ГлавнаяПрозаЭссе и статьиРелигия → НА ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

НА ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

article416724.jpg

Митрополит Антоний Сурожский
ПРОПОВЕДЬ К ПРАЗДНИКУ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

(Сказана в храме св. пророка Илии, что в Обыденном пер., Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь в Своем Евангелии, как повествует Евангелист Иоанн, говорит: 
— Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе... И эти слова относятся к двум событиям в жизни Спасителя, Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим, братом нашим по плоти, как об этом говорит сам Евангелист и как повторяют и Отцы Церкви.

Христос был вознесен от земли на невысокий Крест страданий. Он так возлюбил мир, каждого человека, каждую потерянную душу, что захотел нас ради принять страсти и смерть. И сердца многих обратились к Нему, когда люди увидели, что Бог способен на такую любовь к человеку, что Он не стыдится стать одним из нас. Он облекается в нашу плоть. Гаснет Его слава, принимает Он образ раба угнетенного и умирает, потому что Он так любит человека и так в него верит. Многие сердца обратились тогда к Нему, многие были тогда к Нему привлечены. Для апостолов это был решительный перелом их жизни, для сотника, который стоял у креста, это было откровение о Боге, — а по их свидетельству родился весь христианский мир. Да, смертью Он привлек многих к Себе.

Но Он включил в эти Свои спасительные страсти не только тех, которые тогда сумели отозваться на Божественную любовь и на веру Божию в человека. Распинаемый, Он молился:
— Отче, прости им, они не знают, что творят... И в этой молитве Он собрал в Свое сердце тех, которые Его пригвождали ко кресту, тех, которые Его предали, тех, которые Его неправедно судили, тех, которые Его били на судилище Пилата, тех, которые на Него клеветали, — всех Он включил в эту Свою любовь. И когда Господь вознес эту молитву — неужели не услышал Отец? Христос Своей кровью, Своим страданием, Своей смертью заслужил право прощать, и Он простил. И нет такого человека, который так или иначе не под защитой этой молитвы Господней: — Прости им, Отче, они не знают, что творят... Не знаем мы, христиане, что творим, когда живем недостойно Евангелия; не знают гонящие Церковь, что творят, когда восстают на Живого Бога и на Христа Его. Но всех объемлет молитва Христа: — Прости им, Отче, не знают, что творят... В этом отношении не только некоторых Он привлек к Себе, — Он как бы узлом любви связал всех и всех вознес молитвой к престолу Господню. Тайна спасения глубока; мы не знаем, что в последний час решит Господь о каждом из нас и о тех, в спасении которых мы так легко сомневаемся.

Но Господь еще и иначе влечет нас с Собой, ввысь. В этот день Вознесения Он человеческой, хотя и прославленной, воскресшей плотью Своей вознесся на Небо; и с Ним человечество наше вступило в таинственные глубины Всесвятой Божественной Троицы. Святой Иоанн Златоустый в одной из своих проповедей говорит: если ты хочешь измерить величие человеческое, не взирай на престолы царей, не оглядывайся туда, где живут мощные, властные мира сего; вознеси взор свой к Престолу Божию, и там увидишь сидящего одесную славы Отчей Сына Человеческого... Он нам явил нашу истинную природу, наше подлинное призвание, то место, куда мы призваны, — одесную Бога и Отца.

Но путь этот нелегок, хотя сила — не от нас, а от Самого Бога. Не своей силой взойдем мы на небо, не своей силой обретем мы спасение. Когда апостол Петр спрашивал Христа:
— Кто же может спастись? — Его ответ был: — Человеку это невозможно, но Богу возможно все... Немощь наша не помешает нам подняться до престола Господня, пасть у ног Спасителя, испросить милость себе. Апостол Павел приводит слова Христа к нему: — Сила Божия в немощи совершается... Не в той, столь нам обычной немощи, когда мы ленивы, бессильны, когда мы не пользуемся той крепостью, которая Господу принадлежит и которую Он нам так щедро дает. Но другой: немощи гибкой, послушной души, немощи, которая заполняет человека, когда сила Божия через него и в нем действует. Как хрупкий, слабый парус наполняется ветром и влечет за собой корабль, так и немощь человеческая может быть преисполнена дуновением, дыханием Святого Духа и повлечь нас к победе, к тому берегу, где вечная жизнь.

В немощи — да, сила Божия совершается; но для этого надо отдаться в руки Божии; для этого надо отозваться сначала на крест, на то вознесение Господне, которое нам открывает любовь Господню к нам и свидетельствует, как Господь верит в человека: Он готов стать одним из нас и умереть в уверенности, в победоносной надежде, что Его смерть отзовется в каждом сердце, превратит каждую жизнь из земной в небесную и каждого из нас в члена — живого, трепетного, хрупкого и, однако, непобедимого — Тела Христова.

Одно нас может остановить. Вспомните рассказ Евангелия от Иоанна о том, как Христос говорил на пути в Иерусалим Своим ученикам, что Ему надлежит умереть на кресте и воскреснуть. Тогда двое из них, забыв, не заметив, пройдя мимо страшной вести о грядущих страданиях Христа, подошли к Нему, помня только о Его победе, и стали Его просить, чтобы, когда Он воцарится, им было дано сесть по правую и по левую руку Его. Тогда Господь строго их предупредил, тогда Он им сказал:
— Можете ли вы креститься тем крещением, которым Я буду креститься? (что в переводе с греческого языка означает: готовы ли вы погрузиться в то, во что Я буду погружен, в ужас, в который Я должен уйти с головой?), готовы ли вы пить чашу, которую Я буду пить? Иначе сказать: «Раньше чем вы сядете в Моей славе, готовы ли вы по дружбе со Мной, по любви ко Мне разделить Мою земную участь?» И они ответили: «Да». Они опомнились тогда, поняв, что просили покоя себе — кровью Христовой. Христос им напомнил, что если они с Ним едины, то они с Ним должны пролить кровь, пройти муку, принять крест, последовать за Ним, куда бы Он ни пошел: не только во славу, — но и на плаху, в страшную Гефсиманскую ночь, на избиение у первосвященника и у правителя Пилата.

И так и нам говорится, словами отцов:
— Пролей кровь и примешь дух... Это кажется иногда страшными словами; но если вспомнить победу Господню над крестом, победу над смертью, победу над злом, победу над ненавистью, вознесение во славе, если вспомнить несметное число и мужчин, и женщин, и детей, которые так поверили Богу, что прошли Христовым путем — то и мы можем устремиться по этому пути, но с верой не в нашу силу, а именно в нашу немощь, зная, что потому мы непобедимы, потому Церковь НЕОДОЛИМА, что мы немощны, но что с нами Бог и что сила Божия в немощи совершается! Да будет так во веки веков! Аминь.

© Copyright: Парнасская Горница, 2018

Регистрационный номер №0416724

от 17 мая 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0416724 выдан для произведения:
Митрополит Антоний Сурожский
ПРОПОВЕДЬ НА ПРАЗДНИК ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Много лет тому назад отец Сергий Булгаков назвал одну из своих проповедей на Вознесение "Радость разлуки". И действительно, когда мы задумываемся над словами, которые сопутствуют в Евангелии предупреждению Христа о том, что Ему надлежит умереть, на время разлучиться со Своими учениками и быть для них вне всякой досягаемости, и о том, что идет время, когда Он отойдет уже окончательно к Богу и Отцу, можно изумляться: молясь об учениках Небесному Отцу, Христос просит о том, чтобы они имели полноту Его радости в себе... Как может быть, чтобы, разлучившись со Спасителем, мы могли, однако, радоваться Его радостью и не за Него, а вместе с Ним, за себя, за весь мир?

Эта радость нелегко дается. Для того, чтобы пережить эту радость Христову, надо оторваться от привязанности к земному, родному, привычному Христу. Вы, наверное, помните в Евангелии рассказы о явлении Христа ученикам после Воскресения; Спаситель предстал святой Марии Магдалине у самого гроба, и она была так погружена в свое горе, что не узнала Его, она вся в себя ушла — и потеряла Его. И когда Спаситель ее назвал по имени, и это слово "Мария" дошло до глубин ее сердца и души, она пала к Его ногам и захотела как бы удержать Его, держась за воскресшую плоть. И Он ей сказал: Не трогай меня ныне, Я еще не взошел к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему... Она вся еще была полна временем Христовой жизни на земле; она хотела вернуться к тем дням радости вокруг Него, но эта радость прошла. Между этими днями земной жизни и Христом теперешним, знаемым нам, прошел меч, прошла смерть, крест, сошествие во ад, недолговременная, но такая страшная по своей кажущейся безнадежности разлука.

И теперь Христос вознесся. Христа, каким мы Его видим в Евангелии, мы не можем больше уловить, потому что Он нам раскрылся как Бог и как совершенный человек. Та простая близость, которая была между Ним и Его учениками, земная дружба как-то отошла вдруг на какой-то задний план, и теперь, как говорит апостол Павел, мы уже по плоти Христа не знаем, но мы Его знаем духом.

Уходя от Своих учеников, Спаситель им сказал: Я вас сиротами не оставлю. Я вам пошлю Духа, Утешителя, Который исходит от Отца, — Он вам все возвестит...

И в день Пятидесятницы Божий Дух почил на Церкви, заполнил ее Своим присутствием и открыл перед Церковью бездонные глубины нового ведения и Самого Христа, уже не просто учителя, не просто наставника, не просто друга, не просто помазанника Божия, пророка, чудотворца. Открылся Христос откровением Духа как Человек, но не как один из людей, а как полнота явления того, что такое Человек. И открылся Он нам как Бог. Это предчувствовали, это чуяли Его ученики, но теперь мы это знаем, мы это видим, мы это познали опытом: Он наш Господь и Он наш Бог.

И дар Святого Духа силой Божией дает нам возможность приобщиться тому, что принадлежит никому иному, как Сыну Божию, ставшему Сыном человеческим. Его Воскресение было как бы чудом в Его Богочеловеческой судьбе; но наша приобщенность Ему даром Святого Духа, то, что Причащением Святых Таин, Крещением мы делаемся плотью и кровью Его, как бы Им Самим, делает все то, чем Он был, возможным для нас. Человек в полном смысле этого слова, человек, достигший полной меры своего человечества — не земной человек, а человек небесный; человек только тогда делается полностью собой, когда он так соединился с Богом, что он — в Боге и Бог в нем, когда он стал человеком, каким был Христос: Сыном Божиим не по рождению, а по дару, по приобщению.

И вот где радость наша: вознесясь от нас на небо, Христос унёс с Собой, в глубины Святой Троицы ту плоть, которую человечество, земля, Ему подарила Божией Матерью. Теперь тайна человека находится в глубинах и недрах тайны Божией. Мы не разлучились с Ним, потому что Духом Святым мы с Ним стали неразлучными; и видя случившееся с Ним, приобщаясь тому, что с Ним случилось, мы приобщаемся Его радости, радости о том, что мир спасен, радости о том, чтопобеждено все, что делало человека мелким, чуждым Богу. Теперь мы Ему свои, родные. Теперь мы можем радоваться Христовой радостью: не только о Его победе, но о том, что перед нами открыто новое ведение Божие, новое понимание человека, и призвание такое великое, такое дивное, о котором не мыслил человек до Христа: стать сынами и дочерьми Божиими, приобщиться всему, что Христово — включая вечную Божественную славу.
Аминь.
 
Рейтинг: +14 624 просмотра
Комментарии (20)
Парнасская Горница # 17 мая 2018 в 12:19 +8
Толкование свт. Иоанна Златоустого на слова апостолаПавла: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9).
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/na_slova_dovolno/
Пронькина Татьяна # 17 мая 2018 в 13:09 +6
Спасибо! Очень поучительно и тепло. С Вознесением Господним! t7304
Парнасская Горница # 17 мая 2018 в 13:15 +7
Царствие Небесное Владыке Митрополиту Антонию!
Великий подвижник благочестия.
Скольких людей к вере и Богу привёл...
Paul B. # 17 мая 2018 в 14:53 +7
Александр Васильевич КРУГЛОВ
Христос с тобой

Ты здесь не одинок: верь глубоко душою,
Что Тот, Кто обещал: "Я с вами до конца",
Кому открыты все и тайны, и сердца,
Всегда с тобою!

Когда ты к ближнему любовию горишь,
И с помощью идёшь к страдающему брату
Не из корысти, не за плату;
Когда бестрепетно о правде говоришь,
Не помнишь зла, к врагу не дышишь местью,
И не возносишься кичливо пред толпой;
Когда в союз ты не вступаешь с лестью,
То знай и верь: Христос с тобой!

Когда глядишь на мир неомрачённым оком,
Когда безгрешна мысль и речь твоя чиста,
Не миришься угодливо с пороком,
Не оскверняются хулой твои уста;
Когда твоей душе печаль других доступна,
И не завидуешь ты радости чужой;
Когда далёк всему, что злобно и преступно, –
То знай и верь: Христос с тобой!

Когда, охваченный житейскими страстями,
Их голосу в безвольи подчинясь,
Отдашься ты греху и делом и мечтами,
Не думай, что уже порвал ты с небом связь.
В сознании вины, с раскаяньем, к подножью
Креста склонись покорной головой,
И выйдешь на борьбу опять с греховной ложью,
Христос останется с тобой!

Когда отчаянье всего тебя объемлет,
В душе царит глухая ночь,
Когда никто твоим рыданиям не внемлет,
Не хочет друг и брат тебе помочь, –
Не оскорбляй небес сомненьем и укором,
Но обратись к Тому с горячею мольбой,
Кто на тебя глядит с иконы кротким взором
И Кто всегда, всегда с тобой!

"1905"
Парнасская Горница # 17 мая 2018 в 15:08 +7
Спаси Господи, Paul, за великолепный образец Русской Духовной поэзии. Прекрасный поэтический комментарий, говорящий о великой любви Божией к грешному человеку. Бог всегда с нами, Он никогда нам не оставит! Главное — чтобы мы Его не оставляли в своей немощи, не отчаивались, но прибегали к Его помощи и покровительству...
Признаюсь в своей темноте, не приходилось читать стихи этого замечательного православного поэта. За знакомство с его творчеством особая благодарность...
Виктор Бржезовский # 17 мая 2018 в 15:21 +6
Страданиями человек ставится перед нравственным выбором. Не между лучшим и менее хорошим, а между доблестью и низостью.Другого не бывает.Христос всегда поможет!
Парнасская Горница # 17 мая 2018 в 15:30 +5
Замечательные слова, Виктор, свидетельствующие о мужестве и высокой нравственности души написавшего их. Таким и должен быть Русский человек, тем более, воин...
Спаси Господи! С Праздником! Всех Вам благ!
Виктор Бржезовский # 17 мая 2018 в 15:59 +4
Vasilissa спасибо за поздравление.Сегодня все православные христиане празднуют Вознесение Господне и знают что, Христос всегда с ними!
Мила Горина # 17 мая 2018 в 15:50 +3
Спасибо ведущей Василисе, находящей интересный познавательный материал. Мила.
Василисса # 17 мая 2018 в 15:54 +2
Спаси Господи за прочтение и добрый отклик, Милочка!
С Праздником! Скорейшего выздоровления и солнца в душе!
soln
Парнасская Горница # 17 мая 2018 в 16:03 +2
И Вам, Виктор, моя сердечная благодарность, что поддерживаете жизнь Православной ЛитСтраницы своим творчеством и вниманием! Храни Бог Вас и Ваших любимых!
Парнасская Горница # 17 мая 2018 в 16:11 +4
Всем друзьям Православной ЛитСтраницы моя искренняя признательность за прочтение, отклики и поздравления! Спаси Господи!
Людмила Рулёва # 17 мая 2018 в 16:18 +3
Спасибо за очень важный, интересный материал.С Вознесением Господним!
Парнасская Горница # 17 мая 2018 в 16:31 +3
Сила Божия в немощи совершается — золотые слова Православной веры. Как своевременно напоминает нам об этом митр. Антоний...
Спаси Господи, дорогая Людмила, что находите время читать материалы нашей ЛитСтраницы. Чистых помыслов и всегдашней помощи Божией Вам!
040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Зоя Вирер # 17 мая 2018 в 17:45 +2
Спасибо Вам, Василиса, за проповедь владыки Антония Сурожского! С Вознесением Господним!
Парнасская Горница # 17 мая 2018 в 19:18 +1
Дорогая Зоя, искренне от всей души радуюсь встречам с Вами.
Да наполнит Вознесшийся Христос Своей благодатью Ваше сердце и душу, благодатью очищающей, исцеляющей, освящающей, укрепляющей каждого человека, грядущего по пути спасения. С Праздником!
Sall Славик*оf # 17 мая 2018 в 21:36 +1
Искреневого духовного развития и очещения.Всей душой с вами.Удачи во всех начинаниях.
Парнасская Горница # 18 мая 2018 в 07:15 0
Спаси Господи, Славик, за доброе отношение к Православной ЛитСтранице и сердечные пожелания духовного нам совершенствования. Взаимно и Вам Божией помощи и Божиего благословения на Ваши труды и начинания.
С поклоном, Vasilissa.
Sunrise # 17 мая 2018 в 21:38 +1
С праздником Вознесения Господня!
9c054147d5a8ab5898d1159f9428261c
Спаси Господи, Vasilissa, за труды ваши!
За встречу на Литстранице с Митрополитом Антонием Сурожским, Царствия ему Небесного!
Парнасская Горница # 18 мая 2018 в 07:18 0
С праздником, Sunrise! Рада, что принимаете участие в жизни нашей ЛитСтраницы. В Вашем лице мы обрели доброго, внимательного, вдумчивого читателя. Спаси Вас Господи!
040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6