ГлавнаяПрозаЖанровые произведенияФэнтези → Инь Ян. Оттенки прошлого. Глава 40

Инь Ян. Оттенки прошлого. Глава 40

25 июля 2015 - Анна Магасумова
article299974.jpg
 Глава 40

На пути в рай

 

"Кто-то находит свой рай, а кто-то создаёт его сам"

(И. Мелькин)

 

Входите с Надеждою...

 

  Раннее утро. Данте в густом,  тенистом лесу. Сквозь густые ветви древних деревьев еле-еле пробиваются лучи солнца. Поэт один, он  чувствует неосознанную печаль.  Тревожные мысли терзают душу.

- Как  я попал сюда? Не понимаю!

Будто во сне тоскливом

Дни идут уныло,

Радости ждать неоткуда,

Радость тоже чудо.

 "Радость и мир надо заработать, надо других обрадовать, тогда и сам радость получишь. "Тако да просветится свет ваш пред человеки..."

(Б.В.Щергин)

  Данте идёт медленно, как  во сне, не понимая, куда ведут  ноги. 

Мягкий и светлый полумрак леса навевает воспоминания. Грустные и тяжёлые. Разлука с домом, с родными. Мысли наслаиваются одна на другую.

- Я весь мгла, весь муть и туман по отношению к близким моим...своё бросаю, чужое хватаю...глубоко в тине барахтаюсь, а требую от других уважения...как белка в колесе.(2)

  Не всегда можно вспомнить события, поразившие натуру поэта, впечатлительную, творческую. Вполне очевидно, что только  радость оставляет на душе приятные воспоминания. А беды,  печали и обиды причиняют невыносимую боль, которая тоже не забывается, ноет и пульсирует, приводя в мрачное и унылое состояние духа.

  Только природа способна утолить печали, как сладостный бальзам запахи и звуки обволакивают и лечат душу.

"А  душа есть вещь непреходящая и нестареющая"

(Б.В.Щергин)

  Пройдя 9 кругов Ада и Чистилище,  душа Данте закалилась, старые раны зарубцевались и уже не кровоточат, как раньше. Грехи прощены, душа успокоилась и на многие вопросы нашла ответы. Дух всколыхнулся и вышел из  сумрачного состояния.

    Грусть заглянула, поскреблась кошкой, слегка задела острым коготком и свернулась клубком, чтобы  в нужный момент раскрыться снова.

 Окружающая картина природы вернула приятные воспоминания.

- Что-то  знакомое и памятное...но что? Ах, да! Напоминает Элизий, языческий рай, где после смерти пребывают высокие души.

Души высокие,

Ангелом чтимые,

Были когда-то

Вы тоже любимые.

Время проходит,

Течёт, как песок,

Но изменить

Ничего ты не смог.(1)

  Зелёная кружевная трава под ногами приятно холодила щиколотки. В лесной тиши раздавался  цокот цикад,  птичьи трели.  Где-то далеко, несмотря на дневные часы, ухал филин.

  Всё это время Хайме молча наблюдал за Данте. Сидя перед огромным экраном в гордом одиночестве, сочувствовал  поэту, переживая вместе с ним необычайные странствия.

- Чудесное место!

  Над Данте кружили стрекозы, жужжали шмели, порхали  бабочки, перелетая с одного цветка на другой. Всё  вокруг цвело, росло, жило, дышало. Данте даже не усомнился, что находится в раю.

  - Вновь и вновь видение рая для меня, - размышлял Данте.  - Сад был рай. Вот эти деревья, напоминающие о утерянном рае. Шепчутся они с небом и живут своей таинственной жизнью. Положена и человеку жизнь с природой, с весною и осенью, с ветрами и дождём.(2)

  Так в размышлениях шёл Данте по девственному лесу. Неожиданно остановился и погладил ствол ближайшего дерева.

- Это дерево чудесным образом вызвано к жизни из маленького семечка, вскормленного животворными соками Матери Земли. В тишине рассвета, в тихости утра внятна и радостна мне  разгадка таинственной жизни природы.

   Деревья в тихом и благостном молчании склонились перед Данте.. Ещё лучезарней  засверкала заря сквозь очертания стволов, сквозь узор ветвей, окрасив всё вокруг волшебными красками.

  - Такое блаженство духа,  что "столп моего тела"  рассыпается, - восторгался Данте.-  И рвётся сердце.

  Хайме слышит голос поэта, чувствуя то же самое. Восторг, радость, печаль, одиночество. Но он понимает, что не один.

-  Неустрашимый дух крепчает, а Бог "обретает бо душу невооружённу".

- Хронос! Одиночество - это когда человек один даже в мыслях. Почему не оставишь меня в покое!

Хайме вспылил и выпрыгнул с кресла.

- Как чёрт из табакерки!  - высказал вслух Хронос. -  Ты никогда не будешь один! А покой нам только снится! Жизнь  - вечный бой.

Хайме покачал головой в знак несогласия.

- Скорее череда страданий, с небольшими проблесками, - Полоска чёрная, полоска белая. И так до самой смерти. Смерть забирает тело,  а душа следует на суд Божий.

- Ну, до смерти тебе ещё далеко шагать.Да и жизнь твоя перестала с недавнего времени  быть полосатой.

- Как это? - удивился Хайме.

- Ты не заметил? После проекта "Библиогрань" и сближении с Хелен твоя жизнь обрела нужный смысл и направление.

- Хронос! Ты ведёшь слишком мудрёные речи, но я понимаю...

Во время мысленного разговора Хайме и Хроноса картинка на экране застыла. Данте стоял у дерева, прислонившись к нему спиной. Голову приподнял вверх, а на лице - счастливая улыбка.

- Как ты хорошо говоришь: ведёшь мудрёные речи...

Хронос помолчал.

- У высокой личности жизнь протекает спокойно. Души этот заслужили, они видят высшую цель и стремятся к ней.

- Высокие души, высшие цели...

Хайме не стал садиться на место, стал ходить  туда -сюда. Помещение, где он находился было довольно большим. Кроме экрана, нескольких кресел и столиков перед ними, -  ничего не было. Ни окон, ни дверей. Звуконепроницаемое, замкнутое пространство.

   Удивительно -  белые стены тоже были экраном, но необычным. Они создавали реальные картины прошлого, настоящего и даже будущего. Так что Хайме скучно и тоскливо не было.

 - Но в чём смысл постоянных страданий? Если человек не  может их терпеть?

-  Хайме, ты же опытный координатор и должен понимать, что страдания посылаются не зря.

- Как это? - переспрашивает молодой человек, не обращая внимание на то, что Хронос назвал его профессиональную должность по старинке: координатор вместо комматОр - старший коммограф.(3) - Ведь каждый третий может, обращаясь к Богу, сказать:

"Так неужели мой ушел - страдание?"

  Хронос  молчал. Хайме перестал ходить из угла в угол и вернулся на место. Взял кувшин, налил в  стакан воды, сделал несколько глотков. Вода с лёгким ароматом ванили и лайма, несмотря на то, что в комнате было тепло, приятно холодила горло. Молчание затянулось. Хайме заговорил первым.

- Что, сказать нечего?

- Я думаю, как тебе  объяснить, - тут же ответил Хронос. - Понимаешь, страдания даются людям не случайно...

- Да...Ты уж появись! - попросил Хайме. - Собеседника лучше видеть.

  Раздался смешок, но Хронос материализовался.

 В бороде запутались улыбки,

 На лице разгладились морщины,

 Брови заиграли, словно рыбки,

 Не пираньи, просто шиншурины.(4)

 Дорогие рыбки, золотые,

 Столько разных наименований!

...Ты смеёшься, Хронос? Но отныне

  От меня не жди теперь признаний!

- Тебе весело, Хронос? Страдания тебе не ведомы? Наблюдаешь за всеми и смеёшься?

- Слишком много пустых вопросов! Ты сам хотел, чтобы я появился.

 На этот раз Хронос сидел в полосатом чёрно-белом кресле без ножек. Ранее в комнате такого не было. Кресло напоминало облако в форме огромной подушки.

  Хронос махнул рукой и изображение на экране слегка зарябило, но не ожило.

- Итак, в страданиях совершенствуется душа и вырабатываются такие качества, как сочувствие, сострадание, доброта, бескорыстие. Человек, у которого жизненный путь лёгкий и безмятежный, никогда не поймёт и не поможет голодному  и страждующему.

- Верно! - согласился Хайме. - Говорят же в народе: "Гусь свинье не товарищ". Или "Богатый бедному не товарищ". Так?

- Товарищ? - удивлённо переспросил Хронос.-  Так мало кто говорит. Скорее: Бедность не порок. Богатство дело наживное.

Хайме ничего не сказал. В Эленеуме не было богатых и бедных. После свержения правительства Фаренгейта, по приказу которого в огне уничтожали книги, расслоение в обществе прекратилось и все жители получили равные права.

 Хронос,  видя,  что Хайме задумался, понял, что разговор окончен, взмахнул рукой, начертил в воздухе букву "о" указательным пальцем. Картинка на экране  ожила.

   Данте ещё пару секунд постоял у дерева, улыбнулся, погладил ладонью белый шершавый ствол и отправился дальше. Лесная тропа,заросшая травой, петляла среди глухих зарослей.

  Данте стал пробирался через них. Проход был на удивление лёгким. Ветви не цеплялись и не царапались, а скользили по телу, словно пытаясь погладить.

 Вскоре под ногами захлюпало, стало сыро.

- Значит, где-то вода, - решил поэт. Хотя ноги не промокли, на удивление!

    Действительно, путь  преградил  ручей, не глубокий и не широкий.  Шириной всего в  три шага. Вода в ручье  текла степенно, чуть слышно: ш-ш-ш.... и была невероятно прозрачная, но  одновременно тёмная.

- Вода, как чёрное магическое зеркало, отражает не меня, а дно ручья. Будто в прошлое ведёт.

Канет в Лету прошлое моё,

Чтобы возродиться в настоящем.

Нет, не правда, что оно прошло,

Знаю,  с ним навеки не расстаться!

  Данте не знает, что этот ручей - река Лета, но интуитивно догадывается. Вдруг он слышит мелодичное пение. Подняв глаза, он видит поодаль, на  другом берегу одинокую женскую фигуру.

 Не поднимая глаз, девушка собирает цветы, жёлтые и алые, при этом  поёт нежно и сладкозвучно.

- К цветку цветок,

 Сплету венок!

 Пусть будет

 Красив он

 И ярок!(5)

  Слов  песни Данте не может разобрать, слишком далеко. Только голос, нежный, звонкий, чарующий.  Женщина легко, словно танцуя,  идёт по цветущему лугу.

 В тихой прелести гармоний

Там звучит небесный мир,

 И бальзамы благовоний

 Шлет оттуда мне зефир.

 (Шиллер "Томление")

- Ах, она как античная нимфа! Нет! - думает Данте. - Напоминает мне  Венеру в тот момент, когда её ранит стрела Эрота. Или, что скорее всего, похожа на  Персефону перед тем, как она попадёт Ад. Ох, sola soletta/«одинокая», «одна-одинешенька».

   А как же иначе? Если женщина эта олицетворяет Весну. В окружении  зелени, цветов она идёт по Земле. Там, где она ступает, тает снег, бегут ручьи, поют птицы.(6)

-  Расступись вода!  Дай мне пройти! - требует Данте.

Но вода течёт беззвучно, не слыша слов поэта.

- Такое прекрасное место, настоящий Земной Рай! - восхищается Данте. - Но  почему воды ручья  не расступаются, как Красное море перед Моисеем? А так легко, как по твердой земле  перешли мы  с Вергилием и Гомером похожий ручей в Лимбе, отделяющий семивратную Башню мудрецов! (6)

- Эх!  - вздыхает Данте. - Я здесь один... Видно придётся надеяться только на себя.

 Есть ли место на этом свете,

Где смогу отдохнуть душою?..

Если в чащу заманит ветер,

Может быть отыщу такое!

(Светлана Павлова)

  Данте ступил босыми ногами в воду. Сделал шаг, - попал в яму. Хорошо не глубокая, вылез. Сделал второй шаг. Не глубоко, по пояс. Вода была тёплой, как парное молоко.

- Как приятно!

  Данте захотелось постоять. Он потопал ногами, развёл руки в обе стороны.

- Хорошо, вот так и стой! -  сам себе приказал Данте, но вовремя очнулся.-  Что это я? Не хочу стоять!

  Пока Данте собирался сделать третий шаг, голос женщины, собиравшей цветы, удалялся всё дальше и дальше. Поэт сделал третий  шаг, приподнимая ногу. Вода оказалась по икры, вот он и  выбрался на берег.  Пение совсем прекратилось.

- Исчезла певунья, как её и не было...А была ли красавица?

Данте был уверен, что женщина эта просто  наваждение, прекрасный образ природы в образе Персефоны.

Наступает весна -

Оживает она -

Природа.

Разукрасит она

И примерит она

Время года.

За весною спешат

Обнимая в стократ

Зной и лето,

Осень плачет дождём,

Мы с тобой переждём

И это.

А зимою бела

Вот дела!

Природа.

Как она

Береги, берегу,

Берегла

Свободу. (1)

 

В поисках источника бессмертия

 

  Согласно Библии,  первому человеку, который был сотворён по образу и подобию Бога, Бог создал земной рай - сады Эдема, где поселил первую человеческую пару -   Адама и Еву. Тогда человечество пребывало всего лишь в шаге от бессмертия.

Адам и Ева возделывали чудесный сад, а Бог прогуливался в Эдемском саду, наслаждаясь прохладой и дуновением  легкого ветерка.

  Эдемский сад  означает «сад наслаждения». Среди  его пышной зелени росли фруктовые деревья, постоянно плодоносящие.  Адам и Ева исследовали свои владения,  пили   кристально чистую воду и собирали плоды с деревьев — сочные, вкусные  и  ароматные.  К тому же у первой человеческой пары было прекрасное здоровье. Ничто не обременяло и не устрашало людей.  Даже животные не приносили им никакого вреда.

- Вы будете с любить их и так  господствовать над ними, - говорил  Бог  Адаму и Еве.

     Бог дал Адаму и Еве задание: «Наполняйте землю, и обладайте ею». Они и их потомки должны были расширять пределы Рая, пока вся планета не стала бы местом красоты и восхищения (Бытие 1:28).

 Пока они слушались Бога, у них была перспектива счастливой  жизни, вечной жизни.  Адам и Ева были близки к бессмертию. Но, вкусив яблоко с дерева познания, они лишаются и бессмертия, и Рая.  

  Но, лишенные дара бессмертия, люди никогда не забывали о нём, всегда страстно желали его и стремились к нему.

С незапамятных времен герои добирались до края земли в поисках бессмертия, избранным позволялось вкусить от его источника, а простому народу обещали его в другой жизни.

   В народе  бытовали предания, сохранившиеся с тех времен, когда Пиренейский полуостров населяли кельты, – о тайном месте, тайном источнике, тайном дереве или растении, которые избавляли нашедшего их человека от смерти.

  Рассказывали, что у священного ручья жила богиня Айдунн, в сундуке которой хранились волшебные молодильные яблоки. Когда боги старели, они приходили к ней и, отведав яблок, снова становились молодыми. Имя Айдунн означало «помолодевший», а яблоки, беренжно хранимые ею, называли «эликсиром богов».

   Эти  предания  так напоминают  греческий  миф о Геракле  и его двенадцати подвигах. Жрица бога Аполлона предсказала Гераклу, что он получит бессмертие, если совершит двенадцать подвигов. Последний, двенадцатый, подвиг был самым трудным. Геракл должен был отобрать у Гесперид и привезти божественные золотые яблоки. Обитель Гесперид – «дочерей сумеречной земли» – находилась на краю света.

…из потока сладостей Твоих

Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни.

(Иоанн Богослов)

Таким образом, во все времена верили  в существование Источника Жизни, или Ручья Вечности, о которых рассказывали священные книги разных религий; неизвестно было лишь его местонахождение.

Восемнадцатая сура Корана содержит важные сведения  к разрешению этой загадки. Здесь  рассказывается о трёх важных событиях:

- во-первых, о посещении земли, куда уходит солнце;

- во-вторых,  о путешествии в землю, где встает солнце, то есть на восток;

- в -третьих, о нахождении  земли  «за пределами второй земли», населенной мифическими народами Гог и Магог, распространявшими неисчислимые бедствия по земле. Чтобы положить конец бедам, герой, именуемый в Коране Зул-карнайн («Обладатель двух рогов»), построил между двумя горами сдерживающую эти народы железную плотину, залив ее расплавленным свинцом. Народы Гог и Магог не могли преодолеть её и таким образом перестали угрожать остальным людям.(7)

«Странник я на земле»

 

  Желание обрести утраченный рай заставляло  человека во все времена искать его  на земле, там где сходятся небо и земля. И не всегда это были реальные путешествия, но и странствия по ландшафтам собственной души, ведь по сути внутри человека идёт постоянная борьба между Добром и Злом, за место  в Аду или в Раю.

   В мире много святых мест, мест, напоминающий рай: солнце, чудесный свежий  воздух, чистая вода. Эти места далеки от цивилизации: острова в океане, нетронутые дикие леса. Их остаётся всё меньше и меньше.

  Святые места щедро наделялись атрибутами рая, впрочем, как и странники, посещавшие их, которых  называли «каликами».(8)

  Но вера в близость к раю святых мест вовсе не отменяла веры в существование земного рая, правда, некоторые средневековые богословы считали, что рай погиб после изгнания Адама и Евы.

   Рай земной описывается  в видении апостола Павла.(9) Он представлялся как  сад, в центре которого стоит  древо (дерево) жизни, на котором почивает Дух Божий. От его дыхания из -под дерева вытекают воды, разделяющиеся на четыре реки Фигон, Гион, Тигр, Евфрат. В раю также находится охраняемое ангелами с огненными мечами древо жизни, а  Реки истекают из райского древа, на котором почивает Дух Божий. Недалеко от этого древа находится древо «животное» или дерево "жизни", охраняемое архангелами с огненными мечами. К нему приходят Богоматерь, праотцы и пророки.

  Апостол  Павел  в своём видении  описывает целую райскую иерархию: два небесных рая (на седьмом и на третьем рае), в высшем пребывает сама Пресвятая Троица, и там имеется алтарь, храмовая завеса и престол, рай на третьем небе представляет из себя чудную страну, по которой текут молочно-медовые реки, усаженные по берегам деревьями со сладкими плодами, а на озере Херусийском, по которому плавает золотой корабль, находится золотой град Христов, в центре которого у алтаря воспевает псалмы царь Давид. И текут там винные и молочные реки. 

Когда за лиры лабиринт

Поэты взор вперят,

Налево развернется Инд,

Правей пойдет Евфрат.

А посреди меж сим и тем

Со страшной простотой

Легенде ведомый Эдем

Взовьет свой ствольный строй…

 (Борис Пастернак)

  Ещё один образ рая  земного описывается  в «Житии Андрея Юродивого»: Деревья в саду стоят так плотно, что от ветра они колышутся как волны. Вся земля покрыта удивительными цветами, подобными драгоценностям.

   Подобные цветы  также являются атрибутами рая  в «Жалобной комедии об Адаме и Еве».

 Адам  там вспоминает:«Пресветлые драгоценные камение, аспид и яхант сиянию полаты моея уступали, ныне же и то от меня отъиде".  

  Виноград здесь имеет золотые листья, а грозди его - рубиновые. Всюду цвет и свет. И даже воздух переливается разноцветьем.

   Аналогом Эдема в традиционной русской культуре было представление об острове Буяне. Многие русские заговоры начинаются с упоминания о нем: «На море на Окиане, на острове Буяне лежит тоска», «Исполнена еси земля дивности. Как на море, на Окиане на острове Буяне есть горючь камень Алатырь».

Остров Буян 


   Остров Буян, как и Эдем, место встречи земли и неба, там пребывает не только загадочный камень Алатырь, но и силы небесные со святыми: «На море на Окиане, на острове на Буяне, на бел-горючем камне Алатыре, на храбром коне сидит Егорий Победоносец, Михаил Архангел, Илья Пророк, Николай Чудотворец».

   Как и в Эдеме, на острове Буяне есть сакральный центр(10), это либо мировое древо (дуб) или камень Алатырь. Оба образа, так или иначе, совпадают в христианской мифологии восточных славян с образом Христа и Богоматери.

   В отличие от земного рая, в который человек во плоти попасть не может, на прилегающих к нему землях жили люди, но лишь телом плотские, а душой — ангелы.(11)

 

Золотой век

 

  Было время, когда на всей Земле стояла одинаково  тёплая погода. Повсюду  росла   вечнозелёная растительность. Деревья и кустарники плодоносили  дважды в год. Не иначе оттуда пошла присказка феи из сказки Шарля Перро "Золушка":  "А розы вырастут сами!"

   Действительно, земля была такой плодородной, что не нужно было её тщательно обрабатывать. Урожаи были просто сказочными. Жили на Земле люди, равные богам. Жили беззаботно и счастливо, и жизнь продолжалась вечно. Они не болели, были вечно счастливы, их жизнь проходила без забот и в веселье.

И нам всегда нужна всего лишь малость,

Чтоб стать счастливым в жизни наконец:

Мешают нам болезни, бедность, старость,

Любовь неразделённая сердец.

И в поисках утраченного рая

Стремимся, кто в Тибет, кто на Бали.

Заветным мнится рай чужого края,

Но где же тот, кто рай познал Земли?

Их нет средь нас, наследников Грааля.

Чужие манят, но обманут города.

Когда б мы были Ангелы, то знали:

Рай – в нашем сердце есть и был всегда.(12)

   Отголосок  предания о Золотом веке  появился в средневековье  в виде страны обетованной и островов бессмертных, островов блаженных.

-  В поисках этой страны отправлялись и ирландские мореплаватели, и римские полководцы,  - рассуждал Хайме, удобно устроившись в мягком кресле.  -  Можно сколько угодно долго фантазировать на эту тему, изучая  фольклор  говорить, что Золотой век  был в первом тысячелетии до нашей эры. Но на основании исторических фактов примерно 40 миллионов лет назад  Земля представляла сплошную оранжерею, когда не только на юге - в Антарктиде, но и  на севере росли пальмы. Везде было одинаково тепло, ни холодно, ни жарко.

   Согласно индийским преданиям первые поселенцы, сыны мудрости, гиперборейцы, высадились на Землю в конце мезозойского периода примерно 66 миллионов лет тому назад. В  это время здесь был огромный континент, где в прудах росли и благоухали белые лилии, как описано в . 

    В городах,  утопавших  в зелени,  жила цивилизация белых богов, наших предков,  «Адити» как  их называют индийские предания.  "Махабхарата" описывает "Адити"  голубоглазыми, рыжеволосыми, крепкого  телосложения, высокого роста. Они обладали  небесными колесницами и особенным, божественным,  оружием.(13)

 

Новый свет или рай? 

 

  Новый Свет был открыт в результате поиска нового морского пути в богатую Индию, но это лишь часть правды.   Король и королева Испании Фердинанд и Изабелла на самом деле больше всего жаждали получить не заморские сокровища, а источник вечной молодости — волшебный источник, вода которого омолаживала стариков и давала вечную юность молодым, потому что истоки его находились в раю.

   Христофор Колумб не испытывал никаких сомнений в том, что он приближается к земному Раю. Он считал, что встреченные им в заливе Парна холодные течения, брали свое начало в четырех реках, орошающих Эдемский сад.

    Высадившись на островах, которые как считал Колумб и его спутники  принадлежали Индии (Вест-Индии), они начали  с поиска  легендарного источника, который мог старикам вернуть молодость, продлить жизнь и даровать бессмертие.

  Природа соответствовала представления о рае, диковинные леса с множеством тропических фруктов, полноводные реки, водопады и даже источники с целебной водой, но того, о чём так долго мечтали и искали, не нашлось.

 Сказки остаются сказами, а мифы - мифами. 

 

Исследователи Рая

 

  Принято считать, что рай  находился между реками Тигром и Евфратом. Но в Библии упомянуты ещё две другие реки - Фисон и Гихон, которых нет поблизости от Тигра и Евфрата. Так куда же они подевались? Почему Тигр и Евфрат есть, а Фисона и Гихона - нет. Исчезли?

   Петербуржец Александр Филиппов решил отыскать их. С поиска этих рек началось долгое "путешествие в поисках утраченного рая". Длилось оно целых три года и привело к неожиданному результату. Рай, в котором Господь поселил наших прародителей Адама и Еву, и откуда изгнал их за нарушение Его заповеди "Не вкушать от древа познания добра и зла", был найден не на Аравийском полуострове, а в Индии.

   Александр Филиппов - диакон. Он служит в той самой петербургской церкви на Конюшенной площади, в которой отпевали Александра  Пушкина. Служение в Церкви он совмещает со светской работой. Несколько лет он собирал средства и привлекал людей для строительства Троицкой часовни, которую воздвигли к юбилею Петербурга. Стоит она на месте первого храма Российской империи. В этом храме в честь Живоначальной Троицы основатель новой Российской столицы пел на клиросе и читал Апостол. А столицу свою Петр Первый называл не иначе, как "Парадизом" - то есть Раем.(14)

  Современные ученые считают, что земная суша изначально была едина, но, вследствие какого-то катаклизма, разделилась на материки. В Библии.тоже говорится о суше, как о едином материке, омываемом морем.

Александр Филиппов убежден, что катаклизм, расколовший сушу на материки был вызван нарушением первыми людьми Божественной заповеди. Это было не просто ослушание, а катастрофа мирового порядка. Человек был сотворен с достоинствами выше ангельских. Ему была дарована свобода. Но он употребил ее на то, чтобы нарушить заповедь своего Создателя. Этим нарушением Закона, была потрясена вселенная, потому, что она жила по законам Творца. Человек нарушил созданную Богом гармонию. От этого Земля раскололась на части, а вся тварь, по слову апостола Павла, "мучается и стенает доныне." В Библии не случайно говорится о человеке, как о венце творения. Земля и поныне реагирует на то, как ведет себя этот "венец". И мы видим, как реагирует Земля на проявление человеческой жестокости. Все современные войны сопровождаются землетрясениями...

  Изучив множество источников, Александр Колтыпин, кандидат геолого-минералогических наук, пришёл к выводу, что такое было возможно около 34-35 млн лет назад. Именно тогда условия жизни совпадали с зафиксированными в преданиях фактах.

- Говоря о катастрофах и периодах мира, который был между катастрофами, в первую очередь стоить отметить Золотой век, потому что предания о Золотом веке, они существуют в мифологиях разных народов, в том числе и славянской мифологии, по-разному называется это время, но суть от этого не меняется.

   Вместе с друзьями Александр отправился в Индию, чтобы найти место, которое он определил по книгам. То, что он увидел, поразило его и убедило в правильности проделанного исследования. Местность эта очень подходила под описание Парадиза.

Он увидел живописную долину с удивительными растениями, животными и птицами. Она, действительно, имела границу в виде подковообразной горной гряды. Река Сон, вытекавшая из долины,   имела явную границу в виде ровной линии порогов. За порогами даже цвет воды был иным.  Всё дышало таким спокойствием, что  говорило  о том, что этот пейзаж о не от мира сего.

   У слияния двух рек находились каменные врата, у которых стоял Херувим с огненным мечом,  охраняя от попадания сюда враждебных элементов.

  Неподалеку от врат росло дерево с изваяниями трёх кобр. Оно было огорожено и украшено цветами и бусами. А в глубине долины находилось огромное рукотворное древо со змеем, обвивавшим его ствол. Точно так же изобразил древо и змея на известной гравюре Дюрер.

   Выяснилось, что эти места особо почитаются индусами. Они считают, что здесь родился Шива. Его изображения встречаются повсюду.

-Так, в виде многорукого существа в огненном колесе, сохранила неверная человеческая память воспоминание о Херувиме, стоявшем на страже Рая. - сообщал Александр Филиппов.

   Удивительно, что здесь мирно соседствовали  индуистские и мусульманские святыни. Их архитектура очень напоминает православные храмы. В качестве декора здесь часто используется изображение креста.

  Православные паломники имеют обыкновение привозить из святых мест землю. Александр тоже взял с собой несколько пригоршней из предполагаемого Рая. В Петербурге он попросил сделать микробиологический анализ этой почвы. Результат был просто ошеломительный. В Индии, где все кишит бактериями, было найдено место с почвой абсолютно чистой без каких бы то ни было патогенных и условно-патогеных микроорганизмов.(15)

 

Есть ли рай на земле?

 

   До того как отправиться в Вернику, Хайме совершенно случайно попал на один сайт, где обсуждался вопрос: есть ли рай на земле. Хайме так увлёкся чтением, что провёл у компьютера целую ночь.  Сложилась следующая картинка::

  Рай находится везде, где  хорошо и уютно. Прекрасно, когда можно выехать на природу и подышать свежим воздухом, увидеть бесконечные зеленые луга и степи, где распускаются полевые цветы, порхают бабочки. Душа радуется!

   Приятно посетить уютный зеленый лес, насладиться пением птиц, собирать грибы и ягоды. Хорошо на морском пляже загорать, созерцая, как на горизонте буквально на границе с небом, мелькает маленькой точкой  белый корабль. Там отдыхают и развлекаются счастливые люди.

  Озера и реки, горы и водопады, так богата наша земля, так много мест, которые можно назвать райскими.

   Среди городского шума и суеты есть также красивые места, где приятно прогуляться и отдохнуть: лавочки у фонтанов, скамейки в сквериках и парках, комфортные кафешки.(16)

   Тепло и замечательно там, где можно хотя бы ненадолго расслабиться и ни о чем не думать, не беспокоиться. Прекрасно там, где люди   готовы  помочь в трудную минуту.

  Уютно и  комфортно везде тому, кто умеет воспринимать доброту и красоту. И нигде не будет радости  тому, кто вечно всем недоволен и беспокоиться  только за себя.

   Рай везде тому, кто умеет ценить красоту и тихую умиротворенность природы, уют человеческой компании и прелесть момента одиночества,  с самим собою наедине, или наоборот,  с кем-то  близким и родным, самым дорогим человеком.

А вот ещё одно мнение:

  Рай, в классическом понимании, - это хорошо, но скучно. В раю нет юмора, в раю всегда спокойно, в раю никто не проявляется буря эмоций, в раю всё предсказуемо и отсутствует понятие "сюрприз", страсть и обожание, Чувства  неведомы в раю.

    Не нужен нам рай на земле, на земле нам нужно счастье. А счастье - это и страсть, и веселье, и куча положительных впечатлений от жизни, и неожиданные подарки близких, и шумные вечеринки, и эйфория наслажденья, и удовольствие от вкусной еды, и многое-многое другое.(16)

 

 

(1) стихи автора

(2) Б.В.Щергин "Жизнь живая", М."Патриот"1992

(3) коммограф - разработчик коммуникативных программ в Интернете; комматОр - главный в группе "Библиогрань"

(4) шиншурин - золотая рыбка жемчужина (шиншурин) получила название за крупного размера чешуйки. Как и все золотые рыбки проста в содержании в аквариуме.

(5) из припева песни "Венок Дуная", стихи Е. Долматовского, музыка О. Фельцмана.

(6) По мотивам исследования  Ольги Седаковой  «Земной рай в «Божественной комедии» Данте»

(7) Ситчин Захария «Лестница в небо. В поисках бессмертия»

(8) "Калики" -  название происходит от греч. kaliga (лат. caliga — башмак)  Эти особые «паломнические» башмаки надевались и на усопших иноков - православных монахов. 

(9) «Слово и видении апостола Павла»

(10) Сакральное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное богам) - в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.

(11) Т. В. Чумакова Образ рая: от мифа к утопии. Серия "Symposium”, выпуск 31."Человек в поисках рая (по материалам древнерусской книжности)" СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.55-60 .

(12) Кулагина, из интернета

(13) «Достояние планеты», 16 декабря 2014

(14) Парадиз" в переводе с персидского означает "каменный вал, окружающий сад").

(15) Александр Богатырёв «В поисках утраченного рая»

патогенный - (от греческого patnos - страдание+генный) - приводящий к болезни. 

(16)  обсуждения из Интернета "Есть ли рай на земле?"

   
 Раса "В поисках Рая"

© Copyright: Анна Магасумова, 2015

Регистрационный номер №0299974

от 25 июля 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0299974 выдан для произведения:  
Глава 40
На пути в Рай
 
"Кто-то находит свой рай, а кто-то создаёт его сам"
(И. Мелькин) 
 
Входите с Надеждою...
 
  Раннее утро. Данте в густом,  тенистом лесу. Сквозь густые ветви древних деревьев еле-еле пробиваются лучи солнца. Поэт один, он  чувствует неосознанную печаль.  Тревожные мысли терзают душу.
— Как  я попал сюда? Не понимаю! Будто во сне тоскливом
Дни идут уныло,
Радости ждать неоткуда,
Радость тоже чудо.
 "Радость и мир надо заработать, надо других обрадовать, тогда и сам радость получишь. "Тако да просветится свет ваш пред человеки..."
(Б.В.Щергин)
  Данте идёт медленно, как  во сне, не понимая, куда ведут  ноги. 
Мягкий и светлый полумрак леса навевает воспоминания. Грустные и тяжёлые. Разлука с домом, с родными. Мысли наслаиваются одна на другую.
— Я весь мгла, весь муть и туман по отношению к близким моим… своё бросаю, чужое хватаю… глубоко в тине барахтаюсь, а требую от других уважения… как белка в колесе.(2)
  Не всегда можно вспомнить события, поразившие натуру поэта, впечатлительную, творческую. Вполне очевидно, что только  радость оставляет на душе приятные воспоминания. А беды,  печали и обиды причиняют невыносимую боль, которая тоже не забывается, ноет и пульсирует, приводя в мрачное и унылое состояние духа.
  Только природа способна утолить печали, как сладостный бальзам запахи и звуки обволакивают и лечат душу.
"А  душа есть вещь непреходящая и нестареющая"
(Б.В.Щергин)

  Пройдя 9 кругов Ада и Чистилище,  душа Данте закалилась, старые раны зарубцевались и уже не кровоточат, как раньше. Грехи прощены, душа успокоилась и на многие вопросы нашла ответы. Дух всколыхнулся и вышел из  сумрачного состояния.
    Грусть заглянула, поскреблась кошкой, слегка задела острым коготком и свернулась клубком, чтобы  в нужный момент раскрыться снова.
 Окружающая картина природы вернула приятные воспоминания.
— Что-то  знакомое и памятное… но что? Ах, да! Напоминает Элизий, языческий рай, где после смерти пребывают высокие души.
Души высокие,
Ангелом чтимые,
Были когда-то
Тоже любимые.
Время проходит,
Течёт, как песок,
Но изменить
Ничего ты не смог.(1)

  Зелёная кружевная трава под ногами приятно холодила щиколотки. В лесной тиши раздавался  цокот цикад,  птичьи трели.  Где-то далеко, несмотря на дневные часы, ухал филин.
  Всё это время Хайме молча наблюдал за Данте. Сидя перед огромным экраном в гордом одиночестве, сочувствовал  поэту, переживая вместе с ним необычайные странствия.
— Чудесное место!
  Над Данте кружили стрекозы, жужжали шмели, порхали  бабочки, перелетая с одного цветка на другой. Всё  вокруг цвело, росло, жило, дышало. Данте даже не усомнился, что находится в раю.
  — Вновь и вновь видение рая для меня, — размышлял Данте.  — Сад был рай. Вот эти деревья, напоминающие о утерянном рае. Шепчутся они с небом и живут своей таинственной жизнью. Положена и человеку жизнь с природой, с весною и осенью, с ветрами и дождём.(2)
  Так в размышлениях шёл Данте по девственному лесу. Неожиданно остановился и погладил ствол ближайшего дерева.
— Это дерево чудесным образом вызвано к жизни из маленького семечка, вскормленного животворными соками Матери Земли. В тишине рассвета, в тихости утра внятна и радостна мне  разгадка таинственной жизни природы.
   Деревья в тихом и благостном молчании склонились перед Данте… Ещё лучезарней  засверкала заря сквозь очертания стволов, сквозь узор ветвей, окрасив всё вокруг волшебными красками.
  — Такое блаженство духа,  что "столп моего тела"  рассыпается, — восторгался Данте.-  И рвётся сердце.
  Хайме слышит голос поэта, чувствуя то же самое. Восторг, радость, печаль, одиночество. Но он понимает, что не один.
-  Неустрашимый дух крепчает, а Бог "обретает бо душу невооружённу".
— Хронос! Одиночество — это когда человек один даже в мыслях. Почему не оставишь меня в покое!
Хайме вспылил и выпрыгнул с кресла.
— Как чёрт из табакерки!  — высказал вслух Хронос. -  Ты никогда не будешь один! А покой нам только снится! Жизнь  — вечный бой.
Хайме покачал головой в знак несогласия.
— Скорее череда страданий, с небольшими проблесками, — Полоска чёрная, полоска белая. И так до самой смерти. Смерть забирает тело,  а душа следует на суд Божий.
— Ну, до смерти тебе ещё далеко шагать.Да и жизнь твоя перестала с недавнего времени  быть полосатой.
— Как это? — удивился Хайме.
— Ты не заметил? После проекта "Библиогрань" и сближении с Хелен твоя жизнь обрела нужный смысл и направление.
— Хронос! Ты ведёшь слишком мудрёные речи, но я понимаю...
Во время мысленного разговора Хайме и Хроноса картинка на экране застыла. Данте стоял у дерева, прислонившись к нему спиной. Голову приподнял вверх, а на лице — счастливая улыбка.
— Как ты хорошо говоришь: ведёшь
мудрёные речи...
Хронос помолчал.
— У высокой личности жизнь протекает спокойно. Души этот заслужили, они видят высшую цель и стремятся к ней.
— Высокие души, высшие цели...
Хайме не стал садиться на место, стал ходить  туда -сюда. Помещение, где он находился было довольно большим. Кроме экрана, нескольких кресел и столиков перед ними, -  ничего не было. Ни окон, ни дверей. Звуконепроницаемое, замкнутое пространство.
   Удивительно -  белые стены тоже были экраном, но необычным. Они создавали реальные картины прошлого, настоящего и даже будущего. Так что Хайме скучно и тоскливо не было.
  — Но в чём смысл постоянных страданий? Если человек не  может их терпеть?
-  Хайме, ты же опытный координатор и должен понимать, что страдания посылаются не зря.
— Как это? — переспрашивает молодой человек, не обращая внимание на то, что Хронос назвал его профессиональную должность по старинке: координатор вместо комматОр — старший коммограф.(3) — Ведь каждый третий может, обращаясь к Богу, сказать:
"Так неужели мой ушел — страдание?"
  Хронос  молчал. Хайме перестал ходить из угла в угол и вернулся на место. Взял кувшин, налил в  стакан воды, сделал несколько глотков. Вода с лёгким ароматом ванили и лайма, несмотря на то, что в комнате было тепло, приятно холодила горло. Молчание затянулось. Хайме заговорил первым.
— Что, сказать нечего?
— Я думаю, как тебе  объяснить, — тут же ответил Хронос. — Понимаешь, страдания даются людям не случайно...
— Да… Ты уж появись! — попросил Хайме. — Собеседника лучше видеть.
  Раздался смешок, но Хронос материализовался.
 В бороде запутались улыбки,
 На лице разгладились морщины,
 Брови заиграли, словно рыбки,
 Не пираньи, просто шиншурины.(4)
 Дорогие рыбки, золотые,
 Столько разных наименований!

… Ты смеёшься, Хронос? Но отныне
  От меня не жди теперь признаний! (1)

— Тебе весело, Хронос? Страдания тебе не ведомы? Наблюдаешь за всеми и смеёшься?
— Слишком много пустых вопросов! Ты сам хотел, чтобы я появился.
 На этот раз Хронос сидел в полосатом чёрно-белом кресле без ножек. Ранее в комнате такого не было. Кресло напоминало облако в форме огромной подушки.
  Хронос махнул рукой и изображение на экране слегка зарябило, но не ожило.
— Итак, в страданиях совершенствуется душа и вырабатываются такие качества, как сочувствие, сострадание, доброта, бескорыстие. Человек, у которого жизненный путь лёгкий и безмятежный, никогда не поймёт и не поможет голодному  и страждующему.
— Верно! — согласился Хайме. — Говорят же в народе: "Гусь свинье не товарищ". Или "Богатый бедному не товарищ". Так?
— Товарищ? — удивлённо переспросил Хронос.-  Так мало кто говорит. Скорее: Бедность не порок. Богатство дело наживное.
Хайме ничего не сказал. В Эленеуме не было богатых и бедных. После свержения правительства Фаренгейта, по приказу которого в огне уничтожали книги, расслоение в обществе прекратилось и все жители получили равные права.
 Хронос,  видя,  что Хайме задумался, понял, что разговор окончен, взмахнул рукой, начертил в воздухе букву "о" указательным пальцем. Картинка на экране  ожила.
   Данте ещё пару секунд постоял у дерева, улыбнулся, погладил ладонью белый шершавый ствол и отправился дальше. Лесная тропа, заросшая травой, петляла среди глухих зарослей.
  Данте стал пробирался через них. Проход был на удивление лёгким. Ветви не цеплялись и не царапались, а скользили по телу, словно пытаясь погладить.
 Вскоре под ногами захлюпало, стало сыро.
— Значит, где-то вода, — решил поэт. Хотя ноги не промокли, на удивление!
    Действительно, путь  преградил  ручей, не глубокий и не широкий.  Шириной всего в  три шага. Вода в ручье  текла степенно, чуть слышно: ш-ш-ш… и была невероятно прозрачная, но  одновременно тёмная.
— Вода, как чёрное магическое зеркало, отражает не меня, а дно ручья. Будто в прошлое ведёт.
Канет в Лету прошлое моё,
Чтобы возродиться в настоящем.
Нет, не правда, что оно прошло,
Знаю,  с ним навеки не расстаться! (1)

  Данте не знает, что этот ручей — река Лета, но интуитивно догадывается. Вдруг он слышит мелодичное пение. Подняв глаза, он видит поодаль, на  другом берегу одинокую женскую фигуру.
 Не поднимая глаз, девушка собирает цветы, жёлтые и алые, при этом  поёт нежно и сладкозвучно.
-К цветку цветок,
 Сплету венок!
 Пусть будет
 Красив он
 И ярок!(5)

  Слов  песни Данте не может разобрать, слишком далеко. Только голос, нежный, звонкий, чарующий.  Женщина легко, словно танцуя,  идёт по цветущему лугу.
 В тихой прелести гармоний
Там звучит небесный мир,
 И бальзамы благовоний
 Шлет оттуда мне зефир.
 (Шиллер "Томление")
— Ах, она как античная нимфа! Нет! — думает Данте. — Напоминает мне  Венеру в тот момент, когда её ранит стрела Эрота. Или, что скорее всего, похожа на  Персефону перед тем, как она попадёт Ад. Ох, sola soletta/«одинокая», «одна-одинешенька».
   А как же иначе? Если женщина эта олицетворяет Весну. В окружении  зелени, цветов она идёт по Земле. Там, где она ступает, тает снег, бегут ручьи, поют птицы.(6)
-  Расступись вода!  Дай мне пройти! — требует Данте.
Но вода течёт беззвучно, не слыша слов поэта.
— Такое прекрасное место, настоящий Земной Рай! — восхищается Данте. — Но  почему воды ручья  не расступаются, как Красное море перед Моисеем? А так легко, как по твердой земле  перешли мы  с Вергилием и Гомером похожий ручей в Лимбе, отделяющий семивратную Башню мудрецов! (6)
— Эх!  — вздыхает Данте. — Я здесь один… Видно придётся надеяться только на себя.
 Есть ли место на этом свете,
Где смогу отдохнуть душою?..
Если в чащу заманит ветер,
Может быть отыщу такое!
(Светлана Павлова)

  Данте ступил босыми ногами в воду. Сделал шаг, — попал в яму. Хорошо не глубокая, вылез. Сделал второй шаг. Не глубоко, по пояс. Вода была тёплой, как парное молоко.
— Как приятно!
  Данте захотелось постоять. Он потопал ногами, развёл руки в обе стороны.
— Хорошо, вот так и стой! -  сам себе приказал Данте, но вовремя очнулся.-  Что это я? Не хочу стоять!
  Пока Данте собирался сделать третий шаг, голос женщины, собиравшей цветы, удалялся всё дальше и дальше. Поэт сделал третий  шаг, приподнимая ногу. Вода оказалась по икры, вот он и  выбрался на берег.  Пение совсем прекратилось.
— Исчезла певунья, как её и не было… А была ли красавица?
Данте был уверен, что женщина эта просто  наваждение, прекрасный образ природы в образе Персефоны.
Наступает весна -
Оживает она -
Природа.
Разукрасит она
И примерит она
Время года.
За весною спешат
Обнимая в стократ
Зной и лето,
Осень плачет дождём,
Мы с тобой переждём
И это.
А зимою бела
Вот дела!
Природа.
Как она
Береги, берегу,
Берегла
Свободу. (1)

 
    В поисках источника бессмертия
 
Согласно Библии,  первому человеку, который был сотворён по образу и подобию Бога, Бог создал земной рай — сады Эдема, где поселил первую человеческую пару -   Адама и Еву. Тогда человечество пребывало всего лишь в шаге от бессмертия.
Адам и Ева возделывали чудесный сад, а Бог прогуливался в Эдемском саду, наслаждаясь прохладой и дуновением  легкого ветерка.
  Эдемский сад  означает «сад наслаждения». Среди  его пышной зелени росли фруктовые деревья, постоянно плодоносящие.  Адам и Ева исследовали свои владения,  пили   кристально чистую воду и собирали плоды с деревьев — сочные, вкусные  и  ароматные.  К тому же у первой человеческой пары было прекрасное здоровье. Ничто не обременяло и не устрашало людей.  Даже животные не приносили им никакого вреда.
— Вы будете с любить их и так  господствовать над ними, — говорил  Бог  Адаму и Еве.
     Бог дал Адаму и Еве задание: «Наполняйте землю, и обладайте ею». Они и их потомки должны были расширять пределы Рая, пока вся планета не стала бы местом красоты и восхищения (Бытие 1:28).
 Пока они слушались Бога, у них была перспектива счастливой  жизни, вечной жизни.  Адам и Ева были близки к бессмертию. Но, вкусив яблоко с дерева познания, они лишаются и бессмертия, и Рая.  
  Но, лишенные дара бессмертия, люди никогда не забывали о нём, всегда страстно желали его и стремились к нему.
С незапамятных времен герои добирались до края земли в поисках бессмертия, избранным позволялось вкусить от его источника, а простому народу обещали его в другой жизни.
   В народе  бытовали предания, сохранившиеся с тех времен, когда Пиренейский полуостров населяли кельты, – о тайном месте, тайном источнике, тайном дереве или растении, которые избавляли нашедшего их человека от смерти.
  Рассказывали, что у священного ручья жила богиня Айдунн, в сундуке которой хранились волшебные молодильные яблоки. Когда боги старели, они приходили к ней и, отведав яблок, снова становились молодыми. Имя Айдунн означало «помолодевший», а яблоки, беренжно хранимые ею, называли «эликсиром богов».
   Эти  предания  так напоминают  греческий  миф о Геракле  и его двенадцати подвигах. Жрица бога Аполлона предсказала Гераклу, что он получит бессмертие, если совершит двенадцать подвигов. Последний, двенадцатый, подвиг был самым трудным. Геракл должен был отобрать у Гесперид и привезти божественные золотые яблоки. Обитель Гесперид – «дочерей сумеречной земли» – находилась на краю света.
…из потока сладостей Твоих
Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни.
(Иоанн Богослов)

Таким образом, во все времена верили  в существование Источника Жизни, или Ручья Вечности, о которых рассказывали священные книги разных религий; неизвестно было лишь его местонахождение.
Восемнадцатая сура Корана содержит важные сведения  к разрешению этой загадки. Здесь  рассказывается о трёх важных событиях:
— во-первых, о посещении земли, куда уходит солнце;
— во-вторых,  о путешествии в землю, где встает солнце, то есть на восток;
— в -третьих, о нахождении  земли  «за пределами второй земли», населенной мифическими народами Гог и Магог, распространявшими неисчислимые бедствия по земле. Чтобы положить конец бедам, герой, именуемый в Коране Зул-карнайн («Обладатель двух рогов»), построил между двумя горами сдерживающую эти народы железную плотину, залив ее расплавленным свинцом. Народы Гог и Магог не могли преодолеть её и таким образом перестали угрожать остальным людям.(7)

 "Странник я на Земле"
 
Желание обрести утраченный рай заставляло  человека во все времена искать его  на земле, там где сходятся небо и земля. И не всегда это были реальные путешествия, но и странствия по ландшафтам собственной души, ведь по сути внутри человека идёт постоянная борьба между Добром и Злом, за место  в Аду или в Раю.
   В мире много святых мест, мест, напоминающий рай: солнце, чудесный свежий  воздух, чистая вода. Эти места далеки от цивилизации: острова в океане, нетронутые дикие леса. Их остаётся всё меньше и меньше.
  Святые места щедро наделялись атрибутами рая, впрочем, как и странники, посещавшие их, которых  называли «каликами».(8)
  Но вера в близость к раю святых мест вовсе не отменяла веры в существование земного рая, правда, некоторые средневековые богословы считали, что рай погиб после изгнания Адама и Евы.
   Рай земной описывается  в видении апостола Павла.(9) Он представлялся как  сад, в центре которого стоит  древо (дерево) жизни, на котором почивает Дух Божий. От его дыхания из -под дерева вытекают воды, разделяющиеся на четыре реки Фигон, Гион, Тигр, Евфрат. В раю также находится охраняемое ангелами с огненными мечами древо жизни, а  Реки истекают из райского древа, на котором почивает Дух Божий. Недалеко от этого древа находится древо «животное» или дерево "жизни", охраняемое архангелами с огненными мечами. К нему приходят Богоматерь, праотцы и пророки.
  Апостол  Павел  в своём видении  описывает целую райскую иерархию: два небесных рая (на седьмом и на третьем рае), в высшем пребывает сама Пресвятая Троица, и там имеется алтарь, храмовая завеса и престол, рай на третьем небе представляет из себя чудную страну, по которой текут молочно-медовые реки, усаженные по берегам деревьями со сладкими плодами, а на озере Херусийском, по которому плавает золотой корабль, находится золотой град Христов, в центре которого у алтаря воспевает псалмы царь Давид. И текут там винные и молочные реки. 
Когда за лиры лабиринт
Поэты взор вперят,
Налево развернется Инд,
Правей пойдет Евфрат.
А посреди меж сим и тем
Со страшной простотой
Легенде ведомый Эдем
Взовьет свой ство
льный строй…
 (Борис Пастернак)

  Ещё один образ рая  земного описывается  в «Житии Андрея Юродивого»: Деревья в саду стоят так плотно, что от ветра они колышутся как волны. Вся земля покрыта удивительными цветами, подобными драгоценностям.
   Подобные цветы  также являются атрибутами рая  в «Жалобной комедии об Адаме и Еве».
 Адам  там вспоминает:«Пресветлые драгоценные камение, аспид и яхант сиянию полаты моея уступали, ныне же и то от меня отъиде".  
  Виноград здесь имеет золотые листья, а грозди его — рубиновые. Всюду цвет и свет. И даже воздух переливается разноцветьем.
 
    Остров Буян
 
  Аналогом Эдема в традиционной русской культуре было представление об острове Буяне. Многие русские заговоры начинаются с упоминания о нем: «На море на Окиане, на острове Буяне лежит тоска», «Исполнена еси земля дивности. Как на море, на Окиане на острове Буяне есть горючь камень Алатырь».
   Остров Буян, как и Эдем, место встречи земли и неба, там пребывает не только загадочный камень Алатырь, но и силы небесные со святыми: «На море на Окиане, на острове на Буяне, на бел-горючем камне Алатыре, на храбром коне сидит Егорий Победоносец, Михаил Архангел, Илья Пророк, Николай Чудотворец».
   Как и в Эдеме, на острове Буяне есть сакральный центр(10), это либо мировое древо (дуб) или камень Алатырь. Оба образа, так или иначе, совпадают в христианской мифологии восточных славян с образом Христа и Богоматери.
   В отличие от земного рая, в который человек во плоти попасть не может, на прилегающих к нему землях жили люди, но лишь телом плотские, а душой — ангелы.(11)

Золотой век
 
 Было время, когда на всей Земле стояла одинаково  тёплая погода. Повсюду  росла   вечнозелёная растительность. Деревья и кустарники плодоносили  дважды в год. Не иначе оттуда пошла присказка феи из сказки Шарля Перро "Золушка":  "А розы вырастут сами!"
   Действительно, земля была такой плодородной, что не нужно было её тщательно обрабатывать. Урожаи были просто сказочными. Жили на Земле люди, равные богам. Жили беззаботно и счастливо, и жизнь продолжалась вечно. Они не болели, были вечно счастливы, их жизнь проходила без забот и в веселье.
И нам всегда нужна всего лишь малость,
Чтоб стать счастливым в жизни наконец:
Мешают нам болезни, бедность, старость,
Любовь неразделённая сердец.
И в поисках утраченного рая
Стремимся, кто в Тибет, кто на Бали.
Заветным мнится рай чужого края,
Но где же тот, кто рай познал Земли?
Их нет средь нас, наследников Грааля.
Чужие манят, но обманут города.
Когда б мы были Ангелы, то знали:
Рай – в нашем сердце есть и был всегда.(12)

   Отголосок  предания о Золотом веке  появился в средневековье  в виде страны обетованной и островов бессмертных, островов блаженных.
-  В поисках этой страны отправлялись и ирландские мореплаватели, и римские полководцы,  — рассуждал Хайме, удобно устроившись в мягком кресле.  -  Можно сколько угодно долго фантазировать на эту тему, изучая  фольклор  говорить, что Золотой век  был в первом тысячелетии до нашей эры. Но на основании исторических фактов примерно 40 миллионов лет назад  Земля представляла сплошную оранжерею, когда не только на юге — в Антарктиде, но и  на севере росли пальмы. Везде было одинаково тепло, ни холодно, ни жарко.
   Согласно индийским преданиям первые поселенцы, сыны мудрости, гиперборейцы, высадились на Землю в конце мезозойского периода примерно 66 миллионов лет тому назад. В  это время здесь был огромный континент, где в прудах росли и благоухали белые лилии, как описано в . 
    В городах,  утопавших  в зелени,  жила цивилизация белых богов, наших предков,  «Адити» как  их называют индийские предания.  "Махабхарата" описывает "Адити"  голубоглазыми, рыжеволосыми, крепкого  телосложения, высокого роста. Они обладали  небесными колесницами и особенным, божественным,  оружием.(13)

 Новый свет или...Рай?

  Новый Свет был открыт в результате поиска нового морского пути в богатую Индию, но это лишь часть правды.   Король и королева Испании Фердинанд и Изабелла на самом деле больше всего жаждали получить не заморские сокровища, а источник вечной молодости — волшебный источник, вода которого омолаживала стариков и давала вечную юность молодым, потому что истоки его находились в раю.
   Христофор Колумб не испытывал никаких сомнений в том, что он приближается к земному Раю. Он считал, что встреченные им в заливе Парна холодные течения, брали свое начало в четырех реках, орошающих Эдемский сад.
    Высадившись на островах, которые как считал Колумб и его спутники  принадлежали Индии (Вест-Индии), они начали  с поиска  легендарного источника, который мог старикам вернуть молодость, продлить жизнь и даровать бессмертие.
  Природа соответствовала представления о рае, диковинные леса с множеством тропических фруктов, полноводные реки, водопады и даже источники с целебной водой, но того, о чём так долго мечтали и искали, не нашлось.
 Сказки остаются сказами, а мифы — мифами. 

  В поисках утраченного Рая

  Принято считать, что рай  находился между реками Тигром и Евфратом. Но в Библии упомянуты ещё две другие реки — Фисон и Гихон, которых нет поблизости от Тигра и Евфрата. Так куда же они подевались? Почему Тигр и Евфрат есть, а Фисона и Гихона — нет. Исчезли?
   Петербуржец Александр Филиппов решил отыскать их. С поиска этих рек началось долгое "путешествие в поисках утраченного рая". Длилось оно целых три года и привело к неожиданному результату. Рай, в котором Господь поселил наших прародителей Адама и Еву, и откуда изгнал их за нарушение Его заповеди "Не вкушать от древа познания добра и зла", был найден не на Аравийском полуострове, а в Индии.
   Александр Филиппов — диакон. Он служит в той самой петербургской церкви на Конюшенной площади, в которой отпевали Александра  Пушкина. Служение в Церкви он совмещает со светской работой. Несколько лет он собирал средства и привлекал людей для строительства Троицкой часовни, которую воздвигли к юбилею Петербурга. Стоит она на месте первого храма Российской империи. В этом храме в честь Живоначальной Троицы основатель новой Российской столицы пел на клиросе и читал Апостол. А столицу свою Петр Первый называл не иначе, как "Парадизом" — то есть Раем.(14)

  Современные ученые считают, что земная суша изначально была едина, но, вследствие какого-то катаклизма, разделилась на материки. В Библии.тоже говорится о суше, как о едином материке, омываемом морем.
Александр Филиппов убежден, что катаклизм, расколовший сушу на материки был вызван нарушением первыми людьми Божественной заповеди. Это было не просто ослушание, а катастрофа мирового порядка. Человек был сотворен с достоинствами выше ангельских. Ему была дарована свобода. Но он употребил ее на то, чтобы нарушить заповедь своего Создателя. Этим нарушением Закона, была потрясена вселенная, потому, что она жила по законам Творца. Человек нарушил созданную Богом гармонию. От этого Земля раскололась на части, а вся тварь, по слову апостола Павла, "мучается и стенает доныне." В Библии не случайно говорится о человеке, как о венце творения. Земля и поныне реагирует на то, как ведет себя этот "венец". И мы видим, как реагирует Земля на проявление человеческой жестокости. Все современные войны сопровождаются землетрясениями...
  Изучив множество источников, Александр Колтыпин, кандидат геолого-минералогических наук, пришёл к выводу, что такое было возможно около 34-35 млн лет назад. Именно тогда условия жизни совпадали с зафиксированными в преданиях фактах.
— Говоря о катастрофах и периодах мира, который был между катастрофами, в первую очередь стоить отметить Золотой век, потому что предания о Золотом веке, они существуют в мифологиях разных народов, в том числе и славянской мифологии, по-разному называется это время, но суть от этого не меняется.
   Вместе с друзьями Александр отправился в Индию, чтобы найти место, которое он определил по книгам. То, что он увидел, поразило его и убедило в правильности проделанного исследования. Местность эта очень подходила под описание Парадиза.
Он увидел живописную долину с удивительными растениями, животными и птицами. Она, действительно, имела границу в виде подковообразной горной гряды. Река Сон, вытекавшая из долины,   имела явную границу в виде ровной линии порогов. За порогами даже цвет воды был иным.  Всё дышало таким спокойствием, что  говорило  о том, что этот пейзаж о не от мира сего.
   У слияния двух рек находились каменные врата, у которых стоял Херувим с огненным мечом,  охраняя от попадания сюда враждебных элементов.
  Неподалеку от врат росло дерево с изваяниями трёх кобр. Оно было огорожено и украшено цветами и бусами. А в глубине долины находилось огромное рукотворное древо со змеем, обвивавшим его ствол. Точно так же изобразил древо и змея на известной гравюре Дюрер.
   Выяснилось, что эти места особо почитаются индусами. Они считают, что здесь родился Шива. Его изображения встречаются повсюду.
-Так, в виде многорукого существа в огненном колесе, сохранила неверная человеческая память воспоминание о Херувиме, стоявшем на страже Рая. — сообщал Александр Филиппов.
   Удивительно, что здесь мирно соседствовали  индуистские и мусульманские святыни. Их архитектура очень напоминает православные храмы. В качестве декора здесь часто используется изображение креста.
  Православные паломники имеют обыкновение привозить из святых мест землю. Александр тоже взял с собой несколько пригоршней из предполагаемого Рая. В Петербурге он попросил сделать микробиологический анализ этой почвы. Результат был просто ошеломительный. В Индии, где все кишит бактериями, было найдено место с почвой абсолютно чистой без каких бы то ни было патогенных и условно-патогеных микроорганизмов.(15)

    Есть ли Рай на земле?

  До того как отправиться в Вернику, Хайме совершенно случайно попал на один сайт, где обсуждался вопрос: есть ли рай на земле. Хайме так увлёкся чтением, что провёл у компьютера целую ночь.  Сложилась следующая картинка::
  Рай находится везде, где  хорошо и уютно. Прекрасно, когда можно выехать на природу и подышать свежим воздухом, увидеть бесконечные зеленые луга и степи, где распускаются полевые цветы, порхают бабочки. Душа радуется!
   Приятно посетить уютный зеленый лес, насладиться пением птиц, собирать грибы и ягоды. Хорошо на морском пляже загорать, созерцая, как на горизонте буквально на границе с небом, мелькает маленькой точкой  белый корабль. Там отдыхают и развлекаются счастливые люди.
  Озера и реки, горы и водопады, так богата наша земля, так много мест, которые можно назвать райскими.
   Среди городского шума и суеты есть также красивые места, где приятно прогуляться и отдохнуть: лавочки у фонтанов, скамейки в сквериках и парках, комфортные кафешки.(16)
   Тепло и замечательно там, где можно хотя бы ненадолго расслабиться и ни о чем не думать, не беспокоиться. Прекрасно там, где люди   готовы  помочь в трудную минуту.
  Уютно и  комфортно везде тому, кто умеет воспринимать доброту и красоту. И нигде не будет радости  тому, кто вечно всем недоволен и беспокоиться  только за себя.
   Рай везде тому, кто умеет ценить красоту и тихую умиротворенность природы, уют человеческой компании и прелесть момента одиночества,  с самим собою наедине, или наоборот,  с кем-то  близким и родным, самым дорогим человеком.
А вот ещё одно мнение:
  Рай, в классическом понимании, — это хорошо, но скучно. В раю нет юмора, в раю всегда спокойно, в раю никто не проявляется буря эмоций, в раю всё предсказуемо и отсутствует понятие "сюрприз", страсть и обожание, Чувства  неведомы в раю.
    Не нужен нам рай на земле, на земле нам нужно счастье. А счастье — это и страсть, и веселье, и куча положительных впечатлений от жизни, и неожиданные подарки близких, и шумные вечеринки, и эйфория наслажденья, и удовольствие от вкусной еды, и многое-многое другое.(16)

 
 
(1) стихи автора
(2) Б.В.Щергин "Жизнь живая", М."Патриот"1992
(3) коммограф — разработчик коммуникативных программ в Интернете; комматОр — главный в группе "Библиогрань"
(4) шиншурин — золотая рыбка жемчужина (шиншурин) получила название за крупного размера чешуйки. Как и все золотые рыбки проста в содержании в аквариуме.
(5) из припева песни "Венок Дуная", стихи Е. Долматовского, музыка О. Фельцмана.
(6) По мотивам исследования  Ольги Седаковой  «Земной рай в «Божественной комедии» Данте»
(7) Ситчин Захария «Лестница в небо. В поисках бессмертия»
(8) "Калики" -  название происходит от греч. kaliga (лат. caliga — башмак)  Эти особые «паломнические» башмаки надевались и на усопших иноков — православных монахов. 
(9) «Слово и видении апостола Павла»
(10) Сакральное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное богам) — в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.
(11) Т. В. Чумакова Образ рая: от мифа к утопии. Серия "Symposium”, выпуск 31."Человек в поисках рая (по материалам древнерусской книжности)" СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.55-60 .
(12) Кулагина, из интернета
(13) «Достояние планеты», 16 декабря 2014
(14) Парадиз" в переводе с персидского означает "каменный вал, окружающий сад").
(15) Александр Богатырёв «В поисках утраченного рая»
патогенный — (от греческого patnos — страдание+генный) — приводящий к болезни. 
(16)  обсуждения из Интернета "Есть ли рай на земле?"
 Раса "В поисках Рая"

 
Рейтинг: 0 545 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!