После получения Иосифом Бродским Нобелевской премии по литературе постмодернисты несправедливо оказались в густой тени. Первым удалось выйти из неё молодому поэту Денису Дорожных, который демонстративно проигнорировал наследие лауреата. Но и в близком ему направлении новатор оказался привередлив, выбрав в качестве ориентира творчество Алексея Кручёных. Да-да, того самого, написавшего когда-то скандальное «дыр бул щил».
Времена изменились. Дорожных по сравнению со своим учителем проявляет гораздо большую семантическую и изобразительную гибкость. По существу, словотворчество поставлено им на периферию поэтического сознания. В центре находится дробление поэтического материала, стремление в своеобразных лексических осколках обнаружить лики образов и блёстки ассоциативных связей. Поразительно, однако молодому литератору удалось многого добиться на выбранной первопроходческой дороге.
То, что Дорожных встретился в пути с замшелой целиной, не вызывает ни малейшего удивления. Посмотреть с такой точки зрения на слово до него не решался никто. Неологизмы молодого поэта не изобретены, как у Кручёных, а найдены в самой лексической единице, скрупулёзно вычленены и снабжены легко узнаваемым смыслом. Нужна ли особая лингвистическая культура при чтении необычных стихов первопроходца? Безусловно, поскольку значение поэтического элемента вырисовывается от большой части в направлении к маленькой.
Гениальность в поэзии сначала кажется безумием, потом – понятной лишь автору забавой, и лишь по прошествии лет читатель раскрывает глаза и восхищается тем неожиданным приростом лирического потенциала, который несут в себе радужно сверкающие осколки слова. Вот написанное Денисом Дорожных ещё в 2011 году поразительное и поражающее лёгкостью стихотворение под названием «Просто»: о!
просто
волОс
сто
ос
лов
ослов
вОлос
вол
и
я
опростоволосился
Слово, которое поэт «дробит», находится в конце; значение большого компонента заставляет ещё раз обратиться к маленьким, снова перечитать их. В чём же здесь «опростоволосился» лирический герой? Просто – это всё, что предоставляет поэту жизнь, в том числе материал для стихов. Фонетически «ослов вОлос» привлекает изяществом, а семантика же направляет к бесконечности. Попытка её оседлать, оторваться от земли с опорой на высшее вдохновение приводит к неудаче. Причём ЛГ приравнивается в данном случае к обычному живому существу. «Вол» не опростоволосился.
Две тысячи одиннадцатый год был необычайно плодотворным для поэта. Написанное им в этот период отличается тематическим и жанровым разнообразием. Разложение на части женского имени положено Денисом Дорожных в основу стихотворения «Элеонора»: элеонора
э! лео
он
орал
нора
ора -
элеонора
Окольцовка лирического шедевра именем придаёт ему не только визуальную, но и фонетическую гармонию. Поэт использует только те звуки, что предоставляет ему заглавное слово. Они не обязательно идут по порядку. Так, «орал» состоит из трёх подряд идущих звуков, в то время как четвёртый взят из начала слова. Новаторский метод первопроходца даёт эффект.
Наш язык богат не только лексикой, о чём с восхищением говорил ещё Гоголь («выражается сильно российский народ»). Крупицы слова русского представляют драгоценность сами по себе, и в лирической поэзии это открытие, бесспорно, принадлежит молодому, но талантливому и зоркому поэту Денису Дорожных.
[Скрыть]Регистрационный номер 0297276 выдан для произведения:
После получения Иосифом Бродским Нобелевской премии по литературе постмодернисты несправедливо оказались в густой тени. Первым удалось выйти из неё молодому поэту Денису Дорожных, который демонстративно проигнорировал наследие лауреата. Но и в близком ему направлении новатор оказался привередлив, выбрав в качестве ориентира творчество Алексея Кручёных. Да-да, того самого, написавшего когда-то скандальное «дыр бул щил».
Времена изменились. Дорожных по сравнению со своим учителем проявляет гораздо большую семантическую и изобразительную гибкость. По существу, словотворчество поставлено им на периферию поэтического сознания. В центре находится дробление поэтического материала, стремление в своеобразных лексических осколках обнаружить лики образов и блёстки ассоциативных связей. Поразительно, однако молодому литератору удалось многого добиться на выбранной первопроходческой дороге.
То, что Дорожных встретился в пути с замшелой целиной, не вызывает ни малейшего удивления. Посмотреть с такой точки зрения на слово до него не решался никто. Неологизмы молодого поэта не изобретены, как у Кручёных, а найдены в самой лексической единице, скрупулёзно вычленены и снабжены легко узнаваемым смыслом. Нужна ли особая лингвистическая культура при чтении необычных стихов первопроходца? Безусловно, поскольку значение поэтического элемента вырисовывается от большой части в направлении к маленькой.
Гениальность в поэзии сначала кажется безумием, потом – понятной лишь автору забавой, и лишь по прошествии лет читатель раскрывает глаза и восхищается тем неожиданным приростом лирического потенциала, который несут в себе радужно сверкающие осколки слова. Вот написанное Денисом Дорожных ещё в 2011 году поразительное и поражающее лёгкостью стихотворение под названием «Просто»: о!
просто
волОс
сто
ос
лов
ослов
вОлос
вол
и
я
опростоволосился
Слово, которое поэт «дробит», находится в конце; значение большого компонента заставляет ещё раз обратиться к маленьким, снова перечитать их. В чём же здесь «опростоволосился» лирический герой? Просто – это всё, что предоставляет поэту жизнь, в том числе материал для стихов. Фонетически «ослов вОлос» привлекает изяществом, а семантика же направляет к бесконечности. Попытка её оседлать, оторваться от земли с опорой на высшее вдохновение приводит к неудаче. Причём ЛГ приравнивается в данном случае к обычному живому существу. «Вол» не опростоволосился.
Две тысячи одиннадцатый год был необычайно плодотворным для поэта. Написанное им в этот период отличается тематическим и жанровым разнообразием. Разложение на части женского имени положено Денисом Дорожных в основу стихотворения «Элеонора»: элеонора
э! лео
он
орал
нора
ора -
элеонора
Окольцовка лирического шедевра именем придаёт ему не только визуальную, но и фонетическую гармонию. Поэт использует только те звуки, что предоставляет ему заглавное слово. Они не обязательно идут по порядку. Так, «орал» состоит из трёх подряд идущих звуков, в то время как четвёртый взят из начала слова. Новаторский метод первопроходца даёт эффект.
Наш язык богат не только лексикой, о чём с восхищением говорил ещё Гоголь («выражается сильно российский народ»). Слово русское представляет драгоценность само по себе, и в лирической поэзии это открытие, бесспорно, принадлежит молодому, но талантливому и зоркому поэту Денису Дорожных.
Как и модернисты - художники, изображая свой мир на полотнах, пишут не для всех. Но для подготовленных, изысканных зрителей. Есть такие шедевры и у Вознесенского. Эти вселенные тем и хороши, что загадочны и манят своей первозданностью...Мир бесконечен и слава тем, кто раздвигает рамки познаний его. Жму руку.
Сергей, благодарю Вас за добрые слова, тонкость и глубину осмысления поэзии. Вы правы, здесь законы особые, и "первозданность" стоит едва ли не на первом месте... Талант в искусстве должен найти неожиданный ракурс, открыть тайну. Если это удалось сделать авангардисту, так честь ему и хвала. С уважением и пожеланием успехов, Геннадий
И интересно, кем он избран? Поискала в инете - кроме как размещения его страничек на сайтах "Стихи.ру", "стихи и проза России", "Парнасе" и Вашей статьи на "ПоэмБук" ничего более не нашла.
Ваше мнение, Анжелика, заинтересовало меня. Давайте рассмотрим более близкие Вам "женские" примеры. Римма Казакова широко представлена в Сети, Ксения Некрасова - скудно. Если изъять поэзию Казаковой из литературы, в ней образуется щель; без верлибра Некрасовой будет зиять дыра. Всё потому, что значение в искусстве слова предписать и навязать невозможно. Есть потенциал подлинности и своеобразия творчества, он не позволяет на этой ниве запудривать мозги. Пусть Денис Дорожных не является интернет-знаменитостью, но его лирика стала необычным экспериментом, раскрывающим перед поэзией неосвоенные горизонты. В этом я глубоко убеждён. Суть моей убеждённости Вам не удалось поколебать. С почтением - Геннадий
Геннадий Игоревич. ваша статья убедительно написана. Я поразилась только тому, как быстро вы оценили экспериментальную лирику Дениса Дорожных, а не его верлибр, который мне нравится образностью, красотой чувств. Я нахожу своеобразие в обоих жанрах. Удач Вам!
Вы здорово ошибаетесь. Я уважаю авторов комментариев и благодарен им. Эти отклики, по-моему, говорят об искреннем интересе к поиску новых путей в русской поэзии.
Крупицы слова русского представляют драгоценность сами по себе, и в лирической поэзии это открытие, бесспорно, принадлежит молодому, но талантливому и зоркому поэту Денису Дорожных.
Это открытие, как вы сами указали, было сделано Алексеем Кручёных около ста лет назад. Когда господин Дорожных сделает что-то своё, отличное от... - тогда и посмотрим, насколько он талантлив.
Если Вы внимательно прочитаете Алексея Кручёных, то увидите, что Денис Дорожных многократно превзошёл своего учителя на новаторской стезе. Кручёных, увы, не пробовал поэтически"анатомировать" слово. Дух его творчества, а также достижения Хлебникова, Маяковского развил Дорожных и добился успеха.
Наш язык радует богатством смыслов,оттенков,красочностью...когда погружаешься в него,то уже не хочется из этого удовольствия и выныривать...здорово,статья очень интересная и дающая заряд к еще большому творчеству и полету фантазии к самовыражению!!!Спасибо Вам огромнейшее,Геннадий Игоревич!!!!!!!очень интересно новаторство в поэзии-это как таблица Менделеева в звуке... счастлива общению с Вами!
Не знаю, как и благодарить Вас! Я придаю этой статье большое значение как раз по причине, указанной Вами. Красота нашего языка безгранична, и порой она заключается в самом слове. Денис Дорожных, наверное, первым в русской поэзии стал углубляться в него, готовя из составляющих частей подтекст.