ГлавнаяПрозаЛитературная критикаКритические статьи → Тот самый Янковский (Часть 3)

Тот самый Янковский (Часть 3)

17 сентября 2015 - Деб
  
  В Ленкоме всегда ставили пьесы со злободневной острой проблематикой, изображая реальность в неожиданном сатирическом ключе. Так, например, Тригорин Янковского в «Чайке» - сломанный человек. Вместе с чужими жизнями, он ломает и свою. Янковский играет трагедию этого внешне вполне благополучного писателя: он, может быть, и хотел бы вырваться из пошлого существования, но, во-первых, не хватает воли порвать с Аркадиной, а во-вторых, ну не греет его душу этот романчик с Заречной, которую он губит. Однако же, до его музы этой посредственной актриске далеко. Скука вокруг себя и в с самом себе захватывает Тригорина целиком, и даже эти мольбы перед Аркадиной: «Отпусти меня!» - крик вопящего в пустыне. Он не просто не будет никем услышан, он и сам не сможет стать уже другим. Да и не захочет. Жизнь – рутина. Сегодня будет то же, что и вчера. А завтра ничем не будет отличаться от сегодня. Но так прошла половина жизни. И с чем же приходит Тригорин к этому рубежу? «….как лисица, затравленная псами, вижу, что жизнь и наука все уходят вперёд и вперёд, а я всё отстаю и отстаю, как мужик, опоздавший на поезд, и, в конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всём остальном я фальшив, и фальшив до мозга костей». С чем вообще приходит человек к 40 годам?
 
Эти вопросы не новы; они же появятся и встанут перед современником Олега Янковского и в фильме «Полёты во сне и наяву», реж. Романа Балаяна. Это – уже не Тригоринское отчаяние перед неизбежностью и приспособленчество к рутине жизни, а поиски и метания главного героя, Сергея Макарова. В НИИ стыдно работать за такую зарплату. Семью содержать нет никакой возможности. И мечется, как загнанный зверь по городу, а его ведь никто понять не хочет. Некуда приткнуться, да и не к кому: «Вот сидят две женщины, одинаково дорогие для меня. С одной меня ничего не связывает, кроме долга. С другой – всё, кроме долга».
 
Олегу Янковскому очень близка тема такого героя, и он осторожно, как можно точнее и тоньше старается жить в этом состоянии душевной неустроенности. Более того, жену его героя  в фильме сыграла Людмила Зорина – настоящая жена Олега. «Мне важно, чтобы были люди одной крови. Чтобы была биография уже сыгранной жизни. И потом, глаза у родных другие. Иначе не было бы той грусти, тоски».
 
Олег Иванович смотрит на фотографии своего героя и переворачивает кипу писем, перевязанных шёлковой тесьмой. Сколько вот такой почты получал он из разных уголков страны, с благодарностью, мол, спасибо за то, что сыграли меня самого. Сам актёр откровенно признавался, что однажды, включив телевизор на даче, попал на показ этого фильма, и как сел в кресло, так и не смог встать, до самого последнего кадра, где его герой – грязный, мокрый, в порыве отчаяния зарывается в стоге сена, свернувшись, словно эмбрион в коконе. Тем самым, пытаясь всё же дать возможность его герою как бы переродиться заново, начать жизнь на другом витке. Хотя в пьесе Виктора Мережко Сергей Макаров залезает на берёзу и на глазах у матери разбивается насмерть, в полёте. Потому что выхода не нашёл.
 
Янковский смотрел фильм и плакал. Натурально обревелся. «Я человек не очень сентиментальный, но фильм этот совпал с мыслями, которые бродили во мне, вот и расчувствовался, стал воспринимать происходящее в картине, как обычный зритель. Я, в самом деле, вдруг ощутил, что верю героям, хорошо понимаю их. Я ведь тогда, играя Макарова, пытался передать боль человека, ощутившего собственную ненужность. Впервые посмотрев картину целиком, я вдруг начисто забыл, что это я, что это моя работа. Я видел совершенно нового человека, которому на протяжении всей картины глубоко сострадал, а в финале просто комок подкатил к горлу».
 
Вот такое наблюдение со стороны на свою роль я считаю наиважнейшим для совершенствования своего профессионального мастерства. Я никогда не поверю всем тем актёрам и актрисам, которые кокетливо заявляют, что никогда не смотрят фильмы со своим участием. Во-первых, актёрство – профессия тщеславная, иначе, зачем же ты пришёл в неё, если не хочешь славы. А во-вторых, актёр, и в частности, Олег Янковский, наблюдая себя со стороны зрителя, исходя из своего опыта, ума, анализа происходящего, добавлял что-то к пониманию поступков своих персонажей. Да и сами его герои, живущие в сложных обстоятельствах, чем-то помогают самому актёру что-то по-другому осмыслить, понять, а порою и простить какие-то не всегда благовидные поступки героев.
 
Где-то для себя лично он даже простил и вот этого  - его персонажа. Видите? Вот каков он на фото - Владимир Ильич Ленин. Янковский сыграл эту роль в спектакле «Синие кони на красной траве». Сыграл блестяще, без грима и что удивительно, не испытывая никаких негативных эмоций к вождю. Почему удивительно? Ну, всё-таки его отец прошел лагеря дважды – при Ленине и при Сталине. Янковский играл Ленина, пытаясь найти в нём нечто человеческое, проследить его эмоциональные порывы, терзания, сомнения, понять его внутреннюю драму. Он играл личность не однозначную. Это был не враг и не друг, но вот такое явление – Ленин, в такое сложное время. Тем более, что-то из жизни Ленина он знал не понаслышке. Его бабушка и Володя Ульянов играли детьми в одной песочнице, так сказать. Она вспоминала, как ей привезли куколку из-за границы с закрывающими глазками, а Володя так обрадовался, что эти глазки взял, да выколол, чтобы посмотреть, как они закрываются. Мда.

© Copyright: Деб, 2015

Регистрационный номер №0308049

от 17 сентября 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0308049 выдан для произведения:   
  В Ленкоме всегда ставили пьесы со злободневной острой проблематикой, изображая реальность в неожиданном сатирическом ключе. Так, например, Тригорин Янковского в «Чайке» - сломанный человек. Вместе с чужими жизнями, он ломает и свою. Янковский играет трагедию этого внешне вполне благополучного писателя: он, может быть, и хотел бы вырваться из пошлого существования, но, во-первых, не хватает воли порвать с Аркадиной, а во-вторых, ну не греет его душу этот романчик с Заречной, которую он губит. Однако же, до его музы этой посредственной актриске далеко. Скука вокруг себя и в с самом себе захватывает Тригорина целиком, и даже эти мольбы перед Аркадиной: «Отпусти меня!» - крик вопящего в пустыне. Он не просто не будет никем услышан, он и сам не сможет стать уже другим. Да и не захочет. Жизнь – рутина. Сегодня будет то же, что и вчера. А завтра ничем не будет отличаться от сегодня. Но так прошла половина жизни. И с чем же приходит Тригорин к этому рубежу? «….как лисица, затравленная псами, вижу, что жизнь и наука все уходят вперёд и вперёд, а я всё отстаю и отстаю, как мужик, опоздавший на поезд, и, в конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всём остальном я фальшив, и фальшив до мозга костей». С чем вообще приходит человек к 40 годам?
 
Эти вопросы не новы; они же появятся и встанут перед современником Олега Янковского и в фильме «Полёты во сне и наяву», реж. Романа Балаяна. Это – уже не Тригоринское отчаяние перед неизбежностью и приспособленчество к рутине жизни, а поиски и метания главного героя, Сергея Макарова. В НИИ стыдно работать за такую зарплату. Семью содержать нет никакой возможности. И мечется, как загнанный зверь по городу, а его ведь никто понять не хочет. Некуда приткнуться, да и не к кому: «Вот сидят две женщины, одинаково дорогие для меня. С одной меня ничего не связывает, кроме долга. С другой – всё, кроме долга».
 
Олегу Янковскому очень близка тема такого героя, и он осторожно, как можно точнее и тоньше старается жить в этом состоянии душевной неустроенности. Более того, жену его героя  в фильме сыграла Людмила Зорина – настоящая жена Олега. «Мне важно, чтобы были люди одной крови. Чтобы была биография уже сыгранной жизни. И потом, глаза у родных другие. Иначе не было бы той грусти, тоски».
 
Олег Иванович смотрит на фотографии своего героя и переворачивает кипу писем, перевязанных шёлковой тесьмой. Сколько вот такой почты получал он из разных уголков страны, с благодарностью, мол, спасибо за то, что сыграли меня самого. Сам актёр откровенно признавался, что однажды, включив телевизор на даче, попал на показ этого фильма, и как сел в кресло, так и не смог встать, до самого последнего кадра, где его герой – грязный, мокрый, в порыве отчаяния зарывается в стоге сена, свернувшись, словно эмбрион в коконе. Тем самым, пытаясь всё же дать возможность его герою как бы переродиться заново, начать жизнь на другом витке. Хотя в пьесе Виктора Мережко Сергей Макаров залезает на берёзу и на глазах у матери разбивается насмерть, в полёте. Потому что выхода не нашёл.
 
Янковский смотрел фильм и плакал. Натурально обревелся. «Я человек не очень сентиментальный, но фильм этот совпал с мыслями, которые бродили во мне, вот и расчувствовался, стал воспринимать происходящее в картине, как обычный зритель. Я, в самом деле, вдруг ощутил, что верю героям, хорошо понимаю их. Я ведь тогда, играя Макарова, пытался передать боль человека, ощутившего собственную ненужность. Впервые посмотрев картину целиком, я вдруг начисто забыл, что это я, что это моя работа. Я видел совершенно нового человека, которому на протяжении всей картины глубоко сострадал, а в финале просто комок подкатил к горлу».
 
Вот такое наблюдение со стороны на свою роль я считаю наиважнейшим для совершенствования своего профессионального мастерства. Я никогда не поверю всем тем актёрам и актрисам, которые кокетливо заявляют, что никогда не смотрят фильмы со своим участием. Во-первых, актёрство – профессия тщеславная, иначе, зачем же ты пришёл в неё, если не хочешь славы. А во-вторых, актёр, и в частности, Олег Янковский, наблюдая себя со стороны зрителя, исходя из своего опыта, ума, анализа происходящего, добавлял что-то к пониманию поступков своих персонажей. Да и сами его герои, живущие в сложных обстоятельствах, чем-то помогают самому актёру что-то по-другому осмыслить, понять, а порою и простить какие-то не всегда благовидные поступки героев.
 
Где-то для себя лично он даже простил и вот этого  - его персонажа. Видите? Вот каков он на фото - Владимир Ильич Ленин. Янковский сыграл эту роль в спектакле «Синие кони на красной траве». Сыграл блестяще, без грима и что удивительно, не испытывая никаких негативных эмоций к вождю. Почему удивительно? Ну, всё-таки его отец прошел лагеря дважды – при Ленине и при Сталине. Янковский играл Ленина, пытаясь найти в нём нечто человеческое, проследить его эмоциональные порывы, терзания, сомнения, понять его внутреннюю драму. Он играл личность не однозначную. Это был не враг и не друг, но вот такое явление – Ленин, в такое сложное время. Тем более, что-то из жизни Ленина он знал не понаслышке. Его бабушка и Володя Ульянов играли детьми в одной песочнице, так сказать. Она вспоминала, как ей привезли куколку из-за границы с закрывающими глазками, а Володя так обрадовался, что эти глазки взял, да выколол, чтобы посмотреть, как они закрываются. Мда.
 
Рейтинг: +2 698 просмотров
Комментарии (4)
Андрей Федченко # 25 сентября 2015 в 16:08 +1
Читаю с интересом, во-первых Янковский О.И. мой любимый актер, во-второхых, все подряд читать уже не интересно (возраст-с), а что-то стоящее попадается не часто. А формат достаточно удачный 1-2 стр. как раз то на что что хватает времени и сил..
Удачи и вдохновения.
Андрей big_smiles_138
Деб # 25 сентября 2015 в 17:49 0
Замечательно! Андрей, прошу заметить, что при написании я использовал исключительно слова самого Олега Ивановича о жизни, о себе, о профессии, а не чьи-то воспоминания, и тем более не материалы прессы. А мой литературный анализ и попытки понять душу и мысли актера и воплотить это в такой публицистики-художественной форме, надеюсь, не исказили правды об актере. Впрочем, дальше, по мере прочтения, будет понятнее то, что я хотел сказать об Олеге Янковском. c0137
Татьяна Петухова # 25 сентября 2015 в 18:23 +1
Если сказать,что очень-преочень ПОНРАВИЛОСЬ -это,значит, почти ничего не сказать лично, а сказать необходимо, хотя и слова ,наверно, высвятятся.как всегда, банальными , а по достоиству нужно оценить Ваш материал,хотя мне весьма это сложно, выразить своё отношение словестно, а с другой стороны ,если образ Янковского тебя не отпускает,изумляет и вновь покоряет, значит, Ваша художественная публицистика
смогла затронуть чувства, даже такого дилетанта, как я,получила
огромное удовольствие от прочтения.
СПА-СИ-БО !!!!
Деб # 25 сентября 2015 в 18:37 0
До глубины души тронут, Таня. Спасибо. Но в дальнейшем, я бы хотел услышать и жестокую критику. Это бодрит и стимулирует к росту. podargo