ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Из записных книжек 3

Из записных книжек 3

К литературоведению.
Существует ли художественный прогресс?
Может быть, понятие «прогресс» в приложении к сфере искусства надуманное?
И если развитие поступательное в литературе и искусстве существует, то как оно связано с прогрессом социальным?
Вопросы эти в последние годы вновь встают на научных конференциях и в печати.
 
В разные исторические периоды вопросы эти освещались по-разному. В 20-ом веке эта тема приобрела особую остроту.
Важнейшим общественным явлением, оказавшим глубокое влияние на воззрения о настоящем и будущем человечества, - была Октябрьская революция, столетие которой наступило. В начале 20-го века она породила великие надежды у миллионов людей во всем мире, надежды, несоизмеримые со смятением и страхом, которые революция вызвала у владетельных господ, у тех, кто крепко привязан к частной собственности.
Иное воздействие на умы людей произвели Первая и особенно Вторая мировые войны, принесшие с собой огромные бедствия, тяжелейшие страдания народам, потребовавшие многих миллионов человеческих жертв.
В последние годы 20-го и в начале 21 года возникает опасность термоядерной войны, которая заставляет думать о неизмеримо более страшных бедствиях в масштабах всего человечества.
Под влиянием всех этих событий ожили старые теории, отрицающие социальный прогресс. Появились новые теории, отвергающие идеи развития человеческого общества, пропагандирующие возврат к природе, типа, Гринпис.
 
Теории, утверждающие, что в мире правит хаос, случайность, несомненно получили свое отражение как в произведениях искусства, так и в общих представлениях о развитии художественной культуры. Однако сильнее всего и в самом творчестве, и во многих эстетических концепциях нашего времени сказывается резкое обособление ряда течений искусства от социальной действительности, противопоставление искусства реальной жизни: «новое» видение у кубистов и сюрреалистов, например.
Однако, дело обстоит совсем не так просто. Все признают поступательное развитие искусства, но далеко не все согласны с тем, что критерии прогресса имеют к литературе и искусству прямое отношение. Искусство живет по своим законам, говорят.
Своеобразие этих отношений и некоторые коллизии, возникающие при этом, в парадоксальной форме отмечал, еще давно, например, французский композитор Ж. Бизе. В письме к Эдмону Галаберу он с горячностью заявлял: «Ваш неизбежный, неумолимый прогресс убивает искусство!.. Общества, наиболее зараженные суевериями, были великими двигателями искусства… Докажите мне, что у нас будет искусство разума, истины и точности, и я перейду в ваш лагерь, со всем окружением и обозом… Как музыкант, я вам заявляю, что если вы уничтожите адюльтер, фанатизм, преступление, обман и сверхъестественное, - невозможно будет написать ни одной ноты. Черт возьми, у искусства своя философия!»
В этих суждениях крупного художника ясно ощущается специфическое восприятие реального процесса столкновения искусства с рационализмом, с прозаизмом жизни капиталистического общества и прогресса. При всей неоправданности мыслей Бизе относительно суеверий, фанатизма как благодатной почвы, на которой возникает искусство, композитор чутко чувствует противоречия между искусством с одной стороны – и практикой капиталистического предпринимательства с другой.
Деньги убивают искусство – это можно прочесть еще у Карла Маркса. Бурный рост прогресса не сопровождается «соответствующим» ему подъемом в литературе и искусстве.
 
Во второй половине 19 века, после традиций Пушкина и Гоголя, в русском реализме возникают новые начала.
Три вершины (3) возвышаются в этот период на литературном горизонте, - Толстой, Достоевский, Чехов. И ни один из этих художников не принадлежит к пушкинскому или гоголевскому течению. Каждый из них – зачинатель новых творческих тенденций не только в русской, но и в мировой литературе.
Толстой предпринял смелую переоценку социальных, исторических, духовных ценностей эпохи. Критический пересмотр всего того, что составляет содержание жизни собственнического общества. Отсюда возникает необыкновенный размах его эпического творчества.В произведениях Льва Толстого раскрывается не просто конфликт личности и общества, а поиски личностью единства с народом на основе пересмотра всех социальных установлений.
Если раньше, - личность, её развитие, её права были исходным началом и своего рода нормой при освещении общественной жизни. То у Толстого – при всем его внимании к духовному развитию человека – стремления личности перестают быть такого рода нормой. Социальный и эстетический идеал Толстого – это справедливая жизнь.
Так же, как многие русские писатели, Толстой был горячим заступником народа. Он показал, в том же романе «Война и мир», определяющую роль народа в историческом развитии общества.
Но для Толстого было характерно не только это. – Он показал и то губительное воздействие, которое оказывает на народ его социальное, духовное угнетение. Вспомним его «Воскресение», народные сцены в нём.
Раскрывая искания личности, писатель также пришел к идее возрождения человека как исторической необходимости, в результате отказа от «сумасшедшего эгоизма».
Изображая драматическую судьбу простых людей в современном обществе, Толстой глубоко понимал необходимость обновления народной жизни. Так идеи возрождения человека сливались с идеями возрождения народа.
И вместе с тем воплощение этих идей возрождения означало самое пристальное внимание к внутреннему миру человека. Начиная со своих ранних повестей писатель глубоко и всесторонне исследовал возможности человеческой личности, её способности к духовному росту, возможности её приобщения к высоким целям человеческого бытия.
 
Великая историческая заслуга Толстого заключается в органическом слиянии тончайшего психологического анализа с масштабным эпическим повествованием.
 
Эпический психологический реализм Толстого не простое продолжение реализма Пушкина, Гоголя и Лермонтова, - и не только в русской, но и в мировой литературе, эпическое начало в произведениях Толстого приобретает новое содержание и смысл.
В раскрытии психологии Толстой соприкасается со Стендалем. Однако толстовская «диалектика души» составляет новое слово в литературе. Синтез эпического и психологического – открыл перед литературой огромные возможности эстетического освоения действительности.
Влияние Толстого проявилось в бОльшей степени на западе, чем в русской литературе 20 века. Мощным импульсом оказались творческие идеи автора «Войны и мира», «Воскресения» для Ромена Роллана, Роже Мартен дю Гара, Анатоля Франса, Голсуорси, Бернарда Шоу, Генриха Мана и других многих писателей разных стран.
Необыкновенно широко традиции Толстого использовались советской литературой, начиная с первых шагов её формирования, И это убедительно свидетельствует о высокой действенности художественно опыта, творческих открытий Толстого.
Достоевский – второй значительный первооткрыватель 19 века в литературе.Характерная особенность реалистических творений Достоевского составляет изображение трагизма человеческого бытия, трагизма человеческой судьбы в том же собственническом обществе. С огромной силой писатель нарисовал страдания людей, порожденные общественной несправедливостью, он показал «униженных и оскорбленных» в их безнадежном столкновении с социальным злом. Эти коллизии он склонен был иногда рассматривать, как исконно-неустранимую драму человеческого общества. Конкретно-историческое у него нередко принимало облик вечного, неизменного.
С этим тесно соприкасается и раскрытие противоречий в самом человеке. Противоречий, проистекающих из самого его существа, из природы человеческой.
Во внутреннем мире личности человека, по убеждения Достоевского, существует роковой конфликт между стремлением к прекрасному и тяготением к жестокому, подлому, или, по словам Карамазова, - «разлад между идеалом мадонны и идеалом содомским». «Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей…».
Творчество Достоевского отражает колебания между бунтом и смирением, между протестом и культом страдания.
Наиболее яркое выражение в его произведениях получило прежде всего горе и боль «заброшенного» человека и затем развенчание индивидуалистических стремлений. В изображении этих сторон жизни Достоевский не имел себе равных.
Писатель воспринимал и воссоздавал явления социальной действительности, человеческие отношения в их остродраматическом напряжении.
Изображая самое обычное в общественном бытии, в характерах людей, писатель тяготеет в тоже время к описанию неожиданных ситуаций и коллизий, к обрисовке необычного сцепления обстоятельств, которое оказывает катастрофическое воздействие на человека, на его жизнь.
«У меня, заявлял Достоевский в одном из писем (Письма том второй, стр. 169), - свой особый взгляд на действительность (в искусстве), и то, что большинство называет фантастическим и исключительным, для меня составляет самую сущность действительного…».
Писатель «следит» за внутренней жизнью своих героев. Героев Достоевского неизменно волнует не только и, быть может, не столько то, чем они живут повседневно; их постоянно занимают коренные проблемы человеческого бытия.
 
 
Слияние социального, философского и психологического начал составляет важнейшую черту реализма Достоевского. И именно потому, что психологизм с самого начала и до конца пронизан философскими мотивами, реализм этот можно назвать – психолого-философским.
 
Реалистическое искусство Достоевского составляет крупнейшее и оригинальное явление русской и мировой литературы.
В отличие от Толстого, Достоевский оказал сильное воздействие на русскую литературу начала 20-го века.
 
Как известно, глубокие связи с творчеством Достоевского признавали многие писатели различных стран мира. Наряду с глубоким интересом к социальной проблематике, к его потрясающему раскрытию внутреннего мира человека, выявляется и увлечение той «потерянностью» перед лицом жизни, которая, конечно, есть у писателя, автора «Преступления и наказания» - и отношением к жизни, как явлению притягательному и в то же время страшному.
Проблема «отчуждения» человека нашла в творчестве Достоевского свое яркое освещение. И в этом одна из причин особой популярности Достоевского.
Реалистическое изображение действительности у писателя Чехова отмечено не только лаконизмом: краткость – сестра таланта, но и тем, что многие человеческие связи и отношения раскрываются через подтекст.В центре творческого внимания Чехова находились иные явления действительности, иные жизненные проблемы. С присущей ему глубиной и художественной выразительностью он показал – мещанство, пошлость, мелочность жизни в их внутреннем противоречии с принципами и нормами активной творческой деятельности. – Такая вот краткая характеристика.
Писатель высмеивал косность, застой, невежество в тех разнообразных формах, в которых они существовали на рубеже двух веков. Косности и невежеству Чехов противопоставлял развитие культуры, знаний, прогресс человеческого общества. С этим тесно связана его поэтизация труда; в труде писатель видел не только средство преодоления застоя, но и живой источник возникновения новых человеческих ценностей.
Одну из важных сторон чеховского творчества составляет раскрытие коллизий между рабским сознанием и формированием человека; между состоянием духовной подавленности и стремлением к осмысленной, свободной жизни. Вспомним высказывания писателя о том, как он по капле выдавливал из себя раба, о том, какое значение имеет для человека его достоинство и независимость.
Ощущение того, что надвигаются крупные перемены в жизни, было органичным для Чехова. Он неизменно сохранял веру в будущее человечества, в творческие возможности людей, в их разум. Ему было чуждо представление о катастрофичности исторических событий, о внутреннем драматизме человеческого бытия, столь характерное для Достоевского.
Автор «Степи» и «Вишневого сада» избегал исключительности, как в выборе ситуаций, так и в обрисовке героев. Одна из черт реализма Чехова – раскрытие драматических коллизий в процессе воссоздания обыденной жизни, без всякого рода внешней красивости, выспренности.
Давно и правильно указывалось на то, что в реалистическом стиле Чехова заметное место занимают импрессионистические начала. К этому можно добавить и тот ассоциативный способ изображения различных явлений действительности, который ясно сказывается, например, в его драматургии и справедливо отмечается исследованиями литературоведов.
 
Влияние Чехова на русскую литературу начала 20-го века очень велико. Хорошо известно также и то, какой огромной популярностью пользуются произведения Чехова во многих странах мира. Французский писатель Веркор справедливо отмечал: «Вряд ли существует в наши дни хоть один французский романист, который решился бы утверждать, что не испытывал на себе прямого или косвенного влияния Чехова» - это еще в 1954 году.
Воздействие художественного опыта Чехова ясно ощущается также в творчестве Хемингуэя, О Нила, Шервуда Андерсона, Пристли и многих других художников слова.
 

© Copyright: Необходимо восстановить 8386, 2017

Регистрационный номер №0397596

от 29 сентября 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0397596 выдан для произведения: К литературоведению.
Существует ли художественный прогресс?
Может быть, понятие «прогресс» в приложении к сфере искусства надуманное?
И если развитие поступательное в литературе и искусстве существует, то как оно связано с прогрессом социальным?
Вопросы эти в последние годы вновь встают на научных конференциях и в печати.
 
В разные исторические периоды вопросы эти освещались по-разному. В 20-ом веке эта тема приобрела особую остроту.
Важнейшим общественным явлением, оказавшим глубокое влияние на воззрения о настоящем и будущем человечества, - была Октябрьская революция, столетие которой наступило. В начале 20-го века она породила великие надежды у миллионов людей во всем мире, надежды, несоизмеримые со смятением и страхом, которые революция вызвала у владетельных господ, у тех, кто крепко привязан к частной собственности.
Иное воздействие на умы людей произвели Первая и особенно Вторая мировые войны, принесшие с собой огромные бедствия, тяжелейшие страдания народам, потребовавшие многих миллионов человеческих жертв.
В последние годы 20-го и в начале 21 года возникает опасность термоядерной войны, которая заставляет думать о неизмеримо более страшных бедствиях в масштабах всего человечества.
Под влиянием всех этих событий ожили старые теории, отрицающие социальный прогресс. Появились новые теории, отвергающие идеи развития человеческого общества, пропагандирующие возврат к природе, типа, Гринпис.
 
Теории, утверждающие, что в мире правит хаос, случайность, несомненно получили свое отражение как в произведениях искусства, так и в общих представлениях о развитии художественной культуры. Однако сильнее всего и в самом творчестве, и во многих эстетических концепциях нашего времени сказывается резкое обособление ряда течений искусства от социальной действительности, противопоставление искусства реальной жизни: «новое» видение у кубистов и сюрреалистов, например.
Однако, дело обстоит совсем не так просто. Все признают поступательное развитие искусства, но далеко не все согласны с тем, что критерии прогресса имеют к литературе и искусству прямое отношение. Искусство живет по своим законам, говорят.
Своеобразие этих отношений и некоторые коллизии, возникающие при этом, в парадоксальной форме отмечал, еще давно, например, французский композитор Ж. Бизе. В письме к Эдмону Галаберу он с горячностью заявлял: «Ваш неизбежный, неумолимый прогресс убивает искусство!.. Общества, наиболее зараженные суевериями, были великими двигателями искусства… Докажите мне, что у нас будет искусство разума, истины и точности, и я перейду в ваш лагерь, со всем окружением и обозом… Как музыкант, я вам заявляю, что если вы уничтожите адюльтер, фанатизм, преступление, обман и сверхъестественное, - невозможно будет написать ни одной ноты. Черт возьми, у искусства своя философия!»
В этих суждениях крупного художника ясно ощущается специфическое восприятие реального процесса столкновения искусства с рационализмом, с прозаизмом жизни капиталистического общества и прогресса. При всей неоправданности мыслей Бизе относительно суеверий, фанатизма как благодатной почвы, на которой возникает искусство, композитор чутко чувствует противоречия между искусством с одной стороны – и практикой капиталистического предпринимательства с другой.
Деньги убивают искусство – это можно прочесть еще у Карла Маркса. Бурный рост прогресса не сопровождается «соответствующим» ему подъемом в литературе и искусстве.
 
Во второй половине 19 века, после традиций Пушкина и Гоголя, в русском реализме возникают новые начала.
Три вершины (3) возвышаются в этот период на литературном горизонте, - Толстой, Достоевский, Чехов. И ни один из этих художников не принадлежит к пушкинскому или гоголевскому течению. Каждый из них – зачинатель новых творческих тенденций не только в русской, но и в мировой литературе.
Толстой предпринял смелую переоценку социальных, исторических, духовных ценностей эпохи. Критический пересмотр всего того, что составляет содержание жизни собственнического общества. Отсюда возникает необыкновенный размах его эпического творчества.В произведениях Льва Толстого раскрывается не просто конфликт личности и общества, а поиски личностью единства с народом на основе пересмотра всех социальных установлений.
Если раньше, - личность, её развитие, её права были исходным началом и своего рода нормой при освещении общественной жизни. То у Толстого – при всем его внимании к духовному развитию человека – стремления личности перестают быть такого рода нормой. Социальный и эстетический идеал Толстого – это справедливая жизнь.
Так же, как многие русские писатели, Толстой был горячим заступником народа. Он показал, в том же романе «Война и мир», определяющую роль народа в историческом развитии общества.
Но для Толстого было характерно не только это. – Он показал и то губительное воздействие, которое оказывает на народ его социальное, духовное угнетение. Вспомним его «Воскресение», народные сцены в нём.
Раскрывая искания личности, писатель также пришел к идее возрождения человека как исторической необходимости, в результате отказа от «сумасшедшего эгоизма».
Изображая драматическую судьбу простых людей в современном обществе, Толстой глубоко понимал необходимость обновления народной жизни. Так идеи возрождения человека сливались с идеями возрождения народа.
И вместе с тем воплощение этих идей возрождения означало самое пристальное внимание к внутреннему миру человека. Начиная со своих ранних повестей писатель глубоко и всесторонне исследовал возможности человеческой личности, её способности к духовному росту, возможности её приобщения к высоким целям человеческого бытия.
 
Великая историческая заслуга Толстого заключается в органическом слиянии тончайшего психологического анализа с масштабным эпическим повествованием.
 
Эпический психологический реализм Толстого не простое продолжение реализма Пушкина, Гоголя и Лермонтова, - и не только в русской, но и в мировой литературе, эпическое начало в произведениях Толстого приобретает новое содержание и смысл.
В раскрытии психологии Толстой соприкасается со Стендалем. Однако толстовская «диалектика души» составляет новое слово в литературе. Синтез эпического и психологического – открыл перед литературой огромные возможности эстетического освоения действительности.
Влияние Толстого проявилось в бОльшей степени на западе, чем в русской литературе 20 века. Мощным импульсом оказались творческие идеи автора «Войны и мира», «Воскресения» для Ромена Роллана, Роже Мартен дю Гара, Анатоля Франса, Голсуорси, Бернарда Шоу, Генриха Мана и других многих писателей разных стран.
Необыкновенно широко традиции Толстого использовались советской литературой, начиная с первых шагов её формирования, И это убедительно свидетельствует о высокой действенности художественно опыта, творческих открытий Толстого.
Достоевский – второй значительный первооткрыватель 19 века в литературе.Характерная особенность реалистических творений Достоевского составляет изображение трагизма человеческого бытия, трагизма человеческой судьбы в том же собственническом обществе. С огромной силой писатель нарисовал страдания людей, порожденные общественной несправедливостью, он показал «униженных и оскорбленных» в их безнадежном столкновении с социальным злом. Эти коллизии он склонен был иногда рассматривать, как исконно-неустранимую драму человеческого общества. Конкретно-историческое у него нередко принимало облик вечного, неизменного.
С этим тесно соприкасается и раскрытие противоречий в самом человеке. Противоречий, проистекающих из самого его существа, из природы человеческой.
Во внутреннем мире личности человека, по убеждения Достоевского, существует роковой конфликт между стремлением к прекрасному и тяготением к жестокому, подлому, или, по словам Карамазова, - «разлад между идеалом мадонны и идеалом содомским». «Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей…».
Творчество Достоевского отражает колебания между бунтом и смирением, между протестом и культом страдания.
Наиболее яркое выражение в его произведениях получило прежде всего горе и боль «заброшенного» человека и затем развенчание индивидуалистических стремлений. В изображении этих сторон жизни Достоевский не имел себе равных.
Писатель воспринимал и воссоздавал явления социальной действительности, человеческие отношения в их остродраматическом напряжении.
Изображая самое обычное в общественном бытии, в характерах людей, писатель тяготеет в тоже время к описанию неожиданных ситуаций и коллизий, к обрисовке необычного сцепления обстоятельств, которое оказывает катастрофическое воздействие на человека, на его жизнь.
«У меня, заявлял Достоевский в одном из писем (Письма том второй, стр. 169), - свой особый взгляд на действительность (в искусстве), и то, что большинство называет фантастическим и исключительным, для меня составляет самую сущность действительного…».
Писатель «следит» за внутренней жизнью своих героев. Героев Достоевского неизменно волнует не только и, быть может, не столько то, чем они живут повседневно; их постоянно занимают коренные проблемы человеческого бытия.
 
 
Слияние социального, философского и психологического начал составляет важнейшую черту реализма Достоевского. И именно потому, что психологизм с самого начала и до конца пронизан философскими мотивами, реализм этот можно назвать – психолого-философским.
 
Реалистическое искусство Достоевского составляет крупнейшее и оригинальное явление русской и мировой литературы.
В отличие от Толстого, Достоевский оказал сильное воздействие на русскую литературу начала 20-го века.
 
Как известно, глубокие связи с творчеством Достоевского признавали многие писатели различных стран мира. Наряду с глубоким интересом к социальной проблематике, к его потрясающему раскрытию внутреннего мира человека, выявляется и увлечение той «потерянностью» перед лицом жизни, которая, конечно, есть у писателя, автора «Преступления и наказания» - и отношением к жизни, как явлению притягательному и в то же время страшному.
Проблема «отчуждения» человека нашла в творчестве Достоевского свое яркое освещение. И в этом одна из причин особой популярности Достоевского.
Реалистическое изображение действительности у писателя Чехова отмечено не только лаконизмом: краткость – сестра таланта, но и тем, что многие человеческие связи и отношения раскрываются через подтекст.В центре творческого внимания Чехова находились иные явления действительности, иные жизненные проблемы. С присущей ему глубиной и художественной выразительностью он показал – мещанство, пошлость, мелочность жизни в их внутреннем противоречии с принципами и нормами активной творческой деятельности. – Такая вот краткая характеристика.
Писатель высмеивал косность, застой, невежество в тех разнообразных формах, в которых они существовали на рубеже двух веков. Косности и невежеству Чехов противопоставлял развитие культуры, знаний, прогресс человеческого общества. С этим тесно связана его поэтизация труда; в труде писатель видел не только средство преодоления застоя, но и живой источник возникновения новых человеческих ценностей.
Одну из важных сторон чеховского творчества составляет раскрытие коллизий между рабским сознанием и формированием человека; между состоянием духовной подавленности и стремлением к осмысленной, свободной жизни. Вспомним высказывания писателя о том, как он по капле выдавливал из себя раба, о том, какое значение имеет для человека его достоинство и независимость.
Ощущение того, что надвигаются крупные перемены в жизни, было органичным для Чехова. Он неизменно сохранял веру в будущее человечества, в творческие возможности людей, в их разум. Ему было чуждо представление о катастрофичности исторических событий, о внутреннем драматизме человеческого бытия, столь характерное для Достоевского.
Автор «Степи» и «Вишневого сада» избегал исключительности, как в выборе ситуаций, так и в обрисовке героев. Одна из черт реализма Чехова – раскрытие драматических коллизий в процессе воссоздания обыденной жизни, без всякого рода внешней красивости, выспренности.
Давно и правильно указывалось на то, что в реалистическом стиле Чехова заметное место занимают импрессионистические начала. К этому можно добавить и тот ассоциативный способ изображения различных явлений действительности, который ясно сказывается, например, в его драматургии и справедливо отмечается исследованиями литературоведов.
 
Влияние Чехова на русскую литературу начала 20-го века очень велико. Хорошо известно также и то, какой огромной популярностью пользуются произведения Чехова во многих странах мира. Французский писатель Веркор справедливо отмечал: «Вряд ли существует в наши дни хоть один французский романист, который решился бы утверждать, что не испытывал на себе прямого или косвенного влияния Чехова» - это еще в 1954 году.
Воздействие художественного опыта Чехова ясно ощущается также в творчестве Хемингуэя, О Нила, Шервуда Андерсона, Пристли и многих других художников слова.
 
 
Рейтинг: 0 47 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!