Раскаленный август вторую неделю сжимал в своих душных объятиях изнемогающую Европу, намекая на неотвратимость изменений климата.
Каменные статуи святых на Карловом мосту парили над рекой в колеблющемся мареве сорокоградусной жары. Даже лебеди возле древней мельницы на Кампе куда-то спрятались, а сама Влтава текла ленивым расплавленным металлом, вздыхая тяжело и низко.
Иржи рассеянно болтал лапой в теплой воде, сидя в тени старого дуба на замшелых каменных ступенях, уходящих в чернильную глубину реки. Вот уже несколько часов он вглядывался в противоположный берег, где за стрельчатыми верхушками собора Святого Витта мутно-голубое небо постепенно наливалось сизым свинцом. Иржи посмотрел задумчиво на капли воды, скользящие по шерстистой лапке, брезгливо стряхнул её и вздохнул.
«Может всё-таки сегодня…»
Встал, потянулся, посмотрел напоследок на высокий Малостранский берег и потрусил по набережной. Через некоторое время он нырнул в арку между домами и выскочил на узкую улочку, ведущую к площади. Оглянулся ещё раз на свинцовую синеву, нависшую над Градчанами, и засеменил, цокая коготками по брусчатке. Ловко ныряя между бесчисленными туристами, которые, несмотря на жару, толпились на Староместской площади, он пробрался ближе к стене со старинными часами и замер. Какая-то увесистая тетушка в шляпе и с фотоаппаратом, заметив его, взвизгнула и замахала рукой. Иржи фыркнул и невозмутимо уселся на свободном пятачке. Задрав голову, он уставился на огромный циферблат и стал ждать, когда из оконца над часами начнут выползать диковинные фигурки, а старый Орлой важно произнесет свое первое «бам-м-м!»
На шестом «бам» Иржи вдруг встрепенулся, пискнул «ой-ой-ой!» и помчался во всю прыть через площадь в боковую улочку.
Где-то вдалеке за рекой зарокотало и сквозь густой жар, поднимающийся от раскаленной булыжной мостовой, робко повеяло прохладой. Иржи на секунду застыл, повел носом в сторону реки, покачал головой и резко свернул в переулок с игрушечными домиками в гирляндах петуний.
Вдруг из-за поворота кто-то выскочил, и Иржи со всего размаху врезался в чьи-то колени…
* * *
Поезд прибыл в Прагу ночью.
Алиса, всю ночь промаявшись на верхней полке мигренью и совестью, с облегчением выползла из душного вагона на перрон и двинулась в сторону привокзальной площади, мерцающей мокрым булыжником в предрассветной мгле. Воздух клубился туманом с ароматами кофе, ванили и медовых пряников. Призраки-дворники тихо шуршали большими метлами по тротуару, и кукольный город постепенно просыпался, постукивая ставнями.
Алиса медленно брела через площадь и зачарованно скользила взглядом по вековым домам, щедро разукрашенным гербами, виньетками и лепными фигурами. Вокруг всё дышало средневековым покоем, который постепенно проникал в её душу, вытесняя оттуда смятение и тоску.
Рядом, тихо шелестя шинами по мокрому асфальту, притормозило такси. Алиса забралась в машину, произнесла из последних сил: «Mihalska, prosim, hotel «U stare‘ pani» и, прикрыв глаза, тут же задремала.
Очнулась она, когда автомобиль остановился уже у дверей отеля "У старой пани", как ни странно, абсолютно бодрой.
В отеле её приветливо встретили как старую знакомую и вручили ключ от номера с видом на гряду черепичных крыш и собор Святого Витта над Градчанами.
Алиса быстро приняла душ, переоделась в минималистические шорты и майку ввиду непривычной для Европы жары, что упорно держалась третью неделю, и побежала на свидание с любимым Городом.
Она бесконечно долго бродила в лабиринте улочек Starego Mesta, покупала забавные ненужные сувениры, фотографировалась с какими-то шебутными хиппи и блаженными кришнаитами, два раза выпила по кружке ледяного пива и четыре раза съела мороженое.
Наконец она нырнула в темную арку под Башней и вышла к Карлову мосту.
От сильной жары Влтава выглядела как медленно текущий поток расплавленного олова, над водой стояла дымка, и от этого чудилось, что статуи святых на мосту вот-вот воспарят к блеклому сизому небу.
Безжалостное солнце разогнало туристов, и на мосту было необычно малолюдно. В тени одной из статуй какая-то девчушка старательно пиликала на скрипочке что-то из Дворжака, а чуть дальше под разноцветным зонтом дремал возле своего мольберта старый художник, облокотившись на парапет и задрав бороду. Алиса пристроилась в тени рядом со скрипачкой и перегнулась через каменные перила, созерцая медленное течение реки.
И тут коварная память в самый неподходящий момент стала подсовывать ей те малопривлекательные моменты из прошлого, от которых Алиса сбежала так поспешно и отчаянно.
…Шел двадцатый день съемок очередного анестезирующе-бесконечного сериала, которые так плодовито размножались «гениальным режиссером Великого Мыла» Ленчиком по прозвищу Карабас-Барабас. Ленчик был рыхл, неопрятен и нервен, точно карликовый пинчер.
Актеры его побаивались, съемочная группа ненавидела, но все упорно держались за золотые ниточки, жестко натянутые его пухлыми ручонками, ибо Ленчик был их «отец и кормилец».
Самое ужасное, что Алису он выбрал в качестве своей любимой куклы. А кукла, хоть и самая любимая, всё равно должна быть покорной своему кукловоду. Нет ничего страшнее бездарности, облеченной властью и деньгами. Ленчик же был окончательно бездарен и пугающе богат. Он немилосердно ломал актеров, коверкал сценарий, но разговаривать с ним было все равно, что вести беседы с носорогом - так же бессмысленно и опасно.
Для Алисы каждый съемочный день начинался кошмаром и заканчивался им же. Ленчик, когда-то с грехом пополам окончивший пищевой институт, постоянно её поучал в актерском мастерстве. Алиса терпела, произносила жуткие корявые реплики, созданные визгливым «гением», двигалась заводной куклой, а внутри неё закипал стыд за всю эту пошлость и фальшь.
И в тот день она не выдержала. В какой-то момент медленно отвернулась от камеры и угрожающе спокойным голосом произнесла то, что хотел сказать каждый из съемочной группы, но мужества хватило только у этой хрупкой маленькой актрисы со странными бирюзовыми глазами.
Что было дальше, она уже воспринимала словно кадры из немого кино: подпрыгивал, разевая рот и брызгая слюной, Ленчик, махал руками оператор, покрывшаяся красными пятнами старенькая гримерша хваталась за сердце, кто-то из актеров показывал ей большой палец, кто-то крутил пальцем у виска. А Алиса просто повернулась и пошла к студийному автобусу. Собрала свою сумку и, как была, в гриме, поплелась на шоссе…
…Алиса помотала головой, отгоняя неприятные воспоминания, и зашагала по мосту.
«Али-и-иса…» - вдруг раздался чей-то свистящий шепот. Она остановилась, оглянулась вокруг, посмотрела на скрипачку. Но музыкантша продолжала сосредоточенно терзать свой инструмент, ни на кого не глядя. Мимо прошла парочка, слишком увлеченная друг другом. «Али-и-иса…» - снова раздался тот же голос. Девушка задрала голову вверх и поглядела на статую святого Яна Непомуцкого, громоздившуюся прямо над ней. Святой ухмыльнулся и явственно подмигнул ей.
«Кажется, уже чересчур жарко…» - вздрогнув, подумала Алиса и заторопилась обратно в отель.
Ян Непомуцкий покачал головой и снова застыл.
* * *
Ночь не принесла долгожданной прохлады. Алиса долго крутилась в постели, перекатываясь то на одну сторону, то на другую, потом распласталась поперек кровати и стала считать лохматых облезлых верблюдов, упорно возникающих в воображении вместо кудрявых белоснежных барашков. Кондиционер, честно работавший сутки напролет, надрывно сипел из последних сил. Верблюды кончились. Сон не появлялся. Вдруг кондиционер взвыл и судорожно застучал. Алиса со стоном поднялась, подошла к агрегату и жалобно уставилась на него. Кондиционер отчаянно взвыл напоследок, фыркнул, пискнул и окончательно умер.
Алиса некоторое время недоверчиво созерцала блестящий бок, потом постучала по нему, понюхала снизу, еще раз стукнула, а затем обреченно повернулась к окну и со злостью распахнула створки настежь. В номер отеля заструился горячий, густой, мармеладный воздух. Алиса уселась на подоконник, прислонилась лбом к прохладному стеклу и пробормотала: «Хорошо отдыхаешь…»
В бездонном небе за окном висели дрожащие тусклые звезды, невозмутимая луна застряла на шпиле собора над Градчанами, а прямо под окном громоздилась и уходила в темноту бесконечная полифония черепичных крыш.
Древний Город мерно дышал, презирая духоту и жару, и казалось, что так было всегда и так будет всегда: будут сторожить его покой каменные изваяния на Карловом мосту, будут струиться отражения малостранских огней в темной воде, будет тихо бормотать Влтава, а по вековой брусчатке по ночам будут скользить призраки благородных рыцарей и прекрасных дам.
«Что ты здесь делаешь, Алиска? От чего бежишь? Что ты ищешь?» - спросила она себя, послушала ночное безмолвие, вздохнула и отправилась обратно в постель.
…Проснулась Алиса от какого-то шороха. Открыла глаза и увидела сидящую на подоконнике упитанную пражскую синицу. Птица, склонив голову набок, с интересом разглядывала девушку. Алиса помахала синице рукой, та возмущенно свистнула и упорхнула.
«Птичка права. Хватит маяться вопросами бытия. Гораздо лучше пить кофе с ореховыми кнедликами на Староместской площади!»
Через час Алиса уже сидела в плетеном кресле под полосатым тентом, покачивая ногой и допивая вторую чашку кофе. На площадь постепенно стекались туристы, солнце подползало к зениту, и жара снова становилась хозяйкой в городе.
Алиса с сожалением сунула нос в пустую чашку, поизучала кофейные разводы, но кроме каких-то хвостатых зверей ничего интересного там не обнаружила. Закинув сумку на плечо, спрыгнула с деревянных ступенек летнего кафе и отправилась бродить по улицам.
«Бам-бам-бам….баммм» - вдалеке гулко пробили двенадцать раз часы на старом Орлое.
Алиса повернула за угол и с ужасом увидела, как прямо на нее на всех парах несется вприпрыжку на задних лапах какая-то полоумная белка. В ту же секунду с глухим стуком белка врезалась в её колени, Алиса покачнулась и, не удержавшись на ногах, рухнула прямо на асфальт. В глазах на миг потемнело, а когда она наконец сфокусировала взгляд, то увидела прямо перед носом нахальные беличьи глаза светло-каштанового цвета с золотистыми крапинками, смотревшие на нёе тепло и плотоядно.
Белка молча терла лапкой лоб и продолжала улыбаться.
«Господи, почему я ей отвечаю?.. Белки не разговаривают. Просто очень жарко. Сейчас все пройдет…» — Алиса на всякий случай опять закрыла глаза, решив немножко передохнуть на асфальте.
Но очередной громкий вопль над ухом не дал ей насладиться отдыхом.
-- Нет-нет! Ты – Элишка!!! Йо-хо-о! Я нашел её! Я нашел её! – выплясывая безумную джигу, орал буро-рыжий клубок шерсти.
Алиса глянула сквозь прикрытые ресницы на странное пляшущее животное и зажмурила глаза покрепче. В следующую секунду прямо ей в лицо ткнулся чей-то влажный нос.
С возгласом «Тьфу!!!» Алиса тут же в панике вскочила и уставилась на белку.
-- Гм-м, не сработало… -- разочарованно протянул зверек.
-- Что не сработало? – вопреки здравому смыслу, настаивавшему на том, что белки не разговаривают, поинтересовалась Алиса, отряхивая колени от пыли.
-- А!.. Неважно… Бабка, видно, пошутила, -- с грустью ответила белка и уселась, сгорбившись, на бровку.
Алиса потопталась рядом, зыркая на смешного зверька, а затем с опаской присела рядом.
-- Какая бабка?
-- Моя бабушка, -- со вздохом ответил зверек. -- Когда я был совсем маленький, она мне каждый вечер рассказывала сказку о принцессе с золотыми волосами. И как будто однажды, когда часы на Орлое пробьют двенадцать раз, а небо над собором Святого Витта расколет молния, под гербом «U modrego orla» я встречу Златовласку, и от её поцелуя я превращусь в прекрасного юношу, и …
-- Ах ты глупая белка! Это же просто старая сказка! – качнула головой Алиса.
-- Я не белка, если уж на то пошло. Я белк. То есть…я – Иржи, -- вконец смутился зверек.
Алиса хотела что-то еще сказать, но вдруг небо над головой сверкнуло, треснуло, и оттуда вывалились тяжелые, крупные капли дождя.
Девушка охнула, белка пискнула, и они, не сговариваясь, припустили по улице, спасаясь от грозы. На том месте, где они сидели, от ветра с грохотом хлопнули ставни на окне, и на стене старого дома открылась взору позеленевшая от времени бронзовая вывеска с древним гербом. В центре, раскрыв крылья, парил орел, а по кругу еле виднелись стертые готические буквы, сложившиеся в слова «U modrego orla».
В небе исступленно чертили зигзаги молнии, вокруг стоял сплошной грохот, а Алиса, не разбирая дороги, неслась по улицам следом за мелькавшим впереди беличьим хвостом. Наконец Иржи вскочил на крыльцо под навесом, отряхнулся по-собачьи, и галантно присев, пригласил Алису в маленькое кафе.
Внутри было безлюдно, только тихо играла музыка: лютня и клавесин рассказывали друг другу какую-то затейливую историю средневековых времен.
Алиса, переводя дух, приземлилась на резной деревянный стул, а Иржи устроился на таком же стуле рядом. Мгновенно откуда-то возник кудрявый официант, и только Алиса открыла рот, собираясь сделать заказ, как он молча кивнул и исчез. Через пару минут появился снова, неся поднос с кофейником и маленькими пирожными. Пирожные выставил рядами перед Алисой, а для Иржи -- блюдце с фисташками. Белка подняла бровь (честное слово – подняла бровь!!!) и нахмурилась (!!). Официант стушевался, опять исчез и снова появился, но уже с вазочкой, наполненной грецкими орехами.
-- Терпеть не могу фисташки, -- буркнул Иржи. Алиса поморгала и уставилась на зверька. Тот невозмутимо щелкал орешки. Потом поднял глаза на девушку и произнес:
-- Ну же, Элишка, угощайся. Здесь очень вкусный кофе. Да и пирожные весьма недурственны.
Алиса, уже ничему не удивляясь, принялась за пирожные, пробормотав себе под нос: «Ну что ж, белка, так белка…»
Десерт и в самом деле оказался изумительным, а кофе умиротворяющее дурманил корицей. За приоткрытым окном бодро барабанил дождь, и прозрачные занавески слегка шевелились от свежего влажного ветра в такт клавесину.
Алиса в блаженном состоянии вполуха слушала какие-то беличьи лесные рассказы. Внезапно Иржи вскочил, глянул в окно и воскликнул:
-- Ой, а дождь уже закончился! Пойдем, Элишка, -- протянув лапку, многозначительно произнес он. – Я приглашаю тебя на бал.
-- Бал?? – с недоверием сказала Алиса, склонив голову набок.
-- Самый настоящий бал. Каждый год, в зените лета, Королева Изумрудных Холмов устраивает бал. В старинном замке, на высокой скале, окруженной глубоким рвом, незадолго до полуночи музыканты заиграют торжественную старинную мелодию, и начнется бал. В охотничьем зале, украшенном гирляндами живых цветов, закружатся пары прекрасных дам и благородных кавалеров. Они будут танцевать до тех пор, пока королева не объявит начало турнира. И тогда во внутреннем дворе замка, при свете факелов, начнется сражение: храбрые рыцари скрестят копья во имя Прекрасной Принцессы. Имя её будет названо с двенадцатым ударом замковых часов…
Глаза Иржи горели, кисточки на ушах дрожали от возбуждения. Он вскочил на стол и, стоя на задних лапках, изображал то рыцаря с копьем, то галантного кавалера, то кокетливую даму. Вдруг запнулся, смутился, пробормотал: «Ну, в общем, будет классно!», спрыгнул со стола, протрусил к двери, распахнул её и вопросительно уставился на Алису.
«Да-а…Дела!..» -- сказала себе Алиса, но, тем не менее встала и двинулась следом за белкой.
Из-за приоткрытой двери изредка доносились звуки шлепающих капель, пахло мокрым камнем и почему-то густым ароматом луговых цветов и скошенной травы. Алиса ступила на крыльцо следом за белкой и оцепенела в изумлении на пороге. Перед ней, сколько хватало взгляда, расстилалась гряда изумрудных холмов с желтыми пятнами выгоревшей травы, а между ними, петляя и теряясь за горизонтом, бежала дорожка, вымощенная охристым кирпичом. Алиса ахнула и в панике стала озираться, не понимая, куда подевались улицы с магазинами и витринами, дома, машины, туристы и вообще, весь Город? Но Иржи уверенно ступил на дорожку и нетерпеливо крикнул:
-- Смелее, Элишка! Нам предстоит долгая дорога, и бал может начаться без нас!
Алисе ничего и не оставалось, кроме как поспешить следом за рыжим беличьим хвостом, обладатель которого несся, смешно подпрыгивая, по влажным кирпичам.
Мощеная дорожка долго вела их с холма в долину, и снова на холм, пока в сгущающихся сумерках где-то слева не блеснуло озеро и перед ними возник замок, окруженный рвом с неподвижной темной водой, через который был перекинут мост на огромных цепях.
Алиса с опаской ступила на скрипучие доски моста, но Иржи опередил ее и уже нетерпеливо топтался у высокой дубовой двери с кованым гербом.
Дверь внезапно отворилась, и Алису ошеломил яркий свет факелов во внутреннем дворе. Распахнутую дверь с поклоном учтиво придерживал господин в камзоле, подозрительно похожий на медведя. К девушке неожиданно подскочил маленький вертлявый тип, весь в кружевах, с пышным жабо и острым личиком куницы. Он произнес что-то витиевато-приветственное, и пригласил следовать за собой.
Сквозь широко раскрытые двери дворца было видно, как богато разукрашены живыми цветами витые колонны и темные деревянные лестницы, а зал залит мерцающим светом множества свечей в бронзовых светильниках. В глубине стоял трон, на котором восседала дама почтенных лет в короне и маске. Вертлявый подвел Алису к королеве и отступил с поклоном. Алиса в растерянности оглянулась и присела в подобии реверанса. Королева улыбнулась, блеснула сквозь прорези в маске лукавыми глазами каштанового цвета с золотыми крапинками и промолвила:
-- Добро пожаловать, Элишка. Танцуй, веселись, чувствуй себя как дома. Надеюсь, тебе наш бал понравится, -- и взмахнула веером.
Музыканты грянули что-то бодренькое, и зал заполнили многочисленные танцующие пары. Зрелище заворожило Алису. Один танец сменялся другим, веселые мелодии – плавными напевами, а дамы и их кавалеры скользили и кружились с дивной грацией лесных ланей. Высокий кавалер в маске, с волнистой гривой рыжеватых волос, увлек Алису в центр зала, и она кружилась, смеясь, по блестящему дубовому паркету, позабыв обо всем на свете.
Музыка вдруг смолкла, пары остановились, и распорядитель бала торжественно пригласил всех во внутренний двор замка. Алиса вместе с остальными гостями расположилась на деревянном помосте, увитом плющом, под навесом из каких-то неизвестных, сладко пахнущих цветов. Заиграла труба, что-то прокричали глашатаи, размахивая узкими разноцветными знаменами, королева взмахнула рукой, и посередине мощеного двора начался рыцарский турнир.
Какое-то мгновение Алисе показалось, что она находится на съемочной площадке некоего фильма, и сейчас вспыхнут софиты и прожектора, кто-то зычно крикнет «мотор!», и зажужжит камера. Но перед стенами замка разыгралось нешуточное сражение: треснули копья и сверкнули мечи, и ахнули гости, и рыцарь-победитель под торжествующие звуки фанфар, преклонив колено, опустился перед королевой.
Королева встала с трона и протянула рыцарю маленькую корону. Под громкие аплодисменты и восторженные крики высокий худощавый рыцарь, закованный в латы, пересек двор и приблизился к Алисе. Все гости замерли. Рыцарь поклонился и с почтением водрузил корону на Алисину голову. Девушка растерянно смотрела в лицо рыцаря, полностью скрытое шлемом, только в узких прорезях смеялись светло-каштановые глаза с золотистыми крапинками.
Тут вспыхнули фейерверки, громко заиграла музыка, и Алису окружила шумная толпа гостей.
А кто-то сзади еле слышно прошептал:
«Ты настоящая принцесса, Элишка!..»
Алиса попыталась разглядеть, кто это сказал, но вдруг огни вокруг завертелись с бешеной скоростью, в ушах зазвенело, и обрушилась темнота.
* * *
Очнулась Алиса, обнаружив себя сидящей на ступеньках знакомого отеля. Голова слегка кружилась, где-то рядом мерно капала вода из водосточной трубы, в воздухе была разлита пронзительная свежесть, а над тротуаром в дрожащем свете фонаря плыл туман. Алиса поднялась, пожала плечами и кому-то ответила: «Я не принцесса, Иржи. Принцессы не снимаются в дурных бесконечных сериалах, не жуют жвачку и не курят. Ты заблудился во времени, малыш…» Она ещё немного постояла, вдыхая ночную прохладу, и добавила: «…или это был тепловой удар».
Затем отворила дверь отеля, пересекла холл, подошла к заспанному портье и попросила заказать на утро такси. Поднялась к себе в номер, не включая света, подошла к окну и увидела на подоконнике невесть откуда взявшийся букет белых лилий. Алиса взяла цветы и прислонилась к ним щекой. Лилии пахли тревожно и грустно.
«Ну вот… Твой пражский уик-энд закончился, Алиска. Пора домой возвращаться. И что дальше?..» -- она тяжко вздохнула и взяла в руки мобильный телефон. Ещё раз вздохнула и набрала номер.
-- Алло? Леонид Ефимович, это Алиса… -- затем отодвинула аппарат подальше от уха и посмотрела на него с тоской. И несколько минут молча слушала, как оттуда раздаются визгливые крики. Потом поднесла снова телефон к уху и с трудом выдавила из себя:
-- Да. Хорошо. Я буду послезавтра. Да. До свидания.
Алиса с отвращением отшвырнула мобильник и, не раздеваясь, улеглась в кровать с букетом лилий в обнимку.
* * *
Поезд уже стоит у перрона, когда Алиса выходит из здания вокзала.
Она проходит в свое купе, забрасывает сумку на верхнюю полку и садится в угол, уставившись в окно. Раздается стук, и дверь купе резко откатывается в сторону. В проеме возникает высокий худощавый парень с рыжеватой челкой, падающей на лицо, и лукавыми светло-каштановыми глазами в золотистую крапинку. Он тяжело дышит, как будто от долгого бега. Прислоняется к двери и, еле переводя дух, произносит:
-- Не уезжай, Алиса. Останься.
Алиса молча смотрит на него немигающим распахнутым взглядом и не двигается. Тогда он хватает её сумку с верхней полки, а саму Алису – за руку, и бросается по проходу к выходу. Толстая проводница что-то кричит, скрипят сцепки вагонов, и поезд нехотя ползет вдоль перрона. Парень соскакивает со ступенек поезда и бежит рядом, неотрывно глядя на Алису, замершую на ступеньках. Она секунду колеблется, а затем прыгает прямо ему в объятия с воплем:
-- Только не называй меня больше Алисой! Я – Элишка!!
[Скрыть]Регистрационный номер 0067704 выдан для произведения:
«Не изменяйся, будь самим собой,
Ты можешь быть собой, пока живешь». (В.Шекспир)
Раскаленный август вторую неделю сжимал в своих душных объятиях изнемогающую Европу, намекая на неотвратимость глобального потепления.
Каменные статуи святых на Карловом мосту парили над рекой в колеблющемся мареве сорокоградусной жары. Даже извечные лебеди возле древней мельницы на Кампе испарились, а сама Влтава текла ленивым расплавленным металлом, вздыхая тяжело и низко.
Иржи болтал ногой в теплой воде, сидя в тени старого дуба на замшелых каменных ступенях, уходящих в чернильную глубину реки. Вот уже несколько часов он напряженно вглядывался в высокий противоположный берег, где за стрельчатыми верхушками собора Святого Витта мутно-голубое небо постепенно наливалось сизым свинцом. Малыш почесал затылок шерстистой лапкой и вздохнул.
«Может все-таки сегодня…»
Встал, потянулся, глянул напоследок на высокий Малостранский берег, и потрусил вдоль берега. Через некоторое время он нырнул в какую-то арку и выскочил на узенькую улочку, ведущую к площади. Оглянулся еще раз на свинцовую синеву, нависшую над Градчанами, и быстро-быстро засеменил, цокая коготками по брусчатке. Ловко ныряя между бесчисленными туристами, которые, несмотря на жару, толпились на Староместской площади, он пробрался ближе к стене со старинными часами и замер. Какая-то увесистая тетушка в шляпе и с фотоаппаратом, заметив его, взвизгнула и замахала рукой. Иржи фыркнул и невозмутимо уселся на свободном пятачке. Задрав голову, он уставился на огромный циферблат и стал ждать, как из оконца над часами начнут выползать диковинные фигурки, а старый Орлой важно произнесет свое первое «Бам-м-м!»
На шестом «бам» Иржи вдруг встрепенулся, пискнул «ой-ой-ой!» и помчался во всю прыть через площадь в боковую улочку.
Где-то вдалеке за рекой зарокотало и сквозь густой жар, подымающийся от раскаленной булыжной мостовой, робко повеяло прохладой. Иржи на секунду застыл, повел носом в сторону реки, покачал головой и резко завернул в переулок с игрушечными домиками в гирляндах петуний.
Вдруг из-за поворота кто-то выскочил, и Иржи со всего размаху врезался в чьи-то колени…
* * *
Поезд прибыл в Прагу ночью.
Алиса, всю ночь промаявшись на верхней полке мигренью и совестью, с облегчением выползла из душного вагона на перрон и двинулась в сторону привокзальной площади, мерцающей мокрым булыжником в предрассветной тьме. Воздух над площадью клубился туманом с ароматом кофе, ванили и медовых пряников. Призраки-дворники тихо шуршали большими метлами по тротуару, и кукольный город нехотя просыпался, постукивая ставнями.
Алиса медленно брела через площадь и очарованно скользила взглядом по вековым домам, щедро разукрашенным гербами, виньетками и лепными фигурками. Вокруг все дышало средневековым покоем, который постепенно проникал в Алисину душу, вытесняя оттуда смятение и тоску.
Рядом, тихо шелестя шинами по мокрому асфальту, притормозило такси. Алиса забралась в машину, произнесла из последних сил: «Mihalska, prosim, hotel «U stare‘ pani», - и, прикрыв глаза, тут же задремала.
Очнулась она уже у дверей отеля, как ни странно, абсолютно бодрой.
В отеле ее приветливо встретили, как старую знакомую, и вручили ключ от номера с видом на гряду черепичных крыш и Собор Святого Витта над Градчанами.
Алиса быстро приняла душ, переоделась в минималистические шорты и майку ввиду непривычной для Европы жары, что упорно держалась третью неделю, и побежала на свидание с любимым Городом.
Она бесконечно долго бродила в лабиринте улочек Starego Mesta, покупала
забавные ненужные сувениры, пила кофе, фотографировалась с какими-то шебутными хиппи и блаженными кришнаитами, два раза выпила ледяное пиво и четыре раза съела мороженое.
Наконец она нырнула в темную арку под Башней и вышла к Карлову мосту.
От сильной жары Влтава выглядела медленным потоком расплавленного олова, над водой стояла дымка, и от этого чудилось, что статуи святых на мосту вот-вот воспарят к блеклому сизому небу.
Безжалостное солнце разогнало туристов, и на мосту было необычно малолюдно. В тени одной из статуй какая-то девчушка старательно пиликала на скрипочке что-то из Дворжака, а чуть дальше под разноцветным зонтом дремал возле своего мольберта старый художник, облокотившись на парапет и задрав бороду. Алиса пристроилась в тени рядом со скрипачкой и перегнулась через каменные перила, созерцая медленное течение реки.
И тут коварная память в самый неподходящий момент стала подсовывать ей те малопривлекательные моменты из прошлого, от которых Алиса сбежала через границу.
…Шел двадцатый день съемок очередного анестезирующе-бесконечного сериала, которые так плодовито размножались «гениальным режиссером Великого Мыла» Ленчиком, по прозвищу Карабас-Барабас. Ленчик был рыхл, неопрятен и нервен, точно карликовый пинчер.
Актеры его побаивались, съемочная группа ненавидела, но все упорно держались за золотые ниточки, жестко натянутые его пухлыми ручонками, ибо Ленчик был их «отец и кормилец».
Самое ужасное, что Алису он выбрал в качестве своей любимой куклы. А кукла, хоть и самая любимая, все равно должна быть покорной своему кукловоду. Нет ничего страшнее бездарности, облеченной властью и деньгами. Ленчик же был безнадежно бездарен и пугающе богат. Он безжалостно ломал актеров, коверкал сценарий, но разговаривать с ним было все равно, что вести беседы с носорогом - так же бессмысленно и опасно.
Для Алисы каждый съемочный день начинался кошмаром и заканчивался кошмаром. Ленчик, когда-то с грехом пополам окончивший Пищевой институт, постоянно ее поучал актерскому мастерству. Алиса терпела, произносила жуткие корявые реплики, созданные визгливым «гением», двигалась заводной куклой, а внутри закипал и сжигал ее стыд за всю эту пошлость и фальшь.
И в тот день она не выдержала. В какой-то момент медленно отвернулась от камеры и угрожающе спокойным голосом произнесла то, что хотел сказать каждый из съемочной группы, но мужества хватило только у этой хрупкой маленькой актрисы со странными бирюзовыми глазами.
Что было дальше, она уже воспринимала, словно кадры из немого кино: подпрыгивал, разевая рот и брызгая слюной, Ленчик, махал руками оператор, покрывшаяся красными пятнами старенькая гримерша хваталась за сердце, кто-то из актеров показывал ей большой палец, кто-то крутил пальцем у виска. А Алиса просто повернулась и пошла к студийному автобусу. Собрала свою сумку и, как была, в гриме, поплелась на шоссе голосовать попутку…
…Алиса помотала головой, отгоняя неприятные воспоминания, и зашагала по мосту.
«Али-и-иса…» - вдруг раздался чей-то свистящий шепот. Она остановилась, оглянулась вокруг, посмотрела на скрипачку. Но музыкантша продолжала сосредоточенно терзать свой инструмент, ни на кого не глядя. Мимо прошла парочка, слишком увлеченная друг другом. «Али-и-иса…», - снова раздался тот же голос. Девушка задрала голову верх и поглядела на статую святого Яна Непомуцкого, громоздившуюся прямо над ней. Ян Непомуцкий ухмыльнулся и явственно ей подмигнул.
«Кажется, уже чересчур жарко…» - вздрогнув, подумала Алиса и заторопилась обратно в отель.
Ян Непомуцкий покачал головой и снова застыл.
* * *
Ночь не принесла долгожданной прохлады. Алиса долго крутилась в постели, перекатываясь то на одну сторону, то на другую, потом распласталась поперек кровати и стала считать лохматых облезлых верблюдов, упорно возникающих в воображении вместо кудрявых белоснежных барашков. Кондиционер, честно работавший сутки напролет, надрывно сипел из последних сил. Верблюды кончились. Сон не появлялся. Вдруг кондиционер взвыл и судорожно застучал. Алиса со стоном поднялась, подошла к агрегату и жалобно уставилась на него. Кондиционер отчаянно взвыл напоследок, фыркнул, пискнул и окончательно умер.
Алиса некоторое время недоверчиво созерцала блестящий бок, потом постучала его сбоку, понюхала снизу, еще раз стукнула, а затем обреченно повернулась к окну и со злостью распахнула створки настежь. В номер отеля заструился горячий, густой мармеладный воздух. Алиса уселась на подоконник, прислонилась лбом к прохладному стеклу и пробормотала: «Хорошо отдыхаешь…»
В бездонном небе за окном висели дрожащие тусклые звезды, невозмутимая луна застряла на шпиле Собора над Градчанами, а прямо под окном громоздилась и уходила в темноту бесконечная полифония черепичных крыш.
Древний Город мерно дышал, презирая духоту и жару, и казалось, что так было всегда, и так будет всегда: будут сторожить его покой каменные изваяния на Карловом мосту, будут струиться отражения малостранских огней в темной воде, будет тихо бормотать Влтава, а по вековой брусчатке по ночам будут скользить призраки благородных рыцарей и прекрасных дам.
«Что ты здесь делаешь, Алиска? От чего бежишь? Что ты ищешь?» - спросила она себя, послушала ночное безмолвие, вздохнула и отправилась обратно в постель.
…Проснулась Алиса от какого-то шороха. Открыла глаза и увидела сидящую на подоконнике упитанную пражскую синицу. Птица, склонив голову набок, с интересом разглядывала Алису. Алиса помахала синице рукой, та возмущенно свистнула и упорхнула.
«Все. Хватит маяться вопросами бытия. Гораздо лучше пить кофе с ванильными булочками на Староместской площади!»
Через час Алиса уже сидела в плетеном кресле под полосатым тентом, покачивая ногой и допивая вторую чашку кофе. На площадь постепенно стекались туристы, солнце подползало к зениту, и жара снова становилась хозяйкой в городе.
Алиса с сожалением сунула нос в пустую чашку, поизучала кофейные разводы, но кроме каких-то хвостатых зверей ничего интересного там не обнаружила. Закинув сумку на плечо, спрыгнула с деревянных ступенек летнего кафе и отправилась бродить по улицам.
«Бам-бам-бам….баммм,» - вдалеке гулко пробили двенадцать раз часы на старом Орлое.
Алиса повернула за угол и с ужасом увидела, как прямо на нее на всех парах несется вприпрыжку на задних лапах какая-то полоумная белка. В ту же секунду с глухим стуком белка врезалась в ее колени, Алиса покачнулась и, не удержавшись на ногах, рухнула прямо на асфальт. В глазах на миг потемнело, а когда она наконец сфокусировала взгляд, то увидела прямо перед носом нахальные беличьи глаза светло-каштанового цвета с золотистыми крапинками, смотревшие на нее тепло и плотоядно.
Белка молча терла лапкой лоб и продолжала улыбаться.
«Господи, почему я ей отвечаю?.. Белки не разговаривают. Просто очень жарко. Сейчас все пройдет…» - Алиса на всякий случай опять закрыла глаза, решив немножко передохнуть на асфальте.
Но очередной громкий вопль над ухом не дал ей насладиться отдыхом.
- Нет – нет! Ты – Элишка!!! Йо-хо-о! Я нашел ее! Я нашел ее! – выплясывая безумную джигу, орал буро-рыжий клубок шерсти.
Алиса глянула сквозь прикрытые ресницы на странное пляшущее животное и зажмурила глаза покрепче. В следующую секунду прямо ей в лицо ткнулся чей-то влажный нос.
С криком «Тьфу!!!» Алиса тут же в панике вскочила и уставилась на белку.
- Гм. Не сработало… - разочарованно протянул зверек.
- Что не сработало? – вопреки здравому смыслу, настаивающему на том, что белки не разговаривают, поинтересовалась Алиса, отряхивая колени от пыли.
- А!.. Неважно… Бабка, видно, пошутила, - с грустью ответила белка и уселась, сгорбившись, на бровку.
Алиса потопталась рядом, зыркая на смешного зверька, а затем с опаской присела рядом.
- Какая бабка?
- Моя бабушка, - со вздохом протянул звереныш. - Когда я был совсем маленький, она мне каждый вечер рассказывала сказку о принцессе с золотыми волосами, и как будто однажды, когда часы на Орлое пробьют двенадцать раз, а небо над Собором Святого Витта расколет молния, под гербом «U modrego orla» я встречу Златовласку, и от ее поцелуя я превращусь в прекрасного юношу, и …
- Ах ты, глупая белка! Это же просто старая сказка! – качнула головой Алиса.
- Я не белка, если уж на то пошло. Я белк. То есть…я – Иржи, - вконец смутился зверек.
Алиса хотела что-то еще сказать, но вдруг небо над головой сверкнуло, треснуло, и оттуда вывалились тяжелые, крупные капли дождя.
Девушка охнула, белка пискнула, и они, не сговариваясь, припустили по улице, спасаясь от грозы. На том месте, где они сидели, от ветра с грохотом хлопнули ставни на окне, и на стене старого дома открылась взору позеленевшая от времени бронзовая вывеска с древним гербом. В центре, размахнув крылья, парил орел, а по кругу еле виднелись стертые готические буквы, сложившиеся в слова «U modrego orla».
В небе исступленно чертили зигзаги молнии, вокруг стоял сплошной грохот, а Алиса, не разбирая дороги, неслась по улицам следом за мелькавшим впереди беличьим хвостом. Наконец Иржи вскочил на крыльцо под навесом, отряхнулся
по-собачьи, и, галантно присев и махнув лапкой, пригласил Алису в маленькое кафе.
Внутри было безлюдно, только тихо играла музыка: лютня и клавесин наперебой рассказывали друг другу какую-то затейливую историю средневековых времен.
Алиса, переводя дух, приземлилась на резной деревянный стул, а Иржи устроился на таком же стуле рядом. Мгновенно откуда-то возник кудрявый официант, и только Алиса открыла рот, собираясь сделать заказ, как официант молча кивнул и исчез. Через пару минут появился снова, неся поднос, доверху заставленный маленькими пирожными с кофейником. Пирожные выставил рядами перед Алисой, а для Иржи поставил блюдце с фисташками. Белка подняла бровь (честное слово – подняла бровь!!!) и нахмурилась (!!). Официант стушевался, опять исчез и снова появился, но уже с вазочкой, наполненной грецкими орехами.
- Терпеть не могу фисташки, - буркнул Иржи. Алиса поморгала и уставилась на зверька. Тот невозмутимо щелкал орешки. Потом поднял глаза на девушку и произнес:
- Ну же, Элишка, угощайся. Здесь очень вкусный кофе. Да и пирожные весьма недурны.
Алиса остолбенело глянула на белку, дернула плечом и принялась за пирожные, пробормотав себе под нос: «Ну что ж, белка, так белка…»
Десерт и в самом деле оказался изумительным. Кофе умиротворяющее дурманил корицей, за приоткрытым окном бодро барабанил дождь, а прозрачные занавески слегка шевелились от свежего влажного ветра в такт клавесину.
Алиса в блаженном состоянии вполуха слушала какие-то беличьи лесные рассказы. Внезапно Иржи вскочил, глянул в окно и воскликнул:
- Ой, а дождь уже закончился! Пойдем, Элишка, - протянув лапку, многозначительно произнес он. – Я приглашаю тебя на бал.
- Бал?? – с недоверием сказала Алиса, склонив голову набок.
- Самый настоящий бал. Каждый год, в зените лета, Королева Изумрудных Холмов устраивает бал. В старинном замке, на высокой скале, окруженной глубоким рвом, незадолго до полуночи музыканты заиграют торжественную старинную мелодию, и начнется бал. В охотничьем зале, украшенном гирляндами живых цветов, закружатся пары прекрасных дам и благородных кавалеров. Они будут танцевать до тех пор, пока королева не объявит начало турнира. И тогда во внутреннем дворе замка, при свете факелов, начнется сражение, храбрые рыцари скрестят копья во имя Прекрасной Принцессы. Имя ее будет названо с двенадцатым ударом замковых часов… - глаза Иржи горели, кисточки на ушах дрожали от возбуждения, он вскочил на стол и, стоя на задних лапках, изображал то рыцаря с копьем, то галантного кавалера, то кокетливую даму. Вдруг запнулся, смутился, пробормотал: «Ну, в общем, будет классно!», спрыгнул
со стола, протрусил к двери, распахнул ее и вопросительно уставился на Алису.
«Да-а…Дела!..» - сказала себе Алиса, но, тем не менее встала со стула и двинулась следом за белкой.
Из-за приоткрытой двери изредка доносились звуки шлепающих капель, пахло мокрым камнем и почему-то густым ароматом луговых цветов и скошенной травы. Алиса ступила на крыльцо следом за белкой и оцепенела в изумлении на пороге. Перед ней, сколько хватало взгляда, расстилалась гряда изумрудных холмов с желтыми пятнами выгоревшей травы, а между ними, петляя и теряясь за горизонтом, бежала дорожка, вымощенная охристым кирпичом. Алиса ахнула и в панике стала озираться, не понимая, куда подевались улицы с магазинами и витринами, дома, машины, туристы и вообще, весь Город? Но Иржи уверенно ступил на дорожку и нетерпеливо крикнул:
- Смелее, Элишка! Нам предстоит долгая дорога, и бал может начаться без нас!
Алисе, пожалуй, ничего и не оставалось, кроме как поспешить снова следом за рыжим беличьим хвостом, обладатель которого несся, смешно подпрыгивая, по влажным кирпичам.
Мощеная дорожка долго вела их с холма в долину, и снова на холм, пока где-то слева не блеснуло озеро в сгущающихся сумерках, и перед ними возник замок, окруженный рвом с неподвижной темной водой, через который был перекинут мост на огромных цепях.
Алиса с опаской ступила на скрипучие доски моста, но Иржи опередил ее и уже нетерпеливо топтался у высокой дубовой двери с кованым гербом.
Дверь внезапно отворилась, ошеломив Алису ярким светом факелов во внутреннем дворе. Распахнутую дверь с поклоном учтиво придерживал господин в камзоле, подозрительно похожий на медведя. К девушке неожиданно подскочил маленький вертлявый тип весь в кружевах, с пышным жабо и остреньким личиком куницы. Он произнес что-то витиевато-приветственное, и пригласил следовать за собой.
Сквозь широко раскрытые двери дворца видно было, как богато разукрашены живыми цветами витые колонны и темные деревянные лестницы, а зал залит мерцающим светом множества свечей в бронзовых светильниках. В глубине стоял трон, на котором восседала дама почтенных лет в короне и маске. Вертлявый подвел Алису к королеве и отступил с поклоном. Алиса в растерянности оглянулась и присела в подобии реверанса. Королева улыбнулась, блеснула сквозь прорези в маске лукавыми глазами каштанового цвета с золотыми крапинками, и промолвила:
- Добро пожаловать, Элишка. Танцуй, веселись, чувствуй себя как дома. Надеюсь, тебе наш бал понравится, - и взмахнула веером.
Музыканты грянули что-то бодренькое, и зал заполнили многочисленные танцующие пары. Зрелище заворожило Алису. Один танец сменялся другим, веселые мелодии – плавными напевами, а дамы и их кавалеры скользили и кружились с дивной грацией легких лесных ланей. Высокий кавалер в маске, с волнистой гривой рыжеватых волос, увлек Алису в танец, и она кружилась, смеясь, по блестящему дубовому паркету, позабыв обо всем на свете.
Музыка вдруг смолкла, пары остановились, и распорядитель бала торжественно пригласил всех во внутренний двор замка. Алиса вместе с остальными гостями расположилась на деревянном помосте, увитом плющом, под навесом из каких-то неизвестных, сладко пахнущих цветов. Заиграла труба, что-то прокричали глашатаи, размахивая узкими разноцветными знаменами, королева взмахнула рукой, и посередине мощеного двора начался рыцарский турнир.
Какое-то мгновение Алисе показалось, что она находится на съемочной площадке некоего фильма-сказки, и сейчас вспыхнут софиты и прожектора, кто-то зычно крикнет «мотор», и зажужжит камера. Но перед стенами замка разыгралось нешуточное сражение - треснули копья и сверкнули мечи, и ахнули гости, и рыцарь-победитель под торжествующие звуки фанфар, преклонив колено, опустился перед королевой.
Королева встала с трона и протянула рыцарю маленькую корону. Под громкие аплодисменты и восторженные крики высокий худощавый рыцарь, закованный в латы, пересек двор и приблизился к Алисе. Весь двор замер. Рыцарь поклонился и с почтением водрузил корону на Алисину голову. Девушка растерянно смотрела на лицо рыцаря, полностью скрытое шлемом, только в узких прорезях смеялись светло-каштановые глаза с золотистыми крапинками.
Тут вспыхнули фейерверки, громко заиграла музыка, и Алису окружила шумная толпа гостей.
А кто-то сзади еле слышно прошептал:
«Ты настоящая принцесса, Элишка!..»
Алиса попыталась разглядеть, кто это сказал, но вдруг огни вокруг завертелись с бешеной скоростью, в ушах зазвенело, и обрушилась темнота.
* * *
Очнулась Алиса, обнаружив себя сидящей на ступеньках собственного отеля. Голова слегка кружилась, где-то рядом мерно капала вода из водосточной трубы, в воздухе была разлита пронзительная свежесть, а над тротуаром в дрожащем свете фонаря плыл туман. Алиса поднялась, пожала плечами и кому-то ответила: «Я не принцесса, Иржи. Принцессы не снимаются в дурных бесконечных сериалах, не жуют жвачку и не курят. Ты заблудился во времени, малыш…» Она еще немного постояла, вдыхая ночную прохладу, и добавила: «…или это был тепловой удар».
Затем отворила дверь отеля, пересекла холл, подошла к заспанному портье и попросила заказать на утро такси. Поднялась к себе в номер, не включая свет, подошла к окну и увидела на подоконнике невесть откуда взявшийся букет белых лилий. Алиса взяла цветы и прислонилась к ним щекой. Лилии пахли тревожно и грустно.
«Ну вот… Твой пражский уикэнд закончился, Алиска. Пора домой возвращаться. И что дальше?..» - она тяжко вздохнула и взяла в руки мобильный телефон. Еще раз вздохнула и набрала номер.
- Алло? Леонид Ефимович, это Алиса… - затем отодвинула аппарат подальше от уха и посмотрела на него с тоской. И несколько минут молча слушала, как оттуда раздаются визгливые крики. Потом поднесла снова телефон к уху и с трудом выдавила из себя:
- Да. Хорошо. Я буду послезавтра. Да. До свидания.
Алиса с отвращением отшвырнула мобильник и, не раздеваясь, улеглась в кровать с букетом лилий в обнимку.
* * *
Поезд уже стоял у перрона, когда Алиса вышла из здания вокзала.
Она проходит в свое купе, забрасывает сумку на верхнюю полку и садится в угол, уставившись в окно. Раздается стук, и дверь купе резко откатывается в сторону. В проеме возникает высокий худощавый парень с рыжеватой челкой, падающей на лицо, и лукавыми светло-каштановыми глазами в золотистую крапинку. Он тяжело дышит, как будто от долгого бега. Прислоняется к двери и, еле переводя дух, произносит:
- Не уезжай, Алиса. Останься.
Алиса молча смотрит на него широко распахнутыми глазами и не двигается. Тогда он хватает ее сумку с верхней полки, а саму Алису – за руку, и бросается по проходу к выходу. Толстая проводница что-то кричит, скрипят сцепки вагонов, и поезд нехотя ползет вдоль перрона. Парень соскакивает со ступенек поезда и бежит рядом, неотрывно глядя на Алису, замершую на ступеньках. Она секунду колеблется, а затем прыгает прямо ему на руки с воплем:
- Только не называй меня больше Алисой! Я – Элишка!!
Наталия, чудесно! Прочла с удовольствием. Настоящая проза, и не важно, в каком жанре написано, главное - хорошо! Очень понравился рассказ! Ощущение, что это часть большой вещи. Но и как самостоятельная вещь - чудесная.
Альфия, я так Вам признательна за этот отзыв! Признаюсь Вам, что Вы угадали: это один из четырех рассказов маленького сборничка "Однажды весной, летом, осенью, зимой". Четыре героини творческих профессий, четыре времени года и четыре дорогих мне Города. Здесь я поместила пока 3 из них, но в качестве самостоятельных рассказов. Кстати, а это идея - развить сюжет дальше.Ведь никто не знает, что происходит с принцами и принцессами за пределами сказки... Но об этом моя другая сказка, - "Маргарите. С любовью". Спасибо Вам, Альфия!
Искрене желаю вам удачи! И удивляюсь, почему так мало отзывов на столь качественное произведение. Захватывает самого начала. Прекрасно, не затянуто, пряимо-таки словесно нарисован Город. Белк Иржи просто влюбил в себя))))))))))))) Удачи! И ещё раз удачи!
Всё чудесатей чудеса!!! Натал, да ты настоящая сказочница!!!! Рассказ захватывает и не отпускает от начала и до конца!!! Встают образы, витает фантазия и откуда-то из глубины души выпархивает маленькая девочка ( я) , которая во все тобой написанное верит, надеется на чудо и радуется за героев широченной улыбкой!!!! ЗдОрово!)))))))
Написано очень красиво! Прекрасная сказка для взрослых! Люблю, когда грамотно! и не режут ухо грамматические и стилистические ошибки! Такие замечательные эпитеты подобраны! Сюжет заворожил! прочла на одном дыхании. Один малюсенький момент слегка смутил. В начале рассказа "Иржи болтал НОГОЙ в теплой воде" и сразу, чуть ниже, "... почесал затылок шерстистой ЛАПКОЙ...". Но
Признательна Вам невероятно за Ваш отзыв! Понимаю Вас - насколько может быть испорчено впечатление от интересной вещи из-за неграмотности. Вы не поверите, Людмила, буквально вчера увидела этот огрех, о котором Вы говорите, но что-то отвлекло, и не исправила. Исправляю! С благодарностью
Наташа, впечатление не испорчено, наоборот, написано очень грамотно, прекрасные эпитеты подобраны! Молодчинка! а "нога" и "лапка" это всего лишь малюсенькая, скажем так, помарочка. Удачи Вам!