будет в эту ночь» - черные люди все расскажут, предупредят.
Пружина драмы заведена, и развязка заготовлена. Черный человек, приметы которого рассыпаны по стихам Рубцова, навис над его судьбой и потусторонняя ведьмина сила изготовилась сломать его судьбу .
И в самом деле, Дербина была крупной женщиной 80 кг., действительно, черноволосой, как смоль, (или печная сажа), с большой внутренней и физической силой, и неудержной агрессивностью. Рубцов был мелок, узкогруд, весил 60 кг. Силы были неравными, что и проявило себя позже.
Вот еще несколько выдержек из её стихов:
= …Опять я губы в кровь кусаю
И, как медведица, рычу =
= Чужой бы бабе я всю глотку переела
За то, что ласково ты на неё взглянул…=
Да, она уже до встречи с Рубцовым была готова драть чужую глотку, что потом и сделала ( и это факт) с горлом Рубцова.
Так, рядом с поэтом в результате соблазна любовью и домашним уютом оказалась темная сила, нацеленная на его подавление и подчинение своей воле и интересам. Конечно, Рубцов, как тонко чувствующая натура испытывал это давление и мощную волю к его подчинению и не имел возможности ему противостоять. Он всё больше подпадал под её влияние и, как к слабой самозащите, всё больше спускался в пьянство.
За полгода до свое гибели, летом 1970 г., его противостояние с Дербиной обострилось. Однажды он пришел к ней выпивши, у них возникла перепалка, она ушла в дом и закрыла дверь. Рубцов, пытаясь войти в дом, ударил по окну, и двойным стеклом порезал себе важную артерию на руке.Он упал, заливаясь кровью, и только срочные действия спасли его в тот день.
Тот же конфликт почти зеркально описан Есениным в его «Черном человеке», где его герой тоже пьян, взбешен своим партнером, пытается его ударить, но только разбивает зеркало.
Обе ситуации показывают, что «бунт» против черного человека ни к чему не приводит.
Рубцов получил грозное предупреждение, но он уже ничего не мог поделать, он, как по рельсам катился к своей гибели
Жертва Черного человека, как правило, не сопротивляется ему, и начинает играть в навязанную ему игру..И если мы снова вернёмся к творцам – жертвам черного человека, мы убедимся, что все они приняли условия, навязанные им Черным человеком и сами вышли на опасную позицию.
Пушкин и Лермонтов вызвают своих убийц на дуэль, Моцарт принимет предложение сочинить Реквием. Булгаковский Мастер по предложению Воланда пишет роман, Фауст вступает в сделку с Мефистофелем.
Вот и Рубцов, получив последнее предупреждение в виде порезанной артерии, продолжает жить с Дербиной и ждать развязки. Впрочем, близкую трагедию ощущает не только он один. Перед его последним Новым годом он получает от знакомой новогоднюю открытку с текстом «Берегите свою голову…»
А его друг поэт Виктор Коротаев набрасывает начало стихотворения:
= Потеряем скоро человека,
В этот мир забредшего шутя…=
Он его позже допишет, уже после трагедии.
Во всех этих ситуациях гибель творцов связана с тем, что все они заключают своего рода сделку с темной силой, удовлетворяют свою гордыню, тщеславие или другие соблазны, получают от них некоторые дивиденды и потом погибают.
Можно долго и упорно заниматься юридическими процедурами для повторного доказательства вины Дербиной в убийстве Рубцова, но можно придти к тому же результату посредством художественного анализа типовой для творчества ситуации,- путем сопоставления общей модели поведения творца при его общении с Черным человеком.
Пока никому не удалось его переиграть.
2016г 19 января
= = = = = = = Аудиофайл: стихи Ирины Прищеповой "Николаю Рубцову"
в прочтении Виктора Астраханцева:
[Скрыть]Регистрационный номер 0326344 выдан для произведения:
Виктор АСТРАХАНЦЕВ
«Дуэль с Черным человеком».
К 40-летию смерти Николая Рубцова.
Пришла очередная годовщина смерти Николая Рубцова, и снова в который раз перед многочисленными почитателями поэзии Рубцова возникает вопрос: что же произошло с поэтом
в ту трагическую крещенскую ночь 1971года? Суд вынес однозначный вердикт – виновна в том Л.Дербина, которая призналась что в пылу скандала задушила поэта.
Но спустя три десятка лет после смерти поэта,уже в постперестроечное время характерное азартом пересмотра истории и духовных ценностей советского периода, последовал вброс в публичное пространство противоположной версии - об инфаркте Рубцова.
Два судебных медика в 2000-м году по просьбе Дербиной провели на основе её показаний анализ причин смерти и сделали заключение об инфаркте поэта, случившегося в ту ночь.
При этом никаких инструментальных тестов, естественно, не проводилось, медицинская карта Рубцова не изучалась. Заключение было основано на словах Дербиной и своих логических рассуждениях.
Затем у этой версии появились модераторы и защитники из среды известных поэтов и деятелей культуры.
Казалось бы, получив доказательство своей невиновности, Дербина должна была подать заявления о пересмотре дела и своей реабилитации. Но она на это не отважилась. И это приводит к мысли, что если она и её адвокаты не усмотрели в том заключении юридической силы, то почему другие должны вопреки судебному решению принимать частное мнение за истину? И разве в том нет пиара самой Дербиной?
Не имея юридической квалификации и практической возможности исследовать все обстоятельства дела Дербиной, мы предпримем иной путь, и посмотрим на судьбу Николая Рубцова с точки зрения художественного анализа его поэзии.
У многих на слуху его тончайшая лирика: «Тихая моя Родина», «Звезда полей»,«Виденье на холме»,
«В минуты музыки», «Русский огонек», «Букет».
Но значительная часть стихов Рубцова наполнена образами тревожных ожиданий и необъяснимых страхов. Огромный пласт его образов связан с черным цветом и черными мыслями, в их названиях варьируется слово «ночь»: «Зимняя ночь», «Памятный случай», «Наступление ночи», «Осенний этюд», «Ночное» и т.д. Это тот «черный» Рубцов, которого не поют, и редко включают в сборники и антологии.
* * * * *
Если б мои не болели мозги,
Я бы заснуть не прочь.
Рад, что в окошке не видно ни зги, -
Ночь, черная ночь!
В горьких невзгодах прошедшего дня
Было порой невмочь.
Только одна и утешит меня
Ночь, черная ночь!
(Ночное)
* * * * *
И понял я, что это не случайно,
Что весь на свете ужас и отрава
Когда увидят вдруг, что ты один.
(Осенние этюды)
* * * * * *
Кто-то стонет на темном кладбище,
Кто-то глухо стучится ко мне,
Кто-то пристально смотрит в жилище,
Показавшись в полночном окне
(Зимняя ночь)
И вот однажды я прочел:
В эту пору с дороги буранной
Заявился ко мне на ночлег
Непонятны какой-то и странный
Из чужой стороны человек.
Что-то было в этом знакомое, от чего пахнуло холодом и мраком.
И тут возникла стяжка образов разных стихотворений: «один» и «чужой человек»:
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
И так возникла версия, что у Рубцова тоже был свой Черный человек.
В этом нет ничего неожиданного - этот персонаж возникает в жизни многих талантливых поэтов и композиторов, у которых есть «черная тема».
К примеру, Лермонтов «чёрен» по складу своего поэтического мышления – его Мцыри,
Демон, Беглец и Арбенин живут под покровом ночи. Эта особенность зафиксирована в известном определении Д.С. Мережковского: «Лермонтов — ночное светило русской поэзии».
К его Арбенину из Маскарада, который является своего рода двойником поэта, в критический момент является Неизвестный - свой черный человек, который долго ждал своего часа, чтобы погубить Арбенина, и который пророчит ему: «Несчастье с вами будет в эту ночь».
И к Моцарту явился некто в черном плаще, предупредив, что пора писать реквием.
И Пушкин встретился с Дантесом на Черной речке!
Так что же, у каждого убитого поэта был свой Черный человек или Дантес?
И это закономерно, - ведь надо как-то противостоять черноте, отодвигая её от себя хотя бы на момент винопития. И тут подсказка Пушкина- Моцарта оказывается кстати: «Коль мысли черные к тебе придут, / Откупори шампанского бутылку...»
Получается, что он задолго до 1971 года Рубцов в ночных шорохах, свистах и стонах на чердаках чувствовал неизбежный приход своего Черного человека
И он явился к нему в лице Людмилы Дербиной.
Дербина - Черный человек для Рубцова!
= = = = =
Пройдемся по фактам их жизни. Она была знакома с Рубцовым с 1963 года еще в Литинституте.
Но студент в неказистой одежде её не заинтересовал. Когда же его имя приобрело известность,
она сама приезжает к нему в Вологду летом 1969г. и завязывает с ним роман.
Её целью было через известность Рубцова войти в литературу. В следующем 1970-м году она представляет на обсуждение вологодской писательской организации свою книгу стихов и та была рекомендована к изданию.
Общаясь с Рубцовым, она ему завидовала и считала его своим соперником.
О том она сама пишет в своих стихах:
«В любви, как в неистовой драке
Я свою проверила стать..
Тут все расставлено по своим местам –рядом с поэтом под предлогом любви
поселяется неистовая враждебная сила.
В другом стихотворении ею очерчен порядок дальнейших действии:
= О, как тебя я ненавижу!
И так безудержно люблю,
Что очень скоро (я предвижу!)
Забавный номер отколю.
Когда-нибудь в пылу азарта
Взовьюсь я ведьмой из трубы
И перепутаю все карты
Твоей блистательной судьбы!
Сравним с пророчеством Неизвестного из Маскарада: «Несчастье с вами будет в эту ночь» -
черные люди все расскажут, предупредят. Пружина драмы заведена, и развязка заготовлена.
Черный человек, приметы которого рассыпаны по стихам Рубцова, навис над его судьбой и потусторонняя ведьмина сила изготовилась сломать его судьбу .
И в самом деле, Дербина была крупной женщиной 80 кг., действительно, черноволосой, как смоль,
(или печная сажа), с большой внутренней и физической силой, и неудержной агрессивностью.
Рубцов был мелок, узкогруд, весил 60 кг. Силы были неравными, что и проявило себя позже.
Вот еще несколько выдержек из её стихов:
= …Опять я губы в кровь кусаю
И, как медведица, рычу
= Чужой бы бабе я всю глотку переела
За то, что ласково ты на неё взглянул…
Да, она уже до встречи с Рубцовым была готова драть чужую глотку, что потом и сделала
( и это факт) с горлом Рубцова.
Так, рядом с поэтом в результате соблазна любовью и домашним уютом оказалась темная сила, нацеленная на его подавление и подчинение своей воле и интересам. Конечно,Рубцов, как тонко чувствующая натура испытывал это давление и мощную волю к его подчинению и не имел возможности ему противостоять. Он всё больше подпадал под её влияние и, как к слабой самозащите, всё больше спускался в пьянство.
В июне 1970г., за 7 месяцев до развязки, он чуть не погиб, разбив двойные стекла в доме Дербиной и сильно повредив себе артерию на руке. Это было уже серьезным ему предупреждением, но он уже ничего не мог поделать, он, как по рельсам катился к своей гибели.
Надо обратить внимание на то, что жертва Черного человека, как правило, не сопротивляется ему,
и начинает играть в навязанную ему игру..
И если мы снова вернёмся к творцам– жертвам черного человека, мы убедимся, что все они приняли условия, навязанные им Черным человеком и сами вышли на опасную позицию.
Пушкин и Лермонтов вызывали своих убийц на дуэль, Моцарт принял предложение сочинить Реквием. Булгаковский Мастер принимает предложение Воланда написать роман, Фауст вступает в сделку с Мефистофелем.
И Рубцов, получив последнее предупреждение в виде порезанной артерии, продолжает
жить с Дербиной и ждать развязки
Впрочем, близкую трагедию ощущает не только он один. Перед его последним Новым годом он получает от знакомой новогоднюю открытку с текстом «Берегите свою голову…»
А его друг поэт Виктор Коротаев набрасывает начало стихотворения:
= Потеряем скоро человека,
В этот мир забредшего шутя…=
Он его позже допишет, уже после трагедии.
Во всех этих ситуациях гибель творцов связана с тем, что все они заключают своего рода сделку с темной силой, удовлетворяют свою гордыню,тщеславие или другие соблазны, получают от них некоторые дивиденды и потом погибают.
Можно долго и упорно заниматься юридическими процедурами для повторного доказательства вины Дербиной в убийстве Рубцова, но можно придти к тому же результату посредством художественного анализа типовой для творчества ситуации,- путем сопоставления общей модели поведения творца при его общении с Черным человеком.
Пока никому не удалось его переиграть.
2016г 19 января
= = = = = = =
Аудиофайл: стихи Николая Рубцова "Плыть, плыть, плыть..."
в исполнении Виктора Астраханцева
Виктор! Ваша версия кажется мне убедительной. Остается сожалеть, что минуты поэта роковые не оказалось рядом по настоящему близких людей...Прочтение понравилось! Успехов!
Да, рядом с Рубцовым не оказалось милосердного человека. Роль жена или музы в судьбе поэта (художника) велика и разнообразна – от опекуна и координатора (Анна Сниткина) до диктатора ( Лилия Брик) и душегуба (Л.Дербина). Вопрос – кто окажется рядом с ним равносилен его судьбе. А это означает, что выбор мало зависит от самого человека. Многое решает не он сам, а решается за него.
Не согласна. Признать фатализм — значит отвергнуть Божий Промысл в жизни человека. Но неоспоримый факт, что человек сильно подвержен воздействию темных сил и без Бога с ними не справиться, что и произошло с великими нашими поэтами. Спасибо за великолепную литературно-музыкальную композицию!
Спасибо. Хороший очерк. Лирические поэта подобны свечам - быстро сгорают. Рубцов прожил для себя тот отрезок жизни, который был комфортен его душе. Было бы странно представлять его во времена "перестройки" и далее. Вообще поэт если изливается без остатка, он уже не нужен тут. Соловьи поют месяц с небольшим. И поэт - это своеобразный Божий Соловей. Но бз его стихов для многих облей мир был серым и непроглядным
Я рад, Денис, что вы ознакомились с моим очерком о Николае Рубцове. Уверен, мы будем лучше понимать друг друга. Действительно, у поэтов короткие судьбы. Может быть от того, что их душа создана из такого материала, который не коптит, но быстро и ярко сгорает. Потому меня насторожило слово «комфорт» применительно к Рубцову. Он был неприкаянным в обычной жизни человеком, наделенным способностью видеть невидимое, в том числе и будущее. О многом говорят его самохарактеристики: «неведомый сын удивительных вольных племён», «мелькнувшая легкая тень». Не знавший семейного и бытового уюта, Рубцов был человеком крайностей. В быту неприхотлив, в пьянстве страшен, и потому в нем самом остро возникало столкновение Быта и Дара. В этом столкновении комфортность, как стиль жизни, попросту сгорает.
Уважаемый Виктор! С удовольствием прочла Ваш исключительно интересный очерк о Николае Рубцове! Очень трогательно описали предвестие его смерти, и об его окружении в тот период жизни! У него была очень нежная,легко ранимая натура,но алкоголь-страшный бич!А последний год он был этому подвержен,чем и воспользовалась Людмила Дербина!!! Как жаль,как жаль,когда семейные обстоятельства влияют на творчество и жизнь талантливейших людей! Светлая ему память! А Вам спасибо за интересный рассказ!!!
Марта, глубоко и тонко чувствующий человек живет в нескольких измерениях. Линия судьбы, рока часто пересекается и переплетается с бытом. Возникает иллюзия, понятности и предсказуемости жизни поэта, художника, её оценки её по меркам рядового человека. Талант не проходит даром, за него надо чем-то расплачиваться. Об этом сказано у Есенина: «За свободу в чувствах есть расплата.» У Рубцова была своя мера расплаты за талант: без семейность, безденежность, конфликты и потрясения внутри себя, всё это приходилось глушить алкоголем. Чтобы в этом разобраться, бытовой логики недостаточно. Потому я делаю попытку посмотреть на его жизнь с позиций жизни гениев и созданных ими образов. Благодарю за подключение к этой теме.
Поспешаю предусматривать... Это с-творение говорит о многом... «В дороге» Зябко в поле непросохшем, Не с того ли детский плач Все назойливей и горше… Запоздалый и продрогший Пролетел над нами грач. Ты да я, да эта крошка – Мы одни на весь простор! А в деревне у окошка Ждет некормленая кошка И про наш не знает спор. Твой каприз отвергнув тонко, Вижу: гнев тебя берет! Наконец, как бы котенка, Своего схватив ребенка, Ты уносишься вперед. Ты уносишься… Куда же? Рай там, что ли? Погляди! В мокрых вихрях столько блажи, Столько холода в пейзаже С темным домом впереди. Вместе мы накормим кошку! Вместе мы затопим печь!.. Молча глядя на дорожку, Ты решаешь понемножку, Что игра… не стоит свеч!
Удел живущих - постигать истинный свет творчества и тайну времени... Печальная трагедия... Берегите свою жизнь, жизнь близких и дорогих вам людей от смертоносного яда - алкоголя!!! Виктор, вдохновения! ДОБРА во БЛАГО!
Спасибо за отзыв, Валентина. Вот уж действительно, жизнь соткана из противоречий, с ними и живем. Вы прислали стихи Рубцова. Часто , когда встречаешься с его стихами, охватывает какое-то беспокойство и словно беда находится рядом. Вот и в этих стихах есть метки этого состояния: «Зябко… Все назойливей и горше… наш спор… гнев… в мокрых вихрях столько блажи… темный дом… игра не стоит свеч»! И разве можно после этого упрекнуть его в желании выпить, освободиться от тяжести, которое его сопровождает ? Я согласен с вами – пить не хорошо, но иногда без этого - никак! И семья тут не причем. У поэтов с тревожной душой нет уютной семейной жизни: Блок, Маяковский, Есенин, Рубцов… Не случайно отцы уберегают своих дочерей от брака с поэтом, тем более – с талантливым.
А второе противоречие вы создали сами. Вы почему-то с проиллюстировали стихи Рубцова обложкой сборника Дербиной?! Тут уж что-то одно – или привечать убиенного, или пиарить убийцу. А вместе не получится. Их совмещение уже привело к смерти поэта. В той среде, что меня окружает, на доброе упоминание имени Дербиной наложен запрет. Также 200 лет не играли музыку Сальери.