Радиоведущий: Итак, продожаем нашу передачу "Литература пробок и коментарий на ходу" . На этот раз предметом обсуждения будет стихотворение, написанное в продолжающейся до сих пор пробке на улице Н., и присланное нам только-что водителем-дальнобойщиком Р под литературным псевдонимом "Антарктический Жеребец". На этот раз в обсуждении принимают участие известный психиатр О. и литературный критик А. из пробок. соответственно на проспектах А. и О.. Итак, для начала. прочитаю стихотворение.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. "Стих".
Милый, тихий уголок...
На столе морквы пучок..
Я сижу, как царь морской, - Что мне делать с той морквой?
Вышел только-что вот-вот. хохотушник-полиглот,-
Душу рвал и бился лбом,- мол не тем идёт путём,
что придём невесть когда, да незнаемо куда,
да неведомо зачем там мы встретимся не с тем.
Я ему грозил волшбой, книжный шкаф крушил елдой...
Он пужался, но язвил, - из последних, тужась, сил.
Не обгадил бы скамью, где я чтил епитемью...
Вот, ушёл искать в ночи к экзистенции ключи.
Мне оставил сей морквы, что нарвал посредь Москвы,
И свеклы успел набрать, да не снёс, епона мать!
Вот сижу, грущу один,- Ницшеанский Господин.-
Есть закуска - нет питья, - Житиё - без Бытия...
Словно в Шушенском... Тоска!..Где ж ты, Наденька-Доска?!.
Мне б сейчас, хотя б Ягу, мне б, хотя б, её ногу,-
На ноге на ейной той, я бренчал бы день деньской
Пел бы песни о Москве, затерявшейся в моркве...
Жизнь - бессмыслица и ложь.. Что ж ты Надя не идёшь!?.,-
Али я вам не Ильич, али в теле паралич?
Что же в том, что я не Бог?.. Дали б волю - я бы смог...
Я вам, суки, покажу, я такого наскажу,
что не выдержит санскрит, даже Кафка перебздит -
из квадралиона клизм вам сварганю Комунизьм!
Ах, изыди, мыслегрех! Всё сижу, один за всех
в моём тихом уголке, точно чирий на виске.
От тоски б в запой уйти, да завалены пути...
За окошком темь, пурга...Хохотушника нога
из сугроба, глянь, торчит,- Словно ею бес дрочит.
Ем моркву, схожу с ума...
СЛАВЬСЯ , МАТУШКА-ЗИМА.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ . Коментарий..
Психиатр: "По моему, всё ясно. У автора сильно запущенная ( и обострившаяся в пробках ) степень биполярного расстройства , плюс агрессивным бред на фоне депрессии, вызванной чересчур затянувшимся одиночеством и сексуальной неудовлетворённостью, заставляющей воображаемого героя в почти невменяемом состоянии бегать голышом по комнате, пугать воображаемого (вернее вображаемого в воображаемом) собеседника и крушить перевозбуждённым членом всё подряд, пытаясь унять бьющее через край либидо. Сублимированная культурная часть личности , то есть этот его "воображаемый в воображаемом" собеседник-полиглот, выглядит совершенно зашибленным, запутавшимся неизвестно в чём, физиологически бесполезным и даже гиниенически небезопасным (не обгадил бы скамью...терпит из последних сил, к тому же ,принёс вместо водки какую-то по-видимому совершенно несъдобную интеллегибельную дрянь). Бессознательный бунт против запрета пить спиртное за рулём.
Хоть доминирующая аморально-разнузданная часть личности ускоренно съезжает с катушек, однако представлена она в привлекательно-народном стиле мало того , чуть ли не святомученически (в обратной песпективе святого порока) (То есть он соблюдает какую-то таинственную Епитемью, избегает мыслегреха(или вообще мысли),. ассоциирует себя с Богом-Творцом, и в то же время с Ницшегосподином и самым одиозным строителем коммунизма, пытаясь экспроприировать у него по ходу дела его жену ). Это психиатрия. . Психоаналитическая же трактовка такова: Околачивание шкафа наводит на аналогию с руской поговоркой "Околачивает хреном грушу". Которая точно описывает мучительно бездеятельное ожидание у героя, кроме того, вызывает ассоциацию с плодовым деревом, зрелые плоды которого. служат для приготовления алкогольных напитков ("жидкости забвения" которой так не достаёт герою как лекарства от депрессии : "есть закуска - нет питья, житиё без Бытия"), а кроме того шкаф именно в его версии "Книжного Шкафа" символизирует райское дерево познания (книги - плоды познания) и одновременно - соблазна, под которым была соблазнена змеем Ева, то есть опять -таки женщина, как предмет неудовлетворённо-разнузданной страсти, заставляющей героя бегать по комнате и околачивать змеем, то бишь членом груши, то бишь, шкафы с яблоками. то бишь. книгами, твою мать. Всё! - круг замкнулся Начавшись с женщины, все на ней же в итоге и кончили, на этой, как её там, Еве, то есть Наденьке.
Литературный критик: Ну это всего лишь ваша трактовка, Вы исходите из того, что герой был один и психически болен. Я же готов дать эстетичеки ориентированную интерпретацию исходя из того, что героев всё же двое и к тому же они оба абсолютно здоровы,только очень несчастны, можно сказать, что находятся как-бы в замкнутом сосуде ограничивающего их бытия под экзистенциальной пробкой или внутри пробки, как мы с вами..
Психиатр: А вам самому, батенька консультация психиатра не требуется?
Литературный критик: Нет..Но вам не помешает моя, литературоведческая .Вот послушайте-ка для начала... По-моему, автор описывал не столько своё внутреннее болезненное раздвоение, а решает в несколько взбалмошно-фольклёрном,, бурлескно-травестийном стиле типичную для прозы задачу - конфликта взаимоотрицающих характеров. Берётся, например, как здесь вполне жизненная ситуация, когда встречаются двое приятелей с совершенно противоположными жизненными принципами. Как у Пушкина, помните : "лёд и пламень", здесь правда ,опять же, сегка перевёрнуто.. Один герой этой вещи - чистофизиологичен, лишь слегка окультуренное животное (ведь книжки-то он всё же читает, недаром ассоциирует себя с Ницше, но опять жы. в своём ключе), непристойный примитивизм его мыслей и невероятная для обычного человека нечувствительность к боли вызывает у читателя образ объевшегося галюциногенных грибов и взбесившегося от безъуспашных поисков самки, неандертальца.. Второй герой совершенно анемичная, лишённая буйно-стихийных жизненных проявлений , абсолюттно кастрированная Культурой,и неоднократно изнасилованная Идеализмом, личность, ищущая некий книжный смысл (к экзистении Ключи) в совершенно неподходящих для этого регионах и временах года. Результат этих дурацки-мотивированных поисков - символически торчащая из сугроба, реально обмороженная нога, влекущая за собой череду трагических последствий, как то: впавшая от горя в кому ещё довольно молодая и приятной внешности, жена и оставленные сиротами малолетние несмыслёныши-дети.. (сдержанно всхлипывает) Извените, накатило что-то. Продолжу. А казалось бы, кто тебя. балбеса-полиглота, гнал пинками на мороз?, Ну бегает полоумный голый мужик по комнате, долгбит членом о дерево. Эка невидаль. Что ж тут особенного!? Тем более для исконно русского человека.. Да и он своим же долбит, не твоим, а ты сиди себе в уголке, прикрыв глаза томиком Блока, заткнув ваткой уши, насвистывай про себя шубертовскую "Аве Марию" или повторяя вполголоса "Харя Кришны, Кришны Харя", или что ещё там в твоих дурацких и священных книгах. Вон лама Итагуров лет семьдесят под землёй просидел в условиях не слаще ваших. Ну, рано или поздно угомонится же бедолага, добегается до обширного инфаркта или сознание от неимоверной боли потеряет: сколько же можно долбить мягким о твёрдое?. Поди уж опухло всё у него там... до самой поясницы. Досидишь ты остаток зимы или жизни, рано или поздно прилетят МЧС-овские Вертолёты с долгожданными благодарностями от президента и ампулами на вечное молчание( то бишь память) или ,в лучшем случае Волшебники в небесных колесницах, без всяких ампул. В любом случае, всё так или иначе закончится.
(В конце монолога еле слышно на какой-то радиоволне звучит песенка крокодила Гены: "Прилетит вдруг Волшебник в голубом вертолёте...")
Психиатр - Какие такие вертолёты? Какой Президент, какие ампулы? Где тут о них сказано в тексте?
.
Литературный критик: :"Ну, понимаете, стихотворение слишком коротко. По этой причине всё и не доходит сразу. По какойто причине автор утаил самое начало истории, то есть её завязку. А было там примерно так. Дело происходит на метеорологической станции где-то в глубине Антарктиды, чуть ли не на самом Южном полюсе. Со спутника был сделан крайне неблагоприятный прогноз : предельно низкая температура ( ниже - 90 градусов цельсия) и рекордно долгая. мощная и многоснежная метель сроком , скажем так, на полгода. Всех метеорологов со станции срочно эвакуировали на вертолётах, но в спешке забыли двоих, упившихся в предыдущие дни медицинским спиртом, чуть больше других, соответственно и проспавших в укромных местах на день дольше. Те, кто эвакуировал, также спешили и не стали проверять по спискам. К тому ж всё происходило в ночь на новый год , многим уже названивали прямо на борт жены и любовницы "Ну, где же ты, милый, я уже выпила всё шампанское и лежу на кровати. истекая соками, смотрю то, что ты мне запретил смотреть в одиночестве и уже подумываю , а не пригласить ли для компании соседа" . Ну или примерно в таком смысле. Где уж тут время и настроение шманать под лавками! Всё выяснилось тогда, когда уже было слишком поздно. При награждении в руках у президента страны осталось два неоприходованных ордена. Что делать? Прямая телетрансляция на весь мир грозила обернуться из национального триумфа грандиознейшим фиаско. Наградили наспех каких-то там третьестепенных участников,которые сорок лет гоняли ворон с аэродрома, а потом стали разбираться. Между тем Антарктическая Супервьюга лишь крепчала. не давая даже теоретического шанса начать спасательную операцию. Признать, что обрекли на смерть тех двух бедолаг было неудобно абсолютно всем (даже тем кто их не знал, включая всю, уже готовую к процветанию страну), Иж жёны сразу после этих событий впали в кому и находились в ведомственной больнице. в одной палате и, почемуто под охраной. Малолетних детей отдали в вызывающие доверие семьи или суворовские училища. Стариков (их дудушек-бабушек) успокоительными уколами довели до полного маразма... А в это время где-то в Антарктиде, в центре уже несколько месяцев не сбавляющего обороты суперциклона, их мужья медленно сходили с ума.
Психиатр: - Довольно мрачная получается история, даже ещё мрачнее чем была . Особенно если принять их участь близко к сердцу . Не так уж она и отличается от общечеловеческой, Как подъитожил бы Мартин Хайдеггер: "мы заброшены в эти пробки, то бишь, в этот мир и брошены в нём , Нет в нём ни настоящего тепла, ни сочувствия, лишь тотальное. антарктичекое одиночество". Но что вас натолкнуло на мысли именно о таком имплицитном (скрытом) начале? Неужели были какие-то намёки в самом тексте?
Литературный критик "А как же! И не один. Ну вот, на вскидку. Откуда там какая-то морква появилась? Это в центре-то Антрктиды, да ещё и из Москвы? Всё станет логичным, если предположить что на метеостанции были исскуственные теплицы, где полярники выращивали для себя овощи. Одна из теплиц называлась "Москва". Вероятно с момента их "оставлености" прошло уже несколько месяцев и теплогенераторы теряя мощность могли обогреть, кроме жилища , лишь меленький участок в центре теплицы. где росли лишь севкла и морковь,,в новых условиях перодившаяся в почти несъедобную моркву . Свекла уже начала пропадать на корню,в отличие от приспособившейся моркови,, поэтому Хохотун, хоть и успел её собрать, но не принёс. Впрочем, по большому счёту, это уже ничего не решало. Небесные колесницы уже влетали в Глаз Антарктической Бури, лишая её силы ...Вопреки всем прогнозам
Радиотрансляция заканчивается мелодией "Аве Мария" Шуберта .
[Скрыть]Регистрационный номер 0502280 выдан для произведения:
ПОЗАБЫТЫМ РУССКИМ ПОЭТАМ 19 ВЕКА, МАЛОХОЛЬНОЙ ЮНОСТИ, ГЕРОИЧЕСКИ ПОГИБШЕЙ В НЕРАВНОЙ БИТВЕ С ЗЕЛЁНЫМ ЗМИЕМ, ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Милый, тихий уголок...
На столе морквы пучок..
Я сижу, как царь морской, - Что мне делать с той морквой?
Вышел только-что вот-вот. хохотушник-полиглот,-
убеждал, что всё путём, хоть идём не тем путём,
что придём невесть когда, да незнаемо куда,
да неведомо зачем, там и встретимся не с тем.
Я ему грозил волшбой, книжный шкаф крушил елдой...
Он пужался, но острил, - из последних, видно, сил.
Не обгадил бы скамью, где я чтил епитемью...
Вот, ушёл искать в ночи к экзистенции ключи.
Мне оставил сей морквы, что нарвал посредь Москвы,
Исвеклы успел набрать, да не снёс, епона мать!
Вот сижу, грущу один,- Ницшеанский Господин.-
Есть закуска - нет питья, - Житиё - без Бытия...
Словно в Шушенском... Тоска!..Где ж ты, Наденька-Доска?!.
Мне б сейчас, хотя б Ягу, мне б, хотя б, её ногу,-
На ноге на еёной той, я бренчал бы день деньской
Пел бы песни о Москве, затерявшейся в моркве...
Жизнь - бессмыслица и ложь.. Что ж ты Надя не идёшь!?.,-
Али я вам не Ильич, али в теле паралич?
Что же в том, что я не Бог?.. Дали б волю - я бы смог...
Я вам, суки, покажу, я такого наскажу,
что не выдержит санскрит, даже Кафка убежит -
из квадралиона клизм вам сварганю Комунизьм!
Ах, изыди, мыслегрех! Всё сижу, один за всех
в моём тихом уголке, точно чирий на виске.
От тоски б в запой уйти, да завалены пути...
За окошком темь, пурга...Хохотушника нога
из сугроба, глянь, торчит,- словно ею бес дрочит.
Знай сиди, сходи с ума...
СЛАВЬСЯ , МАТУШКА-ЗИМА.
Вещь в чебе. Автор пытается скрыться в образе ЛГ, КАК В КОЛЫБЕЛИ. жЕЛАНИЕ ПРИМЕРИТЬ НА СЕБЯ ОБРАЗ иЛЬИЧА ЯВНО ПОДОЗРИТЕЛЬНО. рЕВОЛЮЦИОНЕР В СЕБЕ. хОРОШО, ОЧЕНЬ ХОРОШО
Спасибо за отзыв. Изначально ставилась цель постепенного, нарушающего шаблоны,достраивания фабулы. Не последовательного её развития: от начала к концу, а именно в перевёрнутом виде, когда начало даётся в конце, посредством чего и сам конец, (который вначале) кардинально меняет интонацию (из юмористической к трагической) и приобретает серьёзный смысл (околофолклёрнный стёб преображается в глубинную философию человеческой оставленности), соответственно меняя и отношение к герою (или героям. Ведь тут всё ещё больше усложняется расщеплением сюжета на две линии развёртывания :версия психиатра против версии литературного критика).