Инь Ян. Оттенки прошлого.Глава 2
Прошлое в Анкаране
Прошлое настигнет, где бы ни прятался
(Орихара Изон)
Хайме услышал в мыслях крик Вероны:
— Хайме! Нееет!
Но было уже поздно, Хайме провалился в далекое прошлое.
Он оказался неподалеку от старинного замка, возвышавшегося над морем на высокой скале. Гремел гром, сверкали молнии. Дождь хлестал как из ведра, Хайме сразу же промок.
Пришлось ещё подниматься по узкой дороге. Дождь внезапно прекратился.
— Принц Хаме! Вот вы где! Разве можно гулять в такую погоду?
Услышал Хайме ворчливый голос. Перед ним стоял пожилой мужчина в черных одеждах.
— Не боитесь встретиться с Красным медведем?
— С красным медведем? — удивился Хайме. — Разве такие есть? Я слышал только о бурых медведях.
— Бурые здесь не водятся, разве вы забыли, юный принц? Красные медведи пришли из Италии и заселили леса вокруг замка. Встреча с ними опасна.
Хайме понял, что он находится в родовом замке Анн — Аура. Он вспомнил, что мама в детстве им с Хорхе рассказывала легенды о красных медведях. Именно красный медведь стал символом их рода.
- Я в Словении? — спросил Хайме черного человека.
— Да, в Анкаране. Принц, что с вами? Вы потеряли память? Где ваш конь Свет? Вы не помните кто я?(1)
— Нет. А кто вы?
— Я ваш наставник Георгий. Фея Зелена околдовала вас. Говорил же, не выходите за пределы замка в сумерки.
— О, вот к чему привело напоминание о Xame. Тумбулат, удружил ты мне, — подумал Хайме, но тут же себя успокоил. — Хотя, чему быть, того не миновать.
— Принц, матушка вас заждалась. Слезы проливает, опасается, что и вы пропадете, как ваш брат, герцог Hame.
— Что с ним случилось?
Старик покачал головой.
— Ой, ёй! Глубоко же запрятала Зелена вашу память! Ничего! Матушкин эликсир поможет восстановить память и силы вернет.
Хайме и Георгий прошли по подвесному мосту, под которым шумели тёмные мрачные воды. Обычно вода как зеркало отражает всматривающихся в неё свысока.
А здесь ничего не было видно, словно Хайме заглянул под мрачные своды подземной галереи. И так захотелось броситься в воду, что по телу пробежала дрожь от предвкушения адреналина. Такое чувство он испытывал, когда спускался с горы на сноуборде.
— Поплыву как рыба или камнем на дно лягу.
Но Георгий вовремя предупредил, потянув Хайме за рукав зелёного камзола:
— Не смотри вниз, затянет.
Но ещё он услышал голос, прозвучавший в его голове:
— Стопе, Ян!
Это был голос Вероны. Почему Ян, было понятно. Ведь он был Инь. Мужское и женское начало. Поэтому Верона почувствовала угрозу жизни для Хайме. Молодой человек тем временем очнулся, помотал головой.
— Уф, ну и наваждение!
— Это Зелена свой морок на тебе оставила, но родные стены помогают. Идём, нас ждут к ужину.
— Так что же произошло с братом?
— После, всё после, господарь!
— Ну, вот, — подумал Хайме, — то принц, а теперь господарь! Дела, ничего не скажешь! Попал так попал!
Перед воротами замка стояла стража в железных латах и с длинными скрещенными крест на крест секирами. Увидев подошедших Хайме и Георгия, стражники расцепили секиры и пропустили их внутрь.
Навстречу из дубовых дверей вышла ещё не старая, красивая женщина.
— Как она похожа на маму Анну! — подумал Хайме.
и ещё больше удивился, когда женщина бросилась его обнимать.
— Xame! Заставил ты меня поволноваться!
Хайме буквально оторопел.
— Меня принимают за другого!
Возникла неловкая пауза. Первым заговорил Георгий.
— Госпожа Анна! С ним всё в порядке, только промок немного.
— Анна! Её зовут, как маму? А что я удивляюсь? — Хайме пожал плечами. — Я же в прошлом своего рода!
— Быстро переодеваться и ужинать! — голосом, не терпящим возражений, произнесла Анна.- Георгий, помоги принцу.
Хайме был в недоумении.
— Вот это да! Герцогиня! Как она похожа на маму!
Неудивительно, ведь это были родственники его матери, только из далёкого XII века.
— Пройдемте в столовую. Стэпан и Софа приготовили жареного поросенка.
Анна сделала приглашающий жест.
— При Великом герцоге целого быка на стол ставили, — пробурчал себе под нос Георгий и чуть громче:
— Эх, были времена!
Анна посмотрела с укоризной:
— Георгий! Что прошло, то прошло. Не сыпь соль на рану, ещё не зажила. Герцог исчез, потом старший сын.
— Простите, госпожа! Вырвалось невольно.
Георгий опустил голову, раскаиваясь, что не сдержался.
— Странные исчезновения, — подумал Хайме. — Хоть здесь я не старший брат, только в моем мире.
Его раздумья прервали топот ног и детские голоса.
— Мemi, мemi! Мамочка, мамочка! Хаме появился?! Ура!
— Ура!
В столовую вбежали двое мальчишек одного возраста. Глаза у Хайме непроизвольно округлились. Мальчишки были так похожи, но не только это его удивило.
— Вылитые мы с Хорхе в детстве!
Мальчики буквально повисли на шее Хайме.
— Мартин, Милан! Осторожнее!
— Mami! Мамочка! Мы соскучились!
Маленькие копии Хайме и Хорхе также говорили не «я», а «мы». Но внезапно ещё один звук привлёк Хайме. Теперь уже лёгкий топоток маленьких ножек.
Это была совсем крохотная девчушка с кудрявыми пушистыми волосами. Она бросилась Хайме под ноги, еле доставая ему до коленей.
— Длаго Хами! (2)
Следом за девочкой, еле успевая за ней, бежала пожилая женщина, как понял Хайме, это была её нянечка.
— Аника! Надо слушаться! Садись за стол!
— Бабика! I mel semdobe...(3) Я была холошей...
Анна встрепенулась и бросилась навстречу к девочке.
— Moje sladko dekle! Моя милая девочка!
Хайме смотрел на детей с умилением, а они на него с таким восторгом и гордостью за своего старшего брата. Хотя был ещё один, старше Хайме, Hame.
- Я узнаю, что с ним случилось. Разберусь!
В голове как — то сразу стало пусто — пусто, сердце сжалось от тревожного ожидания, но Хайме взял себя в руки, тем более он снова услышал приглашение к ужину.
Мартин, Милан и Аника, наконец, угомонились и расселись на свои места за столом. Мальчишки болтали ногами, пока им не принесли молочную кашу.
— Dober tek! Приятного аппетита!
— Какие воспитанные мальчишки! – подумал Хайме. – Точно мы в детстве!
Аника, закусив указательный пальчик алыми губками, продолжала смотреть на Хайме. Он покачал ей пальцем и, не ожидая от себя, произнёс по-словенски:
— Cutie! Милашка!
Девочка улыбнулась, пальчик изо рта убрала.
Что ели в средневековье
Хайме обратил внимание, что каша существенно отличалась от современных ему представлений об этом продукте. Прежде всего, средневековую кашу нельзя назвать «кашеобразной», т.е. жидкой или густой.
Она была твёрдой настолько, что её можно было резать. Аника, Мартин и Милан ели кашу руками, отправляя в рот небольшие кусочки и хорошо прожевывая.
Ещё одна особенность средневековой каши заключалась в том, что несущественно было, из каких круп она состоит.
В одном ирландском законе VIII века четко прописано, какие слои населения, какую кашу должны были есть:
«Для низшего класса вполне достаточно овсянки, приготовленной на пахте, и старого масла к ней; представителям среднего класса полагается есть кашу из перловой крупы и свежего молока, а в неё класть свежее масло; а королевским отпрыскам следует подавать подслащенную мёдом кашу из пшеничной муки и свежего молока».(4)
Ужин проходил в полной тишине. Даже мальчишки и Аника не промолвили ни слова. Хайме наслаждался вкусной едой.
— Удивительно, но я проголодался!
Он уже не помнил, когда ему приходилось есть жареного поросёнка. В реальном мире еда в основном была из продуктов, уже готовых к употреблению. Нужно было только разогреть её в микропечи. Но в основном, Хайме и Хелен питались в столовой. Дома готовили редко, работа над проектом "Библиогрань" занимала много времени.
Хайме очень понравился мягкий белый хлеб Он поинтересовался:
— Где вы достаёте такой вкусный хлеб?
— Хлеб у нас каждый день пекут наши повара Стэпан и Софа. — ответила Анна. — На стол подают всегда свежеиспеченный душистый хлеб. Как пахнет! Летом, полем!
Анна поднесла кусок хлеба к носу и сделала вдох, при этом закрыла глаза. Хайме улыбнулся и повторил её действия. Хлеб, и правда, был душистый.
Кое - что о хлебе
Не корми словами вместо хлеба.
(Аристофан)
В средневековье белый хлеб, который делали из пшеничной муки высшего помола, предназначался исключительно для господских и княжеских столов. Крестьяне же ели чёрный, прежде всего ржаной, хлеб.
Но в колосках ржи порой присутствовала спорынья — паразитический грибок, настоящая отрава. Грибок вызывал болезнь, получившую название «Огонь святого Антония». Болезнь разрасталась до размеров эпидемии, особенно в неурожайные, голодные годы, когда с полей собиралось всё, зачастую раньше положенного срока, то есть как раз в то самое время, когда спорынья наиболее ядовита.
Отравление спорыньей затрагивало нервную систему, и в большинстве случаев приводила к летальному исходу, то есть к смерти.
В качестве средства от распространения болезни уже в средние века использовали хлорную известь, ибо чистый хлор открыли намного позднее.
Но использование хлора не было повсеместным и скорее определялось сортом хлеба: некоторые хитрые пекари отбеливали свой ржаной и овсяный хлеб, получая так лёгкие деньги. Вдобавок к вредным для здоровья отбеливающим средствам в хлеб в качестве изюминок часто запекались сушеные мухи. За это пекарей-мошенников крайне жестоко наказывали значительными денежными штрафами.
В Швейцарии таких пекарей вешали в клети над навозной ямой. Тем, кто хотел выбраться из неё, приходилось прыгать прямо в зловонное месиво.
Чтобы не дать распространиться дурной славе о своей профессии, а также для того, чтобы самим себя контролировать, пекари объединились в первое промышленное объединение — гильдию. Благодаря гильдиям появились настоящие мастера пекарного дела.
Суп, мясо и рыба
Наряду с кашей с древнейших времен человечеству известен «обед из одного блюда» — густой суп, заменяющий первое и второе. В средневековой кухне еду готовили в котле, подвешенном на вращающихся механизмах над открытым огнем или в камине.
А что может быть проще, чем закинуть в такой котел все ингредиенты, которые можно достать, и приготовить из них наваристый бульон. При этом вкус супа очень легко изменить, просто поменяв ингредиенты.
Фазаны, лебеди, дикие утки, глухари, олени… Звучит волшебно. Но на стол подавались нечасто, только после удачной охоты. Обычно к столу подавали кур, гусей, овец и коз. Особое место в средневековой кухне занимало жаркое.
Но как же разжевать жёсткое мясо? Да просто: мясо разминалось в ступке до кашеобразного состояния, потом его загущали с помощью добавления яиц и муки. Полученную массу обжаривали на вертеле в форме вола или овцы.
Также иногда поступали с рыбой. «Кашку» заталкивали в искусно стянутую с рыбы кожу, затем варили или жарили.
Да и овощи обычно подавали в виде пюре. Их измельчали и смешивали с мукой и яйцом.
Странным сейчас кажется нам и то, что жареное мясо в Средние Века зачастую ещё и доваривали в бульоне, а приготовленную курицу, обваляв в муке, добавляли в суп. При такой двойной обработке мясо теряло не только свою хрустящую корочку, но и вкус.
При такой двойной обработке мясо теряло не только свою хрустящую корочку, но и вкус.
Что касается жирности пищи, то для этих целей использовалось сливочное масло, а позднее и подсолнечное масло, крестьяне же довольствовались свиным салом.
Консервирование
Высушивание, копчение и засолка как методы консервирования продуктов были известны уже в Средневековье.
1. Сушили фрукты — груши, яблоки, вишню, и овощи. Засушенные или высушенные в печке они сохранялись в течение долгого времени и часто использовались в кулинарии: особенно часто их добавляли в вино. Фрукты также использовали для приготовления компотов, при этом добавляли имбирь. Однако полученную жидкость не употребляли сразу, дав ей настояться. Гущу подсушивали и затем резали на небольшие кусочки: получались очень похожие на конфеты. Это и были пра-конфеты.
2. Коптили мясо, рыбу и колбасу — это было связано в первую очередь с сезонностью забоя скота, который проходил в октябре-ноябре, так как, во-первых, в начале ноября необходимо было выплачивать натуральный налог, а во-вторых, это позволяло не тратиться зимой на корм для животных.
3. Морскую же рыбу, импортировавшуюся для употребления во время поста, предпочитали засаливать. Засаливали также многие сорта овощей, например, фасоль и горох. Что касается капусты, то её квасили, то есть помещали в рассол.
Сахар
Еду в средние века подслащали исключительно медом. Хотя тростниковый сахар был известен в Южной Италии уже в VIII веке, остальная Европа узнала секрет его получения лишь в ходе Крестовых походов. Но и тогда сахар продолжал оставаться роскошью: в начале XV столетия шесть килограммов сахара стоили столько же сколько лошадь.
Лишь в 1747 году Андреас Сигизмунд Маркграф открыл секрет производства сахара из сахарной свёклы. Промышленное и, соответственно, массовое производство сахара началось лишь XIX веке, только тогда сахар стал доступным продуктом.(4)
Символ рода Анн-Аура
После ужина детей отправили спать, а Хайме с Анной и Георгием прошли в тронный зал. Это было огромное помещение, на стенах которого были развешаны портреты предков. Они смотрели на Хайме с укоризной, как бы спрашивая его:
— Ты наш потомок, всё забыл?
Анна пригласила Хайме присесть на кресло за круглым столом. Он подумал:
— Стол, как у короля Артура.
Ему показалось, что он слышит бряцание мечей и тихие разговоры воинов.
— Наваждение! Я в Словении! При чём здесь король Артур?
— Ты хочешь знать, что случилось с отцом и братом? — спросила Анна. — Неужели ты ничего не помнишь?
Хайме посмотрел на «мать», силясь что-нибудь вспомнить. Потом чётко произнёс:
— Да! Хочу! Нет, не помню!
— Хорошо, слушай!
Анна расправила складки бордового платья, слегка их разглаживая. Немного задумавшись, продолжила:
— Ты знаешь, что символ нашего рода — Красный медведь. Это не случайно. Ещё мой дед Хазан Анн рассказывал мне, что в стародавние времена его дед Слав встретился с Красным медведем.
Анна ненадолго замолкла, сделав глубокий вдох.
- Эта встреча не была случайной. Слав охотился, когда на лесную тропу ему навстречу вышел Красный медведь. Такой огромный, шерсть отливает перламутром, искрится от солнечных лучей. Слав даже глаза закрыл, а когда открыл, медведь и говорит ему:
«Я — Дорн. У нас с тобой общий предок — бурый медведь. Я научу тебя бегать и поднимать тяжести. Ты всегда будешь возвращаться домой с добычей».
Занятия проходили довольно долго. Медведь оказался хорошим учителем. Слав возвращался домой уставшим, но не с пустыми руками. То косулю, а то и оленя принесёт на своих плечах. Семья Слава радовалась хорошей добыче. Да и о соседях заботился юный охотник, не забывал поделиться. Старикам помогал, детей кормил.
Пришло время Славу жениться. Дорн подсказал, где искать невесту. Спустившись с горы к лесу, прошли они узкой тропой, пока не расступились деревья, и не показалось небольшое селение.
Здесь жили словене — люди сильные, мужественные, отважные. Среди них Слав увидел прекрасную девушку. Звали ее Милослава.
«Милая моя, — подумал Слав, — будто для меня создана!»
Затеяли словене турнир, чтобы испытать Слава. На состязаниях в поднятии тяжестей, прыжках и беге юноша победил всех, кроме девушки получил большую награду и стал богатым.
Домой возвратился Слав уже с молодой женой. Но не догадывался он, что на его Милославу положил глаз колдун Метич.
Метич узнал тайну Слава, что на лесной охоте он превращается в медведя, и применив колдовство, не позволил ему вернуть человеческий облик.
Прошло полгода после исчезновения Слава, Милослава родила сына и назвала его Любославом. О муже не забыла.
Хайме с большим интересом слушал эту историю.
— Слав, Милослава, Любослав, — думал он, — однокоренные от слова "слава". Слава моим предкам! Слава предкам!
Последнюю фразу Хайме произнёс вслух.
— Слава! — подтвердила Анна. — Слушай, мой мальчик, дальше!
— Не мальчик, но муж, — усмехнулся про себя Хайме.
— Милослава так тосковала по мужу, что однажды оставила сына бабушке Свете и ушла искать Слава. Встретив колдуна Метича, она сказала, что никогда не будет ему принадлежать, и тоже превратилась в медведицу.
— Вот это любовь! — подумал Хайме.
(1) Анкаран – курорт Словении, расположен на побережье Адриатики. Анкаран - это умиротворённый уголок нетронутой природы. Анкаран издавна привлекал древних венецианцев, своими прекрасными песчаными пляжами и богатой субтропической растительностью, что дало начало строительству священного Бенедиктинского монастыря в 13 веке.
(2) drago — со словенского языка "дорогой"
(3)babica — бабушка; i mel sendober — я была хорошей на словенском языке
Прошлое в Анкаране
Прошлое настигнет, где бы ни прятался
(Орихара Изон)
Хайме услышал в мыслях крик Вероны:
— Хайме! Нееет!
Но было уже поздно, Хайме провалился в далекое прошлое.
Он оказался неподалеку от старинного замка, возвышавшегося над морем на высокой скале. Гремел гром, сверкали молнии. Дождь хлестал как из ведра, Хайме сразу же промок.
Пришлось ещё подниматься по узкой дороге. Дождь внезапно прекратился.
— Принц Хаме! Вот вы где! Разве можно гулять в такую погоду?
Услышал Хайме ворчливый голос. Перед ним стоял пожилой мужчина в черных одеждах.
— Не боитесь встретиться с Красным медведем?
— С красным медведем? — удивился Хайме. — Разве такие есть? Я слышал только о бурых медведях.
— Бурые здесь не водятся, разве вы забыли, юный принц? Красные медведи пришли из Италии и заселили леса вокруг замка. Встреча с ними опасна.
Хайме понял, что он находится в родовом замке Анн — Аура. Он вспомнил, что мама в детстве им с Хорхе рассказывала легенды о красных медведях. Именно красный медведь стал символом их рода.
- Я в Словении? — спросил Хайме черного человека.
— Да, в Анкаране. Принц, что с вами? Вы потеряли память? Где ваш конь Свет? Вы не помните кто я?(1)
— Нет. А кто вы?
— Я ваш наставник Георгий. Фея Зелена околдовала вас. Говорил же, не выходите за пределы замка в сумерки.
— О, вот к чему привело напоминание о Xame. Тумбулат, удружил ты мне, — подумал Хайме, но тут же себя успокоил. — Хотя, чему быть, того не миновать.
— Принц, матушка вас заждалась. Слезы проливает, опасается, что и вы пропадете, как ваш брат, герцог Hame.
— Что с ним случилось?
Старик покачал головой.
— Ой, ёй! Глубоко же запрятала Зелена вашу память! Ничего! Матушкин эликсир поможет восстановить память и силы вернет.
Хайме и Георгий прошли по подвесному мосту, под которым шумели тёмные мрачные воды. Обычно вода как зеркало отражает всматривающихся в неё свысока.
А здесь ничего не было видно, словно Хайме заглянул под мрачные своды подземной галереи. И так захотелось броситься в воду, что по телу пробежала дрожь от предвкушения адреналина. Такое чувство он испытывал, когда спускался с горы на сноуборде.
— Поплыву как рыба или камнем на дно лягу.
Но Георгий вовремя предупредил, потянув Хайме за рукав зелёного камзола:
— Не смотри вниз, затянет.
Но ещё он услышал голос, прозвучавший в его голове:
— Стопе, Ян!
Это был голос Вероны. Почему Ян, было понятно. Ведь он был Инь. Мужское и женское начало. Поэтому Верона почувствовала угрозу жизни для Хайме. Молодой человек тем временем очнулся, помотал головой.
— Уф, ну и наваждение!
— Это Зелена свой морок на тебе оставила, но родные стены помогают. Идём, нас ждут к ужину.
— Так что же произошло с братом?
— После, всё после, господарь!
— Ну, вот, — подумал Хайме, — то принц, а теперь господарь! Дела, ничего не скажешь! Попал так попал!
Перед воротами замка стояла стража в железных латах и с длинными скрещенными крест на крест секирами. Увидев подошедших Хайме и Георгия, стражники расцепили секиры и пропустили их внутрь.
Именно так Хайме представлял средневековый замок. Серые каменные стены, покрывшиеся от времени мхом. Четыре остроконечных шпиля целятся ввысь, а между ними - широкая округлая сторожевая башня.
замок в Анкаране
Хайме вместе с Георгием оказались на небольшой площади. Перед ним склонились воины с мечами в ножнах на талии, женщины среднего возраста в синих длинных платьях и чепчиках на голове, юные простоволосые девушки в ярких нарядах, не смея поднять глаза на сына герцога.
Навстречу из дубовых дверей вышла ещё не старая, красивая женщина.
— Как она похожа на маму Анну! — подумал Хайме.
и ещё больше удивился, когда женщина бросилась его обнимать.
— Xame! Заставил ты меня поволноваться!
Хайме буквально оторопел.
— Меня принимают за другого!
Возникла неловкая пауза. Первым заговорил Георгий.
— Госпожа Анна! С ним всё в порядке, только промок немного.
— Анна! Её зовут, как маму? А что я удивляюсь? — Хайме пожал плечами. — Я же в прошлом своего рода!
— Быстро переодеваться и ужинать! — голосом, не терпящим возражений, произнесла Анна.- Георгий, помоги принцу.
Георгий низко поклонился и произнес:
— Герцогиня! Будет исполнено!
Хайме был в недоумении.
— Вот это да! Герцогиня! Как она похожа на маму!
Неудивительно, ведь это были родственники его матери, только из далёкого XII века.
— Пройдемте в столовую. Стэпан и Софа приготовили жареного поросенка.
Анна сделала приглашающий жест.
— При Великом герцоге целого быка на стол ставили, — пробурчал себе под нос Георгий и чуть громче:
— Эх, были времена!
Анна посмотрела с укоризной:
— Георгий! Что прошло, то прошло. Не сыпь соль на рану, ещё не зажила. Герцог исчез, потом старший сын.
— Простите, госпожа! Вырвалось невольно.
Георгий опустил голову, раскаиваясь, что не сдержался.
— Странные исчезновения, — подумал Хайме. — Хоть здесь я не старший брат, только в моем мире.
Его раздумья прервали топот ног и детские голоса.
— Мemi, мemi! Мамочка, мамочка! Хаме появился?! Ура!
— Ура!
В столовую вбежали двое мальчишек одного возраста. Глаза у Хайме непроизвольно округлились. Мальчишки были так похожи, но не только это его удивило.
— Вылитые мы с Хорхе в детстве!
Мальчики буквально повисли на шее Хайме.
— Мартин, Милан! Осторожнее!
— Mami! Мамочка! Мы соскучились!
Маленькие копии Хайме и Хорхе также говорили не «я», а «мы». Но внезапно ещё один звук привлёк Хайме. Теперь уже лёгкий топоток маленьких ножек.
Это была совсем крохотная девчушка с кудрявыми пушистыми волосами. Она бросилась Хайме под ноги, еле доставая ему до коленей.
— Длаго Хами! (2)
Следом за девочкой, еле успевая за ней, бежала пожилая женщина, как понял Хайме, это была её нянечка.
— Аника! Надо слушаться! Садись за стол!
— Бабика! I mel semdobe...(3) Я была холошей...
Анна встрепенулась и бросилась навстречу к девочке.
— Moje sladko dekle! Моя милая девочка!
Хайме смотрел на детей с умилением, а они на него с таким восторгом и гордостью за своего старшего брата. Хотя был ещё один, старше Хайме, Hame.
- Я узнаю, что с ним случилось. Разберусь!
В голове как — то сразу стало пусто — пусто, сердце сжалось от тревожного ожидания, но Хайме взял себя в руки, тем более он снова услышал приглашение к ужину.
Мартин, Милан и Аника, наконец, угомонились и расселись на свои места за столом. Мальчишки болтали ногами, пока им не принесли молочную кашу.
— Dober tek! Приятного аппетита!
— Какие воспитанные мальчишки! – подумал Хайме. – Точно мы в детстве!
Аника, закусив указательный пальчик алыми губками, продолжала смотреть на Хайме. Он покачал ей пальцем и, не ожидая от себя, произнёс по-словенски:
— Cutie! Милашка!
Девочка улыбнулась, пальчик изо рта убрала.
Что ели в средневековье
Хайме обратил внимание, что каша существенно отличалась от современных ему представлений об этом продукте. Прежде всего, средневековую кашу нельзя назвать «кашеобразной», т.е. жидкой или густой.
Она была твёрдой настолько, что её можно было резать. Аника, Мартин и Милан ели кашу руками, отправляя в рот небольшие кусочки и хорошо прожевывая.
Ещё одна особенность средневековой каши заключалась в том, что несущественно было, из каких круп она состоит.
В одном ирландском законе VIII века четко прописано, какие слои населения, какую кашу должны были есть:
«Для низшего класса вполне достаточно овсянки, приготовленной на пахте, и старого масла к ней; представителям среднего класса полагается есть кашу из перловой крупы и свежего молока, а в неё класть свежее масло; а королевским отпрыскам следует подавать подслащенную мёдом кашу из пшеничной муки и свежего молока».(4)
Ужин проходил в полной тишине. Даже мальчишки и Аника не промолвили ни слова. Хайме наслаждался вкусной едой.
— Удивительно, но я проголодался!
Он уже не помнил, когда ему приходилось есть жареного поросёнка. В реальном мире еда в основном была из продуктов, уже готовых к употреблению. Нужно было только разогреть её в микропечи. Но в основном, Хайме и Хелен питались в столовой. Дома готовили редко, работа над проектом "Библиогрань" занимала много времени.
Хайме очень понравился мягкий белый хлеб Он поинтересовался:
— Где вы достаёте такой вкусный хлеб?
— Хлеб у нас каждый день пекут наши повара Стэпан и Софа. — ответила Анна. — На стол подают всегда свежеиспеченный душистый хлеб. Как пахнет! Летом, полем!
Анна поднесла кусок хлеба к носу и сделала вдох, при этом закрыла глаза. Хайме улыбнулся и повторил её действия. Хлеб, и правда, был душистый.
Кое — что о хлебе
Не корми словами вместо хлеба.
(Аристофан)
В средневековье белый хлеб, который делали из пшеничной муки высшего помола, предназначался исключительно для господских и княжеских столов. Крестьяне же ели чёрный, прежде всего ржаной, хлеб.
Но в колосках ржи порой присутствовала спорынья — паразитический грибок, настоящая отрава. Грибок вызывал болезнь, получившую название «Огонь святого Антония». Болезнь разрасталась до размеров эпидемии, особенно в неурожайные, голодные годы, когда с полей собиралось всё, зачастую раньше положенного срока, то есть как раз в то самое время, когда спорынья наиболее ядовита.
Отравление спорыньей затрагивало нервную систему, и в большинстве случаев приводила к летальному исходу, то есть к смерти.
В качестве средства от распространения болезни уже в средние века использовали хлорную известь, ибо чистый хлор открыли намного позднее.
Но использование хлора не было повсеместным и скорее определялось сортом хлеба: некоторые хитрые пекари отбеливали свой ржаной и овсяный хлеб, получая так лёгкие деньги. Вдобавок к вредным для здоровья отбеливающим средствам в хлеб в качестве изюминок часто запекались сушеные мухи. За это пекарей-мошенников крайне жестоко наказывали значительными денежными штрафами.
В Швейцарии таких пекарей вешали в клети над навозной ямой. Тем, кто хотел выбраться из неё, приходилось прыгать прямо в зловонное месиво.
Чтобы не дать распространиться дурной славе о своей профессии, а также для того, чтобы самим себя контролировать, пекари объединились в первое промышленное объединение — гильдию. Благодаря гильдиям появились настоящие мастера пекарного дела.(4)
Суп, мясо и рыба
Наряду с кашей с древнейших времен человечеству известен «обед из одного блюда» — густой суп, заменяющий первое и второе. В средневековой кухне еду готовили в котле, подвешенном на вращающихся механизмах над открытым огнем или в камине.
А что может быть проще, чем закинуть в такой котел все ингредиенты, которые можно достать, и приготовить из них наваристый бульон. При этом вкус супа очень легко изменить, просто поменяв ингредиенты.
Фазаны, лебеди, дикие утки, глухари, олени… Звучит волшебно. Но на стол подавались нечасто, только после удачной охоты. Обычно к столу подавали кур, гусей, овец и коз. Особое место в средневековой кухне занимало жаркое.
Но как же разжевать жёсткое мясо? Да просто: мясо разминалось в ступке до кашеобразного состояния, потом его загущали с помощью добавления яиц и муки. Полученную массу обжаривали на вертеле в форме вола или овцы.
Также иногда поступали с рыбой. «Кашку» заталкивали в искусно стянутую с рыбы кожу, затем варили или жарили.
Да и овощи обычно подавали в виде пюре. Их измельчали и смешивали с мукой и яйцом.
Странным сейчас кажется нам и то, что жареное мясо в Средние Века зачастую ещё и доваривали в бульоне, а приготовленную курицу, обваляв в муке, добавляли в суп. При такой двойной обработке мясо теряло не только свою хрустящую корочку, но и вкус.
Что касается жирности пищи, то для этих целей использовалось подсолнечное, а позднее и сливочное масла, а крестьяне довольствовались свиным салом.
Консервирование
Высушивание, копчение и засолка как методы консервирования продуктов были известны уже в Средневековье.
1. Сушили фрукты — груши, яблоки, вишню, и овощи. Засушенные или высушенные в печке они сохранялись в течение долгого времени и часто использовались в кулинарии: особенно часто их добавляли в вино. Фрукты также использовали для приготовления компотов, при этом добавляли имбирь. Однако полученную жидкость не употребляли сразу, дав ей настояться. Гущу подсушивали и затем резали на небольшие кусочки: получались очень похожие на конфеты. Это и были пра-конфеты.
2. Коптили мясо, рыбу и колбасу — это было связано в первую очередь с сезонностью забоя скота, который проходил в октябре-ноябре, так как, во-первых, в начале ноября необходимо было выплачивать натуральный налог, а во-вторых, это позволяло не тратиться зимой на корм для животных.
3. Морскую же рыбу, импортировавшуюся для употребления во время поста, предпочитали засаливать. Засаливали также многие сорта овощей, например, фасоль и горох. Что касается капусты, то её квасили, то есть помещали в рассол.
Сахар
Еду в средние века подслащали исключительно медом. Хотя тростниковый сахар был известен в Южной Италии уже в VIII веке, остальная Европа узнала секрет его получения лишь в ходе Крестовых походов. Но и тогда сахар продолжал оставаться роскошью: в начале XV столетия шесть килограммов сахара стоили столько же сколько лошадь.
Лишь в 1747 году Андреас Сигизмунд Маркграф открыл секрет производства сахара из сахарной свёклы. Промышленное и, соответственно, массовое производство сахара началось лишь XIX веке, только тогда сахар стал доступным продуктом.(4)
Символ рода Анн-Аура
После ужина детей отправили спать, а Хайме с Анной и Георгием прошли в тронный зал. Это было огромное помещение, на стенах которого были развешаны портреты предков. Они смотрели на Хайме с укоризной, как бы спрашивая его:
— Ты наш потомок, всё забыл?
Анна пригласила Хайме присесть на кресло за круглым столом. Он подумал:
— Стол, как у короля Артура.
Ему показалось, что он слышит бряцание мечей и тихие разговоры воинов.
— Наваждение! Я в Словении! При чём здесь король Артур?
— Ты хочешь знать, что случилось с отцом и братом? — спросила Анна. — Неужели ты ничего не помнишь?
Хайме посмотрел на «мать», силясь что-нибудь вспомнить. Потом чётко произнёс:
— Да! Хочу! Нет, не помню!
— Хорошо, слушай!
Анна расправила складки бордового платья, слегка их разглаживая. Немного задумавшись, продолжила:
— Ты знаешь, что символ нашего рода — Красный медведь. Это не случайно. Ещё мой дед Хазан Анн рассказывал мне, что в стародавние времена его дед Слав встретился с Красным медведем.
Анна ненадолго замолкла, сделав глубокий вдох.
- Эта встреча не была случайной. Слав охотился, когда на лесную тропу ему навстречу вышел Красный медведь. Такой огромный, шерсть отливает перламутром, искрится от солнечных лучей. Слав даже глаза закрыл, а когда открыл, медведь и говорит ему:
«Я — Дорн. У нас с тобой общий предок — бурый медведь. Я научу тебя бегать и поднимать тяжести. Ты всегда будешь возвращаться домой с добычей».
Занятия проходили довольно долго. Медведь оказался хорошим учителем. Слав возвращался домой уставшим, но не с пустыми руками. То косулю, а то и оленя принесёт на своих плечах. Семья Слава радовалась хорошей добыче. Да и о соседях заботился юный охотник, не забывал поделиться. Старикам помогал, детей кормил.
Пришло время Славу жениться. Дорн подсказал, где искать невесту. Спустившись с горы к лесу, прошли они узкой тропой, пока не расступились деревья, и не показалось небольшое селение.
Здесь жили словене — люди сильные, мужественные, отважные. Среди них Слав увидел прекрасную девушку. Звали ее Милослава.
«Милая моя, — подумал Слав, — будто для меня создана!»
Затеяли словене турнир, чтобы испытать Слава. На состязаниях в поднятии тяжестей, прыжках и беге юноша победил всех, кроме девушки получил большую награду и стал богатым.
Домой возвратился Слав уже с молодой женой. Но не догадывался он, что на его Милославу положил глаз колдун Метич.
Метич узнал тайну Слава, что на лесной охоте он превращается в медведя, и применив колдовство, не позволил ему вернуть человеческий облик.
Прошло полгода после исчезновения Слава, Милослава родила сына и назвала его Любославом. О муже не забыла.
Хайме с большим интересом слушал эту историю.
— Слав, Милослава, Любослав, — думал он, — однокоренные от слова "слава". Слава моим предкам! Слава предкам!
Последнюю фразу Хайме произнёс вслух.
— Слава! — подтвердила Анна. — Слушай, мой мальчик, дальше!
— Не мальчик, но муж, — усмехнулся про себя Хайме.
— Милослава так тосковала по мужу, что однажды оставила сына бабушке Свете и ушла искать Слава. Встретив колдуна Метича, она сказала, что никогда не будет ему принадлежать, и тоже превратилась в медведицу.
— Вот это любовь! — подумал Хайме.
(1) Анкаран – курорт Словении, расположен на побережье Адриатики. Анкаран - это умиротворённый уголок нетронутой природы. Анкаран издавна привлекал древних венецианцев, своими прекрасными песчаными пляжами и богатой субтропической растительностью, что дало начало строительству священного Бенедиктинского монастыря в 13 веке.
(2) drago — со словенского языка "дорогой"
(3)babica — бабушка; i mel sendober — я была хорошей на словенском языке
Нет комментариев. Ваш будет первым!