Искусство

22 декабря 2014 - Сергей Чернец
Владеть искусством беседы
Писателю, любому, нужно и необходимо владеть искусством беседы. 
В беседе, в разговоре, проявляется человек, открывается личность человека. Но беседа всегда требует огромного благоразумия, хотя в жизни, вроде бы, нет ничего обычней. Все мы разговариваем, все мы беседуем. Однако. В разговоре, в беседе, можно и всё потерять, и всё выиграть, если вести беседу толково и разумно.
Что есть такое – беседа? Чтобы написать письмо, а письмо это та же беседа, только обдуманная и записанная, необходимо размышление. Известное дело, письмо пишем, имея время исправить свои письмена, переписать, если что удумаем не так. Другое дело разговор. Насколько больше требуется того размышления для беседы обычной, - потому что это будет нам мгновенным экзаменом ума! И говорить надо точно и правильно….
Люди опытные, по речам собеседника могут узнавать пульс и состояние духа человека. Мудрецами сказано недаром: «говори со мной, коль хочешь, чтобы я узнал тебя».
Некоторые полагают высшим искусством беседы полную простоту, безыскусственность: чтобы беседа была подобна одежде бытовой, нестеснительна. Но такое годится лишь в разговорах с близкими друзьями. Излишняя простота речи может показаться глупостью, или более того, неуважением, если мы начнем объяснять всем известные и простые понятия, слова и явления. 
А беседа с человеком почитаемым должна быть содержательна, являя твое личное содержание и понятия.
Писатель говорит к массам людей. Ведет беседу с читателями. И известно из поучения древних об искусстве оратора, вещающего к народу, одна существенная «тонкость»: «Оратор иногда должен возноситься, подниматься, иногда бурлить, устремляться ввысь и часто подходить к стремнинам (речи). Но опасаться нужно потому – что к любым высотам и крутизнам примыкают обычно обрывы и пропасти, куда можно низвергнуться».
Вот тут наука, вот тут искусство беседы – в мере возвышения. Во всем важно знать и чувствовать меру. «Риск придает особенную цену, как другим искусствам так и красноречию».
Красиво и поэтично описано творческое состояние писательства: и вдохновение и гениальность. Например, такая яркая поэтично звучащая цитата из классика литературы так характеризует писательское мастерство:
«Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая иили шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца (чувство), так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - всё это крупинки золотой пыли.
Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями (во все века), эти миллионы песчинок, собираем их незаметно для себя (сохраняя в сердце), превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» - повесть, роман или поэму».
Но те же мудрые классики говорят нам и попроще: «В истинном писательском призвании совершенно нет тех качеств, какие ему приписывают дешевые скептики, - ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания писателем своей исключительной роли…. Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека». 

И где же та мера, чтобы быть писателем истинным? Потому что, с другой стороны: «Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок». И еще поэтичное: «Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо целебной прохладой».
Да. Писательство одновременно и ремесло и занятие (дело), и писательство – есть (это) призвание. Писатели не сдаются перед невзгодами и не отступают перед преградами. Что бы ни случилось, они непрерывно делают свое дело, завещанное им предшественниками и доверенное современниками.
Дело писателя состоит в том, чтобы передать или, как говорится, донести свои ассоциации до читателя и вызвать у него подобные же ассоциации. 

Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, в своем воображении, - то самые простые и порой даже потертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те же мысли, чувства и состояния, какие писатель хочет ему передать.
Беседуйте с людьми, делитесь всем, что у вас накопилось. Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал
Ощущение жизни, как непрерывной новизны – вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.
Конец.

© Copyright: Сергей Чернец, 2014

Регистрационный номер №0260768

от 22 декабря 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0260768 выдан для произведения:
Владеть искусством беседы
Писателю, любому, нужно и необходимо владеть искусством беседы. 
В беседе, в разговоре, проявляется человек, открывается личность человека. Но беседа всегда требует огромного благоразумия, хотя в жизни, вроде бы, нет ничего обычней. Все мы разговариваем, все мы беседуем. Однако. В разговоре, в беседе, можно и всё потерять, и всё выиграть, если вести беседу толково и разумно.
Что есть такое – беседа? Чтобы написать письмо, а письмо это та же беседа, только обдуманная и записанная, необходимо размышление. Известное дело, письмо пишем, имея время исправить свои письмена, переписать, если что удумаем не так. Другое дело разговор. Насколько больше требуется того размышления для беседы обычной, - потому что это будет нам мгновенным экзаменом ума! И говорить надо точно и правильно….
Люди опытные, по речам собеседника могут узнавать пульс и состояние духа человека. Мудрецами сказано недаром: «говори со мной, коль хочешь, чтобы я узнал тебя».
Некоторые полагают высшим искусством беседы полную простоту, безыскусственность: чтобы беседа была подобна одежде бытовой, нестеснительна. Но такое годится лишь в разговорах с близкими друзьями. Излишняя простота речи может показаться глупостью, или более того, неуважением, если мы начнем объяснять всем известные и простые понятия, слова и явления. 
А беседа с человеком почитаемым должна быть содержательна, являя твое личное содержание и понятия.
Писатель говорит к массам людей. Ведет беседу с читателями. И известно из поучения древних об искусстве оратора, вещающего к народу, одна существенная «тонкость»: «Оратор иногда должен возноситься, подниматься, иногда бурлить, устремляться ввысь и часто подходить к стремнинам (речи). Но опасаться нужно потому – что к любым высотам и крутизнам примыкают обычно обрывы и пропасти, куда можно низвергнуться».
Вот тут наука, вот тут искусство беседы – в мере возвышения. Во всем важно знать и чувствовать меру. «Риск придает особенную цену, как другим искусствам так и красноречию».
Красиво и поэтично описано творческое состояние писательства: и вдохновение и гениальность. Например, такая яркая поэтично звучащая цитата из классика литературы так характеризует писательское мастерство:
«Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая иили шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца (чувство), так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - всё это крупинки золотой пыли.
Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями (во все века), эти миллионы песчинок, собираем их незаметно для себя (сохраняя в сердце), превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» - повесть, роман или поэму».
Но те же мудрые классики говорят нам и попроще: «В истинном писательском призвании совершенно нет тех качеств, какие ему приписывают дешевые скептики, - ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания писателем своей исключительной роли…. Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека». 

И где же та мера, чтобы быть писателем истинным? Потому что, с другой стороны: «Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок». И еще поэтичное: «Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо целебной прохладой».
Да. Писательство одновременно и ремесло и занятие (дело), и писательство – есть (это) призвание. Писатели не сдаются перед невзгодами и не отступают перед преградами. Что бы ни случилось, они непрерывно делают свое дело, завещанное им предшественниками и доверенное современниками.
Дело писателя состоит в том, чтобы передать или, как говорится, донести свои ассоциации до читателя и вызвать у него подобные же ассоциации. 

Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, в своем воображении, - то самые простые и порой даже потертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те же мысли, чувства и состояния, какие писатель хочет ему передать.
Беседуйте с людьми, делитесь всем, что у вас накопилось. Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал
Ощущение жизни, как непрерывной новизны – вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.
Конец.
 
Рейтинг: +5 443 просмотра
Комментарии (10)
Серов Владимир # 22 декабря 2014 в 20:29 0
Любому человеку необходимо владеть искусством беседы, если он не урод!!!!
Сергей Чернец # 22 декабря 2014 в 20:31 +1
Конечно. Но вот в молодежной структуре уже много таких - кто не умеет разговаривать! Это что-то страшное: их все больше - не умеющих беседовать!
Серов Владимир # 22 декабря 2014 в 20:49 0
Ага! А даже писать и считать, и думать! laugh
Галина Дашевская # 25 декабря 2014 в 21:19 0
Мужчины, ну что же вы так плохо думаете о молодёжи?
Почему думаете, что они владеют разговорной речью?

В моём городе очень умная молодёжь.
Сергей Чернец # 25 декабря 2014 в 21:37 0
Очень умная в вашем кругу? - может быть! а вы отойдите на окраину, в бараки, район такой - где алкаши и так далее.... Многи ли умных там найдется? В средней школе даже - в любой - общение очень плохое у молодежи между собой! Я сам видел и общался не в одной школе - говорят на сленге, часто матом!
Дмитрий Криушов # 28 декабря 2014 в 22:40 0
Ах, до чего же красиво писали в России сто лет назад! Насколько ладно складывали мысли, и как совершенно, изысканно и изящно вели беседы! И - что? Зачем и для кого? Для "гегемона"?
Быть может, Вы и правы, что дело писателя - "доносить" и "вызывать" (кхм... это я про ассоциации); однако же, увы, времечко наше уже совсем давно минуло, и потому мы нужны лишь самим себе, да подобным нам "ментальным мастодонтам". Знаете ведь, кто уже второй год подряд - самый читаемый автор России? Будь безыскусен - вот всё современное искусство! А Вы - про стиль, про вдохновение....
Сергей Чернец # 29 декабря 2014 в 12:02 0
Вдохновение кончилось в официальной литературе, вы правы. Пелевин этот с алкашным мышлением и речью такой же далекой от литературы действительно опять "угоден" властям. А всякие самоучки прячутся по домам и пишут в интернетные "союзы писателей". ООО Проза ру, например! Они пытаются быть вдохновенными и литературными, но дальше мемуаров не могут пройти. Жаль. Затишье в литературной жизни наступило - это точно. Несмотря на то, что и средства творчества повысились. Большую помощь оказывает компьютер: ошибки подчеркивает во время печатания в ворде, и так далее. Образование утратило свои функции - наверное это главная причина упадка всего искусства.
Геннадий Игоревич Иртеньев # 1 января 2015 в 10:38 0
Согласен с Вами. Разделяю основную мысль.
С Праздником!
Прокофьева Александрина # 17 января 2015 в 19:07 0
Вначале было слово...
И за каждое слово, должен быть в ответе. Оно,это слово, в начале всего. Всех наших отношений. И между собой и с богом и с жизнью. Слово имеет силу огромную, и убивать, и исцелять. А кем кто хочет стать, убийцей или целителем, выбирать им самим.
snegur 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Сергей Чернец # 17 января 2015 в 22:18 0
Правильные мысли о Слове. Однако, умение владеть словом не сразу приходит. Необходимо учиться.