ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Цитатник о религии

Цитатник о религии

11 июля 2017 - Сергей Чернец
Цитатник. О религии.
Неведомый мне Царь мой
Ты приложил печать вечности
Ко многим летучим мгновениям.
Робиндранат Тагор.
Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять её доктрину, она становится тиранией.
Человек обращается к Богу, часто в моменты тягот его жизни, во время болезни. «Обращаться к Богу от того, что вы разочаровались в земной жизни, а боль отъединила вас от мира, - бесполезно. Богу угодны души привязанные к миру (живущие жизнью земной и радующиеся красотой мира, который сотворен Богом). Богу по нраву ваша радость жизни» - говорил Альбер Камю.
Человек мыслит и мыслит по-разному: «Об одной и той же вещи утром мы думаем одно, вечером – другое. (Иногда верим в божественное провидение, иногда сомневаемся). Но где истина: в ночных душах или в дневных размышлениях?».
Основой религии, изначально, явилось отсутствие достаточного разума и знаний и священный ужас наших древних предков перед картиной окружающей вселенной.
Боги обычно подобны тем людям, кто им поклоняется, Богам придаются все человеческие черты характера, поступки. Зевс мог разозлиться и кидаться молниями и так далее.
Один философ, Павел Александрович Флоренский, так определил религию:
«Религия есть – или по крайней мере притязает быть – художницей спасения, и дело её – спасать. От чего же спасает нас религия? Она спасает нас от нас, - спасает наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса. Она одолевает гиену, которая в нас и языки которой, прорываются сквозь трещины души, лижут сознание. Она улаживает душу, а водворяя мир в душе, она умиротворяет и целое общество, и всю природу.
И воссияет правды свет
В заоблачной дали;
И людям благо даст Господь,
И даст земля плоды;
Что напитают нашу плоть
В награду за труды.
 
И правда будет, как всегда,
Пред господом идти,
Чтоб не свернули никогда
Мы с правого пути.
 
«Религия – это болезнь души» - определил писатель Джонатан Свифт.
Тогда будет верным расхожее известное высказывание Вольтера: «Если бы Бог не существовал, его следовало бы выдумать.
Сам Вольтер видел жизнь без Бога и находил её смысл в другом: «Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека». Поистине пташки земные, твари насекомые и всякое животное трудиться всю жизнь свою над добыванием пропитания, над постройкой жилища и над производством и воспитанием потомства. Без труда любая тварь Божия умрет!
С другой стороны человеку дан разум. А разуму свойственна любознательность: все хочется человеку исследовать и понять.
И тут религия признается неким тормозом развитию разума.
«Везде, где признают Бога, существует культ, а где культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга – и нравственность падает» Дени Дидро возмущается против религии вслед за Вольтером: «Верх безумия – ставить себе целью разрушение страстей!» - говорит он, ибо страстями полон мир, из страстей, эмоций, чувств состоит вся жизнь человеческая.
Религия имеет множество книжек «О борьбе со страстями». Первое дело это монашеское. А вот как Дидро об этом говорит, раскрывая понятую им «правду»:
«Дать обет бедности – значит поклясться быть лентяем и вором, (что же будет есть(?), как не другими выработанное).
Дать обет целомудрия – значит, обещать Богу, постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из законов (природы).
Дать обет послушания – значит отречься от неотъемлемого права человека – от свободы.
Если человек соблюдает свой обет – он преступник, если он нарушает его – он клятвопреступник. Жизнь в монастыре – это жизнь фанатика (больного) или лицемера (хитреца)». Жесткую правду открывает нам Дени Дидро.
«Если какое-нибудь явление превышает, по нашему мнению, силы человека, то мы тотчас же говорим: это дело Божие; наше тщеславие не может удовольствоваться меньшим (человек не может быть творцом чудес). Не лучше ли было бы, если бы мы вкладывали в свои рассуждения несколько меньше гордости и несколько больше философии?».
Люди жили бы довольно спокойно в этом мире, если бы были вполне уверены, что им нечего бояться в другом мире; мысль, что Бога нет, не испугала еще никого. Но всех ужасает мысль, что существует такой Бог, какого изображает религия, - Он наказывает до четвертого колена весь род за грехи одного. И народы наказывал за поклонение чужим богам: огнем и серою спалил города и создал Ад пылающий для грешников – ужас и ужас!
Нет такого уголка в мире, где различия в религиозных воззрениях не орошали бы землю кровью, религии не могут сосуществовать. Каждая претендует на индивидуальную истину – «только наша религия права и только наш Бог самый-самый!
«Перелистайте историю, - говорит Дидро, - историю всех народов земли: везде религия превращает невинность в преступление, а преступление объявляет невинным (ради Бога можно убивать, сжигать людей).
Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах (анафему объявляют Толстому и многим другим): но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов.
Конец. 

© Copyright: Сергей Чернец, 2017

Регистрационный номер №0390433

от 11 июля 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0390433 выдан для произведения: Цитатник. О религии.
Неведомый мне Царь мой
Ты приложил печать вечности
Ко многим летучим мгновениям.
Робиндранат Тагор.
Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять её доктрину, она становится тиранией.
Человек обращается к Богу, часто в моменты тягот его жизни, во время болезни. «Обращаться к Богу от того, что вы разочаровались в земной жизни, а боль отъединила вас от мира, - бесполезно. Богу угодны души привязанные к миру (живущие жизнью земной и радующиеся красотой мира, который сотворен Богом). Богу по нраву ваша радость жизни» - говорил Альбер Камю.
Человек мыслит и мыслит по-разному: «Об одной и той же вещи утром мы думаем одно, вечером – другое. (Иногда верим в божественное провидение, иногда сомневаемся). Но где истина: в ночных душах или в дневных размышлениях?».
Основой религии, изначально, явилось отсутствие достаточного разума и знаний и священный ужас наших древних предков перед картиной окружающей вселенной.
Боги обычно подобны тем людям, кто им поклоняется, Богам придаются все человеческие черты характера, поступки. Зевс мог разозлиться и кидаться молниями и так далее.
Один философ, Павел Александрович Флоренский, так определил религию:
«Религия есть – или по крайней мере притязает быть – художницей спасения, и дело её – спасать. От чего же спасает нас религия? Она спасает нас от нас, - спасает наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса. Она одолевает гиену, которая в нас и языки которой, прорываются сквозь трещины души, лижут сознание. Она улаживает душу, а водворяя мир в душе, она умиротворяет и целое общество, и всю природу.
И воссияет правды свет
В заоблачной дали;
И людям благо даст Господь,
И даст земля плоды;
Что напитают нашу плоть
В награду за труды.
 
И правда будет, как всегда,
Пред господом идти,
Чтоб не свернули никогда
Мы с правого пути.
 
«Религия – это болезнь души» - определил писатель Джонатан Свифт.
Тогда будет верным расхожее известное высказывание Вольтера: «Если бы Бог не существовал, его следовало бы выдумать.
Сам Вольтер видел жизнь без Бога и находил её смысл в другом: «Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека». Поистине пташки земные, твари насекомые и всякое животное трудиться всю жизнь свою над добыванием пропитания, над постройкой жилища и над производством и воспитанием потомства. Без труда любая тварь Божия умрет!
С другой стороны человеку дан разум. А разуму свойственна любознательность: все хочется человеку исследовать и понять.
И тут религия признается неким тормозом развитию разума.
«Везде, где признают Бога, существует культ, а где культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга – и нравственность падает» Дени Дидро возмущается против религии вслед за Вольтером: «Верх безумия – ставить себе целью разрушение страстей!» - говорит он, ибо страстями полон мир, из страстей, эмоций, чувств состоит вся жизнь человеческая.
Религия имеет множество книжек «О борьбе со страстями». Первое дело это монашеское. А вот как Дидро об этом говорит, раскрывая понятую им «правду»:
«Дать обет бедности – значит поклясться быть лентяем и вором, (что же будет есть(?), как не другими выработанное).
Дать обет целомудрия – значит, обещать Богу, постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из законов (природы).
Дать обет послушания – значит отречься от неотъемлемого права человека – от свободы.
Если человек соблюдает свой обет – он преступник, если он нарушает его – он клятвопреступник. Жизнь в монастыре – это жизнь фанатика (больного) или лицемера (хитреца)». Жесткую правду открывает нам Дени Дидро.
«Если какое-нибудь явление превышает, по нашему мнению, силы человека, то мы тотчас же говорим: это дело Божие; наше тщеславие не может удовольствоваться меньшим (человек не может быть творцом чудес). Не лучше ли было бы, если бы мы вкладывали в свои рассуждения несколько меньше гордости и несколько больше философии?».
Люди жили бы довольно спокойно в этом мире, если бы были вполне уверены, что им нечего бояться в другом мире; мысль, что Бога нет, не испугала еще никого. Но всех ужасает мысль, что существует такой Бог, какого изображает религия, - Он наказывает до четвертого колена весь род за грехи одного. И народы наказывал за поклонение чужим богам: огнем и серою спалил города и создал Ад пылающий для грешников – ужас и ужас!
Нет такого уголка в мире, где различия в религиозных воззрениях не орошали бы землю кровью, религии не могут сосуществовать. Каждая претендует на индивидуальную истину – «только наша религия права и только наш Бог самый-самый!
«Перелистайте историю, - говорит Дидро, - историю всех народов земли: везде религия превращает невинность в преступление, а преступление объявляет невинным (ради Бога можно убивать, сжигать людей).
Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах (анафему объявляют Толстому и многим другим): но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов.
Конец. 
 
Рейтинг: 0 451 просмотр
Комментарии (2)
Василисса # 12 июля 2017 в 12:14 0
Не поняла, что вы хотите сказать, цитируя безумцев...
Сергей Чернец # 12 июля 2017 в 13:27 0
Кому-то покажется безумным высказывания Вольтера - известного критика Церкви.