ГлавнаяПрозаЛитературная критикаКритические статьи → Природа и не знает, что человек её властелин

Природа и не знает, что человек её властелин

11 июня 2014 - Елена Сироткина

Никогда не думала, что с интересом буду читать книгу а ля «таёжные повести». Ан нет: попался роман Юозаса Пожеры «Рыбы не знают своих детей» и затянул, что называется, в сети. Литовский журналист, он же прозаик, любитель советского севера 1960-70-х, Пожера сейчас почти не вспоминается. Между тем, в своё время активно переводился и для журнала «Дружба народов», и для российских издательств.

 

Тема романа – проверка человека испытаниями, мелкими и крупными, – не устарела. Хотя здесь вы не столкнётесь с витиеватым сюжетом: полвека назад в литературе за ним никто особенно не гнался. Важны были характеры персонажей. В центре внимания двое – рассказчик и его друг Юлис из таёжной глухомани. Оба литовцы, но оказались в столь дальних краях по разным причинам. Первый тяжело переживает размолвку с женой, не может сразу поверить, что она решила закончить их отношения, сбегает куда глаза глядят, чтобы отвлечься от тяжёлых мыслей. Опять же хочет почувствовать себя сильным, вольным, хозяином судьбы. Второй – сын переселенцев, потерявших видимую связь с родиной, переживших оговор-голод-холод, но не сдавшихся и даже нашедших новых друзей.

 

Горожанину в тайге несладко. К чему он приспособлен? Водопровод, тёплые батареи, магазины в трёх шагах от дома. Не завезли любимый сорт пива – трагедия. Посмотришь на иного такого дяденьку за рулём большой жестяной коробки: можно подумать, сам двигатель внутреннего сгорания изобрёл, сам эту коробку собрал – столько апломба. А ведь всего лишь баранку крутит и педали жмёт. И даже не всегда окрестности хорошо видит, только попутчиков клянёт. Вот и героя повествования выбросили на готовое зимовье с двумя собаками, уже приученными к охоте, а он…  Кое-как соболевание освоил, чужих оленей пристрелил  и затосковал по благополучной, хоть и с грозящим разводом, Литве. И это при том, что Юлис под боком, верно страхует. Не подумайте, что автор расписывает своё моралите по данному поводу: просто читатель не может не уловить иронию писателя.

 

Юлис же – парень нетипичный. То и дело основная течение романа прерывается его рассказами: сначала о детстве, родителях; потом о необыкновенной жене-эвенкийке Янгите; наконец, о том, как семья увидела-таки родное пепелище. Он прошёл очень трудный путь. На этом пути не было многих стран, многих людей, но было много именно труда – физического и нравственного. «Природа учит нас совершенству, а мы стараемся её перехитрить», – говорит он. Эта фраза, пожалуй, самым точным образом выражает идею книги. Почему человек так глупо, самонадеянно относится к жизни, почему, как слепой, мечется в трёх соснах, круша всё и вся? Выдумал, что он в природе главный и даже ею управляет. Самый младший её отпрыск, между тем.

 

«Меня раздражает, когда человека называют властелином природы. Её преобразователем. Я могу понять тех, кто исписывает толстые тома одами человеку, могу понять тех, кто кидается громкими фразами, восхваляя того же человека, – они от всей души хотят, чтобы человек в самом деле был таким. Чтобы все были такими. Но для того чтобы это произошло, надо сказать людям всю правду о них», – пишет Юлис в дневнике. И чуть далее: «Человек должен учиться у умирающих… Всякий умирающий скажет, что всё в жизни: богатство, деньги, всякие прочие блага – чепуха, а главное – это сам человек и добрые отношения между людьми. Почему только перед лицом смерти мы начинаем это понимать?»

 

Он свято соблюдает все правила настоящей охотничьей жизни, то есть человека, чувствующего себя всего лишь частью природы и потому благодарного ей за то, что она может дать. Нельзя лишать зверя жизни из любопытства, из гордости, из самоутверждения. Бери столько, сколько действительно нужно – не больше. Так же и с людьми: не лебези ни перед кем, умей поставить на место гада, но не подличай, не присваивай себе чужое.

 

Малочисленный народ эвенков – тоже своеобразный собирательный герой романа. Пожера не идеализирует его, но подчёркивает мудрость, сохранённую на протяжении веков. Нет здесь никакой писаной конституции, но есть соблюдение главного закона: человек человеку – помощник. Не будем держаться друг за друга – не выживем, не пройдём свои испытания. «Мы выбежали из чума – поздороваться с мужчинами, вернувшимися из тайги. Эта картина запомнилась мне на всю жизнь. Они ехали верхом на оленях, те бежали рысью, а на шее у каждого оленя был подвязан колокольчик. Раскидистые оленьи рога, большие, прекрасные глаза этих животных, их изящный бег, ружья, закинутые за спину охотников, заткнутые за пояс топоры, какие-то хриплые, гортанные выкрики; обутые в мокасины, свободно болтающиеся ноги. Тёмные, будто загорелые на южном солнце, лица и чёрные, как вороново крыло, длинные распущенные волосы – всё это просто зачаровало меня, трудно было глаз оторвать от них. А потом, когда они по очереди пожимали мне руку и я почувствовал, какие у них загрубелые ладони, все в жёстких мозолях, да увидел их добрые, участливые глаза, – я сразу понял, что попал к родным людям, от которых когда-то уходил, а сейчас наконец вернулся», – так описывает Юлис свою первую встречу с эвенками, среди которых ему предстояло прожить довольно долгий период.

 

Но у «большого человечества» уже давно не получается чувствовать родство всех и каждого. Как родители Юлиса были высланы из Литвы? Сосед – и не самый плохой человек на свете – польстился на лошадь. Пришли к хуторянину непрошенные «лесные братья», он и донёс на хозяина дома: дескать, врагов привечает. А ведь сколько вместе работали, как ждали каждый год урожая… И только перед смертью, измученный, признался своей жене, что предал друга, просил тому передать, как дело было. Отец Юлиса, узнав от вдовы правду, уже не смог взять себя в руки – инфаркт, больница, кладбище. Зато «чужестранцев» приветил сибиряк Егор, в каждой мелочи рад был поучаствовать и даже настоящий подвиг совершил: привёл через несколько таёжных-то километров корову, конфискованную у «живоглотов», предварительно ещё и с местным начальством договорился, чтобы проблем не было. И начальство рассудило по-людски: скажи в округе, что пропала, волк задрал или медведь, да и всё тут, веди к бывшему хозяину.

 

Кстати, о том, как бедные литовцы превратились в живоглотов уже в Сибири. Сначала отец Юлиса смекнул, что без молока мальчонку вырастить никак нельзя. Проделал нешуточное путешествие по реке в деревню, чтобы купить дойную скотину, чуть не погиб вместе с плотом, влез в долги. Но ценный груз доставил. А мать Юлиса впоследствии так приноровилась извлекать пользу от молока не только для своей семьи, что односельчанки всерьёз рассердились, а одна написала жалобу: торгует-де по ценам заоблачным, укороту не знает. Вот и погнали раздобревших мытарей в другую деревню. Частная эта излишняя собственность чуть и семью не развалила: внезапно разбогатевшая женщина возомнила, что сам бог ей не кум, а мужнина друга Егора привечать не надо, все долги ему копеечные выплатили. Так-то вот, чуть человеку удача подвалит, уж и мерещится, что все прочие в одночасье похудшели на его-то бравом фоне. Занятных эпизодических историй вообще в романе множество, но уж прочтёте сами, если книгу сочтёте полезной.

 

«Не знаю, как это будет называться: Всемирный Совет, Сенат Планеты или ещё как-нибудь, – но должен на Земле появиться кто-то, кто возьмёт всё в одни мудрые руки. Понимаешь? Не в названии суть. Важно, что это объединение будет иметь трезвый ум, добрые цели и уверенную, сильную руку, которой подчинятся все… Да неужели мы не чувствуем, что пора на Земле передать бразды правления в какие-то одни руки! Ты меня понимаешь? Взирает этот Совет или Сенат на планету добрыми очами и всё видит: где да сколько скопилось людского горя и злобы; сколько куда надо направить добра. Скорее всего, миру придётся воскреснуть как легендарному Фениксу – из собственного пепла, но с горьким и незабываемым опытом за плечами. Нельзя, чтобы на Земле человек помыкал человеком, от этого все наши великие беды и страдания», – выстраданная цитата от уже взрослого Юлиса. Не думаю, что семью миллиардами людей может заняться некий управляющий, как его ни назови, будь он даже коллективный. Опыт показывает, что человеки способны найти более-менее смышлёного и деятельного в группе, не превышающей несколько десятков. Да и знакомая нам фраза «подо мной тысячи подчинённых» не одного «властелина» с толку сбила. Дурит человек, много сил тратит на пшик, а настоящие беды от того не уходят. Концовка романа – горькое тому подтверждение. Уважаемый всеми охотник Юлис пропал без вести. Нужен ли такой наступающей «цивилизации»?

 

11 июня 2014 года

© Copyright: Елена Сироткина, 2014

Регистрационный номер №0220470

от 11 июня 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0220470 выдан для произведения:

Никогда не думала, что с интересом буду читать книгу а ля «таёжные повести». Ан нет: попался роман Юозаса Пожеры «Рыбы не знают своих детей» и затянул, что называется, в сети. Литовский журналист, он же прозаик, любитель советского севера 1970-80-х, Пожера сейчас почти не вспоминается. Между тем, в своё время активно переводился и для журнала «Дружба народов», и для российских издательств.

 

Тема романа – проверка человека испытаниями, мелкими и крупными, – не устарела. Хотя здесь вы не столкнётесь с витиеватым сюжетом: полвека назад в литературе за ним никто особенно не гнался. Важны были характеры персонажей. В центре внимания двое – рассказчик и его друг Юлис из таёжной глухомани. Оба литовцы, но оказались в столь дальних краях по разным причинам. Первый тяжело переживает размолвку с женой, не может сразу поверить, что она решила закончить их отношения, сбегает куда глаза глядят, чтобы отвлечься от тяжёлых мыслей. Опять же хочет почувствовать себя сильным, вольным, хозяином судьбы. Второй – сын переселенцев, потерявших видимую связь с родиной, переживших оговор-голод-холод, но не сдавшихся и даже нашедших новых друзей.

 

Горожанину в тайге несладко. К чему он приспособлен? Водопровод, тёплые батареи, магазины в трёх шагах от дома. Не завезли любимый сорт пива – трагедия. Посмотришь на иного такого дяденьку за рулём большой жестяной коробки: можно подумать, сам двигатель внутреннего сгорания изобрёл, сам эту коробку собрал – столько апломба. А ведь всего лишь баранку крутит и педали жмёт. И даже не всегда окрестности хорошо видит, только попутчиков клянёт. Вот и героя повествования выбросили на готовое зимовье с двумя собаками, уже приученными к охоте, а он…  Кое-как соболевание освоил, чужих оленей пристрелил  и затосковал по благополучной, хоть и с грозящим разводом, Литве. И это при том, что Юлис под боком, верно страхует. Не подумайте, что автор расписывает своё моралите по данному поводу: просто читатель не может не уловить иронию писателя.

 

Юлис же – парень нетипичный. То и дело основная течение романа прерывается его рассказами: сначала о детстве, родителях; потом о необыкновенной жене-эвенкийке Янгите; наконец, о том, как семья увидела-таки родное пепелище. Он прошёл очень трудный путь. На этом пути не было многих стран, многих людей, но было много именно труда – физического и нравственного. «Природа учит нас совершенству, а мы стараемся её перехитрить», – говорит он. Эта фраза, пожалуй, самым точным образом выражает идею книги. Почему человек так глупо, самонадеянно относится к жизни, почему, как слепой, мечется в трёх соснах, круша всё и вся? Выдумал, что он в природе главный и даже ею управляет. Самый младший её отпрыск, между тем.

 

«Меня раздражает, когда человека называют властелином природы. Её преобразователем. Я могу понять тех, кто исписывает толстые тома одами человеку, могу понять тех, кто кидается громкими фразами, восхваляя того же человека, – они от всей души хотят, чтобы человек в самом деле был таким. Чтобы все были такими. Но для того чтобы это произошло, надо сказать людям всю правду о них», – пишет Юлис в дневнике. И чуть далее: «Человек должен учиться у умирающих… Всякий умирающий скажет, что всё в жизни: богатство, деньги, всякие прочие блага – чепуха, а главное – это сам человек и добрые отношения между людьми. Почему только перед лицом смерти мы начинаем это понимать?»

 

Он свято соблюдает все правила настоящей охотничьей жизни, то есть человека, чувствующего себя всего лишь частью природы и потому благодарного ей за то, что она может дать. Нельзя лишать зверя жизни из любопытства, из гордости, из самоутверждения. Бери столько, сколько действительно нужно – не больше. Так же и с людьми: не лебези ни перед кем, умей поставить на место гада, но не подличай, не присваивай себе чужое.

 

Малочисленный народ эвенков – тоже своеобразный собирательный герой романа. Пожера не идеализирует его, но подчёркивает мудрость, сохранённую на протяжении веков. Нет здесь никакой писаной конституции, но есть соблюдение главного закона: человек человеку – помощник. Не будем держаться друг за друга – не выживем, не пройдём свои испытания. «Мы выбежали из чума – поздороваться с мужчинами, вернувшимися из тайги. Эта картина запомнилась мне на всю жизнь. Они ехали верхом на оленях, те бежали рысью, а на шее у каждого оленя был подвязан колокольчик. Раскидистые оленьи рога, большие, прекрасные глаза этих животных, их изящный бег, ружья, закинутые за спину охотников, заткнутые за пояс топоры, какие-то хриплые, гортанные выкрики; обутые в мокасины, свободно болтающиеся ноги. Тёмные, будто загорелые на южном солнце, лица и чёрные, как вороново крыло, длинные распущенные волосы – всё это просто зачаровало меня, трудно было глаз оторвать от них. А потом, когда они по очереди пожимали мне руку и я почувствовал, какие у них загрубелые ладони, все в жёстких мозолях, да увидел их добрые, участливые глаза, – я сразу понял, что попал к родным людям, от которых когда-то уходил, а сейчас наконец вернулся», – так описывает Юлис свою первую встречу с эвенками, среди которых ему предстояло прожить довольно долгий период.

 

Но у «большого человечества» уже давно не получается чувствовать родство всех и каждого. Как родители Юлиса были высланы из Литвы? Сосед – и не самый плохой человек на свете – польстился на лошадь. Пришли к хуторянину непрошенные «лесные братья», он и донёс на хозяина дома: дескать, врагов привечает. А ведь сколько вместе работали, как ждали каждый год урожая… И только перед смертью, измученный, признался своей жене, что предал друга, просил тому передать, как дело было. Отец Юлиса, узнав от вдовы правду, уже не смог взять себя в руки – инфаркт, больница, кладбище. Зато «чужестранцев» приветил сибиряк Егор, в каждой мелочи рад был поучаствовать и даже настоящий подвиг совершил: привёл через несколько таёжных-то километров корову, конфискованную у «живоглотов», предварительно ещё и с местным начальством договорился, чтобы проблем не было. И начальство рассудило по-людски: скажи в округе, что пропала, волк задрал или медведь, да и всё тут, веди к бывшему хозяину.

 

Кстати, о том, как бедные литовцы превратились в живоглотов уже в Сибири. Сначала отец Юлиса смекнул, что без молока мальчонку вырастить никак нельзя. Проделал нешуточное путешествие по реке в деревню, чтобы купить дойную скотину, чуть не погиб вместе с плотом, влез в долги. Но ценный груз доставил. А мать Юлиса впоследствии так приноровилась извлекать пользу от молока не только для своей семьи, что односельчанки всерьёз рассердились, а одна написала жалобу: торгует-де по ценам заоблачным, укороту не знает. Вот и погнали раздобревших мытарей в другую деревню. Частная эта излишняя собственность чуть и семью не развалила: внезапно разбогатевшая женщина возомнила, что сам бог ей не кум, а мужнина друга Егора привечать не надо, все долги ему копеечные выплатили. Так-то вот, чуть человеку удача подвалит, уж и мерещится, что все прочие в одночасье похудшели на его-то бравом фоне. Занятных эпизодических историй вообще в романе множество, но уж прочтёте сами, если книгу сочтёте полезной.

 

«Не знаю, как это будет называться: Всемирный Совет, Сенат Планеты или ещё как-нибудь, – но должен на Земле появиться кто-то, кто возьмёт всё в одни мудрые руки. Понимаешь? Не в названии суть. Важно, что это объединение будет иметь трезвый ум, добрые цели и уверенную, сильную руку, которой подчинятся все… Да неужели мы не чувствуем, что пора на Земле передать бразды правления в какие-то одни руки! Ты меня понимаешь? Взирает этот Совет или Сенат на планету добрыми очами и всё видит: где да сколько скопилось людского горя и злобы; сколько куда надо направить добра. Скорее всего, миру придётся воскреснуть как легендарному Фениксу – из собственного пепла, но с горьким и незабываемым опытом за плечами. Нельзя, чтобы на Земле человек помыкал человеком, от этого все наши великие беды и страдания», – выстраданная цитата от уже взрослого Юлиса. Не думаю, что семью миллиардами людей может заняться некий управляющий, как его ни назови, будь он даже коллективный. Опыт показывает, что человеки способны найти более-менее смышлёного и деятельного в группе, не превышающей несколько десятков. Да и знакомая нам фраза «подо мной тысячи подчинённых» не одного «властелина» с толку сбила. Дурит человек, много сил тратит на пшик, а настоящие беды от того не уходят. Концовка романа – горькое тому подтверждение. Уважаемый всеми охотник Юлис пропал без вести. Нужен ли такой наступающей «цивилизации»?

 

11 июня 2014 года

 
Рейтинг: +2 726 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!