Почему современные европейцы (христиане) воспринимают свой мир как наследие дохристианской греко-римской - эллинской культуры. И даже времена тёмного средневековья и церковного мракобесия не стёрли осознание этой наследственности. Тогда как страны Западной Азии и Ближнего Востока – считают собственным культурно-философским началом приход ислама, и не обращаются к истокам собственных территорий: Шумерам, Хеттам, Ассирийцам, Египтянам, Персам - богатейшему пласту восточной культуры древних времён. Винить в этом только догмы ислама не стоит. Ведь средневековые арабы, дошедшие до Европы, считались более культурными и образованными, чем европейцы того времени. Именно благодаря арабам, захватившим Ближний Восток и Пиренейский полуостров, сохранившим и изучавшим наследие древнегреческих философов и учёных до нас дошли многие тексты античных авторов. Тогда ислам не запрещал своим последователям обращаться к знаниям неверных. Наоборот, в христианской Европе изучение текстов не библейского содержания считалось ересью и вероотступничеством. Почему всё поменялось со временем, и почему наследие древних греков и римлян нам, живущем на границе Европы и Азии, ближе, чем не менее интересная и глубокая культура, наука и философия древнего Востока. Мало того, как раз греки, римляне и следующие за ними европейцы, смогли не только сохранить собственное наследие, но и попытаться донести до нас ценности «восточных» культур. И именно сформулированные древними эллинами философские взгляды на окружающий мир, нравственность, социальное устройство, государство, право, собственность стали основой современных европейских или как принято говорить – свободных обществ.
Истоки этого следует искать не только и не столько в когорте выдающихся личностей эллинского периода: Гомера (если таковой был), Геродота, Гиппократа, Аристотеля, Демосфена, Диогена, Сократа, Пифагора и прочих выдающихся мужей древней Греции. На востоке наверняка были свои не менее гениальные учёные и философы, но о которых нам известно гораздо меньше. Почему – разобраться не сложно! Ценность размышлений перечисленных философов не в их мыслях, как таковых, а в том, что эти размышления вообще дошли до нас. Присоединив к себе всё развитие и осмысление греческих, римских, и последующих за ними веков. Так почему же мы достаточно хорошо знаем мировоззрение эллинов, позже – римлян, тогда как восточные философии воспринимаются нами фрагментарно, и больше походят на загадочные сакральные мистерии, чем стройное учение.
Секрет кроется совсем не в исключительной гениальности отдельных эллинских учёных и философов, а во всеобщем образовании древних греков, благодаря которому их мысли не остались закрытыми знаниями избранных, не растаяли в глубине веков, а стали доступны широким массам, продолжающим рождать подобных гениев, под влиянием известных трудов предшественников. То есть дело не в наличии знаний как таковых, а в их общедоступности. В отличие от традиций Востока, где к таинству наук мог быть допущен только представитель высшего или богатого сословия, во всех полисах древней Греции свободные граждане, не зависимо от статуса и материального положения, получали многолетние школьное образование. Среди греков не было неграмотных людей. Причём образование не сводилось только к умению читать и писать, оно было разносторонним. Огромное число людей, живущих на ограниченной территории, говорящих на одном языке, обладающих знаниями, развивающих тело и ум, конкурирующих друг с другом – вот что породило такое число учёных и философов античного мира. По сравнению с «варварским» окружением полисы древней Греции представляли собой силиконовую долину или современные практические университеты – источник постоянных новых открытий, рождающихся в исследованиях и спорах. Тогда как огромные территории восточных империй, собравших в себя разноязыкие, нередко чуждые друг другу народы, при всей их развитой культуре, не способствовали быстрому и главное - постоянному непрерывному развитию. Довольствуясь лишь цивилизационными вспышками, чередующимися с длительными периодами регрессии.
Наконец такое явление, как демократия, считающееся неоспоримым достижением свободного общества, могло зародиться и функционировать только в условиях тотальной грамотности.
Для демократического устройства социума мало только политически свободного населения, граждане должны быть ещё и всесторонне образованными. В противном случае демократия превращается в охлократию, а граждане в люмпенов или чернь, что путём развала общества приводит к тирании. И здесь важен не только имущественный ценз, но и образованность. Демократия подходит только для целиком «просвещённого» общества. Причём так называемая «культура» народа, по сути являющаяся традициями, не имеет прямого отношения к образованию. Какой бы многовековой развитой и прекрасной не была «культура» того или другого этноса, если в настоящий момент большинство его представителей необразованны, они не воспримут демократию. Примеры неудач по её насильственному насаждению наблюдаются во многих странах мира в настоящий момент. К этой проблеме относится и так называемый мультикультурализм. Известные проблемы современной Европы связаны не с наличием большого числа «приезжих», и даже, не с отличием их культуры, от традиционных ценностей европейцев. И уж никак не с низким уровнем жизни «переселенцев», ведь многие из радикалов получают достаточные пособия. Главная проблема – отсутствие у переселенцев образования, близкого к «западному». Часть населения, являющаяся малограмотной, не владеющей всесторонними знаниями, в том числе по истории и философии, не понимает и не принимает принципы демократического устройства, так как не может трансформировать их в собственную жизнь. Тогда как образованные люди прекрасно вливаются в демократическое общество не зависимо от собственной национальности. Переселенцы, закончившие университеты, к какому бы народу они не принадлежали, занимают достойное положение в любой стране и, как правило, терактов не совершают и в бесчинствах не участвуют.
Всеобщая грамотность древних греков служила опорой демократии и мешала установлению прочной царской власти вплоть до эпохи эллинизма, когда смешивание с варварами привело, в том числе и к снижению образованности общества. Если у вечного соседа и врага греков – персов, власть царей была божественной и наследственной, а их титулы: «царь царей», «великий царь» не отличались особой скромностью, то эллинские тираны и архонты абсолютными возможностями не обладали, а иногда и просто «стеснялись» присваивать себе царский титул перед собственными свободолюбивыми подданными. И это без учёта существования полисов, таких, как Афины, где попытка узурпации власти неминуемо привела бы к смерти узурпатора.
Образованный человек всегда стремится к личной свободе. В массово и по-настоящему образованном обществе авторитарная диктаторская власть невозможна. Даже древние греки понимали, что всеобщее образование граждан является основой демократии.
[Скрыть]Регистрационный номер 0399304 выдан для произведения:
Почему современные европейцы (христиане) воспринимают свой мир как наследие дохристианской греко-римской - эллинской культуры. И даже времена тёмного средневековья и церковного мракобесия не стёрли осознание этой наследственности. Тогда как страны Западной Азии и Ближнего Востока – считают собственным культурно-философским началом приход ислама, и не обращаются к истокам собственных территорий: Шумерам, Хеттам, Ассирийцам, Египтянам, Персам - богатейшему пласту восточной культуры древних времён. Винить в этом только догмы ислама не стоит. Ведь средневековые арабы, дошедшие до Европы, считались более культурными и образованными, чем европейцы того времени. Именно благодаря арабам, захватившим Ближний Восток и Пиренейский полуостров, сохранившим и изучавшим наследие древнегреческих философов и учёных до нас дошли многие тексты античных авторов. Тогда ислам не запрещал своим последователям обращаться к знаниям неверных. Наоборот, в христианской Европе изучение текстов не библейского содержания считалось ересью и вероотступничеством. Почему всё поменялось со временем, и почему наследие древних греков и римлян нам, живущем на границе Европы и Азии, ближе, чем не менее интересная и глубокая культура, наука и философия древнего Востока. Мало того, как раз греки, римляне и следующие за ними европейцы, смогли не только сохранить собственное наследие, но и попытаться донести до нас ценности «восточных» культур. И именно сформулированные древними эллинами философские взгляды на окружающий мир, нравственность, социальное устройство, государство, право, собственность стали основой современных европейских или как принято говорить – свободных обществ.
Истоки этого следует искать не только и не столько в когорте выдающихся личностей эллинского периода: Гомера (если таковой был), Геродота, Гиппократа, Аристотеля, Демосфена, Диогена, Сократа, Пифагора и прочих выдающихся мужей древней Греции. На востоке наверняка были свои не менее гениальные учёные и философы, но о которых нам известно гораздо меньше. Почему – разобраться не сложно! Ценность размышлений перечисленных философов не в их мыслях, как таковых, а в том, что эти размышления вообще дошли до нас. Присоединив к себе всё развитие и осмысление греческих, римских, и последующих за ними веков. Так почему же мы достаточно хорошо знаем мировоззрение эллинов, позже – римлян, тогда как восточные философии воспринимаются нами фрагментарно, и больше походят на загадочные сакральные мистерии, чем стройное учение.
Секрет кроется совсем не в исключительной гениальности отдельных эллинских учёных и философов, а во всеобщем образовании древних греков, благодаря которому их мысли не остались закрытыми знаниями избранных, не растаяли в глубине веков, а стали доступны широким массам, продолжающим рождать подобных гениев, под влиянием известных трудов предшественников. То есть дело не в наличии знаний как таковых, а в их общедоступности. В отличие от традиций Востока, где к таинству наук мог быть допущен только представитель высшего или богатого сословия, во всех полисах древней Греции свободные граждане, не зависимо от статуса и материального положения, получали многолетние школьное образование. Среди греков не было неграмотных людей. Причём образование не сводилось только к умению читать и писать, оно было разносторонним. Огромное число людей, живущих на ограниченной территории, говорящих на одном языке, обладающих знаниями, развивающих тело и ум, конкурирующих друг с другом – вот что породило такое число учёных и философов античного мира. По сравнению с «варварским» окружением полисы древней Греции представляли собой силиконовую долину или современные практические университеты – источник постоянных новых открытий, рождающихся в исследованиях и спорах. Тогда как огромные территории восточных империй, собравших в себя разноязыкие, нередко чуждые друг другу народы, при всей их развитой культуре, не способствовали быстрому и главное - постоянному непрерывному развитию. Довольствуясь лишь цивилизационными вспышками, чередующимися с длительными периодами регрессии.
Наконец такое явление, как демократия, считающееся неоспоримым достижением свободного общества, могло зародиться и функционировать только в условиях тотальной грамотности.
Для демократического устройства социума мало только политически свободного населения, граждане должны быть ещё и всесторонне образованными. В противном случае демократия превращается в охлократию, а граждане в люмпенов или чернь, что путём развала общества приводит к тирании. И здесь важен не только имущественный ценз, но и образованность. Демократия подходит только для целиком «просвещённого» общества. Причём так называемая «культура» народа, по сути являющаяся традициями, не имеет прямого отношения к образованию. Какой бы многовековой развитой и прекрасной не была «культура» того или другого этноса, если в настоящий момент большинство его представителей необразованны, они не воспримут демократию. Примеры неудач по её насильственному насаждению наблюдаются во многих странах мира в настоящий момент. К этой проблеме относится и так называемый мультикультурализм. Известные проблемы современной Европы связаны не с наличием большого числа «приезжих», и даже, не с отличием их культуры, от традиционных ценностей европейцев. И уж никак не с низким уровнем жизни «переселенцев», ведь многие из радикалов получают достаточные пособия. Главная проблема – отсутствие у переселенцев образования, близкого к «западному». Часть населения, являющаяся малограмотной, не владеющей всесторонними знаниями, в том числе по истории и философии, не понимает и не принимает принципы демократического устройства, так как не может трансформировать их в собственную жизнь. Тогда как образованные люди прекрасно вливаются в демократическое общество не зависимо от собственной национальности. Переселенцы, закончившие университеты, к какому бы народу они не принадлежали, занимают достойное положение в любой стране и, как правило, терактов не совершают и в бесчинствах не участвуют.
Всеобщая грамотность древних греков служила опорой демократии и мешала установлению прочной царской власти вплоть до эпохи эллинизма, когда смешивание с варварами привело, в том числе и к снижению образованности общества. Если у вечного соседа и врага греков – персов, власть царей была божественной и наследственной, а их титулы: «царь царей», «великий царь» не отличались особой скромностью, то эллинские тираны и архонты абсолютными возможностями не обладали, а иногда и просто «стеснялись» присваивать себе царский титул перед собственными свободолюбивыми подданными. И это без учёта существования полисов, таких, как Афины, где попытка узурпации власти неминуемо привела бы к смерти узурпатора.
Образованный человек всегда стремится к личной свободе. В массово и по-настоящему образованном обществе авторитарная диктаторская власть невозможна. Даже древние греки понимали, что всеобщее образование граждан является основой демократии.