Цитатник - О Свободе
1 июня 2015 -
Сергей Чернец
Сергий Чернец
Статья о Свободе.
Из книги «Цитатник».
Человек есть животное общинное, если не сказать стадное. Но все время человек хотел и хочет уединения, стремится к некоей «свободе», понятия о которой меняются от поколения к поколению. Почему? Потому что общество людское развивается и меняется общественное устройство.
В 480 году до нашей эры Еврипит говорил, что «звание свободного человека дороже всего». Демокрит-философ уточняет: «свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится».
В те времена был огромный раскол в обществе людей – было рабство. Как Платон говорил: «сколько рабов, столько врагов». И Аристотель-философ пояснил о расколе общества так: «раб предпочитает раба (для общения и дружбы), господин – господина».
Свободным считался в Древней Греции человек из «господского» сословия, не раб, но рабовладелец. Но то была свобода относительная. Ибо и раб мог стать свободным. Об этом хорошо поясняет Цицерон: «Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее», и далее – «лучше умереть, чем быть рабами», «рабство – тягчайшее из всех несчастий».
Однако и о Свободе Цицерон рассуждает уже не только, как о свободе от социального разделения: «Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и в некотором роде предписанные нам мнения».
Вот когда, и уже тогда, - люди стали понимать, что будучи не рабом, а «свободным», человек не приобретает настоящую Свободу. Он только переходил из одного социального статуса в другой, из одной зависимости он попадает в другую зависимость. Человек зависел от законов общества, государства, от Царя и его слуг-чиновников. И это тоже своеобразное рабство. Один из тех же др. гр. философов прямо выразил зависимость человека от других людей: «приняв услугу от другого, ты расстаешься с вольностью и будешь должен (не свободен)».
В др. Греции, а потом в Великой Римской империи, для общества «свободных людей» было достигнуто определенное равенство. Права, по закону, предоставлены были всем. Как говорил философ Сенека: «равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены». Человек не считал себя свободным, имея ограничения, и стремился нарушать эти права. Отсюда ложное понятие свободы родилось в головах людей стоящих у власти и их приближенных. «Имею власть – творю, что хочу».
«Свобода и распущенность – понятия, одно другому противоположные» - многие умные люди-философы говорили и искали свободу в другом.
Когда всё произошло: сформировалось сложное общество, - образовались сложные законы в сложных государствах, с парламентами и сотнями и сотнями служб, якобы служащих людям, на самом деле служащих государству и власти. Тогда человек окончательно понял, что Свободы-то нет, и очень сложно стать свободным человеком. Еще старый философ Эпиктет, в 50 году, уже нашей эры, говорил об этом так: «К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас». То есть, человек может быть свободным, отрицая общество и его устройство.
Свободу тогда искали внутри законов, в подчинении им.
«Лишь глупцы называют своеволие свободой». - Но – мечтали о Свободе другой: «На редкость счастливое время (будет, когда обретет человек свободу), когда можно думать то, что хочешь, и говорить, что думаешь».
И Свободу видели и даже «обретали» - в Искусстве. Так появились различные «новые» направления в искусствах: кубизм, сюрреализм – не только в живописи, но и в литературе.
Омар Хайям.
«Если есть у тебя для жилья закуток –
В наше подлое время, - и хлеба кусок,
Если ты никому не слуга, не хозяин, -
Счастлив ты и воистину духом высок".
Некоторую видимость Свободы давали человеку религии, поначалу. Во всех религиях только одна зависимость неотъемлема – зависимость от Бога. От общества освобождались отшельники. И в Буддизме монахи уходили от людей, и в Христианстве. Иоанн Златоуст: «Достоинство человека не в его происхождении (в рабстве или богатстве), Бог не создал рабство, но одарил человека свободой». Но и в религии свобода быстро была потеряна. Образовалась иерархия священства и подчинила себе монастыри.
Итак. Человек все-таки общественное животное. И свобода ограничивается обществом. И в этом наблюдается конфликт мечты (о свободе) с реальностью.
«Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще реже – свободу». Мечта о Свободе начинается с детства.
А правосудие постановляет: свобода есть неизменная и постоянная воля предоставлять, есть естественная способность каждого, делать то, что ему хочется, если это не запрещено законом и правом.
Сражаясь за свою свободу, мы должны быть осмотрительными и не нарушать свободу совести других.
Даже в разбойничьих сообществах возникают ограничения.
О свободе говорили и о свободе мечтали и создавали произведения искусства, посвященные свободе. «Свобода – вот кормилица всех великих талантов: она, подобно благословению свыше, очистила и просветила наши души; она сняла оковы с нашего разума, расширила его и высоко подняла человека над самим собой» - говорил один из великих писателей прошлого – «Дайте мне поэтому свободу знать, свободу выражать свои мысли, а самое главное – свободу судить обо всём по своей совести».
Однако (как всегда). «Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды. Свобода – это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе занятие; короче говоря, быть свободным – значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать. Великое благо такая свобода!» - так понимал свободу Блез Паскаль, например.
Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.
"Свободе – привет и почёт.
Пускай бережет её разум.
А все тирании пусть дьявол возьмет,
Со всеми тиранами разом!" – стихотворно мечтал Бёрнс.
И все же в обществе быть свободным трудно. «Всякий, кто зависит от других и не имеет своих внутренних средств, не может стать свободным. Союзы, договоры, доверие людей – всё это может привязать слабого к сильному». «Свободным родился человек – и везде он закован в железо (законов)» - так выразил свое отношение Жан Жак Руссо.
«Не все те свободны, кто смеется над своими цепями» - поэтически высказал и Лессинг – «Птицу можно поймать. Но можно ли сделать, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха?». Как и Гёте – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой…».
Мечты о свободе были и, наверное, будут.
«Самое большое рабство человека – не обладая свободой, считать себя свободным».
«Для существа нравственного нет блага без свободы, но эту свободу дает не Государь, не парламент, а каждый самому себе, с помощью Божией» - говорил и наш русский философ Карамзин. – «Счастлив, кто независим, но как трудно быть счастливым, то есть независимым».
Искусство оставалось всегда некоторой областью свободы. Вот как и Пушкин о свободе говорил:
«Зависеть от властей, зависеть от народа –
Не все ль равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать: а для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи".
И Герцен видел в искусстве свободу: «У народа, лишенного общественной свободы, - литература, (как) единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и (крик) своей совести.
И в знаниях свободу видели писатели, Тургенев, например, сказал: Ученье – только свет, по народной пословице, - (но) оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание (наука)…».
Свобода в обществе людей всегда ограничена. Ибо если не будет ограничения – то и свободы не будет, так думали и думают знающие люди: Ключевский (адвокатом бывший) – «Под свободой совести – обыкновенно разумеется свобода от совести (бессовестность)».
«Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий (общественный) закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого.
(И) Свобода увеличивает силу, а сила, всегда ведет к известному великодушию. (Человек сильный понимает, что слабый ему не опасен и, наоборот, он может защитить слабого или помочь ему. А потому, сильные люди, в большинстве своем добрые). Принуждение подавляет силу и ведет к разного рода своекорыстным желаниям и ко всем низменным уловкам (чтобы обойти подавляющие законы)».
«Для того, кто сам несвободен, - несвободны и другие. (Как обычно, человек судит о других, по своему положению). Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает всё великое и возвышенное и радуется тому, что оно есть». Так рассудил один из философов – Гегель.
Любовь к свободе – это любовь к людям. Любовь к власти – это себялюбие.
Если рабы будут ждать свободы до тех пор, пока они не поумнеют, ждать придется долго…. Поэтому надо раньше умнеть, надо учиться и учить детей своих.
О свободе рассуждают по-разному разные сословия людские по законам природным: ибо овца и волк по-разному понимают слово «свобода», в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе. Как говорится: сытый голодному – не товарищ.
(Однако) Весь пафос свободы не имеет ни малейшего смысла, если в человеке нет святыни, которой он должен преклонятся. Должно быть в душе и в сердце человека что-то святое.
«В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот (вдруг) приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать».
Существует конфликт жалости и свободы…. Жалость может привести человека к отказу от своей свободы, а свобода может привести к безжалостности. Факт.
Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть богатыми и свободными – и из-за этого подчас становятся бедными рабами. (Рабами богатства особенно).
Политики не сознают, насколько равенство враждебно свободе. В Греции были свободные люди, потому что там были рабы. Люди были свободны относительно – свободны от рабства, но не от общественного устройства, в котором несли груз обязанностей.
Так же в искусстве. Свобода искусства недорого стоит, когда ее единственный смысл – душевный комфорт художника. Свободен тот, кто может не врать. И тут свободу нельзя симулировать. Нельзя притвориться свободным художником и писатель и проч….
Робиндранат Тагор:
«Лук шепчет стреле, отпуская её: «В твоей свободе – моя».
Свобода и счастье всегда взаимосвязаны. А «Счастье – не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью» - работой над собой!
Из множества цитат, из множества высказываний, мы можем заключить о том, в чем истинная есть свобода человека. Размышляйте.
Конец.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0291331 выдан для произведения:
Сергий Чернец
Статья о Свободе.
Из книги «Цитатник».
Человек есть животное общинное, если не сказать стадное. Но все время человек хотел и хочет уединения, стремится к некоей «свободе», понятия о которой меняются от поколения к поколению. Почему? Потому что общество людское развивается и меняется общественное устройство.
В 480 году до нашей эры Еврипит говорил, что «звание свободного человека дороже всего». Демокрит-философ уточняет: «свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится».
В те времена был огромный раскол в обществе людей – было рабство. Как Платон говорил: «сколько рабов, столько врагов». И Аристотель-философ пояснил о расколе общества так: «раб предпочитает раба (для общения и дружбы), господин – господина».
Свободным считался в Древней Греции человек из «господского» сословия, не раб, но рабовладелец. Но то была свобода относительная. Ибо и раб мог стать свободным. Об этом хорошо поясняет Цицерон: «Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее», и далее – «лучше умереть, чем быть рабами», «рабство – тягчайшее из всех несчастий».
Однако и о Свободе Цицерон рассуждает уже не только, как о свободе от социального разделения: «Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и в некотором роде предписанные нам мнения».
Вот когда, и уже тогда, - люди стали понимать, что будучи не рабом, а «свободным», человек не приобретает настоящую Свободу. Он только переходил из одного социального статуса в другой, из одной зависимости он попадает в другую зависимость. Человек зависел от законов общества, государства, от Царя и его слуг-чиновников. И это тоже своеобразное рабство. Один из тех же др. гр. философов прямо выразил зависимость человека от других людей: «приняв услугу от другого, ты расстаешься с вольностью и будешь должен (не свободен)».
В др. Греции, а потом в Великой Римской империи, для общества «свободных людей» было достигнуто определенное равенство. Права, по закону, предоставлены были всем. Как говорил философ Сенека: «равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены». Человек не считал себя свободным, имея ограничения, и стремился нарушать эти права. Отсюда ложное понятие свободы родилось в головах людей стоящих у власти и их приближенных. «Имею власть – творю, что хочу».
«Свобода и распущенность – понятия, одно другому противоположные» - многие умные люди-философы говорили и искали свободу в другом.
Когда всё произошло: сформировалось сложное общество, - образовались сложные законы в сложных государствах, с парламентами и сотнями и сотнями служб, якобы служащих людям, на самом деле служащих государству и власти. Тогда человек окончательно понял, что Свободы-то нет, и очень сложно стать свободным человеком. Еще старый философ Эпиктет, в 50 году, уже нашей эры, говорил об этом так: «К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас». То есть, человек может быть свободным, отрицая общество и его устройство.
Свободу тогда искали внутри законов, в подчинении им.
«Лишь глупцы называют своеволие свободой». - Но – мечтали о Свободе другой: «На редкость счастливое время (будет, когда обретет человек свободу), когда можно думать то, что хочешь, и говорить, что думаешь».
И Свободу видели и даже «обретали» - в Искусстве. Так появились различные «новые» направления в искусствах: кубизм, сюрреализм – не только в живописи, но и в литературе.
Омар Хайям.
«Если есть у тебя для жилья закуток –
В наше подлое время, - и хлеба кусок,
Если ты никому не слуга, не хозяин, -
Счастлив ты и воистину духом высок".
Некоторую видимость Свободы давали человеку религии, поначалу. Во всех религиях только одна зависимость неотъемлема – зависимость от Бога. От общества освобождались отшельники. И в Буддизме монахи уходили от людей, и в Христианстве. Иоанн Златоуст: «Достоинство человека не в его происхождении (в рабстве или богатстве), Бог не создал рабство, но одарил человека свободой». Но и в религии свобода быстро была потеряна. Образовалась иерархия священства и подчинила себе монастыри.
Итак. Человек все-таки общественное животное. И свобода ограничивается обществом. И в этом наблюдается конфликт мечты (о свободе) с реальностью.
«Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще реже – свободу». Мечта о Свободе начинается с детства.
А правосудие постановляет: свобода есть неизменная и постоянная воля предоставлять, есть естественная способность каждого, делать то, что ему хочется, если это не запрещено законом и правом.
Сражаясь за свою свободу, мы должны быть осмотрительными и не нарушать свободу совести других.
Даже в разбойничьих сообществах возникают ограничения.
О свободе говорили и о свободе мечтали и создавали произведения искусства, посвященные свободе. «Свобода – вот кормилица всех великих талантов: она, подобно благословению свыше, очистила и просветила наши души; она сняла оковы с нашего разума, расширила его и высоко подняла человека над самим собой» - говорил один из великих писателей прошлого – «Дайте мне поэтому свободу знать, свободу выражать свои мысли, а самое главное – свободу судить обо всём по своей совести».
Однако (как всегда). «Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды. Свобода – это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе занятие; короче говоря, быть свободным – значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать. Великое благо такая свобода!» - так понимал свободу Блез Паскаль, например.
Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.
"Свободе – привет и почёт.
Пускай бережет её разум.
А все тирании пусть дьявол возьмет,
Со всеми тиранами разом!" – стихотворно мечтал Бёрнс.
И все же в обществе быть свободным трудно. «Всякий, кто зависит от других и не имеет своих внутренних средств, не может стать свободным. Союзы, договоры, доверие людей – всё это может привязать слабого к сильному». «Свободным родился человек – и везде он закован в железо (законов)» - так выразил свое отношение Жан Жак Руссо.
«Не все те свободны, кто смеется над своими цепями» - поэтически высказал и Лессинг – «Птицу можно поймать. Но можно ли сделать, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха?». Как и Гёте – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой…».
Мечты о свободе были и, наверное, будут.
«Самое большое рабство человека – не обладая свободой, считать себя свободным».
«Для существа нравственного нет блага без свободы, но эту свободу дает не Государь, не парламент, а каждый самому себе, с помощью Божией» - говорил и наш русский философ Карамзин. – «Счастлив, кто независим, но как трудно быть счастливым, то есть независимым».
Искусство оставалось всегда некоторой областью свободы. Вот как и Пушкин о свободе говорил:
«Зависеть от властей, зависеть от народа –
Не все ль равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать: а для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи".
И Герцен видел в искусстве свободу: «У народа, лишенного общественной свободы, - литература, (как) единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и (крик) своей совести.
И в знаниях свободу видели писатели, Тургенев, например, сказал: Ученье – только свет, по народной пословице, - (но) оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание (наука)…».
Свобода в обществе людей всегда ограничена. Ибо если не будет ограничения – то и свободы не будет, так думали и думают знающие люди: Ключевский (адвокатом бывший) – «Под свободой совести – обыкновенно разумеется свобода от совести (бессовестность)».
«Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий (общественный) закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого.
(И) Свобода увеличивает силу, а сила, всегда ведет к известному великодушию. (Человек сильный понимает, что слабый ему не опасен и, наоборот, он может защитить слабого или помочь ему. А потому, сильные люди, в большинстве своем добрые). Принуждение подавляет силу и ведет к разного рода своекорыстным желаниям и ко всем низменным уловкам (чтобы обойти подавляющие законы)».
«Для того, кто сам несвободен, - несвободны и другие. (Как обычно, человек судит о других, по своему положению). Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает всё великое и возвышенное и радуется тому, что оно есть». Так рассудил один из философов – Гегель.
Любовь к свободе – это любовь к людям. Любовь к власти – это себялюбие.
Если рабы будут ждать свободы до тех пор, пока они не поумнеют, ждать придется долго…. Поэтому надо раньше умнеть, надо учиться и учить детей своих.
О свободе рассуждают по-разному разные сословия людские по законам природным: ибо овца и волк по-разному понимают слово «свобода», в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе. Как говорится: сытый голодному – не товарищ.
(Однако) Весь пафос свободы не имеет ни малейшего смысла, если в человеке нет святыни, которой он должен преклонятся. Должно быть в душе и в сердце человека что-то святое.
«В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот (вдруг) приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать».
Существует конфликт жалости и свободы…. Жалость может привести человека к отказу от своей свободы, а свобода может привести к безжалостности. Факт.
Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть богатыми и свободными – и из-за этого подчас становятся бедными рабами. (Рабами богатства особенно).
Политики не сознают, насколько равенство враждебно свободе. В Греции были свободные люди, потому что там были рабы. Люди были свободны относительно – свободны от рабства, но не от общественного устройства, в котором несли груз обязанностей.
Так же в искусстве. Свобода искусства недорого стоит, когда ее единственный смысл – душевный комфорт художника. Свободен тот, кто может не врать. И тут свободу нельзя симулировать. Нельзя притвориться свободным художником и писатель и проч….
Робиндранат Тагор:
«Лук шепчет стреле, отпуская её: «В твоей свободе – моя».
Свобода и счастье всегда взаимосвязаны. А «Счастье – не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью» - работой над собой!
Из множества цитат, из множества высказываний, мы можем заключить о том, в чем истинная есть свобода человека. Размышляйте.
Конец.
Сергий Чернец
Статья о Свободе.
Из книги «Цитатник».
Человек есть животное общинное, если не сказать стадное. Но все время человек хотел и хочет уединения, стремится к некоей «свободе», понятия о которой меняются от поколения к поколению. Почему? Потому что общество людское развивается и меняется общественное устройство.
В 480 году до нашей эры Еврипит говорил, что «звание свободного человека дороже всего». Демокрит-философ уточняет: «свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится».
В те времена был огромный раскол в обществе людей – было рабство. Как Платон говорил: «сколько рабов, столько врагов». И Аристотель-философ пояснил о расколе общества так: «раб предпочитает раба (для общения и дружбы), господин – господина».
Свободным считался в Древней Греции человек из «господского» сословия, не раб, но рабовладелец. Но то была свобода относительная. Ибо и раб мог стать свободным. Об этом хорошо поясняет Цицерон: «Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее», и далее – «лучше умереть, чем быть рабами», «рабство – тягчайшее из всех несчастий».
Однако и о Свободе Цицерон рассуждает уже не только, как о свободе от социального разделения: «Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и в некотором роде предписанные нам мнения».
Вот когда, и уже тогда, - люди стали понимать, что будучи не рабом, а «свободным», человек не приобретает настоящую Свободу. Он только переходил из одного социального статуса в другой, из одной зависимости он попадает в другую зависимость. Человек зависел от законов общества, государства, от Царя и его слуг-чиновников. И это тоже своеобразное рабство. Один из тех же др. гр. философов прямо выразил зависимость человека от других людей: «приняв услугу от другого, ты расстаешься с вольностью и будешь должен (не свободен)».
В др. Греции, а потом в Великой Римской империи, для общества «свободных людей» было достигнуто определенное равенство. Права, по закону, предоставлены были всем. Как говорил философ Сенека: «равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены». Человек не считал себя свободным, имея ограничения, и стремился нарушать эти права. Отсюда ложное понятие свободы родилось в головах людей стоящих у власти и их приближенных. «Имею власть – творю, что хочу».
«Свобода и распущенность – понятия, одно другому противоположные» - многие умные люди-философы говорили и искали свободу в другом.
Когда всё произошло: сформировалось сложное общество, - образовались сложные законы в сложных государствах, с парламентами и сотнями и сотнями служб, якобы служащих людям, на самом деле служащих государству и власти. Тогда человек окончательно понял, что Свободы-то нет, и очень сложно стать свободным человеком. Еще старый философ Эпиктет, в 50 году, уже нашей эры, говорил об этом так: «К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас». То есть, человек может быть свободным, отрицая общество и его устройство.
Свободу тогда искали внутри законов, в подчинении им.
«Лишь глупцы называют своеволие свободой». - Но – мечтали о Свободе другой: «На редкость счастливое время (будет, когда обретет человек свободу), когда можно думать то, что хочешь, и говорить, что думаешь».
И Свободу видели и даже «обретали» - в Искусстве. Так появились различные «новые» направления в искусствах: кубизм, сюрреализм – не только в живописи, но и в литературе.
Омар Хайям.
«Если есть у тебя для жилья закуток –
В наше подлое время, - и хлеба кусок,
Если ты никому не слуга, не хозяин, -
Счастлив ты и воистину духом высок".
Некоторую видимость Свободы давали человеку религии, поначалу. Во всех религиях только одна зависимость неотъемлема – зависимость от Бога. От общества освобождались отшельники. И в Буддизме монахи уходили от людей, и в Христианстве. Иоанн Златоуст: «Достоинство человека не в его происхождении (в рабстве или богатстве), Бог не создал рабство, но одарил человека свободой». Но и в религии свобода быстро была потеряна. Образовалась иерархия священства и подчинила себе монастыри.
Итак. Человек все-таки общественное животное. И свобода ограничивается обществом. И в этом наблюдается конфликт мечты (о свободе) с реальностью.
«Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще реже – свободу». Мечта о Свободе начинается с детства.
А правосудие постановляет: свобода есть неизменная и постоянная воля предоставлять, есть естественная способность каждого, делать то, что ему хочется, если это не запрещено законом и правом.
Сражаясь за свою свободу, мы должны быть осмотрительными и не нарушать свободу совести других.
Даже в разбойничьих сообществах возникают ограничения.
О свободе говорили и о свободе мечтали и создавали произведения искусства, посвященные свободе. «Свобода – вот кормилица всех великих талантов: она, подобно благословению свыше, очистила и просветила наши души; она сняла оковы с нашего разума, расширила его и высоко подняла человека над самим собой» - говорил один из великих писателей прошлого – «Дайте мне поэтому свободу знать, свободу выражать свои мысли, а самое главное – свободу судить обо всём по своей совести».
Однако (как всегда). «Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды. Свобода – это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе занятие; короче говоря, быть свободным – значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать. Великое благо такая свобода!» - так понимал свободу Блез Паскаль, например.
Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.
"Свободе – привет и почёт.
Пускай бережет её разум.
А все тирании пусть дьявол возьмет,
Со всеми тиранами разом!" – стихотворно мечтал Бёрнс.
И все же в обществе быть свободным трудно. «Всякий, кто зависит от других и не имеет своих внутренних средств, не может стать свободным. Союзы, договоры, доверие людей – всё это может привязать слабого к сильному». «Свободным родился человек – и везде он закован в железо (законов)» - так выразил свое отношение Жан Жак Руссо.
«Не все те свободны, кто смеется над своими цепями» - поэтически высказал и Лессинг – «Птицу можно поймать. Но можно ли сделать, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха?». Как и Гёте – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой…».
Мечты о свободе были и, наверное, будут.
«Самое большое рабство человека – не обладая свободой, считать себя свободным».
«Для существа нравственного нет блага без свободы, но эту свободу дает не Государь, не парламент, а каждый самому себе, с помощью Божией» - говорил и наш русский философ Карамзин. – «Счастлив, кто независим, но как трудно быть счастливым, то есть независимым».
Искусство оставалось всегда некоторой областью свободы. Вот как и Пушкин о свободе говорил:
«Зависеть от властей, зависеть от народа –
Не все ль равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать: а для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи".
И Герцен видел в искусстве свободу: «У народа, лишенного общественной свободы, - литература, (как) единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и (крик) своей совести.
И в знаниях свободу видели писатели, Тургенев, например, сказал: Ученье – только свет, по народной пословице, - (но) оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание (наука)…».
Свобода в обществе людей всегда ограничена. Ибо если не будет ограничения – то и свободы не будет, так думали и думают знающие люди: Ключевский (адвокатом бывший) – «Под свободой совести – обыкновенно разумеется свобода от совести (бессовестность)».
«Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий (общественный) закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого.
(И) Свобода увеличивает силу, а сила, всегда ведет к известному великодушию. (Человек сильный понимает, что слабый ему не опасен и, наоборот, он может защитить слабого или помочь ему. А потому, сильные люди, в большинстве своем добрые). Принуждение подавляет силу и ведет к разного рода своекорыстным желаниям и ко всем низменным уловкам (чтобы обойти подавляющие законы)».
«Для того, кто сам несвободен, - несвободны и другие. (Как обычно, человек судит о других, по своему положению). Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает всё великое и возвышенное и радуется тому, что оно есть». Так рассудил один из философов – Гегель.
Любовь к свободе – это любовь к людям. Любовь к власти – это себялюбие.
Если рабы будут ждать свободы до тех пор, пока они не поумнеют, ждать придется долго…. Поэтому надо раньше умнеть, надо учиться и учить детей своих.
О свободе рассуждают по-разному разные сословия людские по законам природным: ибо овца и волк по-разному понимают слово «свобода», в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе. Как говорится: сытый голодному – не товарищ.
(Однако) Весь пафос свободы не имеет ни малейшего смысла, если в человеке нет святыни, которой он должен преклонятся. Должно быть в душе и в сердце человека что-то святое.
«В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот (вдруг) приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать».
Существует конфликт жалости и свободы…. Жалость может привести человека к отказу от своей свободы, а свобода может привести к безжалостности. Факт.
Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть богатыми и свободными – и из-за этого подчас становятся бедными рабами. (Рабами богатства особенно).
Политики не сознают, насколько равенство враждебно свободе. В Греции были свободные люди, потому что там были рабы. Люди были свободны относительно – свободны от рабства, но не от общественного устройства, в котором несли груз обязанностей.
Так же в искусстве. Свобода искусства недорого стоит, когда ее единственный смысл – душевный комфорт художника. Свободен тот, кто может не врать. И тут свободу нельзя симулировать. Нельзя притвориться свободным художником и писатель и проч….
Робиндранат Тагор:
«Лук шепчет стреле, отпуская её: «В твоей свободе – моя».
Свобода и счастье всегда взаимосвязаны. А «Счастье – не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью» - работой над собой!
Из множества цитат, из множества высказываний, мы можем заключить о том, в чем истинная есть свобода человека. Размышляйте.
Конец.
Рейтинг: 0
860 просмотров
Комментарии (1)
Сергей Чернец # 1 июня 2015 в 20:40 0 | ||
|
Новые произведения