Жрецы говорят, что их знание о Боге доказано чудесами. Учёные говорят, что их знание о материи и сознании доказано анализом и синтезом точных фактов. И те, и другие признают, что когда-то наука не существовала без религии. На этом основании многие призывают к новому объединению двух институтов, ищущих и проповедующих истину.
Буду стараться не затронуть нежные чувства воцерквлённых соотечественников. Даже скажу, что допускаю присутствие в мироздании и человеке как его части некоей ведущей и ведающей силы. В физической ипостаси это энергия, в этической – совесть, в логической – творение (как процесс и результат одновременно). Декарт говорил, что идея Бога как бы запечатлена в сознании каждого. Возможно, он прав – иначе бы все народы не проходили стадию поглощения религией основных форм деятельности индивидуального и коллективного сознания: науки и искусства. Потребность в богах проявила себя везде, где возникали человеческие сообщества. С учётом того, что в иные времена эти сообщества не были информированы о существовании друг друга, мысль о присутствии в самом человеческом сознании божественного начала кажется верной.
Правы и те, кто считают, что потребность эта связана со страхом человека перед природой, незнанием её законов. А ещё с патриархальностью, доминирующей до сих пор в отношениях, – должен быть кто-то верховный и мудрейший, кто милует и наказывает.
Однако религиозные представления и сформированные на их основе обряды реально влияют на современный мир немного. Ну да, беднота хватается за эти представления, а пуще того – за обряды, чтобы получить утешение, ведь её жизнь зачастую похожа на земной ад. Богачи изредка на всякий случай заходят в храмы и даже отстёгивают на строительство новых. Дети священников, как правило, сами становятся таковыми, ибо не могут приспособиться ни к какой другой среде. Сама жизнь как бы говорит нам: если Бог есть, то ему явно надоели бессмысленные ритуальные игры, которыми человек всё ещё склонен ограничивать свой путь к знанию. Сколько можно заниматься мифотворчеством? Священные писания – литература, объект общемировой культуры. Как любая хорошая литература, они касаются и этики, пытаются формулировать главные её принципы. Но называть любое евангелие словом божием вряд ли справедливо. Все эти писания – плод человеческих трудов.
Свидетелями присутствия Бога в человеческой жизни нередко выступают творческие деятели. Они уверяют, что чувствуют, как их руками и мыслями движет эта сверхъестественная сила. Ну, ребята дорогие, мы ещё так мало знаем о своей психике, о функциях нервной системы и мозга! Наркоману или шизофренику тоже мерещится, что он сопричастен вселенскому разуму, но он сотворить ничего принципиально нового и прекрасного не может (хотя, конечно, бывают талантливые люди, больные наркоманией или шизофренией). Если Бог и присутствует при нашем творческом акте, то он ничего за нас не делает. Однако, да, мы можем чувствовать, насколько наше творение соответствует законам гармонии, и это воспринимается нами как сопричастность сверхъестественной силе.
Отделение науки от религии было необходимым моментом в истории культуры. Человек давно сформировался как биологический вид, но его сознание всё ещё развивается. Пришла пора оторвать руки от мифического поводыря и наставника, наше точное знание даёт нам эффективную возможность создать более комфортные условия для жизни, для продолжения деятельности всего человечества (без ущерба для природы, разумеется). Иисус Христос намного опережал своих современников, но вовсе не потому, что его якобы зачали каким-то «непорочным» способом. Сколько можно запугивать человека сказками о непременной грязи телесной и чистоте душевной? Сколько можно отступления от требований совести объяснять проделками дьявола? Сколько можно болезни путать с наказанием от Бога за грехи? Попытка найти смысл жизни исключительно в чтении религиозных текстов и молитвах на самом деле тормозит человека в естественном желании своего творчества.
Пусть каждый сам решит, что для него есть Бог. Атеисты утверждают, что его вообще нет – это их дело, главное, чтобы верующих не обижали. Кстати, не пора ли заметить, что все заповеди следует свести к одной – не обижай человека (когда-то врачи говорили: не навреди – это то же самое). Почему религиозные деятели полагают, что без их участья человек обязательно приумножает мировое зло, для меня всегда было загадкой. Когда Достоевский восклицает: «Если Бога нет, то можно всё!» – я его тоже не понимаю. Какое такое «всё»? Откуда у него уверенность, что любой человек желает ближнему то добра, то зла, только скрывает это? Христос-то ведь был, да и не он один – смели и умели нести добро, хватало на то воли. Да, большинство людей всё ещё мало в себе уверено, но почему мы всегда критерием истины считаем исключительно степень распространённости? Жизнь доказала, что рано или поздно любая группа получает необходимое новое свойство через меньшинство своих участников: оно сразу не принимается, но запоминается, фиксируется, копируется и в конце концов становится общим для всех.
Наука переживает странные времена: ей настойчиво предлагают «просветиться» и «спастись» так называемые религиозные профессиональные деятели (о своей причастности к таковым заявил на учёном совете в МИФИ митрополит Илларион по случаю открытия кафедры… теологии). Они будут гневаться, но скажу вслед за Львом Толстым: мне посредники в общении с Богом не нужны. Совести вполне достаточно. А она напоминает, что религиозные и государственные институты у нас по Конституции отделены друг от друга. Что это за ликование из-за того, что уже в 50 светских российских вузах открыты кафедры теологии? Мало попыток телевидения скрестить несоединимое, так теперь жрецы организовали хождение в «изуродованный некомпетентными в теологии» профессорами студенческий народ? А хрупкий тезис о светской и религиозной теологии родился из каких желаний – будем дружить домами, то есть вместе деньги зарабатывать? Так ведь любой желающий приобщиться к обрядам, основанным на знаниях о чудесах, легко может это сделать – восстановленных и построенных заново храмов у нас тьма, профессиональных религиозных деятелей там тоже более чем, за ношение креста и легенды древнего мира никто больше в законодательном порядке не преследует.
[Скрыть]Регистрационный номер 0114280 выдан для произведения:
Жрецы говорят, что их знание о Боге доказано чудесами. Учёные говорят, что их знание о материи и сознании доказано анализом и синтезом точных фактов. И те, и другие признают, что когда-то наука не существовала без религии. На этом основании многие призывают к новому объединению двух институтов, ищущих и проповедующих истину.
Буду стараться не затронуть нежные чувства воцерквлённых соотечественников. Даже скажу, что допускаю присутствие в мироздании и человеке как его части некоей ведущей и ведающей силы. В физической ипостаси это энергия, в этической – совесть, в логической – творение (как процесс и результат одновременно). Декарт говорил, что идея Бога как бы запечатлена в сознании каждого. Возможно, он прав – иначе бы все народы не проходили стадию поглощения религией основных форм деятельности индивидуального и коллективного сознания: науки и искусства. Потребность в богах проявила себя везде, где возникали человеческие сообщества. С учётом того, что в иные времена эти сообщества не были информированы о существовании друг друга, мысль о присутствии в самом человеческом сознании божественного начала кажется верной.
Правы и те, кто считают, что потребность эта связана со страхом человека перед природой, незнанием её законов. А ещё с патриархальностью, доминирующей до сих пор в отношениях, – должен быть кто-то верховный и мудрейший, кто милует и наказывает.
Однако религиозные представления и сформированные на их основе обряды реально влияют на современный мир немного. Ну да, беднота хватается за эти представления, а пуще того – за обряды, чтобы получить утешение, ведь её жизнь зачастую похожа на земной ад. Богачи изредка на всякий случай заходят в храмы и даже отстёгивают на строительство новых. Дети священников, как правило, сами становятся таковыми, ибо не могут приспособиться ни к какой другой среде. Сама жизнь как бы говорит нам: если Бог есть, то ему явно надоели бессмысленные ритуальные игры, которыми человек всё ещё склонен ограничивать свой путь к знанию. Сколько можно заниматься мифотворчеством? Священные писания – литература, объект общемировой культуры. Как любая хорошая литература, они касаются и этики, пытаются формулировать главные её принципы. Но называть любое евангелие словом божием вряд ли справедливо. Все эти писания – плод человеческих трудов.
Свидетелями присутствия Бога в человеческой жизни нередко выступают творческие деятели. Они уверяют, что чувствуют, как их руками и мыслями движет эта сверхъестественная сила. Ну, ребята дорогие, мы ещё так мало знаем о своей психике, о функциях нервной системы и мозга! Наркоману или шизофренику тоже мерещится, что он сопричастен вселенскому разуму, но он сотворить ничего принципиально нового и прекрасного не может (хотя, конечно, бывают талантливые люди, больные наркоманией или шизофренией). Если Бог и присутствует при нашем творческом акте, то он ничего за нас не делает. Однако, да, мы можем чувствовать, насколько наше творение соответствует законам гармонии, и это воспринимается нами как сопричастность сверхъестественной силе.
Отделение науки от религии было необходимым моментом в истории культуры. Человек давно сформировался как биологический вид, но его сознание всё ещё развивается. Пришла пора оторвать руки от мифического поводыря и наставника, наше точное знание даёт нам эффективную возможность создать более комфортные условия для жизни, для продолжения деятельности всего человечества (без ущерба для природы, разумеется). Иисус Христос намного опережал своих современников, но вовсе не потому, что его якобы зачали каким-то «непорочным» способом. Сколько можно запугивать человека сказками о непременной грязи телесной и чистоте душевной? Сколько можно отступления от требований совести объяснять проделками дьявола? Сколько можно болезни путать с наказанием от Бога за грехи? Попытка найти смысл жизни исключительно в чтении религиозных текстов и молитвах на самом деле тормозит человека в естественном желании своего творчества.
Пусть каждый сам решит, что для него есть Бог. Атеисты утверждают, что его вообще нет – это их дело, главное, чтобы верующих не обижали. Кстати, не пора ли заметить, что все заповеди следует свести к одной – не обижай человека (когда-то врачи говорили: не навреди – это то же самое). Почему религиозные деятели полагают, что без их участья человек обязательно приумножает мировое зло, для меня всегда было загадкой. Когда Достоевский восклицает: «Если Бога нет, то можно всё!» – я его тоже не понимаю. Какое такое «всё»? Откуда у него уверенность, что любой человек желает ближнему то добра, то зла, только скрывает это? Христос-то ведь был, да и не он один – смели и умели нести добро, хватало на то воли. Да, большинство людей всё ещё мало в себе уверено, но почему мы всегда критерием истины считаем исключительно степень распространённости? Жизнь доказала, что рано или поздно любая группа получает необходимое новое свойство через меньшинство своих участников: оно сразу не принимается, но запоминается, фиксируется, копируется и в конце концов становится общим для всех.
Наука переживает странные времена: ей настойчиво предлагают «просветиться» и «спастись» так называемые религиозные профессиональные деятели (о своей причастности к таковым заявил на учёном совете в МИФИ митрополит Илларион по случаю открытия кафедры… теологии). Они будут гневаться, но скажу вслед за Львом Толстым: мне посредники в общении с Богом не нужны. Совести вполне достаточно. А она напоминает, что религиозные и государственные институты у нас по Конституции отделены друг от друга. Что это за ликование из-за того, что уже в 50 светских российских вузах открыты кафедры теологии? Мало попыток телевидения скрестить несоединимое, так теперь жрецы организовали хождение в «изуродованный некомпетентными в теологии» профессорами студенческий народ? А хрупкий тезис о светской и религиозной теологии родился из каких желаний – будем дружить домами, то есть вместе деньги зарабатывать? Так ведь любой желающий приобщиться к обрядам, основанным на знаниях о чудесах, легко может это сделать – восстановленных и построенных заново храмов у нас тьма, профессиональных религиозных деятелей там тоже более чем, за ношение креста и легенды древнего мира никто больше в законодательном порядке не преследует.
Я хочу сказать, что перед смертью, почему то всегда вспоминается корень религиозный. И изучать Религии и все конфессии полезно и интересно. Все идеи живут в Ноосфере, и желание жить или не жить живёт в определённой конфессии. Религия - общественный институт, форма общественного сознания, выражающая определённые идеи и регулирующая общественные отношения. в Ноосфере нет конфликтов и там живёт Христианство. Буддизм - принц Гаутама никогда не страдал, его оберегали с детства от страданий. В Буддизме отсутствует идея Бога, здесь говорят, что все страдания из-за желаний. Надо стремиться в Нирвану, покою, отказу от земных проявлений. Когда мы любим весь мир - это просветлённое сознание. христианство -религия страдания, и здесь уповают скорее на "не жить", только после смерти настоящая жизнь и Рай. Мусульманство - это энергия, это все помыслы направлены на жизнь. А Буддизм, это Нулевое состояние, это покой, желания "жить" и "не жить" обнуляются. каждый человек выбирает предрасположенность к какой-либо конфессии. Я вот по дате рождения впитала корни Христианские, а по убеждению ближе к Буддизму - принимаю и уважаю все конфессии. Религиозные корни выделить в себе для познания себя, а это уже есть Наука (докопаться до причины почему ты так именно проявляешься в любых ситуациях)
Наше воображение может создавать и ноосферы, и нирваны, и эльфов, и домовых - что угодно. Если большинству людей с этими мифами живётся легче - флаг им в руки. Пусть строят храмы, развивают свои "учения", дают заработать тем, кто взял на себя смелость говорить о бОльшем знании Бога (который и есть самый выразительный миф человечества, пока ещё необходимый большинству). Но есть государственный закон, Конституция, он обязателен для всех, поэтому открывать теологические кафедры в светских учебных заведениях - противозаконно. Наука занимается изучением реальности (которая есть движущаяся материя), объективной реальности, и продвинулась в этом деле, насколько могла. Иначе бы мы с вами сейчас не переписывались, сидя в разных городах за мониторами. А перед смертью люди ведут себя очень по-разному, и настоящие атеисты принимают её спокойно, без истерик, потому что способны самостоятельно давать оценку своим поступкам и понимать, сто сознание без материи не существует.
Ноосферология - это новая наука, возникающая в наши дни, которая может (а по убеждению многих, и должна) стать основой нового мировоззрения, способного определить место и роль человечества во Вселенной и направление его эволюции.
Понятие ноосферы впервые ввели французы П.Тейяр де Шарден и Э.Леруа ещё в начале прошлого века. В переводе с греческого - это разумный шар. Наш Вернадский попробовал осмыслить его более материалистически, за что ему хвала. До сих пор это очень спорная вещь, и главным образом потому, что допускает существование разума (сознания) земли как её оболочки, возникшей благодаря деятельности человечества. С точки зрения физики и химии гипотеза не только спорная, но даже смешная. Физиология тем временем уже доказала, что "мыслит" (фиксирует информацию о состоянии среды и самой клетки) каждая клетка нашего организма, но только в период существования всей сложной системы под названием "человек". О так называемом общественном сознании говорить не буду - это отдельная тема. Разумеется, в космосе могут существовать неизвестные нам пока сложно организованные материальные системы, которые в своём развитии дошли до состояния разумных существ. Однако пока данных таких нет. Настоящая наука оперирует только фактами.