Хордон: Если вы такой ценный для наших силовиков субъект, - вот тренинги проводите, учебник по вашим книгам выйдет,- почему же они за вас не борются. А просто выкинули на произвол американцев? Почему они не дали вам даже адваката?
Ф.: Разграничим ответ на этот вопрос по двум плоскостям. Во-первых, им нужен не я, а мои теории по форматированию психики, идеально подходящей к условиям содержания в тотальной Зоне (ЗОНА МИРА) . Им нужен некий «зональный субъект», принимающий своё состояние ВЕЧНОГО УЗНИКА, как естественно-природное (тип бытия, как такового), то есть лишенный в этом качестве, какой-либо критичности и, даже, испытывающий от этого какие-то позитивные (навязанные агрессивной рекламой) чувства, взамен настоящего человеческого счастья, ощутить которое уже фатально неспособен. То, что всегда казалось патологией, теперь должно стать нормой. В психиатрии таких людей называют ангедониками (см прим 1). Я просто описал, абстрагируя до предела, спонтанную внутреннюю автотрансформацию человека толпы, с последующей (всего лишь экпериментально-модельной) экстраполяцией выводов на современное общество. Иными словами, местами подновил, а местами доработал до конца наивные теории Бодрийяра, Ле Бона, Ортеги-и-Гассета (см. прим. 2) и прочих специалистов по «анонимным массам». У меня эти массы достигли пределов своей сущности, полностью депрессированные и обезличенные в буквальном смысле (тип лица дебилоида – пустые глаза, застывшая полуулыбка; тягучая, лишённая эмоций, речь смутного содержания; безвольно провисшие губы и щёки и др.). В их(то есть органов) представлении это идеальный тип заключённого. Им и невдомёк было, что моя теория, скорее предостережение, гипотетическая антиутопия, о том, во что может обратиться человек, когда наша лживая демократия, задавив Россию, достигнет пределов своего могущества и не будет нуждаться в масках цветущего гуманизма. Откуда я мог двадцать пять лет назад знать, что всё станет происходить так быстро. Я хотел, подобно Делезу и ли Мишелю Фуко (прим. 2), вытащить человека из «глобальной зоны», устроить ему грандиозный побег из мирового Алькатраса, побег, пусть в никуда, в уже такую же, глобальную безнадёгу (повсюдный тюремный лабиринт с переходами иллюзорной свободы между камерами). Но ведь это всё же свобода, хоть и ущербная, ускользающе-недолговечная, всего лишь предощущение, слабый её отпечаток (фантазия о потерянном и до сих пор ,по-настоящему НЕ желаемом Рае), всё же она лучше чем безвольная тупо-благодатное не-до-бытиё в камерах. (Вспомни какое «счастье» предрёк народу Великий инквизитор в обмен на его свободу). Так вот теперь, когда это жуткое пророчество сбылось полностью, когда этим кичливым и пёстым «счастьем» полны под завязку все камеры, у меня, ни с того, ни с сего (и это крайне предосудительно) возникла смутная ностальгия по тем временам, когда человеку ещё было что менять, и беречь пуще собственного сердца, когда они ещё не уподобились мышам в знаменитом эксперименте Келхуна (прим. 3). Одни за это собираются меня казнить, а другие использовать печальные выкладки моей меланхолической философии в своих интересах, вывернув всё наизнанку и повязав меня невольным соучастием в своих преступлениях. Вот ведь как всё символически-значимо оборачивается при более пристальном взгляде: вагоны того фантастически-реального поезда это всё те же камеры (КАМЕРЫ ТОТАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ), Я ЕГО, ВОЗМОЖНО, И ПУСТИЛ ПОД ОТКОС, НО ВЫХОДИТ, ЧТО Я ЖЕ ЕГО И ВЫДУМАЛ (вместе со всем Человечеством, частью которого я являюсь,- быть может, наиболее самокритичной и проницательной частью), и именно за это , а не за сам поезд судит меня этот мир, а вернее, я сам веду себя на казнь, руками этого погибающего мной мира, опять должного ослепнуть, чтобы ещё какое-то время существовать в блаженном забытьи. Поэтому, казни мне не избежать и в этом демонстриционно-символическом смысле. Ведь я – часть человечества, в одном лице и жертвы, и виновного, и судьи и палача, и устроителя всего этого грандиозного Шоу, именуемого Цивилизацией. То, что произойдёт со мной, и то, что, параллельно этому, творится с человеческим миром за стенами этой студии,(и что завершится немногим позже) имеет смысл какой-то чудовищной инициации, метафизического самоубийства несостоявшегося венца творения. В моём случае – совершенно осознанного, а в случае всего человечества – всего лишь неотвратимого.
Хордон (поёживаясь) : Что-то так явно потянуло сквозняком из палаты № 6. Учителя и хулители человечества никогда не переведутся на Руси. Не обижайтесь.
Ф.: Не извиняйтесь, вы даже не представляете, насколько вы правы, особенно, если стены этиой палаты расширить до всей человеческой цивилизации и задуматься над простым вопросом: а где разница между эксцессами креативного мышления и эксцессами потребительской системы, то есть, между приемлемым (и даже, необходимым) уровнем сумасшевствия и немприемлемым (а теперь уже и разрушительным) уровнем нормальности?
Хордон: В таком случае, мы балансируем где-то на грани.
Ф
.: Эти грани уже давно размыты до основы основ, а там все одинаковы: нормальные и сумасшедшие. Все мы одинаково мучительно подохнем, как крысы на тонущих плотах Истории (прим. 4).
(длительная пауза).
Ф.: Кстати, в моей философии можно отыскать и описание идеального тюремщика, критический анализ формирования его деревационной психики (прим.5), который также можно перевернуть и представить как руководство по обучению.
Хордон:. Ладно, оставим эту скользкую тему, давайте-ка продолжим разговор о вашем Другом., то есть Третьем. Вот вы как-то сказали, что он, являясь тенью бытия, ставит некое вопросы, строит позиции, соотносит одно с другим, но всё это как-то абстрактно, труднопредставимо для обычного телезрителя. А как реально можно ощутить его присутствие в обыденном мире, в мире нашей усреднённой, так сказать, повседневности?
Ф.: Тут он применяет самый совершенный способ маскировки (стеллс-магия): является тенью явлений, обращённой не только в пространстве, но и во времени; сущностью, спонтанно перетекающей из одного качества в другое. Эдаким двуликим Янусом (обращённым и в прошлое и в будующее). Этот Янус отбрасывает сразу три тени.
Хордон: Надо же! И здесь ваша троица вылезла. А в чем тут-то смысл?
Ф.: Ну вот представьте себе такую, несколько искажённую модель. Белая магия – это смысл явлений, их семантическая внутренняя конструкция. Чёрная магия – внешняя оболочка; изменчивость формы; многообразие репрезентаций предметного мира. Здесь нет никакой значимой структуры,- просто набор эмпирических переменных, безразлично к вопросу: для чего и как. Просто безсистемная безусловность наличности ещё ничем не наполненных и никак не связанных полых форм (конфигураций пустоты). Кроме этих двух начал – структурирующего смысла и бесструктурного нагромождения материала, существует некая теневая сторона Мороздания, тень любого контекста, таинственный живой фон рассеивания, тот, ещё первичный допиктографический гул языка, заглушаемый накладками вторичных его трансмутаций…
Хордон: Значит это не просто тень, а тень (матрица) языка? Существующая задолго до всех языков.
Ф.: Задолго до всех языков, вещей и смыслов (всё это разовьётся впоследствии из первичного семени в виде акта Тво(а)рения). Помните, в Библии: всё началось с перво-слова. Так вот, этот протоязык, а вернее его тень-матрица и есть основа основ, материнская тьма-прородительница мира. Вознесенский как-то демонстрировал этот принцип в форме звуковой аллюзии.
Хордон: Вы имеете в виду, когда он перед камерами с пафосом декламировал повтор слова ть-ма, а слышалось слово ма-ть?. Помню, на меня это произвело какое-то необъяснимо-угнетающее впечатление.
Ф.: Немудрено, учитывая, какие глубинные пласты были затронуты в нашей психике этим незамысловатым трюком со словом-перевёртышем. Смысл, перетекающий с хвоста в голову и наоборот. Первозданная двусмысленность основы основ, когда ещё добро и зло, жизнь и смерть, «свет» и «тьма» были нераздельно слиты , свёрнуты друг в друге как инь и янь, как нити ДНК в оплодотворённой яйцеклетке Мира. По-сути дела вся более менее стоящая философия – это безуспешная, но упрямая попытка поиска следов этого третьего начала, лежащего в основе всего. Знаете, произведения Б. (прим.6) иногда почти улавливают эту тень «за пятку её шопота». Бывает это, правда, крайне редко, явно случайным образом. Но в последнее время, он научился находить эту «пятку» чуть ли не по запаху, но у него, в связи с этим, что-то вдруг катастрофически разладилось с литературой.
Хордон: Не об этом ли «подслушивании реликтового шёпота» он обмолвился как-то, в том смысле, что только ради этих редких мгновений и стоит терпеть всю тошноту этой грёбаной жизни.
Ф.: Лично от него я слышал и похлеще…
Хордон: Прервёмся на паузу, после которой продолжим…
(РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА)
Примечания:
1.От слова ангедония – один из симптомов хронического депрессивного состояния, обозначает утрату способности переживать радость.
2.Известные западные социологи второй половины 20-го века.
3.Экспиримент, продолжающийся в течении 5 лет и законченный в 1972 году в Национальном институте психического здоровья () США этологом Джоном Кэлхуном. Краткая его суть (отрывок из книги Юрия Мухина «Мы бессмертны») : «Итак, с наружной стороны стенок бака для мышей было 256 коморок для гнёзд и жизни мышей…В обычных лабораториях и фермах по разведению, этим мышам надо было побороться за место у кормушки или поилки а в баке у Кэлхуна, количество точек питания и питья было достаточным для использования при необходимости гораздо большему количеству мышей. Ни малейшей необходимости борьбы ни за что у мышей Кэлхуна на было! НИ за еду для своего потомства, ни за «место под солнцем» для него. Просто земной Рай. И мыши в раю вымерли, когда их популяция достигла 2200 особей (50 поколений). Объяснение: как атрофируются мускулы от их неиспользования, так у подопытных самцов начала атрофирповаться программа творчества в области вечной жизни рода, а с нею атрофироваться и инстинкт продолжения рода. И из поколения в поколение этот дефект души мышей, всё усугубляясь и усугубляясь, передавался потомству, в том числе и дочерям и вскоре инстинкта продолжения рода не осталось. Некоторым мышам «это дело» вообще было неинтересным, некоторые удовлетворяли оставшуюся потребность в оргазме за счёт гомосексуальных связей. А если говорить уже ставшими штампами нынешнего человеческого общества, мыши решили «жить для себя», им захотелось «простого человеческого счастья»». Вот вам и неутешительная аналогия с последней стадией Общества Потребления. Пора подумать об отпущении грехов.
4.Аллюзия на символические плоты Культур немецкого философа Ойгена Розенштока-Хюсси (1888 – 1973), на которых человечество плывёт по океану Всемирной Истории.
5.Деревационный – вырожденный, извращённый.
6.Имеется в виду автор этого текста (что-то вроде авторской репрезентации).
[Скрыть]Регистрационный номер 0367413 выдан для произведения:
Эпизод 7.
Хордон: Если вы такой ценный для наших силовиков субъект, - вот тренинги проводите, учебник по вашим книгам выйдет,- почему же они за вас не борются. А просто выкинули на произвол американцев? Почему они не дали вам даже адваката?
Ф.: Разграничим ответ на этот вопрос по двум плоскостям. Во-первых, им нужен не я, а мои теории по форматированию психики, идеально подходящей к условиям содержания в тотальной Зоне (ЗОНА МИРА) . Им нужен некий «зональный субъект», принимающий своё состояние ВЕЧНОГО УЗНИКА, как естественно-природное (тип бытия, как такового), то есть лишенный в этом качестве, какой-либо критичности и, даже, испытывающий от этого какие-то позитивные (навязанные агрессивной рекламой) чувства, взамен настоящего человеческого счастья, ощутить которое уже фатально неспособен. То, что всегда казалось патологией, теперь должно стать нормой. В психиатрии таких людей называют ангедониками (см прим 1). Я просто описал, абстрагируя до предела, спонтанную внутреннюю автотрансформацию человека толпы, с последующей (всего лишь экпериментально-модельной) экстраполяцией выводов на современное общество. Иными словами, местами подновил, а местами доработал до конца наивные теории Бодрийяра, Ле Бона, Ортеги-и-Гассета (см. прим. 2) и прочих специалистов по «анонимным массам». У меня эти массы достигли пределов своей сущности, полностью депрессированные и обезличенные в буквальном смысле (тип лица дебилоида – пустые глаза, застывшая полуулыбка; тягучая, лишённая эмоций, речь смутного содержания; безвольно провисшие губы и щёки и др.). В их представлении это идеальный тип заключённого. Им и невдомёк было, что моя теория, скорее предостережение, гипотетическая антиутопия, о том, во что может обратиться человек, когда наша лживая демократия, задавив Россию, достигнет пределов своего могущества и не будет нуждаться в масках цветущего гуманизма. Откуда я мог двадцать пять лет назад знать, что всё станет происходить так быстро. Я хотел, подобно Делезу и ли Мишелю Фуко (прим. 2), вытащить человека из «глобальной зоны», устроить ему грандиозный побег из мирового Алькатраса, побег, пусть в никуда, в уже такую же, глобальную безнадёгу (повсюдный тюремный лабиринт с переходами иллюзорной свободы между камерами). Но ведь эта свобода, хоть и ущербная, ускользающе-недолговечная, всего лишь предощущение, слабый её отпечаток (фантазия о потерянном и до сих пор желаемом Рае), всё же она лучше чем безвольная тупо-благодатное не-до-бытиё в камерах. (Вспомни какое «счастье» предрёк народу Великий инквизитор в обмен на его свободу). Так вот теперь, когда это жуткое пророчество сбылось полностью, когда этим кичливым и пёстым «счастьем» полны под завязку все камеры, у меня, ни с того, ни с сего (и это крайне предосудительно) возникла смутная ностальгия по тем временам, когда человеку ещё было что менять, и беречь пуще собственного сердца, когда они ещё не уподобились мышам в знаменитом эксперименте Келхуна (прим. 3). Одни за это собираются меня казнить, а другие использовать печальные выкладки моей меланхолической философии в своих интересах, вывернув всё наизнанку и повязав меня невольным соучастием в своих преступлениях. Вот ведь как всё символически-значимо оборачивается при более пристальном взгляде: вагоны того фантастически-реального поезда это всё те же камеры (КАМЕРЫ ТОТАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ), Я ЕГО, ВОЗМОЖНО, И ПУСТИЛ ПОД ОТКОС, НО ВЫХОДИТ, ЧТО Я ЖЕ ЕГО И ВЫДУМАЛ (вместе со всем Человечеством, частью которого я являюсь,- быть может, наиболее самокритичной и проницательной частью), и именно за это , а не за сам поезд судит меня этот мир, а вернее, я сам веду себя на казнь, руками этого погибающего мной мира, опять должного ослепнуть, чтобы ещё какое-то время существовать в блаженном забытьи. Поэтому, казни мне не избежать и в этом демонстриционно-символическом смысле. Ведь я – часть человечества, в одном лице и жертвы, и виновного, и судьи и палача, и устроителя всего этого грандиозного Шоу, именуемого Цивилизацией. То, что произойдёт со мной, и то, что, параллельно этому, творится с человеческим миром за стенами этой студии,(и что завершится немногим позже) имеет смысл какой-то чудовищной инициации, метафизического самоубийства несостоявшегося венца творения. В моём случае – совершенно осознанного, а в случае всего человечества – всего лишь неотвратимого.
Хордон (поёживаясь) : Что-то так явно потянуло сквозняком из палаты № 6. Учителя и хулители человечества никогда не переведутся на Руси. Не обижайтесь.
Ф.: Не извиняйтесь, вы даже не представляете, насколько вы правы, особенно, если стены этиой палаты расширить до всей человеческой цивилизации и задуматься над простым вопросом: а где разница между эксцессами креативного мышления и эксцессами потребительской системы, то есть, между приемлемым (и даже, необходимым) уровнем сумасшевствия и немприемлемым (а теперь уже и разрушительным) уровнем нормальности?
Хордон: В таком случае, мы балансируем где-то на грани.
Ф
.: Эти грани уже давно размыты до основы основ, а там все одинаковы: нормальные и сумасшедшие. Все мы одинаково мучительно подохнем, как крысы на тонущих плотах Истории (прим. 4).
(длительная пауза).
Ф.: Кстати, в моей философии можно отыскать и описание идеального тюремщика, критический анализ формирования его деревационной психики (прим.5), который также можно перевернуть и представить как руководство по обучению.
Хордон:. Ладно, оставим эту скользкую тему, давайте-ка продолжим разговор о вашем Другом., то есть Третьем. Вот вы как-то сказали, что он, являясь тенью бытия, ставит некое вопросы, строит позиции, соотносит одно с другим, но всё это как-то абстрактно, труднопредставимо для обычного телезрителя. А как реально можно ощутить его присутствие в этом мире?
Ф.: О, этот Третий поистине феноменально неуловим. Одно слово СТЕЛС-МАГИЯ. Он применяет самый совершенный способ маскировки: является тенью явлений, обращённой не только в пространстве, но и во времени; сущностью, спонтанно перетекающей из одного качества в другое. Эдаким двуликим Янусом (обращённым и в прошлое и в будующее). Этот Янус отбрасывает сразу три тени.
Хордон: Надо же! И здесь ваша троица вылезла. А в чем тут-то смысл?
Ф.: Ну вот представьте себе такую, несколько искажённую модель. Белая магия – это смысл явлений, их семантическая внутренняя конструкция. Чёрная магия – внешняя оболочка; изменчивость формы; многообразие репрезентаций предметного мира. Здесь нет никакой значимой структуры,- просто набор эмпирических переменных, безразлично в вопросу: для чего и как. Просто безсистемная безусловность наличности ещё ничем не наполненных и никак не связанных полых форм (конфигураций пустоты). Кроме этих двух начал – структурирующего смысла и бесструктурного нагромождения материала, существует некая теневая сторона Мороздания, тень любого контекста, таинственный живой фон рассеивания, тот, ещё первичный допиктографический гул языка, заглушаемы накладками вторичных его трансмутаций…
Хордон: Значит это не просто тень, а тень (матрица) языка? Существующая задолго до всех языков.
Ф.: Задолго до всех языков, вещей и смыслов (всё это разовьётся впоследствии из первичного семени в виде акта Тво(а)рения). Помните, в Библии: всё началось с перво-слова. Так вот, этот протоязык, а вернее его тень-матрица и есть основа основ, материнская тьма-прородительница мира. Вознесенский как-то демонстрировал этот принцип в форме звуковой аллюзии.
Хордон: Вы имеете в виду, когда он перед камерами с пафосом декламировал повтор слова тьма, а слышалось слово Тьма. Помню, на меня это произвело какое-то необъяснимо-угнетающее впечатление.
Ф.: Немудрено, учитывая, какие глубинные пласты были затронуты в нашей психике этим незамысловатым трюком со словом-перевёртышем. Смысл, перетекающий с хвоста в голову и наоборот. Первозданная двусмысленность основы основ, когда ещё добро и зло, жизнь и смерть, «свет» и «тьма» были нераздельно слиты , свёрнуты друг в друге как инь и янь, как нити ДНК в оплодотворённой яйцеклетке Мира. По-сути дела вся более менее стоящая философия – это безуспешная, но упрямая попытка поиска следов этого третьего начала, лежащего в основе всего. Знаете, произведения Б. (прим.6) иногда почти улавливают эту тень «за пятку её шопота». Бывает это, правда, крайне редко, явно случайным образом. Но в последнее время, он научился находить эту «пятку» чуть ли не по запаху, но у него, в связи с этим, что-то вдруг катастрофически разладилось с литературой.
Хордон: Не об этом ли «подслушивании реликтового шёпота» он обмолвился как-то, в том смысле, что только ради этих редких мгновений и стоит терпеть всю тошноту этой грёбаной жизни.
Ф.: Лично от него я слышал и похлеще…
Хордон: Прервёмся на паузу, после которой продолжим…
(РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА)
Примечания:
1.От слова ангедония – один из симптомов хронического депрессивного состояния, обозначает утрату способности переживать радость.
2.Известные западные социологи второй половины 20-го века.
3.Экспиримент, продолжающийся в течении 5 лет и законченный в 1972 году в Национальном институте психического здоровья () США этологом Джоном Кэлхуном. Краткая его суть (отрывок из книги Юрия Мухина «Мы бессмертны») : «Итак, с наружной стороны стенок бака для мышей было 256 коморок для гнёзд и жизни мышей…В обычных лабораториях и фермах по разведению, этим мышам надо было побороться за место у кормушки или поилки а в баке у Кэлхуна, количество точек питания и питья было достаточным для использования при необходимости гораздо большему количеству мышей. Ни малейшей необходимости борьбы ни за что у мышей Кэлхуна на было! НИ за еду для своего потомства, ни за «место под солнцем» для него. Просто земной Рай. И мыши в раю вымерли, когда их популяция достигла 2200 особей (50 поколений). Объяснение: как атрофируются мускулы от их неиспользования, так у подопытных самцов начала атрофирповаться программа творчества в области вечной жизни рода, а с нею атрофироваться и инстинкт продолжения рода. И из поколения в поколение этот дефект души мышей, всё усугубляясь и усугубляясь, передавался потомству, в том числе и дочерям и вскоре инстинкта продолжения рода не осталось. Некоторым мышам «это дело» вообще было неинтересным, некоторые удовлетворяли оставшуюся потребность в оргазме за счёт гомосексуальных связей. А если говорить уже ставшими штампами нынешнего человеческого общества, мыши решили «жить для себя», им захотелось «простого человеческого счастья»». Вот вам и неутешительная аналогия с последней стадией Общества Потребления. Пора подумать об отпущении грехов.
4.Аллюзия на символические плоты Культур немецкого философа Ойгена Розенштока-Хюсси (1888 – 1973), на которых человечество плывёт по океану Всемирной Истории.
5.Деревационный – вырожденный, извращённый.
6.Имеется в виду автор этого текста (что-то вроде авторской репрезентации).