ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Проблемы стиля

Проблемы стиля

12 июля 2016 - Сергей Чернец
Проблемы стиля. О тональности.
Во-первых – стиль понимается как способ выражения образного освоения действительности. И стиль не совпадает с формой произведения, также как метод не может быть приравнен к содержанию.
Форма – это и поэтический язык, и сюжет, архитектоника, ритм и так далее. А еще форма, входящая в определение стиля, сама по себе, не влияет на идею, раскрываемую в произведении и на интонационные начала художественного произведения. Все стороны стиля: и форма и содержание, - без верной и стройной интонации выглядеть будут плохо.
Эмоциональный коэффициент воздействия на читателей любого повествования: драматического действия (пьесы), лирического высказывания (стихи), - проявляется в основном тоне, который свойственен литературному произведению, как целостному единству.
Значение основного тона для формирования литературного произведения отмечалось многими писателями.
Историческое.
Во время работы над «Казаками» Толстой писал Анненкову (4 мая 1857): «Ту серьезную вещь, про которую я вам говорил как-то, я начал в 4-х различных тонах, каждую листа по 3 – и остановился, не зная, что выбрать или как слить или должен я всё бросить».
Основной тон многое определяет и в построении произведения, и в характере обрисовки героев. Именно поэтому выбор Тона является столь важным моментом в творческой работе писателя.
Создавая «Хаджи-Мурата», Толстой пробовал разные манеры повествования: от имени рассказчика, в форме воспоминаний основного героя и так далее. Уже после того, как три начальные редакции были забракованы, писатель отметил в своем дневнике: «Много обдумал Хаджи-Мурата и приготовил материалы. Всё тон не найду».
Сцепление материала, сращение отдельных его частей в единое целое было достигнуто лишь тогда, когда ясное выражение получил нужный тон.
Вот и А. Фадеев рассказывал о том, как работая над «Молодой гвардией», он долго не мог отыскать верный тон повествования. Все материалы были собраны, отчетливо представлялись и характеры героев…. Но работа не двигалась. И как только писатель ясно ощутил соответствующий творческому замыслу тон рассказа – взволнованно-патетический и в то же время сурово-содержательный, - работа пошла легко, без всяких остановок.
И еще одно высказывание по этому поводу известного прозаика Юрия Казакова: «Иногда рассказ не получается с самого начала, - отмечает он, - написал две-три страницы – и чувствую, что нет того звука, который мне нужен. В этом случае я просто не доканчиваю, бросаю, считая, что рассказ мне не удался, и всё. И наоборот бывает. Начинаешь рассказ, напишешь один-два абзаца и чувствуешь: пошло. Тебя схватила какая-то власть, и ты попал в гармонию с тем звуком, тоном. Который единственно необходим данному произведению».
Основной тон не только не исключает, а предполагает существование в одном литературном произведении разной тональности, которые передают богатство эмоциональных ракурсов в освещении разных явлений, сторон объекта или события. Художественное произведение, которое отражает большие проблемы или раскрывает глубокие идеи или образы, - отличается и сложной интонацией. Но есть непременно общий Тон.
В письме к Григоровичу Чехов так характеризовал свою работу над повестью «Степь»: «Я изображаю равнину, лиловую даль, овцеводов, попов, ночные грозы, постоялые дворы, обозы, степных птиц и проч. Каждая отдельная глава составляет особый рассказ, и все главы связаны, как пять фигур в кадрили, близким родством. Я стараюсь, чтобы у них был общий запах и общий тон, что мне может удаться тем легче, что через все главы у меня проходит одно лицо».
Чехов отметил и общий тон «Степи», и особый колорит для отдельных глав. Так гроза – явно в другом тоне изображена, но есть между ними общее – отношение «одного лица» - мальчика едущего в неизвестность.
Общий тон в слиянии с разными тональностями, выраженными в произведении – составляют его интонационный строй.
О том сказано Немировичем-Данченко: «В хорошей пьесе всегда живет индивидуальная интонация автора. Если её нет, - у автора нет таланта». Есть над чем подумать начинающим писателям.
Интонация в широком смысле этого слова – это не просто эмоциональная окраска повествования, это нечто большее. Знатоки литературы по интонационным особенностям того или иного неизвестного повествовательного отрывка или по нескольким строкам стихотворения определяют автора. Отсюда с достаточной ясностью раскрывается особенное значение тона в художественном произведении.
Конец.

© Copyright: Сергей Чернец, 2016

Регистрационный номер №0347799

от 12 июля 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0347799 выдан для произведения: Проблемы стиля. О тональности.
Во-первых – стиль понимается как способ выражения образного освоения действительности. И стиль не совпадает с формой произведения, также как метод не может быть приравнен к содержанию.
Форма – это и поэтический язык, и сюжет, архитектоника, ритм и так далее. А еще форма, входящая в определение стиля, сама по себе, не влияет на идею, раскрываемую в произведении и на интонационные начала художественного произведения. Все стороны стиля: и форма и содержание, - без верной и стройной интонации выглядеть будут плохо.
Эмоциональный коэффициент воздействия на читателей любого повествования: драматического действия (пьесы), лирического высказывания (стихи), - проявляется в основном тоне, который свойственен литературному произведению, как целостному единству.
Значение основного тона для формирования литературного произведения отмечалось многими писателями.
Историческое.
Во время работы над «Казаками» Толстой писал Анненкову (4 мая 1857): «Ту серьезную вещь, про которую я вам говорил как-то, я начал в 4-х различных тонах, каждую листа по 3 – и остановился, не зная, что выбрать или как слить или должен я всё бросить».
Основной тон многое определяет и в построении произведения, и в характере обрисовки героев. Именно поэтому выбор Тона является столь важным моментом в творческой работе писателя.
Создавая «Хаджи-Мурата», Толстой пробовал разные манеры повествования: от имени рассказчика, в форме воспоминаний основного героя и так далее. Уже после того, как три начальные редакции были забракованы, писатель отметил в своем дневнике: «Много обдумал Хаджи-Мурата и приготовил материалы. Всё тон не найду».
Сцепление материала, сращение отдельных его частей в единое целое было достигнуто лишь тогда, когда ясное выражение получил нужный тон.
Вот и А. Фадеев рассказывал о том, как работая над «Молодой гвардией», он долго не мог отыскать верный тон повествования. Все материалы были собраны, отчетливо представлялись и характеры героев…. Но работа не двигалась. И как только писатель ясно ощутил соответствующий творческому замыслу тон рассказа – взволнованно-патетический и в то же время сурово-содержательный, - работа пошла легко, без всяких остановок.
И еще одно высказывание по этому поводу известного прозаика Юрия Казакова: «Иногда рассказ не получается с самого начала, - отмечает он, - написал две-три страницы – и чувствую, что нет того звука, который мне нужен. В этом случае я просто не доканчиваю, бросаю, считая, что рассказ мне не удался, и всё. И наоборот бывает. Начинаешь рассказ, напишешь один-два абзаца и чувствуешь: пошло. Тебя схватила какая-то власть, и ты попал в гармонию с тем звуком, тоном. Который единственно необходим данному произведению».
Основной тон не только не исключает, а предполагает существование в одном литературном произведении разной тональности, которые передают богатство эмоциональных ракурсов в освещении разных явлений, сторон объекта или события. Художественное произведение, которое отражает большие проблемы или раскрывает глубокие идеи или образы, - отличается и сложной интонацией. Но есть непременно общий Тон.
В письме к Григоровичу Чехов так характеризовал свою работу над повестью «Степь»: «Я изображаю равнину, лиловую даль, овцеводов, попов, ночные грозы, постоялые дворы, обозы, степных птиц и проч. Каждая отдельная глава составляет особый рассказ, и все главы связаны, как пять фигур в кадрили, близким родством. Я стараюсь, чтобы у них был общий запах и общий тон, что мне может удаться тем легче, что через все главы у меня проходит одно лицо».
Чехов отметил и общий тон «Степи», и особый колорит для отдельных глав. Так гроза – явно в другом тоне изображена, но есть между ними общее – отношение «одного лица» - мальчика едущего в неизвестность.
Общий тон в слиянии с разными тональностями, выраженными в произведении – составляют его интонационный строй.
О том сказано Немировичем-Данченко: «В хорошей пьесе всегда живет индивидуальная интонация автора. Если её нет, - у автора нет таланта». Есть над чем подумать начинающим писателям.
Интонация в широком смысле этого слова – это не просто эмоциональная окраска повествования, это нечто большее. Знатоки литературы по интонационным особенностям того или иного неизвестного повествовательного отрывка или по нескольким строкам стихотворения определяют автора. Отсюда с достаточной ясностью раскрывается особенное значение тона в художественном произведении.
Конец.
 
Рейтинг: +1 282 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!