ГлавнаяПрозаЭссе и статьиИстория и политика → Аристотель и Александр Македонский

Аристотель и Александр Македонский

22 августа 2024 - Евгений Ефрешин
article531941.jpg

В 343 (342) году до н.э. знаменитый учёный и философ был приглашён македонским царём Филиппом II для воспитания своего сына Александра. Есть сведения, что в Македонию Аристотель явился не с острова Лесбос, а из Афин, где он подводил итоги своим практическим исследованиям, теоретизировал и философствовал. Это приглашение связано, конечно, с давним знакомством македонской династии Аргеадов с отцом философа, но в большей степени обусловлено тем огромным авторитетом, который уже обрёл в Греции Аристотель. Как уже говорилось, философ принял приглашение при условии восстановления своего родного города Стагир.
Аристотель Стагирит и Александр поселились не в македонской столице Пелле, а в уединённом селении Миеза. В компании с ними жили племянник Аристотеля Каллисфен и несколько знатных македонских юношей.

Знаменитый учёный и философ восемь лет был наставником Александра Македонского. Стагирит внушил ему, что образованный человек отличается от необразованного, как живой от мёртвого. Он учил его риторике, логике, этике, политике, математике, географии, естествознанию и медицине. Хорошо известно, что Александр Македонский навсегда сохранил любовь к медицине, обладал в ней большими знаниями и практическими навыками.

Александр изучал растения и животных, а в последствие присылал учителю редких представителей флоры и фауны дальних стран.
Бытует мнение, что под руководством Аристотеля соорудили подводный колокол, в котором Александр спускался на морское дно для изучения жизни его обитателей. Скорее всего – это легенда, но какие-то попытки, видимо, имели место в действительности.
Настольной книгой Александра стал свиток Илиады с пометками Аристотеля, который сопровождал великого полководца во всех его походах до самой смерти. Ахилл стал его любимым героем.

Учитель Аристотеля Платон описал царя-философа, управляющего утопическим полисом. Аристотель же в работе «Политика» думал о том, как управлять реальным государством. Человек реализуется в обществе, так как живёт не для себя одного. Аристотель Стагирит выделял 3 положительных и 3 отрицательных варианта правления. К правильным, преследующим цель общего блага он относил монархию, аристократию, умеренную демократию. К неправильным - тиранию, олигархию, охлократию.
При этом нельзя забывать, что Стагирит считал обязательным наличие рабов, которые существуют «от природы», удел которых – физический труд. Рабами должны быть варвары ( не эллины).

В глазах Аристотеля лучший вождь – это гомеровский герой, подобный Ахиллу, усвоивший новейшие достижения греческой цивилизации.
Влияние философа на формирование будущего великого полководца трудно переоценить, Аристотель напитал его обширными знаниями в самых разных искусствах и науках, научил его ясно и логически мыслить, приобщил к элите Эллады.
Аристотель твёрдо верил в необходимость общегреческой коалиции против Персии, а во главе её видел своего гениального воспитанника. Александр с младых лет обладал огромной энергией, железной волей, редкими физическими и духовными силами, помноженными на фанатическое честолюбие. В юности он оставался равнодушным к наслаждениям и богатству, а стремился превыше всего к войнам, власти и славе.

Персы пытали, а потом распяли малоазийского правителя Гермия, покровителя и давнего друга Аристотеля, который достойно встретил свою смерть, не покорился врагам и не поступился греческими принципами. Аристотель считал, что дружба – одна из главных ценностей в человеческой жизни. Героической гибели Гермия философ посвятил поэму- арете, превозносящую доблесть и добродетель.
Александр III стал македонским царём в двадцатилетнем возрасте после гибели своего отца Филиппа.
Он усмирил волнения во Фракии, Македонии и самой Элладе, чтобы отправиться в поход на извечного смертельного врага Греции – Персию, которая недавно разорила Афины и другие города эллинов, поставила всю греческую цивилизацию на грань уничтожения. Мира между Грецией и Персией быть не могло, вопрос стоял «или – или». Впрочем, Персия была только первым этапом завоеваний Александра Великого, он хотел дойти до конца Ойкумены и доказать всему миру несомненные преимущества греческой цивилизации.

Александр приглашал в свой великий поход Аристотеля, но его знаменитый учитель отказался, и туда отправился Каллисфен. Каллисфен в походе из-за прямоты и резкости суждений впал в царскую немилость и умер в заключении, в цепях и голоде. Есть даже указание, что Македонский отдал его на растерзание льву. Вот так, своему учителю отправлять экзотических зверей, а его племянника и друга своей юности отправить на съедение свирепому хищнику.
Некоторых своих друзей и близких подвижников великий завоеватель мог в порыве гнева собственноручно убить. В походах и войнах, вдали от облагораживающего влияния своего великого учителя Александр Македонский ужасно изменился, но это уже будет совсем другая история, где жажда власти и честолюбие трансформировалось в патологическую мегаломанию, отравленную вседозволенностью, вином, физическим и духовным развратом.

© Copyright: Евгений Ефрешин, 2024

Регистрационный номер №0531941

от 22 августа 2024

[Скрыть] Регистрационный номер 0531941 выдан для произведения:
В 343 (342) году до н.э. знаменитый учёный и философ был приглашён македонским царём Филиппом II для воспитания своего сына Александра. Есть сведения, что в Македонию Аристотель явился не с острова Лесбос, а из Афин, где он подводил итоги своим практическим исследованиям, теоретизировал и философствовал. Это приглашение связано, конечно, с давним знакомством македонской династии Аргеадов с отцом философа, но в большей степени обусловлено тем огромным авторитетом, который уже обрёл в Греции Аристотель. Как уже говорилось, философ принял приглашение при условии восстановления своего родного города Стагир.
Аристотель Стагирит и Александр поселились не в македонской столице Пелле, а в уединённом селении Миеза. В компании с ними жили племянник Аристотеля Каллисфен и несколько знатных македонских юношей.

Знаменитый учёный и философ восемь лет был наставником Александра Македонского. Стагирит внушил ему, что образованный человек отличается от необразованного, как живой от мёртвого. Он учил его риторике, логике, этике, политике, математике, географии, естествознанию и медицине. Хорошо известно, что Александр Македонский навсегда сохранил любовь к медицине, обладал в ней большими знаниями и практическими навыками.

Александр изучал растения и животных, а в последствие присылал учителю редких представителей флоры и фауны дальних стран.
Бытует мнение, что под руководством Аристотеля соорудили подводный колокол, в котором Александр спускался на морское дно для изучения жизни его обитателей. Скорее всего – это легенда, но какие-то попытки, видимо, имели место в действительности.
Настольной книгой Александра стал свиток Илиады с пометками Аристотеля, который сопровождал великого полководца во всех его походах до самой смерти. Ахилл стал его любимым героем.

Учитель Аристотеля Платон описал царя-философа, управляющего утопическим полисом. Аристотель же в работе «Политика» думал о том, как управлять реальным государством. Человек реализуется в обществе, так как живёт не для себя одного. Аристотель Стагирит выделял 3 положительных и 3 отрицательных варианта правления. К правильным, преследующим цель общего блага он относил монархию, аристократию, умеренную демократию. К неправильным - тиранию, олигархию, охлократию.
При этом нельзя забывать, что Стагирит считал обязательным наличие рабов, которые существуют «от природы», удел которых – физический труд. Рабами должны быть варвары ( не эллины).

В глазах Аристотеля лучший вождь – это гомеровский герой, подобный Ахиллу, усвоивший новейшие достижения греческой цивилизации.
Влияние философа на формирование будущего великого полководца трудно переоценить, Аристотель напитал его обширными знаниями в самых разных искусствах и науках, научил его ясно и логически мыслить, приобщил к элите Эллады.
Аристотель твёрдо верил в необходимость общегреческой коалиции против Персии, а во главе её видел своего гениального воспитанника. Александр с младых лет обладал огромной энергией, железной волей, редкими физическими и духовными силами, помноженными на фанатическое честолюбие. В юности он оставался равнодушным к наслаждениям и богатству, а стремился превыше всего к войнам, власти и славе.

Персы пытали, а потом распяли малоазийского правителя Гермия, покровителя и давнего друга Аристотеля, который достойно встретил свою смерть, не покорился врагам и не поступился греческими принципами. Аристотель считал, что дружба – одна из главных ценностей в человеческой жизни. Героической гибели Гермия философ посвятил поэму- арете, превозносящую доблесть и добродетель.
Александр III стал македонским царём в двадцатилетнем возрасте после гибели своего отца Филиппа.
Он усмирил волнения во Фракии, Македонии и самой Элладе, чтобы отправиться в поход на извечного смертельного врага Греции – Персию, которая недавно разорила Афины и другие города эллинов, поставила всю греческую цивилизацию на грань уничтожения. Мира между Грецией и Персией быть не могло, вопрос стоял «или – или». Впрочем, Персия была только первым этапом завоеваний Александра Великого, он хотел дойти до конца Ойкумены и доказать всему миру несомненные преимущества греческой цивилизации.

Александр приглашал в свой великий поход Аристотеля, но его знаменитый учитель отказался, и туда отправился Каллисфен. Каллисфен в походе из-за прямоты и резкости суждений впал в царскую немилость и умер в заключении, в цепях и голоде. Есть даже указание, что Македонский отдал его на растерзание льву. Вот так, своему учителю отправлять экзотических зверей, а его племянника и друга своей юности отправить на съедение свирепому хищнику.
Некоторых своих друзей и близких подвижников великий завоеватель мог в порыве гнева собственноручно убить. В походах и войнах, вдали от облагораживающего влияния своего великого учителя Александр Македонский ужасно изменился, но это уже будет совсем другая история, где жажда власти и честолюбие трансформировалось в патологическую мегаломанию, отравленную вседозволенностью, вином, физическим и духовным развратом.

 
Рейтинг: 0 49 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!