Инь Ян. Оттенки прошлого.Глава 31
12 апреля 2015 -
Анна Магасумова
У каждого своё средневековье
Я проснулся. Было утро,
Всё равно, какого года…
(Виктор Калитин)
Время точит ножи...
… А пространство сквозь пальцы сочится,
Заставляя играть свою важную роль миражи...
Тяжело угадать, что есть правда,
а что — небылицы…
(Лика Сосновская)
Древность — самое длинное время в истории человечества, его детство. Хотя время — это понятие относительное. В младенчестве мы о времени даже не думаем. Растём, развиваемся, а развиваемся просто гигантскими шагами, вернее, скачками.
Осознаём себя, окружающий мир, учимся ходить, а ведь какое-то время ползали, а до этого лежали брёвнышками в коляске или кроватке. Главными были инстинкты — поесть, по… по… погреться у груди мамочки, такой тёплой и ароматно-пахнущей.
Проходит год, который для нас пока ничего не значит, мы делаем первые шаги и дальше… время побежало стремительнее.
«Час ребенка длиннее, чем день старика». Хорошо сказал Артур Шопенгауэр.(1) А ведь так и есть. В детстве хотелось побыстрее вырасти, закончить школу, стать взрослым. Но время тянулось и растягивалось как резинка. А ведь и на самом деле так.
Растягивается до определённого предела.
А потом резко возвращается на место.
Вот так и время нашей жизни сначала плетётся как черепаха, а потом несётся быстро, как арабский скакун, что дух захватывает.
Когда-то я стану, бабушкой,
Седой и корявой старушкой...
Ну, нет!
… Я буду старой кокеткой
На зависть другим старухам.
Я буду внучке подружкой
И вальсировать с внуком.
Я расскажу без утайки,
Пока им ещё не известно,
Что жизнь крутит каждому гайки,
Но жить всё же так интересно!
И как-то морозной зимою,
С малиной чай попивая,
Устало глаза закрою,
Скажу:" Неплохо жила я!"(2)
В романе "Гайдебуровский старик" интересно на эту тему рассуждает Елена Сазанович:
"… вся наша жизнь подобна счёту вслух. Поначалу считаешь медленно. Потом тебя охватывает нетерпение, и счёт идёт всё быстрее и быстрее. То ли сдают нервы, то ли устаёшь, то ли хочешь поскорее закончить считать. Так идут годы. Поначалу размеренно, потом всё быстрее и быстрее. То ли сдают нервы, то ли устаёшь, то ли хочешь побыстрее рассчитаться. Так и не дождавшись праздника..."(3)
Но что интересно, в старости мы вновь впадаем в детство.
"Человек в слабостях своих на всю жизнь остаётся ребёнком"
(Валентин Распутин)
Хорошо, если уйдем из жизни в здравом уме и хорошей памяти, да ещё в своей кровати, а не на больничной койке или где-нибудь на пыльной дороге.
В большинстве своём мы проживаем жизнь так, будто собираемся жить вечно — откладываем на завтра массу дел или на лучшие времена.
"В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность"
(Камю)
Душа человеческая не знает возраста. Человек умирает, а она исходит в информационное поле, чтобы ждать другого воплощения. Не буду говорить о старых и молодых душах, хотя порассуждать можно было бы, но не здесь и не сейчас.
Скажу только, что наша телесная смерть — это как смена одежды души. Умирая, мы снимаем только платье. Нам не суждено жить вечно, к сожалению, а может быть и к счастью.
"Живые знают, что умрут", — говорил Екклесиаст. Наша смерть — это только вопрос времени. Мало кто об этом задумывается. Но сильные мира сего во все времена мечтали о бессмертии.
«Продолжительность времени определяется нашим восприятием. Размеры пространства обусловлены нашим сознанием. Поэтому, коли дух покоен, один день сравнится с тысячей веков, а коли помыслы широки, крохотная хижина вместит в себя целый мир»
(Хун Цзычен)
Эликсир молодости (бессмертия) — вещество, обладающее свойством омолаживать человеческий организм и продлевать его жизнь до бесконечности. Эликсир молодости упоминается в легендах и преданиях многих народов как своеобразная «пища» богов.
Боги Древней Греции вкушали амброзию, боги Древней Индии — амриту, иранские боги — хаому, боги Древнего Египта пили воду бессмертия.
Поискам эликсира молодости много сил и времени посвятили алхимики. По их мнению, золото, которое является чрезвычайно стойким, «благородным», металлом, должно таить в себе субстанцию, делающую его вечным. Алхимики задались целью выделить эту субстанцию или найти способ ввести её в организм человека вместе с золотом. Но все опыты заканчивались ни чем, или мы об этом не знаем НИЧЕГО. Правда из алхимии родилась новая наука "химия".
Нет ни эликсира, ни учебников, ни пособий, а которых был бы рецепт долголетия.(Ф.Г.Углов)
Во все времена говорили, писали, даже снимали кино о поисках и обретении рецепта молодости, но реальных подтверждений приведено не было. Если рецепт и есть, то он человечеству пока (пока!) не известен.
"Будем жить дольше, чем другие"
(Станислав Ежи Лец)
Ещё один вопрос занимал и занимает человеческие умы. Это ДУША. Почти все сходятся на том, что она бессмертна. Об этом говорил древнегреческий философ Платон:
"Душа человека бессмертна. Все её надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти, как начала новой жизни".
Данте
Души праведников попадают в рай, а грешники — в Ад. Это известно с древности.
Чья душа и куда попадёт —
Решаем не мы.
Говорят, что с рождения
Все мы грешны.
Чтоб грехи отмолить -
Надо в церковь ходить,
"Не убий, не кради!" -
Только так надо жить.(4)
Nel mezzo del camin — посередине жизненного пути, на вершине физической и умственной силы, Данте в своей "Комедии", которую позже Джованни Бокаччо (5) назовёт "Божественной, заблудился в сумрачном, таинственном лесу заблуждений.
"Земную жизнь пройдя до половины,
Я заблудился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
… Не помню сам, как я вошёл туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа".
Данте не представляет, как он попал в этот лес, но предполагает, причина в том, что он сбился с правильного, возможно даже, праведного пути. Он осознал это, "пройдя земную жизнь до половины".
И вот вопрос: сколько лет вмещает половина жизни? Установить трудно. У каждого человека своё время и возраст ухода в иной мир. Знает ли он об этом? На эту тему рассуждает Валентин Распутин в рассказе "Век живи — век люби":
"Не может быть, чтобы человек вступал в каждый новый день вслепую, не зная, что с ним произойдет, и проживая его лишь по решению своей собственной воли, каждую минуту выбирая, что делать и куда идти. Не похоже это на человека."(6)
Интересные рассуждения, правда? Получается, что в человеке существует память жизни от начала и до конца, она и "помогает ему вспомнить, что делать". Одни этой памятью пользуются, а другие идут наперекор ей. Вот и получается, что "вся жизнь — это воспоминание вложенного в человека пути. Иначе, какой смысл пускать его в этот мир".(6)
Но человек не может уподобляться перекати -поле, которого несёт ветром на открытую и широкую, причём незнакомую, дорогу.
"Хватит ходить по указке, поступать по подсказке, верить сказке"
(Валентин Распутин)
Так что, как вы считаете к какой категории людей можно отнести Хайме? По крайней мере, он действует не по указке, никто ему НИЧЕГО не подсказывает, возможно, только предостерегает. Если же и верит в сказки, то это его дело.
Никто не знает, что произойдёт,
Взлетит в мечтах, иль упадёт?
Поднимется и дальше в путь пойдёт,
Возможно так, а вдруг наоборот?
Что жизни половина пройдена давно,
Упал — не встал, — уже предрешено,
Возможно, что кому-то всё равно,
Но жизнь не сказка, даже не кино! (4)
Но вот, что удивительно — многое Хайме видел именно, как в кино. Даже и не пытайтесь этого понять, ничего у вас не получится. Просто....
Итак, половина жизни. Литературовед, историк русской литературы М.В Строганов в монографии "Год рождения Грибоедова или "половина жизни" считает, что это где-то "между 30 и 40 годами". И пишет дальше:
"Издавна срок человеческой жизни определялся 70 годами".
Но первый человек Адам прожил 930 лет, его сын Сиф — 912 лет, сын Сифа — 905. Долгожитель Мафусаил — 969 лет, его сын Ламех — 777 лет. Ной — сын Ламеха, спасшийся во время потопа за своё благочестие, построивший Ковчег и взяв с собой по паре животных - на 9 лет меньше деда и на 192 года дольше отца.
А дальше продолжительность жизни становится меньше: внук Ламеха Сал прожил 438 лет, его сын — 239, Авраам — 148, сын Исаак -180, внук Иаков — 147, правнук Иосиф, выведший евреев из Египта — 110 лет.
Удивительно! Но в тогда летоисчисление было несколько иным. Время "текло" совсем по-другому. "Когда есть дух, то времени нет, а когда живёт тело, Хронос пожирает своих детей".
В Бытие 1:6-7 упоминается вода. "Водная оболочка" блокирует радиацию, создавая идеальные условия жизни. Но после Потопа длительность человеческой жизни сокращается.
Доктор наук, хирург, писатель Ф.Г.Углов, прожил 103 года. Родился он за год до первой русской революции, умер через 8 лет после наступления XXI века. Надеюсь, что вы определили, в каком году Фёдор Григорьевич родился и оставил этот мир, (1904-2008). В книге "Человеку мало века" пишет:
"Анатомические исследования умерших в возрасте 100 лет и больше показали, что практически ни один из них не умер от старости. Все умерли от болезней".
Итак, получается, что нам отпущено больше века.
"И сказал Господь:
— Не вечно духу моему быть пренебрегаем человеком, потому что они плоть. Пусть будут дни их 120 лет".(7)
Но человек не доживает до конца своей физической смерти и умирает от болезней, войн, катастроф и несчастных случаев. Финч, профессор нейрологии Калифорнийского университета утверждает:
" Темпы старения находятся под контролем генетики".
Так ли это на самом деле? Есть мнение, что причины старения, "увядания" человечества в другом: в определённый момент внутри человека стартует некий ГЕН или ГЕНЫ и процесс жизнедеятельности организма прекращается.
Но основной, абсолютной виновницей старости является эндокринная (нейроэндокринная) система. Она регулирует выработку гормонов, которые стимулируют деятельность внутренних органов человеческого организма. При этом эндокринные клетки выделяются непосредственно в кровь.
А руководителем, дирижером всех обменных процессов является Гипофиз. Именно он является инициатором старения.
Гипофиз — железа внутренней секреции, расположена у основании головного мозга и оказывает влияние на рост, развитие обмена веществ в организме. Это железа маленькая, редко превышает размер ногтя на мизинце ребёнка.
Гипофиз является частью центральной нервной системы и его функция напрямую зависит от работы мозга. Не случайно люди интеллектуального труда обычно живут дольше тех, кто занимается трудом физическим, реже болеют и выздоравливают быстрее.
Средняя продолжительность жизни, данная ему от природы составляет 50 лет, + или -. Современная медицина способна продлить жизнь человечества до 80-100 лет.
"Люди не хотят жить вечно. Они просто не хотят умирать"
(Станислав Лем)
Репродуктивная система человека составляет всего 30 лет. Хотя, согласно Библии, у 100-летнего Авраама и его 90-летней жены Сары родился сын. Это чудо! Хотя Авраам потомок Адама лишь в 20-м поколении.
Но учёные не отрицают возможности человека жить намного дольше.
В книге Рекордов Гиннеса самым старым человеком была Жанна Луиза Кальман из Франции. Она родилась 2 февраля 1875 году и скончалась городе Арле 4 августа 1997 года в возрасте 122 лет.
Ещё один долгожителем был Ширли Кисимов из Азербайджана. Родился в начале XIX века (1805) и прожил 168 лет (умер в 1973 году).
Дольше всех прожил Ли Чинг-Юн из Китая. Он умер в 1933 году, а было ему....256 лет!
Уму непостижимо! Чинг-Юн схоронил 23 жены и воспитал 180 наследников.
Средняя продолжительность жизни
В XXI веке в африканских странах средняя продолжительность жизни составила чуть больше 50 лет.Только в Гвинее — 67 лет, в России — 66. В США — 78 лет; в Словении 77; в Словакии и Сербии — 74 года; в Венгрии — 73 года. В Японии — 80 лет.
В среднем, в мире эта цифра колеблется от 70 до 80 лет.
Кто-то живёт даже больше, а другие уходят очень рано.
Кто уходит пораньше,
Кто значительно позже.
Только каждый так хочет
Жить значительно дольше.
Сладко есть, мягко спать,
ВСЁ на свете желая...
А когда Я уйду,
Даже не знаю.(4)
Одно из перспективных направлений увеличения продолжительности жизни является улучшение снабжения мозга кислородом, питательными веществами и активизация мозговой деятельности. Это стало возможным благодаря обучению человека различным наукам, творчеству, решение сложных задач.
В древнем мире и в средневековье продолжительность жизни колебалась от 17, 5 до 31 года, не больше. Много молодых людей погибло во время чумы в Европе. Вот в Древнем Египте возраст ушедших в мир Анубиса — мир мёртвых — 22, 5 года. В Древнем Риме — 34 года. В Средневековье — 31 год.
У каждого века есть своё средневековье
(С.Е.Лец)
Средние века — термин ввели историки-гуманисты в XVI-XVII веков. Они позаимствовали его у гуманистов-филологов, которые разделили латинский язык на древний, средний и новый. Новый для того времени — Ренессанса или Возрождения.(8) Окончательно эта терминология утвердилась в XVIII веке.
7 и 9
Издавна срок человеческой жизни определяли семьюдесятью годами: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет» (Пс. 89, ст. 10).
Так что, вы не удивляйтесь, но число 7 — одновременно счастливое и святое число. Этой цифре всегда придавали особое значение. В неделе — 7 дней. 7 чудес света. 7 свободных искусств: грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Логика и риторика в современных школах не преподаётся, арифметика и грамматика получили несколько иное название: математика - алгебра и геометрия включительно.
Грамматика - язык, например, русский, венгерский, словенский или английский, и, естественно, литература, литература данной страны и зарубежная.
Астрономия изучается в интегрированном курсе "Физика и астрономия". Ну, а риторика, входит, если только в программу факультативных занятий. Без изменений остаётся только предмет музыка, а в гамме 7 нот.
У одного из крупнейших поэтов средневековья Низами — 7 греческих мудрецов в поэме "Искандер-наме" и 7 красавиц, как и у башкир — название танца.(9)
У Данте 7 уступов чистилища, души мудрецов древности обитают в 7-стенном замке. Но он особенно чтил 7 добродетелей: вера, надежда, любовь, мудрость, справедливость, мужество и умер ценность.
Цифра 9 подразумевает завершённость человеческого цикла — конец и начало жизненного пути человека. Она несёт последний земной урок человечеству - "прощение".
Всё ли уносит время?
"Единственной мерой времени является память"
(Владислав Гжегорчик)
"Во мне лишь память о любви всевластна"
(Данте)
Большое внимание художники, поэты, писатели, философы и деятели науки обращали и обращают внимание на древнюю историю.
Если древний мир - детство человечества, то Средневековье — это отрочество, мрачная его страница. Сколько всего происходит! Войны, болезни, создание и крушение государств, Реформация, Инквизиция и сожжение ведьм. На фоне этих событий жизнь одного человека кажется такой незначительной.
"Время уносит всё", — говорил Вергилий - один из величайших поэтов Древнего Рима.
— Не будем думать о том, как прожить долго, — думал Хайме.- Ни один учёный не ответил на этот вопрос. Будем жить красиво — это значит никогда, ни при каких обстоятельствах не потерять человеческого достоинства.(10)
Уделять больше времени тем, кого любим, "потому, что они с нами не навсегда".(11)
Данте всю жизнь любил одну женщину, но эта любовь не была обычной и даже не платонической. Просто с ней он был мало знаком.
Первая встреча с девочкой, его ровесницей произошла, когда Данте исполнилось девять лет. Они столкнулись на пороге церкви. Девочка показалась Данте прекрасным цветком. На ней было платье алого цвета. Девочка показалась впечатлительному ребёнку настоящей дамой, в которой сочетались самые добродетельные черты: невинность, благородность, доброта.
Лишь на одно мгновение взгляды встретились. Девочка сразу же опустила глаза и быстро прошла мимо. Однако романтичному мальчику этого вполне хватило, чтобы пылко влюбиться в незнакомку. С тех пор маленький Данте посвящал стихи только ей, а в них воспевал красоту и очарование Беатриче.
Спустя некоторое время Данте узнал, что девочка была дочерью богатого и знатного флорентийца Фолько Портинари, и звали её Биче.
— В имени Биче нет полёта фантазии, — подумал будущий великий поэт. — Я назову её нежно и мелодично Беатриче.
Её шаги — так лилия цветёт
И проплывает лебедь-галиот.
Отрада тем, кто всё грустней вздыхали,
Расставшись с ней, и океан печали
Тому, кто лишь слова о ней прочтёт.
Проходили годы, а Биче Портинари из маленькой девочки превратилась в очаровательное создание, избалованное родителями, чуть насмешливое и дерзкое. Данте даже не стремился искать с возлюбленной новых встреч, а о её жизни случайно узнавал от знакомых.
Однажды Данте проходил по узкой флорентийской улочке и увидел красивую девушку, идущую ему навстречу. Она предстала перед ним, «облаченная в одежды ослепительно белого цвета, среди двух дам, старших ее годами». (12) С замиранием сердца юноша узнал в красавице свою возлюбленную.
Всю сладость и все смиренье дум
Познает тот, кто слышит её слово.
Блажен, кому с ней встреча суждена.
Того ж, как улыбается она,
Не молвит речь и не упомнит ум:
Так это чудо благостно и ново.
Столь благородна, столь скромна бывает
Мадонна, отвечая на поклон,
Что близ нее язык молчит, смущен,
И око к ней подняться не дерзает.
Она идет, восторгам не внимает,
И стан ее смиреньем облачен,
И, кажется: от неба низведен
Сей призрак к нам, да чудо здесь являет.
Данте показалось, что пройдя мимо, она слегка опустила голову и улыбнулась ему.
Не помня себя от счастья, он как на крыльях летел домой. Под впечатлением от встречи Данте написал первый сонет, посвящённый любимой. С этого дня он страстно желал увидеть Беатриче снова.
В своих очах Любовь она хранит;
Блаженно всё, на что она взирает;
Идет она — к ней всякий поспешает;
Приветит ли — в нем сердце задрожит.
Их следующая встреча состоялась на торжестве, посвящённом венчанию общих знакомых, однако этот день принёс влюблённому поэту страдания и слёзы. Всегда уверенный в себе, Алигьери вдруг смутился, когда увидел среди знакомых свою возлюбленную. Он не мог произнести ни слова, а когда немного пришёл в себя, то говорил нечто несвязное и нелепое. Видя смущение молодого человека, не сводящего с неё глаз, прелестная девушка стала потешаться над неуверенным гостем и высмеивать его вместе со своими подругами.
Вы меж подруг смеялись надо мною,
Но знали ль вы, мадонна, отчего
Нельзя узнать обличья моего,
Когда стою пред вашей красотою?
Ах, знали б вы — с привычной добротою
Вы не сдержали б чувства своего:
Ведь то Любовь, пленив меня всего,
Тиранствует с жестокостью такою,
Что, воцарясь средь робких чувств моих,
Иных казнив, других услав в изгнанье,
Она одна на вас свой взор стремит.
Вот отчего мой необычен вид!
Но и тогда изгнанников своих
Так явственно я слышу гореванье.
В тот вечер безутешный Данте окончательно решил никогда не искать свиданий с прекрасной Беатриче и посвятить жизнь только воспеванию своей любви к синьорине Портинари. С ней поэт больше никогда не виделся.
Однако чувство к возлюбленной не изменилось. Для мужчин образ девушки — несомненно образ его души. Алигьери по-прежнему любил Беатриче так пылко, что все другие женщины для него не существовали. Тем не менее он всё-таки женился, хотя и не скрывал, что совершил этот шаг без любви. Супругой поэта стала красивая итальянка Джемма Донати.
Беатриче же вышла замуж за богатого синьора Симона де Барди, а через несколько лет неожиданно умерла. Ей не исполнилось и двадцати пяти лет. Это случилось летом 1290 года, после чего сломленный горем Данте поклялся посвятить всё своё творчество памяти возлюбленной.(12)
В единый глас сливает все стенанья
Моей печали звук,
И кличет Смерть, и ищет неуклонно.
К ней, к ней одной летят мои желанья
Со дня, когда мадонна
Была взята из этой жизни вдруг.
Затем, что, кинувши земной наш круг,
Её черты столь дивно озарились
Великою, нездешней красотой,
Разлившей в небе свой
Любовный свет, — что ангелы склонились
Все перед ней, и ум высокий их
Дивится благородству сил таких.
Смерть Беатриче положило начало философским размышлениям Данте о жизни и смерти. Он начал читать Цицерона. Новой музой стала философия.
(1) Арту́р Шопенга́уэр (1788 — 1860) - немецкий философ — идеалист
(3) Елена Сазанович (9.05.1969) — писатель, драматург, сценарист, главный редактор международного аналитического журнала "Геополитика", член редакционного совета "Юность", автор рубрики "100 книг, которые потрясли мир", член Высшего творческого совета Московской городской организации Совета писателей России, политический аналитик.
(4) стихи автора
(5) Данте (настоящее имя Дуранте дельи Алигьери (1265 -1321) — великий итальянский поэт, богослов.
Джованни Бокаччо (1313-1375) — итальянский писатель, поэт, представитель эпохи Раннего Возрождения, главный труд - "Декамерон", или "Десятиднев", который содержит 100 новелл о любви и жизни, нравоучений и восточных сказок.
(6) Валентин Распутин (1937 — 2015) — писатель, герой Социалистического труда (1987), трижды лауреат Государственных премий (1977, 1987, 2012)
(7) Библия. Ветхий завет "Быт", 10
(8) Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рождённый») — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Новому времени.
(9) Низами — полное имя Абу Мухаммед Илиас ибн Юсуф ибн Заки (1141-1209) — классик персидской литературы, азербайджанский поэт. Имя Низами избрал в качестве литературного псевдонима (лакат)
(10) Ф.Г.Углов (1904-2008) — автор научных и научно-популярных изданий. Много рассуждал о вреде алкоголя. Считал, что младенцам не стоит давать кефир, лучше простоквашу и ряженку. С этим я согласна. После того как врач дал нам рецепт на получение кефира в Молочной кухне (такого уже нет, мамочки перешли на сухие смеси и консервированное питание), мой 3 -х месячный сын получил расстройство желудка. Среди книг Углова о вреде алкоголя "Из плена иллюзий", "Ломехузы".
(11) Джордж Карлин (1937-2008) — американский писатель, актёр, обладатель премии Марка Твена.
(12) Данте "Новая жизнь"
(13) Н. Минский " От Данте к Блоку"
Музыка Люлли
[Скрыть]
Регистрационный номер 0282696 выдан для произведения:
У каждого своё средневековье
Я проснулся. Было утро,
Всё равно, какого года…
(Виктор Калитин)
Время точит ножи...
… А пространство сквозь пальцы сочится,
Заставляя играть свою важную роль миражи...
Тяжело угадать, что есть правда,
а что — небылицы…
(Лика Сосновская)
Древность — самое длинное время в истории человечества, его детство. Хотя время — это понятие относительное. В младенчестве мы о времени даже не думаем. Растём, развиваемся, а развиваемся просто гигантскими шагами, вернее, скачками.
Осознаём себя, окружающий мир, учимся ходить, а ведь какое-то время ползали, а до этого лежали брёвнышками в коляске или кроватке. Главными были инстинкты — поесть, по… по… погреться у груди мамочки, такой тёплой и ароматно-пахнущей.
Проходит год, который для нас пока ничего не значит, мы делаем первые шаги и дальше… время побежало стремительнее.
«Час ребенка длиннее, чем день старика». Хорошо сказал Артур Шопенгауэр.(1) А ведь так и есть. В детстве хотелось побыстрее вырасти, закончить школу, стать взрослым. Но время тянулось и растягивалось как резинка. А ведь и на самом деле так.
Растягивается до определённого предела.
А потом резко возвращается на место.
Вот так и время нашей жизни сначала плетётся как черепаха, а потом несётся быстро, как арабский скакун, что дух захватывает.
Когда-то я стану, бабушкой,
Седой и корявой старушкой...
Ну, нет!
… Я буду старой кокеткой
На зависть другим старухам.
Я буду внучке подружкой
И вальсировать с внуком.
Я расскажу без утайки,
Пока им ещё не известно,
Что жизнь крутит каждому гайки,
Но жить всё же так интересно!
И как-то морозной зимою,
С малиной чай попивая,
Устало глаза закрою,
Скажу:" Неплохо жила я!"(2)
В романе "Гайдебуровский старик" интересно на эту тему рассуждает Елена Сазанович:
"… вся наша жизнь подобна счёту вслух. Поначалу считаешь медленно. Потом тебя охватывает нетерпение, и счёт идёт всё быстрее и быстрее. То ли сдают нервы, то ли устаёшь, то ли хочешь поскорее закончить считать. Так идут годы. Поначалу размеренно, потом всё быстрее и быстрее. То ли сдают нервы, то ли устаёшь, то ли хочешь побыстрее рассчитаться. Так и не дождавшись праздника..."(3)
Но что интересно, в старости мы вновь впадаем в детство.
"Человек в слабостях своих на всю жизнь остаётся ребёнком"
(Валентин Распутин)
Хорошо, если уйдем из жизни в здравом уме и хорошей памяти, да ещё в своей кровати, а не на больничной койке или где-нибудь на пыльной дороге.
В большинстве своём мы проживаем жизнь так, будто собираемся жить вечно — откладываем на завтра массу дел или на лучшие времена.
"В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность"
(Камю)
Душа человеческая не знает возраста. Человек умирает, а она исходит в информационное поле, чтобы ждать другого воплощения. Не буду говорить о старых и молодых душах, хотя порассуждать можно было бы, но не здесь и не сейчас.
Скажу только, что наша телесная смерть — это как смена одежды души. Умирая, мы снимаем только платье. Нам не суждено жить вечно, к сожалению, а может быть и к счастью.
"Живые знают, что умрут", — говорил Екклесиаст. Наша смерть — это только вопрос времени. Мало кто об этом задумывается. Но сильные мира сего во все времена мечтали о бессмертии.
«Продолжительность времени определяется нашим восприятием. Размеры пространства обусловлены нашим сознанием. Поэтому, коли дух покоен, один день сравнится с тысячей веков, а коли помыслы широки, крохотная хижина вместит в себя целый мир»
(Хун Цзычен)
Эликсир молодости (бессмертия) — вещество, обладающее свойством омолаживать человеческий организм и продлевать его жизнь до бесконечности. Эликсир молодости упоминается в легендах и преданиях многих народов как своеобразная «пища» богов.
Боги Древней Греции вкушали амброзию, боги Древней Индии — амриту, иранские боги — хаому, боги Древнего Египта пили воду бессмертия.
Поискам эликсира молодости много сил и времени посвятили алхимики. По их мнению, золото, которое является чрезвычайно стойким, «благородным», металлом, должно таить в себе субстанцию, делающую его вечным. Алхимики задались целью выделить эту субстанцию или найти способ ввести её в организм человека вместе с золотом. Но все опыты заканчивались ни чем, или мы об этом не знаем НИЧЕГО. Правда из алхимии родилась новая наука "химия".
Нет ни эликсира, ни учебников, ни пособий, а которых был бы рецепт долголетия.(Ф.Г.Углов)
Во все времена говорили, писали, даже снимали кино о поисках и обретении рецепта молодости, но реальных подтверждений приведено не было. Если рецепт и есть, то он человечеству пока (пока!) не известен.
"Будем жить дольше, чем другие"
(Станислав Ежи Лец)
Ещё один вопрос занимал и занимает человеческие умы. Это ДУША. Почти все сходятся на том, что она бессмертна. Об этом говорил древнегреческий философ Платон:
"Душа человека бессмертна. Все её надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти, как начала новой жизни".
Данте
Души праведников попадают в рай, а грешники — в Ад. Это известно с древности.
Чья душа и куда попадёт —
Решаем не мы.
Говорят, что с рождения
Все мы грешны.
Чтоб грехи отмолить -
Надо в церковь ходить,
"Не убий, не кради!" -
Только так надо жить.(4)
Nel mezzo del camin — посередине жизненного пути, на вершине физической и умственной силы, Данте в своей "Комедии", которую позже Джованни Бокаччо (5) назовёт "Божественной, заблудился в сумрачном, таинственном лесу заблуждений.
"Земную жизнь пройдя до половины,
Я заблудился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
… Не помню сам, как я вошёл туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа".
Данте не представляет, как он попал в этот лес, но предполагает, причина в том, что он сбился с правильного, возможно даже, праведного пути. Он осознал это, "пройдя земную жизнь до половины".
И вот вопрос: сколько лет вмещает половина жизни? Установить трудно. У каждого человека своё время и возраст ухода в иной мир. Знает ли он об этом? На эту тему рассуждает Валентин Распутин в рассказе "Век живи — век люби":
"Не может быть, чтобы человек вступал в каждый новый день вслепую, не зная, что с ним произойдет, и проживая его лишь по решению своей собственной воли, каждую минуту выбирая, что делать и куда идти. Не похоже это на человека."(6)
Интересные рассуждения, правда? Получается, что в человеке существует память жизни от начала и до конца, она и "помогает ему вспомнить, что делать". Одни этой памятью пользуются, а другие идут наперекор ей. Вот и получается, что "вся жизнь — это воспоминание вложенного в человека пути. Иначе, какой смысл пускать его в этот мир".(6)
Но человек не может уподобляться перекати -поле, которого несёт ветром на открытую и широкую, причём незнакомую, дорогу.
"Хватит ходить по указке, поступать по подсказке, верить сказке"
(Валентин Распутин)
Так что, как вы считаете к какой категории людей можно отнести Хайме? По крайней мере, он действует не по указке, никто ему НИЧЕГО не подсказывает, возможно, только предостерегает. Если же и верит в сказки, то это его дело.
Никто не знает, что произойдёт,
Взлетит в мечтах, иль упадёт?
Поднимется и дальше в путь пойдёт,
Возможно так, а вдруг наоборот?
Что жизни половина пройдена давно,
Упал — не встал, — уже предрешено,
Возможно, что кому-то всё равно,
Но жизнь не сказка, даже не кино! (4)
Но вот, что удивительно — многое Хайме видел именно, как в кино. Даже и не пытайтесь этого понять, ничего у вас не получится. Просто....
Итак, половина жизни. Литературовед, историк русской литературы М.В Строганов в монографии "Год рождения Грибоедова или "половина жизни" считает, что это где-то "между 30 и 40 годами". И пишет дальше:
"Издавна срок человеческой жизни определялся 70 годами".
Но первый человек Адам прожил 930 лет, его сын Сиф — 912 лет, сын Сифа — 905. Долгожитель Мафусаил — 969 лет, его сын Ламех — 777 лет. Ной — сын Ламеха, спасшийся во время потопа за своё благочестие, построивший Ковчег и взяв с собой по паре животных - на 9 лет меньше деда и на 192 года дольше отца.
А дальше продолжительность жизни становится меньше: внук Ламеха Сал прожил 438 лет, его сын — 239, Авраам — 148, сын Исаак -180, внук Иаков — 147, правнук Иосиф, выведший евреев из Египта — 110 лет.
Удивительно! Но в тогда летоисчисление было несколько иным. Время "текло" совсем по-другому. "Когда есть дух, то времени нет, а когда живёт тело, Хронос пожирает своих детей".
В Бытие 1:6-7 упоминается вода. "Водная оболочка" блокирует радиацию, создавая идеальные условия жизни. Но после Потопа длительность человеческой жизни сокращается.
Доктор наук, хирург, писатель Ф.Г.Углов, прожил 103 года. Родился он за год до первой русской революции, умер через 8 лет после наступления XXI века. Надеюсь, что вы определили, в каком году Фёдор Григорьевич родился и оставил этот мир, (1904-2008). В книге "Человеку мало века" пишет:
"Анатомические исследования умерших в возрасте 100 лет и больше показали, что практически ни один из них не умер от старости. Все умерли от болезней".
Итак, получается, что нам отпущено больше века.
"И сказал Господь:
— Не вечно духу моему быть пренебрегаем человеком, потому что они плоть. Пусть будут дни их 120 лет".(7)
Но человек не доживает до конца своей физической смерти и умирает от болезней, войн, катастроф и несчастных случаев. Финч, профессор нейрологии Калифорнийского университета утверждает:
" Темпы старения находятся под контролем генетики".
Так ли это на самом деле? Есть мнение, что причины старения, "увядания" человечества в другом: в определённый момент внутри человека стартует некий ГЕН или ГЕНЫ и процесс жизнедеятельности организма прекращается.
Но основной, абсолютной виновницей старости является эндокринная (нейроэндокринная) система. Она регулирует выработку гормонов, которые стимулируют деятельность внутренних органов человеческого организма. При этом эндокринные клетки выделяются непосредственно в кровь.
А руководителем, дирижером всех обменных процессов является Гипофиз. Именно он является инициатором старения.
Гипофиз — железа внутренней секреции, расположена у основании головного мозга и оказывает влияние на рост, развитие обмена веществ в организме. Это железа маленькая, редко превышает размер ногтя на мизинце ребёнка.
Гипофиз является частью центральной нервной системы и его функция напрямую зависит от работы мозга. Не случайно люди интеллектуального труда обычно живут дольше тех, кто занимается трудом физическим, реже болеют и выздоравливают быстрее.
Средняя продолжительность жизни, данная ему от природы составляет 50 лет, + или -. Современная медицина способна продлить жизнь человечества до 80-100 лет.
"Люди не хотят жить вечно. Они просто не хотят умирать"
(Станислав Лем)
Репродуктивная система человека составляет всего 30 лет. Хотя, согласно Библии, у 100-летнего Авраама и его 90-летней жены Сары родился сын. Это чудо! Хотя Авраам потомок Адама лишь в 20-м поколении.
Но учёные не отрицают возможности человека жить намного дольше.
В книге Рекордов Гиннеса самым старым человеком была Жанна Луиза Кальман из Франции. Она родилась 2 февраля 1875 году и скончалась городе Арле 4 августа 1997 года в возрасте 122 лет.
Ещё один долгожителем был Ширли Кисимов из Азербайджана. Родился в начале XIX века (1805) и прожил 168 лет (умер в 1973 году).
Дольше всех прожил Ли Чинг-Юн из Китая. Он умер в 1933 году, а было ему....256 лет!
Уму непостижимо! Чинг-Юн схоронил 23 жены и воспитал 180 наследников.
Средняя продолжительность жизни
В XXI веке в африканских странах средняя продолжительность жизни составила чуть больше 50 лет.Только в Гвинее — 67 лет, в России — 66. В США — 78 лет; в Словении 77; в Словакии и Сербии — 74 года; в Венгрии — 73 года. В Японии — 80 лет.
В среднем, в мире эта цифра колеблется от 70 до 80 лет.
Кто-то живёт даже больше, а другие уходят очень рано.
Кто уходит пораньше,
Кто значительно позже.
Только каждый так хочет
Жить значительно дольше.
Сладко есть, мягко спать,
ВСЁ на свете желая...
А когда Я уйду,
Даже не знаю.(4)
Одно из перспективных направлений увеличения продолжительности жизни является улучшение снабжения мозга кислородом, питательными веществами и активизация мозговой деятельности. Это стало возможным благодаря обучению человека различным наукам, творчеству, решение сложных задач.
В древнем мире и в средневековье продолжительность жизни колебалась от 17, 5 до 31 года, не больше. Много молодых людей погибло во время чумы в Европе. Вот в Древнем Египте возраст ушедших в мир Анубиса — мир мёртвых — 22, 5 года. В Древнем Риме — 34 года. В Средневековье — 31 год.
У каждого века есть своё средневековье
(С.Е.Лец)
Средние века — термин ввели историки-гуманисты в XVI-XVII веков. Они позаимствовали его у гуманистов-филологов, которые разделили латинский язык на древний, средний и новый. Новый для того времени — Ренессанса или Возрождения.(8) Окончательно эта терминология утвердилась в XVIII веке.
7 и 9
Издавна срок человеческой жизни определяли семьюдесятью годами: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет» (Пс. 89, ст. 10).
Так что, вы не удивляйтесь, но число 7 — одновременно счастливое и святое число. Этой цифре всегда придавали особое значение. В неделе — 7 дней. 7 чудес света. 7 свободных искусств: грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Логика и риторика в современных школах не преподаётся, арифметика и грамматика получили несколько иное название: математика - алгебра и геометрия включительно.
Грамматика - язык, например, русский, венгерский, словенский или английский, и, естественно, литература, литература данной страны и зарубежная.
Астрономия изучается в интегрированном курсе "Физика и астрономия". Ну, а риторика, входит, если только в программу факультативных занятий. Без изменений остаётся только предмет музыка, а в гамме 7 нот.
У одного из крупнейших поэтов средневековья Низами — 7 греческих мудрецов в поэме "Искандер-наме" и 7 красавиц, как и у башкир — название танца.(9)
У Данте 7 уступов чистилища, души мудрецов древности обитают в 7-стенном замке. Но он особенно чтил 7 добродетелей: вера, надежда, любовь, мудрость, справедливость, мужество и умер ценность.
Цифра 9 подразумевает завершённость человеческого цикла — конец и начало жизненного пути человека. Она несёт последний земной урок человечеству - "прощение".
Всё ли уносит время?
"Единственной мерой времени является память"
(Владислав Гжегорчик)
"Во мне лишь память о любви всевластна"
(Данте)
Большое внимание художники, поэты, писатели, философы и деятели науки обращали и обращают внимание на древнюю историю.
Если древний мир - детство человечества, то Средневековье — это отрочество, мрачная его страница. Сколько всего происходит! Войны, болезни, создание и крушение государств, Реформация, Инквизиция и сожжение ведьм. На фоне этих событий жизнь одного человека кажется такой незначительной.
"Время уносит всё", — говорил Вергилий - один из величайших поэтов Древнего Рима.
— Не будем думать о том, как прожить долго, — думал Хайме.- Ни один учёный не ответил на этот вопрос. Будем жить красиво — это значит никогда, ни при каких обстоятельствах не потерять человеческого достоинства.(10)
Уделять больше времени тем, кого любим, "потому, что они с нами не навсегда".(11)
Данте всю жизнь любил одну женщину, но эта любовь не была обычной и даже не платонической. Просто с ней он был мало знаком.
Первая встреча с девочкой, его ровесницей произошла, когда Данте исполнилось девять лет. Они столкнулись на пороге церкви. Девочка показалась Данте прекрасным цветком. На ней было платье алого цвета. Девочка показалась впечатлительному ребёнку настоящей дамой, в которой сочетались самые добродетельные черты: невинность, благородность, доброта.
Лишь на одно мгновение взгляды встретились. Девочка сразу же опустила глаза и быстро прошла мимо. Однако романтичному мальчику этого вполне хватило, чтобы пылко влюбиться в незнакомку. С тех пор маленький Данте посвящал стихи только ей, а в них воспевал красоту и очарование Беатриче.
Спустя некоторое время Данте узнал, что девочка была дочерью богатого и знатного флорентийца Фолько Портинари, и звали её Биче.
— В имени Биче нет полёта фантазии, — подумал будущий великий поэт. — Я назову её нежно и мелодично Беатриче.
Её шаги — так лилия цветёт
И проплывает лебедь-галиот.
Отрада тем, кто всё грустней вздыхали,
Расставшись с ней, и океан печали
Тому, кто лишь слова о ней прочтёт.
Проходили годы, а Биче Портинари из маленькой девочки превратилась в очаровательное создание, избалованное родителями, чуть насмешливое и дерзкое. Данте даже не стремился искать с возлюбленной новых встреч, а о её жизни случайно узнавал от знакомых.
Однажды Данте проходил по узкой флорентийской улочке и увидел красивую девушку, идущую ему навстречу. Она предстала перед ним, «облаченная в одежды ослепительно белого цвета, среди двух дам, старших ее годами». (12) С замиранием сердца юноша узнал в красавице свою возлюбленную.
Всю сладость и все смиренье дум
Познает тот, кто слышит её слово.
Блажен, кому с ней встреча суждена.
Того ж, как улыбается она,
Не молвит речь и не упомнит ум:
Так это чудо благостно и ново.
Столь благородна, столь скромна бывает
Мадонна, отвечая на поклон,
Что близ нее язык молчит, смущен,
И око к ней подняться не дерзает.
Она идет, восторгам не внимает,
И стан ее смиреньем облачен,
И, кажется: от неба низведен
Сей призрак к нам, да чудо здесь являет.
Данте показалось, что пройдя мимо, она слегка опустила голову и улыбнулась ему.
Не помня себя от счастья, он как на крыльях летел домой. Под впечатлением от встречи Данте написал первый сонет, посвящённый любимой. С этого дня он страстно желал увидеть Беатриче снова.
В своих очах Любовь она хранит;
Блаженно всё, на что она взирает;
Идет она — к ней всякий поспешает;
Приветит ли — в нем сердце задрожит.
Их следующая встреча состоялась на торжестве, посвящённом венчанию общих знакомых, однако этот день принёс влюблённому поэту страдания и слёзы. Всегда уверенный в себе, Алигьери вдруг смутился, когда увидел среди знакомых свою возлюбленную. Он не мог произнести ни слова, а когда немного пришёл в себя, то говорил нечто несвязное и нелепое. Видя смущение молодого человека, не сводящего с неё глаз, прелестная девушка стала потешаться над неуверенным гостем и высмеивать его вместе со своими подругами.
Вы меж подруг смеялись надо мною,
Но знали ль вы, мадонна, отчего
Нельзя узнать обличья моего,
Когда стою пред вашей красотою?
Ах, знали б вы — с привычной добротою
Вы не сдержали б чувства своего:
Ведь то Любовь, пленив меня всего,
Тиранствует с жестокостью такою,
Что, воцарясь средь робких чувств моих,
Иных казнив, других услав в изгнанье,
Она одна на вас свой взор стремит.
Вот отчего мой необычен вид!
Но и тогда изгнанников своих
Так явственно я слышу гореванье.
В тот вечер безутешный Данте окончательно решил никогда не искать свиданий с прекрасной Беатриче и посвятить жизнь только воспеванию своей любви к синьорине Портинари. С ней поэт больше никогда не виделся.
Однако чувство к возлюбленной не изменилось. Для мужчин образ девушки — несомненно образ его души. Алигьери по-прежнему любил Беатриче так пылко, что все другие женщины для него не существовали. Тем не менее он всё-таки женился, хотя и не скрывал, что совершил этот шаг без любви. Супругой поэта стала красивая итальянка Джемма Донати.
Беатриче же вышла замуж за богатого синьора Симона де Барди, а через несколько лет неожиданно умерла. Ей не исполнилось и двадцати пяти лет. Это случилось летом 1290 года, после чего сломленный горем Данте поклялся посвятить всё своё творчество памяти возлюбленной.(12)
В единый глас сливает все стенанья
Моей печали звук,
И кличет Смерть, и ищет неуклонно.
К ней, к ней одной летят мои желанья
Со дня, когда мадонна
Была взята из этой жизни вдруг.
Затем, что, кинувши земной наш круг,
Её черты столь дивно озарились
Великою, нездешней красотой,
Разлившей в небе свой
Любовный свет, — что ангелы склонились
Все перед ней, и ум высокий их
Дивится благородству сил таких.
Смерть Беатриче положило начало философским размышлениям Данте о жизни и смерти. Он начал читать Цицерона. Новой музой стала философия.
(1) Арту́р Шопенга́уэр (1788 — 1860) - немецкий философ — идеалист
(2) по мотивам стихов с сайта www gala.ru/clubs
(3) Елена Сазанович (9.05.1969) — писатель, драматург, сценарист, главный редактор международного аналитического журнала "Геополитика", член редакционного совета "Юность", автор рубрики "100 книг, которые потрясли мир", член Высшего творческого совета Московской городской организации Совета писателей России, политический аналитик.
(4) стихи автора
(5) Данте (настоящее имя Дуранте дельи Алигьери (1265 -1321) — великий итальянский поэт, богослов.
Джованни Бокаччо (1313-1375) — итальянский писатель, поэт, представитель эпохи Раннего Возрождения, главный труд - "Декамерон", или "Десятиднев", который содержит 100 новелл о любви и жизни, нравоучений и восточных сказок.
(6) Валентин Распутин (1937 — 2015) — писатель, герой Социалистического труда (1987), трижды лауреат Государственных премий (1977, 1987, 2012)
(7) Библия. Ветхий завет "Быт", 10
(8) Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рождённый») — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Новому времени.
(9) Низами — полное имя Абу Мухаммед Илиас ибн Юсуф ибн Заки (1141-1209) — классик персидской литературы, азербайджанский поэт. Имя Низами избрал в качестве литературного псевдонима (лакат)
(10) Ф.Г.Углов (1904-2008) — автор научных и научно-популярных изданий. Много рассуждал о вреде алкоголя. Считал, что младенцам не стоит давать кефир, лучше простоквашу и ряженку. С этим я согласна. После того как врач дал нам рецепт на получение кефира в Молочной кухне (такого уже нет, мамочки перешли на сухие смеси и консервированное питание), мой 3 -х месячный сын получил расстройство желудка. Среди книг Углова о вреде алкоголя "Из плена иллюзий", "Ломехузы".
(11) Джордж Карлин (1937-2008) — американский писатель, актёр, обладатель премии Марка Твена.
(12) Данте "Новая жизнь"
У каждого своё средневековье
Я проснулся. Было утро,
Всё равно, какого года…
(Виктор Калитин)
Время точит ножи...
… А пространство сквозь пальцы сочится,
Заставляя играть свою важную роль миражи...
Тяжело угадать, что есть правда,
а что — небылицы…
(Лика Сосновская)
Древность — самое длинное время в истории человечества, его детство. Хотя время — это понятие относительное. В младенчестве мы о времени даже не думаем. Растём, развиваемся, а развиваемся просто гигантскими шагами, вернее, скачками.
Осознаём себя, окружающий мир, учимся ходить, а ведь какое-то время ползали, а до этого лежали брёвнышками в коляске или кроватке. Главными были инстинкты — поесть, по… по… погреться у груди мамочки, такой тёплой и ароматно-пахнущей.
Проходит год, который для нас пока ничего не значит, мы делаем первые шаги и дальше… время побежало стремительнее.
«Час ребенка длиннее, чем день старика». Хорошо сказал Артур Шопенгауэр.(1) А ведь так и есть. В детстве хотелось побыстрее вырасти, закончить школу, стать взрослым. Но время тянулось и растягивалось как резинка. А ведь и на самом деле так.
Растягивается до определённого предела.
А потом резко возвращается на место.
Вот так и время нашей жизни сначала плетётся как черепаха, а потом несётся быстро, как арабский скакун, что дух захватывает.
Когда-то я стану, бабушкой,
Седой и корявой старушкой...
Ну, нет!
… Я буду старой кокеткой
На зависть другим старухам.
Я буду внучке подружкой
И вальсировать с внуком.
Я расскажу без утайки,
Пока им ещё не известно,
Что жизнь крутит каждому гайки,
Но жить всё же так интересно!
И как-то морозной зимою,
С малиной чай попивая,
Устало глаза закрою,
Скажу:" Неплохо жила я!"(2)
В романе "Гайдебуровский старик" интересно на эту тему рассуждает Елена Сазанович:
"… вся наша жизнь подобна счёту вслух. Поначалу считаешь медленно. Потом тебя охватывает нетерпение, и счёт идёт всё быстрее и быстрее. То ли сдают нервы, то ли устаёшь, то ли хочешь поскорее закончить считать. Так идут годы. Поначалу размеренно, потом всё быстрее и быстрее. То ли сдают нервы, то ли устаёшь, то ли хочешь побыстрее рассчитаться. Так и не дождавшись праздника..."(3)
Но что интересно, в старости мы вновь впадаем в детство.
"Человек в слабостях своих на всю жизнь остаётся ребёнком"
(Валентин Распутин)
Хорошо, если уйдем из жизни в здравом уме и хорошей памяти, да ещё в своей кровати, а не на больничной койке или где-нибудь на пыльной дороге.
В большинстве своём мы проживаем жизнь так, будто собираемся жить вечно — откладываем на завтра массу дел или на лучшие времена.
"В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность"
(Камю)
Душа человеческая не знает возраста. Человек умирает, а она исходит в информационное поле, чтобы ждать другого воплощения. Не буду говорить о старых и молодых душах, хотя порассуждать можно было бы, но не здесь и не сейчас.
Скажу только, что наша телесная смерть — это как смена одежды души. Умирая, мы снимаем только платье. Нам не суждено жить вечно, к сожалению, а может быть и к счастью.
"Живые знают, что умрут", — говорил Екклесиаст. Наша смерть — это только вопрос времени. Мало кто об этом задумывается. Но сильные мира сего во все времена мечтали о бессмертии.
«Продолжительность времени определяется нашим восприятием. Размеры пространства обусловлены нашим сознанием. Поэтому, коли дух покоен, один день сравнится с тысячей веков, а коли помыслы широки, крохотная хижина вместит в себя целый мир»
(Хун Цзычен)
Эликсир молодости (бессмертия) — вещество, обладающее свойством омолаживать человеческий организм и продлевать его жизнь до бесконечности. Эликсир молодости упоминается в легендах и преданиях многих народов как своеобразная «пища» богов.
Боги Древней Греции вкушали амброзию, боги Древней Индии — амриту, иранские боги — хаому, боги Древнего Египта пили воду бессмертия.
Поискам эликсира молодости много сил и времени посвятили алхимики. По их мнению, золото, которое является чрезвычайно стойким, «благородным», металлом, должно таить в себе субстанцию, делающую его вечным. Алхимики задались целью выделить эту субстанцию или найти способ ввести её в организм человека вместе с золотом. Но все опыты заканчивались ни чем, или мы об этом не знаем НИЧЕГО. Правда из алхимии родилась новая наука "химия".
Нет ни эликсира, ни учебников, ни пособий, а которых был бы рецепт долголетия.(Ф.Г.Углов)
Во все времена говорили, писали, даже снимали кино о поисках и обретении рецепта молодости, но реальных подтверждений приведено не было. Если рецепт и есть, то он человечеству пока (пока!) не известен.
"Будем жить дольше, чем другие"
(Станислав Ежи Лец)
Ещё один вопрос занимал и занимает человеческие умы. Это ДУША. Почти все сходятся на том, что она бессмертна. Об этом говорил древнегреческий философ Платон:
"Душа человека бессмертна. Все её надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти, как начала новой жизни".
Данте
Души праведников попадают в рай, а грешники — в Ад. Это известно с древности.
Чья душа и куда попадёт —
Решаем не мы.
Говорят, что с рождения
Все мы грешны.
Чтоб грехи отмолить -
Надо в церковь ходить,
"Не убий, не кради!" -
Только так надо жить.(4)
Nel mezzo del camin — посередине жизненного пути, на вершине физической и умственной силы, Данте в своей "Комедии", которую позже Джованни Бокаччо (5) назовёт "Божественной, заблудился в сумрачном, таинственном лесу заблуждений.
"Земную жизнь пройдя до половины,
Я заблудился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
… Не помню сам, как я вошёл туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа".
Данте не представляет, как он попал в этот лес, но предполагает, причина в том, что он сбился с правильного, возможно даже, праведного пути. Он осознал это, "пройдя земную жизнь до половины".
И вот вопрос: сколько лет вмещает половина жизни? Установить трудно. У каждого человека своё время и возраст ухода в иной мир. Знает ли он об этом? На эту тему рассуждает Валентин Распутин в рассказе "Век живи — век люби":
"Не может быть, чтобы человек вступал в каждый новый день вслепую, не зная, что с ним произойдет, и проживая его лишь по решению своей собственной воли, каждую минуту выбирая, что делать и куда идти. Не похоже это на человека."(6)
Интересные рассуждения, правда? Получается, что в человеке существует память жизни от начала и до конца, она и "помогает ему вспомнить, что делать". Одни этой памятью пользуются, а другие идут наперекор ей. Вот и получается, что "вся жизнь — это воспоминание вложенного в человека пути. Иначе, какой смысл пускать его в этот мир".(6)
Но человек не может уподобляться перекати -поле, которого несёт ветром на открытую и широкую, причём незнакомую, дорогу.
"Хватит ходить по указке, поступать по подсказке, верить сказке"
(Валентин Распутин)
Так что, как вы считаете к какой категории людей можно отнести Хайме? По крайней мере, он действует не по указке, никто ему НИЧЕГО не подсказывает, возможно, только предостерегает. Если же и верит в сказки, то это его дело.
Никто не знает, что произойдёт,
Взлетит в мечтах, иль упадёт?
Поднимется и дальше в путь пойдёт,
Возможно так, а вдруг наоборот?
Что жизни половина пройдена давно,
Упал — не встал, — уже предрешено,
Возможно, что кому-то всё равно,
Но жизнь не сказка, даже не кино! (4)
Но вот, что удивительно — многое Хайме видел именно, как в кино. Даже и не пытайтесь этого понять, ничего у вас не получится. Просто....
Итак, половина жизни. Литературовед, историк русской литературы М.В Строганов в монографии "Год рождения Грибоедова или "половина жизни" считает, что это где-то "между 30 и 40 годами". И пишет дальше:
"Издавна срок человеческой жизни определялся 70 годами".
Но первый человек Адам прожил 930 лет, его сын Сиф — 912 лет, сын Сифа — 905. Долгожитель Мафусаил — 969 лет, его сын Ламех — 777 лет. Ной — сын Ламеха, спасшийся во время потопа за своё благочестие, построивший Ковчег и взяв с собой по паре животных - на 9 лет меньше деда и на 192 года дольше отца.
А дальше продолжительность жизни становится меньше: внук Ламеха Сал прожил 438 лет, его сын — 239, Авраам — 148, сын Исаак -180, внук Иаков — 147, правнук Иосиф, выведший евреев из Египта — 110 лет.
Удивительно! Но в тогда летоисчисление было несколько иным. Время "текло" совсем по-другому. "Когда есть дух, то времени нет, а когда живёт тело, Хронос пожирает своих детей".
В Бытие 1:6-7 упоминается вода. "Водная оболочка" блокирует радиацию, создавая идеальные условия жизни. Но после Потопа длительность человеческой жизни сокращается.
Доктор наук, хирург, писатель Ф.Г.Углов, прожил 103 года. Родился он за год до первой русской революции, умер через 8 лет после наступления XXI века. Надеюсь, что вы определили, в каком году Фёдор Григорьевич родился и оставил этот мир, (1904-2008). В книге "Человеку мало века" пишет:
"Анатомические исследования умерших в возрасте 100 лет и больше показали, что практически ни один из них не умер от старости. Все умерли от болезней".
Итак, получается, что нам отпущено больше века.
"И сказал Господь:
— Не вечно духу моему быть пренебрегаем человеком, потому что они плоть. Пусть будут дни их 120 лет".(7)
Но человек не доживает до конца своей физической смерти и умирает от болезней, войн, катастроф и несчастных случаев. Финч, профессор нейрологии Калифорнийского университета утверждает:
" Темпы старения находятся под контролем генетики".
Так ли это на самом деле? Есть мнение, что причины старения, "увядания" человечества в другом: в определённый момент внутри человека стартует некий ГЕН или ГЕНЫ и процесс жизнедеятельности организма прекращается.
Но основной, абсолютной виновницей старости является эндокринная (нейроэндокринная) система. Она регулирует выработку гормонов, которые стимулируют деятельность внутренних органов человеческого организма. При этом эндокринные клетки выделяются непосредственно в кровь.
А руководителем, дирижером всех обменных процессов является Гипофиз. Именно он является инициатором старения.
Гипофиз — железа внутренней секреции, расположена у основании головного мозга и оказывает влияние на рост, развитие обмена веществ в организме. Это железа маленькая, редко превышает размер ногтя на мизинце ребёнка.
Гипофиз является частью центральной нервной системы и его функция напрямую зависит от работы мозга. Не случайно люди интеллектуального труда обычно живут дольше тех, кто занимается трудом физическим, реже болеют и выздоравливают быстрее.
Средняя продолжительность жизни, данная ему от природы составляет 50 лет, + или -. Современная медицина способна продлить жизнь человечества до 80-100 лет.
"Люди не хотят жить вечно. Они просто не хотят умирать"
(Станислав Лем)
Репродуктивная система человека составляет всего 30 лет. Хотя, согласно Библии, у 100-летнего Авраама и его 90-летней жены Сары родился сын. Это чудо! Хотя Авраам потомок Адама лишь в 20-м поколении.
Но учёные не отрицают возможности человека жить намного дольше.
В книге Рекордов Гиннеса самым старым человеком была Жанна Луиза Кальман из Франции. Она родилась 2 февраля 1875 году и скончалась городе Арле 4 августа 1997 года в возрасте 122 лет.
Ещё один долгожителем был Ширли Кисимов из Азербайджана. Родился в начале XIX века (1805) и прожил 168 лет (умер в 1973 году).
Дольше всех прожил Ли Чинг-Юн из Китая. Он умер в 1933 году, а было ему....256 лет!
Уму непостижимо! Чинг-Юн схоронил 23 жены и воспитал 180 наследников.
Средняя продолжительность жизни
В XXI веке в африканских странах средняя продолжительность жизни составила чуть больше 50 лет.Только в Гвинее — 67 лет, в России — 66. В США — 78 лет; в Словении 77; в Словакии и Сербии — 74 года; в Венгрии — 73 года. В Японии — 80 лет.
В среднем, в мире эта цифра колеблется от 70 до 80 лет.
Кто-то живёт даже больше, а другие уходят очень рано.
Кто уходит пораньше,
Кто значительно позже.
Только каждый так хочет
Жить значительно дольше.
Сладко есть, мягко спать,
ВСЁ на свете желая...
А когда Я уйду,
Даже не знаю.(4)
Одно из перспективных направлений увеличения продолжительности жизни является улучшение снабжения мозга кислородом, питательными веществами и активизация мозговой деятельности. Это стало возможным благодаря обучению человека различным наукам, творчеству, решение сложных задач.
В древнем мире и в средневековье продолжительность жизни колебалась от 17, 5 до 31 года, не больше. Много молодых людей погибло во время чумы в Европе. Вот в Древнем Египте возраст ушедших в мир Анубиса — мир мёртвых — 22, 5 года. В Древнем Риме — 34 года. В Средневековье — 31 год.
У каждого века есть своё средневековье
(С.Е.Лец)
Средние века — термин ввели историки-гуманисты в XVI-XVII веков. Они позаимствовали его у гуманистов-филологов, которые разделили латинский язык на древний, средний и новый. Новый для того времени — Ренессанса или Возрождения.(8) Окончательно эта терминология утвердилась в XVIII веке.
7 и 9
Издавна срок человеческой жизни определяли семьюдесятью годами: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет» (Пс. 89, ст. 10).
Так что, вы не удивляйтесь, но число 7 — одновременно счастливое и святое число. Этой цифре всегда придавали особое значение. В неделе — 7 дней. 7 чудес света. 7 свободных искусств: грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Логика и риторика в современных школах не преподаётся, арифметика и грамматика получили несколько иное название: математика - алгебра и геометрия включительно.
Грамматика - язык, например, русский, венгерский, словенский или английский, и, естественно, литература, литература данной страны и зарубежная.
Астрономия изучается в интегрированном курсе "Физика и астрономия". Ну, а риторика, входит, если только в программу факультативных занятий. Без изменений остаётся только предмет музыка, а в гамме 7 нот.
У одного из крупнейших поэтов средневековья Низами — 7 греческих мудрецов в поэме "Искандер-наме" и 7 красавиц, как и у башкир — название танца.(9)
У Данте 7 уступов чистилища, души мудрецов древности обитают в 7-стенном замке. Но он особенно чтил 7 добродетелей: вера, надежда, любовь, мудрость, справедливость, мужество и умер ценность.
Цифра 9 подразумевает завершённость человеческого цикла — конец и начало жизненного пути человека. Она несёт последний земной урок человечеству - "прощение".
Всё ли уносит время?
"Единственной мерой времени является память"
(Владислав Гжегорчик)
"Во мне лишь память о любви всевластна"
(Данте)
Большое внимание художники, поэты, писатели, философы и деятели науки обращали и обращают внимание на древнюю историю.
Если древний мир - детство человечества, то Средневековье — это отрочество, мрачная его страница. Сколько всего происходит! Войны, болезни, создание и крушение государств, Реформация, Инквизиция и сожжение ведьм. На фоне этих событий жизнь одного человека кажется такой незначительной.
"Время уносит всё", — говорил Вергилий - один из величайших поэтов Древнего Рима.
— Не будем думать о том, как прожить долго, — думал Хайме.- Ни один учёный не ответил на этот вопрос. Будем жить красиво — это значит никогда, ни при каких обстоятельствах не потерять человеческого достоинства.(10)
Уделять больше времени тем, кого любим, "потому, что они с нами не навсегда".(11)
Данте всю жизнь любил одну женщину, но эта любовь не была обычной и даже не платонической. Просто с ней он был мало знаком.
Первая встреча с девочкой, его ровесницей произошла, когда Данте исполнилось девять лет. Они столкнулись на пороге церкви. Девочка показалась Данте прекрасным цветком. На ней было платье алого цвета. Девочка показалась впечатлительному ребёнку настоящей дамой, в которой сочетались самые добродетельные черты: невинность, благородность, доброта.
Лишь на одно мгновение взгляды встретились. Девочка сразу же опустила глаза и быстро прошла мимо. Однако романтичному мальчику этого вполне хватило, чтобы пылко влюбиться в незнакомку. С тех пор маленький Данте посвящал стихи только ей, а в них воспевал красоту и очарование Беатриче.
Спустя некоторое время Данте узнал, что девочка была дочерью богатого и знатного флорентийца Фолько Портинари, и звали её Биче.
— В имени Биче нет полёта фантазии, — подумал будущий великий поэт. — Я назову её нежно и мелодично Беатриче.
Её шаги — так лилия цветёт
И проплывает лебедь-галиот.
Отрада тем, кто всё грустней вздыхали,
Расставшись с ней, и океан печали
Тому, кто лишь слова о ней прочтёт.
Проходили годы, а Биче Портинари из маленькой девочки превратилась в очаровательное создание, избалованное родителями, чуть насмешливое и дерзкое. Данте даже не стремился искать с возлюбленной новых встреч, а о её жизни случайно узнавал от знакомых.
Однажды Данте проходил по узкой флорентийской улочке и увидел красивую девушку, идущую ему навстречу. Она предстала перед ним, «облаченная в одежды ослепительно белого цвета, среди двух дам, старших ее годами». (12) С замиранием сердца юноша узнал в красавице свою возлюбленную.
Всю сладость и все смиренье дум
Познает тот, кто слышит её слово.
Блажен, кому с ней встреча суждена.
Того ж, как улыбается она,
Не молвит речь и не упомнит ум:
Так это чудо благостно и ново.
Столь благородна, столь скромна бывает
Мадонна, отвечая на поклон,
Что близ нее язык молчит, смущен,
И око к ней подняться не дерзает.
Она идет, восторгам не внимает,
И стан ее смиреньем облачен,
И, кажется: от неба низведен
Сей призрак к нам, да чудо здесь являет.
Данте показалось, что пройдя мимо, она слегка опустила голову и улыбнулась ему.
Не помня себя от счастья, он как на крыльях летел домой. Под впечатлением от встречи Данте написал первый сонет, посвящённый любимой. С этого дня он страстно желал увидеть Беатриче снова.
В своих очах Любовь она хранит;
Блаженно всё, на что она взирает;
Идет она — к ней всякий поспешает;
Приветит ли — в нем сердце задрожит.
Их следующая встреча состоялась на торжестве, посвящённом венчанию общих знакомых, однако этот день принёс влюблённому поэту страдания и слёзы. Всегда уверенный в себе, Алигьери вдруг смутился, когда увидел среди знакомых свою возлюбленную. Он не мог произнести ни слова, а когда немного пришёл в себя, то говорил нечто несвязное и нелепое. Видя смущение молодого человека, не сводящего с неё глаз, прелестная девушка стала потешаться над неуверенным гостем и высмеивать его вместе со своими подругами.
Вы меж подруг смеялись надо мною,
Но знали ль вы, мадонна, отчего
Нельзя узнать обличья моего,
Когда стою пред вашей красотою?
Ах, знали б вы — с привычной добротою
Вы не сдержали б чувства своего:
Ведь то Любовь, пленив меня всего,
Тиранствует с жестокостью такою,
Что, воцарясь средь робких чувств моих,
Иных казнив, других услав в изгнанье,
Она одна на вас свой взор стремит.
Вот отчего мой необычен вид!
Но и тогда изгнанников своих
Так явственно я слышу гореванье.
В тот вечер безутешный Данте окончательно решил никогда не искать свиданий с прекрасной Беатриче и посвятить жизнь только воспеванию своей любви к синьорине Портинари. С ней поэт больше никогда не виделся.
Однако чувство к возлюбленной не изменилось. Для мужчин образ девушки — несомненно образ его души. Алигьери по-прежнему любил Беатриче так пылко, что все другие женщины для него не существовали. Тем не менее он всё-таки женился, хотя и не скрывал, что совершил этот шаг без любви. Супругой поэта стала красивая итальянка Джемма Донати.
Беатриче же вышла замуж за богатого синьора Симона де Барди, а через несколько лет неожиданно умерла. Ей не исполнилось и двадцати пяти лет. Это случилось летом 1290 года, после чего сломленный горем Данте поклялся посвятить всё своё творчество памяти возлюбленной.(12)
В единый глас сливает все стенанья
Моей печали звук,
И кличет Смерть, и ищет неуклонно.
К ней, к ней одной летят мои желанья
Со дня, когда мадонна
Была взята из этой жизни вдруг.
Затем, что, кинувши земной наш круг,
Её черты столь дивно озарились
Великою, нездешней красотой,
Разлившей в небе свой
Любовный свет, — что ангелы склонились
Все перед ней, и ум высокий их
Дивится благородству сил таких.
Смерть Беатриче положило начало философским размышлениям Данте о жизни и смерти. Он начал читать Цицерона. Новой музой стала философия.
(1) Арту́р Шопенга́уэр (1788 — 1860) - немецкий философ — идеалист
(2) по мотивам стихов с сайта www gala.ru/clubs
(3) Елена Сазанович (9.05.1969) — писатель, драматург, сценарист, главный редактор международного аналитического журнала "Геополитика", член редакционного совета "Юность", автор рубрики "100 книг, которые потрясли мир", член Высшего творческого совета Московской городской организации Совета писателей России, политический аналитик.
(4) стихи автора
(5) Данте (настоящее имя Дуранте дельи Алигьери (1265 -1321) — великий итальянский поэт, богослов.
Джованни Бокаччо (1313-1375) — итальянский писатель, поэт, представитель эпохи Раннего Возрождения, главный труд - "Декамерон", или "Десятиднев", который содержит 100 новелл о любви и жизни, нравоучений и восточных сказок.
(6) Валентин Распутин (1937 — 2015) — писатель, герой Социалистического труда (1987), трижды лауреат Государственных премий (1977, 1987, 2012)
(7) Библия. Ветхий завет "Быт", 10
(8) Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рождённый») — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Новому времени.
(9) Низами — полное имя Абу Мухаммед Илиас ибн Юсуф ибн Заки (1141-1209) — классик персидской литературы, азербайджанский поэт. Имя Низами избрал в качестве литературного псевдонима (лакат)
(10) Ф.Г.Углов (1904-2008) — автор научных и научно-популярных изданий. Много рассуждал о вреде алкоголя. Считал, что младенцам не стоит давать кефир, лучше простоквашу и ряженку. С этим я согласна. После того как врач дал нам рецепт на получение кефира в Молочной кухне (такого уже нет, мамочки перешли на сухие смеси и консервированное питание), мой 3 -х месячный сын получил расстройство желудка. Среди книг Углова о вреде алкоголя "Из плена иллюзий", "Ломехузы".
(11) Джордж Карлин (1937-2008) — американский писатель, актёр, обладатель премии Марка Твена.
(12) Данте "Новая жизнь"
(13) Н. Минский " От Данте к Блоку"
Музыка Люлли
Рейтинг: 0
541 просмотр
Комментарии (1)