ГлавнаяПрозаЭссе и статьиРелигия → В Неделю 4-ю Великого Поста

В Неделю 4-ю Великого Поста

article412316.jpg

Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью в числе выдающихся соустроителей монашества. Предположительный период его жизни определяется пределами VI — VII вв. Широкому кругу христиан он известен, прежде всего, как составитель авторитетного и весьма популярного памятника аскетической литературы: «Лествица». Не будет преувеличением сказать, что это произведение явилось настольной книгой для многих прославленных подвижников и по сей день руководит ко спасению всех желающих спастись...

КРАТКОЕ ЖИТИЕ

О том, как жил преподобный Иоанн до монашества, почти ничего не известно, кроме того, что прежде вступления на монашеский путь Иоанн был обучен внешней мудрости, и, следовательно, успел получить надлежащее светское образование, а, значит, родился и воспитывался в материально обеспеченной семье.

Ещё в юном возрасте Иоанн предпочёл радостям мира суровую, аскетичную жизнь.
Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Это библейское место привлекало подвижников уже с III-го века.
Отрешившись от горделивых амбиций, тщеславия и самоугодия, Иоанн вверил свое духовное воспитание одному из самых искусных и опытных Синайских учителей, духоносному авве Мартирию. Несмотря на завидное образование, постигая азы монашеской мудрости, Иоанн не превозносился ученостью, был скромен и прост в общении с ближними, во всём послушен духовнику. Следуя советам наставника аввы Мартирия и исполняя его указания, он делал это настолько старательно и самоотверженно, словно слушался не человека, но Самого, повелевавшего через него, Небесного Царя. После четырех лет пребывания на Синае Иоанн был пострижен в иночество. 

Задолго до того, как Иоанн удостоился руководства над иноками, Бог открыл его будущую славу через Своих святых. Так, однажды Анастасий Великий, известный своей добродетельной жизнью, назвал Иоанна Синайским игуменом, хотя на тот момент времени до игуменства ему было ещё далеко.
В “Лествице” описывается и другой случай. Однажды Мартирий пошел к Иоанну Савваиту, взяв с собой Иоанна. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. Старцу же Мартирию ног не умыл. Когда его ученик Стефан спросил, почему он так поступил, св. Иоанн Савваит ответил: “Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену”...


УЕДИНЕННАЯ ЖИЗНЬ

​После смерти аввы Мартирия двадцатилетний Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, у подножия Синайской горы, где стал жить в подвиге безмолвия, поста, молитвы, бдения и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Спал Иоанн очень мало, ровно столько, сколько было нужно, чтобы не лишиться здравого ума. Часть своего времени уделял обработке земли, ухаживанию за огородным хозяйством, доставлявшем пищу к столу. Праздность и леность преодолевал помощью Божьей и постоянным памятованием о грядущем Суде. Так, пламенея ревностью и благодатным духовным огнём, не кочуя с места на место (за исключением случая посещения Египтских земель), св. Иоанн пробыл на том месте 40 лет... 

​Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия: чудо избавления от смерти подвижника Моисея, совершенное по молитвам преподобного Иоанна.
В свое время Моисей, заручившись благословением старцев, упросил Иоанна взять его к себе в послушание и в ученики. Однажды, занимаясь по поручению учителя удобрением почвы для огорода, Моисей, обессилев от жаркого зноя, крепко заснул. В это время дремал и Иоанн. И вот он увидел видение: Благолепный Муж упрекнул его и отметил, что в то время, как он дремлет, его послушник Моисей находится в беде. Иоанн, разбуженный явлением Мужа, тотчас вскочил и начал молиться. Вечером, возвратившись с работы, Моисей рассказал, что он, утомившись, заснул, и его едва не раздавил огромный камень, но он (Моисей) успел отскочить в тот момент, когда ему вдруг представилось, что его зовет Иоанн...


ИГУМЕНСТВО

После подвига отшельничества Иоанн, вопреки своему желанию, встал во главе Синайской обители, сделавшись игуменом Синайской горы (в прежнее время располагавшийся там монастырь именовался обителью Неопалимой Купины; впоследствии воздвигнутая там обитель стала называться обителью святой Екатерины).

Духовное величие игумена Иоанна при всей его кротости и смиренности было столь признанным братией монастыря, что они (и не только они) сопоставляли его с законоположником Моисеем, вождем ветхозаветного Израиля. При этом замечалось, что первый Моисей, не вошедший в обетованную землю, лишился дольнего Иерусалима, а второй Моисей (преподобный Иоанн Лествичник) достиг Горнего Града, Иерусалима Небесного. 

В "Лествице" и в Житии преп. Иоанна описан замечательный случай, происшедший в то время в Синайской обители. В тот самый день, когда Иоанна поставили игуменом, в монастырь сошлось более шестисот посетителей. Тогда явился в монастырь и иудей с короткой прической, без бороды и в плаще, препоясанном по иудейскому обычаю, и стал отдавать монастырской братии распоряжения, подобно эконому: "Принесите это...", "Поставьте сюда вот это..." и т.п. Удивленная братия беспрекословно подчинялась неизвестному им господину, да к тому же еще и иудею. Спустя некоторое время, когда все было готово, господин исчез. После тщетных поисков братия явилась к Иоанну спрашивать, кто был сей господин. Преподобный Иоанн ответил: “Оставьте господина Моисея в покое. Он пришел отдавать распоряжения в свой дом, это мы здесь насельники!..”  Явившийся был сам Пророк и Боговидец Моисей...

Свое аскетическое произведение "Лествица" преп. Иоанн написал не по своей воле, но по просьбе игумена соседнего Раифского монастыря, тоже Иоанна. Среди 14 тысяч монахов, населяющих в то время Синайскую гору, нашлись такие, которые стали говорить: "Этот Иоанн-игумен — пустозвон и пустослов. Вместо того, чтобы молчать, как положено монаху, он только и делает, что говорит..." Когда слух дошел до преп. Иоанна, он замолчал, и молчал целый год, пока виновные в злословии монахи не пришли с повинной к нему, не пали на колени и не стали просить о прощении, умоляя святого разомкнуть уста и снова поучать всех своими душеполезными речами...

Незадолго до своей кончины игумен Иоанн назначил себе богоугодного преемника. Им стал епископ Георгий, родной старший брат преподобного. После этого святой авва Иоанн удалился в прежнее место и вновь предался безмолвию. Там он и преставился.


Дни памяти преп. Иоанна Лествичника —
18 марта и 12 апреля, а также в 4-ю Неделю Великого Поста.

Тропарь преп. Иоанну Лествичнику (Валаамский распев)
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Иоанне, отче наш, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

© Copyright: Парнасская Горница, 2018

Регистрационный номер №0412316

от 18 марта 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0412316 выдан для произведения:
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью в числе выдающихся соустроителей монашества.
Предположительный период его жизни определяется пределами VI – VII веков. Несмотря на широкое почитание этого подвижника среди верующих, а особенно – среди монашествующих, биографические подробности его жизни до нас не дошли.
Широкому кругу христиан он известен, прежде всего, как составитель авторитетного и весьма популярного памятника аскетической литературы: «Лествица...». Не будет преувеличением сказать, что это произведение являлась настольной книгой для многих прославленных подвижников.


КРАТКОЕ ЖИТИЕ

Согласно отдельным историческим источникам, Иоанн Лествичник был сыном святого Ксенофонта. Предположительное место его рождения определяют как Константинополь.
Исходя из дошедших до нашего времени свидетельств, на основании которых известно, что прежде вступления на монашеский путь Иоанн был обучен внешней мудрости, и, следовательно, успел получить надлежащее светское образование, уместно предположить, что он родился и воспитывался в материально обеспеченной семье.
Ещё в юном возрасте Иоанн предпочёл радостям мира суровую, аскетичную жизнь. Будучи шестнадцатилетним юношей, он постригся в монашество на Синайской горе.
Это библейское место привлекало подвижников уже с III века. Считается, что во времена жизни Лествичника на той территории спасалось, по крайней мере, несколько десятков отшельников.
Отрешившись от горделивых амбиций, тщеславия и самоугодия, Иоанн вверил свое духовное воспитание одному из самых искусных и опытных Синайских учителей, духоносному авве Мартирию.
Несмотря на завидное образование, постигая азы монашеской мудрости Иоанн не превозносился ученостью, был скромен и прост в общении с ближними, во всём послушен духовнику.
Следуя советам наставника, аввы Мартирия, и исполняя его указания, он делал это настолько старательно и самоотверженно, словно слушался не человека, но Самого, повелевавшего через него, Небесного Царя.
Задолго до того, как Иоанн удостоился руководства над иноками, Бог открыл его будущую славу через Своих святых. Так, однажды Анастасий Великий, известный своей добродетельностью, назвал Иоанна Синайским игуменом (хотя на тот момент времени до игуменства ему было ещё далеко). В другой раз, Иоанн Савваит, подвижник из пустыни Гуда, омыл Иоанну Лествичнику ноги, как если бы он уже был игуменом.


УЕДИНЕННАЯ ЖИЗНЬ

Через 19 лет по принятии пострига (согласно другим оценкам, в девятнадцатилетнем возрасте), по смерти духовника местом для подвигов Иоанн выбрал раскинувшуюся у подножия Синайской горы долину Фола.
Здесь он предался безмолвию, непрестанным молитвам, строгим постам, бдению (спал он лишь столько, чтобы через чрезмерное бодрствование не лишиться здравости ума), литературному творчеству и прочим трудам. Часть своего времени он уделял обработке земли, ухаживанию за огородным хозяйством, доставлявшем пищу к столу.
По слову летописца, Иоанн пробыл в безмолвном отшельничестве около сорока лет, пламенея ревностью и благодатным духовным огнём, не кочуя с места на место (за исключением случая посещения Египтских земель). Праздность и леность он преодолевал помощью Божьей и постоянным памятованием о грядущем Суде.
К этому периоду жизни относят чудо избавления от смерти подвижника Моисея, совершенное по молитвам преподобного Иоанна.
В своё время Моисей, заручившись благословением старцев, упросил Иоанна взять его к себе в послушание и в ученики. Однажды, занимаясь по поручению учителя удобрением почвы для огорода, Моисей, обессилев от жаркого зноя, крепко заснул. В это время дремал и Иоанн. И вот он увидел видение: Благолепный Муж упрекнул его и отметил, что тогда как он дремлет, Моисей, находится в беде. Иоанн, разбуженный явлением Мужа, тотчас вскочил и начал молиться. Вечером, возвратившись с работы, Моисей рассказал ему, что когда он заснул, его едва не раздавил огромный камень, но он (Моисей) успел отскочить в тот момент, когда ему, вдруг, представилось, что его зовёт Иоанн.


ИГУМЕНСТВО

После сорокалетнего подвига отшельничества Иоанн, вопреки своим замыслам, встал во главе Синайской обители, сделался игуменом Синайской горы (в прежнее время располагавшийся там монастырь именовался обителью Неопалимой Купины; впоследствии воздвигнутая там обитель стала называться обителью святой Екатерины). В этом он видел Божественное предначертание.
Духовное величие игумена Иоанна, при всей его кротости и смиренности, было столь признанным братиями монастыря, что они (и не только они) сопоставляли его с законоположником Моисеем, вождем ветхозаветного Израиля. При этом замечалось, что первый Моисей, не вошедший в обетованную землю, лишился дольнего Иерусалима, а второй Моисей (преподобный Иоанн Лествичник) достиг Горнего Града, Иерусалима Небесного.
Незадолго до своей кончины игумен Иоанн назначил себе богоугодного преемника. Им стал епископ Георгий (считается, что он был ему братом по плоти). После этого преподобный удалился в прежнее место и вновь предался безмолвию. Там он и преставился. Существует предание, что смерть наступила 30 марта.


Тропарь преп. Иоанну Лествичнику
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Иоанне, отче наш, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин (иной) тропарь преп. Иоанну Лествичнику
Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне, / твоя Божественныя добродетели, / к Небеси возводящия ны: добродетелей бо ты был еси воображение. // Тем моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преп. Иоанну Лествичнику
Плоды присноцветущия, /от твоей книги принося учения, премудре, / услаждавши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне: лествица бо есть, души возводящая от земли к Небесней и пребывающей славе // верою чтущих тя.

Ин кондак преп. Иоанну Лествичнику
На высоте Господь воздержания истинна тя положи, / якоже звезду нелестную, световодящую концы, // наставниче Иоанне, отче наш.

 
 
Рейтинг: +7 435 просмотров
Комментарии (5)
Paul B. # 18 марта 2018 в 12:10 +2
В день монашеского пострига Иоанна авва Стратигий, присутствовавший на том постриге, предсказал, что этот молодой монах-постриженник (а на том момент Иоанну было 20 лет от роду) будет некогда великой звездой.
Мила Горина # 18 марта 2018 в 13:33 +1
Василисса! Интересно подобран материал!Мила c0411
Парнасская Горница # 18 марта 2018 в 17:57 +1
Спасибо, друзья мои, за прочтение публикации к сегодняшнему празднику и оставленные отклики.
Мне нравится необычное житие преп. Иоанна Лествичника, особенно случай появления в обители Пророка Моисея и реакция св. Иоанна на это — у него было недюжинное чувство юмора...
Пронькина Татьяна # 18 марта 2018 в 18:05 +2
Спасибо, Ольга! Очень-очень полезно и интересно.И, как всегда-великолепная подача информации! buket3
Парнасская Горница # 18 марта 2018 в 21:17 +3
Не случайно Святая Церковь отвела преп. Иоанну отдельное — 4-я неделя — празднование в Великий Пост, выбрав его из множества святых Угодников Божиих. Ведь св. Иоанн Лествичник даровал христианскому миру книгу восхождения к Богу, где, что ни предложение — то духовная мудрость и афоризм. Спаси Господи, Таня, за внимание и усердие в чтении духовных публикаций на нашей ЛитСтранице...