ГлавнаяФорумЛитературные споры → Нецензурная лексика в худ.литературе

Нецензурная лексика в худ.литературе

Обсуждение допустимости мата в художественной литературе
  
Допустим ли мат в художественной литературе?
Для голосования необходима регистрация на сайте
Всего голосов: 86
Дата окончания опроса: 10-01-2012
Опрос закончен.
Сообщений: 609
...вы повеса, как сейчас я - хулиган. Из песни слова не выбросить.......

С утра садимся мы в телегу,
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошёл! ебёна мать!
(“Телега жизни”)
...

Молчи ж, кума; и ты, как я, грешна,
А всякого словами разобидишь;
В чужой пизде соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна!
(“От всенощной вечор...”)
...


Мы пили - и Венера с нами
Сидела, прея, за столом.
Когда ж вновь сядем вчетвером
С блядьми, вином и чубуками?
(“27 мая 1819”)
...

Подойди, Жанета,
А Луиза - поцелуй,
Выбрать, так обидишь;
Так на всех и встанет хуй,
Только вас увидишь.
(“Сводня грустно за столом”)


Ты помнишь ли, как были мы в Париже,
Где наш казак иль полковой наш поп
Морочил вас, к винцу подсев поближе,
И ваших жён похваливал да ёб?
(“Рефутация г-на Беранжера”)

snegovik
RomanArtman
Сообщений: 609
Мат, это не просто слово, это энергия и очень часто отрицательная, тем она и страшна, тем она и сильна. mmm
RomanArtman
Сообщений: 609
Мат в современной русской поэзии
Максим Гуреев
В качестве предисловия отмечу, что употребление любой нецензурной лексики в ОФИЦИАЛЬНОЙ речи абсолютно недопустимо, и если таковые исключения мы всё же встречаем в СМИ, то это говорит только о низком уровне развития нравственности «ведущих» политиков, деятелей искусства, «бизнесменов», а также тех, кто без необходимого цензурирования запускает подобные речи в эфир, на газетные полосы и т.д. Ни одно уважающее себя издательство или конкретное издание (как физическое, так и электронно-виртуальное), ни одна высококачественная телепередача и т.д. не пропустит нецензурную лексику в печать в исходном, некупированном виде. Эти слова будут либо полностью замещены многоточием, либо многоточие будет стоять между первой и последней буквами слова. Исходя из этого, особую культурную настороженность вызывают многие передачи телеканала ТНТ.
Абсолютно не приемлю тиражируемый жаргон, в частности, презираю рэпперские и рокерские разновидности сквернословия. Хотите выражаться, как подзаборные жители гетто и «чёрных» кварталов (хотя кавычки в слове «чёрные» можно и снять, ибо метафоричность и реальность в данном случае практически идентичны друг другу во всех смыслах), езжайте в Чикаго, Нью-Йорк и прочие зарубежные города и наслаждайтесь там нечленораздельным гавканьем с себе подобными. Всему свои время и место. Я ничего не имею против того, чтобы люди, образно говоря, выпускали пар у себя на кухнях в общении с единомышленниками, но когда речь касается социального контекста, то нужно помнить не только о своей юридической ответственности (потому что невозможно над каждым поставить сторожа с дубинкой, да и на каждого сторожа нужен будет другой сторож, над ним – ещё один, и так – до дурной бесконечности…), но, прежде всего, о моральной и нравственной.
Любой пример заразителен, и не нужно старшему поколению якобы искренно удивляться тому, что несовершеннолетние детки сейчас извергают потоки грязной ругани направо и налево. Значит, прецеденты были и ранее, хоть и в более мягких формах… но общество-то развивается. Прогрессивно или регрессивно – другой вопрос, но то, что развивается, – это факт, отображающий неотъемлемую сущность социума. Может быть, кто-то из старших сам подал младшим негативный пример, может быть, слишком халатно отнеслись к тем, кто нарушал общечеловеческие социальные нормы и впоследствии смог удачно прикрыться символическими щитами «либерализма» и «демократии» (в данном случае – оба термина только в кавычках!).
Теперь конкретно по поводу «современной русской поэзии». Во-первых, что следует понимать под данным словосочетанием? Современная – это какая? Какова точка отсчёта для сегодняшней современности? Последние 10, 20, 30 лет или вся вторая половина ХХ и начало XXI веков? Если вести речь о последних двух десятилетиях, то абсолютно непонятно, кого воспринимать в качестве обсуждаемых поэтов? Тех, кто постоянно пиарится в СМИ на всю страну (как правило, в рамках музыкальных и околомузыкальных тусовок), могут считать поэтами только профаны; а что касается талантливых авторов, известных только в узких кругах, издающих свои произведения ограниченными тиражами и публикующими их в бесплатных интернет-изданиях, то нужно ещё определённое время, чтобы народ в эту тему окунулся с головой. Мало кому скажут что-то следующие имена и псевдонимы: Светлана Зернес, Алхимия Чувств Натали, Юлия Петрушина, Алексей Селадьин … А ведь лично я их творчество ценю весьма высоко по художественно-философским критериям, даже в сравнении к теми, кого на уроках литературы вполне заслуженно называют классиками.
Другой факт: начиная с 2009 года, благодаря поддержке ректора Новгородского государственного университета и усилиями организаторов и участников Литературного клуба при НовГУ раз в полгода выпускаются литературные сборники стихов и прозы, и у меня большие сомнения по поводу того, что они станут объектом внимания для, условно говоря, массового новгородского читателя (разве что в библиотеках и на отдельных факультетах). Тем не менее, произведения некоторых авторов (среди которых могу, например, выделить Сергея Арсентьева), на мой взгляд, вполне заслуживают внимания человека читающего. С другой стороны, разумеется, не каждый истинный поэт стремится к широкой популярности, которая в современном мире очень часто находится на грани с пошлостью и безвкусицей, с бездарным, усреднённым во вкусах коммерческим заказом.
Матерщина в том направлении творческой деятельности, которое условно обозначается, как «современная поэзия», – сейчас далеко не оригинальность, а серая невыразительная банальность развращённого псевдодемократией и утрированно трактуемой свободой слова века. На поверку оказывается, что по-настоящему талантливые авторы, те люди, которые любят и уважают русские язык и литературу, стараются этого приёма выражения чрезвычайной экспрессии по возможности избегать; даже если когда-либо ранее они к таковому обращались. Любая серьёзная творческая эволюция даже изначально взбалмошного хулигана постепенно возводит на пьедестал зрелого в гражданском отношении мужа; через эту стадию художественного развития прошли такие известные поэты, как, например, Сергей Есенин и Владимир Маяковский. Те же субъекты, которые так и остались на уровне дешёвых показных выкриков, нецензурного выпендрёжа, по определению не могут считаться поэтами. В этом смысле современные фигуры широко разрекламированного музыканта Сергея Шнурова и ему подобных – это просто низ безвкусицы и бездарности. Постоянно следует помнить о том, что истинный поэт – это не просто стихоплёт, который изливает на публику свою жизненную боль в цензурной или нецензурной форме, не просто брызжет во все стороны, на все студии слюнями и соплями своих переживаний, НО именно тот, кто в процессе глубокой творческой рефлексии, приобретения нового опыта приобщения к Миру Эстетически Прекрасного, ИЗМЕНЯЕТСЯ в ЛУЧШУЮ сторону, корректирует свою личность, а не пестует свои недостатки, которые современные психологи лояльно именуют «особенностями».
Отталкиваясь от научно-объективных критериев, не будем забывать, что поэзия – это часть искусства, а искусство – часть культуры. Культура же в своём истинном значении – это всё то, что способствует или может способствовать возвышению (над самим собой!), облагораживанию и совершенствованию отдельно взятой личности и общества в целом. Исходя из этого, новомодные сборники а-ля «Антология русской рок-поэзии» по определению не являются культурными, ибо, как правило, нацелены на выражение не созидательных, а деструктивных интенций человеческой деятельности. Лишь редкие исключения этой самой рок-поэзии свидетельствуют о каких-то возвышенных интонациях души их авторов, примером чего может послужить музыкальная биография Виктора Цоя, который НИ В ОДНОМ своём стихотворении, положенном на песни, не употребил НИ ОДНОГО матерного выражения или слова.
Во-вторых, следует отметить, что творческое отношение к мату не должно у современных авторов отталкиваться от позиции «нравится – не нравится». В рамках такой научной дисциплины, как этика, давно доказано, что людям может нравиться совершать и грехи, злодеяния, но далеко не каждый получает удовольствие, далеко не каждому нравится делать какие-то благородные, возвышенные по своим духовным смыслам вещи. Мат, используемый в поэзии, имеет право на существование только как средство наиболее острой реакции на несовершенства социального мира (ибо в первозданной Природе нет ничего лишнего или дефицита в чём-либо) только в единичных, исключительных случаях и должен исходить только от нравственно развитых людей, которые полностью осознают и несут ответственность за свои слова, как минимум, перед своей совестью. В противном случае, переведённый в ранг дурной привычки, связанный с чистой психомоторикой, он профанирует и себя, и тех, кто его употребляет. Нравственная личность постоянно находится в состоянии рефлексии и реализует свой творческий порыв таким образом, что изначально уверена в оказании помощи или, как минимум, в непричинении вреда другим, не менее страждущим людям. Первая истина Будды о том, что «жизнь есть страдание», актуальна для всех без исключения, хоть и в бесконечно-вариативных формах; однако, одни люди управляют собой и своими позитивными и негативными эмоциями, а другие – управляются ими сами. Можно провести аналогию и по отношению к употреблению алкоголя, к которому современная российская культура повседневности в доминирующем её значении постоянно отсылает каждого индивида вне зависимости его от статуса и тому подобных социальных маркеров. Не нужно лицемерить и с пеной у рта клеймить других (чисто психологически «другой» всегда неправ!), ибо пьют или выпивают ВСЕ поголовно, только в разное время, в разных количествах и по разным поводам и мотивам. Что мы наблюдаем? Малые дозы алкоголя (тем более, если это – алкоголь высококачественный, к которому лояльно относятся даже медики), действительно, могут тонизировать организм, а большие – его РАЗРУШАЮТ. По всей видимости, то же самое можно сказать и о мате и его влиянии на современную поэзию.
В-третьих, научно-философские исследования ещё на протяжении ХХ века последовательно доказали тот факт (который, на самом деле, гипотетически излагался намного ранее), что слово энергийно по своей природе. Каждый лексический элемент не только несёт в себе определённую абстрактно-смысловую нагрузку, не только маркирует конкретную ценностную оценку происходящего в мире, но и отображает свою глубинную сущность. Можно, конечно, пошутить в данном контексте, что одно и то же слово, которое у китайцев воспринимается как имя собственное, у нас звучит как самый популярный матерный элемент из трёх букв, временами попадающееся на грязных заборах. Однако, не следует забывать контекст возникновения и становления того и другого. В чём-то библейский миф о разрушении Вавилонской башни, действительно, перекликается с реальностью: одним мощным движением разгневанного Бога человеческие народы были рассеянны по всей Земле-Матушке и каждому из них был соотнесён строго определённый контекст бытования и развития, каждый из них стал по-своему думать и изъясняться. Однако, при этом не следует впадать в крайний релятивизм и забывать об общих культурных ориентирах человечества. И китаец, и русский, и американец, и японец всегда найдут стыки для успешной коммуникации, реализуют необходимую грань дипломатичности (в которую необходимо входит и элементарная профессиональная компетентность о культурных особенностях другой страны, вступающей в диалог) при одном условии. Желании любви и добра в этом мире.
Энергия матерных слов и их сочетаний выражает не только сущность каких-либо феноменов, как правило, окрашенных произносящим субъектом в моральные тона. Споткнулся о камень, ударил по невнимательности голову о низкий дверной проём и понеслись обвинения (нередко и матерного характера) в адрес неодушевлённых объектов на предмет того, что они – «плохие», сякие и т.д. В этой связи очень показателен афоризм, согласно которому культурный человек, наступив в темноте на чёрную кошку, назовёт её только кошкой, а не как иначе. К началу XXI века учёные-естественники неоднократно проводили опыты, результаты которых показали, что под влиянием произнесённых рядом матерных слов меняется структура воды – она деформируется и разрушается. Каково же тогда воздействие этих слов на самого человека, который приблизительно на 70-80% сам состоит из воды, да, к тому же, произносит, изрыгает эти вербальные элементы изнутри себя?! Получается, что излишний мат способствует саморазрушению человека – так же, как упомянутый алкоголь, никотин и т.д.
В-четвёртых, несколько слов необходимо произнести относительно мифа о том, что жизнь можно кардинально, раз и навсегда повернуть в лучшую сторону с понедельника, вторника и т.д. На самом деле, из безобидной, казалось бы, привычки изъясняться с помощью брани постепенно рождается целый характер, и этот процесс очень сложно обратить вспять, чем старше становится сам человек.
Мы постоянно сталкиваемся со сквернословием в общественных местах; этим, в частности, грешат и некоторые студенты, у которых Оно, по определению З. Фрейда, довлеет над Супер-Эго, бессознательное в своих тёмных формах торжествует над Сверх-сознанием как источником морали и условием нравственности. Что касается проводимых мною в разных учебных заведениях занятий, то в случае если указанные персонажи обнаруживаются в аудитории, то я неизменно повторяю им, что нужно выйти в общественный туалет (он же, говоря обыденным языком, – сортир) и оставить ТАМ все свои грязные помыслы и эмоции вместе с физическими результатами дефекации; только после этого можно зайти в аудиторию снова, с очищенным сознанием и благородными помыслами, нацеленными на учёбу. Психологи, кстати, тоже рекомендуют нечто подобное в плане избавления от цивилизационного балласта.
В целом же, следует отметить, что все современные кризисы, глобальный духовный кризис и его проявления в России – это всего лишь очередное испытание людей не только на физическую прочность, но и на морально-нравственную пригодность в плане служения Богу. Исходя из этого, крайне важно для обывателя, человека неискушённого во всех сложностях и перипетиях изучения развития культуры, НЕ поддаваться на многочисленные провокации и не съедать ядовитые суррогаты, которые продажные дельцы и те, кто им вторит, старательно завёртывают в разнообразные красочные фантики, в том числе в обёртки «поэтические» (в кавычках).

17 ноября 2010
Редактировалось: 1 раз (Последний: 24 октября 2020 в 08:12)
RomanArtman
Сообщений: 19043
Считаю, что само понятие "ПОЭЗИЯ" предполагает нечто возвышенное, красивое... и исключает полностью матерную речь! Литература - основной критерий воспитания и культуры! О какой культуке может идти речь в матах?!
Нацаренус
Сообщений: 609
Елена Нацаренус:
О какой культуке может идти речь в матах?!

О русской культуре может идти речь. Зайдите в Гугл и задайте вопрос - история русского мата. Поэзия это не только лямурчики и сюсипуси, но и жёсткие энергетически ёмкие вещи. Так что - я за Пушкина, Некрасова и Маяковского.
RomanArtman
Сообщений: 99
Мат - это уже элемент разговорной речи, и только от нас зависит пользоваться им или нет. Кто-то открыто может сказать жаргонизмом. В мире почти не осталось людей, кто не только бы не говорил с использованием мата, но и не думал в своих мыслях, что может сказать что-то оскорбительное. Как в анекдоте - если на ногу вам упал молоток, а вы прокричали: Ай, как больно! - значит вам совсем не больно.
Лично я матом стараюсь не выражаться на людях, держу в себе, и как только доходит до моего душевного предела, я выплескиваю весь негатив. Но выплескиваю не на людей, а в виде стихов с элементами мата. К счастью, их никто, кроме меня и моего лучшего друга, не читал.
Л'ЭРТ Р'АОТА
Сообщений: 9

Матом не брезговали даже те, кого проходят в школах: классики. Причём, не только Пушкин. но и Чехов (в письмах). Там, где он уместен, там и должен быть. А если он везде, то это уже не литература, а забор...

REXTHER56
Сообщений: 9
Мне кажется, что в Художественной литературе мат не допустим, ведь он искажает, портит и омертвляет речь. Я понимаю, люди стремятся к новаторству и т.д., но мат в Х/л - это уже слишком, это уже что-то исключительно из ряда вон выходящее.
Сообщений: 9
Дмитрий Дмитриев, Если им говорит персонаж культурный, то мертвит. А если портовый грузчик? Он что должен изъясняться таким образом: отнюдь, извините, простите?
REXTHER56
Сообщений: 0
Дмитрий Дмитриев:

Мне кажется, что в Художественной литературе мат не допустим, ведь он искажает, портит и омертвляет речь. Я понимаю, люди стремятся к новаторству и т.д., но мат в Х/л - это уже слишком, это уже что-то исключительно из ряда вон выходящее.

Что же тут исключительного молодой человек? В новгородских свитках находили бранные слова. Нецензурная речь это пласт жизни, неужели ты сам не разу в жизни не допускал нормативной лексики?Другое дело как и о чем ты пишешь..Если твои рифмы посвящены прекрасной даме и неземной любви то да, без мата можно вполне обойтись, а если как тебе уже сказал оппонент ты пишешь о маргинальном дне, тогда как?Язык воров, бандитов и проституток смею тебя уверить здорово отличается от французского. Если формат твоих творений позволяет тебе обходиться без него, преклоняюсь, пиши. Но так категорично заявлять как ты, а имеешь ли ты на это право?Вот из ю квестин.)) Тема трудная, тема спорная и каждый решает ее по своему.Даже в стихотворной форме есть такой жанр как частушки, это тоже по твоему..омертвело?
Редактировалось: 1 раз (Последний: 16 января 2012 в 11:22)
Сообщений: 9
Игорь:
а если как тебе уже сказал оппонент ты пишешь о маргинальном дне, тогда как?
Александр:
Если им говорит персонаж культурный, то мертвит. А если портовый грузчик? Он что должен изъясняться таким образом: отнюдь, извините, простите?
Знаете, господа, я читал множество книг великих писателей, как русских, так и зарубежных: в основном, публицистику, приключения, романы и пьессы. И если вы не можете писать о "маргинальном дне" без матов, то, увольте, как же они смогли? НИ ОДНОГО МАТА Я ТАМ НЕ УВИДЕЛ, хотя, к примеру, у Джека Лондона в "Сердца трёх" есть пару персонажей, чьи судьбы настолько жестокие, что не ругаться просто невозможно. Но они ведь не ругаются. Множество статей читал, когда человек описывает бедноту и приводит примеры из жизни, но даже там эти гнусные отрывки звучали БЕЗ мата. В Романах вообще не разу не замечал, хотя вы, наверное, догадываетесь, что в романах без каких-нибудь нейтральных, жестоких героев не обходится, но и они - не ругаются матом.
Простите, приведу пример с вашими грузчиками: "Так, бля, грузи этот ящик, я уже, сука, усталости не чувствую" или "Я уже слюни по земле волочу, грузи этот чёртов ящик и пошли домой!". Вроде бы без матов, но смысл не меняется.
Сообщений: 0
Дмитрий Дмитриев:
"Я уже слюни по земле волочу, грузи этот чёртов ящик и пошли домой!". Вроде бы без матов, но смысл не меняется.
Согласна, Дмитрий. Однако давайте разграничим. Есть отдельное направление литературы, где автор изначально ставит перед собой задачу - писать матом. Можно спорить о необходимости и сроке жизни этого течения. Но он есть. Другое дело, когда "жесть" вплетается в повествование отдельными штрихами. Тут, Вы правы, многое зависит от мастерства автора, потому что здесь мат используется в качестве приправы, но не в коем случае основного блюда. А с этим лучше не переборщить. Уж можете поверить, домохозяйке со стажем))))))
Редактировалось: 1 раз (Последний: 17 января 2012 в 10:37)
Сообщений: 9
Екатерина Радова:
Есть отдельное направление литературы, где автор изначально ставит перед собой задачу - писать матом
А теперь соеденим это с
Игорь:
Нецензурная речь это пласт жизни
Игоря, и получим нечто противоречивое. И как мне кажется, правы тут больше Вы, Екатерина, нежели он. Пласт жизни? Забыли добавить: пласт Русской жизни, но, не смотря на это, я почему-то не увидел в произведениях Достоевского, Пушкина, Гоголя, Лермонтова и пр. матов. ИМЕННО ПОТОМУ, что есть то самое
Екатерина Радова:
отдельное направление литературы, где автор изначально ставит перед собой задачу - писать матом
. А так как вопрос поста "допустим ли мат в худ. литературе?" отвечаю вновь: нет, не допустим.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 17 января 2012 в 13:51)
Сообщений: 204
Смотря что вы имеете под обозначением слова мат...
А так иногда для эмоциональной окраски можно и вставит пару словечек, особенно в прозу.
Лучше так, чем разговорная лексика подзаборной гопоты с полным отсутствием мозгов и никаким уровнем интеллекта, и как следствие с очень бедным до нищеты запасом слов и нечленораздельной речью.
Я спокойно могу прочесть в произведение такие слова, как (скотина и что то подобное), но когда это написано языком отбросов общества, (медвед, ваЩе, или откровенно тюремным жаргоном). Вот такого автора хочется занести в черный список.
Человек должен излучать внутренний свет, а не отражать внешний.
Сообщений: 0
Игоря, и получим нечто противоречивое. И как мне кажется, правы тут больше Вы, Екатерина, нежели он. Пласт жизни? Забыли добавить: пласт Русской жизни, но, не смотря на это, я почему-то не увидел в произведениях Достоевского, Пушкина, Гоголя, Лермонтова и пр. матов. ИМЕННО ПОТОМУ, что есть то самое
( Дима Дмитриев)
А не многовато ли берете на себя молодой человек? Твердо уверен что в творчестве Пушкина и Гоголоя нет нецензурщины? Даже не буду говорить насколько ты неправ, раз ты этого не знаешь то уже очевиден пробел. Касательно твоего сравнения с Женкой Лондонским, он по крайней мере некорректен. Речь идет о РУССКОМ мате и о русских писателях.
Д Дмитриев:
"Я уже слюни по земле волочу, грузи этот чёртов ящик и пошли домой!". Вроде бы без матов, но смысл не меняется.
Слюни пускать оно может и привычнее но вряд ли выигрывает в эстетическом плане. Извини за резкость малец но уж больно ты категоричен в суждениях, здесь ФОРУМ и мнения они разные, так вот как то, ..Удачи!
Редактировалось: 1 раз (Последний: 24 января 2012 в 10:33)
В начало страницы 
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.