Ди

     О

© Copyright: Необходимо восстановить 935, 2013

Регистрационный номер №0132879

от 24 апреля 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0132879 выдан для произведения:

     Очевидно, я схожу с ума, потому что мне сниться теперь один и тот же сон, которым я когда-то пугал штатного университетского психолога. Та верила, задавала вопросы, а потом записывала твёрдой, не видавшей креста, рукой в густо измалёванный ежедневник в чёрных корочках.

     Тогда меня это забавляло. Теперь – не знаю! Так явно симулировать собственную выдумку, мне ещё не приходилось. И какое отношение имеет ко мне эта замызганная, провонявшаяся гарью шинель, сморщенные и побелевшие от болотной воды кирзачи. Почему я снова и снова бреду в тумане собственного сознания, в пелене слипающихся век, между, почти реальных берёз и сосен, чтобы прийти на окраину всё той же деревеньки, где под раскидистым гигантским дубом стоит полуторка, развороченная прямым попаданием бомбы.

     На редкость хороший день. Жаворонок пиликает в прозрачном от света небе. В прищуре глаз по ресницам прыгают солнечные зайцы.

     Жара.

     В тени дуба, прислонившись к остову обугленного колеса, сижу я. Дремота, смешанная с усталостью, охватывает меня и сон во сне возвращает домой.

     Дощатый выцветший забор. Георгины в палисаде на высоких зелёных ногах. Оранжево-желтые и красные стрелы из шара. Изба тремя окнами в резных наличниках, смотрит, не моргая. Занавесь в среднем окне отодвигается, и я вижу задумчивое лицо женщины – это моя мать. Внутри, в самой сердцевине души, становится тепло и уютно, словно нет усталости, шинели, сапог, надобности по которой я бреду уже которые сутки. Знать бы, куда я стремлюсь, и что за сила тянет меня не переставая, с надрывом?

     Из-за дома, словно кошмар, появляется вереница людей в серой форме, под правой рукой зажаты фашистские шмайсера. Бросаюсь к калитке, машу руками, кричу матери, а она улыбается и не слышит. Я снова кричу изо всех сил, но кто-то крепко зажимает мне рот, и я открываю глаза.

   -  Орёш, чего? , - такой же как я солдат в грязной шинели наклонился надо мной и изо всех сил сжимает вонючей ладонью мои губы. Я попытался освободиться, и он медленно отпустил руку.

- Чё так воняешь? - спросил в ответ я.

- Да тихо ты…, - цикнул он на меня снова, и махнул подбородком за обгоревшее колесо машины. Я тихонько высунулся за железный обод, и невесть откуда взявшаяся злоба, колыхнулась во мне жгучей волной.

     Совсем недалеко от нас в огородке церкви из красного кирпича растянутой шеренгой стояли эсесовцы. Перед самыми арочными воротами, сохранившими кое-где следы побелки, из небольшого серого броневичка вылезал офицерский чин. Его монокль так блеснул на солнце, что блик от него добрался и до моего зрачка.

- Хорошо что собак нет, - раздался шопот у меня над ухом - , а то бы… .

     Я продолжал смотреть.

     Офицер достал из портсигара папиросу, подержал её между пальцами, потом смял и выбросил. Толчёк сзади заставил меня посмотреть немного в бок, и я увидел, что со стороны деревни к церкви движется процессия из жителей. Вернее её гонят несколько автоматчиков.

     Нам всё стало ясно. И мы уставились вверх на сииее-пресинее небо.

- Ты кто? - спросил я тихо у своего неожиданного попутчика.

- Да какая разница, …зови Петром, - ответил он ещё тише.

Ещё какое-то время было по-летнему спокойно, и только жаворонок щебетал в безмятежной высоте.

     Когда тишину разорвал сухой стук пулемёта, и короткое стрекотание автоматов завершило дело, Петр закрыл мокрые от слёз глаза рукой и плечи его начали вздрагивать от беззвучных рыданий. Я попытался сдержаться, но не смог и тоже сидел и трясся рядом, растирая слёзы по щекам.

    Уже давно стих шум машин и окрики на грубом странном языке, а мы всё сидели словно приклеенные к железному обгорелому колесу. Мне стало невмоготу от стыда, и я просто встал и пошёл на то место – прятаться, казалось, больше было невозможно. За мной на карачках выполз и Пётр, потом поднялся и побрёл следом.          

     Трупы лежали все в одном месте у стены церквушки, только один повис на ограде, видимо пытался убежать. Это был молодой пацан, в руке у него была зажата обыкновенная детская рогатка.

- Покурить бы…,- сказал я просто так, потому что нужно было что-то сказать. Душно стало от солнца, и тишина такая повисла, будто перед концом света последний миг настал. Пётр подошёл к раскинувшему руки деду и порылся у него в карманах.

- Во кисет…, - выдавил он из себя как-то даже с радостью.

     Закурили. Затем выкурили ещё по две. Я всё посматривал на женщину, закрывшую собой ребёнка. Так она и лежала на ней, на нём. Подошел, проверил, может живой.

     Петр принёс из церквушки две лопаты и молча сунул одну мне в руки. Так мы начали копать. Прямо рядом с церковным кладбищем на святой земле. Копали два солдата землю, потому что …да мы и сами не знали почему. Нужно нам так было, просто нужно.

    К темноте закончили таскать трупы в яму. Складывали аккуратно лица к лицам. Ребёнка с матерью положили. Деду кисет вернули. Закопали только к полуночи. Вернулись к своему колесу.

- Ты считал…?, - спросил Пётр.

- Двадцать семь…, - ответил я.

     Сильно ломило мышцы на спине и на руках.

- Нужно завтра крест поставить…и надпись…, деревня то хоть как называется?

- Сурож…,- ответил я.

- Откуда знаешь?

- Знак дорожный видел.

     В кромешной тьме сверчки взялись за дело и под их мерный шум Пётр, и я провалились в тревожное забытье.

     Утро пришло моросящим тучным небом. Шинели у обоих промокли, но вставать всё равно не хотелось. Вчерашнее напряжение отдавалось при малейшем движении в каждом суставе, к каждой клеточке измотанного тела.

- Петр?

- Что…, - послышалось шевеление за моей спиной.

- У тебя табака не осталось?

- Щас, раскурюсь,…лезь под кузов…сухо тут.

     Подымили молча. Дождь усиливался. Со стороны деревни донеслись звуки. Долго вглядывались сквозь синеватые полосы дождя.

- Наши кажись…, - Петр неуверенно почесал за ухом.

- Осторожничают…, - добавил я, - пошли, пора.

     Молодой лейтенант без ремня со шмайсером на плече долго и въедливо расспрашивал нас: где оружие, где погоны, где документы. Документы, кстати, нашлись даже у меня. В кармане гимнастёрки. Имя мне было Григорий, а фамилия Соколов. Что вызвало во мне некоторое замешательство, ведь вроде как я совсем другой человек. Оружие нам тоже выдали, его этот затерявшийся в отступлении взвод тащил на себе уже третью сотню километров, изредка кромсая фашистов. У них даже была сорокопятка, которую тянула лошадь. Мне достался Дегтярёв и немецкая граната, а Петру шмайсер с полным магазином, винтовка Мосина да горка патронов к ней.

     После еды в пустой избе, где ещё со вчера в печи остались ещё теплые чугунки, мы показали место расстрела. Петр соорудил на нем крест и долго сидел около, раскуривая одну за одной трофейные немецкие (разжился у солдатиков).

     Потом мы сушились на вдруг вынырнувшем солнышке и копали на берегу небольшой речушки окопчики по приказу лейтенанта. Я сделал небольшой земляной бруствер, разделил его на две половины и водрузил туда свой пулемёт на ножках.

     После полудня на другом берегу реки появилась немецкая танковая колонна. Когда она подошла поближе наша единственная пушка жахнула по головному танку. Тот скрючился дулом вниз и замер, захлебнувшись чёрным дымом. Пока танки разьезжались по полю выстраиваясь в линию, а серая пехота трусливо пряталась за ними, я дополз до ячейки Петра и спросил:

- Слушай, а всё-таки, чё от тебя так воняет, а?

- Да рыбу я ем вяленую…вот,- он достал из кармана промокшую, отдающую тухлецой воблу и сунул мне под нос.

- Слышь, отломи, чутка пожевать…

- Да за ради Христа…

Оказавшись в своём окопчике, я первым делом с толком и чувством дожевал похожий на резину рыбный кусочек. Затем с таким же чувством и толком прильнул к прикладу пулемёта и положил палец на спусковой крючок. Глаз выцеливал на конце дула идущие по полю между танками серые фигуры.

    Теперь я уже знал, что через некоторое время, после того, как мы откроем огонь, прицельным танковым снарядом разворотит мой бруствер.  Я оглушенный, с гудящими колоколами в голове и засыпанными землёй глазами, всё ещё буду стрелять, пока огромная железная гадина с белым орлом на пузе не подползёт слишком близко. И моя единственная граната остановит её, вот только она успеет ужалить меня прямо в грудь. Но до этого ещё есть время, и далёкий голос лейтенанта кричит команду «Огонь».

Тогда, затаившаяся до этой минуты моя свинцовая ярость начинает убивать со скоростью шестьсот выстрелов в минуту.

     Просыпаясь уже восьмой раз после смерти в своём относительно безопасном двадцать первом веке, в пустой тихой квартире, я сижу на кровати, потирая зудящее место на груди, куда только что влетели … пули.

     Жаль, что в этой жизни я не курю, и друга у меня нет по имени Пётр, который любит вяленую рыбу, но я нашёл на карте и эту деревню, и эту церквушку. А значит, всё это было. Это уж я точно могу сказать.

 
Рейтинг: +9 165 просмотров
Комментарии (12)
Наталия Казакова # 24 апреля 2013 в 13:19 0
Потрясение. Остальные слова - лишние.
Необходимо восстановить 935 # 24 апреля 2013 в 17:59 0
Спасибо, Нанаша! Всё что могу!
Юрий Ишутин ( Нитуши) # 24 апреля 2013 в 15:11 0
Сильно!...Хорошо написано.Спасибо!
Необходимо восстановить 935 # 24 апреля 2013 в 17:58 0
Об этом по другому нельзя.
Елена Разумова # 30 апреля 2013 в 21:35 0
Верю до последнего слова..
Спасибо.
Необходимо восстановить 935 # 1 мая 2013 в 06:33 0
Память души, вечная память!
Елена Нацаренус # 3 мая 2013 в 00:38 0
Ух! дух захватило...МОЛОДЧИНА! С праздником!
Необходимо восстановить 935 # 9 мая 2013 в 08:09 0
Спасибо!
Наталья Бугаре # 3 мая 2013 в 19:51 0
Шикарный рассказ по накалу драматизма и реализму. Спасибо. 9may
Необходимо восстановить 935 # 9 мая 2013 в 08:09 0
Спасибо, Наташа!
С.Кочнев (Бублий Сергей Васильевич) # 8 мая 2013 в 13:55 0
Задумано и написано с блеском!
Мне не совсем точным показалось название, оно предполагает некий другой план или неожиданный поворот, я не про приём "мы из будущего". Впрочем, это только моё личное ощущение.
Необходимо восстановить 935 # 9 мая 2013 в 08:08 0
По поводу названия у меня те же ощущения, что и у Вас, но оно почему-то сразу приклеилось к рассказу и сколько я его не пытался оторвать - не отрывалось. Оставил так. В конце концов, дивертисмент - это отступление: в ровном ряду музыки, а я перенёс его на память, на отступление войск, на отступление от обыденных понятий. Мне захотелось, чтобы ниши этих отступлений хранились в душе каждого человека, как незыблемое, как бесконечное живое ощущение этой великой трагедии.