Лицей и Аристотелизм
23 августа 2024 -
Евгений Ефрешин
Александр Македонский приглашал своего знаменитого учителя в поход на персов, но Аристотель отказался. После расставания с великим полководцем и покорителем мира Александром Аристотель Стагирит отправился в Афины. Там он возле храма Аполлона Ликейского, где раньше учил Сократ, основал собственную философскую школу, которая стала известна во всём мире, как Ликей (Лицей). Ещё она известна, как перипатетическая школа, потому что Стагирит излагал свои мысли и взгляды во время прогулок. Перипатетик означает на др.греческом «прогуливающийся».
«Человек, который знает всё» - так уже при жизни называли Аристотеля, потому что он был учёным-энциклопедистом с поистине всеобъемлющим кругом знаний. Ему принадлежат сочинения по этике и художественному творчеству, по риторике, логике, политике, метафизике, натурфилософии, естествознанию, биологии и медицине…
Философ стал знаменитым учителем, преподавателем своего времени. Именно учителем, а не педагогом, ведь педагогом тогда называли раба, следящего за детьми. Он воспитал многие сотни учеников, среди которых Теофраст, Евдем, Аристоксен, Дикеарх, Птолемей, Кассандр.
Все науки Аристотель разделил на: 1)теоретические, 2)практические, 3)творческие. К первым он относил физику, математику, метафизику. Ко вторым – политику и этику, так как благодаря им строится жизнь государства. К третьим он относил все виды искусства, риторику и поэзию.
В сочинении «Поэтика» философ пишет о катарсисе, что значит по-гречески «очищение», как о возвышающем эстетическом воздействии искусств на человека. Трагедия через страх и сострадание способствует очищению аффектов, подобным образом влияет на человека и музыка.
В трактате «О душе» он соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) различал три души или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную. По учению философа, энтелехия (греч. «осуществлённость») - это внутренняя сила, заключающая в себе цель и окончательный результат. Душу Аристотель именует «первой энтелехией организма, имеющего способность к жизни». Человеческая душа стремится к Богу и в то же время она неотделима от тела. Таким образом, Аристотель с полным правом может считаться основателем психологии.
В своих размышлениях Аристотель, конечно, не мог обойти устройство Вселенной, нам известен его трактат «О небе». В нём философ пишет о шарообразной форме Земли и Луны. А вот о положении Земли в Космосе Аристотель вслед за Платоном придерживался ошибочной геоцентрической концепции: Землю он объявил центром Вселенной, вокруг Земли вращаются Луна, Солнце и звёзды.
Авторитет философа был настолько велик, что геоцентрическая система мира просуществовала две тысячи лет до её свержения Коперником.
Аристотель Стагирит представлял философию как науку, которая стремится к систематическому, строгому, доказательному знанию. Стагирит отвергает платоновскую теорию эйдосов – сверхчувственных, трансцендентных идей. Место «эйдоса» в его учении занимает «форма», как сила, которая преобразует материю. Именно Аристотель ввёл в философию термин «материя» (буквально: лес, строительный материал) как обозначение субстрата, который в основе всего сущего. Форма – это действующее начало, переводящее потенциальное бытие в действительное. Любая вещь в природе получается в результате взаимодействия материи и формы.
Аристотель в «Метафизике» и других работах называет 4 главных причины или первоначала: материя – «то, из чего», форма – «то, что», производящая причина – «то, откуда», цель – «то, ради чего».
Философия Платона представляет собой классический образец объективного идеализма, учение Аристотеля – это движение к материализму, за что его так уважали через две с лишним тысячи лет Маркс, Энгельс, Ленин. Карл Маркс назвал Аристотеля величайшим мыслителем древности. Философию Аристотеля, если исходить из категорий «идеализм» и «материализм» нельзя отнести к материалистической, её следует назвать дуалистической.
Взаимодействие материи и формы осуществляется в результате движения. Бог или перводвигатель - конечная цель всех видов движения и всех форм жизни. Суть деятельности божественного перводвигателя состоит в мышлении как безграничной деятельности, не обусловленной ничем материальными и являющейся полной осуществлённостью – энтелехией.
В трудах философа хватает неясностей и противоречий, что дало христианским средневековым схоластам пищу для разных угодных им интерпретаций. Особенно известен замалчиванием материалистических идей Аристотеля и приспособлением аристотелизма для основания христианского вероучения католический теолог Фома Аквинский.
А за несколько веков до того учение Аристотеля широко использовалось арабскими учёными, которые стали связывающим звеном между античным миром и средневековьем. Как видим, аристотелизм оказал огромное влияние на развитие всей мировой научной и культурной мысли.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0531979 выдан для произведения:
Александр Македонский приглашал своего знаменитого учителя в поход на персов, но Аристотель отказался. После расставания с великим полководцем и покорителем мира Александром Аристотель Стагирит отправился в Афины. Там он возле храма Аполлона Ликейского, где раньше учил Сократ, основал собственную философскую школу, которая стала известна во всём мире, как Ликей (Лицей). Ещё она известна, как перипатетическая школа, потому что Стагирит излагал свои мысли и взгляды во время прогулок. Перипатетик означает на др.греческом «прогуливающийся».
«Человек, который знает всё» - так уже при жизни называли Аристотеля, потому что он был учёным-энциклопедистом с поистине всеобъемлющим кругом знаний. Ему принадлежат сочинения по этике и художественному творчеству, по риторике, логике, политике, метафизике, натурфилософии, естествознанию, биологии и медицине…
Философ стал знаменитым учителем, преподавателем своего времени. Именно учителем, а не педагогом, ведь педагогом тогда называли раба, следящего за детьми. Он воспитал многие сотни учеников, среди которых Теофраст, Евдем, Аристоксен, Дикеарх, Птолемей, Кассандр.
Все науки Аристотель разделил на: 1)теоретические, 2)практические, 3)творческие. К первым он относил физику, математику, метафизику. Ко вторым – политику и этику, так как благодаря им строится жизнь государства. К третьим он относил все виды искусства, риторику и поэзию.
В сочинении «Поэтика» философ пишет о катарсисе, что значит по-гречески «очищение», как о возвышающем эстетическом воздействии искусств на человека. Трагедия через страх и сострадание способствует очищению аффектов, подобным образом влияет на человека и музыка.
В трактате «О душе» он соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) различал три души или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную. По учению философа, энтелехия (греч. «осуществлённость») - это внутренняя сила, заключающая в себе цель и окончательный результат. Душу Аристотель именует «первой энтелехией организма, имеющего способность к жизни». Человеческая душа стремится к Богу и в то же время она неотделима от тела. Таким образом, Аристотель с полным правом может считаться основателем психологии.
В своих размышлениях Аристотель, конечно, не мог обойти устройство Вселенной, нам известен его трактат «О небе». В нём философ пишет о шарообразной форме Земли и Луны. А вот о положении Земли в Космосе Аристотель вслед за Платоном придерживался ошибочной геоцентрической концепции: Землю он объявил центром Вселенной, вокруг Земли вращаются Луна, Солнце и звёзды.
Авторитет философа был настолько велик, что геоцентрическая система мира просуществовала две тысячи лет до её свержения Коперником.
Аристотель Стагирит представлял философию как науку, которая стремится к систематическому, строгому, доказательному знанию. Стагирит отвергает платоновскую теорию эйдосов – сверхчувственных, трансцендентных идей. Место «эйдоса» в его учении занимает «форма», как сила, которая преобразует материю. Именно Аристотель ввёл в философию термин «материя» (буквально: лес, строительный материал) как обозначение субстрата, который в основе всего сущего. Форма – это действующее начало, переводящее потенциальное бытие в действительное. Любая вещь в природе получается в результате взаимодействия материи и формы.
Аристотель в «Метафизике» и других работах называет 4 главных причины или первоначала: материя – «то, из чего», форма – «то, что», производящая причина – «то, откуда», цель – «то, ради чего».
Философия Платона представляет собой классический образец объективного идеализма, учение Аристотеля – это движение к материализму, за что его так уважали через две с лишним тысячи лет Маркс, Энгельс, Ленин. Карл Маркс назвал Аристотеля величайшим мыслителем древности. Философию Аристотеля, если исходить из категорий «идеализм» и «материализм» нельзя отнести к материалистической, её следует назвать дуалистической.
Взаимодействие материи и формы осуществляется в результате движения. Бог или перводвигатель - конечная цель всех видов движения и всех форм жизни. Суть деятельности божественного перводвигателя состоит в мышлении как безграничной деятельности, не обусловленной ничем материальными и являющейся полной осуществлённостью – энтелехией.
В трудах философа хватает неясностей и противоречий, что дало христианским средневековым схоластам пищу для разных угодных им интерпретаций. Особенно известен замалчиванием материалистических идей Аристотеля и приспособлением аристотелизма для основания христианского вероучения католический теолог Фома Аквинский.
А за несколько веков до того учение Аристотеля широко использовалось арабскими учёными, которые стали связывающим звеном между античным миром и средневековьем. Как видим, аристотелизм оказал огромное влияние на развитие всей мировой научной и культурной мысли.
Александр Македонский приглашал своего знаменитого учителя в поход на персов, но Аристотель отказался. После расставания с великим полководцем и покорителем мира Александром Аристотель Стагирит отправился в Афины. Там он возле храма Аполлона Ликейского, где раньше учил Сократ, основал собственную философскую школу, которая стала известна во всём мире, как Ликей (Лицей). Ещё она известна, как перипатетическая школа, потому что Стагирит излагал свои мысли и взгляды во время прогулок. Перипатетик означает на др.греческом «прогуливающийся».
«Человек, который знает всё» - так уже при жизни называли Аристотеля, потому что он был учёным-энциклопедистом с поистине всеобъемлющим кругом знаний. Ему принадлежат сочинения по этике и художественному творчеству, по риторике, логике, политике, метафизике, натурфилософии, естествознанию, биологии и медицине…
Философ стал знаменитым учителем, преподавателем своего времени. Именно учителем, а не педагогом, ведь педагогом тогда называли раба, следящего за детьми. Он воспитал многие сотни учеников, среди которых Теофраст, Евдем, Аристоксен, Дикеарх, Птолемей, Кассандр.
Все науки Аристотель разделил на: 1)теоретические, 2)практические, 3)творческие. К первым он относил физику, математику, метафизику. Ко вторым – политику и этику, так как благодаря им строится жизнь государства. К третьим он относил все виды искусства, риторику и поэзию.
В сочинении «Поэтика» философ пишет о катарсисе, что значит по-гречески «очищение», как о возвышающем эстетическом воздействии искусств на человека. Трагедия через страх и сострадание способствует очищению аффектов, подобным образом влияет на человека и музыка.
В трактате «О душе» он соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) различал три души или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную. По учению философа, энтелехия (греч. «осуществлённость») - это внутренняя сила, заключающая в себе цель и окончательный результат. Душу Аристотель именует «первой энтелехией организма, имеющего способность к жизни». Человеческая душа стремится к Богу и в то же время она неотделима от тела. Таким образом, Аристотель с полным правом может считаться основателем психологии.
В своих размышлениях Аристотель, конечно, не мог обойти устройство Вселенной, нам известен его трактат «О небе». В нём философ пишет о шарообразной форме Земли и Луны. А вот о положении Земли в Космосе Аристотель вслед за Платоном придерживался ошибочной геоцентрической концепции: Землю он объявил центром Вселенной, вокруг Земли вращаются Луна, Солнце и звёзды.
Авторитет философа был настолько велик, что геоцентрическая система мира просуществовала две тысячи лет до её свержения Коперником.
Аристотель Стагирит представлял философию как науку, которая стремится к систематическому, строгому, доказательному знанию. Стагирит отвергает платоновскую теорию эйдосов – сверхчувственных, трансцендентных идей. Место «эйдоса» в его учении занимает «форма», как сила, которая преобразует материю. Именно Аристотель ввёл в философию термин «материя» (буквально: лес, строительный материал) как обозначение субстрата, который в основе всего сущего. Форма – это действующее начало, переводящее потенциальное бытие в действительное. Любая вещь в природе получается в результате взаимодействия материи и формы.
Аристотель в «Метафизике» и других работах называет 4 главных причины или первоначала: материя – «то, из чего», форма – «то, что», производящая причина – «то, откуда», цель – «то, ради чего».
Философия Платона представляет собой классический образец объективного идеализма, учение Аристотеля – это движение к материализму, за что его так уважали через две с лишним тысячи лет Маркс, Энгельс, Ленин. Карл Маркс назвал Аристотеля величайшим мыслителем древности. Философию Аристотеля, если исходить из категорий «идеализм» и «материализм» нельзя отнести к материалистической, её следует назвать дуалистической.
Взаимодействие материи и формы осуществляется в результате движения. Бог или перводвигатель - конечная цель всех видов движения и всех форм жизни. Суть деятельности божественного перводвигателя состоит в мышлении как безграничной деятельности, не обусловленной ничем материальными и являющейся полной осуществлённостью – энтелехией.
В трудах философа хватает неясностей и противоречий, что дало христианским средневековым схоластам пищу для разных угодных им интерпретаций. Особенно известен замалчиванием материалистических идей Аристотеля и приспособлением аристотелизма для основания христианского вероучения католический теолог Фома Аквинский.
А за несколько веков до того учение Аристотеля широко использовалось арабскими учёными, которые стали связывающим звеном между античным миром и средневековьем. Как видим, аристотелизм оказал огромное влияние на развитие всей мировой научной и культурной мысли.
Рейтинг: +1
76 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Новые произведения