ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → Куда ушел наш Дед Мороз?!

Куда ушел наш Дед Мороз?!

24 декабря 2013 - Патриот

Введение

           Новый год. Один из самых любимых наших праздников с пушистым белым снегом за окном, красивой нарядной елкой.  И какая новогодняя ночь без подарков, которые нам приносят добрый Дед Мороз и очаровательная Снегурочка? Но в действительно ли веселый старичок с доброй улыбкой, который встречает нас практически во всех магазинах, домах творчества, и даже школах, это наш, с детства известный нашим родителям, Дед Мороз. И где его внучка Снегурочка? Мы не замечаем подмены Деда Мороза имитацией в виде Санта Клауса. Мы дарим друг другу игрушечных Санта Клаусов, украшаем ими елки, весело напевая при этом известный новогодний мотив «Merry Christmas». Нас с плакатов, экранов телевизоров поздравляет с Новым годом не сказочный Дед Мороз, а Санта Клаус. О настоящем русском Деде Морозе мы, увы, уже почти забыли, а его внучка Снегурочка несправедливо предана забвению.

Мне не безразлично, что наши национальные традиции, в том числе связанные с празднованием Нового года уничтожаются. Телеканалы предлагают чужие рождественские мифы, символы и ритуалы. И я, как гражданин своей страны, своей работой хочу призвать - давайте поддержим наших Деда Мороза и Снегурочку, восстановим пошатнувшееся здание нашей традиции, нашей национальной культуры.
            Гипотеза:

    Без прошлого нет настоящего и будущего. Поэтому, каждый гражданин нашей страны должен уважать и сохранять традиции. Дед Мороз и Снегурочка – это главные персонажи новогодней ночи в России. И они должны остаться таковыми навсегда.

Цель:

   Привлечь внимание к  искажению традиционного образа Деда Мороза и напомнить о его особенностях и истории происхождения.

Задачи:

1.     Подбор научно-популярной литературы

2.     Провести сравнительный анализ образов Деда Мороза и Санта Клауса

3.     Провести краткий анализ пропаганды образов Деда Мороза и Санта Клауса по телевидению                

Методы:

1.     Аналитический анализ информации

2.     Исследование новогодней атрибутики в общественных местах города

3.     Опрос учеников на предмет знания образа Деда Мороза

4.     Подбор фотографий, иллюстраций

5.     Фотосъемка

6.     Просмотр программ по телевидению за месяц до Нового года

7.     Изучить историю возникновения новогоднего праздника в России

          Объект исследования: территория города

Предмет исследования: Дед Мороз и Санта Клаус

Характеристика работы: относится к теоретическим исследованиям с элементами практики. Методика и техника исследования основывается на изучении образов Деда Мороза и Санта Клауса. Используя метод фотосъемки, я смог выяснить, в каких общественных местах города имеется пропаганда Санта Клауса. Также могу дать объяснение происхождению Деда Мороза и Санта Клауса. Причем каждый них имеет характерные отличия.                                                                                                                         

  В своей работе я использовал научно-популярную литературу и сайты сети Интернет.   Книги Мясникова А. Л. «Про Новый год» и Иванова Е. В. «Новый год и Рождество в открытках» помогли выявить различия образов Деда Мороза и Санта Клауса.

1. История появления новогоднего праздника в России

1.1. Основные этапы развития новогоднего праздника

Плох тот народ, который не знает и не ценит своей истории.

М.В. Ломоносов.

 Изучив исторические источники, я смог выделить основные этапы развития и утверждения праздника Новый год: 

           1. Празднование нового года в древней Руси. У древних народов новый годобыкновенно совпадал с началом возрождения природы. Первоначально на Руси Новый годотмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.

2. Празднование нового года после крещения Руси. В 988 году Русь  после принятия Крещения перешла на новое летосчисление — от сотворения мира, и новый европейский календарь — Юлианский. Началом нового года стало считаться 1 марта. В конце 15 века православная церковь утвердила празднование нового года 1 сентября, обосновав его библейской легендой. Этот день стал праздником Симеона первого столпника. В народе его называют Семеном летопроводцем.

3. Нововведения Петра I в празднование нового года. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Было изменено летосчисление: раньше годы считались от сотворения мира, теперь - от Рождества Христова. Было запрещено праздновать новый год 1 сентября. Царь строго следил за проведением новогоднего праздника. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.

4. Новый год при советской власти. Смена календаря. В 1917 году в России произошла октябрьская революция и свержение царской власти. Партия народа отменила Рождество в 1929 году. С ним отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Но в 1935 году правительством было принято решение о возобновлении празднования Нового года.

 

1.2. Интересные исторические факты.

В нашей стране празднуется праздник с интересным названием -  Старый Новый год. Откуда появилось это странное название? До 1918 года Россия жила по старому стилю и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Старый стиль – это календарь, введенный в действие римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным. В результате произошли серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней. День, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.

Как ни удивительно, но Православная церковь России живет по юлианскому календарю. В 1923 году состоялось совещание Православных Церквей, и было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе. Постановление отменили менее чем через месяц. В настоящее время Русская Православная Церковь не собирается переходить григорианский стиль с заменой календаря. Верующие сохраняют существующий Юлианский календарь, который дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни. Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому.

 

2. Традиционные новогодние герои

2.1. История возникновения образа Деда Мороза

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н. А. Некрасов

История русского Деда Мороза восходит к древним языческим богам, к Морозко из славянского фольклора. Морозко – языческий бог наших древних славянских предков.Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Был герой русских народных сказок. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. В русских народных сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. В народной сказке «Морозко»  он заморозил ленивицу. Поэтому на древней Руси старика Мороза побаивались и задабривали – в торжественные ночи бросали за порог жилищ лепешки, мясо, выливали вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов. Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей. В 1840 году публикуется сборник сказок «Сказки дедушки Иринея»  Владимира Федеровича Одоевского. Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович». Это была литературная обработка народной сказки «Морозко». В ней впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, куда можно было попасть, пройдя через колодец. А спит на перине из пушистого снега. Травушку до весны согревает и оберегает. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз превращен в доброго, но справедливого воспитателя и наставника. А к началу 20 века Дед Мороз стал самым добрым дедушкой на свете.  Это подтверждается написанными в 1903 году поэтессой Раисой Кудашевой стихами известной «песенки про елочку» -  Мороз снежком укутывал – смотри не замерзай.

К 1880 году елка и мешок с подарками стали обязательными для образа Деда Мороза. Но Дедом Морозом его не звали: это был «святочный старик», «рождественский дед». И к детям в гости он не приходил. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, но не приобрёл широкого распространения.

1927 году советская власть запретила устраивать новогодние елки. Запретили  и Деда Мороза. В изданных в 1927 году «Материалах к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни», говорится: «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки». А в 1935 году веселый праздник Новый год вновь вошел в жизнь уже советской России. Однако еще два года крупные елки страны проходили без Деда Мороза. Его первое официальное явление в исполнении артиста Гаркави Михаила Наумовича состоялось 1 января 1937 года на первой Кремлевской елке. В настоящее время ни одна новогодняя ночь не проходит без Дедушки Мороза  и Снегурочки.

 

2.2. История возникновения образа Снегурочки

 

Традиционно рядом с Дедом Морозом всегда появляется и Снегурочка. Это его внучка, маленькая красивая девушка, одетая в белые одежды, украшенные серебром и жемчугом. Точная дата появления образа Снегурочки, к сожалению, неизвестна. Она постоянно находится рядом с дедушкой, помогает ему. Перед Новым Годом они вместе разбирают детские письма, придумывают оригинальные подарки и поздравления. Уже во время самого праздника Снегурочка развлекает детей, водит с ними хороводы.  Кстати, Снегурочка есть только у нашего Деда Мороза, и родилась она именно в России.
       
Снегурочка – это литературный персонаж. В 1873 году благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка» у Деда Мороза появилась дочка. Позже писатели и поэты превратили ее во внучку. История Снегурочки, девушки из снега, становилась все более популярной, постепенно она стала неизменным атрибутом рождественских елок. Так  родился особый русский обычай встречать Новый Год вместе с Дедом Морозом и его внучкой.
       После возвращения новогодней  елки и Деда Мороза в 1935 году Снегурочка по непонятным причинам была забыта.  И в качестве постоянной спутницы Деда она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

 

2.3. История возникновения образа  Санта Клауса

Санта Клаус переводится с голландского как Святой Николай (Санта — «святой», Клаус — «Николай»). Святой Николай - Николай чудотворец - реальная историческая личность. Прославился он как великий угодник - помощник божий. Он помогает всем, кто просит у него помощи и заступничества. Святой Николайродился в городе Патаре (территория Турции) примерно в 245 году в благочестивой семье, потом жил в городе Мира. Он был единственным сыном богатых родителей, но рано осиротел. По легенде Николай жил оторванным от всех, погруженным в мир науки, из дома выходил редко.

    Однажды от слуги юноша узнал, что бедная девушка не может выйти замуж за богатого парня, потому что у нее нет приданного. «У меня есть все, что я хочу. А где-то рядом страдают люди», – подумал Николай. Он взял деньги и ночью, накинув темный плащ с капюшоном, чтобы его никто не узнал, пробрался к дому девушки и подбросил сверток с деньгами ей в окно.  На утро по городу прошел слух, что это ангел небесный помог влюбленным. Еще много добрых дел совершил Николай для бедных горожан, оставаясь незамеченным. Он незаметно приносил игрушки и теплые вещи для детей, лекарства для больных.  Решив посвятить жизнь Богу, Николай стал священником, а позже епископом города Миры Ликийские.    Священник Николай своим милосердием заслужил награду у Бога: благодать совершения чудес – церковное предание сохранило немало свидетельств и добрых дел святого Николая, и чудес, совершенных им.

   Существует еще одна легенда. Однажды одна семья готовилась к празднованию Рождества. Но они были так бедны, что не могли позволить себе купить елку, под которую Санта мог бы положить свои дары. И печальные дети легли спать, не надеясь на подарки, а наутро все-таки обнаружили их в чулках, развешенных у камина для просушки. Дети были очень счастливы, а обычай развешивать носки над камином остался и поныне.

Традиция праздновать день святого Николай, одаривая детей, началась в Германии. В Х веке в Кельнском соборе в память о святом Николае – 6 декабря, ученикам церковноприходской школы стали раздавать сладости.

В 1822-м году житель Нью-Йорка писатель Клемент Кларк Мур написал серию сказок о Санта Клаусе. По легенде Санта-Клаус в рождественскую ночь летит в своих волшебных санях, запряженных восьмеркой северных оленей, над спящими городами и, спускаясь через дымоход в дома, оставляет подарки детям в чулках, носках или башмаках, которые они специально оставляют под елкой или развешивают над камином.

Но дети всегда хотели знать, откуда он приезжает и где проводит целый год от Рождества к Рождеству и где же он берет подарки. Дядюшка Маркус, который вел популярнейшую передачу "Детский Час" на финском государственном радио открыл великий секрет в 1927 году: Санта Клаус живет в лапландском корватантуре - "Ушном холме". Холм расположен прямо на восточном побережье Финляндии и напоминает уши кролика. Он и является ухом Санта Клауса, которым он слушает, как ведут себя дети со всего мира. Раковины «Ушного Холма» действуют как антенны – улавливают со всего света мечты и желания каждого ребенка и взрослого. В тайном офисе внутри сопки гномы принимают желания и передают их далее Санта-Клаусу и гномам в мастерской.

Красный полушубок сказочному дедушке подарил в 1885 году издатель Луис Пранг. Он перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии. Так Санта-Клаус надел ярко-красный наряд. В 1930 году компания «Кока-Кола» придумала рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой – художник из Чикаго Хэддон Сандблом изобразил Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы.

Так родился современный образ Санта-Клауса - толстый веселый старичок, который разносит подарки. В его упряжке появился  девятый олень по имени Рудольф. Санта Клаус стал неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру.

 

3. Практическая часть

3.1. Сравнительный анализ образов Деда Мороза и Санта Клауса

Изучив источники, описывающие образы Деда Мороза и Санта Клауса, а также иллюстрации, я сделал сравнительный анализ, результаты которого собраны ниже:

ДЕД МОРОЗ:

История возникновения -  Могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества.

Место жительства - Изначально в колодце. Сейчас в городе Великий Устюг, на востоке Вологодской области.

Одежда - Теплая шапка с меховой опушкой. Форма шапки – полуовал. Круглая форма шапки традиционна для русских царей. Длинная шуба до земли. Изначально цвет шубы был белым; затем, в самом начале ХХ века - стал синим, холодным; в советское время изменился на "революционный" красный. Огромные трехпалые рукавицы. Шуба изначально ничем не подвязывалась, так как имела внутренние застежки. Кушак появился уже в ХХ веке. Валенки. Но, в качестве исключения, может одеть боярские красные сапоги. Штаны не видны под шубой. Классический образ требует, чтобы и рубашка, и брюки обязательно были белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).

Образ - Нос обычно красный, потому что зимой холодно. Борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег. Современный Дед мороз имеет бороду до пояса.

Средства передвижения - Классический Дед Мороз передвигается пешком. Современный – в санях, запряжённых тройкой лошадей, символизирующих три зимних месяца – декабрь, январь и февраль. По воздуху не летает, но передвигается мгновенно только ему известным способом.

Другие важные отличительные черты - Всегда имеет волшебный посох. Снегурочка – внучка Деда Мороза, которая повсюду его сопровождает. Подарки Дедушка Мороз прячет под елкой.

САНТА КЛАУС:

История возникновения - Прообразом Санта-Клауса является реальная историческая личность - общехристианский святой Николай Мирликийский, известный по житию своей благотворительностью (помощью бедным людям в виде тайных подарков).

Место жительства - В Лапландии на «Ушном холме».

Одежда - Ночной колпак красного цвета с меховой опушкой и помпончиком. Короткая куртка красного цвета с меховой опушкой. На руках нет ничего или легкие перчатки. Ремень с пряжкой. Чёрные сапоги. Штаны.

Образ - Короткая борода лопатой, иногда вьющаяся. Носит очки. Летит по воздуху в санях, запряжённых оленями.

Другие важные отличительные черты - В руках нет ничего. Редко появляется изогнутый посох  (как у Святого Николя). Оставляет подарки в чулках, развешенных на камине, а также в башмаках, стоящих у камина или под елкой. Попадает в дом через трубу. Курит трубку (в последнее время эта деталь встречается всё реже). Новогодние атрибуты: еловые веночки, колокольчики с бантиками, карамель в виде изогнутого посоха, красные колпачки с помпончиком.

 

3.2. Изучение образа Деда Мороза на новогодних открытках

Изучая образ Деда Мороза, я столкнулся с фактом искажения его деталей:

1.           Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме.

2.           Часто на руках изображают варежки обыкновенные. Но должны быть трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшитые серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита.

3.           Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков, а также сильный оберег). В наши дни сохранился как элемент костюма, полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму.

4.           Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. По обуви можно отличить настоящего Деда Мороза.

5.           Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь”. Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям.

6.           Борода должна быть длинной до земли. Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического” смысла (старец - седой), несут ещё и огромный символьный характер, обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Хотя в наши дни она более или менее сохранила свой изначальный вид.

3.3.Изучение знания образа Деда Мороза

                            среди учащихся школ города

Опрос среди учеников младших классов на предмет знания образа Деда Мороза показал, что из 54 человек никто не смог безошибочно описать его внешний вид. Все ученики сказали, что Дед Мороз носит колпак. Два ученика подтвердили наличие очков на лице. Так же все ученики уверены, что Дед Мороз ездит на санях, запряженных упряжкой оленей. 26 человек считают, что он приносит подарки, попадая в дом через дымоход. Снегурочку знают все.

Так же я опросил старшеклассников. Все считают, что на голове Деда Мороза надет колпак. Только 10 человек из 42 знают, что наш Дедушка ездит на санях, в которых запряжена тройка лошадей. 7 учеников также посчитали, что подарки попадают через дымоход. Один человек, описывая Деда Мороза, полностью одел его в одежду Санта Клауса.

Можно сделать вывод, что Санта Клаус прочно утверждается среди подрастающего поколения. Возможно, через 20 – 30 лет никто уже не вспомнит, как же выглядит настоящий Дед Мороз.

 

3.4. Изучение новогодней атрибутики в нашем городе

 В предновогодние и новогодние дни наш город был красиво украшен. Тысячи разноцветных огней осветили своими яркими красками наши улицы. В зданиях общественных центров и магазинов  появились гирлянды, ажурные шары, звезды, снежинки из цветной фольги. Но, к сожалению, обойдя практически весь город, все торговые центры, нигде не удалось найти Деда Мороза с внучкой Снегурочкой. Только большие и маленькие фигурки Санта Клауса. Даже в здании Центра Детского и Народного Творчества скромно в углу у елки красовался Санта Клаус.

Вспомнив, что раньше под елочку ставили фигурки Деда Мороза и Снегурочки,  решил поискать их на прилавках наших магазинов. Увы, я не только не нашел таких фигурок, но не нашел даже правильного изображения Деда Мороза. А Снегурочка словно пропала. Со всех дверей, ведущих в магазин, меня поздравляло с Новым годом изображение Санта Клауса. Не обошел мое внимание и наш рынок. К сожалению, сделать фото я не смог. Продавцы не разрешили мне сделать фоторепортаж. Но могу сказать утвердительно – ни деда Мороза, ни Снегурочки там не предлагали искушенному покупателю. Изучив предлагаемую новогоднюю продукцию, я прихожу к заключению – 90% всех товаров сделано в Китае. Тогда возникает другой вопрос. Где наша российская новогодняя продукция?

В магазинах часто встречался гибрид Санта-Клауса и Деда Мороза. На рисунках изображен  Дед Мороз в валенках, с красным поясом и в ночном колпаке. Все это следствие того, что мы стали забывать нашу культуру.

 

3.5. Изучение пропаганды образа Санта Клауса по телевещанию

Изучение рекламных новогодних роликов.

1.     Банк ВТБ. Дед Мороз. Но за окном его ждет не тройка лошадей, а запряженный олень.

2.     Почта России – Дед Мороз едет на оленях.

3.     Повторяющаяся из года в год реклама кока-колы – Санта Клаус.

4.     Реклама конфет M&M`s – Санта Клаус.

5.   Русский фейерверк – Санта Клаус.

Этот список можно продолжать достаточно долго. Теперь изучим телевизионную программу основных вещательных каналов: 1 канал - ОРТ и 2 канал – Россия. Изучать коммерческие каналы, считаю бессмысленно – там полный беспорядок. Для детей младшего дошкольного, школьно возраста нет ни одной программы посвященной образу Деда Мороза и Снегурочки. Не показано ни одного фильма. Сказку «Морозко» транслировали по «ТВ-Центр» рано утром. А в дневное время, когда у детей была бы возможность посмотреть фильм детского эфира с традиционными героями Нового года – Дедом Морозом и Снегурочкой не было. Но был демонстрирован фильм «Как Гринч украл Рождество». В принципе, это и все детские фильмы, связанные с Новым годом.  Изучая премьеры кинофильмов, снятых в России за последние десять лет, нет ни одного детского фильма, связанного с образами Деда Мороза и Снегурочки. Используя новые технические возможности можно снять замечательный фильм-сказку, насыщенную интересными спецэффектами. И такой фильм мог бы завоевать не только аудиторию России, но и других стран, жители которых могли бы познакомиться с нашими Дедом Морозом и Снегурочкой, с нашими исконно русскими традициями. Складывается впечатление, что телевидение совершенно не заботится о сохранении русских традиций. В течение всех новогодних празднеств по всем каналам телевещания шла пропаганда образа Санта Клауса через рекламные ролики, мультфильмы и художественные фильмы  компании «Уолт Дисней».

 

3.6. Изучение оформления дома Деда Мороза в городе Великий Устюг

Старинный русский город Великий Устюг Вологодской области  за свою богатую историю, необычайно привлекательный архитектурный облик, красоту окружающей природы объявлен родиной русского Деда Мороза.

Вотчина Деда Мороза расположена в сосновом бору на берегу реки Сухона. На территории Вотчины в сосновом бору стоит великолепный узорчатый Дом Деда Мороз. А в городе Великий Устюг открыт офис Деда Мороза, куда входят тронный зал, музей, мастерские, почта и сувенирная лавка. Все вроде бы замечательно. Дети со всей России могут посетить дом Деда Мороза и познакомиться с ним. А так же с исконно русской культурой: старинные терема, их самобытное убранство. Но, используя фотографии с официальных сайтов вотчины Деда Мороза, используя материалы сети Интернет, провела исследование на предмет сохранения основных русских традиций. Имея небольшое количество фотографий, обнаружил существенные искажения нашей культуры:

1.     В зале терема Деда Мороза по какой-то непонятной причине установлен камин. В древней Руси каминов никогда не было. В домах стояли русские печи. Кроме того, над камином весит еловый венок, украшенный лентами, колокольчиками и шарами – это западноевропейский атрибут празднования Рождества. А верхушку елки украшает фигурка ангела. Но на ее месте должна располагаться красная звезда.

2.     На фото Деда Мороза и Снегурочки отчетливо видно, что на руках Деда Мороза         надеты рукавицы обыкновенные. Должны быть трехпалые.

3.     На головы фигур снеговиков, представленных на фотографиях вотчины, почему-то надеты либо красные колпаки с помпонами, либо европейские цилиндры. Где исконно русское ведро?

4.     Недопустимая ошибка – Дед Мороз стоит рядом с санями, запряженными оленями.

5.     На головах детей, приехавших посетить вотчину  Деда Мороза, и таким образом                 прикоснуться к прекрасному миру нашей исторической культуры, по не понятной        причине надеты опять колпаки Санта Клауса.

И все эти ошибки были обнаружены лишь при небольшом изучении фотоснимков вотчины. А если провести детальный анализ, непосредственно посетив дом-музей деда Мороза? Было написано письмо об обнаруженных неточностях, которые искажают образ Деда Мороза и наши традиции, и направлено по электронной почте администрации вотчины в город Устюг. На сегодняшний день ответа не получено.

 

Заключение

Культура любой страны, ее традиции, формируют стержень государства, его нравственные основы. Итальянский мыслитель Никколо Маккиавели говорил: «Легче завоевать страну, чем изменить ее традиции». Но, проделав исследовательскую работу о сохранении образа Деда Мороза, пришла к выводу, что изменить традицию празднования Нового года с Дедом Морозом и Снегурочкой в России не представляет особого труда.

Согласно проделанным исследованиям можно утвердительно сказать, что образы Деда Мороза и Санта Клауса значительно отличаются друг от друга.  Кроме того, различны и исторические корни появления этих новогодних героев. Наш Дед Мороз – это отражение древнерусской самобытной культуры. Он формировался в различные исторические времена. Зная все характеристики одежды, внешнего вида Деда Мороза, можно безошибочно рассказать о развитии нашего государства - начиная с древности и до наших дней.

Изучив новогоднюю атрибутику в городе, пришел к заключению, что жители города совершенно не стремятся к сохранению наших традиций. Иначе как можно объяснить такое количество Санта Клаусов в городе. И только около административных зданий и Дворцов культуры снежные фигуры Деда Мороза и Снегурочки напоминают о нашей самобытной культуре.

Если говорить о масштабах государства, судить о сохранении наших традиционных ценностей возможно только по телевизионному вещанию. Почти во всех уголках России телевизор – основная связь с «внешним миром» для получения информации. Ситуация здесь, как мне кажется не лучше. Рекламы с Санта Клаусами просто заполонили эфир. Так же встречается искаженный образ Деда Мороза. Дети младшего школьного возраста даже не имеют возможности познакомиться  с экранов телевизоров с Дедом Морозом и Снегурочкой. Их просто не показывают. Мультфильмы и художественные фильмы зарубежных телекомпаний заполонили новогодние телепрограммы по всем без исключения каналам телевещания.

Любое государство сильно своими традициями.  Эти традиции складывались веками и являются тем звеном, которое объединяет всех граждан этого государства. Я считаю, что гражданин – это человек, который любит свою Родину и ценит культурное наследие своих предков. И своей работой я хочу призвать начать уважать наши традиции. Мы должны бороться с чужеродными культурами. Мы не должны покупать в магазинах Санта Клаусов. И тогда ими не будут заполонять торговые прилавки. Мы должны предложить администрации города запретить выставлять в общественных местах чужого «Деда Мороза». Мне бы очень не хотелось, чтобы мы превратились в общество, которое уничтожило нашу самобытную историю. И предало забвению Деда Мороза и Снегурочку. А наша великая русская культура с ее необыкновенно красивыми традициями  и образами была сохранена для будущих поколений.

 

 

Письмо, отправленное администрации вотчины Деда Мороза в г. Великий Устюг.

 

Здравствуйте!

Сейчас я готовлю работу для научно-практической конференции «Куда ушел наш дед Мороз». Меня очень волнует вопрос о сохранении традиционного образа нашего русского Деда Мороза.  Так как я проживаю далеко от города Великий Устюг и не имею возможности лично приехать и познакомиться с культурными традициями, связанными с ним, я решил воспользоваться информацией из сети Интернет. Я хотел привести пример того, как в нашей стране на сегодняшний день стремятся к сохранению русских традиций.

К сожалению, я был огорчен тем фактом, что в вотчине Деда Мороза так же нарушаются традиции связанные с Дедом Морозом.

 

На первых же фотографиях выложенных на сайте из вотчины Деда Мороза мною были обнаружены следующие неточности:

1. В зале терема Деда Мороза по какой-то непонятной причине установлен камин. На Руси каминов никогда не было. Кроме того, над камином весит еловый венок, украшенный лентами, колокольчиками и шарами – это западноевропейский атрибут празднования Рождества. А верхушку елки украшает фигурка ангела. Но на ее месте должна располагаться красная звезда.

2. На фото Деда Мороза и Снегурочки отчетливо видно, что на руках Деда Мороза надеты рукавицы обыкновенные. Это не правильно. Должны быть трехпалые.

3.  На головы фигур снеговиков, представленных на фотографиях вотчины, почему-то надеты либо красные колпаки с помпонами, либо европейские цилиндры. Где исконно русское ведро?

4.  Дед Мороз стоит рядом с санями, запряженными оленями. Почему нет фото с русской тройкой лошадей?

5. На головах детей, приехавших посетить вотчину  Деда Мороза, и таким образом прикоснуться к прекрасному миру нашей исторической культуры, по не понятной причине надеты опять колпаки Санта Клауса.

© Copyright: Патриот, 2013

Регистрационный номер №0177001

от 24 декабря 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0177001 выдан для произведения:

Введение

           Новый год. Один из самых любимых наших праздников с пушистым белым снегом за окном, красивой нарядной елкой.  И какая новогодняя ночь без подарков, которые нам приносят добрый Дед Мороз и очаровательная Снегурочка? Но в действительно ли веселый старичок с доброй улыбкой, который встречает нас практически во всех магазинах, домах творчества, и даже школах, это наш, с детства известный нашим родителям, Дед Мороз. И где его внучка Снегурочка? Мы не замечаем подмены Деда Мороза имитацией в виде Санта Клауса. Мы дарим друг другу игрушечных Санта Клаусов, украшаем ими елки, весело напевая при этом известный новогодний мотив «Merry Christmas». Нас с плакатов, экранов телевизоров поздравляет с Новым годом не сказочный Дед Мороз, а Санта Клаус. О настоящем русском Деде Морозе мы, увы, уже почти забыли, а его внучка Снегурочка несправедливо предана забвению.

Мне не безразлично, что наши национальные традиции, в том числе связанные с празднованием Нового года уничтожаются. Телеканалы предлагают чужие рождественские мифы, символы и ритуалы. И я, как гражданин своей страны, своей работой хочу призвать - давайте поддержим наших Деда Мороза и Снегурочку, восстановим пошатнувшееся здание нашей традиции, нашей национальной культуры.
            Гипотеза:

    Без прошлого нет настоящего и будущего. Поэтому, каждый гражданин нашей страны должен уважать и сохранять традиции. Дед Мороз и Снегурочка – это главные персонажи новогодней ночи в России. И они должны остаться таковыми навсегда.

Цель:

   Привлечь внимание к  искажению традиционного образа Деда Мороза и напомнить о его особенностях и истории происхождения.

Задачи:

1.     Подбор научно-популярной литературы

2.     Провести сравнительный анализ образов Деда Мороза и Санта Клауса

3.     Провести краткий анализ пропаганды образов Деда Мороза и Санта Клауса по телевидению                

Методы:

1.     Аналитический анализ информации

2.     Исследование новогодней атрибутики в общественных местах города

3.     Опрос учеников на предмет знания образа Деда Мороза

4.     Подбор фотографий, иллюстраций

5.     Фотосъемка

6.     Просмотр программ по телевидению за месяц до Нового года

7.     Изучить историю возникновения новогоднего праздника в России

          Объект исследования: территория города

Предмет исследования: Дед Мороз и Санта Клаус

Характеристика работы: относится к теоретическим исследованиям с элементами практики. Методика и техника исследования основывается на изучении образов Деда Мороза и Санта Клауса. Используя метод фотосъемки, я смог выяснить, в каких общественных местах города имеется пропаганда Санта Клауса. Также могу дать объяснение происхождению Деда Мороза и Санта Клауса. Причем каждый них имеет характерные отличия.                                                                                                                         

  В своей работе я использовал научно-популярную литературу и сайты сети Интернет.   Книги Мясникова А. Л. «Про Новый год» и Иванова Е. В. «Новый год и Рождество в открытках» помогли выявить различия образов Деда Мороза и Санта Клауса.

1. История появления новогоднего праздника в России

1.1. Основные этапы развития новогоднего праздника

Плох тот народ, который не знает и не ценит своей истории.

М.В. Ломоносов.

 Изучив исторические источники, я смог выделить основные этапы развития и утверждения праздника Новый год: 

           1. Празднование нового года в древней Руси. У древних народов новый годобыкновенно совпадал с началом возрождения природы. Первоначально на Руси Новый годотмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.

2. Празднование нового года после крещения Руси. В 988 году Русь  после принятия Крещения перешла на новое летосчисление — от сотворения мира, и новый европейский календарь — Юлианский. Началом нового года стало считаться 1 марта. В конце 15 века православная церковь утвердила празднование нового года 1 сентября, обосновав его библейской легендой. Этот день стал праздником Симеона первого столпника. В народе его называют Семеном летопроводцем.

3. Нововведения Петра I в празднование нового года. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Было изменено летосчисление: раньше годы считались от сотворения мира, теперь - от Рождества Христова. Было запрещено праздновать новый год 1 сентября. Царь строго следил за проведением новогоднего праздника. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.

4. Новый год при советской власти. Смена календаря. В 1917 году в России произошла октябрьская революция и свержение царской власти. Партия народа отменила Рождество в 1929 году. С ним отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Но в 1935 году правительством было принято решение о возобновлении празднования Нового года.

 

1.2. Интересные исторические факты.

В нашей стране празднуется праздник с интересным названием -  Старый Новый год. Откуда появилось это странное название? До 1918 года Россия жила по старому стилю и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Старый стиль – это календарь, введенный в действие римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным. В результате произошли серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней. День, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.

Как ни удивительно, но Православная церковь России живет по юлианскому календарю. В 1923 году состоялось совещание Православных Церквей, и было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе. Постановление отменили менее чем через месяц. В настоящее время Русская Православная Церковь не собирается переходить григорианский стиль с заменой календаря. Верующие сохраняют существующий Юлианский календарь, который дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни. Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому.

 

2. Традиционные новогодние герои

2.1. История возникновения образа Деда Мороза

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н. А. Некрасов

История русского Деда Мороза восходит к древним языческим богам, к Морозко из славянского фольклора. Морозко – языческий бог наших древних славянских предков.Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Был герой русских народных сказок. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. В русских народных сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. В народной сказке «Морозко»  он заморозил ленивицу. Поэтому на древней Руси старика Мороза побаивались и задабривали – в торжественные ночи бросали за порог жилищ лепешки, мясо, выливали вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов. Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей. В 1840 году публикуется сборник сказок «Сказки дедушки Иринея»  Владимира Федеровича Одоевского. Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович». Это была литературная обработка народной сказки «Морозко». В ней впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, куда можно было попасть, пройдя через колодец. А спит на перине из пушистого снега. Травушку до весны согревает и оберегает. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз превращен в доброго, но справедливого воспитателя и наставника. А к началу 20 века Дед Мороз стал самым добрым дедушкой на свете.  Это подтверждается написанными в 1903 году поэтессой Раисой Кудашевой стихами известной «песенки про елочку» -  Мороз снежком укутывал – смотри не замерзай.

К 1880 году елка и мешок с подарками стали обязательными для образа Деда Мороза. Но Дедом Морозом его не звали: это был «святочный старик», «рождественский дед». И к детям в гости он не приходил. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, но не приобрёл широкого распространения.

1927 году советская власть запретила устраивать новогодние елки. Запретили  и Деда Мороза. В изданных в 1927 году «Материалах к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни», говорится: «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки». А в 1935 году веселый праздник Новый год вновь вошел в жизнь уже советской России. Однако еще два года крупные елки страны проходили без Деда Мороза. Его первое официальное явление в исполнении артиста Гаркави Михаила Наумовича состоялось 1 января 1937 года на первой Кремлевской елке. В настоящее время ни одна новогодняя ночь не проходит без Дедушки Мороза  и Снегурочки.

 

2.2. История возникновения образа Снегурочки

 

Традиционно рядом с Дедом Морозом всегда появляется и Снегурочка. Это его внучка, маленькая красивая девушка, одетая в белые одежды, украшенные серебром и жемчугом. Точная дата появления образа Снегурочки, к сожалению, неизвестна. Она постоянно находится рядом с дедушкой, помогает ему. Перед Новым Годом они вместе разбирают детские письма, придумывают оригинальные подарки и поздравления. Уже во время самого праздника Снегурочка развлекает детей, водит с ними хороводы.  Кстати, Снегурочка есть только у нашего Деда Мороза, и родилась она именно в России.
       
Снегурочка – это литературный персонаж. В 1873 году благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка» у Деда Мороза появилась дочка. Позже писатели и поэты превратили ее во внучку. История Снегурочки, девушки из снега, становилась все более популярной, постепенно она стала неизменным атрибутом рождественских елок. Так  родился особый русский обычай встречать Новый Год вместе с Дедом Морозом и его внучкой.
       После возвращения новогодней  елки и Деда Мороза в 1935 году Снегурочка по непонятным причинам была забыта.  И в качестве постоянной спутницы Деда она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

 

2.3. История возникновения образа  Санта Клауса

Санта Клаус переводится с голландского как Святой Николай (Санта — «святой», Клаус — «Николай»). Святой Николай - Николай чудотворец - реальная историческая личность. Прославился он как великий угодник - помощник божий. Он помогает всем, кто просит у него помощи и заступничества. Святой Николайродился в городе Патаре (территория Турции) примерно в 245 году в благочестивой семье, потом жил в городе Мира. Он был единственным сыном богатых родителей, но рано осиротел. По легенде Николай жил оторванным от всех, погруженным в мир науки, из дома выходил редко.

    Однажды от слуги юноша узнал, что бедная девушка не может выйти замуж за богатого парня, потому что у нее нет приданного. «У меня есть все, что я хочу. А где-то рядом страдают люди», – подумал Николай. Он взял деньги и ночью, накинув темный плащ с капюшоном, чтобы его никто не узнал, пробрался к дому девушки и подбросил сверток с деньгами ей в окно.  На утро по городу прошел слух, что это ангел небесный помог влюбленным. Еще много добрых дел совершил Николай для бедных горожан, оставаясь незамеченным. Он незаметно приносил игрушки и теплые вещи для детей, лекарства для больных.  Решив посвятить жизнь Богу, Николай стал священником, а позже епископом города Миры Ликийские.    Священник Николай своим милосердием заслужил награду у Бога: благодать совершения чудес – церковное предание сохранило немало свидетельств и добрых дел святого Николая, и чудес, совершенных им.

   Существует еще одна легенда. Однажды одна семья готовилась к празднованию Рождества. Но они были так бедны, что не могли позволить себе купить елку, под которую Санта мог бы положить свои дары. И печальные дети легли спать, не надеясь на подарки, а наутро все-таки обнаружили их в чулках, развешенных у камина для просушки. Дети были очень счастливы, а обычай развешивать носки над камином остался и поныне.

Традиция праздновать день святого Николай, одаривая детей, началась в Германии. В Х веке в Кельнском соборе в память о святом Николае – 6 декабря, ученикам церковноприходской школы стали раздавать сладости.

В 1822-м году житель Нью-Йорка писатель Клемент Кларк Мур написал серию сказок о Санта Клаусе. По легенде Санта-Клаус в рождественскую ночь летит в своих волшебных санях, запряженных восьмеркой северных оленей, над спящими городами и, спускаясь через дымоход в дома, оставляет подарки детям в чулках, носках или башмаках, которые они специально оставляют под елкой или развешивают над камином.

Но дети всегда хотели знать, откуда он приезжает и где проводит целый год от Рождества к Рождеству и где же он берет подарки. Дядюшка Маркус, который вел популярнейшую передачу "Детский Час" на финском государственном радио открыл великий секрет в 1927 году: Санта Клаус живет в лапландском корватантуре - "Ушном холме". Холм расположен прямо на восточном побережье Финляндии и напоминает уши кролика. Он и является ухом Санта Клауса, которым он слушает, как ведут себя дети со всего мира. Раковины «Ушного Холма» действуют как антенны – улавливают со всего света мечты и желания каждого ребенка и взрослого. В тайном офисе внутри сопки гномы принимают желания и передают их далее Санта-Клаусу и гномам в мастерской.

Красный полушубок сказочному дедушке подарил в 1885 году издатель Луис Пранг. Он перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии. Так Санта-Клаус надел ярко-красный наряд. В 1930 году компания «Кока-Кола» придумала рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой – художник из Чикаго Хэддон Сандблом изобразил Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы.

Так родился современный образ Санта-Клауса - толстый веселый старичок, который разносит подарки. В его упряжке появился  девятый олень по имени Рудольф. Санта Клаус стал неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру.

 

3. Практическая часть

3.1. Сравнительный анализ образов Деда Мороза и Санта Клауса

Изучив источники, описывающие образы Деда Мороза и Санта Клауса, а также иллюстрации, я сделал сравнительный анализ, результаты которого собраны ниже:

ДЕД МОРОЗ:

История возникновения -  Могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества.

Место жительства - Изначально в колодце. Сейчас в городе Великий Устюг, на востоке Вологодской области.

Одежда - Теплая шапка с меховой опушкой. Форма шапки – полуовал. Круглая форма шапки традиционна для русских царей. Длинная шуба до земли. Изначально цвет шубы был белым; затем, в самом начале ХХ века - стал синим, холодным; в советское время изменился на "революционный" красный. Огромные трехпалые рукавицы. Шуба изначально ничем не подвязывалась, так как имела внутренние застежки. Кушак появился уже в ХХ веке. Валенки. Но, в качестве исключения, может одеть боярские красные сапоги. Штаны не видны под шубой. Классический образ требует, чтобы и рубашка, и брюки обязательно были белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).

Образ - Нос обычно красный, потому что зимой холодно. Борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег. Современный Дед мороз имеет бороду до пояса.

Средства передвижения - Классический Дед Мороз передвигается пешком. Современный – в санях, запряжённых тройкой лошадей, символизирующих три зимних месяца – декабрь, январь и февраль. По воздуху не летает, но передвигается мгновенно только ему известным способом.

Другие важные отличительные черты - Всегда имеет волшебный посох. Снегурочка – внучка Деда Мороза, которая повсюду его сопровождает. Подарки Дедушка Мороз прячет под елкой.

САНТА КЛАУС:

История возникновения - Прообразом Санта-Клауса является реальная историческая личность - общехристианский святой Николай Мирликийский, известный по житию своей благотворительностью (помощью бедным людям в виде тайных подарков).

Место жительства - В Лапландии на «Ушном холме».

Одежда - Ночной колпак красного цвета с меховой опушкой и помпончиком. Короткая куртка красного цвета с меховой опушкой. На руках нет ничего или легкие перчатки. Ремень с пряжкой. Чёрные сапоги. Штаны.

Образ - Короткая борода лопатой, иногда вьющаяся. Носит очки. Летит по воздуху в санях, запряжённых оленями.

Другие важные отличительные черты - В руках нет ничего. Редко появляется изогнутый посох  (как у Святого Николя). Оставляет подарки в чулках, развешенных на камине, а также в башмаках, стоящих у камина или под елкой. Попадает в дом через трубу. Курит трубку (в последнее время эта деталь встречается всё реже). Новогодние атрибуты: еловые веночки, колокольчики с бантиками, карамель в виде изогнутого посоха, красные колпачки с помпончиком.

 

3.2. Изучение образа Деда Мороза на новогодних открытках

Изучая образ Деда Мороза, я столкнулся с фактом искажения его деталей:

1.           Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме.

2.           Часто на руках изображают варежки обыкновенные. Но должны быть трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшитые серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита.

3.           Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков, а также сильный оберег). В наши дни сохранился как элемент костюма, полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму.

4.           Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. По обуви можно отличить настоящего Деда Мороза.

5.           Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь”. Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям.

6.           Борода должна быть длинной до земли. Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического” смысла (старец - седой), несут ещё и огромный символьный характер, обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Хотя в наши дни она более или менее сохранила свой изначальный вид.

3.3.Изучение знания образа Деда Мороза

                            среди учащихся школ города

Опрос среди учеников младших классов на предмет знания образа Деда Мороза показал, что из 54 человек никто не смог безошибочно описать его внешний вид. Все ученики сказали, что Дед Мороз носит колпак. Два ученика подтвердили наличие очков на лице. Так же все ученики уверены, что Дед Мороз ездит на санях, запряженных упряжкой оленей. 26 человек считают, что он приносит подарки, попадая в дом через дымоход. Снегурочку знают все.

Так же я опросил старшеклассников. Все считают, что на голове Деда Мороза надет колпак. Только 10 человек из 42 знают, что наш Дедушка ездит на санях, в которых запряжена тройка лошадей. 7 учеников также посчитали, что подарки попадают через дымоход. Один человек, описывая Деда Мороза, полностью одел его в одежду Санта Клауса.

Можно сделать вывод, что Санта Клаус прочно утверждается среди подрастающего поколения. Возможно, через 20 – 30 лет никто уже не вспомнит, как же выглядит настоящий Дед Мороз.

 

3.4. Изучение новогодней атрибутики в нашем городе

 В предновогодние и новогодние дни наш город был красиво украшен. Тысячи разноцветных огней осветили своими яркими красками наши улицы. В зданиях общественных центров и магазинов  появились гирлянды, ажурные шары, звезды, снежинки из цветной фольги. Но, к сожалению, обойдя практически весь город, все торговые центры, нигде не удалось найти Деда Мороза с внучкой Снегурочкой. Только большие и маленькие фигурки Санта Клауса. Даже в здании Центра Детского и Народного Творчества скромно в углу у елки красовался Санта Клаус.

Вспомнив, что раньше под елочку ставили фигурки Деда Мороза и Снегурочки,  решил поискать их на прилавках наших магазинов. Увы, я не только не нашел таких фигурок, но не нашел даже правильного изображения Деда Мороза. А Снегурочка словно пропала. Со всех дверей, ведущих в магазин, меня поздравляло с Новым годом изображение Санта Клауса. Не обошел мое внимание и наш рынок. К сожалению, сделать фото я не смог. Продавцы не разрешили мне сделать фоторепортаж. Но могу сказать утвердительно – ни деда Мороза, ни Снегурочки там не предлагали искушенному покупателю. Изучив предлагаемую новогоднюю продукцию, я прихожу к заключению – 90% всех товаров сделано в Китае. Тогда возникает другой вопрос. Где наша российская новогодняя продукция?

В магазинах часто встречался гибрид Санта-Клауса и Деда Мороза. На рисунках изображен  Дед Мороз в валенках, с красным поясом и в ночном колпаке. Все это следствие того, что мы стали забывать нашу культуру.

 

3.5. Изучение пропаганды образа Санта Клауса по телевещанию

Изучение рекламных новогодних роликов.

1.     Банк ВТБ. Дед Мороз. Но за окном его ждет не тройка лошадей, а запряженный олень.

2.     Почта России – Дед Мороз едет на оленях.

3.     Повторяющаяся из года в год реклама кока-колы – Санта Клаус.

4.     Реклама конфет M&M`s – Санта Клаус.

5.   Русский фейерверк – Санта Клаус.

Этот список можно продолжать достаточно долго. Теперь изучим телевизионную программу основных вещательных каналов: 1 канал - ОРТ и 2 канал – Россия. Изучать коммерческие каналы, считаю бессмысленно – там полный беспорядок. Для детей младшего дошкольного, школьно возраста нет ни одной программы посвященной образу Деда Мороза и Снегурочки. Не показано ни одного фильма. Сказку «Морозко» транслировали по «ТВ-Центр» рано утром. А в дневное время, когда у детей была бы возможность посмотреть фильм детского эфира с традиционными героями Нового года – Дедом Морозом и Снегурочкой не было. Но был демонстрирован фильм «Как Гринч украл Рождество». В принципе, это и все детские фильмы, связанные с Новым годом.  Изучая премьеры кинофильмов, снятых в России за последние десять лет, нет ни одного детского фильма, связанного с образами Деда Мороза и Снегурочки. Используя новые технические возможности можно снять замечательный фильм-сказку, насыщенную интересными спецэффектами. И такой фильм мог бы завоевать не только аудиторию России, но и других стран, жители которых могли бы познакомиться с нашими Дедом Морозом и Снегурочкой, с нашими исконно русскими традициями. Складывается впечатление, что телевидение совершенно не заботится о сохранении русских традиций. В течение всех новогодних празднеств по всем каналам телевещания шла пропаганда образа Санта Клауса через рекламные ролики, мультфильмы и художественные фильмы  компании «Уолт Дисней».

 

3.6. Изучение оформления дома Деда Мороза в городе Великий Устюг

Старинный русский город Великий Устюг Вологодской области  за свою богатую историю, необычайно привлекательный архитектурный облик, красоту окружающей природы объявлен родиной русского Деда Мороза.

Вотчина Деда Мороза расположена в сосновом бору на берегу реки Сухона. На территории Вотчины в сосновом бору стоит великолепный узорчатый Дом Деда Мороз. А в городе Великий Устюг открыт офис Деда Мороза, куда входят тронный зал, музей, мастерские, почта и сувенирная лавка. Все вроде бы замечательно. Дети со всей России могут посетить дом Деда Мороза и познакомиться с ним. А так же с исконно русской культурой: старинные терема, их самобытное убранство. Но, используя фотографии с официальных сайтов http://www.severgrad.com/votchina.htmlи http://www.dom-dm.ru/votchina вотчины Деда Мороза, используя материалы сети Интернет, провела исследование на предмет сохранения основных русских традиций. Имея небольшое количество фотографий, обнаружил существенные искажения нашей культуры:

1.     В зале терема Деда Мороза по какой-то непонятной причине установлен камин. В древней Руси каминов никогда не было. В домах стояли русские печи. Кроме того, над камином весит еловый венок, украшенный лентами, колокольчиками и шарами – это западноевропейский атрибут празднования Рождества. А верхушку елки украшает фигурка ангела. Но на ее месте должна располагаться красная звезда.

2.     На фото Деда Мороза и Снегурочки отчетливо видно, что на руках Деда Мороза         надеты рукавицы обыкновенные. Должны быть трехпалые.

3.     На головы фигур снеговиков, представленных на фотографиях вотчины, почему-то надеты либо красные колпаки с помпонами, либо европейские цилиндры. Где исконно русское ведро?

4.     Недопустимая ошибка – Дед Мороз стоит рядом с санями, запряженными оленями.

5.     На головах детей, приехавших посетить вотчину  Деда Мороза, и таким образом                 прикоснуться к прекрасному миру нашей исторической культуры, по не понятной        причине надеты опять колпаки Санта Клауса.

И все эти ошибки были обнаружены лишь при небольшом изучении фотоснимков вотчины. А если провести детальный анализ, непосредственно посетив дом-музей деда Мороза? Было написано письмо об обнаруженных неточностях, которые искажают образ Деда Мороза и наши традиции, и направлено по электронной почте администрации вотчины в город Устюг. На сегодняшний день ответа не получено.

 

Заключение

Культура любой страны, ее традиции, формируют стержень государства, его нравственные основы. Итальянский мыслитель Никколо Маккиавели говорил: «Легче завоевать страну, чем изменить ее традиции». Но, проделав исследовательскую работу о сохранении образа Деда Мороза, пришла к выводу, что изменить традицию празднования Нового года с Дедом Морозом и Снегурочкой в России не представляет особого труда.

Согласно проделанным исследованиям можно утвердительно сказать, что образы Деда Мороза и Санта Клауса значительно отличаются друг от друга.  Кроме того, различны и исторические корни появления этих новогодних героев. Наш Дед Мороз – это отражение древнерусской самобытной культуры. Он формировался в различные исторические времена. Зная все характеристики одежды, внешнего вида Деда Мороза, можно безошибочно рассказать о развитии нашего государства - начиная с древности и до наших дней.

Изучив новогоднюю атрибутику в городе, пришел к заключению, что жители города совершенно не стремятся к сохранению наших традиций. Иначе как можно объяснить такое количество Санта Клаусов в городе. И только около административных зданий и Дворцов культуры снежные фигуры Деда Мороза и Снегурочки напоминают о нашей самобытной культуре.

Если говорить о масштабах государства, судить о сохранении наших традиционных ценностей возможно только по телевизионному вещанию. Почти во всех уголках России телевизор – основная связь с «внешним миром» для получения информации. Ситуация здесь, как мне кажется не лучше. Рекламы с Санта Клаусами просто заполонили эфир. Так же встречается искаженный образ Деда Мороза. Дети младшего школьного возраста даже не имеют возможности познакомиться  с экранов телевизоров с Дедом Морозом и Снегурочкой. Их просто не показывают. Мультфильмы и художественные фильмы зарубежных телекомпаний заполонили новогодние телепрограммы по всем без исключения каналам телевещания.

Любое государство сильно своими традициями.  Эти традиции складывались веками и являются тем звеном, которое объединяет всех граждан этого государства. Я считаю, что гражданин – это человек, который любит свою Родину и ценит культурное наследие своих предков. И своей работой я хочу призвать начать уважать наши традиции. Мы должны бороться с чужеродными культурами. Мы не должны покупать в магазинах Санта Клаусов. И тогда ими не будут заполонять торговые прилавки. Мы должны предложить администрации города запретить выставлять в общественных местах чужого «Деда Мороза». Мне бы очень не хотелось, чтобы мы превратились в общество, которое уничтожило нашу самобытную историю. И предало забвению Деда Мороза и Снегурочку. А наша великая русская культура с ее необыкновенно красивыми традициями  и образами была сохранена для будущих поколений.

 

 

Письмо, отправленное администрации вотчины Деда Мороза в г. Великий Устюг.

 

Здравствуйте!

Сейчас я готовлю работу для научно-практической конференции «Куда ушел наш дед Мороз». Меня очень волнует вопрос о сохранении традиционного образа нашего русского Деда Мороза.  Так как я проживаю далеко от города Великий Устюг и не имею возможности лично приехать и познакомиться с культурными традициями, связанными с ним, я решил воспользоваться информацией из сети Интернет. Я хотел привести пример того, как в нашей стране на сегодняшний день стремятся к сохранению русских традиций.

К сожалению, я был огорчен тем фактом, что в вотчине Деда Мороза так же нарушаются традиции связанные с Дедом Морозом.

 

На первых же фотографиях выложенных на сайте из вотчины Деда Мороза мною были обнаружены следующие неточности:

1. В зале терема Деда Мороза по какой-то непонятной причине установлен камин. На Руси каминов никогда не было. Кроме того, над камином весит еловый венок, украшенный лентами, колокольчиками и шарами – это западноевропейский атрибут празднования Рождества. А верхушку елки украшает фигурка ангела. Но на ее месте должна располагаться красная звезда.

2. На фото Деда Мороза и Снегурочки отчетливо видно, что на руках Деда Мороза надеты рукавицы обыкновенные. Это не правильно. Должны быть трехпалые.

3.  На головы фигур снеговиков, представленных на фотографиях вотчины, почему-то надеты либо красные колпаки с помпонами, либо европейские цилиндры. Где исконно русское ведро?

4.  Дед Мороз стоит рядом с санями, запряженными оленями. Почему нет фото с русской тройкой лошадей?

5. На головах детей, приехавших посетить вотчину  Деда Мороза, и таким образом прикоснуться к прекрасному миру нашей исторической культуры, по не понятной причине надеты опять колпаки Санта Клауса.

 

И все эти ошибки я обнаружила лишь при небольшом изучении фотоснимков вотчины.

направляю Вам сайты, где взяты фотографии:

http://vkontakte.ru/dom_deda_moroza  Дед Мороз на фоне оленей

http://supercook.ru/slav/slov-mif-13.html снеговики в колпаке и цилиндре, варежки у Деда Мороза, новогоднее убранство в тереме

 

 

 

Список литературы

 

1.                Мясников А. Л. Про Новый год. Серия Добрые традиции. – М.: Александр Принт,, 2011. – 360с.: ил

2.                Иванов, Е. В. Новый год и Рождество в открытках. - СПб. : Искусство - СПб, 2000. - 335 с.

3.                Адев, А. Рождество и Святки. Журнал Костер. - 2001. - № 11-12. - С. 32-33.

4.                История праздника Новый год. [www документ] – URL: http://www.astromeridian.ru/poetry/pochemu_my_prazdnuem_novyj_god.html

5.                Вотчина Деда Мороза. Официальный сайт. [www документ] – URL: http://www.dom-dm.ru/votchina

6.                Северград. Все о родине Деда Мороза. Официальный сайт [www документ] – URL: http://www.severgrad.com/votchina.html;

7.                Славянский мир. История деда Мороза. Официальный сайт  [www документ] – URL:http://slavs.org.ua/ded-moroz

8.                Моя газета. Где живет Санта Клаус. Официальный сайт [www документ] – URL: http://mygazeta.com/gde-zhivet-santa-klaus.html

9.                Хэддон Сандблом. Отец Санты. Интернет-журнал. Официальный сайт.                        [www документ] – URL: http://www.onlinedress.ru/news/heddon-sandblom-otets-santi

10.            От святителя Николая до Санта Клауса. Официальный сайт г. Палласовка

            Приход Храма святой блаженной Ксении Петербургской  [www документ] – URL: 

           http://pallasovka.prihod.ru/ljudi_razdel/view/id/29500

 

 

 

 

 

 

 

 
Рейтинг: +3 3746 просмотров
Комментарии (2)
Елена Абесадзе # 9 января 2014 в 09:23 0
интересно.есть над чем подумать! 625530bdc4096c98467b2e0537a7c9cd
Лидия Копасова # 27 сентября 2015 в 00:39 0