Мысль сторожит цитату
2 октября 2013 -
Владимир Степанищев
Эта милая фраза подслушана у Ираклия Андроникова, а он, разумеется, еще у кого подслушал, или сам сказал… Так или иначе, в ней есть зерно наблюдательности.
У понятия «умный человек» и понятия «любовь» есть что поставить рядом. И первое и второе неопределимо ни размерами, ни глубиною, но даже если размеры эти и глубина достаточно велики, то результаты непредсказуемы. Скажем, Ромео любил Джульетту, Арбенин тоже любил Нину, но… один убивает себя, второй – ее. Когда ставишь над тем и тем кавычки «любовь», сразу понимаешь, какая это… ну не глупость, но ведь и абсурд же? Скажете, ситуации не равны? Да бог с вами. Дело не в ревности или клановой неприязни, а в препятствии как таковом. Оба на него наткнулись и неважно, как его назвать. Скажете, характеры не равны, возраст, опыт? Так и я о чем? Нельзя столь разнообразное во всех своих ипостасях чувство объединять одними лишь словом, а после и крыть им, как козырным тузом всякую карту, будь то и заштатная шестерка треф. Иной и вправду чувствует, другой играет, третий прячется, десятый выгоды ищет…, а всё ему, гляди ты, ЛЮБОВЬ!
Не то же ли и с умом? Этот вот начитан, без системы, но под завязку, из Энеиды два стиха - хоть ночью разбуди; тот воспитан с розовых ногтей там, где за десять ходов прописано, какое слово и в каком месте вставить; у которого память такая, что вспомнит, о чем говорил отец Варлаам с Гришкой-самозванцем на литовской границе; четвертый мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду, трех губернаторов обманул и всякого, заметьте, всякого такого мы называем УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Коня и трепетную лань ну никак не можно в одну телегу, а Нерона с Сенекой – пожалуйте и извольте.
Но все это не более чем омонимия, если хотите, созвучие сутей и содержаний настолько разных, что не столько в языке, но более - в жизни нельзя ставить рядом. Однако, особый вид «умных людей» составляют цитатоманы. Такого слова нет в русском языке, но понятие налицо, потому как и люди такие налицо. Отличает их от вышеописанных то, что они прежде всего глупы. Глупы, но, словно дикобразы иглами, кругом защищены умными изречениями на всякий даже самый невероятный случай жизни и ума их хватает дай бог лишь на то, чтобы хотя бы к месту процитировать. Скажем, схватят его за руку на воровстве, а он вас же и обвинит словами Френсиса Бэкона, мол, «Возможность украсть создает вора»; снимут ли с чужой жены, а он вам Юлия Цезаря – «Люблю измену, но не изменников»; да даже если просто уличат в том, что не вымыл рук перед едой - он и самого Христа: «Неужели и вы еще не разумеете? Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека».
Цитата сторожит его, а он ее. Екая взаимная любовь! Такая взаимность требует и постоянного надзора за нею. Сборщик цитат всегда в работе, но не в работе ума, а поиска подходящего слова к подходящему месту, эдакий архивариус с картотекой. Сторожащий цитату настораживает (это каламбур или тавтология?), рекомендуя заподозрить в нем глупость. Возможно они, Коробейниковы эти и не были бы такими глупыми, если б давали волю своей фантазии, не боясь оступиться, показаться несведущими перед приличными людьми, не сторожили бы свои цитаты, но такая сторожба (опять выдумал слово) отнимает у них все ресурсы скудного их интеллекта. В таком ракурсе рассуждая, можно согласиться и с Фамусовым: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь». (Вот и ваш покорный слуга без цитаты ну никуда).
[Скрыть]
Регистрационный номер 0162374 выдан для произведения:
Эта милая фраза подслушана у Ираклия Андроникова, а он, разумеется, еще у кого подслушал, или сам сказал… Так или иначе, в ней есть зерно наблюдательности.
У понятия «умный человек» и понятия «любовь» есть что поставить рядом. И первое и второе неопределимо ни размерами, ни глубиною, но даже если размеры эти и глубина достаточно велики, то результаты непредсказуемы. Скажем, Ромео любил Джульетту, Арбенин тоже любил Нину, но… один убивает себя, второй – ее. Когда ставишь над тем и тем кавычки «любовь», сразу понимаешь, какая это… ну не глупость, но ведь и абсурд же? Скажете, ситуации не равны? Да бог с вами. Дело не в ревности или клановой неприязни, а в препятствии как таковом. Оба на него наткнулись и неважно, как его назвать. Скажете, характеры не равны, возраст, опыт? Так и я о чем? Нельзя столь разнообразное во всех своих ипостасях чувство объединять одними лишь словом, а после и крыть им, как козырным тузом всякую карту, будь то и заштатная шестерка треф. Иной и вправду чувствует, другой играет, третий прячется, десятый выгоды ищет…, а всё ему, гляди ты, ЛЮБОВЬ!
Не то же ли и с умом? Этот вот начитан, без системы, но под завязку, из Энеиды два стиха - хоть ночью разбуди; тот воспитан с розовых ногтей там, где за десять ходов прописано, какое слово и в каком месте вставить; у которого память такая, что вспомнит, о чем говорил отец Варлаам с Гришкой-самозванцем на литовской границе; четвертый мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду, трех губернаторов обманул и всякого, заметьте, всякого такого мы называем УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Коня и трепетную лань ну никак не можно в одну телегу, а Нерона с Сенекой – пожалуйте и извольте.
Но все это не более чем омонимия, если хотите, созвучие сутей и содержаний настолько разных, что не столько в языке, но более - в жизни нельзя ставить рядом. Однако, особый вид «умных людей» составляют цитатоманы. Такого слова нет в русском языке, но понятие налицо, потому как и люди такие налицо. Отличает их от вышеописанных то, что они прежде всего глупы. Глупы, но, словно дикобразы иглами, кругом защищены умными изречениями на всякий даже самый невероятный случай жизни и ума их хватает дай бог лишь на то, чтобы хотя бы к месту процитировать. Скажем, схватят его за руку на воровстве, а он вас же и обвинит словами Френсиса Бэкона, мол, «Возможность украсть создает вора»; снимут ли с чужой жены, а он вам Юлия Цезаря – «Люблю измену, но не изменников»; да даже если просто уличат в том, что не вымыл рук перед едой - он и самого Христа: «Неужели и вы еще не разумеете? Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека».
Цитата сторожит его, а он ее. Екая взаимная любовь! Такая взаимность требует и постоянного надзора за нею. Сборщик цитат всегда в работе, но не в работе ума, а поиска подходящего слова к подходящему месту, эдакий архивариус с картотекой. Сторожащий цитату настораживает (это каламбур или тавтология?), рекомендуя заподозрить в нем глупость. Возможно они, Коробейниковы эти и не были бы такими глупыми, если б давали волю своей фантазии, не боясь оступиться, показаться несведущими перед приличными людьми, не сторожили бы свои цитаты, но такая сторожба (опять выдумал слово) отнимает у них все ресурсы скудного их интеллекта. В таком ракурсе рассуждая, можно согласиться и с Фамусовым: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь». (Вот и ваш покорный слуга без цитаты ну никуда).
Рейтинг: 0
554 просмотра
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Новые произведения