4.32. Жертвующая церковь
11 марта 2024 -
Елена Гармон
[Скрыть]
Регистрационный номер 0526817 выдан для произведения:
Павел в Первом послании к Коринфской церкви наставлял верующих в общих принципах поддержки дела Божьего на земле. Описывая свои апостольские труды ради них, он размышлял:
«Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: „не заграждай рта у вола молотящего“. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
Если мы посеяли в вас духовное, — вопрошал далее апостол, — велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования” (1 Коринфянам 9:7—14).
Апостол здесь ссылается на замысел Господа поддержать священников, служивших в храме. Определенные для этого святого служения люди получали содержание от своих братьев, которым они передавали духовные благословения, ибо сказано: «Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа» (Евреям 7:5). Для священнического служения в храме Господом было избрано колено Левия. О священнике сказано: «Его избрал Господь, Бог... чтобы он предстоял пред Господом, Богом твоим, служил во имя Господа» (Второзаконие 18:5). Итак, Господь предъявлял Свои права на десятую часть всех доходов, а утаивание десятины рассматривал как воровство.
И Павел ссылается на этот план поддержки служения, когда говорит: «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». Впоследствии в письме к Тимофею апостол писал: «Трудящийся достоин награды своей» (1 Тимофею 5:18).
Таким образом, отделение десятины было частью плана Господа по поддержанию Его служения. Им были оговорены многочисленные дары и жертвоприношения, и иудейский закон учил людей щедро жертвовать на дело Божье и на нужды бедных; по особым же случаям приносились и добровольные пожертвования. Во время жатвы и сбора винограда первые плоды — пшеница, вино и елей — посвящались Господу. Остатки урожая по краям поля оставлялись для бедных. Первая шерсть, получаемая при стрижке овец, первое зерно, получаемое на гумне, отделялись для Бога. Первенцы скота также отдавались Господу, а за первородного сына выплачивалась цена искупления. Первые плоды следовало приносить Господу во святилище, а затем они отдавались священникам.
Господь установил эту систему добровольных приношений для того, чтобы Израиль понял: прежде всего надо думать о Боге и не забывать, что поля и стада принадлежат Ему; что Он посылает людям солнечный свет и дождь и тем самым взращивает урожай. Все, что они имеют, по праву принадлежит Ему; они — лишь управители Его имения.
Но Богу не угодно, чтобы христиане, имеющие гораздо больше преимуществ, чем израильтяне, жертвовали менее охотно. «От всякого, кому дано много, — сказал Спаситель, — много и потребуется» (Луки 12:48). От евреев требовалась щедрость в основном для их же блага и процветания. В настоящее время дело Божье совершается по всей земле, ибо Христос вверил Своим последователям сокровища Евангелия и возложил на них ответственность возвещать миру радостную весть спасения, а посему на нас, безусловно, лежат гораздо большие обязанности, чем на людях древнего Израиля.
По мере расширения дела Божьего просьбы о помощи умножатся. Чтобы удовлетворить их, христиане должны исполнить требование: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища» (Малахии 3:10). В самом деле, если бы христиане исправно приносили Богу свои десятины и приношения, Его сокровищница наполнилась бы и не было бы надобности прибегать к ярмаркам, лотереям или благотворительным вечерам, чтобы собрать средства на дело благовествования.
Люди искушаемы тратить свои деньги для самоугождения, удовлетворения извращенного вкуса, на дорогие украшения. Даже члены церкви, не колеблясь, расходуют на это большие суммы. Когда же их просят пожертвовать в сокровищницу Божью, чтобы помочь Его делу на земле, они противятся, но, видимо, чувствуя, что поступают нехорошо, все же нехотя выделяют сумму — гораздо меньшую, чем порой тратят на бессмысленные удовольствия. Они не проявляют искренного интереса к христианскому служению и спасению душ. А посему стоит ли удивляться, что подобные христиане влачат столь жалкое существование!
Тот, чье сердце горит любовью Христа, будет считать не только долгом, но и радостью способствовать развитию самого возвышенного и святого дела, порученного человеку, — дела проповеди богатств благости, милости и истины в этом мире.
Дух корысти побуждает людей оставлять себе средства, которые по праву принадлежат Богу, и этот дух так же отвратителен в очах Божьих сегодня, как и в древности, когда через Своего пророка Он сурово обличил Свой народ, говоря: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: „чем обкрадываем мы Тебя?“ десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня» (Малахии 3:8, 9).
Дух щедрости — это дух неба. Этот дух был сполна проявлен Христом, когда Он пожертвовал Собою на Голгофе. Ради нас Отец не пощадил Своего Единородного Сына, и Христос, отдав все, что у Него было, затем отдал Самого Себя, чтобы спасти человечество. Голгофский крест взывает к жертвенности каждого последователя Спасителя. Крест — это воплощение великого принципа самоотдачи. Воистину: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоанна 2:6).
Дух себялюбия — это дух сатаны. Мирские люди живут по принципу: получать и брать. Так они надеются достичь счастья и покоя, но пожнут страдания и смерть.
Пока Бог не прекратит благословлять Своих детей, они обязаны возвращать принадлежащую Ему часть. Следует не только отдавать Господу эту часть, но и приносить в Его сокровищницу жертву благодарности, щедрые дары. С радостным сердцем надо посвящать Творцу первые плоды — свое лучшее имущество, свои самые усердные и святые труды. Поступая так, люди будут щедро благословлены. По воле Божьей их сердца станут подобны цветущему саду, где не иссякают источники. И когда будет собрана последняя великая жатва, снопы, которые они принесли Господу, окажутся наградой за бескорыстное использование дарованных Богом талантов.
Избранным вестникам Божьим, неустанно участвующим в проповеди Евангелия, не следует заботиться о своем содержании, они вправе рассчитывать на сочувственную и чистосердечную помощь собратьев. Долг членов церкви — не жалеть денег на содержание тех, кто оставил мирские занятия ради служения Богу. Когда служителей Господа поддерживают, дело Божье быстро продвигается вперед. Но когда из-за человеческого эгоизма они не получают достаточно средств к существованию, у них опускаются руки и они уже не приносят той пользы, которую могли бы принести.
Бог недоволен теми, кто, называя себя Его последователями, допускают, чтобы посвященные работники Христовы, активно участвующие в служении, испытывали недостаток в деньгах. Этим корыстолюбцам придется держать ответ не только за неправильное расходование Господних средств, но и за то, что своим безответственным поведением они причинили скорби и страдания верным служителям Божьим. Самопожертвование тех, кто, будучи призван на дело служения, оставил все, чтобы заниматься делом Божьим, должно вознаграждаться возможностью содержать себя и свою семью.
Прилежные работники могут заработать хорошие деньги в различных сферах деятельности. Разве дело распространения истины, приобретения душ для Христа не важнее любой светской работы или бизнеса? Разве люди, добросовестно выполняющие эту работу, не должны получать соответствующую компенсацию? По тому, как мы оцениваем труд во имя нравственного процветания и во имя материального благополучия, можно судить, что мы ставим выше: небесное или земное.
Чтобы в сокровищнице были средства для поддержки служения и миссионерской работы, народ Божий должен жертвовать щедро и без принуждения. На служителях лежит священная обязанность открывать церквам нужды дела Божьего и учить людей щедрости. Когда этим пренебрегают и церкви не жертвуют на насущные нужды ближних, то страдает не только дело Божье, но и сами верующие, которые не получают должных благословений.
Даже самые бедные должны приносить Богу дары. Они должны стать причастниками благодати Христовой, отвергшись себя, чтобы помочь тем, кто нуждается еще больше, чем они сами. Дар бедного человека, плод самоотречения, восходит к Богу, как приятное благоухание. Каждое пожертвование укрепляет дух милосердия в сердце дающего, сближая его с Тем, Кто, будучи богат, обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой.
Поступок вдовы, опустившей в сокровищницу две лепты, — все, что она имела, — запечатлен в веках для ободрения тех, кто, борясь с бедностью, все же желает своими дарами помогать делу Божьему. Христос обратил внимание учеников на эту женщину, которая отдала «все пропитание свое» (Марка 12:44). Он сказал, что ее дар более ценен, чем богатые приношения тех, чьи пожертвования не требовали самоотречения. Они отдавали лишь малую толику своих богатств. Вдова же лишила себя самого необходимого, чтобы принести дар Богу. Тем самым она проявила веру в то, что Бог позаботится о ее пропитании на завтрашний день. Спаситель сказал о ней: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу» (стих 43). Он учил, что ценность дара определяется не его размерами, а той долей, которую пожертвованные деньги составляют от общего состояния дающего, и мотивами, которыми он руководствовался.
Апостол Павел во время служения в разных церквах был неутомим в стремлении зажечь в сердцах новообращенных жажду самоотреченно трудиться для дела Божьего и часто наставлял их быть щедрыми. Говоря пресвитерам Ефеса о своем прежнем пребывании в их городе, он упомянул следующее: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать». «Кто сеет скупо, — писал он коринфянам, — тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог” (Деяния 20:35; 2 Коринфянам 9:6, 7).
Почти все верующие в Македонии не отличались достатком, но их сердца были преисполнены любви к Богу и Его истине, и они с радостью жертвовали для поддержки Евангелия. Когда в церквах, находящихся в языческих странах, были проведены общие сборы пожертвований для того, чтобы облегчить положение верующих в Иудее, щедрость обращенных в Македонии стала для других церквей примером для подражания. В письме к коринфским верующим апостол обратил их внимание на «благодать Божью, данную церквам Македонским; ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия; ибо они доброхотны по силам и сверх сил... они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым» (2 Коринфянам 8:1—4).
Желание жертвовать у верующих в Македонии было следствием их чистосердечного посвящения. Движимые Духом Божьим, они «отдали самих себя, во-первых, Господу» (2 Коринфянам 8:5), охотно жертвуя свои средства на дело Евангелия. Их не надо было убеждать в этом, они сами с радостью отказывали себе в самом необходимом, дабы удовлетворить нужды других людей. И когда апостол пытался отговорить их, они убедили его принять сей дар. В простоте и чистоте сердца, в любви к братьям они с радостью отверглись себя и тем принесли обильный плод человеколюбия и щедрости.
Когда Павел посылал Тита в Коринф, чтобы укрепить там верующих, он наставлял его созидать эту церковь в духе жертвенности, а в своем письме к верующим обратился к ним лично. «Как вы изобилуете всем, — писал он, — верою и словом, и познанием и всяким усердием, и любовью вашею к нам, — так изобилуйте и сею добродетелью... Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо, если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет... Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело... на всякую щедрость, которая чрез нас производит благодарение Богу» (2 Коринфянам 8:7, 11, 12; 9:8, 11).
Бескорыстие и щедрость наполняли первоапостольскую Церковь радостью; ибо верующие знали, что своими усилиями они помогают просвещать светом Евангелия пребывающих во тьме. Их радушие и щедрость свидетельствовали о том, что они не напрасно приняли благодать Божью. Что еще могло произвести такую щедрость, если не освящение Духом Святым. Для верующих и неверующих это было чудом благодати.
Известно, что духовное процветание тесно связано с христианским радушием. Последователи Христа должны радоваться преимуществу являть собственной жизнью благость своего Искупителя. Жертвуя для Господа, они могут быть уверены, что их сокровища предварят их в небесных чертогах. Если люди хотят обезопасить свое имущество, они должны вверить его Тому, на Чьих руках видны следы распятия. Если они хотят, чтобы богатство их радовало, им следует использовать его на нужды бедных и страждущих. Если они хотят приумножить свое состояние, они должны выполнить Божественное предписание: “Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих; и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином” (Притчи 3:9, 10). Стало быть, если они будут использовать богатство в эгоистичных целях, то потеряют все навсегда; если же отдадут свои сокровища Богу, то на них будет наложена Его вечная печать.
Бог сказал: «Блаженны вы, сеющие при всех водах» (Исаии 32:20), — то есть если дело Божье или человеческая беда требуют нашего вмешательства, мы не должны опасаться того, что обеднеем, ибо неистощимы дары Господа. «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет» (Притчи 11:24). И как сеятель умножает семя, разбрасывая его по полю, так и те, кто щедро делится дарами Божьими, отдавая, умножают для себя благословения Божьи. «Давайте, и дастся вам, — обещал Бог, — мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше» (Луки 6:38).
Рейтинг: 0
53 просмотра
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Новые произведения