Приготовление к молитве, введение Мф. 6:5-9,
Форма молитвы__________________ Мф. 6:9-14,
Условие молитвы_________________ Мф. 6:14-15,
Средства и надежда в молитве______ Мф. 7:7-12,
Упражнение в молитве _(от Марка)__ Мк 14:32-40,
Частота в молитве_______ Лк. 11:5-19, Лк. 18: 1-14,
Внутренняя молитва._______________ Ин.4:5-19,
Сила и мощность молитвы.__________ Ин. 15:4-8,
Непрестанная память Божия.________Ин. 16:23-25,
Практика и упражнение ____________ Деян. 4:31,
Плоды и последствия.___________Деян. 16: 25-26,
Необходимость во всех случаях ____ Иак. %:13-16,
Помощь Духа Святого___Иуд. 1:20-21 и Рим. 8:26,
Как должно Духом молиться _______ Ефес. 6:18,
Спокойствие и мир внутри ________ Филип. 4:6-7,
Непрестанность в молитве ________ 1Фесс. 5:17,
Не только о себе, но о всех _________1Тим. 2:1-5.
Здесь дан весь контекст, а нужно выделить из текста основные стихи святого Писания, которые соответствуют определению. То есть в связи с чем и когда это сказал Бог и что главное в молитве.
О молитве (часть 1).
«Сии люди устами чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня…
Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи войдет в Царствие Небесное». Мф. 7:21.
Такие, вроде бы, простые слова, однако, не всем удобопонятные и требуют разъяснения для современных новоначальных верующих.
Можно представить себе: какая будет польза, если я буду молиться и призывать только языком имя Божие, но не имею внимания, и не понимаю что говорю? Это будет одно празднословие! Последствием того будет только то, что переболтается язык, утрудится тело мое, а ум в своих собственных размышлениях только препятствовать будет и также понесет ущерб.
Бог не требует многословия, а внимательного ума и очищенного сердца. Не лучше ли, хотя бы изредка, или только в установленное время, совершить одну хоть и краткую молитву, - но со вниманием, с усердием, с теплотою души и с достойным понятием!? А иначе, хоть день и ночь произноси молитвы, но если не имеешь чистоты душевной – то и тогда не приобретешь ничего спасительного. Оставшись при одной наружной только болтовне, при букве закона – утомишься и, соскучившись, придешь к такому последствию, что совсем потеряешь веру к молитве, вовсе бросишь это бесплодное упражнение.
Однако внимания в молитве человеку сразу никак не достичь. Не сразу научишься молиться правильно.
Поясним как пример: в уме человека проносятся мысли посторонние даже во время чтения любого текста. И пусть попробует человек десять молитв коротких сказать так, чтобы ни одна мысль посторонняя не отвлекла бы ум его. Молитву Иисусову читают многократно по правилу и по четкам монахи в монастырях. Но редкие люди бывают способны к чистой молитве. Все равно на второй или третьей молитве мысль посторонняя проникнет во ум человека отвлекая его от Имени Господа. А уж 10 молитв без отвлечения произнести очень трудно.
И не монахи, а в основной массе верующие приносят больше словесных молитв, а вдумчивые и сердечные молитвы бывают редко. Но как научится молитве сердечной, если не научиться молитве вообще? Надо молиться всегда: и когда сердце настроено, и когда нет настроения тем более, - потому что Бог, видя твою неотступность, Сам подаст тебе благодатную помощь.
Об этом пояснял святитель Игнатий Бранчанинов, приведя свою присказку: «Эти прорицатели подобны тем маленьким ребяткам, коих вздумали научить азбуке и чтению. Соскучив сим учением, они закричали однажды: «Не во сто ли раз лучше идти нам ловить рыбу, как это делают наши отцы, чем проводить день в беспрестанном повторении А, Б, В и царапать бумагу птичьим пером?» Польза и просвещение чтением, которая должна была произойти для них от скучного сего запоминания букв, была для них тайна. Подобное составляет тайну сокровенную и простое призывание имени Божия для тех, кои не имеют познания и убеждения. Они измеряют дело веры силою своего неопытного и недальновидного разума, забывая при этом, что человек состоит из тела и души» - так говорил Игнатий Бранчанинов. И далее он же пояснял.
Для того и принято, что, желая очистить душу, прежде очищаем тело: налагая на себя пост. Лишая тело свое излишне питательной и раздражающей пищи. И это для того, чтобы оно не препятствовало или, лучше сказать, способствовало чистоте души и просвещению разума, чтобы ощущение голода напоминало нам о решимости внутреннего усовершенствования: «ага, я для чего голод себе произвел, чтобы работать богоугодно, так буду же молиться, не забывая о Боге». И мы опытно ощущаем, что через внешний пост тела приобретаем внутреннее сосредоточение разума к укрощению страстей и напоминание о духовном упражнении. Так мы посредством наружной материи получаем духовную пользу и пособие.
О силе молитвы говорят и святые – Иоанн Златоуст и Марк Подвижник: первый утверждает, что «молитва, хотя бы произносилась от нас, наполненных грехами, тотчас очищает…». А второй так говорит: «Молиться как-нибудь состоит в нашей силе; а молиться чисто – дар благодати Божией».
Итак, что есть в нашей силе, тем и надо пожертвовать Богу, молиться так, как ты можешь, но неотступно. И Божия сила изольется в твою немощную душу и молитва сухая и рассеянная, но чистая – обретет навык, привычку, и обратясь в натуру, сделается молитвой чистой, светлой, пламенной и достодолжною.
И Господь Бог не возбраняет человеку помышлять о награде и утешении от трудов молитвенных. Даже Сам дает мысль о награде для поощрения человека к исполнению заповедей и к достижению совершенства: как пример, - «Чти отца твоего и матерь твою», - вот заповедь! – и вот вслед награда: «Да благо ти будет!». И еще: «Аще хощеши совершен бытии. Иди, продаждь имение твое и даждь нищим». – вот требование совершенства, одно из других, - и непосредственно за этим награда: «имети имаши сокровище на Небеси» - Мф 19:21.
«Ибо я не стыжусь благовествования Христова. Потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» - так говорил апостол Павел – Рим.1:16. И далее: «ибо что можно знать о Боге явно для них (для верующих)… ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так – что они безответны» - Рим1:20.
Естественность молитвы для человека – это и составляет главную причину появления религии вообще. Разум и природа доводят человека до Богопознания.
Разум исследует окружающий мир и видит, что не может быть действия без причины. И переходя по лестнице осязаемых причин от низших форм к высшим, наконец, - достигает до главной причины, до Бога.
Природа на каждом шагу раскрывает удивительную премудрость, стройность, порядок, постепенность, - дает основательный материал для лестницы, ведущей от конечных причин к бесконечной.
Таким образом естественный человек естественно приходит к познанию Бога. Потому что ни одной нации, ни одного племени дикого не бывало, и нет без какого-либо понятия о Боге. И самый дикий островитянин без всяких посторонних побуждений, как бы невольно, возводит взор свой к Небу, падает на колени. И производит непонятный для него вздох, чувствует непосредственно что-то особенное, «что-то влекущее его в высоту. Что-то толкающее к чему-то неведомому…».
Вот из этого основания происходили все естественные религии. При этом замечательно то, что повсеместно сущность или душу каждой религии составляет тайная молитва, сопровождаемая каким-либо видом движения или явного жертвоприношения, искаженного тьмою грубого и дикого понятия людей языческих. Чем удивительнее явление в глазах разума, тем более требует от него же раскрытия тайной причины этого явления, всегда выражающегося в естественном стремлении к молитве. Так исполнялось Слово Божие: вложу Глаголы Мои в сердцах человеческих.
Вот и именно в сердцах, в душах людей заложены все понятия о Божественном. Но разум, пораженный сатаною уже в Раю, вводит человека во многие заблуждения, в различные грехи – да так, что душу свою загрязняет человек настолько, что очень трудно до нее докопаться бывает. Под кучей греховных, разумных и логичных рассуждений едва можно откопать в душе своей сострадание к ближним, а о любви и речи нет….
Потому и верные оказались слова пророческие апостола Павла: «Знайте же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, горды, надменны, нечестивы…» - 2Тим.3:1-5. «ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям…» 2Тим. 4:3-4.
Человеку свойственно мечтать о Рае, где Адаму было хорошо. И в представлении себе рисует человек образ Бога – то в виде доброго старца и т. д.
Но Бог безвиден – не представляет Бог никакого образа. Есть человеческая способность воображения, как бы оживлять умопредставления. А сатана легко этим пользуется, ибо предупреждает священное писание, говоря, что «сатана весь преображается в ангела света».
Нередко так бывает. Во время молитв особенно и после молитвенных трудов, попадают люди самопрельщению (сей грех от диавола-обманщика): к ним приходят «ангелы» или «святые» и общаются с ними. Есть такая опасность поверить и обольстиься.
Ибо ум человека естественно и удобно может находится в «безвидии» и сохранять его при присутствии Божием. Это усматривается из того, что сила воображения может себе представить во внимание предмет - не подлежащий чувствам зрения, не имеющий внешнего вида и формы. Так, например: представления и ощущения душой нашей – воздуха, тепла, холода. Находясь на холоде, мы можем живо представить себе тепло, - мысленно, хотя теплоты не будет, она не имеет формы – эта теплота! Подобно этому и присутствие духовного и непостижимого Духа Божьего можно сознавать не только в уме, но и сердцем и телесно ощущать с совершенном однако безвидии!
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким…» - учил Иисус Христос Никодима-книжника – Ин 3:8.
___________________________________
Вот мы обозначили самый высший вид молитвы, когда бы человек и Дух Божий ощутил рядом с собою. Но это не бывает часто и совсем редкость среди суеты нашего сегодняшнего века.
И тогда человеку грешному, молящемуся, представляется иная «прелесть» - о недостойности его молитвы перед Богом. Вдруг он думает, что если совершил проступок или уклонился в развлечения, - то будто уже невозможно и к богу обращаться, не очистивши сердце греховное сокрушенным покаянием. Лучше онеметь перед Богом, нежели износить свои «безумные глаголы» из сердца, омраченного и развлеченного, и не молится человек Богу, в унынии ожидая возможности к священнику придти за очищением грехов. Очень жаль, что он так рассуждает! Эта мысль «уныния», которая, наоборот, преступнее всякого греха, и составляет главное оружие «темного мира бесовского» в отношении к людям. Опытные святые отцы наши дают наставления иные: «что если бы ты пал и низошел даже в глубину адской злобы, то и тогда не отчаивайся, а обращайся скорее к Богу в искренней молитве, и Господь восставит упавшее твое сердце и даст тебе силу больше прежней».
Итак, после всякого падения и греховного уязвления сердца немедленно обратись молитвою к Богу, поставь сердце свое в присутствие Божие для исцеления и очищения.
Примером тому: «зараженные микробами вещи, пролежав в ярком солнечном свете, теряют заразительную остроту и силу под влиянием солнечных лучей»- так говорили старцы еще в18-ом веке. Теперь же мы во всех больницах обеззараживаем помещения кварцевыми лампами.
Так и еще пример: если ребенок маленький вдруг падает или ушибется рукою, то скорее бежит к матери своей плачет, и жалуется и просит защиты, и крепко за нее хватается, когда спотыкается. Так и мы должны, споткнувшись, к Богу устремляться, Ему поведать о горести и бедах, и просить Его помощи, как еще младенцы, по словам апостола: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах…» - так говорил апостол Павел (1Кор. 3:1-2).
По внешнему рассуждению и стихийной философии может представляться так: все люди по закону природы, предписанному Творцом, состоят в необходимой зависимости один от другого; а потому и обязаны один другому помогать в жизни, и один для другого трудиться и быть полезным один другому. То есть этой общительностью стоит и держится благосостояние человеческого рода, и любовь к ближнему.
И вот у всех нас, христиан, есть общий обычай просить молитвы друг за друга; желать, чтобы молился обо мне другой, и в особенности доверенный мне член церкви, т. е. священник.
Но неужели молитва другого может спасти меня?
Когда «каждый от своих дел (по заповеди) – или прославится или постыдится». Но молитва за других – это благочестивый плод духовной учтивости. И так хорошо, и еще более лучше об этом может пояснить духовный человек – св. отец Игнатий Бранчанинов: «Духовный разум, осененный светом религии и образованный опытом внутренней жизни, проникает глубже, созерцает светлее и таинственно открывает, иногда, совсем противоположное представленному».
Чтобы скорее и быстрее понять, объясним примером: к одному учителю ходил ученик. Слабые способности, а еще лень, как всегда, и рассеянность поставили его в разряд безуспешных. Опечаленный, он не знал, что делать, как бороться с недостатками своими. Но встретился он с другим учеником, товарищем по классу, более способным, и объявил ему о своем горе. И тот принял участие, пригласил заниматься вместе: «вместе нам будет веселее и охотнее и потому успешнее». И стали учится вместе, передавая один другому, кто что понял. А через некоторое время, нерадивый прежде – сделался прилежным, полюбил учение, и его усердие привело к понятливости. Эти два ученика воздействовали друг на друга и приобрели пользу.
А потому как жизнь людей состоит в теснейшем соотношении, - дух одного может передавать часть свою духу другого человека. Так хладный –может возгреваться, тупой может остреть, а ленивый – возбуждаться к деятельности живым участием подобного себе человека.
Дух духу может передавать, может благотворно действовать: вовлекать в молитву, во внимание, ободрять в унынии, отклонять от порока и возбуждать к святой духовной деятельности. В том состоит тайная молитва за другого человека. Где бы далеко он не находился: ибо дух дышит где хочет….
Из этого можно видеть, что не Бог удовлетворяется многими прошениями и ходатайствами одного человека о другом, - а сам дух и сила молитвы передается: и очищает, и возбуждает душу, о которой молятся. Обоюдная молитва живущих на земле – очень плодотворна и благодетельна и, само собой, также обоюдно благодетельна по теснейшей связи мира высшего с миром земным, или, что то же самое, с миром отошедших. Почему и молимся за своих предков умерших.
И пусть все сказанное мной и есть суждение психологическое, но раскрыв Священное Писание мы уверимся в истинности этого суждения!
1) Так говорил Иисус Христос апостолу Петру: «Аз же молился о тебе, да не оскудеет вера твоя» -Лк. 22:32. Вот, сила молитвы Христовой укрепляет дух Петра и ободряет при искушении против веры.
2) Когда апостол Петр был в темнице: молитва о нем в церкви была прилежна, и Ангел божий вывел Петра из-под стражи, - здесь видна помощь братской молитвы – Деян. 5:18-25, 12:5-11.
3) Но самая ясная заповедь о молитве за ближнего выражена св. апостолом Иаковом так: «исповедуйте друг другу согрешения, и молитесь друг за друга, яко исцелеете. Много бо может молитва праведного».
Этим всем утверждается высказанное психологическое умозаключение. Будем же молиться друг за друга и будем молиться вместе, поддерживая союз христианской любви, заповеданной Богом.
Ему же слава во веки веков. Аминь.
Сергий чернец.
[Скрыть]Регистрационный номер 0351059 выдан для произведения:
Новый завет о молитве.
Приготовление к молитве, введение Мф. 6:5-9,
Форма молитвы__________________ Мф. 6:9-14,
Условие молитвы_________________ Мф. 6:14-15,
Средства и надежда в молитве______ Мф. 7:7-12,
Упражнение в молитве _(от Марка)__ Мк 14:32-40,
Частота в молитве_______ Лк. 11:5-19, Лк. 18: 1-14,
Внутренняя молитва._______________ Ин.4:5-19,
Сила и мощность молитвы.__________ Ин. 15:4-8,
Непрестанная память Божия.________Ин. 16:23-25,
Практика и упражнение ____________ Деян. 4:31,
Плоды и последствия.___________Деян. 16: 25-26,
Необходимость во всех случаях ____ Иак. %:13-16,
Помощь Духа Святого___Иуд. 1:20-21 и Рим. 8:26,
Как должно Духом молиться _______ Ефес. 6:18,
Спокойствие и мир внутри ________ Филип. 4:6-7,
Непрестанность в молитве ________ 1Фесс. 5:17,
Не только о себе, но о всех _________1Тим. 2:1-5.
Здесь дан весь контекст, а нужно выделить из текста основные стихи святого Писания, которые соответствуют определению. То есть в связи с чем и когда это сказал Бог и что главное в молитве.
О молитве (часть 1).
«Сии люди устами чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня…
Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи войдет в Царствие Небесное». Мф. 7:21.
Такие, вроде бы, простые слова, однако, не всем удобопонятные и требуют разъяснения для современных новоначальных верующих.
Можно представить себе: какая будет польза, если я буду молиться и призывать только языком имя Божие, но не имею внимания, и не понимаю что говорю? Это будет одно празднословие! Последствием того будет только то, что переболтается язык, утрудится тело мое, а ум в своих собственных размышлениях только препятствовать будет и также понесет ущерб.
Бог не требует многословия, а внимательного ума и очищенного сердца. Не лучше ли, хотя бы изредка, или только в установленное время, совершить одну хоть и краткую молитву, - но со вниманием, с усердием, с теплотою души и с достойным понятием!? А иначе, хоть день и ночь произноси молитвы, но если не имеешь чистоты душевной – то и тогда не приобретешь ничего спасительного. Оставшись при одной наружной только болтовне, при букве закона – утомишься и, соскучившись, придешь к такому последствию, что совсем потеряешь веру к молитве, вовсе бросишь это бесплодное упражнение.
Однако внимания в молитве человеку сразу никак не достичь. Не сразу научишься молиться правильно.
Поясним как пример: в уме человека проносятся мысли посторонние даже во время чтения любого текста. И пусть попробует человек десять молитв коротких сказать так, чтобы ни одна мысль посторонняя не отвлекла бы ум его. Молитву Иисусову читают многократно по правилу и по четкам монахи в монастырях. Но редкие люди бывают способны к чистой молитве. Все равно на второй или третьей молитве мысль посторонняя проникнет во ум человека отвлекая его от Имени Господа. А уж 10 молитв без отвлечения произнести очень трудно.
И не монахи, а в основной массе верующие приносят больше словесных молитв, а вдумчивые и сердечные молитвы бывают редко. Но как научится молитве сердечной, если не научиться молитве вообще? Надо молиться всегда: и когда сердце настроено, и когда нет настроения тем более, - потому что Бог, видя твою неотступность, Сам подаст тебе благодатную помощь.
Об этом пояснял святитель Игнатий Бранчанинов, приведя свою присказку: «Эти прорицатели подобны тем маленьким ребяткам, коих вздумали научить азбуке и чтению. Соскучив сим учением, они закричали однажды: «Не во сто ли раз лучше идти нам ловить рыбу, как это делают наши отцы, чем проводить день в беспрестанном повторении А, Б, В и царапать бумагу птичьим пером?» Польза и просвещение чтением, которая должна была произойти для них от скучного сего запоминания букв, была для них тайна. Подобное составляет тайну сокровенную и простое призывание имени Божия для тех, кои не имеют познания и убеждения. Они измеряют дело веры силою своего неопытного и недальновидного разума, забывая при этом, что человек состоит из тела и души» - так говорил Игнатий Бранчанинов. И далее он же пояснял.
Для того и принято, что, желая очистить душу, прежде очищаем тело: налагая на себя пост. Лишая тело свое излишне питательной и раздражающей пищи. И это для того, чтобы оно не препятствовало или, лучше сказать, способствовало чистоте души и просвещению разума, чтобы ощущение голода напоминало нам о решимости внутреннего усовершенствования: «ага, я для чего голод себе произвел, чтобы работать богоугодно, так буду же молиться, не забывая о Боге». И мы опытно ощущаем, что через внешний пост тела приобретаем внутреннее сосредоточение разума к укрощению страстей и напоминание о духовном упражнении. Так мы посредством наружной материи получаем духовную пользу и пособие.
О силе молитвы говорят и святые – Иоанн Златоуст и Марк Подвижник: первый утверждает, что «молитва, хотя бы произносилась от нас, наполненных грехами, тотчас очищает…». А второй так говорит: «Молиться как-нибудь состоит в нашей силе; а молиться чисто – дар благодати Божией».
Итак, что есть в нашей силе, тем и надо пожертвовать Богу, молиться так, как ты можешь, но неотступно. И Божия сила изольется в твою немощную душу и молитва сухая и рассеянная, но чистая – обретет навык, привычку, и обратясь в натуру, сделается молитвой чистой, светлой, пламенной и достодолжною.
И Господь Бог не возбраняет человеку помышлять о награде и утешении от трудов молитвенных. Даже Сам дает мысль о награде для поощрения человека к исполнению заповедей и к достижению совершенства: как пример, - «Чти отца твоего и матерь твою», - вот заповедь! – и вот вслед награда: «Да благо ти будет!». И еще: «Аще хощеши совершен бытии. Иди, продаждь имение твое и даждь нищим». – вот требование совершенства, одно из других, - и непосредственно за этим награда: «имети имаши сокровище на Небеси» - Мф 19:21.
«Ибо я не стыжусь благовествования Христова. Потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» - так говорил апостол Павел – Рим.1:16. И далее: «ибо что можно знать о Боге явно для них (для верующих)… ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так – что они безответны» - Рим1:20.
Естественность молитвы для человека – это и составляет главную причину появления религии вообще. Разум и природа доводят человека до Богопознания.
Разум исследует окружающий мир и видит, что не может быть действия без причины. И переходя по лестнице осязаемых причин от низших форм к высшим, наконец, - достигает до главной причины, до Бога.
Природа на каждом шагу раскрывает удивительную премудрость, стройность, порядок, постепенность, - дает основательный материал для лестницы, ведущей от конечных причин к бесконечной.
Таким образом естественный человек естественно приходит к познанию Бога. Потому что ни одной нации, ни одного племени дикого не бывало, и нет без какого-либо понятия о Боге. И самый дикий островитянин без всяких посторонних побуждений, как бы невольно, возводит взор свой к Небу, падает на колени. И производит непонятный для него вздох, чувствует непосредственно что-то особенное, «что-то влекущее его в высоту. Что-то толкающее к чему-то неведомому…».
Вот из этого основания происходили все естественные религии. При этом замечательно то, что повсеместно сущность или душу каждой религии составляет тайная молитва, сопровождаемая каким-либо видом движения или явного жертвоприношения, искаженного тьмою грубого и дикого понятия людей языческих. Чем удивительнее явление в глазах разума, тем более требует от него же раскрытия тайной причины этого явления, всегда выражающегося в естественном стремлении к молитве. Так исполнялось Слово Божие: вложу Глаголы Мои в сердцах человеческих.
Вот и именно в сердцах, в душах людей заложены все понятия о Божественном. Но разум, пораженный сатаною уже в Раю, вводит человека во многие заблуждения, в различные грехи – да так, что душу свою загрязняет человек настолько, что очень трудно до нее докопаться бывает. Под кучей греховных, разумных и логичных рассуждений едва можно откопать в душе своей сострадание к ближним, а о любви и речи нет….
Потому и верные оказались слова пророческие апостола Павла: «Знайте же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, горды, надменны, нечестивы…» - 2Тим.3:1-5. «ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям…» 2Тим. 4:3-4.
Человеку свойственно мечтать о Рае, где Адаму было хорошо. И в представлении себе рисует человек образ Бога – то в виде доброго старца и т. д.
Но Бог безвиден – не представляет Бог никакого образа. Есть человеческая способность воображения, как бы оживлять умопредставления. А сатана легко этим пользуется, ибо предупреждает священное писание, говоря, что «сатана весь преображается в ангела света».
Нередко так бывает. Во время молитв особенно и после молитвенных трудов, попадают люди самопрельщению (сей грех от диавола-обманщика): к ним приходят «ангелы» или «святые» и общаются с ними. Есть такая опасность поверить и обольстиься.
Ибо ум человека естественно и удобно может находится в «безвидии» и сохранять его при присутствии Божием. Это усматривается из того, что сила воображения может себе представить во внимание предмет - не подлежащий чувствам зрения, не имеющий внешнего вида и формы. Так, например: представления и ощущения душой нашей – воздуха, тепла, холода. Находясь на холоде, мы можем живо представить себе тепло, - мысленно, хотя теплоты не будет, она не имеет формы – эта теплота! Подобно этому и присутствие духовного и непостижимого Духа Божьего можно сознавать не только в уме, но и сердцем и телесно ощущать с совершенном однако безвидии!
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким…» - учил Иисус Христос Никодима-книжника – Ин 3:8.
___________________________________
Вот мы обозначили самый высший вид молитвы, когда бы человек и Дух Божий ощутил рядом с собою. Но это не бывает часто и совсем редкость среди суеты нашего сегодняшнего века.
И тогда человеку грешному, молящемуся, представляется иная «прелесть» - о недостойности его молитвы перед Богом. Вдруг он думает, что если совершил проступок или уклонился в развлечения, - то будто уже невозможно и к богу обращаться, не очистивши сердце греховное сокрушенным покаянием. Лучше онеметь перед Богом, нежели износить свои «безумные глаголы» из сердца, омраченного и развлеченного, и не молится человек Богу, в унынии ожидая возможности к священнику придти за очищением грехов. Очень жаль, что он так рассуждает! Эта мысль «уныния», которая, наоборот, преступнее всякого греха, и составляет главное оружие «темного мира бесовского» в отношении к людям. Опытные святые отцы наши дают наставления иные: «что если бы ты пал и низошел даже в глубину адской злобы, то и тогда не отчаивайся, а обращайся скорее к Богу в искренней молитве, и Господь восставит упавшее твое сердце и даст тебе силу больше прежней».
Итак, после всякого падения и греховного уязвления сердца немедленно обратись молитвою к Богу, поставь сердце свое в присутствие Божие для исцеления и очищения.
Примером тому: «зараженные микробами вещи, пролежав в ярком солнечном свете, теряют заразительную остроту и силу под влиянием солнечных лучей»- так говорили старцы еще в18-ом веке. Теперь же мы во всех больницах обеззараживаем помещения кварцевыми лампами.
Так и еще пример: если ребенок маленький вдруг падает или ушибется рукою, то скорее бежит к матери своей плачет, и жалуется и просит защиты, и крепко за нее хватается, когда спотыкается. Так и мы должны, споткнувшись, к Богу устремляться, Ему поведать о горести и бедах, и просить Его помощи, как еще младенцы, по словам апостола: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах…» - так говорил апостол Павел (1Кор. 3:1-2).
По внешнему рассуждению и стихийной философии может представляться так: все люди по закону природы, предписанному Творцом, состоят в необходимой зависимости один от другого; а потому и обязаны один другому помогать в жизни, и один для другого трудиться и быть полезным один другому. То есть этой общительностью стоит и держится благосостояние человеческого рода, и любовь к ближнему.
И вот у всех нас, христиан, есть общий обычай просить молитвы друг за друга; желать, чтобы молился обо мне другой, и в особенности доверенный мне член церкви, т. е. священник.
Но неужели молитва другого может спасти меня?
Когда «каждый от своих дел (по заповеди) – или прославится или постыдится». Но молитва за других – это благочестивый плод духовной учтивости. И так хорошо, и еще более лучше об этом может пояснить духовный человек – св. отец Игнатий Бранчанинов: «Духовный разум, осененный светом религии и образованный опытом внутренней жизни, проникает глубже, созерцает светлее и таинственно открывает, иногда, совсем противоположное представленному».
Чтобы скорее и быстрее понять, объясним примером: к одному учителю ходил ученик. Слабые способности, а еще лень, как всегда, и рассеянность поставили его в разряд безуспешных. Опечаленный, он не знал, что делать, как бороться с недостатками своими. Но встретился он с другим учеником, товарищем по классу, более способным, и объявил ему о своем горе. И тот принял участие, пригласил заниматься вместе: «вместе нам будет веселее и охотнее и потому успешнее». И стали учится вместе, передавая один другому, кто что понял. А через некоторое время, нерадивый прежде – сделался прилежным, полюбил учение, и его усердие привело к понятливости. Эти два ученика воздействовали друг на друга и приобрели пользу.
А потому как жизнь людей состоит в теснейшем соотношении, - дух одного может передавать часть свою духу другого человека. Так хладный –может возгреваться, тупой может остреть, а ленивый – возбуждаться к деятельности живым участием подобного себе человека.
Дух духу может передавать, может благотворно действовать: вовлекать в молитву, во внимание, ободрять в унынии, отклонять от порока и возбуждать к святой духовной деятельности. В том состоит тайная молитва за другого человека. Где бы далеко он не находился: ибо дух дышит где хочет….
Из этого можно видеть, что не Бог удовлетворяется многими прошениями и ходатайствами одного человека о другом, - а сам дух и сила молитвы передается: и очищает, и возбуждает душу, о которой молятся. Обоюдная молитва живущих на земле – очень плодотворна и благодетельна и, само собой, также обоюдно благодетельна по теснейшей связи мира высшего с миром земным, или, что то же самое, с миром отошедших. Почему и молимся за своих предков умерших.
И пусть все сказанное мной и есть суждение психологическое, но раскрыв Священное Писание мы уверимся в истинности этого суждения!
1) Так говорил Иисус Христос апостолу Петру: «Аз же молился о тебе, да не оскудеет вера твоя» -Лк. 22:32. Вот, сила молитвы Христовой укрепляет дух Петра и ободряет при искушении против веры.
2) Когда апостол Петр был в темнице: молитва о нем в церкви была прилежна, и Ангел божий вывел Петра из-под стражи, - здесь видна помощь братской молитвы – Деян. 5:18-25, 12:5-11.
3) Но самая ясная заповедь о молитве за ближнего выражена св. апостолом Иаковом так: «исповедуйте друг другу согрешения, и молитесь друг за друга, яко исцелеете. Много бо может молитва праведного».
Этим всем утверждается высказанное психологическое умозаключение. Будем же молиться друг за друга и будем молиться вместе, поддерживая союз христианской любви, заповеданной Богом.
Ему же слава во веки веков. Аминь.
Сергий чернец.