ГлавнаяПрозаЮморИроническая проза → Ёмкая разговорная Энциклопедия. Е

Ёмкая разговорная Энциклопедия. Е

22 июня 2012 - Дмитрий Криушов

 Е

 

ОБ ЕНДОВЕ

 

Тарелка… Кастрюля… Блюдце… Фужер… Фу, какие же противные и невкусные слова! Расшифровать, пояснить? Понял: не требуется, не стоит портить аппетит. И это правильно: «Отведал щец – и вновь, как огурец!», «Жена, половник не жалей – наполняй его скорей!», «Ввечеру поел борща - под бочок сойдет и теща!». Ой, простите, что-то я немного с прибаутками переборщил, или ничего?

 

Тогда, кхм, немного изменим тему. Знаете, я сейчас вдруг вспомнил, что в детстве получал ложкой по лбу. За что? Ну, если уж с вами такого не случалось, объясню: мы тогда имели обыкновение выезжать в выходные на природу, и кушали из одного котелка (одноразовой посуды еще не было), и каждый зачерпывал из общего котла по очереди (деревянной, расписной!), ложкой. Вот тогда я в первый раз и получил, несанкционированно выловив оттуда кусок мяса: оказывается, из него следует сперва выхлебать всю жижу с капустой да картошкой, а затем уже приниматься за самое главное, вот…

 

А моего деда с отцом (про отца я, грешный, вру: он в войну рос, тогда мяса отродясь не видали), наказывали их деды за излишнюю поспешность, ибо если и есть на свете справедливость, то она должна быть для всех зрима и очевидна: остались на дне ендовы десять кусков мяса на шестерых человек – дели, как старший скажет, и не смей за него ничего решать, наглыми ручками цапать неположенное, да лезть поперед батьки в пекло. Объединяющая, демократическая это посуда – ендова, да и слюнки, признаться, от одного только звучания этого слова текут. Почему? Да потому, что в принципе не могло там пять минут назад находиться то, что теперь наложено в вашу тарелку, налито в ваш фужер, и до поры до времени покоится на блюдечке.

 

Но хватит о грустном: мне, кроме ендов, нравятся еще и наполненные до краев чаши («Ча даст нам все», помните такое?), ароматная снедь на больших расписных серебряных подносах на расстоянии вытянутой руки, и неспешная беседа: какая же ендова без степенного разговора? Сочтут еще, что ты – голодный, а, следовательно, бедный, хозяевам не ровня, и больше никогда на ендову с пирогами не пригласят. Это уже в советские времена так повелось, что «пока я ем, я глух и нем», а в размеренной, как звон церковного колокола,  дореволюционной жизни, торопиться было просто грех, и не уважить хозяев непринужденной бессодержательной беседой было даже не бесцеремонностью, а сущим лихоимством. Хорошие, добрые были времена, одно жаль, что прошли.

 

Хотя: настолько ли безвозвратно? И пускай у вас дома нет ендовы – выставьте на середину стола бабушкину супницу, пригласите в гости соседей, и купите на всех деревянные ложки, и творите себе праведный суд, ибо нет ничего лучше и чище, чем по справедливости получить по лбу ложкой. Кстати, я лично к этому готов, если вам моя побасенка не понравилась.

 

Да, а сладкое я до сих пор оставляю напоследок: а вдруг кому не хватит?

 

ОБ ЕРЕСИ

 

Каждый из нас наслышан об ереси, об еретиках, а некоторые даже – об ересиархах. Только вот объяснить внятно, что такое ересь, коротко и емко могут разве что мудрецы и дети: «он неправ, он меня обидел, и вообще – он злой», вот так-то, вот кто такой, оказывается, еретик. И все помыслы его – ересь, ибо и думает он не так, поступает недолжным образом, да никакого почтения нашим святыням не оказывает. Что из этого следует?

 

 Во-первых, то, что ересь – понятие не только ментальное, но и, кроме того, сакральное, так как всяких там борцов за права человека и прочих страстотерпцев за свободы испокон веков именовали лишь вольнодумцами, бунтовщиками («Бунтовщик похуже Пугачева», помните?), но никак не еретиками. Для того, чтобы стать еретиком, недостаточно просто иметь свою точку зрения (это вполне допускается, если она вписывается в рамки канона), но и, презрев эти самые рамки, начать опираться на собственные, отличных от общепринятых, законы (то бишь – каноны), и теперь страдальцу только один путь – взять флаг в руки, повесить барабан на шею и, если раньше времени на костре не сожгут, то за новым флагом гурьбой устремятся невесть откуда взявшиеся обыватели, и вот, считай, он уже – ересиарх.

 

И не столь суть важно, что выдуманный новый канон отличается от прежнего не больше, чем «Виндовс» от «Макинтоша», суть одна: коли уж кто привык пользоваться одной ересью, тот вряд ли перейдет в другую конфессию. Если там, конечно, золотых гор и райского блаженства на халяву не посулят. Нет, сулят, разумеется, везде, грозят карами небесными и сбоями программы, суть не меняется: все существующие религии есть одна, основанная на двоичной системе (жизнь-смерть, верх-низ, добро-зло, плюс-минус и т.д.), базовая установка.

 

Что? Некроманты с сатанистами? Да та же самая яичница, только вид сбоку. Ах, буддисты у вас, просвещенных, в общую схему не вписываются? Дескать, смерти они не боятся, так? Хорошо. Тогда отчего же настоящие христиане (конфессия неважна), так исступленно молят: «Гряди!»? Почему (плохой пример, но все же), некоторые мусульмане так почитают шахидов? А как насчет камикадзе и Джордано Бруно (прошу прощения, опять не совсем корректный пример), с Галилеем? Протопоп Аввакум и премудрый Сократ? Да несть им числа, тех, кто не хуже Будды знал, что жизнь и смерть одно и то же. Так что шли во все времена ересиархи к своему последнему порогу смиренно и торжественно, и нисколечки даже «этого» не опасались.

 

А что же сейчас? Апокалипсис нас страшит, от второго пришествия мы отмахиваемся, как черт от ладана, да и само слово «ересь» практически исчезло из обихода, и применяется лишь в уничижительном плане: «Ну что за ересь ты несешь?». Потускнели люди, посерели и… скучные, безликие, словно бы бесполые, стали. Да вы только представьте себе гей-парад даже не сто, - пятьдесят лет назад! Поубивали бы их всех, и все дела. А чтобы женщины становились священниками?! И не надо мне тут про эмансипацию! Хочешь работать наравне с мужчинами – работай, но зачем же ты, Евина дочь, в алтарь-то прешься?! Как ты будешь прихожанам Писание читать, когда там черным по белому сказано: нечего тебе там делать!

 

Ладно. Пусть это остается на их и на вашей совести, и можете венчать голубых, целоваться с ними, а мне это не по нутру. Да и мать Тереза, на мой взгляд, их осудила бы, и Пресвятая Богородица, полагаю, отвернулась бы, чтобы не видеть такого мира. А если все, что я сейчас говорю – это святотатство и ересь, то ведь они простят меня за это?

© Copyright: Дмитрий Криушов, 2012

Регистрационный номер №0057646

от 22 июня 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0057646 выдан для произведения:

 Е

 

ОБ ЕНДОВЕ

 

Тарелка… Кастрюля… Блюдце… Фужер… Фу, какие же противные и невкусные слова! Расшифровать, пояснить? Понял: не требуется, не стоит портить аппетит. И это правильно: «Отведал щец – и вновь, как огурец!», «Жена, половник не жалей – наполняй его скорей!», «Ввечеру поел борща - под бочок сойдет и теща!». Ой, простите, что-то я немного с прибаутками переборщил, или ничего?

 

Тогда, кхм, немного изменим тему. Знаете, я сейчас вдруг вспомнил, что в детстве получал ложкой по лбу. За что? Ну, если уж с вами такого не случалось, объясню: мы тогда имели обыкновение выезжать в выходные на природу, и кушали из одного котелка (одноразовой посуды еще не было), и каждый зачерпывал из общего котла по очереди (деревянной, расписной!), ложкой. Вот тогда я в первый раз и получил, несанкционированно выловив оттуда кусок мяса: оказывается, из него следует сперва выхлебать всю жижу с капустой да картошкой, а затем уже приниматься за самое главное, вот…

 

А моего деда с отцом (про отца я, грешный, вру: он в войну рос, тогда мяса отродясь не видали), наказывали их деды за излишнюю поспешность, ибо если и есть на свете справедливость, то она должна быть для всех зрима и очевидна: остались на дне ендовы десять кусков мяса на шестерых человек – дели, как старший скажет, и не смей за него ничего решать, наглыми ручками цапать неположенное, да лезть поперед батьки в пекло. Объединяющая, демократическая это посуда – ендова, да и слюнки, признаться, от одного только звучания этого слова текут. Почему? Да потому, что в принципе не могло там пять минут назад находиться то, что теперь наложено в вашу тарелку, налито в ваш фужер, и до поры до времени покоится на блюдечке.

 

Но хватит о грустном: мне, кроме ендов, нравятся еще и наполненные до краев чаши («Ча даст нам все», помните такое?), ароматная снедь на больших расписных серебряных подносах на расстоянии вытянутой руки, и неспешная беседа: какая же ендова без степенного разговора? Сочтут еще, что ты – голодный, а, следовательно, бедный, хозяевам не ровня, и больше никогда на ендову с пирогами не пригласят. Это уже в советские времена так повелось, что «пока я ем, я глух и нем», а в размеренной, как звон церковного колокола,  дореволюционной жизни, торопиться было просто грех, и не уважить хозяев непринужденной бессодержательной беседой было даже не бесцеремонностью, а сущим лихоимством. Хорошие, добрые были времена, одно жаль, что прошли.

 

Хотя: настолько ли безвозвратно? И пускай у вас дома нет ендовы – выставьте на середину стола бабушкину супницу, пригласите в гости соседей, и купите на всех деревянные ложки, и творите себе праведный суд, ибо нет ничего лучше и чище, чем по справедливости получить по лбу ложкой. Кстати, я лично к этому готов, если вам моя побасенка не понравилась.

 

Да, а сладкое я до сих пор оставляю напоследок: а вдруг кому не хватит?

 

ОБ ЕРЕСИ

 

Каждый из нас наслышан об ереси, об еретиках, а некоторые даже – об ересиархах. Только вот объяснить внятно, что такое ересь, коротко и емко могут разве что мудрецы и дети: «он неправ, он меня обидел, и вообще – он злой», вот так-то, вот кто такой, оказывается, еретик. И все помыслы его – ересь, ибо и думает он не так, поступает недолжным образом, да никакого почтения нашим святыням не оказывает. Что из этого следует?

 

 Во-первых, то, что ересь – понятие не только ментальное, но и, кроме того, сакральное, так как всяких там борцов за права человека и прочих страстотерпцев за свободы испокон веков именовали лишь вольнодумцами, бунтовщиками («Бунтовщик похуже Пугачева», помните?), но никак не еретиками. Для того, чтобы стать еретиком, недостаточно просто иметь свою точку зрения (это вполне допускается, если она вписывается в рамки канона), но и, презрев эти самые рамки, начать опираться на собственные, отличных от общепринятых, законы (то бишь – каноны), и теперь страдальцу только один путь – взять флаг в руки, повесить барабан на шею и, если раньше времени на костре не сожгут, то за новым флагом гурьбой устремятся невесть откуда взявшиеся обыватели, и вот, считай, он уже – ересиарх.

 

И не столь суть важно, что выдуманный новый канон отличается от прежнего не больше, чем «Виндовс» от «Макинтоша», суть одна: коли уж кто привык пользоваться одной ересью, тот вряд ли перейдет в другую конфессию. Если там, конечно, золотых гор и райского блаженства на халяву не посулят. Нет, сулят, разумеется, везде, грозят карами небесными и сбоями программы, суть не меняется: все существующие религии есть одна, основанная на двоичной системе (жизнь-смерть, верх-низ, добро-зло, плюс-минус и т.д.), базовая установка.

 

Что? Некроманты с сатанистами? Да та же самая яичница, только вид сбоку. Ах, буддисты у вас, просвещенных, в общую схему не вписываются? Дескать, смерти они не боятся, так? Хорошо. Тогда отчего же настоящие христиане (конфессия неважна), так исступленно молят: «Гряди!»? Почему (плохой пример, но все же), некоторые мусульмане так почитают шахидов? А как насчет камикадзе и Джордано Бруно (прошу прощения, опять не совсем корректный пример), с Галилеем? Протопоп Аввакум и премудрый Сократ? Да несть им числа, тех, кто не хуже Будды знал, что жизнь и смерть одно и то же. Так что шли во все времена ересиархи к своему последнему порогу смиренно и торжественно, и нисколечки даже «этого» не опасались.

 

А что же сейчас? Апокалипсис нас страшит, от второго пришествия мы отмахиваемся, как черт от ладана, да и само слово «ересь» практически исчезло из обихода, и применяется лишь в уничижительном плане: «Ну что за ересь ты несешь?». Потускнели люди, посерели и… скучные, безликие, словно бы бесполые, стали. Да вы только представьте себе гей-парад даже не сто, - пятьдесят лет назад! Поубивали бы их всех, и все дела. А чтобы женщины становились священниками?! И не надо мне тут про эмансипацию! Хочешь работать наравне с мужчинами – работай, но зачем же ты, Евина дочь, в алтарь-то прешься?! Как ты будешь прихожанам Писание читать, когда там черным по белому сказано: нечего тебе там делать!

 

Ладно. Пусть это остается на их и на вашей совести, и можете венчать голубых, целоваться с ними, а мне это не по нутру. Да и мать Тереза, на мой взгляд, их осудила бы, и Пресвятая Богородица, полагаю, отвернулась бы, чтобы не видеть такого мира. А если все, что я сейчас говорю – это святотатство и ересь, то ведь они простят меня за это?

 
Рейтинг: +2 470 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!