Осень в этом году теплая и ласковая. Солнце за облаками, но еще не холодно и легкий ветерок отдувает волосы со лба. Слева за забором стук и скрежет. Это сосед Славик выворачивает какие-то доски с гвоздями. Славик постоянно что-то ломает и отдирает. Бухает кувалдой и при этом бубнит себе под нос. И так изо дня в день. Упорно и фанатично, как «першинг», идущий на цель.
Вскоре его жилистые руки свешиваются на штакетник с моей стороны. На голове кепка, в зубах беломорина, глаз с прищуром. Перекур.
- Ну и что? – поводит головой, явно отыскивая непорядок.
- Что?
- Смотри! Она скоро тебе забор свалит! – и выставляет заскорузлый палец в направлении колючего кривого дерева. Дерево высотой метра три. Наклонилось и оперлось о сетчатый забор. Оперлось так, что забор прогнулся, вот-вот ляжет на землю. Ветки усыпаны рыжими шариками.
- Это же облепиха!
- Да хоть пальма. Смотри, как прет и так все затенила. А забор? Ждешь, когда рухнет? То-то козочки тебе здесь порядок наведут. Есть что пожрать, - и обводит взглядом посадки. Я и сама знаю - надо что-то делать. Но, что?
- Может укоротить? – робко вздыхаю я.
- Рубить, - у Славика неизменная тяга к разрушению. - Рубить все!
Выходит за ограду с топором и пытается подобраться к дереву с наружной стороны через кусты. Кусты разрослись, вытянулись, переплелись ветками, ощетинились непроходимыми джунглями. То там-то здесь слышен его голос: Где? – он просто не видит снаружи это дерево. Треск веток и приглушенное чертыханье, затем буханье топора.
- Куда! Это ж рябина!
Наконец, топор возникает прямо у кривого ствола.
- Вот он, зарраза… - опять буханье. - Железный, что ли? - Потрескивая, ствол оседает. Вот все ниже, ниже и… повисает на заборе.
- Силен собака, щас мы его.
По асфальту шарканье подошв, стук деревянной клюшки.
- Здравствуй, Тамарочка!
- Здравствуйте, тетя Люба!
Тетя Люба – худощавая старушка не деревенского вида, в темной блузке, длинной сатиновой юбке, с прямой спиной и неизменной крепдешиновой косынкой на аккуратной породистой голове. Ноги в кедах, в левой руке - простая дерматиновая сумка, в правой - струганная палка. Как посох. День - через два, плывут над дорогой равномерные деревянные постукивания: тук-тук, тук-тук. Утром в деревню, вечером обратно к станции. И так годами. Загадочно и непонятно. Кто-то сказал: «Вечная странница». По-моему сосед напротив. Точно он. Сосед – пограничник на пенсии, от скуки сидит у окна и всех подозревает. Наблюдает за проходящими: когда прошел, что понес, когда вернулся. «Странницу» подозревает больше всех. И чего это она мелькает туда-сюда? А носит в сумке что? Может быть баптистскую литературу. Так и говорит: - «Опять баптистка пошла», и одергивает занавеску.
За оградой чей-то лохматый пес принюхивает траву, задирает лапу. Тетя Люба смотрит голубыми как у младенца глазами чуть в сторону и вниз. Рука, обсыпанная старческой гречкой, сжимает и разжимает палку, как будто разминает затекшую кисть, рот приоткрыт, грудь взволнованна ходьбой.
- Здравствуй, Тамарочка, здравствуй, моя милая. Как мама?
- Болеет мама, лежит. Давление. У вас-то как? – и вглядываюсь в слезящиеся глаза. – Все ходите, откуда силы?
- Хожу, Тамарочка, хожу, - и подергивает палкой. Нельзя нам лежать. Как ляжешь – так все. Не поднимешься больше, – и улыбается. - Вижу – ты смотришь на меня. Нет, не вижу, чувствую. Вижу-то плохо. Так, силуэты одни. Рубишь что-то?
- Облепиху. Совсем на забор легла.
- Ну да. Раз легла, надо поправить. Надо. А давление – что ж… плевать на него. Как закружится у меня голова, так я постою, отдышусь и дальше пойду. Вот оно и давление. Что ж теперь с ним делать. Да. Наше дело такое.
Ветерок треплет легкий платочек, играет сатиновым подолом.
И все же, куда она, полуслепая, ходит? И зачем? Но, тетя Люба читает в мыслях: - Сестра умерла моя. Десять лет уже как. Здесь и похоронила. Здесь и родители мои лежат. На кладбище вот и приезжаю. Зайду только в избу на минутку, возьмусь рукой за лавку, подержусь немного и на могилки. Еще деревья, что мои сажали. Большие теперь выросли, тоже обойду всех, поглажу, поговорю с ними, а они молчат. Слушают. Веришь, Тамарочка? Слушают! Вот я силой и напитываюсь от них и от дома. Вот откуда и силы. А так бы давно уж слегла. Да. Привет своим передай, хранит вас Бог. Пойду потихоньку.
Затихающий перестук и бормотание: - А поправить надо. Чего ж не поправить. Поглажу и поговорю,
поговорю и поглажу…
- Щас мы ее, - Славик упорно продирается обратно. Пытается снять, одергивает руки, кряхтит и опять чертыхается.
- Ну чего там?
- Проволока. Колючая, е…
- Давайте помогу.
Хватаюсь за крайние ветки. Держа ствол на вытянутых руках, медленно выползаем на полянку. Лица развернуты друг к другу, то есть я пячусь задом. Сама в куртке, капюшон на голове. Славик от старания высунул язык. Рот закрыт, а язык вытянут в бок. Через тонкую щелочку. Как это у него получается?
Вот и ползем.
Неожиданно, натыкаюсь пятками на что-то твердое, и лицо Славика улетает куда-то вверх. Чего это он? А прямо на меня падает дерево - раскинутый на ветках моток колючей проволоки, летит стремительно и неотвратимо. Мама! Взбрыкнули пятки, тряхнулся затылок, ветки уперлись в выставленные щитом руки, а я на спине, ноги почти вместе. Поза из гимнастического комплекса «Поверженный дракон». Славик втаскивает язык, но испуганно открывает рот: - Что у тебя было по физкультуре? – По кувыркам назад – пять с плюсом. - Ну-ну, - и с размаху пинает вазон с бархатцами. – Все из-за него! Подлез, проклятый, - и нервно тряхнув спичечным коробком, закуривает очередную беломорину.
А я все еще на спине.
Да… красивые колючки, твердые и острые, как швейные иглы. Не иглы, а произведение искусства и для чего-то ж они нужны? На мгновение облака пробивает солнечный луч. Растекается по нежным листкам, дрожит размытой капелькой на кончике стального шипа. Шип близко к глазам, но, частично перекрывает этот пронзительный луч. Вот, для чего нужны шипы – что бы ловить солнце!
- Ну, встаешь? - притушив окурок, Славик осторожно берется разгребать ветки.
- Сейчас.
Побродив по моему лицу, луч уходит к себе. Прячется в облаках. Опять все серое. Перевожу взгляд на кучку желтых щепок, на обрубок ствола, на рассыпанные, мертвеющие листочки. Поправили…
Нет, не дракон. «Поверженный демон», как у Михаила Александровича.
- Кто это?
- Врубель. - Славик смотрит тревожно.
- Голова-то как?
- Нормально голова. Давай, что ли, руку…
Ветер скрипит ставнями, свистит в проводах, закручивает листву. А в комнате тепло и тихо. Мягкий свет абажура. На полу шипастые ветки облепленные рыжими шариками. Я на низенькой табуретке, в руках ножницы. Каждая ягодка срезается отдельно, но не уколоться все равно невозможно, как ни старайся. Уже через час пальцы исколоты, а кастрюлька едва на половину. Вот же ты… «Рыжая недотрога». Перерыв. Завариваю горстку ягод в чай, растекается аромат, язык и небо щекочет приятная кислинка. Нет, все-таки хороша! Ну, так – что бы вырыть яму - надо ее копать.
В темном окне пустота, но мне видятся желтые щепки, узенькие, выгнутые листочки и обрубок ствола, а где-то по асфальту деревянное: стук-стук, голубые как у младенца глаза и голос: - Поглажу и поговорю, поговорю и поглажу.
- А я посажу, - решаю твердо, этой же осенью, только подальше от забора, - и вновь берусь за ножницы.
Через две недели я возвращалась в Москву. В багажнике – заботливо увязанная чистой тряпицей кастрюлька. Осталось купить сахар. У пандуса магазина «Продукты», жалась на ветру одинокая фигурка пенсионерки. Серенькое пальтецо, вязаная шапочка на голове, а в руках пластиковая бутылка, наполненная рыжими комочками.
Я не прошла мимо, как делаю обычно. Подошла ближе и сразу узнала их, но все же спросила: - Что это?
Она сжала пластик покрасневшими исколотыми пальцами, подняла глаза и тихо, как бы самой себе ответила: - Это облепиха.
У пластиковой бутылки было обрезано горлышко, ягоды разместились плотно, последние возвышались горкой. Это ж сколько надо собирать - подумала я. Спросила:
- Можно я куплю у вас эту бутылку? - Она подняла слезящиеся от ветра глаза и тревожно выдохнула: двести! В сумке долго не находился кошелек, я перебирала содержимое, она, видимо, приняла мою заминку за нерешительность.
- А вы попробуйте собрать, - и выставила опухшие пальцы, покрытые черными точками, словно оперлась ими о сотню иголок сразу.
- Конечно, конечно, - заторопилась я, стараясь не показывать свои. Есть! Вот и кошелек и протянула ей пятьсот рублей. Она долго, недоверчиво смотрела на купюру, увидев мои пальцы, подняла голову и мы встретились взглядами, потом сделала движение что-то сказать, но, вдруг сникла, как-то неловко приняла деньги и сразу же заторопилась прочь.
Ветер швырял рыжие листья, подгонял удаляющееся серенькое пальтецо, один прилип к моей щеке. Мне показалось, что он узенький и выгнутый, как у облепихи, но это был лист бузины.
[Скрыть]Регистрационный номер 0081854 выдан для произведения:
Осень в этом году теплая и ласковая. Солнце за облаками, но еще не холодно и легкий ветерок отдувает волосы со лба. Слева за забором стук и скрежет. Это сосед Славик выворачивает какие-то доски с гвоздями. Славик постоянно что-то ломает и отдирает. Бухает кувалдой и при этом бубнит себе под нос. И так изо дня в день. Упорно и фанатично, как «першинг», идущий на цель.
Вскоре его жилистые руки свешиваются на штакетник с моей стороны. На голове кепка, в зубах беломорина, глаз с прищуром. Перекур.
- Ну и что? – поводит головой, явно отыскивая непорядок.
- Что?
- Смотри! Она скоро тебе забор свалит! – и выставляет заскорузлый палец в направлении колючего кривого дерева. Дерево высотой метра три. Наклонилось и оперлось о сетчатый забор. Оперлось так, что забор прогнулся, вот-вот ляжет на землю. Ветки усыпаны рыжими шариками.
- Это же облепиха!
- Да хоть пальма. Смотри, как прет и так все затенила. А забор? Ждешь, когда рухнет? То-то козочки тебе здесь порядок наведут. Есть что пожрать, - и обводит взглядом посадки. Я и сама знаю - надо что-то делать. Но, что?
- Может укоротить? – робко вздыхаю я.
- Рубить, - у Славика неизменная тяга к разрушению. - Рубить все!
Выходит за ограду с топором и пытается подобраться к дереву с наружной стороны через кусты. Кусты разрослись, вытянулись, переплелись ветками, ощетинились непроходимыми джунглями. То там-то здесь слышен его голос: Где? – он просто не видит снаружи это дерево. Треск веток и приглушенное чертыханье, затем буханье топора.
- Куда! Это ж рябина!
Наконец, топор возникает прямо у кривого ствола.
- Вот он, зарраза… - опять буханье. - Железный, что ли? - Потрескивая, ствол оседает. Вот все ниже, ниже и… повисает на заборе.
- Силен собака, щас мы его.
По асфальту шарканье подошв, стук деревянной клюшки.
- Здравствуй, Тамарочка!
- Здравствуйте, тетя Люба!
Тетя Люба – худощавая старушка не деревенского вида, в темной блузке, длинной сатиновой юбке, с прямой спиной и неизменной крепдешиновой косынкой на аккуратной породистой голове. Ноги в кедах, в левой руке - простая дерматиновая сумка, в правой - струганная палка. Как посох. День - через два, плывут над дорогой равномерные деревянные постукивания: тук-тук, тук-тук. Утром в деревню, вечером обратно к станции. И так годами. Загадочно и непонятно. Кто-то сказал: «Вечная странница». По-моему сосед напротив. Точно он. Сосед – пограничник на пенсии, от скуки сидит у окна и всех подозревает. Наблюдает за проходящими: когда прошел, что понес, когда вернулся. «Странницу» подозревает больше всех. И чего это она мелькает туда-сюда? А носит в сумке что? Может быть баптистскую литературу. Так и говорит: - «Опять баптистка пошла», и одергивает занавеску.
За оградой чей-то лохматый пес принюхивает траву, задирает лапу. Тетя Люба смотрит голубыми как у младенца глазами чуть в сторону и вниз. Рука, обсыпанная старческой гречкой, сжимает и разжимает палку, как будто разминает затекшую кисть, рот приоткрыт, грудь взволнованна ходьбой.
- Здравствуй, Тамарочка, здравствуй, моя милая. Как мама?
- Болеет мама, лежит. Давление. У вас-то как? – и вглядываюсь в слезящиеся глаза. – Все ходите, откуда силы?
- Хожу, Тамарочка, хожу, - и подергивает палкой. Нельзя нам лежать. Как ляжешь – так все. Не поднимешься больше, – и улыбается. - Вижу – ты смотришь на меня. Нет, не вижу, чувствую. Вижу-то плохо. Так, силуэты одни. Рубишь что-то?
- Облепиху. Совсем на забор легла.
- Ну да. Раз легла, надо поправить. Надо. А давление – что ж… плевать на него. Как закружится у меня голова, так я постою, отдышусь и дальше пойду. Вот оно и давление. Что ж теперь с ним делать. Да. Наше дело такое.
Ветерок треплет легкий платочек, играет сатиновым подолом.
И все же, куда она, полуслепая, ходит? И зачем? Но, тетя Люба читает в мыслях: - Сестра умерла моя. Десять лет уже как. Здесь и похоронила. Здесь и родители мои лежат. На кладбище вот и приезжаю. Зайду только в избу на минутку, возьмусь рукой за лавку, подержусь немного и на могилки. Еще деревья, что мои сажали. Большие теперь выросли, тоже обойду всех, поглажу, поговорю с ними, а они молчат. Слушают. Веришь, Тамарочка? Слушают! Вот я силой и напитываюсь от них и от дома. Вот откуда и силы. А так бы давно уж слегла. Да. Привет своим передай, хранит вас Бог. Пойду потихоньку.
Затихающий перестук и бормотание: - А поправить надо. Чего ж не поправить. Поглажу и поговорю,
поговорю и поглажу…
- Щас мы ее, - Славик упорно продирается обратно. Пытается снять, одергивает руки, кряхтит и опять чертыхается.
- Ну чего там?
- Проволока. Колючая, е…
- Давайте помогу.
Хватаюсь за крайние ветки. Держа ствол на вытянутых руках, медленно выползаем на полянку. Лица развернуты друг к другу, то есть я пячусь задом. Сама в куртке, капюшон на голове. Славик от старания высунул язык. Рот закрыт, а язык вытянут в бок. Через тонкую щелочку. Как это у него получается?
Вот и ползем.
Неожиданно, натыкаюсь пятками на что-то твердое, и лицо Славика улетает куда-то вверх. Чего это он? А прямо на меня падает дерево - раскинутый на ветках моток колючей проволоки, летит стремительно и неотвратимо. Мама! Взбрыкнули пятки, тряхнулся затылок, ветки уперлись в выставленные щитом руки, а я на спине, ноги почти вместе. Поза из гимнастического комплекса «Поверженный дракон». Славик втаскивает язык, но испуганно открывает рот: - Что у тебя было по физкультуре? – По кувыркам назад – пять с плюсом. - Ну-ну, - и с размаху пинает вазон с бархатцами. – Все из-за него! Подлез, проклятый, - и нервно тряхнув спичечным коробком, закуривает очередную беломорину.
А я все еще на спине.
Да… красивые колючки, твердые и острые, как швейные иглы. Не иглы, а произведение искусства и для чего-то ж они нужны? На мгновение облака пробивает солнечный луч. Растекается по нежным листкам, дрожит размытой капелькой на кончике стального шипа. Шип близко к глазам, но, частично перекрывает этот пронзительный луч. Вот, для чего нужны шипы – что бы ловить солнце!
- Ну, встаешь? - притушив окурок, Славик осторожно берется разгребать ветки.
- Сейчас.
Побродив по моему лицу, луч уходит к себе. Прячется в облаках. Опять все серое. Перевожу взгляд на кучку желтых щепок, на обрубок ствола, на рассыпанные, мертвеющие листочки. Поправили…
Нет, не дракон. «Поверженный демон», как у Михаила Александровича.
- Кто это?
- Врубель. - Славик смотрит тревожно.
- Голова-то как?
- Нормально голова. Давай, что ли, руку…
Ветер скрипит ставнями, свистит в проводах, закручивает листву. А в комнате тепло и тихо. Мягкий свет абажура. На полу шипастые ветки облепленные рыжими шариками. Я на низенькой табуретке, в руках ножницы. Каждая ягодка срезается отдельно, но не уколоться все равно невозможно, как ни старайся. Уже через час пальцы исколоты, а кастрюлька едва на половину. Вот же ты… «Рыжая недотрога». Перерыв. Завариваю горстку ягод в чай, растекается аромат, язык и небо щекочет приятная кислинка. Нет, все-таки хороша! Ну, так – что бы вырыть яму - надо ее копать.
В темном окне пустота, но мне видятся желтые щепки, узенькие, выгнутые листочки и обрубок ствола, а где-то по асфальту деревянное: стук-стук, голубые как у младенца глаза и голос: - Поглажу и поговорю, поговорю и поглажу.
- А я посажу, - решаю твердо, этой же осенью, только подальше от забора, - и вновь берусь за ножницы.
Через две недели я возвращалась в Москву. В багажнике – заботливо увязанная чистой тряпицей кастрюлька. Осталось купить сахар. У пандуса магазина «Продукты», жалась на ветру одинокая фигурка пенсионерки. Серенькое пальтецо, вязаная шапочка на голове, а в руках пластиковая бутылка, наполненная рыжими комочками.
Я не прошла мимо, как делаю обычно. Подошла ближе и сразу узнала их, но все же спросила: - Что это?
Она сжала пластик покрасневшими исколотыми пальцами, подняла глаза и тихо, как бы самой себе ответила: - Это облепиха.
У пластиковой бутылки было обрезано горлышко, ягоды разместились плотно, последние возвышались горкой. Это ж сколько надо собирать - подумала я. Спросила:
- Можно я куплю у вас эту бутылку? - Она подняла слезящиеся от ветра глаза и тревожно выдохнула: двести! В сумке долго не находился кошелек, я перебирала содержимое, она, видимо, приняла мою заминку за нерешительность.
- А вы попробуйте собрать, - и выставила опухшие пальцы, покрытые черными точками, словно оперлась ими о сотню иголок сразу.
- Конечно, конечно, - заторопилась я, стараясь не показывать свои. Есть! Вот и кошелек и протянула ей пятьсот рублей. Она долго, недоверчиво смотрела на купюру, увидев мои пальцы, подняла голову и мы встретились взглядами, потом сделала движение что-то сказать, но, вдруг сникла, как-то неловко приняла деньги и сразу же заторопилась прочь.
Ветер швырял рыжие листья, подгонял удаляющееся серенькое пальтецо, один прилип к моей щеке. Мне показалось, что он узенький и выгнутый, как у облепихи, но это был лист бузины.