ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Установка на счастливую жизнь

Установка на счастливую жизнь

30 декабря 2014 - Алексей Гадаев
Многие люди даже и кажутся внешне счастливыми, но таковыми не являются. Нередко это лишь их самовнушение, вызванное представление о том, что «человек должен быть счастливым». Для многих людей жизнь в обществе сопряжено с сомнениями в себе, депрессиями и одиночеством.
Для практикующего психолога, главное помочь человеку (клиенту) понять, что счастья – как и любви – нельзя добиться, следуя какой-то программе, поскольку вопрос не столько во внешних проявлениях, сколько в состоянии души. Каждому человеку необходимо знать свою установку на жизненные события и действия.
В жизни у каждого могут быть разные установки и определить свой коэффициент счастья можно, например, в континууме. Если вы счастливы во всём, ваш коэффициент счастья равняется ста баллам. Если вы абсолютно несчастны, коэффициент равняется нулю. Между этими точками находятся все остальные градации счастья. Можно предложить человеку подумать над тем, а не сам ли он виноват в том, что чувствует себя менее счастливым.
К.Фопель предлагает следующее упражнение: напишите список всего того, за что вы могли бы быть в настоящий момент благодарны. Обратите внимание и на то, что вы, вероятно, считаете естественным: что у вас есть крыша над головой, вы сыты, одеты, здоровы и т.д.
А теперь прервите работу. Вот теперь вы создали самую солидную основу для счастья, вы – записали все эти хорошие вещи и порадовались тому, что у вас уже есть.
Часто мы делаем ровно наоборот и ассоциируем собственное счастье с будущими событиями: «я буду счастлив, когда куплю машину, квартиру, дачу и т.д.» . Однако тем не менее мы не можем испытывать счастье. Мы не можем заработать его и насладится им. Как бабочка, оно гибнет, когда мы пытаемся зажать его в кулак. Если мы будем внимательны и благодарны тому, что уже имеем, нам станет гораздо легче быть счастливыми.  Бесчисленные рекламы непрерывно пытаются убедить нас, что мы будем счастливы, если приобретем тот или иной предмет либо услугу – это всего лишь будущее приобретение, а не счастье. Реклама всего лишь искусное обольщение, внушенная рабская надежда на удовольствие от покупки товара, услуги.
Счастье – не дар, не покупка товара или услуги, а усилие собственной продуктивной деятельности в сфере мышления, чувств или поступков.  
Э. Фромм считает, что «счастье свидетельствует о том, что человек нашел ответ на проблему человеческого существования: он – в продуктивной реализации его возможностей, а тем самым одновременно – в единстве с миром, при сохранении, однако, целостности (и суверенности) собственной личности. Продуктивно расходуя свою энергию, он увеличивает силы, он «горит, не сгорая».
«Э. Фромм в работе «Быть или иметь» приходит к выводу, что есть два способа реализации человеком своей внутренней природы: способ «быть» и способ «иметь».
Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону, на укорененность в обществе. Для них главное – продемонстрировать своё значение, придать себе вес в глазах других. При этом не важно, за счет чего они хотят придать себе значительность, чем они хотят обладать – знаниями, властью, любовью или религией. Главное – показать всем, что это их собственность. Отсюда их догматизм, нетерпимость, их агрессивность и неуверенность, так как они бессознательно бесятся, что кто-то отберет у них незаслуженную собственность. Все это приводит к неврозу, делая потребность иметь ненасыщаемой.
Развитие по принципу «быть» характеризуется внутренней свободой и уверенностью в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, так как главное для них – не демонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью, любовью, но быть, чувствовать себя любящим, религиозным, знающим человеком. В этом и реализуется индивидуальность, понимание своей самоценности. Такие люди не стремятся рвать связи с окружающими, к свободе от всего. Им нужна только свобода для самоосуществления, для того чтобы быть собой. Они уважают и стремление других быть самими собой, а поэтому они терпимы и неагрессивны в отличие от тех, кто живет по принципу «иметь». Эти люди подходят к жизни как к творчеству, выходя в акте творчества за пределы себя как творения, оставляя пределы пассивности и случайности своего существования и переходя в область целенаправленности и свободы. Именно в потребности в трансцендентности, в творчестве, лежат корни любви, искусства, религии, науки, материального производства.
Э.Фромм подчеркивал, что обладание и бытие не есть некие отдельные качества человека. Они – два основных способа существования, два разных вида самоориентации и ориентации в мире, две различных структуры характера, преобладание которых определяет всё, что человек думает, чувствует и делает. Те культуры, которые поощряют жажду наживы, а значит, модус обладания, опираются на одни потенции человека; те же, которые благоприятствуют бытию и единению, опираются на другие. Вероятно, оба способа существования – и обладание, и бытие – суть потенциальные возможности человеческой природы, а может быть, и две стороны одной медали – человеческой жизни» (С.В.Сарычев,И.Н.Логвинов,c.257-259).
Литература:                                                                             
Сарычев С.В. История психологии в таблицах и схемах. Ростов н/Д.: Феникс,2010.
Фопель. К. На пороге взрослой жизни. М.: Генезис, 2008.

© Copyright: Алексей Гадаев, 2014

Регистрационный номер №0262342

от 30 декабря 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0262342 выдан для произведения: Многие люди даже и кажутся внешне счастливыми, но таковыми не являются. Нередко это лишь их самовнушение, вызванное представление о том, что «человек должен быть счастливым». Для многих людей жизнь в обществе сопряжено с сомнениями в себе, депрессиями и одиночеством.
Для практикующего психолога, главное помочь человеку (клиенту) понять, что счастья – как и любви – нельзя добиться, следуя какой-то программе, поскольку вопрос не столько во внешних проявлениях, сколько в состоянии души. Каждому человеку необходимо знать свою установку на жизненные события и действия.
В жизни у каждого могут быть разные установки и определить свой коэффициент счастья можно, например, в континууме. Если вы счастливы во всём, ваш коэффициент счастья равняется ста баллам. Если вы абсолютно несчастны, коэффициент равняется нулю. Между этими точками находятся все остальные градации счастья. Можно предложить человеку подумать над тем, а не сам ли он виноват в том, что чувствует себя менее счастливым.
К.Фопель предлагает следующее упражнение: напишите список всего того, за что вы могли бы быть в настоящий момент благодарны. Обратите внимание и на то, что вы, вероятно, считаете естественным: что у вас есть крыша над головой, вы сыты, одеты, здоровы и т.д.
А теперь прервите работу. Вот теперь вы создали самую солидную основу для счастья, вы – записали все эти хорошие вещи и порадовались тому, что у вас уже есть.
Часто мы делаем ровно наоборот и ассоциируем собственное счастье с будущими событиями: «я буду счастлив, когда куплю машину, квартиру, дачу и т.д.» . Однако тем не менее мы не можем испытывать счастье. Мы не можем заработать его и насладится им. Как бабочка, оно гибнет, когда мы пытаемся зажать его в кулак. Если мы будем внимательны и благодарны тому, что уже имеем, нам станет гораздо легче быть счастливыми.  Бесчисленные рекламы непрерывно пытаются убедить нас, что мы будем счастливы, если приобретем тот или иной предмет либо услугу – это всего лишь будущее приобретение, а не счастье. Реклама всего лишь искусное обольщение, внушенная рабская надежда на удовольствие от покупки товара, услуги.
Счастье – не дар, не покупка товара или услуги, а усилие собственной продуктивной деятельности в сфере мышления, чувств или поступков.  
Э. Фромм считает, что «счастье свидетельствует о том, что человек нашел ответ на проблему человеческого существования: он – в продуктивной реализации его возможностей, а тем самым одновременно – в единстве с миром, при сохранении, однако, целостности (и суверенности) собственной личности. Продуктивно расходуя свою энергию, он увеличивает силы, он «горит, не сгорая».
«Э. Фромм в работе «Быть или иметь» приходит к выводу, что есть два способа реализации человеком своей внутренней природы: способ «быть» и способ «иметь».
Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону, на укорененность в обществе. Для них главное – продемонстрировать своё значение, придать себе вес в глазах других. При этом не важно, за счет чего они хотят придать себе значительность, чем они хотят обладать – знаниями, властью, любовью или религией. Главное – показать всем, что это их собственность. Отсюда их догматизм, нетерпимость, их агрессивность и неуверенность, так как они бессознательно бесятся, что кто-то отберет у них незаслуженную собственность. Все это приводит к неврозу, делая потребность иметь ненасыщаемой.
Развитие по принципу «быть» характеризуется внутренней свободой и уверенностью в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, так как главное для них – не демонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью, любовью, но быть, чувствовать себя любящим, религиозным, знающим человеком. В этом и реализуется индивидуальность, понимание своей самоценности. Такие люди не стремятся рвать связи с окружающими, к свободе от всего. Им нужна только свобода для самоосуществления, для того чтобы быть собой. Они уважают и стремление других быть самими собой, а поэтому они терпимы и неагрессивны в отличие от тех, кто живет по принципу «иметь». Эти люди подходят к жизни как к творчеству, выходя в акте творчества за пределы себя как творения, оставляя пределы пассивности и случайности своего существования и переходя в область целенаправленности и свободы. Именно в потребности в трансцендентности, в творчестве, лежат корни любви, искусства, религии, науки, материального производства.
Э.Фромм подчеркивал, что обладание и бытие не есть некие отдельные качества человека. Они – два основных способа существования, два разных вида самоориентации и ориентации в мире, две различных структуры характера, преобладание которых определяет всё, что человек думает, чувствует и делает. Те культуры, которые поощряют жажду наживы, а значит, модус обладания, опираются на одни потенции человека; те же, которые благоприятствуют бытию и единению, опираются на другие. Вероятно, оба способа существования – и обладание, и бытие – суть потенциальные возможности человеческой природы, а может быть, и две стороны одной медали – человеческой жизни» (С.В.Сарычев,И.Н.Логвинов,c.257-259).
Литература:                                                                             
Сарычев С.В. История психологии в таблицах и схемах. Ростов н/Д.: Феникс,2010.
Фопель. К. На пороге взрослой жизни. М.: Генезис, 2008.
 
Рейтинг: 0 2209 просмотров
Комментарии (1)
Алексей Гадаев # 30 декабря 2014 в 13:51 0
А.П.Чехов Жизнь прекрасна!
Жизнь пренеприятная штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно. Для этого недостаточно выиграть 200 000, получить Белого Орла, жениться на хорошенькой, прослыть благонамеренным — все эти блага тленны и поддаются привычке. Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что «могло бы быть и хуже». А это нетрудно:
Когда у тебя в кармане загораются спички, то радуйся и благодари небо, что у тебя в кармане не пороховой погреб.
Когда к тебе на дачу приезжают бедные родственники, то не бледней, а торжествуя восклицай: «Хорошо, что это не городовые!»
Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!»
Если твоя жена или свояченица играет гаммы, то не выходи из себя, а не находи себе места от радости, что ты слушаешь игру, а не вой шакалов или кошачий концерт.
Радуйся, что ты не лошадь конножелезки, не коховская «запятая», не трихина, не свинья, не осел, не медведь, которого водят цыгане, не клоп... Радуйся, что ты не хромой, не слепой, не глухой, не немой, не холерный... Радуйся, что в данную минуту ты не сидишь на скамье подсудимых, не видишь пред собой кредитора и не беседуешь о гонораре с Турбой.
Если ты живешь в не столь отдаленных местах, то разве нельзя быть счастливым от мысли, что тебя не угораздило попасть в столь отдаленные?
Если у тебя болит один зуб, то ликуй, что у тебя болят не все зубы.
Радуйся, что ты имеешь возможность не читать «Гражданина», не сидеть на ассенизационной бочке, не быть женатым сразу на трех...
Когда ведут тебя в участок, то прыгай от восторга, что тебя ведут не в геенну огненную.
Если тебя секут березой, то дрыгай ногами и восклицай: «Как я счастлив, что меня секут не крапивой!»
Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.
И так далее... Последуй, человече, моему совету, и жизнь твоя будет состоять из сплошного ликования.