ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → МАРГАРИТА МИГУНОВА – ПИСАТЕЛЬ СЕНТЯБРЯ

МАРГАРИТА МИГУНОВА – ПИСАТЕЛЬ СЕНТЯБРЯ

28 сентября 2013 - Валерий Митрохин
article161756.jpg

Родилась в Сибири в семье учителя, и сама педагог по образованию и призванию.

Кроме того, для многих из нас, в шестидесятые годы молодых начинающих авторов, она – высокообразованный издатель и литератор, член Союза писателей СССР – была наставником. Первые свои книги крымские «шестидесятники» выпускали при ее строгом редактировании. Каждая такая встреча с Маргаритой Георгиевной стала  для многих из нас своеобразной школой мастерства.

С десяти лет, оставшись без отца, она при больной матери полной мерой хлебнула горя, испытала все тяготы военного лихолетья.

В Симферополь Мигунова приехала двадцатилетней. Отсюда была направлена на курсы писателей. Здесь стала сочинять и выпускать книги.

В мою жизнь она вошла как легенда. На одном из первых после каникул заседаний Литературного объединения, что работало в клубе Крымской организации Союза писателей (1967 год), его руководитель поэт Матвей Грунин (тоже личность незаурядная; самый первый переводчик Расула Гамзатова) как всегда, рассказывая о своих товарищах, членах СП (такая в ЛИТО была традиция), назвал это имя: Маргарита Мигунова. И добавил  – «…ее прозу высоко ценил Паустовский!» Патриот  русского слова Константин Георгиевич сказал о прозе Мигуновой следующее: «Простота говорит человеку сильнее и больше, чем ослепительней блеск».

Уже первая повесть  молодого автора «Степная глушь» обратила на себя внимание знаменитого Петра  Павленко  – послевоенного председателя Крымской организации Союза писателей СССР  и была рекомендована к публикации в альманахе «Крым». Вскоре Маргарита Мигунова сама стала редактором этого журнала, чем  активно способствовала  развитию литературного процесса в Крыму.

С тех пор было издано немало книг: «В конце апреля», «Поездка на юг», «Олений кордон», «Лето в Херсонесе», «На круги своя», «Антонина Лукина». Анатолий Домбровский так сказал о ее творчестве: «Оно отличается акварельностью письма, романтической чистотой и восторженностью юности, взирающей на героическое прошлое своих отцов и сыновей».

Мы, литобъединенцы шестидесятых, следуя  еще одной хорошей традиции, решили пригласить писательницу на одно из заседаний – послушать, поспрашивать, пообщаться. Маститые (и не только крымские!) писатели к нам приходили охотно. Маргарита Георгиевна отказала ввиду занятости. Она работала старшим редактором художественной литературы в издательстве «Таврия».

Кто-то из  продвинутых завсегдатаев литературного объединения сказал, мол, это на нее похоже, потому что она дама странная…

Позже, оказавшись в  «Таврии», я понял, что причина для отказа имела под собой вполне уважительную базу. Работы, в редакции художественной литературы было много. Была эта работа нелегкой (книги  издавать тогда считалось делом ответственным), а Маргарита Георгиевна относилась к разряду тех редакторов, которые добивались от авторов высочайшего качества слова. Она могла часами убеждать какого-нибудь амбициозного провинциала, что  фраза художественного произведения должна не только нести информацию, но и звучать…

За это ее недолюбливали местные гении и начальство, с которым она вступала в спор, когда оно навязывало к изданию  «своих» или «позвоночных» авторов. Досталось и мне, когда она редактировала мой роман «Искорень».

Словом, работать с нею было нелегко, но поучительно. А книги ее для меня, как для многих прозаиков, сразу же стали образцом мастерства. На мой взгляд, Мигунова является одним из лучших русских  женщин - прозаиков своего времени. Причем, работая в эпоху, когда каждый автор почитал обязательным упомянуть в своих книгах имена вождей, славословить партию, она умудрялась обходиться без этих приправ. Вероятно, потому и осталась без наград и званий. Хотя не чуждалась общественных дел, была, как говорили тогда, активным бойцом идеологического фронта. В одно время  по инициативе писателя Николая Бирюкова (крымского Павки Корчагина)  литераторы стали практиковать коллективные выезды в разные уголки Крыма. Поездки эти дали многим из них новые теми и героев. Итогом такого участия в жизни полуострова можно назвать и книгу Маргариты Мигуновой «Поездка на юг».

Снисходительная, сдержанная, образованная она и как редактор была нарасхват среди тех, кто знал, что от ее вмешательства книга только выиграет. Я имею ввиду  литераторов даже такого уровня, как Станислав Славич и критик  Владимир Вихров…

Маргарита Георгиевна и теперь пишет. Работает, как всегда, неторопливо, потому что знает, искусство не терпит суеты.

Распад страны принес множество проблем, с которыми так сложно справляться в одиночку. Многие писатели растерялись, ощутив невостребованность и неприкаянность. М. Г. Мигунова, отягощенная возрастом, однако, так ни разу  ни к кому и не обратилась за помощью…

В наши дни, увы, литературный труд не кормит, но он дает людям очень важное для этого тяжкого времени средство. Писатель своими книгами помогает преодолевать уныние и чувство безысходности. Как раз об этом роман М. Мигуновой «На круги своя», опубликованный в  номерах  4 и 5 журнала «Брега Тавриды» в 2000 году.

Валерий Митрохин

Материалы опубликованы во всеукраинской  (подписной индекс 68349) ЛИТЕРАТУРНОЙ  ГАЗЕТЕ + Курьер культуры: Крым – Севастополь

 

 

 

© Copyright: Валерий Митрохин, 2013

Регистрационный номер №0161756

от 28 сентября 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0161756 выдан для произведения:

Родилась в Сибири в семье учителя, и сама педагог по образованию и призванию.

Кроме того, для многих из нас, в шестидесятые годы молодых начинающих авторов, она – высокообразованный издатель и литератор, член Союза писателей СССР – была наставником. Первые свои книги крымские «шестидесятники» выпускали при ее строгом редактировании. Каждая такая встреча с Маргаритой Георгиевной стала  для многих из нас своеобразной школой мастерства.

С десяти лет, оставшись без отца, она при больной матери полной мерой хлебнула горя, испытала все тяготы военного лихолетья.

В Симферополь Мигунова приехала двадцатилетней. Отсюда была направлена на курсы писателей. Здесь стала сочинять и выпускать книги.

В мою жизнь она вошла как легенда. На одном из первых после каникул заседаний Литературного объединения, что работало в клубе Крымской организации Союза писателей (1967 год), его руководитель поэт Матвей Грунин (тоже личность незаурядная; самый первый переводчик Расула Гамзатова) как всегда, рассказывая о своих товарищах, членах СП (такая в ЛИТО была традиция), назвал это имя: Маргарита Мигунова. И добавил  – «…ее прозу высоко ценил Паустовский!» Патриот  русского слова Константин Георгиевич сказал о прозе Мигуновой следующее: «Простота говорит человеку сильнее и больше, чем ослепительней блеск».

Уже первая повесть  молодого автора «Степная глушь» обратила на себя внимание знаменитого Петра  Павленко  – послевоенного председателя Крымской организации Союза писателей СССР  и была рекомендована к публикации в альманахе «Крым». Вскоре Маргарита Мигунова сама стала редактором этого журнала, чем  активно способствовала  развитию литературного процесса в Крыму.

С тех пор было издано немало книг: «В конце апреля», «Поездка на юг», «Олений кордон», «Лето в Херсонесе», «На круги своя», «Антонина Лукина». Анатолий Домбровский так сказал о ее творчестве: «Оно отличается акварельностью письма, романтической чистотой и восторженностью юности, взирающей на героическое прошлое своих отцов и сыновей».

Мы, литобъединенцы шестидесятых, следуя  еще одной хорошей традиции, решили пригласить писательницу на одно из заседаний – послушать, поспрашивать, пообщаться. Маститые (и не только крымские!) писатели к нам приходили охотно. Маргарита Георгиевна отказала ввиду занятости. Она работала старшим редактором художественной литературы в издательстве «Таврия».

Кто-то из  продвинутых завсегдатаев литературного объединения сказал, мол, это на нее похоже, потому что она дама странная…

Позже, оказавшись в  «Таврии», я понял, что причина для отказа имела под собой вполне уважительную базу. Работы, в редакции художественной литературы было много. Была эта работа нелегкой (книги  издавать тогда считалось делом ответственным), а Маргарита Георгиевна относилась к разряду тех редакторов, которые добивались от авторов высочайшего качества слова. Она могла часами убеждать какого-нибудь амбициозного провинциала, что  фраза художественного произведения должна не только нести информацию, но и звучать…

За это ее недолюбливали местные гении и начальство, с которым она вступала в спор, когда оно навязывало к изданию  «своих» или «позвоночных» авторов. Досталось и мне, когда она редактировала мой роман «Искорень».

Словом, работать с нею было нелегко, но поучительно. А книги ее для меня, как для многих прозаиков, сразу же стали образцом мастерства. На мой взгляд, Мигунова является одним из лучших русских  женщин - прозаиков своего времени. Причем, работая в эпоху, когда каждый автор почитал обязательным упомянуть в своих книгах имена вождей, славословить партию, она умудрялась обходиться без этих приправ. Вероятно, потому и осталась без наград и званий. Хотя не чуждалась общественных дел, была, как говорили тогда, активным бойцом идеологического фронта. В одно время  по инициативе писателя Николая Бирюкова (крымского Павки Корчагина)  литераторы стали практиковать коллективные выезды в разные уголки Крыма. Поездки эти дали многим из них новые теми и героев. Итогом такого участия в жизни полуострова можно назвать и книгу Маргариты Мигуновой «Поездка на юг».

Снисходительная, сдержанная, образованная она и как редактор была нарасхват среди тех, кто знал, что от ее вмешательства книга только выиграет. Я имею ввиду  литераторов даже такого уровня, как Станислав Славич и критик  Владимир Вихров…

Маргарита Георгиевна и теперь пишет. Работает, как всегда, неторопливо, потому что знает, искусство не терпит суеты.

Распад страны принес множество проблем, с которыми так сложно справляться в одиночку. Многие писатели растерялись, ощутив невостребованность и неприкаянность. М. Г. Мигунова, отягощенная возрастом, однако, так ни разу  ни к кому и не обратилась за помощью…

В наши дни, увы, литературный труд не кормит, но он дает людям очень важное для этого тяжкого времени средство. Писатель своими книгами помогает преодолевать уныние и чувство безысходности. Как раз об этом роман М. Мигуновой «На круги своя», опубликованный в  номерах  4 и 5 журнала «Брега Тавриды» в 2000 году.

Валерий Митрохин

Материалы опубликованы во всеукраинской  (подписной индекс 68349) ЛИТЕРАТУРНОЙ  ГАЗЕТЕ + Курьер культуры: Крым – Севастополь

 

 

 

 
Рейтинг: +1 812 просмотров
Комментарии (2)
Анна Магасумова # 28 сентября 2013 в 23:46 0
Как хорошо сказано: "Писатель своими книгами помогает преодолевать уныние и чувство безысходности." Не только писатель, но и каждый творческий человек преодолевает так своё одиночество.
Валерий Митрохин # 29 сентября 2013 в 20:42 0
50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e