2 мая 2012 года в Нью-Йорке на аукционе Sotsheby's знаменитое произведение норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка "Крик" было продано за рекордную цену в истории живописи — 120 миллионов долларов.
Картину приобрел коллекционер, пожелавший остаться неизвестным, сделав предложение о покупке холста по телефону.
Цена картины стала абсолютным мировым рекордом на произведение искусства. Ранее самой дорогой картиной считалось полотно Пабло Пикассо "Обнаженная, зеленые листья и бюст", написанное в 1932 году и проданное на торгах в Christie's в Нью-Йорке за 106,5 миллиона долларов.
Пабло Пикассо. "Обнаженная, зеленые листья и бюст"
Эдвард Мунк создал четыре версии своей картины — две из них написаны маслом, две — пастелью. На аукционе выставили именно пастельный вариант, причем это единственный из "Криков", хранящийся в руках частных коллекционеров. Все остальные находятся в музеях Норвегии.
Эдвард Мунк (1863-1944)
Немецкий историк искусств и первый биограф художника Курт Глезер написал в 1915 году, что "Мунк принадлежит только своему искусству". Это высказывание, наверное, лучше всего характеризует Мунка, а в обратной версии — его искусство.
ГОЛГОФА ЭДВАРДА МУНКА
Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, Лаура Катрина Мунк, а в 1877 году от той же болезни — старшая сестра Софи, которой было пятнадцать лет.
В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — живописец Кристиан Крог. В 1886 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
В Германии Мунк выставлялся вместе с местными художниками, но его картины спровоцировали скандал, так что его выставка была закрыта досрочно. Позднее многие из этих художников вошли в Берлинский сецессион. Там же Мунк близко сошёлся с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Дагни Пшибышевской. Последняя на несколько лет стала музой Мунка. Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность», «Поцелуй».
Эдвард Мунк. Поцелуй.
Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в Осгордстранде на берегу Ослофьорда, место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни. В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет. Это было место, куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде» говорил Мунк.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
Начиная с 1909 года стиль Мунка меняется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами. В 1920-е годы у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искаженных форм. Также он страдал от маниакально-депрессивного психоза.
В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
В последние годы Мунк занялся огородиком, разводил кур и свиней и все больше времени уделял своим запискам.
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Умирая, он выронил из рук книгу "Бесы" своего любимого писателя Ф.М.Достоевского.
Работа как раз ко времени! 23 января мир искусства отмечал 150 лет со дня рождения норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Самая известная из его картин - "Крик" - была выполнена в четырех вариантах. Все полотна этой серии окутаны мистическими историями, а замысел художника до сих пор не разгадан до конца. Сам Мунк, объясняя замысел картины, признался, что изобразил "крик природы". Искусствоведы же и историки по-разному трактовали то, что изображено на картине. По одной из версий, кроваво-красным небо могло стать из-за извержения вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет; это явление можно было наблюдать в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884. Мог его наблюдать и Мунк. По другой версии, картина стала плодом психического расстройства художника. Как вы правильно отметили, Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, всю жизнь его мучили страхи и кошмары, депрессии и одиночество. Свою боль он пытался заглушить алкоголем, наркотиками и, конечно же, переносил ее на холст, причём четырежды. Как он сам говорил, болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже ещё у колыбели и потом сопровождали его всю жизнь.
Так что - прекрасная тема и замечательная статья, Татьяна! Вы умница!
Интересно прочитать Ваш позновательный рассказ о норвежском живописце, театральном художнике, графике в канун ЖЕНСКОГО ДНЯ,.Ведь главная тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как персонификация эротического женского начала или как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть.Всё, как в жизни.Спасибо за прекрасную работу. С почтением