Сумасшедшие художники. Эдвард Мунк (часть VIII-я)
Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования, и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. И хотя он жил еще очень долго, его творчество вступило в период стагнации. Из всех тем его занимала теперь больше всего - половая идентификация.
В 1902 году Мунк встретился с богатым немецким спекулянтом, тайным оккультистом Альбертом Коллманом. После выставки в Берлине, где Мунк участвовал, Коллман целиком посвятил себя пропаганде творчества художника. В результате о Мунке в Европе заговорили как о равном таким корифеям как Гоген или Ван Гог.
Высокие гонорары освобождали Мунка от материальных хлопот, но жизнь его от этого не стала спокойной. Он продолжал пить, и часто становился героем скандалов, один из них чуть не закончился поединком. В конце концов, он заболел белой горячкой, от которой его едва вылечили.
Обреченный на контакты с проститутками и уборщицами, Мунк становится жертвой многих комплексов, и душевная болезнь возвращается снова и снова. Все это он описывает в своих дневниках.
Нервный срыв с приступом галлюцинаций произошел у Мунка в 1908 году в любимой им Германии, которая даровала ему всемирную известность и где он жил подолгу, в 1908 году. Проблемы с психикой были у него прежде: это и запои, и сильнейшие нервные срывы, и увлечение наркотиками, и частичная потеря памяти, и мания преследования.
В 1908 году, поняв, что самостоятельно справиться ни с нервными проблемами, ни с проблемой алкоголизма он самостоятельно не сможет, художник по собственной воле «определяется» в специализированный санаторий доктора Даниэля Якобсена в Дании, поскольку в Германии ему грозила лишь клиника для душевнобольных. Лечение прошло столь успешно, что Мунк до конца жизни излечился от проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем и полностью – от курения. В клинике художник продолжал много работать, создал несколько известных картин, в том числе – портрет своего лечащего врача. Кроме того, именно там он всерьез занялся фотографией и был верен этой страсти до конца жизни. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя (это вновь были автопортреты), словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством.
Наконец, он выходит из лечебницы, и в 1909-1912 годах создает аллегорический триптих - «История», «Альма Матер» и «Солнце» для университета в Христиании. В 1913 году он написал новую версию «Солнца» - солнце как источник всех жизненных сил на земле. После этого он писал пейзажи, создал Фриз Жизни, приводил в порядок свой архив.
В 1909 году он навсегда поселился в Норвегии. В уединенном месте, в маленьком городке Крагере он купил дом для своих картин и для себя. Здесь он прожил около семи лет (1909—1915), написал несколько зимних пейзажей и получил возможность заниматься росписью актового зала ("Аула") столичного университета. В Крагерё он создал художественную студию, где несколько лет работал над дизайном для Аулы. После некоторых колебаний и противоречий, проект Мунка был принят и осуществлен в 1916г. Согласно замыслу автора, роспись Аулы символизирует неисчерпаемые силы жизни. На заднем плане изображен рассвет над фьордом - такой, каким его видел Мунк у себя, в Крагерё. Палитра ярких цветов подразумевает символ безграничного животворящего света. В Ауле также находятся два больших холста: "История" и "Альма Матер". На одном из них изображен старик, сидящий под большим дубом, на фоне грубого и некрасивого пейзажа. На второй картине пейзаж наоборот, - элегантен. Здесь нарисована женщина, сидящая на берегу моря и кормящая грудью ребенка, в то время как дети постарше исследуют близлежащие окрестности. Эти картины показывают две противоположности - мужчину и женщину. Данная тема оставалась одной из главных на протяжении всей жизни Эдварда Мунка. Мунк проявлял интерес к зарождавшемуся Рабочему Движению. В 1913-15гг. им была написана картина "Рабочие на пути домой".
В 1916 году он купил дом в Экелю. Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь в деревне - вот мотивы, которые теперь изображает Мунк, использую четкие и яркие краски. Художник все больше удаляется от людей, прячась в своем доме, оставаясь наедине со своими картинами. Лишь немногие избранные допускаются сюда. И это как раз тогда, когда его роль как ведущего художника Норвегии, одного из самых крупных художников Европы всеми была признана. Он мог бы стать лидером художественного направления, вокруг него могли бы собраться единомышленники, но его это не интересовало. Из-под его кисти здесь выходило много картин, значительная часть которых экспонировалась на международных выставках. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. Перед смертью, Мунк завещал свою обширную коллекцию картин, биографических и литературных заметок столице Норвегии. Впоследствии, созданный в 1963 году Музей Мунка, вместил в себя уникальную коллекцию картин и других материалов, отображающих различные периоды творчества знаменитого норвежца. В Национальной Галерее в Осло можно также увидеть изящные полотна, преимущественно ранних лет художника. Много картин находится в Бергене.
История 1911-16
Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования, и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. И хотя он жил еще очень долго, его творчество вступило в период стагнации. Из всех тем его занимала теперь больше всего - половая идентификация.
В 1902 году Мунк встретился с богатым немецким спекулянтом, тайным оккультистом Альбертом Коллманом. После выставки в Берлине, где Мунк участвовал, Коллман целиком посвятил себя пропаганде творчества художника. В результате о Мунке в Европе заговорили как о равном таким корифеям как Гоген или Ван Гог.
Высокие гонорары освобождали Мунка от материальных хлопот, но жизнь его от этого не стала спокойной. Он продолжал пить, и часто становился героем скандалов, один из них чуть не закончился поединком. В конце концов, он заболел белой горячкой, от которой его едва вылечили.
Обреченный на контакты с проститутками и уборщицами, Мунк становится жертвой многих комплексов, и душевная болезнь возвращается снова и снова. Все это он описывает в своих дневниках.
Нервный срыв с приступом галлюцинаций произошел у Мунка в 1908 году в любимой им Германии, которая даровала ему всемирную известность и где он жил подолгу, в 1908 году. Проблемы с психикой были у него прежде: это и запои, и сильнейшие нервные срывы, и увлечение наркотиками, и частичная потеря памяти, и мания преследования.
В 1908 году, поняв, что самостоятельно справиться ни с нервными проблемами, ни с проблемой алкоголизма он самостоятельно не сможет, художник по собственной воле «определяется» в специализированный санаторий доктора Даниэля Якобсена в Дании, поскольку в Германии ему грозила лишь клиника для душевнобольных. Лечение прошло столь успешно, что Мунк до конца жизни излечился от проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем и полностью – от курения. В клинике художник продолжал много работать, создал несколько известных картин, в том числе – портрет своего лечащего врача. Кроме того, именно там он всерьез занялся фотографией и был верен этой страсти до конца жизни. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя (это вновь были автопортреты), словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством.
Наконец, он выходит из лечебницы, и в 1909-1912 годах создает аллегорический триптих - «История», «Альма Матер» и «Солнце» для университета в Христиании. В 1913 году он написал новую версию «Солнца» - солнце как источник всех жизненных сил на земле. После этого он писал пейзажи, создал Фриз Жизни, приводил в порядок свой архив.
В 1909 году он навсегда поселился в Норвегии. В уединенном месте, в маленьком городке Крагере он купил дом для своих картин и для себя. Здесь он прожил около семи лет (1909—1915), написал несколько зимних пейзажей и получил возможность заниматься росписью актового зала ("Аула") столичного университета. В Крагерё он создал художественную студию, где несколько лет работал над дизайном для Аулы. После некоторых колебаний и противоречий, проект Мунка был принят и осуществлен в 1916г. Согласно замыслу автора, роспись Аулы символизирует неисчерпаемые силы жизни. На заднем плане изображен рассвет над фьордом - такой, каким его видел Мунк у себя, в Крагерё. Палитра ярких цветов подразумевает символ безграничного животворящего света. В Ауле также находятся два больших холста: "История" и "Альма Матер". На одном из них изображен старик, сидящий под большим дубом, на фоне грубого и некрасивого пейзажа. На второй картине пейзаж наоборот, - элегантен. Здесь нарисована женщина, сидящая на берегу моря и кормящая грудью ребенка, в то время как дети постарше исследуют близлежащие окрестности. Эти картины показывают две противоположности - мужчину и женщину. Данная тема оставалась одной из главных на протяжении всей жизни Эдварда Мунка. Мунк проявлял интерес к зарождавшемуся Рабочему Движению. В 1913-15гг. им была написана картина "Рабочие на пути домой".
В 1916 году он купил дом в Экелю. Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь в деревне - вот мотивы, которые теперь изображает Мунк, использую четкие и яркие краски. Художник все больше удаляется от людей, прячась в своем доме, оставаясь наедине со своими картинами. Лишь немногие избранные допускаются сюда. И это как раз тогда, когда его роль как ведущего художника Норвегии, одного из самых крупных художников Европы всеми была признана. Он мог бы стать лидером художественного направления, вокруг него могли бы собраться единомышленники, но его это не интересовало. Из-под его кисти здесь выходило много картин, значительная часть которых экспонировалась на международных выставках. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. Перед смертью, Мунк завещал свою обширную коллекцию картин, биографических и литературных заметок столице Норвегии. Впоследствии, созданный в 1963 году Музей Мунка, вместил в себя уникальную коллекцию картин и других материалов, отображающих различные периоды творчества знаменитого норвежца. В Национальной Галерее в Осло можно также увидеть изящные полотна, преимущественно ранних лет художника. Много картин находится в Бергене.
История 1911-16
Нет комментариев. Ваш будет первым!