… В тебе я воспеваю
надежд моих угасшую зарю,
любовь мою в тебе благословляю
и за любовь тебя благодарю.
1. Сергей Маковский «рос среди муз», его родители и родственники были художниками, певицами, актрисами. Писать стихи он начал в 16 лет.
2. Ко всему этому он был поэт. И вот здесь, быть может, какая-то собачонка и зарыта. Поэт он был средний, хотя и упорный (восемь сборников!). Думаю, что поэтом он считал себя настоящим, но чувствовал, что другие (и в первую очередь Георгий Иванов) таковым его не считают. Не высоко ставили его поэзию и Смоленский, и Одарченко, и Гингер. И, безусловно, это, быть может, даже подсознательное ощущение порождало в нем некоторое отчуждение.
Да, поэт он был небольшой, но все же его стихи несравнимы с тем, что иногда сейчас печатается в толстых журналах, даже довольно престижных. Вот хотя бы из шестой его книги – «На пути земном», строки из первого стихотворения:
Есть на пути земном рубеж,
За ним всё призрачней земное.
……………………………………..
Не думать больше… Только быть…
Себя не чувствовать собою.
……………………………………..
Сквозь эту призрачную тьму –
Лучи невидимого света.
И нет ответа ничему,
И всё понятно – без ответа.
К.Д. Померанцев
3. Но, во всяком случае, трудно ожидать, чтобы многие из "молодых" так гордо и резко, как Сергей Маковский, разом оборвали со стихами, особенно в случае столь же заметного успеха своего первого сборника. Где разгадка?
Иннокентий Анненков
4. Маковский по своим взглядам был ближе «мирискусникам» и символистам, хотя и стремился объединить все художественные группировки в «единое русское искусство». Это, понятно, удавалось не всегда. Маковский был рафинированным эстетом, за что его противник, футурист Н. Кульбин называл его иронично «моль в перчатках».
5. В 1909 году он становится редактором «Аполлона» — главного литературно-художественного журнала России.
6. Я верил, я думал
Сергею Маковскому
Я верил, я думал, и свет мне блеснул наконец;
Создав, навсегда уступил меня року Создатель;
Я продан! Я больше не Божий! Ушел продавец,
И с явной насмешкой глядит на меня покупатель.
Летящей горою за мною несется Вчера,
А Завтра меня впереди ожидает, как бездна,
Иду… но когда-нибудь в Бездну сорвется Гора.
Я знаю, я знаю, дорога моя бесполезна.
И если я волей себе покоряю людей,
И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны — поэт, чародей,
Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье.
И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно — колокольчик фарфоровый в желтом Китае
На пагоде пестрой… висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.
А тихая девушка в платье из красных шелков,
Где золотом вышиты осы, цветы и драконы,
С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов,
Внимательно слушая легкие, легкие звоны.
Николай Гумилёв
7. (Об Осипе Мандельштаме)
Стихи, – пишет Маковский, – ничем не пленили меня, и я уж готов был отделаться от мамаши и сынка… когда, взглянув… на юношу, прочел в его взоре такую напряженную, упорно-страдальческую мольбу, что сразу как-то сдался и перешел на его сторону: за поэзию, против торговли кожей.
8. Первая публикация стихотворений под именем «Анна Ахматова» стихотворений в журнале «Аполлон» датируется 1911 годом. Когда Гумилев был в отъезде, Анна Ахматова зашла в гости к жене Сергея Маковского и читала ей свои стихи.
Маковский услышал эти стихи и предложил Ахматовой напечатать их в журнале "Аполлон". Ахматова колебалась.
Стихи получили множество похвал, и возвратившемуся Гумилёву, который не одобрял её литературные занятия, пришлось смириться.
9. 19 декабря 1945 года Маковский пишет матери: «Россия, несмотря на все тёмные и худшие стороны тамошней подъяремной жизни, всё же растёт духовно. Отрываться от неё нельзя».
10. Маковский цитирует роман князя Волконского «Последний день»: «Он не мог, то есть не то что не мог, а не хотел ненавидеть. Он знал, отлично знал людскую пакость и все ее разновидности: и дворянскую пакость, и крестьянскую пакость, и революционную пакость, и чиновничью пакость. Он все их знал и лично испытал. Но он находил унизительным опуститься до вражды». Таким был и сам Сергей Маковский. Последней невидимкой, которую он так и не сумел разлюбить в изгнании, для него стала Россия.
Евгений Евтушенко
11. Выражение «Серебряный век» широкую известность приобрело после выхода книги мемуаров С.К. Маковского «На Парнасе серебряного века» (1962).
12. Скончался Сергей Константинович в 1962 году. Пришёл в три часа с какого-то обеда, лёг, уснул и не проснулся. Ему шёл 86-й год.
Расстальцы
Вы судьбой, как от материной руки,
поотрублены, будто бы пальцы,
но с тобою, Россия, тебе вопреки, –
нерасставшиеся расстальцы.
Ты, Россия, расстальцев с тобой не вини.
Твои ангелы всё им простили.
Если б даже хотели, не могут они
разлюбить невидимку-Россию.
[Скрыть]Регистрационный номер 0363756 выдан для произведения:
… В тебе я воспеваю
надежд моих угасшую зарю,
любовь мою в тебе благословляю
и за любовь тебя благодарю.
1. Сергей Маковский «рос среди муз», его родители и родственники были художниками, певицами, актрисами. Писать стихи он начал в 16 лет.
2. Ко всему этому он был поэт. И вот здесь, быть может, какая-то собачонка и зарыта. Поэт он был средний, хотя и упорный (восемь сборников!). Думаю, что поэтом он считал себя настоящим, но чувствовал, что другие (и в первую очередь Георгий Иванов) таковым его не считают. Не высоко ставили его поэзию и Смоленский, и Одарченко, и Гингер. И, безусловно, это, быть может, даже подсознательное ощущение порождало в нем некоторое отчуждение.
Да, поэт он был небольшой, но все же его стихи несравнимы с тем, что иногда сейчас печатается в толстых журналах, даже довольно престижных. Вот хотя бы из шестой его книги – «На пути земном», строки из первого стихотворения:
Есть на пути земном рубеж,
За ним всё призрачней земное.
……………………………………..
Не думать больше… Только быть…
Себя не чувствовать собою.
……………………………………..
Сквозь эту призрачную тьму –
Лучи невидимого света.
И нет ответа ничему,
И всё понятно – без ответа.
К.Д. Померанцев
3. Но, во всяком случае, трудно ожидать, чтобы многие из "молодых" так гордо и резко, как Сергей Маковский, разом оборвали со стихами, особенно в случае столь же заметного успеха своего первого сборника. Где разгадка?
Иннокентий Анненков
4. Маковский по своим взглядам был ближе «мирискусникам» и символистам, хотя и стремился объединить все художественные группировки в «единое русское искусство». Это, понятно, удавалось не всегда. Маковский был рафинированным эстетом, за что его противник, футурист Н. Кульбин называл его иронично «моль в перчатках».
5. В 1909 году он становится редактором «Аполлона» — главного литературно-художественного журнала России.
6. Я верил, я думал
Сергею Маковскому
Я верил, я думал, и свет мне блеснул наконец;
Создав, навсегда уступил меня року Создатель;
Я продан! Я больше не Божий! Ушел продавец,
И с явной насмешкой глядит на меня покупатель.
Летящей горою за мною несется Вчера,
А Завтра меня впереди ожидает, как бездна,
Иду… но когда-нибудь в Бездну сорвется Гора.
Я знаю, я знаю, дорога моя бесполезна.
И если я волей себе покоряю людей,
И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны — поэт, чародей,
Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье.
И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно — колокольчик фарфоровый в желтом Китае
На пагоде пестрой… висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.
А тихая девушка в платье из красных шелков,
Где золотом вышиты осы, цветы и драконы,
С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов,
Внимательно слушая легкие, легкие звоны.
Николай Гумилёв
7. (Об Осипе Мандельштаме)
Стихи, – пишет Маковский, – ничем не пленили меня, и я уж готов был отделаться от мамаши и сынка… когда, взглянув… на юношу, прочел в его взоре такую напряженную, упорно-страдальческую мольбу, что сразу как-то сдался и перешел на его сторону: за поэзию, против торговли кожей.
8. Первая публикация стихотворений под именем «Анна Ахматова» стихотворений в журнале «Аполлон» датируется 1911 годом. Когда Гумилев был в отъезде, Анна Ахматова зашла в гости к жене Сергея Маковского и читала ей свои стихи.
Маковский услышал эти стихи и предложил Ахматовой напечатать их в журнале "Аполлон". Ахматова колебалась.
Стихи получили множество похвал, и возвратившемуся Гумилёву, который не одобрял её литературные занятия, пришлось смириться.
9. 19 декабря 1945 года Маковский пишет матери: «Россия, несмотря на все тёмные и худшие стороны тамошней подъяремной жизни, всё же растёт духовно. Отрываться от неё нельзя».
10. Маковский цитирует роман князя Волконского «Последний день»: «Он не мог, то есть не то что не мог, а не хотел ненавидеть. Он знал, отлично знал людскую пакость и все ее разновидности: и дворянскую пакость, и крестьянскую пакость, и революционную пакость, и чиновничью пакость. Он все их знал и лично испытал. Но он находил унизительным опуститься до вражды». Таким был и сам Сергей Маковский. Последней невидимкой, которую он так и не сумел разлюбить в изгнании, для него стала Россия.
Евгений Евтушенко
11. Выражение «Серебряный век» широкую известность приобрело после выхода книги мемуаров С.К. Маковского «На Парнасе серебряного века» (1962).
12. Скончался Сергей Константинович в 1962 году. Пришёл в три часа с какого-то обеда, лёг, уснул и не проснулся. Ему шёл 86-й год.
Расстальцы
Вы судьбой, как от материной руки,
поотрублены, будто бы пальцы,
но с тобою, Россия, тебе вопреки, –
нерасставшиеся расстальцы.
Ты, Россия, расстальцев с тобой не вини.
Твои ангелы всё им простили.
Если б даже хотели, не могут они
разлюбить невидимку-Россию.
Еще один поэт серебряного века представлен нам. Не из особенно известных, не особенно выдающийся, - Сергей Маковский. Он был редактором журнала "Аполлон", который издавали акмеисты, в нем впервые публиковалась Ахматова.
На меня большое впечатление произвело приведенное здесь стихотворение "Расстальцы". Оно имеет ко мне прямое отношение.
Любил ли я? Мечтой завороженный - узнав тебя, неравную другим - я захотел быть гением твоим, художником души твоей плененной. Любил ли я? Как мрамор, покоренный резцом ваятеля, мольбам моим ты отдалась, не отвечая им: я создал статую из глыбы сонной. Боготворя в тебе мою мечту, я воплотил в твой образ красоту, я дал тебе все чары женской власти, всю силу зла, все вдохновенье страсти… Я был твой раб, твой царь и судия. Я был судьбой твоей. Любил ли я?
Не спрашивай, о чем волна морская поет, шумя на берегу немом, и отчего в безмолвии ночном звезда небес горит, не угасая. Не спрашивай. Люби, не понимая. Любовь—печаль. В неведеньи земном Предчувствие о веденьи ином, в земной тоске—отрада неземная. И если б ведал ты, о чем волна на берегу поет неутомимо,
и отчего звездами ночь хранима, и если б знал, зачем обречена душа твоя в неведеньи томится, не мог бы ты ни верить, ни молиться.