Эпиграф: «Нет у тебя,человек,ничего,кроме души».
(Марк Аврелий)
Прежде всего следует понять сам феномен «блудности» в про-странстве культурно-психологическом.В первом приближении можно определить его, как состояние крайней оторванности от со-циума, экземплификация(самовыражение) через фатальное изгойство. Блудная личность уже по определению обладает свойствами, исключающими её безусловное приятие породившим её «пра-вильным», «безгрешным» миром(этимология корня блуд). Эти свойства могут быть совершенно по-рой противоположны( амбивалентные типы «личной святости» и юродства) . Могут принимать фор-му навязчивого ностальгирования по утраченной когда-то полноте бытия как у Андрея Тарковского или Павла Флоренского с их,такими разными, возвращениями к изначальной истине жизни ( «ЕСТИНЕ» от слова есть, быть). Для одних жизнь недостаточно рациональна,полна случайностей и абсурда ( нытьё всяких хлипких экзистенцианлистов spiritus lenus (лат.:слабых духом) с определе-нием жизни по Сартру,а лучше по Кастанеде : «жизнь это неконтролируемая, в лучшем случае кон-тролируемая (для посвящённых в её ирроациональную тошноту),глупость»). Для других, наоборот, проблема в излишней рационалистичности,зарегулированности мира,отсутствие в нём спонтанности ( Гюрджиев с его «человеком-машиной», «блудная» студенческая молодёжь 60-х, возврат к природе Порфирия Иванова и других странников а-ля Джордж Хоррисон). Для одних проблема в недос-татке мягкости мира, в его «НЕ-женственности» ( В.Розанов с его: «Люди,почему вы не следуете неж-ным идеям? ). Для других беда мира в его излишней размягчённости, недостатке мужского волевого начала( Ницше и прочие фашиствующие мученики). Примеров этой противонаправлен-ности блудных мотивов множество. Кроме того в средневековой Японии существовала даже такая непривычная для Европы традиция, когда знаменитые живописцы,в самом расцвете своих творчес-ких сил, неожиданно бросали всё и уходили в новое географическое (и биографическое) прост-ранство, начиная с нуля, меняя свой стиль, рекурсируя (РЕКУРСИВНОСТЬ - повторяемость заданной структуры на разных уровнях) свою личность по несколько раз в течении своей жизни. Всё это говорит о том,что настоящая причина начала блудного странствия глубоко субъективна (экстернали-зована –внутренние процессы как бы проецируются наружу),вызвана какой-то неустранимой внут-ренней потребностью в преображении, generatio aequevoca (лат.: «самозарождение»), этапе качест-венного эндогенеза (из неказистой куколки в бабочку), а вовсе не внешними обстоятельст-вами,вернее они тут не главные; главное – те самые путеводные КОРМЧИЕ ЗВЁЗДЫ внутреннего космоса, о которых(с отвратительной,всё же, манерностью) писал в начале 20-го века Вяч. Иванов: «Есть Млечный путь меж звёзд и в небесах». Иными словами, любой путь блудного странника на самом деле осуществляется в его внутреннем Космосе (самотрансцедентирование),выполняет некое предначертание, задачу априорно заданную исключительно этому субъекту (дхарма), который к решению этой задачи органически предрасположен. Le pour soi (фр.: потенциальное для-себя-бытиё) стремится воплотиться, осуществиться, стать L`en soi (в-себе-бытиём). По Розенштоку-Хюсси Бог го-ворит с людьми с помощью некоторых ситуаций,ставящих под вопрос само человеческое сущест-вование (пример: «Ответ Иова» Льва Шестова»).Любой,кто надрывает сердце,решая этот вопрос и, несмотря на безъисходность,остаётся жить,является математической переменной приложения некой сверхъестественной функции (божественного имперетива, Fatum brutum (лат.:бессмысленный рок)), ставшей плотью .Формы ответов могут быть самые различные: от субъективной истерики, растя-нутой на целую жизнь(духовное удушье) до кровавого социального катаклизма,внешне бессмыс-ленного и ни к чему не ведущего (Русский Бунт , Перестройка, Развал Союза, современная граж-данская война на Украине ). По Розенштоку-Хюсси человеческая история вообще начинается со смерти и погребения (инициация архаических обществ, бои-жертвоприношения за Донецкий аэро-порт),а его сомнамбулистические Титаники ( «плоты времени») – это всего лишь квазиживые Зомби-Культуры, тщётно пытающиеся сохранить свою функциональную самотождественность перед лицом вездесущего факта необъяснимой тайны смерти. Онтологический шок, лежащий в основе этого на долгие годы может стать и глубоко личной нормой-комплексом;одной из форм которого является лингвистическая новизна (языковая форма истероидного ответа). В соответствии с этим, литера-тура,вообще что-либо значащая онтологически,носит на себе символ смерти и разложения. Это ста-новится более очевидным,если брать более «высокие», откровенно-метафизические лики литера-турной блудности. Например тёмная судьба «звёздного мальчика» Бориса Поплавского, надорвав-шегося в безнадёжных усилиях оправдать явную неблагость Бога по отношению к разлагающемуся на глазах миру (Европа 30-х), самые неброские оперделения которого: «земёрзший кал этого ми-ра.»… «сухая,железная тяжесть божьего испытания»). Или цветаевское( до петли на шею) пережи-вание «чужести», призрачности мира, лишённость его всякой божественной едоносущности (партиципации Леви-Брюля,любого рода сопричастия). И, как следствие - выбор своего блудного нап-равления , бегство в «спасительность литературы», в «речевое пространство», в «прекрасное Ни-куда», в экзистенциональный Тупик, лишь оттягивающий настоящее самоубийство. «Эстетическое воззрение на жизнь – всех сортов и степеней – есть,в сущности, своего рода,отчаяние; человек, живущий эстетической жизнью, живёт сознательно или боссознательно в отчаянии. Раз, однако, человек, живёт в отчаянии сознательно,переход к высшей форме бытия является по отношению к нему безусловным требованием» (Кьеркегор. «Гармонрическое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал»).Одномерно-эстетический, отменяющий реальное саморазвитие, тип блудности почти в идеально-перфекционистическом ( перфекционизм –негативное стремление к совершенству,соответсвтвие недостижимому идеалу,при частых неудачах порождающее комплекс неполноценности) варианте представлен личностью Иосифа Бродского с его хлоднокровной рационализацией ставшего привычным отчаяния, лежащего в генетической основе(nervus rerum – лат.: «нерв вещей») Универсума. Этот его омертвляюще-эстетский взгляд идентичен взгдяду учё-ного-классификатора, очарованного докембрийскими формами жизни ). Инфернально-спокойный поэт-наблюдатель, глядящий на мир, как на «покойницкую», огромный, будто бы живой морг.Да и сама его поэзия,как определил её один парижский критик (С.Лурье) «в некотором смысле запись мыслей человека, покончившего с собой» (утонувшего в эстетике, заблудившегося в своём внут-реннем «зграничье». Иными словами,его «блудность» вырожденно-безвозвратна, имплозивна (импло-зия–процесс «усыхания»,деградации качества). Любой блудный сын,как-бы умер для покинутого им мира.Он «живой труп»,пока не вернулся возрождённым и обновлённым в новую «старую» жизнь, пройдя своего рода обряд посвящения-возмужания, как юноши в примитивных культурах, готовящиеся вступить в настоящую взрослую жизнь (до этого они только онанировали, имитиро-вали жизнь). Что касается Бродского,то для него (и таких как он) этап возврата-перехода от экзаль-тированного ИНФАНТИЛИЗМА(принципа фантазии) к взрослой,неброской подлинности (принцип реальной реальности) недостижим в принципе: он вечный юноша-старик,тип-пережиток (tupe vecu – франц.),самозабвенно увлеченный порнографией своих(и чужих) слов-знаков (синдром Питера Пэна), перманентный эмигрант и везде посторонний, погибшая внутри своего кокона куколка,так и не ставшая бабочкой, древнеегипетский жук-скоробей,разрасшийся до размеров солнца, но так им и не ставший. Поэтому для нас, для вернувшихся или не уходивших,его поэзия действительно чужая. Цветаевская «чужесть» мира оборачивается «чужестью», безжизненностью всех Цветаевых и Бродских миру(Бодлеровский Эрос Распада, эндогенного разложения). Но их поэзия не мертва в сущности. Она – блудно-жи-вая,ноуменально-эфемерная,она «жива» тоской Бродского и ему подобными (вечные «гадкие утята духа») по некой обездуховленной сверхмировой культуре, властно увлёкшей его не только за гори-зонт привычного совкового мира,от «родительского очага», но и вообще,освободившая от сил любого возвратного притяжения (как ракета, набравшая запредельную люциферическую скорость, соскочившая с земной орбиты в абсолютный космический вакуум ). Из интервью: «Мне кажется,что для русского человека нового времени нет более естественнгой мысли,как мысль о побеге.Это естественное состояние души» и далее: «Там,в России, выходя из дому,из-за письменного стола на улицу,я видел вокруг себя людей,во многом мне чуждых. Я не ощущал себя таким чужаком даже в Бразилии.Эти люди были истиннымим чужаками и то,что мы с ними говорили на одном язы-ке,только усложняло дело. В жизни в чужой стране нет ничего нового,если ты жил в России.» В отличие от этого типа блудности,безысходно зависшем в символическом пространстве , существуют и более укоренённые в поле земного (родового) тяготения, как бы «скачущие» вверх вниз от плот-ской рефлексивности чуть ли не до (сверхъестественное, божественное по Юнгу) нуминозного и обратно с той же злосчастрной прытью (пыточный аппарат Франца Кафки),но, в силу разных при-чин,также неспособные «реально» вернуться(метапсихическая символизация падающего и поднима-ющегося героя фильма «Коммунист»). Этот вектор блудности (скорее изломанные, кривые линии судьбы) направлен на более низкие, грубые,порой даже примитивно-животные эмоции и,всё же, даже тут есть какая-то колючая, гнетуще-метафизическая ,опустошительная для души средненор-мального человека правда ,вот как эти простые и страшные слова из толстовской «Исповеди»: «Ну, хорошо,у тебя будет шесть тысяч десятин в Самарской губернии,триста голов лошадей (по-нашим временам «Лексусы» последних моделей,яхты-авионосцы и замки с золотыми унитазами на Руб-лёвке).Ну и что же из этого?Что потом?Ну хорошо,ты будешь славнее Гоголя,Пушкина,Мольера , всех писателей в мире- ну и что ж?Что потом?» и на другой странице: «Как может человек не видеть этого и жить – вот что удивительно! Можно жить только,покуда пьян жизнью; а как про-трезвишься,то нельзя не видеть,что всё это - обман! Вот именно,что ничего даже нет смешного и остроумного, а просто – жестоко и глупо».(Л.Н.Толстой. «Исповедь» 1882г.) Кто всем своим взбало-мученным подпольем вдруг ощутил предъинфарктную неустранимость этого вопроса,тот уже необ-ратимо, подошёл к лишённому всяких сублимированных сантименттов состоянию перехода-инициации, от которого, не на шутку сдрейфив , увильнул И. Бродский, предпочтя грустно онаниро-вать в своей эстетической детской-мертвецкой, порождая подобно обманутому Иксиону ,изящные извращённости в пустоте (Царь лапифов в Фессалии Иксион домогался любви Геры; Зевс создал её образ из облака,от соединения которого с Иксионом родились кентавры(Пиндар. «Пифийские оды» Ода вторая,21-48) . Аналогично кубикам и конструктору для струхнувшего взрослого, застрявшего беспросветно в спасительном детстве. Пример блудного сына,всё же не дрогнувшего и всерьёз озадаченного ядовитой магией этого «удушающе-главного» вопроса, на более низком переменно-затменном (вверх-вниз) уровне - жизнь Венички Ерофеева. Его алкогольный бунт против обыденщины откровенно разрушителен, но есть в нём что-то трогательно-жертвенное, последо-вательно-аскетическое,какое-то горькое осознанное,смехотворно-жалкое, но и высокое,в то же вре-мя, действо («растягиваниие души», «вымучивание» своей подлинности).Тут есть своя парадоксаль-ная диалектика жизни. Ведь какой убийственный контраст между отвратительной грязью формы и перехлёстывающим через край богатством содержания и возможностей (состояние души убогого, находящегося у (рядом с )Бога).Чисто физическая вонь и моральное паскудство в сочетании с удивительной внутренней чистотой и кричащей открытостью миру. Почти лейбницевское: «Je ne meprise Presque rien» (фр.:»Я почти ничего не презираю»). Душа-дурачара (в индуизме – запят-нанное жизнью, но нетронутое божественное начало в человеке), «L’amas de contradictions» (фр.: клубок противоречий), треснувшая по сердцу личность, вызывающая симпатию и отвращение одно-временно. Его блудность (несмотря на высшую перспектабельностьность.Возможность – ВОЗрастание МОЖНОстей) безнадёжно-трагична на земном плане. Сам он – невозможное бытиё: персонифицоро-ванное Contradictio in adjecto, reduction ad absurdum (лат.:противоречие в определении, сведение к нелепости).Ведь это не просто тупик в котором ,комфортабельно застряв, можно как-то обмануть жажду подлинной жизни с помощью золотых костылей исскуства. В таком противоестественно-перенапряжённом положении невозможно безнаказанно для себя находиться слишком долго. Тем более,что и сама потребность из него выкарабкаться напрочь отсутствует. И всё же,вроде бы без-вольным погружением в это рвущее изнутри состояние(умирание, замедленный самораспад) дано было осознанно-вымученное согласие и продемонстрирована достойная готовность (обречение себя) на передозированно-крестные муки,притом муки-то, ведь, напрасные, бессмысленные (муки, как обычная онтологическая данность, кровоточащее мясо и поломанные кости мира). «Боль все-предметная, беспричинная и почти непрерывная. Мне кажется, с болью я родился. Состояние - иногда до того тяжёлое,что ещё бы утяжелить – и уже нельзя жить, «состав не выдержит»». «Я не хочу истины,я хочу покоя.».(В.Ерофеев «Василий Розанов глазами эксцентрика» В этом тексте герой(самоизображение автора) , собирается покончить с собой,но неожиданно открывает родст-венную душу в «великом юродивом русской литературы») «…у меня всё началось давно и не с Василия Розанова,он «только распалил мою надежду… Всё влитое в меня с отроческих лет плес-калось внутри меня как помои, переполняло чрево и душу,и просилось вон – оставалось прибечь к самому проверенному из средств: изблевать всё это посредством двух пальцев.Одним из этих пальцев стал Новый Завет,другим –российская поэзия,то есть вся русская поэзия от Гаврилы Дер-жавина до Марины (Марины, пишущей «Беда» с большой буквы)» (там же). «Всё на свете должно происходить медленно и неправильно,чтобы не сумел загордиться человек,что-бы был человек грустен и растерян» ( «Москва-Петушки»). Александр Поуп как-то сказал,что борьба со страстями (достоевщиной в себе состоит не в их тотальном упразднении(стоическая атаракция, аскетическое монашество),а в выдвижении одной,ведущей страсти которая займёт всё существо и не оставит ни сил,ни времени для других страстей(абсорбирует, поглотит их собою).Для Венички этой доми-нантной страстью, этим путём к «личной святости» был алкоголизм. Подобный тип блудности,уход от мира в «блудную тьму» отличается от цветаевского ухода в «блудный люциферический свет» (эстетизм) лишь большим инфернальным реализмом, не становясь при этом качественно иным. Quidquid luce fuit, tenebris agit( лат.: «что бывает при свете,то действует и во мраке»).
Запойные трансы в истории русской литературы обычное явление на обоих полюсах . Вспомним Высоцкого, Есенина, Рубцова,Апполона Григорьева и Блока «Я пригвождён к трактирной стойке,Я пьян давно.Мне всё равно.»Тот же Блок сознательно противопоставлял Поэта,находящегося во ВСЕМИРНОМ ЗАПОЕ (экзотерический смысл «самозарождения»-трансформации) пустопророжнему копошению безликих обывателей. То есть в какой-то критической точке (точке схождения моментов истины) шкалы «высокой» и «низкой» блудности сливаются, лишая смысла сам принцип этой клас-сификации, смешивая святых и грешников в одно море-болото (гностический змей глотает свой хвост). Зерно,первоисточник «блудного Дао» для всех один (одна задача,но решает её каждый по-своему(у всех свой «ответ Иова») : кто впадает в блаженное идиотство как Франсиск Ассизский ,кто в конце концов всё же выходит из своего идиотства как Лев Толстой). «Duo cum faciunt idem, non est idem»(латю: «Если двое делают обно и то же, то это не одно и то же»).
Этот субстанциональный первоисточник человеческого существования (именно человеческого) - хронический Метаневроз, вечная неудовлетворённость точкой опоры: собой ,временем, обществом. Потенциально больны мы все(Онтологически неукоренённые личности Постмодернизма),но не вся-кий имеет подлость и талант минимизировать её явные симптомы вплоть до кажимости её пол-ного отсутствия(её растворения,вместе с самими собой, в весёленьком шоу псевдожизни). Те кто метаболеют в открытой форме ощущают себя (и являются) изначально предуготованными к закла-нию избранными жертвами ( жераровские «Козлы отпущения» ). Они абсолютно не приемлют это прогнившую,далёкую от совершенства мировую заданность, остающуюся болезненно-несбалансиро-ванной перекособоченность бытия. (Кантовский трансцедентальный субъект, лишённый «местных» отпечатков, противопоставленный партикулярному обществу среднечеловеков). Блудный герой рома-на Бориса Поплавского (Олег) риторически вопрошает в этом ключе: «Выдержал бы ты иную судь-бу, основанную на знаменитости,счастье, деньгах, власти?» Может быть удача в этом блядском ми-ре хуже и тяжелее неудачи? «В этом мире сотканном из беспричинной тоски и греха,где всё вок-руг лишь пышное ничто» (слова Бердяева) плюс высокоменрно-ехидничающая мудрость раджи из старого мультфитльма( «Золотая Антилопа»): «Глупое животрное,золота не бывает слишком мно-го!». Высший градус подлости – быть счастливым среди всеобщего пыталова и дешёвой показухи, скрывать своё несмирное изгойство под бесконечными масками убогого,умиротворяющее-оглуп-ляющего(современная бизнес-культура) благополучия,с помощью которого казённые проповедники пытаются нас судорожно,неумело остановить,отклюючить от неизбежного извержения лавы внут-ренней Трансмутации, своего рода индивидуальных крестных мук периода духовного взросления, неизбежного, с точки зрения доведённого до логического предела принципа саморазвёртывания, усложнения Жизни (Ноосферы Тейяра де Шардена). Рильке определял этот этап как начало преоб-разования «цветов видимого» в «мёд невидимого», то есть вызревание на земном плане вневре-менного центра души до тех пор,пока «однажды Земля не трансцендирует в невидимую землю, планету тонких вибраций,когда наша психофизическая сущность перейдёт в духовное небо») . В этом смысле Христос и его крестные муки -лишь символизация-эксериоризация мучительно рву-щейся к проявлению и саморазвёртыванию в бытии нашей подлинности – le pour soi) , динамичес-кая картинка-модель происходящего в нашем душевном подполье(вызревание «мёда» Самости) со всеми вытекающими отсюда феноменами – обратными проекциями,преодолёнными метафрустра-циями и фобиями(главный страх - перед «беспощадной» Пустотой разоблачённой сути Бытия,где нет для нас, дураков, никакой сладенькой надежды).
Считается,что в идеальном варианте блудное странствие («ОТ-СУТствие» блудного сына – в смысле оторванность ОТ-своей-СУТИ ) проходит в три этапа. Начинается с эстетического,продолжается эти-ческим и завершается религиозным ( «ПРИ-СУТствие» возвращение в свою подлинность, пребыва-ние ПРИ-СУТИ), что совпадает с моментом возвращения в мир,а иногда мученической смертью (но зачистую мученическою жизнью принятой от мира).В повести «Блудный отец», как и в «Маскве-Петушки» порой просвечивает щемящим предчувствием спасительного(как в гоголевском «Вие») рас-вета,пока ещё слишком далёкая религиозная перспектива: «Если я когда-нибудь умру,а я очень скоро умру, я знаю, умру, так и не приняв этого мира, постигнув его вблизи и издали, снаружи и изнутри постигнув, но не приняв. Умру и ОН меня спросит: «Хорошо ли тебе было там? Плохо ли было?» - Я буду молчать и эта немота знакома всем,кто знает исход многодневного и тяжёлого похмелья.Ибо жизнь человеческая ни есть ли минутное окосение души? Мы все как-буд-то пьяны,только каждый по-своему. Один выпил больше, другой меньше. И на кого как действует : один смеётся в глаза этому миру и ему хорошо, а другого только ещё начинает тошнить. Я, вкусивший в этом мире столько,что теряю счёт и последовательность – я трезвее всех в этом ми-ре;на меня просто туго действует. «Почему же ты молчишь?» - спросит меня Господь весь в синих молниях. Ну,что я ему отвечу? Так и буду молчать…МОЛЧАТЬ…» … Невольно приходит на память почти комплиментарное из Экхарта Мейстера: «Когда я находился на самом дне реки бытия,у первоистоков мира сего ,никто не спрашивал меня,кто я такой и что делаю,потому что там не было вопрошающего . Я парил в глубине и всё вокруг являло Бога. Если меня спросят теперь: «Братишка ( в оригинале: брат),куда ты выходишь из дома?» Я отвечу : «В НИКУДА»( «Духовные проповеди и рассуждения»).Это странное подобие двух ,вроде бы, столь разных, душ(мистиков!) находит объяснение в тексте ещё более несвязанном с ними,нежели они между собой. В древ-немайяйской мифологии Млечный Путь( «основа всего сущего») мог посылать свою посланницу - звезду для воспроизводства жизни. Поэтому индеанки-майя, ожидая ребёнка, специально подни-мались на пирамиды в периоды метеоритных дождей,чтобы поймать спускающуюся в виде звез-ды душу. Вспомните европейские(более поздние) сказки о «звездных мальчиках».Всвязи с этим рождается ещё одна,на этот раз совершенно фантастическая аналогия: может быть все эти «блудные люди» ,на самом деле, не совсем люди,а не-кие пришельцы в человеческом облике, «звёздные дети», решающие зачем-то вполне человечески-экзистенциональные задачи? Быть может само человечество уже безнадёжно в качестве «решателей» - выродилось(одна долбёжка в Донбасе ,в сосокупности с дебильной реакцией на это Европы, чего стоят) или мутировало во что-то себя от-рицающее, лишённое будующего и ему нужна помощь со сто-роны? Из какой-то трансценденталь-ной имманентности,для которой усугубляющийся разрыв с нами также катастрофичен,как и для нас.
Так вот всвязи со всем вышесказанным,естесвенным порядком зарождается в моей , тоже поряд-ком непутёвой , голове,крамольный вопросец: а что если это не блудный сын или какой-нибудь, столь же редко встречающийся в природе отец,на самом деле блуден, что если это само обще-ство,их породившее и вышвырнувшее,блудно по отношению к блудным своим детям (отщепен-цам, юродивым,поэтам,алкоголикам, бомжам). Заблудшее самодовольное человечество,несмотря на всю свою бездушную расчётливость бесследно затерялось в бесконечных пустынях своих пусто-цветных дней(мир повсеместно демобилизованных индивидуалистов постмодерна).В кромешной тьме даже отсвета не видно от их гордых небоскрёбов и бесконечной процессии тупо спешащих в никуда лимузинов. Демографический Левиафан (квазиорганизм,составленный из слепившихся между собой общечеловеков,недоразвившихся даже до стадии «гадких утят»,общество-фантазм Славоя Жижека), опаскудившаяся,нераскаянная цивилизация ,оторвавшаяся от своих первооснов (де-зистирующая,утрачивающая свою зкзистенциональную тождественность), недоступная упрёкам со-вести и самоочищению, загадившая всё изнутри и снаружи ,потерявшая ради дешёвого безблаго-датного благополучия своё подлинное,такое неудобное для кайфа, бытиё. Чем постоянно и мучи-тельно доказывать качество своего соответствия духу этого бытия,проще выдумать иллюзорный податливый мир, не столь сложный и требовательный, наполнить этот мир лживой формали-зованной этикой-демократией, механистической структурностью и животно-человеческим смыслом, городами,министерствами, липовымим выборами, компьютерными сетями, ядовитыми отходами и гениталевозбуждающими шоу-концертами а также прочим шумом,ерундой, трёпом,беготнёй, мусо-ром.Наполнить всё пёстрым срамом, чтобы позорно убежать от горьких истин! Но что делать, оп-равдывает нас Вольтер, если и в самом деле «Le Bonheur n’est qu’un reve, et la douleur est reele» (фр.: «счастье это только сон,а действительность-горька»). Вот так мы и влипли во всё это,трудами дорогих наших никчёмных предков, сыгравших в этом отвратительном мега-водевиле роль однов-ременно и Зевса и обманутого им дурачка-Иксиона, очеловечили гениально обычнейшую пустоту, сотворили(в качестве её маски) «мнимую плотность бытия» (слова Уайтхеда) и наплодили там чего нашей окаянной,фрустрированной душеньке угодно. Не пора ли протереть,наконец глаза, вывести себя за скобки этой намороченной с ребяческой жути дури,покуда она не въелась в наши гены окончательно и из временного свойства (затянувшийся период взросления) не превратилась в опре-деляющее вид (или нашу психику) качество, навсегда лишив нас надежды на что-то более зрелое (пусть и не столь предателдьски-успокоительное), чем вся эта беспросветная морока застрявшего на полдороге, детства?(В природе есть существа,остановившиеся в своём развития на стадии одно-клеточного эмбриона или личинки. Например аксолотль – недоразвившаяся саламандра) Не пора ли вернуться домой, по-настоящему ДОМОЙ, уходя из,разукрашенного нашими грёзами,дома-иллюзии , который,в сущности, и домом-то никогда не был,-так, Сарай-Барак на курьих ножках страха, трак-тир на окраине бытия с одной стороны и Проклятый детский сад-зона с другой). Здесь, в экзистен-циальной пьяни, мы (блудные дети) лишь временно отлёживались в горячке с тяжелейшего похме-лья-догадки, повторяя сквозь тревожный сон, в забытьи,на миг сбрасывая наваждение: «Избушка, избушка,не поворачивайся к нам больше не той внешней стороной, ни этой, а обернись к нам, лучше, стороной внутренней, чтобы мы наконец-то поняли где тут настоящие, а не нарисованные Бобой-Ягой двери»,а затем ,когда наша просьба каким-то чудом исполнялась (ведь всё не так сложно, как нам казалось), вставали,ещё нерешительно, пошатываясь от слабости и, с отвращением оглядевшись , вываливали из этого притона вон,на божий свет, щурясь глядели на яркое ,пусть и мучительно обжигающее,с непривычки,солнце,постепенно трезвели, не понимая,на кой хрен нам, олухам, было нужно такое подлое спасение-чаро-терапия, как могли мы оказаться в этом беспро-светном кабаке-саде-каземате( (почти как у Высоцкого «На горе стоит кабак,на границе Ада,там, ребята там не так! Эх, не так как надо») . Иными словами блудные дети начинают трезветь первыми и первыми уходят из омутняюще-расслабляющегого «пьяного» детства, реальными в реальность.Пусть они не всегда находят правильную дорогу, гибнут от зноя,холода или отсутствия элементарных путеуказателей (новые аргонавты, как и древнегреческие,канувшие в чёрные дыры неизвестности,чтобы вынырнуть с искрящейся добычей Руна где-то с другой стороны вселенной) хотя,чаще всего они,не рассчитав силы, возвращаются в кабак с полпути пропустить со стыда или от смертельной тоски пару кружечек и снова зависнуть на неопределённое время,в пустом ожи-дании какого-нибудь мимоидущего (миражом на горизонте) каравана.Главное не в этом,главное начать хоть какое-то движение, замутить трезвеющих ненадолго постояльцев,сдвинуть эту марши-рующую шатко на месте глыбу, расщепить всеобщюю замурованность в обыденном одном и том же,распахивая окна и двери Солнечному свету,указывающему путь как можно дальше за горизонт, пока что хоть куда,только бы прочь отсюда.
«Бедный Боб! Он всегда казался иностранцем в любой среде,в которую попадал.Он всегда был- точно возвращающийся из фантастического путешествия, точно входящим в комнату или кафе из ненаписанрного романа Эдгара По».(Гайто Газданов о Борисе Поплавском)
16 сентября 2013 г.
Вместо посткриптума:
Не зная обволакивающе-терепевтических особенностей обывательского восприятия,можно всерьёз поразиться так часто возникающему в нём вульгарно-синтиментальному образу блудного странст-вия,этому романтизирующему убаюкиванию наших экзистенциальных тревог,сопровождающих муки внутренней трансформации.Что-то вроде жеманных виршей Вячеслава Иванова:
Я посох свой доверил Богу
и не гадаю ни о чём
Пусть выбирает сам дорогу,
какой ведёт меня в свой дом.
А где тот дом – от всех сокрыто;
далече ль от,-утаено,
что в нём оставил я,- забыто,
но будет вновь обретено,
когда ,от чар земных излечен,
я повернусь туда лицом,
где – знает сердце – буду встречен
меня заждавшимся Отцом.
Но ведь на самом деле путь блудных аргонавтов завершается (если на самом деле завершается) куда жёстче-натуралистичнее ,вовсе не благолепно-умилительной идиллией, а примерно так:
Вдруг возникнет на устах трамбона
визг шаров,кружащихся во мгле,
дико вскрикнет чёрная Мадонна,
руки разметав в смертельном сне.
И сквозь жар ночной,священный,адный
сквозь лиловый дым,где пел кларнет,
запорхает белый,беспощадный
снег,идущий миллионы лет.
Сдаётся мне,что чем страшнее(в профаном смысле),беспросветнее финал,тем ближе мы оказыва-емся к истине (потому-то мы и не обрели до сих пор свой святой Грааль или Золотое Руно Духа, что всё время искали лёгких,расхолаживающих путей –словно морочит какой-то посторонний Леший), а в своей последней глубине, лишённой профилактических символизаций эта истина (горькие ябло-ки Ада) просто невыносима. Ну вот представьте,каково для устоявшеегося христианина догадать-ся,кто на самом деле чьей символизацией является в его священных писаниях. Например: Бог –сим-волизация Сатаны,Ад–символизация Рая ,Этот мир–Чистилища,Всё светлое,вся эта harmonia prostabilita (лат.: предустановленная гармония) -- лишь символизация по настоящему беспросветных глубин из которых нужно ещё очень постараться, чтобы выловить какую-нибудь действительно значимую и в то же время вполне устраивающую нас, ценность (все по-настоящему значимые ценности - для нас не очень-то удобны, критерии их трусливо-скрыты,сакрально-неочевидны).Как тут не сойти с ума от навалившейся сразу сложности и мучительной ответственности выбора? Недаром в старину счита-лось, что лишь сумасшедшие (в широком смысле слова) обладают реальными знаниями о мире. Вольфганг Кёллер(немецкий гештальт-психолог.1887-1967) экспириментально вывел озадачивший его принцип: если задача превышает умственные способности человека ,то, решая её, (проблемную, странную,непосильную),он начинает и выглядеть, и вести себя как идиот,вплоть до позы тела и мимики лица.Божественное безумие древнегреческих оракулов и юродивых на Руси – тому от-дельные примеры. Может быть страх приобретения этого,аномально проясняющего запретное, сознания (КРЕЩЕНИЕ АДОМ) и страхует большинство из нас от необратимых внутренних транс-формаций, выскакивания из ограничивающих рамок общепринятого в пугающую бесконечность ду-шевного Подземного Хаосмоса? (Адовы полости unheimlich-подсознания (нем.: жутко), провалы в под-линное бытиё, алхимическая взаимообратимость низа и верха).Отсюда страх продажи души Дьяво-лу( «Бойтесь исполнения своих желаний» - слова Франциска Ассизского): мол,не копайтесь в этом, живите благопристойненько на поверхности(в пене бытия), имейте поверхностную (сублимирован-ную,невротическую) душу,не ныряйте слишком часто и слишком глубоко в эти маракотовы про-пасти, неизвестно когда, куда и с каким уловом вынырнете наружу (если вообще вынырните).
Джон Фаулс в «Кротовых Норах» с горечью сетовал,что жизнь человеческая движется противо-естественно-вымученно, от одной иллюзии до другой (ими мы вынуждены подпирать как косты-лями наше,лишённое всякого смысла существование).Непрерывно сменяют друг друга автоматизмы хоть как-то означивающего всеобщую никчёмность воображения (действует механизм осчастливли-вающего самооболванваия),жизнь идёт своим чередом – бесконечно возобновляяемый сериал де-шёво-драматических самообманов в который мы безвызазно погружены в качестве актёров и зри-телей одновременно,временами позёвавая от неизбывной скуки,пытаясь неумело(несмело) не до-гадаться о нелепости происходящего. Так вот в чём мой вопрос: стоит ли такая жизнь (и такое Я) труда быть прожитой или куда честнее и благороднее прервать эту одурь (закатить вручную ко-лесо исскуственного Солнца и погрузиться в пугающую криком ночного Ангела,беспросветную ночь опустошающей душу подлинности). Иными словами: отменить ли болезненную правду блудных, не-путёвых наших отщепенцев и продолжать лгать себе,запутавшись в ролевых игра-жизнях,как герои Пиранделло в своих «масках», слащаво напевая в телеобъектив: «Как прекрасен этот мир, посмот-ри»? Или повально впасть в их сакральное идиотство и в конце этого странствия-пытки (zu Grunde gehen – нем.: движение к основанию) обнаружить в качестве изначальной истины, что на самом деле действительно НИЧЕГО НЕТ, ничего,мать твою,кроме этого беспощадного, первобытного снега безразличной ко всему человеческому Вечности,снега, идущему сквозь нас и независимо от нас уже бесконечные миллионы лет …
…И всё же сохранить мужество, чтобы выжить даже в этих ,вроде бы отменяющих всякую нор-мальную жизнь НЕУМОЛОИМЫХ условиях, остаться самими собой,научиться по-взрослому,без исте-рики, будучи по сути смертельно больными жизнью( по-Чарановски) глядеть сквозь эту беспощад-но-безупречную к нам вечность, глядеть внутрь, обессмысливающей наше пошленькое шоу несконча-емого снегопада, внутрь каждой острой,как бритва самоубийцы,снежинки,находя в них не только изломанные линии собственных отражений, но и более существенное ЧТО-ТО, о чём мы пока даже не имеем понятия(для этого мы слишком недолго были по ту сторону Боли), но что нам крайне необходимо для обрестения бескомпромиссного смысла собственного недетского сущест-вования, которого,казалось бы уже не может быть вовсе при таком абсурдном раскладе.Во всяком случае,попытаться это сделать необходимо.Ведь лживое Солнце из серебряной фольги «счастья» нам всё-равно уже больше не засветит по-настоящему,над этой, жестко вычещенной от следов всякого театрального реквизита, УЖЕ-НЕ-СЦЕНЕ.
[Скрыть]Регистрационный номер 0277294 выдан для произведения:
«Блудные лики Вечности» (эссе)
(феноменология священного идиотизма)
Эпиграф: «Нет у тебя,человек,ничего,кроме души».
(Марк Аврелий)
Прежде всего следует понять сам феномен «блудности» в про-странстве культурно-психологическом.В первом приближении можно определить его, как состояние крайней оторванности от со-циума, экземплификация(самовыражение) через фатальное изгойство. Блудная личность уже по определению обладает свойствами, исключающими её безусловное приятие породившим её «пра-вильным», «безгрешным» миром(этимология корня блуд). Эти свойства могут быть совершенно по-рой противоположны( амбивалентные типы «личной святости» и юродства) . Могут принимать фор-му навязчивого ностальгирования по утраченной когда-то полноте бытия как у Андрея Тарковского или Павла Флоренского с их,такими разными, возвращениями к изначальной истине жизни ( «ЕСТИНЕ» от слова есть, быть). Для одних жизнь недостаточно рациональна,полна случайностей и абсурда ( нытьё всяких хлипких экзистенцианлистов spiritus lenus (лат.:слабых духом) с определе-нием жизни по Сартру,а лучше по Кастанеде : «жизнь это неконтролируемая, в лучшем случае кон-тролируемая (для посвящённых в её ирроациональную тошноту),глупость»). Для других, наоборот, проблема в излишней рационалистичности,зарегулированности мира,отсутствие в нём спонтанности ( Гюрджиев с его «человеком-машиной», «блудная» студенческая молодёжь 60-х, возврат к природе Порфирия Иванова и других странников а-ля Джордж Хоррисон). Для одних проблема в недос-татке мягкости мира, в его «НЕ-женственности» ( В.Розанов с его: «Люди,почему вы не следуете неж-ным идеям? ). Для других беда мира в его излишней размягчённости, недостатке мужского волевого начала( Ницше и прочие фашиствующие мученики). Примеров этой противонаправлен-ности блудных мотивов множество. Кроме того в средневековой Японии существовала даже такая непривычная для Европы традиция, когда знаменитые живописцы,в самом расцвете своих творчес-ких сил, неожиданно бросали всё и уходили в новое географическое (и биографическое) прост-ранство, начиная с нуля, меняя свой стиль, рекурсируя (РЕКУРСИВНОСТЬ - повторяемость заданной структуры на разных уровнях) свою личность по несколько раз в течении своей жизни. Всё это говорит о том,что настоящая причина начала блудного странствия глубоко субъективна (экстернали-зована –внутренние процессы как бы проецируются наружу),вызвана какой-то неустранимой внут-ренней потребностью в преображении, generatio aequevoca (лат.: «самозарождение»), этапе качест-венного эндогенеза (из неказистой куколки в бабочку), а вовсе не внешними обстоятельст-вами,вернее они тут не главные; главное – те самые путеводные КОРМЧИЕ ЗВЁЗДЫ внутреннего космоса, о которых(с отвратительной,всё же, манерностью) писал в начале 20-го века Вяч. Иванов: «Есть Млечный путь меж звёзд и в небесах». Иными словами, любой путь блудного странника на самом деле осуществляется в его внутреннем Космосе (самотрансцедентирование),выполняет некое предначертание, задачу априорно заданную исключительно этому субъекту (дхарма), который к решению этой задачи органически предрасположен. Le pour soi (фр.: потенциальное для-себя-бытиё) стремится воплотиться, осуществиться, стать L`en soi (в-себе-бытиём). По Розенштоку-Хюсси Бог го-ворит с людьми с помощью некоторых ситуаций,ставящих под вопрос само человеческое сущест-вование (пример: «Ответ Иова» Льва Шестова»).Любой,кто надрывает сердце,решая этот вопрос и, несмотря на безъисходность,остаётся жить,является математической переменной приложения некой сверхъестественной функции (божественного имперетива, Fatum brutum (лат.:бессмысленный рок)), ставшей плотью .Формы ответов могут быть самые различные: от субъективной истерики, растя-нутой на целую жизнь(духовное удушье) до кровавого социального катаклизма,внешне бессмыс-ленного и ни к чему не ведущего (Русский Бунт , Перестройка, Развал Союза, современная граж-данская война на Украине ). По Розенштоку-Хюсси человеческая история вообще начинается со смерти и погребения (инициация архаических обществ, бои-жертвоприношения за Донецкий аэро-порт),а его сомнамбулистические Титаники ( «плоты времени») – это всего лишь квазиживые Зомби-Культуры, тщётно пытающиеся сохранить свою функциональную самотождественность перед лицом вездесущего факта необъяснимой тайны смерти. Онтологический шок, лежащий в основе этого на долгие годы может стать и глубоко личной нормой-комплексом;одной из форм которого является лингвистическая новизна (языковая форма истероидного ответа). В соответствии с этим, литера-тура,вообще что-либо значащая онтологически,носит на себе символ смерти и разложения. Это ста-новится более очевидным,если брать более «высокие», откровенно-метафизические лики литера-турной блудности. Например тёмная судьба «звёздного мальчика» Бориса Поплавского, надорвав-шегося в безнадёжных усилиях оправдать явную неблагость Бога по отношению к разлагающемуся на глазах миру (Европа 30-х), самые неброские оперделения которого: «земёрзший кал этого ми-ра.»… «сухая,железная тяжесть божьего испытания»). Или цветаевское( до петли на шею) пережи-вание «чужести», призрачности мира, лишённость его всякой божественной едоносущности (партиципации Леви-Брюля,любого рода сопричастия). И, как следствие - выбор своего блудного нап-равления , бегство в «спасительность литературы», в «речевое пространство», в «прекрасное Ни-куда», в экзистенциональный Тупик, лишь оттягивающий настоящее самоубийство. «Эстетическое воззрение на жизнь – всех сортов и степеней – есть,в сущности, своего рода,отчаяние; человек, живущий эстетической жизнью, живёт сознательно или боссознательно в отчаянии. Раз, однако, человек, живёт в отчаянии сознательно,переход к высшей форме бытия является по отношению к нему безусловным требованием» (Кьеркегор. «Гармонрическое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал»).Одномерно-эстетический, отменяющий реальное саморазвитие, тип блудности почти в идеально-перфекционистическом ( перфекционизм –негативное стремление к совершенству,соответсвтвие недостижимому идеалу,при частых неудачах порождающее комплекс неполноценности) варианте представлен личностью Иосифа Бродского с его хлоднокровной рационализацией ставшего привычным отчаяния, лежащего в генетической основе(nervus rerum – лат.: «нерв вещей») Универсума. Этот его омертвляюще-эстетский взгляд идентичен взгдяду учё-ного-классификатора, очарованного докембрийскими формами жизни ). Инфернально-спокойный поэт-наблюдатель, глядящий на мир, как на «покойницкую», огромный, будто бы живой морг.Да и сама его поэзия,как определил её один парижский критик (С.Лурье) «в некотором смысле запись мыслей человека, покончившего с собой» (утонувшего в эстетике, заблудившегося в своём внут-реннем «зграничье». Иными словами,его «блудность» вырожденно-безвозвратна, имплозивна (импло-зия–процесс «усыхания»,деградации качества). Любой блудный сын,как-бы умер для покинутого им мира.Он «живой труп»,пока не вернулся возрождённым и обновлённым в новую «старую» жизнь, пройдя своего рода обряд посвящения-возмужания, как юноши в примитивных культурах, готовящиеся вступить в настоящую взрослую жизнь (до этого они только онанировали, имитиро-вали жизнь). Что касается Бродского,то для него (и таких как он) этап возврата-перехода от экзаль-тированного ИНФАНТИЛИЗМА(принципа фантазии) к взрослой,неброской подлинности (принцип реальной реальности) недостижим в принципе: он вечный юноша-старик,тип-пережиток (tupe vecu – франц.),самозабвенно увлеченный порнографией своих(и чужих) слов-знаков (синдром Питера Пэна), перманентный эмигрант и везде посторонний, погибшая внутри своего кокона куколка,так и не ставшая бабочкой, древнеегипетский жук-скоробей,разрасшийся до размеров солнца, но так им и не ставший. Поэтому для нас, для вернувшихся или не уходивших,его поэзия действительно чужая. Цветаевская «чужесть» мира оборачивается «чужестью», безжизненностью всех Цветаевых и Бродских миру(Бодлеровский Эрос Распада, эндогенного разложения). Но их поэзия не мертва в сущности. Она – блудно-жи-вая,ноуменально-эфемерная,она «жива» тоской Бродского и ему подобными (вечные «гадкие утята духа») по некой обездуховленной сверхмировой культуре, властно увлёкшей его не только за гори-зонт привычного совкового мира,от «родительского очага», но и вообще,освободившая от сил любого возвратного притяжения (как ракета, набравшая запредельную люциферическую скорость, соскочившая с земной орбиты в абсолютный космический вакуум ). Из интервью: «Мне кажется,что для русского человека нового времени нет более естественнгой мысли,как мысль о побеге.Это естественное состояние души» и далее: «Там,в России, выходя из дому,из-за письменного стола на улицу,я видел вокруг себя людей,во многом мне чуждых. Я не ощущал себя таким чужаком даже в Бразилии.Эти люди были истиннымим чужаками и то,что мы с ними говорили на одном язы-ке,только усложняло дело. В жизни в чужой стране нет ничего нового,если ты жил в России.» В отличие от этого типа блудности,безысходно зависшем в символическом пространстве , существуют и более укоренённые в поле земного (родового) тяготения, как бы «скачущие» вверх вниз от плот-ской рефлексивности чуть ли не до (сверхъестественное, божественное по Юнгу) нуминозного и обратно с той же злосчастрной прытью (пыточный аппарат Франца Кафки),но, в силу разных при-чин,также неспособные «реально» вернуться(метапсихическая символизация падающего и поднима-ющегося героя фильма «Коммунист»). Этот вектор блудности (скорее изломанные, кривые линии судьбы) направлен на более низкие, грубые,порой даже примитивно-животные эмоции и,всё же, даже тут есть какая-то колючая, гнетуще-метафизическая ,опустошительная для души средненор-мального человека правда ,вот как эти простые и страшные слова из толстовской «Исповеди»: «Ну, хорошо,у тебя будет шесть тысяч десятин в Самарской губернии,триста голов лошадей (по-нашим временам «Лексусы» последних моделей,яхты-авионосцы и замки с золотыми унитазами на Руб-лёвке).Ну и что же из этого?Что потом?Ну хорошо,ты будешь славнее Гоголя,Пушкина,Мольера , всех писателей в мире- ну и что ж?Что потом?» и на другой странице: «Как может человек не видеть этого и жить – вот что удивительно! Можно жить только,покуда пьян жизнью; а как про-трезвишься,то нельзя не видеть,что всё это - обман! Вот именно,что ничего даже нет смешного и остроумного, а просто – жестоко и глупо».(Л.Н.Толстой. «Исповедь» 1882г.) Кто всем своим взбало-мученным подпольем вдруг ощутил предъинфарктную неустранимость этого вопроса,тот уже необ-ратимо, подошёл к лишённому всяких сублимированных сантименттов состоянию перехода-инициации, от которого, не на шутку сдрейфив , увильнул И. Бродский, предпочтя грустно онаниро-вать в своей эстетической детской-мертвецкой, порождая подобно обманутому Иксиону ,изящные извращённости в пустоте (Царь лапифов в Фессалии Иксион домогался любви Геры; Зевс создал её образ из облака,от соединения которого с Иксионом родились кентавры(Пиндар. «Пифийские оды» Ода вторая,21-48) . Аналогично кубикам и конструктору для струхнувшего взрослого, застрявшего беспросветно в спасительном детстве. Пример блудного сына,всё же не дрогнувшего и всерьёз озадаченного ядовитой магией этого «удушающе-главного» вопроса, на более низком переменно-затменном (вверх-вниз) уровне - жизнь Венички Ерофеева. Его алкогольный бунт против обыденщины откровенно разрушителен, но есть в нём что-то трогательно-жертвенное, последо-вательно-аскетическое,какое-то горькое осознанное,смехотворно-жалкое, но и высокое,в то же вре-мя, действо («растягиваниие души», «вымучивание» своей подлинности).Тут есть своя парадоксаль-ная диалектика жизни. Ведь какой убийственный контраст между отвратительной грязью формы и перехлёстывающим через край богатством содержания и возможностей (состояние души убогого, находящегося у (рядом с )Бога).Чисто физическая вонь и моральное паскудство в сочетании с удивительной внутренней чистотой и кричащей открытостью миру. Почти лейбницевское: «Je ne meprise Presque rien» (фр.:»Я почти ничего не презираю»). Душа-дурачара (в индуизме – запят-нанное жизнью, но нетронутое божественное начало в человеке), «L’amas de contradictions» (фр.: клубок противоречий), треснувшая по сердцу личность, вызывающая симпатию и отвращение одно-временно. Его блудность (несмотря на высшую перспектабельностьность.Возможность – ВОЗрастание МОЖНОстей) безнадёжно-трагична на земном плане. Сам он – невозможное бытиё: персонифицоро-ванное Contradictio in adjecto, reduction ad absurdum (лат.:противоречие в определении, сведение к нелепости).Ведь это не просто тупик в котором ,комфортабельно застряв, можно как-то обмануть жажду подлинной жизни с помощью золотых костылей исскуства. В таком противоестественно-перенапряжённом положении невозможно безнаказанно для себя находиться слишком долго. Тем более,что и сама потребность из него выкарабкаться напрочь отсутствует. И всё же,вроде бы без-вольным погружением в это рвущее изнутри состояние(умирание, замедленный самораспад) дано было осознанно-вымученное согласие и продемонстрирована достойная готовность (обречение себя) на передозированно-крестные муки,притом муки-то, ведь, напрасные, бессмысленные (муки, как обычная онтологическая данность, кровоточащее мясо и поломанные кости мира). «Боль все-предметная, беспричинная и почти непрерывная. Мне кажется, с болью я родился. Состояние - иногда до того тяжёлое,что ещё бы утяжелить – и уже нельзя жить, «состав не выдержит»». «Я не хочу истины,я хочу покоя.».(В.Ерофеев «Василий Розанов глазами эксцентрика» В этом тексте герой(самоизображение автора) , собирается покончить с собой,но неожиданно открывает родст-венную душу в «великом юродивом русской литературы») «…у меня всё началось давно и не с Василия Розанова,он «только распалил мою надежду… Всё влитое в меня с отроческих лет плес-калось внутри меня как помои, переполняло чрево и душу,и просилось вон – оставалось прибечь к самому проверенному из средств: изблевать всё это посредством двух пальцев.Одним из этих пальцев стал Новый Завет,другим –российская поэзия,то есть вся русская поэзия от Гаврилы Дер-жавина до Марины (Марины, пишущей «Беда» с большой буквы)» (там же). «Всё на свете должно происходить медленно и неправильно,чтобы не сумел загордиться человек,что-бы был человек грустен и растерян» ( «Москва-Петушки»). Александр Поуп как-то сказал,что борьба со страстями (достоевщиной в себе состоит не в их тотальном упразднении(стоическая атаракция, аскетическое монашество),а в выдвижении одной,ведущей страсти которая займёт всё существо и не оставит ни сил,ни времени для других страстей(абсорбирует, поглотит их собою).Для Венички этой доми-нантной страстью, этим путём к «личной святости» был алкоголизм. Подобный тип блудности,уход от мира в «блудную тьму» отличается от цветаевского ухода в «блудный люциферический свет» (эстетизм) лишь большим инфернальным реализмом, не становясь при этом качественно иным. Quidquid luce fuit, tenebris agit( лат.: «что бывает при свете,то действует и во мраке»).
Запойные трансы в истории русской литературы обычное явление на обоих полюсах . Вспомним Высоцкого, Есенина, Рубцова,Апполона Григорьева и Блока «Я пригвождён к трактирной стойке,Я пьян давно.Мне всё равно.»Тот же Блок сознательно противопоставлял Поэта,находящегося во ВСЕМИРНОМ ЗАПОЕ (экзотерический смысл «самозарождения»-трансформации) пустопророжнему копошению безликих обывателей. То есть в какой-то критической точке (точке схождения моментов истины) шкалы «высокой» и «низкой» блудности сливаются, лишая смысла сам принцип этой клас-сификации, смешивая святых и грешников в одно море-болото (гностический змей глотает свой хвост). Зерно,первоисточник «блудного Дао» для всех один (одна задача,но решает её каждый по-своему(у всех свой «ответ Иова») : кто впадает в блаженное идиотство как Франсиск Ассизский ,кто в конце концов всё же выходит из своего идиотства как Лев Толстой). «Duo cum faciunt idem, non est idem»(латю: «Если двое делают обно и то же, то это не одно и то же»).
Этот субстанциональный первоисточник человеческого существования (именно человеческого) - хронический Метаневроз, вечная неудовлетворённость точкой опоры: собой ,временем, обществом. Потенциально больны мы все(Онтологически неукоренённые личности Постмодернизма),но не вся-кий имеет подлость и талант минимизировать её явные симптомы вплоть до кажимости её пол-ного отсутствия(её растворения,вместе с самими собой, в весёленьком шоу псевдожизни). Те кто метаболеют в открытой форме ощущают себя (и являются) изначально предуготованными к закла-нию избранными жертвами ( жераровские «Козлы отпущения» ). Они абсолютно не приемлют это прогнившую,далёкую от совершенства мировую заданность, остающуюся болезненно-несбалансиро-ванной перекособоченность бытия. (Кантовский трансцедентальный субъект, лишённый «местных» отпечатков, противопоставленный партикулярному обществу среднечеловеков). Блудный герой рома-на Бориса Поплавского (Олег) риторически вопрошает в этом ключе: «Выдержал бы ты иную судь-бу, основанную на знаменитости,счастье, деньгах, власти?» Может быть удача в этом блядском ми-ре хуже и тяжелее неудачи? «В этом мире сотканном из беспричинной тоски и греха,где всё вок-руг лишь пышное ничто» (слова Бердяева) плюс высокоменрно-ехидничающая мудрость раджи из старого мультфитльма( «Золотая Антилопа»): «Глупое животрное,золота не бывает слишком мно-го!». Высший градус подлости – быть счастливым среди всеобщего пыталова и дешёвой показухи, скрывать своё несмирное изгойство под бесконечными масками убогого,умиротворяющее-оглуп-ляющего(современная бизнес-культура) благополучия,с помощью которого казённые проповедники пытаются нас судорожно,неумело остановить,отклюючить от неизбежного извержения лавы внут-ренней Трансмутации, своего рода индивидуальных крестных мук периода духовного взросления, неизбежного, с точки зрения доведённого до логического предела принципа саморазвёртывания, усложнения Жизни (Ноосферы Тейяра де Шардена). Рильке определял этот этап как начало преоб-разования «цветов видимого» в «мёд невидимого», то есть вызревание на земном плане вневре-менного центра души до тех пор,пока «однажды Земля не трансцендирует в невидимую землю, планету тонких вибраций,когда наша психофизическая сущность перейдёт в духовное небо») . В этом смысле Христос и его крестные муки -лишь символизация-эксериоризация мучительно рву-щейся к проявлению и саморазвёртыванию в бытии нашей подлинности – le pour soi) , динамичес-кая картинка-модель происходящего в нашем душевном подполье(вызревание «мёда» Самости) со всеми вытекающими отсюда феноменами – обратными проекциями,преодолёнными метафрустра-циями и фобиями(главный страх - перед «беспощадной» Пустотой разоблачённой сути Бытия,где нет для нас, дураков, никакой сладенькой надежды).
Считается,что в идеальном варианте блудное странствие («ОТ-СУТствие» блудного сына – в смысле оторванность ОТ-своей-СУТИ ) проходит в три этапа. Начинается с эстетического,продолжается эти-ческим и завершается религиозным ( «ПРИ-СУТствие» возвращение в свою подлинность, пребыва-ние ПРИ-СУТИ), что совпадает с моментом возвращения в мир,а иногда мученической смертью (но зачистую мученическою жизнью принятой от мира).В повести «Блудный отец», как и в «Маскве-Петушки» порой просвечивает щемящим предчувствием спасительного(как в гоголевском «Вие») рас-вета,пока ещё слишком далёкая религиозная перспектива: «Если я когда-нибудь умру,а я очень скоро умру, я знаю, умру, так и не приняв этого мира, постигнув его вблизи и издали, снаружи и изнутри постигнув, но не приняв. Умру и ОН меня спросит: «Хорошо ли тебе было там? Плохо ли было?» - Я буду молчать и эта немота знакома всем,кто знает исход многодневного и тяжёлого похмелья.Ибо жизнь человеческая ни есть ли минутное окосение души? Мы все как-буд-то пьяны,только каждый по-своему. Один выпил больше, другой меньше. И на кого как действует : один смеётся в глаза этому миру и ему хорошо, а другого только ещё начинает тошнить. Я, вкусивший в этом мире столько,что теряю счёт и последовательность – я трезвее всех в этом ми-ре;на меня просто туго действует. «Почему же ты молчишь?» - спросит меня Господь весь в синих молниях. Ну,что я ему отвечу? Так и буду молчать…МОЛЧАТЬ…» … Невольно приходит на память почти комплиментарное из Экхарта Мейстера: «Когда я находился на самом дне реки бытия,у первоистоков мира сего ,никто не спрашивал меня,кто я такой и что делаю,потому что там не было вопрошающего . Я парил в глубине и всё вокруг являло Бога. Если меня спросят теперь: «Братишка ( в оригинале: брат),куда ты выходишь из дома?» Я отвечу : «В НИКУДА»( «Духовные проповеди и рассуждения»).Это странное подобие двух ,вроде бы, столь разных, душ(мистиков!) находит объяснение в тексте ещё более несвязанном с ними,нежели они между собой. В древ-немайяйской мифологии Млечный Путь( «основа всего сущего») мог посылать свою посланницу - звезду для воспроизводства жизни. Поэтому индеанки-майя, ожидая ребёнка, специально подни-мались на пирамиды в периоды метеоритных дождей,чтобы поймать спускающуюся в виде звез-ды душу. Вспомните европейские(более поздние) сказки о «звездных мальчиках».Всвязи с этим рождается ещё одна,на этот раз совершенно фантастическая аналогия: может быть все эти «блудные люди» ,на самом деле, не совсем люди,а не-кие пришельцы в человеческом облике, «звёздные дети», решающие зачем-то вполне человечески-экзистенциональные задачи? Быть может само человечество уже безнадёжно в качестве «решателей» - выродилось(одна долбёжка в Донбасе ,в сосокупности с дебильной реакцией на это Европы, чего стоят) или мутировало во что-то себя от-рицающее, лишённое будующего и ему нужна помощь со сто-роны? Из какой-то трансценденталь-ной имманентности,для которой усугубляющийся разрыв с нами также катастрофичен,как и для нас.
Так вот всвязи со всем вышесказанным,естесвенным порядком зарождается в моей , тоже поряд-ком непутёвой , голове,крамольный вопросец: а что если это не блудный сын или какой-нибудь, столь же редко встречающийся в природе отец,на самом деле блуден, что если это само обще-ство,их породившее и вышвырнувшее,блудно по отношению к блудным своим детям (отщепен-цам, юродивым,поэтам,алкоголикам, бомжам). Заблудшее самодовольное человечество,несмотря на всю свою бездушную расчётливость бесследно затерялось в бесконечных пустынях своих пусто-цветных дней(мир повсеместно демобилизованных индивидуалистов постмодерна).В кромешной тьме даже отсвета не видно от их гордых небоскрёбов и бесконечной процессии тупо спешащих в никуда лимузинов. Демографический Левиафан (квазиорганизм,составленный из слепившихся между собой общечеловеков,недоразвившихся даже до стадии «гадких утят»,общество-фантазм Славоя Жижека), опаскудившаяся,нераскаянная цивилизация ,оторвавшаяся от своих первооснов (де-зистирующая,утрачивающая свою зкзистенциональную тождественность), недоступная упрёкам со-вести и самоочищению, загадившая всё изнутри и снаружи ,потерявшая ради дешёвого безблаго-датного благополучия своё подлинное,такое неудобное для кайфа, бытиё. Чем постоянно и мучи-тельно доказывать качество своего соответствия духу этого бытия,проще выдумать иллюзорный податливый мир, не столь сложный и требовательный, наполнить этот мир лживой формали-зованной этикой-демократией, механистической структурностью и животно-человеческим смыслом, городами,министерствами, липовымим выборами, компьютерными сетями, ядовитыми отходами и гениталевозбуждающими шоу-концертами а также прочим шумом,ерундой, трёпом,беготнёй, мусо-ром.Наполнить всё пёстрым срамом, чтобы позорно убежать от горьких истин! Но что делать, оп-равдывает нас Вольтер, если и в самом деле «Le Bonheur n’est qu’un reve, et la douleur est reele» (фр.: «счастье это только сон,а действительность-горька»). Вот так мы и влипли во всё это,трудами дорогих наших никчёмных предков, сыгравших в этом отвратительном мега-водевиле роль однов-ременно и Зевса и обманутого им дурачка-Иксиона, очеловечили гениально обычнейшую пустоту, сотворили(в качестве её маски) «мнимую плотность бытия» (слова Уайтхеда) и наплодили там чего нашей окаянной,фрустрированной душеньке угодно. Не пора ли протереть,наконец глаза, вывести себя за скобки этой намороченной с ребяческой жути дури,покуда она не въелась в наши гены окончательно и из временного свойства (затянувшийся период взросления) не превратилась в опре-деляющее вид (или нашу психику) качество, навсегда лишив нас надежды на что-то более зрелое (пусть и не столь предателдьски-успокоительное), чем вся эта беспросветная морока застрявшего на полдороге, детства?(В природе есть существа,остановившиеся в своём развития на стадии одно-клеточного эмбриона или личинки. Например аксолотль – недоразвившаяся саламандра) Не пора ли вернуться домой, по-настоящему ДОМОЙ, уходя из,разукрашенного нашими грёзами,дома-иллюзии , который,в сущности, и домом-то никогда не был,-так, Сарай-Барак на курьих ножках страха, трак-тир на окраине бытия с одной стороны и Проклятый детский сад-зона с другой). Здесь, в экзистен-циальной пьяни, мы (блудные дети) лишь временно отлёживались в горячке с тяжелейшего похме-лья-догадки, повторяя сквозь тревожный сон, в забытьи,на миг сбрасывая наваждение: «Избушка, избушка,не поворачивайся к нам больше не той внешней стороной, ни этой, а обернись к нам, лучше, стороной внутренней, чтобы мы наконец-то поняли где тут настоящие, а не нарисованные Бобой-Ягой двери»,а затем ,когда наша просьба каким-то чудом исполнялась (ведь всё не так сложно, как нам казалось), вставали,ещё нерешительно, пошатываясь от слабости и, с отвращением оглядевшись , вываливали из этого притона вон,на божий свет, щурясь глядели на яркое ,пусть и мучительно обжигающее,с непривычки,солнце,постепенно трезвели, не понимая,на кой хрен нам, олухам, было нужно такое подлое спасение-чаро-терапия, как могли мы оказаться в этом беспро-светном кабаке-саде-каземате( (почти как у Высоцкого «На горе стоит кабак,на границе Ада,там, ребята там не так! Эх, не так как надо») . Иными словами блудные дети начинают трезветь первыми и первыми уходят из омутняюще-расслабляющегого «пьяного» детства, реальными в реальность.Пусть они не всегда находят правильную дорогу, гибнут от зноя,холода или отсутствия элементарных путеуказателей (новые аргонавты, как и древнегреческие,канувшие в чёрные дыры неизвестности,чтобы вынырнуть с искрящейся добычей Руна где-то с другой стороны вселенной) хотя,чаще всего они,не рассчитав силы, возвращаются в кабак с полпути пропустить со стыда или от смертельной тоски пару кружечек и снова зависнуть на неопределённое время,в пустом ожи-дании какого-нибудь мимоидущего (миражом на горизонте) каравана.Главное не в этом,главное начать хоть какое-то движение, замутить трезвеющих ненадолго постояльцев,сдвинуть эту марши-рующую шатко на месте глыбу, расщепить всеобщюю замурованность в обыденном одном и том же,распахивая окна и двери Солнечному свету,указывающему путь как можно дальше за горизонт, пока что хоть куда,только бы прочь отсюда.
«Бедный Боб! Он всегда казался иностранцем в любой среде,в которую попадал.Он всегда был- точно возвращающийся из фантастического путешествия, точно входящим в комнату или кафе из ненаписанрного романа Эдгара По».(Гайто Газданов о Борисе Поплавском)
16 сентября 2013 г.
Вместо посткриптума:
Не зная обволакивающе-терепевтических особенностей обывательского восприятия,можно всерьёз поразиться так часто возникающему в нём вульгарно-синтиментальному образу блудного странст-вия,этому романтизирующему убаюкиванию наших экзистенциальных тревог,сопровождающих муки внутренней трансформации.Что-то вроде жеманных виршей Вячеслава Иванова:
Я посох свой доверил Богу
и не гадаю ни о чём
Пусть выбирает сам дорогу,
какой ведёт меня в свой дом.
А где тот дом – от всех сокрыто;
далече ль от,-утаено,
что в нём оставил я,- забыто,
но будет вновь обретено,
когда ,от чар земных излечен,
я повернусь туда лицом,
где – знает сердце – буду встречен
меня заждавшимся Отцом.
Но ведь на самом деле путь блудных аргонавтов завершается (если на самом деле завершается) куда жёстче-натуралистичнее ,вовсе не благолепно-умилительной идиллией, а примерно так:
Вдруг возникнет на устах трамбона
визг шаров,кружащихся во мгле,
дико вскрикнет чёрная Мадонна,
руки разметав в смертельном сне.
И сквозь жар ночной,священный,адный
сквозь лиловый дым,где пел кларнет,
запорхает белый,беспощадный
снег,идущий миллионы лет.
Сдаётся мне,что чем страшнее(в профаном смысле),беспросветнее финал,тем ближе мы оказыва-емся к истине (потому-то мы и не обрели до сих пор свой святой Грааль или Золотое Руно Духа, что всё время искали лёгких,расхолаживающих путей –словно морочит какой-то посторонний Леший), а в своей последней глубине, лишённой профилактических символизаций эта истина (горькие ябло-ки Ада) просто невыносима. Ну вот представьте,каково для устоявшеегося христианина догадать-ся,кто на самом деле чьей символизацией является в его священных писаниях. Например: Бог –сим-волизация Сатаны,Ад–символизация Рая ,Этот мир–Чистилища,Всё светлое,вся эта harmonia prostabilita (лат.: предустановленная гармония) -- лишь символизация по настоящему беспросветных глубин из которых нужно ещё очень постараться, чтобы выловить какую-нибудь действительно значимую и в то же время вполне устраивающую нас, ценность (все по-настоящему значимые ценности - для нас не очень-то удобны, критерии их трусливо-скрыты,сакрально-неочевидны).Как тут не сойти с ума от навалившейся сразу сложности и мучительной ответственности выбора? Недаром в старину счита-лось, что лишь сумасшедшие (в широком смысле слова) обладают реальными знаниями о мире. Вольфганг Кёллер(немецкий гештальт-психолог.1887-1967) экспириментально вывел озадачивший его принцип: если задача превышает умственные способности человека ,то, решая её, (проблемную, странную,непосильную),он начинает и выглядеть, и вести себя как идиот,вплоть до позы тела и мимики лица.Божественное безумие древнегреческих оракулов и юродивых на Руси – тому от-дельные примеры. Может быть страх приобретения этого,аномально проясняющего запретное, сознания (КРЕЩЕНИЕ АДОМ) и страхует большинство из нас от необратимых внутренних транс-формаций, выскакивания из ограничивающих рамок общепринятого в пугающую бесконечность ду-шевного Подземного Хаосмоса? (Адовы полости unheimlich-подсознания (нем.: жутко), провалы в под-линное бытиё, алхимическая взаимообратимость низа и верха).Отсюда страх продажи души Дьяво-лу( «Бойтесь исполнения своих желаний» - слова Франциска Ассизского): мол,не копайтесь в этом, живите благопристойненько на поверхности(в пене бытия), имейте поверхностную (сублимирован-ную,невротическую) душу,не ныряйте слишком часто и слишком глубоко в эти маракотовы про-пасти, неизвестно когда, куда и с каким уловом вынырнете наружу (если вообще вынырните).
Джон Фаулс в «Кротовых Норах» с горечью сетовал,что жизнь человеческая движется противо-естественно-вымученно, от одной иллюзии до другой (ими мы вынуждены подпирать как косты-лями наше,лишённое всякого смысла существование).Непрерывно сменяют друг друга автоматизмы хоть как-то означивающего всеобщую никчёмность воображения (действует механизм осчастливли-вающего самооболванваия),жизнь идёт своим чередом – бесконечно возобновляяемый сериал де-шёво-драматических самообманов в который мы безвызазно погружены в качестве актёров и зри-телей одновременно,временами позёвавая от неизбывной скуки,пытаясь неумело(несмело) не до-гадаться о нелепости происходящего. Так вот в чём мой вопрос: стоит ли такая жизнь (и такое Я) труда быть прожитой или куда честнее и благороднее прервать эту одурь (закатить вручную ко-лесо исскуственного Солнца и погрузиться в пугающую криком ночного Ангела,беспросветную ночь опустошающей душу подлинности). Иными словами: отменить ли болезненную правду блудных, не-путёвых наших отщепенцев и продолжать лгать себе,запутавшись в ролевых игра-жизнях,как герои Пиранделло в своих «масках», слащаво напевая в телеобъектив: «Как прекрасен этот мир, посмот-ри»? Или повально впасть в их сакральное идиотство и в конце этого странствия-пытки (zu Grunde gehen – нем.: движение к основанию) обнаружить в качестве изначальной истины, что на самом деле действительно НИЧЕГО НЕТ, ничего,мать твою,кроме этого беспощадного, первобытного снега безразличной ко всему человеческому Вечности,снега, идущему сквозь нас и независимо от нас уже бесконечные миллионы лет …
…И всё же сохранить мужество, чтобы выжить даже в этих ,вроде бы отменяющих всякую нор-мальную жизнь НЕУМОЛОИМЫХ условиях, остаться самими собой,научиться по-взрослому,без исте-рики, будучи по сути смертельно больными жизнью( по-Чарановски) глядеть сквозь эту беспощад-но-безупречную к нам вечность, глядеть внутрь, обессмысливающей наше пошленькое шоу несконча-емого снегопада, внутрь каждой острой,как бритва самоубийцы,снежинки,находя в них не только изломанные линии собственных отражений, но и более существенное ЧТО-ТО, о чём мы пока даже не имеем понятия(для этого мы слишком недолго были по ту сторону Боли), но что нам крайне необходимо для обрестения бескомпромиссного смысла собственного недетского сущест-вования, которого,казалось бы уже не может быть вовсе при таком абсурдном раскладе.Во всяком случае,попытаться это сделать необходимо.Ведь лживое Солнце из серебряной фольги «счастья» нам всё-равно уже больше не засветит по-настоящему,над этой, жестко вычещенной от следов всякого театрального реквизита, УЖЕ-НЕ-СЦЕНЕ.