Что такое прототип героя
Прототип - это прообраз, конкретная историческая или современная личность, послужившая отправной точкой для создания образа автора. Горький определяет процесс переработки и типизации прототипа следующим образом: "Я признаю право писателя, более того, считаю его обязанностью придумывать человека. Писатель должен научиться включать, присваивать единице наиболее характерные черты ее класса".
Процесс умозрения - это процесс обобщения, типизации П. в художественном образе. Трактовку П. в картине нельзя рассматривать только как выражение отношения автора к этой П. Так, картина Вера Павловна не имеет своим основным содержанием отношение Чернышевского к Сеченовой, которая была П этой героини в романе "Что делать?". " роман, но в нем проблема женского равноправия ставится с точки зрения революционной крестьянской демократии 1960-х годов.
Поэтому мы ясно видим злонамеренность попыток многих представителей домарксистского литературоведения свести анализ образа к сравнению с П и интерпретировать образ как выражение отношения писателя к одному из своих ближайших друзей, врагов и т.д. Такой подход в изучении П. подменял проблему соотношения искусства и действительности анализом личных симпатий и антипатий писателя.
Процесс превращения П. в образ не мог быть понят научно, поскольку не могла быть раскрыта классовая основа отношения писателя к действительности. Значение исследования П. зависит от характера П. Чем более значительным явлением общества и истории является П., тем более значимым становится его изучение и сравнение с изображением, так как в этом случае мы имеем отражение в искусстве чрезвычайно важного, существенного и типичного явления общества.
Маркс писал о правдивости изображения политических лидеров: "Было бы очень желательно, чтобы люди, стоявшие во главе партийного движения, будь то до революции в тайных обществах или в прессе, или после нее в качестве функционеров, были, наконец, изображены в грубых красках Рембрандта в полноте своей жизни" (Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Сочинения, т. VIII, IME, 1930, с. 293). Такое П само по себе настолько значимо и типично, что если писатель правдиво изобразит его на основе исторически выдержанной классовой перспективы, то оно само станет важным художественным обобщением. Но изучение П., для типизации которого писателю приходится многое добавлять или "придумывать", также имеет большое значение: оно позволяет конкретнее рассмотреть отношения произведения к действительности, изучить творческие методы писателя, более убедительно отметить то или иное искажение действительности, которое вносит писатель, и тем самым определить особенности его классового мировоззрения.
Сравнение Сваакера, героя рассказа Федина "Трансвааль", с реально существовавшим кулаком, который послужил П. для картины, помогло марксистским критикам лучше разоблачить ошибки Федина в изображении кулачества. И наоборот, изучение П. в романе М. Горького "Мать" - "Заломов и его мать" - позволяет понять обобщающую роль писателя в переработке П. как литературного типа (ср.) Само отношение к П. определяется общей творческой позицией писателя, поэтому, например, у романтиков роль П. обычно ничтожна, а у реалистов П. имеет большое значение. Поэтому характер П. у того или иного писателя может быть определен только в рамках конкретного историко-литературного анализа.
Прототипы героев советской и, прежде всего, пролетарской литературы специфична, она характеризуется глубокой связью с действительностью. Советские писатели и поэты часто пишут о конкретных людях нашей страны ("Чапаев", "Феликс Дзержинский", "Люди С.Т.З.", герои "Разгула" Ставского и т.д.). В этом отношении наша литература в корне отличается от революционно-буржуазной литературы, которая должна была облачать свои героические образы в героические одежды прошлого, как это показал Маркс в "18 брюмера".
Социалистическое строительство, предоставившее широчайшие возможности для творческого развития личности, породило героев, являющихся живыми прототипами нашей эпохи. Естественно, что мы стараемся изобразить этих людей во всей их жизненной силе. Достаточно поучителен в этом отношении пример Ставского, к-му удалось организовать конференцию героев, выведенных им в "Разбеге". Очевидно, что и здесь происходит процесс понимания, обобщения и типизации. Примером может служить образ Кожуха в "Железном ручье" Серафимовича, где автор типизирует черты героя гражданской войны, командующего Таманской армией Ковчуха.
Прототип - это прообраз, конкретная историческая или современная личность, послужившая отправной точкой для создания образа автора. Горький определяет процесс переработки и типизации прототипа следующим образом: "Я признаю право писателя, более того, считаю его обязанностью придумывать человека. Писатель должен научиться включать, присваивать единице наиболее характерные черты ее класса".
Процесс умозрения - это процесс обобщения, типизации П. в художественном образе. Трактовку П. в картине нельзя рассматривать только как выражение отношения автора к этой П. Так, картина Вера Павловна не имеет своим основным содержанием отношение Чернышевского к Сеченовой, которая была П этой героини в романе "Что делать?". " роман, но в нем проблема женского равноправия ставится с точки зрения революционной крестьянской демократии 1960-х годов.
Поэтому мы ясно видим злонамеренность попыток многих представителей домарксистского литературоведения свести анализ образа к сравнению с П и интерпретировать образ как выражение отношения писателя к одному из своих ближайших друзей, врагов и т.д. Такой подход в изучении П. подменял проблему соотношения искусства и действительности анализом личных симпатий и антипатий писателя.
Процесс превращения П. в образ не мог быть понят научно, поскольку не могла быть раскрыта классовая основа отношения писателя к действительности. Значение исследования П. зависит от характера П. Чем более значительным явлением общества и истории является П., тем более значимым становится его изучение и сравнение с изображением, так как в этом случае мы имеем отражение в искусстве чрезвычайно важного, существенного и типичного явления общества.
Маркс писал о правдивости изображения политических лидеров: "Было бы очень желательно, чтобы люди, стоявшие во главе партийного движения, будь то до революции в тайных обществах или в прессе, или после нее в качестве функционеров, были, наконец, изображены в грубых красках Рембрандта в полноте своей жизни" (Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Сочинения, т. VIII, IME, 1930, с. 293). Такое П само по себе настолько значимо и типично, что если писатель правдиво изобразит его на основе исторически выдержанной классовой перспективы, то оно само станет важным художественным обобщением. Но изучение П., для типизации которого писателю приходится многое добавлять или "придумывать", также имеет большое значение: оно позволяет конкретнее рассмотреть отношения произведения к действительности, изучить творческие методы писателя, более убедительно отметить то или иное искажение действительности, которое вносит писатель, и тем самым определить особенности его классового мировоззрения.
Сравнение Сваакера, героя рассказа Федина "Трансвааль", с реально существовавшим кулаком, который послужил П. для картины, помогло марксистским критикам лучше разоблачить ошибки Федина в изображении кулачества. И наоборот, изучение П. в романе М. Горького "Мать" - "Заломов и его мать" - позволяет понять обобщающую роль писателя в переработке П. как литературного типа (ср.) Само отношение к П. определяется общей творческой позицией писателя, поэтому, например, у романтиков роль П. обычно ничтожна, а у реалистов П. имеет большое значение. Поэтому характер П. у того или иного писателя может быть определен только в рамках конкретного историко-литературного анализа.
Прототипы героев советской и, прежде всего, пролетарской литературы специфична, она характеризуется глубокой связью с действительностью. Советские писатели и поэты часто пишут о конкретных людях нашей страны ("Чапаев", "Феликс Дзержинский", "Люди С.Т.З.", герои "Разгула" Ставского и т.д.). В этом отношении наша литература в корне отличается от революционно-буржуазной литературы, которая должна была облачать свои героические образы в героические одежды прошлого, как это показал Маркс в "18 брюмера".
Социалистическое строительство, предоставившее широчайшие возможности для творческого развития личности, породило героев, являющихся живыми прототипами нашей эпохи. Естественно, что мы стараемся изобразить этих людей во всей их жизненной силе. Достаточно поучителен в этом отношении пример Ставского, к-му удалось организовать конференцию героев, выведенных им в "Разбеге". Очевидно, что и здесь происходит процесс понимания, обобщения и типизации. Примером может служить образ Кожуха в "Железном ручье" Серафимовича, где автор типизирует черты героя гражданской войны, командующего Таманской армией Ковчуха.