Увертюра

article290608.jpg
     У симфонической музыки, если слушать ее не в концерном зале или музыкальном театре, а дома с дисков - есть один серьезный недостаток – слишком большой динамический диапазон. То есть, чтобы услышать тоненький рожок или вкрадчивое пиццикато, нужно выводить громкость довольно высоко, но тогда при переходах к крещендо, кои случаются когда постепенно, а когда и неожиданно, будто раскат грома, - натурально дрожат стекла в окнах, да к тому же без должного театрального антуража, этих золоченых лож, пурпуровых портьер, чопорных дам с видом таким, о коих писал Пушкин: «Не дай мне бог сойтись на бале иль при разъезде на крыльце с семинаристом в желтой шале иль с академиком в чепце», без всенепременных чиханий в партере, угасающего вместе с тысячеламповой люстрой тысячеголосого человечьего гула и без этой волнительной минуты перед первым взмахом дирижерской палочки такая музыка теряет на две трети своего волшебства, поэтому я никогда не ставлю ее в своей, уместной только для блюза иль рок-н-ролла, квартире…, за исключением утра. Увертюра к Сороке Воровке Джоаккино Россини (широкой публике она больше известна из фильма «Однажды в Америке» по звучанию в великолепной мизансцене, где гангстеры подменяют младенцев в родильном доме). От неё начинается всякое моё утро.

     Увертюра. Это только с Моцарта к увертюре стали относиться с уважением, как к полноценной части большого сочинения, а позже и как к самостоятельной оркестровой пьесе. До того же музыка эта служила лишь фоном, пока рассаживался зритель, и тогда мало соответствовала своему значению ouverture – вступление. От Вагнера же и по сегодня увертюра не только вступление – она еще и как бы оглавление, список основных музыкальных тем, что нам предстоит услышать. Не по всякому оглавлению можно судить о предстоящем, но точно знаю – день заранее можно выбросить на помойку, когда он начинается с крика «рота, подъем!» или с трескотни будильника. Пробуждение не есть просто акт перехода нашего организма из одного физиологического состояния в другое, но священнодейство, не терпящее суеты, однако требующее вдохновения. Потратьте десять своих минут и послушайте увертюру Россини. Вас оглушит вначале барабанная дробь и бравурный марш, но уже через две минуты успокоит нежное скерцо скрипок, а еще через две, с низких валторн, начнется волшебная перекличка флейт со струнными, постепенно переходящая к крещендо всего оркестра, снова скерцо и опять перекличка и опять крещендо, и вот уже крылья, крылья на весь мир, да такие, что Вагнер отдыхает! О, какое пробуждение! Попробуйте – не пожалеете. Увидите, как грядущий день ваш вдруг наполнится обещанием совершенно нового, против злости на будильник и чёртову работу, содержания, к тому же увертюр в мире - бесчисленное множество, а гениальных - просто много, выбирайте. Главное, чтоб это были именно увертюры, потому как они вбирают в себя, как я уже сказал, некоторое оглавление будущего. И даже когда день, против ожиданий, не задался, - вечером вы станете ложиться ко сну не с глупой молитвою благодарности Всевышнему за хоть как-то прожитые сутки, но с надеждою на всевышнее пробуждение с завтрашней гениальной La Gazza Ladra Overture.

© Copyright: Владимир Степанищев, 2015

Регистрационный номер №0290608

от 27 мая 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0290608 выдан для произведения:      У симфонической музыки, если слушать ее не в концерном зале или музыкальном театре, а дома с дисков - есть один серьезный недостаток – слишком большой динамический диапазон. То есть, чтобы услышать тоненький рожок или вкрадчивое пиццикато, нужно выводить громкость довольно высоко, но тогда при переходах к крещендо, кои случаются когда постепенно, а когда и неожиданно, будто раскат грома, - натурально дрожат стекла в окнах, да к тому же без должного театрального антуража, этих золоченых лож, пурпуровых портьер, чопорных дам с видом таким, о коих писал Пушкин: «Не дай мне бог сойтись на бале иль при разъезде на крыльце с семинаристом в желтой шале иль с академиком в чепце», без всенепременных чиханий в партере, угасающего вместе с тысячеламповой люстрой тысячеголосого человечьего гула и без этой волнительной минуты перед первым взмахом дирижерской палочки такая музыка теряет на две трети своего волшебства, поэтому я никогда не ставлю ее в своей, уместной только для блюза иль рок-н-ролла, квартире…, за исключением утра. Увертюра к Сороке Воровке Джоаккино Россини (широкой публике она больше известна из фильма «Однажды в Америке» по звучанию в великолепной мизансцене, где гангстеры подменяют младенцев в родильном доме). От неё начинается всякое моё утро.

     Увертюра. Это только с Моцарта к увертюре стали относиться с уважением, как к полноценной части большого сочинения, а позже и как к самостоятельной оркестровой пьесе. До того же музыка эта служила лишь фоном, пока рассаживался зритель, и тогда мало соответствовала своему значению ouverture – вступление. От Вагнера же и по сегодня увертюра не только вступление – она еще и как бы оглавление, список основных музыкальных тем, что нам предстоит услышать. Не по всякому оглавлению можно судить о предстоящем, но точно знаю – день заранее можно выбросить на помойку, когда он начинается с крика «рота, подъем!» или с трескотни будильника. Пробуждение не есть просто акт перехода нашего организма из одного физиологического состояния в другое, но священнодейство, не терпящее суеты, однако требующее вдохновения. Потратьте десять своих минут и послушайте увертюру Россини. Вас оглушит вначале барабанная дробь и бравурный марш, но уже через две минуты успокоит нежное скерцо скрипок, а еще через две, с низких валторн, начнется волшебная перекличка флейт со струнными, постепенно переходящая к крещендо всего оркестра, снова скерцо и опять перекличка и опять крещендо, и вот уже крылья, крылья на весь мир, да такие, что Вагнер отдыхает! О, какое пробуждение! Попробуйте – не пожалеете. Увидите, как грядущий день ваш вдруг наполнится обещанием совершенно нового, против злости на будильник и чёртову работу, содержания, к тому же увертюр в мире - бесчисленное множество, а гениальных - просто много, выбирайте. Главное, чтоб это были именно увертюры, потому как они вбирают в себя, как я уже сказал, некоторое оглавление будущего. И даже когда день, против ожиданий, не задался, - вечером вы станете ложиться ко сну не с глупой молитвою благодарности Всевышнему за хоть как-то прожитые сутки, но с надеждою на всевышнее пробуждение с завтрашней гениальной La Gazza Ladra Overture.
 
Рейтинг: +1 377 просмотров
Комментарии (1)
Влад Устимов # 27 мая 2015 в 22:25 0
Надо попробовать!