Большой рассказ часть 5
2 февраля 2016 -
Сергей Чернец
Сергий Чернец
Большой рассказ часть 5
И вновь, неслучайно сказано было слово – «наставник». Случайностей, как водится, не бывает. Новых, молодых рабочих на заводе «прикрепляли» к «старым» и опытным (и возраст тут не имел значения), чтобы передавали опыт и практические знания в производстве. Наставничество было развито в советское время везде, в производстве и не только.
И Семён Карлович обратился к начальнику цеха, и Женю перевели на его участок в инструментальном цехе №11. Они освободили стол-верстак рядом с Семёновским. Подвинуться согласился активист-коммунист, слесарь 6-го (наивысшего) разряда Валентин Григорьевич. И так, среди двух старых рабочих, началась рабочая жизнь молодого слесаря-инструментальщика Жени Иванова.
Наставники всегда подскажут. В каждой работе есть свои маленькие хитрости и свои трудности, которые известны уже старым мастерам: как легче их, трудности, преодолеть, они уже знают и могут подсказать.
Вначале, представим себе огромный цех: высоко сверху видны были железные балки, перекрестия перекрытий, поддерживающие крышу. К балкам крепились рельсы, по которым ходили тельферы, для перевозки грузов. Огромные стеклянные стены-окна по всей левой стороне цеха ясно освещали его. И вдоль этих окон тянулся ряд верстаков-столов с тисками на каждом из них. А посередине стояли станки токарей в два ряда, и в конце токарного ряда высокие (выше токарных в 2 раза) станки фрезерные и сверлильные – это считался заготовительный участок.
Правая сторона цеха состояла из дверей в подсобные помещения. Тут же была лестница на второй этаж подсобных помещений, где был зал – красный уголок с библиотекой в нем для технической литературы. Наверху же был кабинет начальника цеха со стеклянной стеной – он мог видеть всё, что в цеху творится. А в цеху шла работа: кто-то тянул, передвигал тяжелые болванки, на крюке подвешенные на тросах заготовки, к своему верстаку. Работали токаря, фрезеровщики включали свои станки и со скрипом и визгом пилили металлические болванки. За верстаками работали напильниками, вытачивая детали слесаря.
Сама профессия инструментальщика говорит за себя: эти слесаря делают инструменты. Инструменты бывают маленькие, небольшие, такие, на которых учился в «Техническом училище» (техникуме) Женя Иванов. Ученики начинали с изготовления молотка, самого распространенного инструмента, - вытачивали его из болванки-заготовки. Потом делали более сложный инструмент – плоскогубцы. И даже пытались, к концу обучения, на практике, изготовить измерительный инструмент – штангенциркуль.
И слесарь-инструментальщик должен уметь работать на многих станках. Ведь нужно просверлить отверстие – работа на сверлильном станке, расточить отверстие до большого овала в том же молотке, например, как в учебном пособии, а это работа на фрезерном станке. А еще их обучали работе на фрезерном станке с числовым программным управлением (ЧПУ), чтобы сделать нарезку насечек на линейке штангенциркуля. Ведь тут нужна была точность, до микрона. И все доводили до определенной точности при помощи шлифования бор-машинкой с насадками. Так что, слесарь-инструментальщик профессия серьезная и многоплановая.
И наставники Жени Иванова были мастера своего дела. А изготавливали они инструменты для больших станков: для прессов – пресс-формы, и формы для штампов в 50 тонн.
Слесарю давалась папка чертежей готового штампа или пресс-формы. И тут надо было разобрать чертежи. Раздать заготовщикам, чтобы нарезали из железа, из болванок, нужного размера заготовки деталей. А потом чертежи фрезеровщикам и токарям – подогнать детали под размер с допуском. Сам слесарь должен подточить, подогнать, отшлифовать и собрать пресс-форму. Тут надо было, и точить напильником, оставляя допуск на закалку поверхности: ибо после нагрева и закалки металлические детали изменят свой размер. (Не зря учил Женя Иванов – знаменитый «сопромат»).
Эти пресс-формы ставились на большие станки и выливались пластмассовые детали, например, расчески те же. Выливались детали и из алюминия, а штампы вырубали детали из листового железа.
Мастер, коммунист – Валентин Григорьевич, часто не доверял ни токарям, ни фрезеровщикам. В цеху, специально (для слесарей), было много свободных станков: 3 токарных и 2 фрезерных. Тогда круглые детали Валентин Григорьевич точил сам, «выталкиватели», например. Он вставал за токарный станок, одевал очки и точил, как заправский токарь, и точил в более точный размер, нужный ему, до миллиметра, до микрона, измеряя не штангелем, а микрометром. Так же умело он владел и станком фрезерным, вытачивая углубления в деталях с точностью до микрона.
Работа Жене Иванову нравилась с внешнего вида её, с созерцания, - когда он смотрел, как ловко работает Валентин Григорьевич. И когда он собрал пресс-форму, у Жени на глазах, видно было как он искренне радовался: что пуансон и матрица подходили друг ко другу по направляющим штырям их соединяющим, а поднимая пуансон вручную (помочь поднять он пригласил Женю), - внизу, в матрице, выскакивали выталкиватели на пружинах. И все это сопровождалось радостью и веселыми шутками-прибаутками. А деталь, которую должны были отливать на этой пресс-форме, была важная и нужная, для военной промышленности. И завод был военный, номерной, внешне с мирским простеньким названием. Все, однако, знали что это завод № такой-то, а не простой, там, заводик промышленных товаров.
Как сюда попал Женя Иванов, и почему… - он рассказ своему наставнику Семёну Карловичу постепенно, в период общения.
Работа начиналась с 8-ми утра, и уже с 7-ми часов люди тянулись к проходным завода вереницей. Пропуск сдавался в турникетах охране и у каждого был свой номер. А в 10 часов был большой перерыв на полчаса, в это время работали буфеты на территории, у многих цехов, на каждые три цеха по буфету. В них продавались кофе, чай, булочки и бутерброды разные. Это был посредственный «перекур». Кроме обеда с двенадцати тридцати до часу тридцати. И рабочий день был до семнадцати тридцати. И во время «перекуров» Женя успевал сбегать за кофе и сигаретами, а потом они сидели на лавочке в садике у входа в цех (около цехов посажены были яблоньки, устроены клумбы с цветами, у некоторых в сквериках и фонтанчики, - всё сами рабочие делали во время субботников). Беседы шли не только на производственную тему, хотя тут же и наставляли Женю оба наставника, учили, как сделать необходимые работы, (к кому лучше из токарей обратиться, как отправить на закалку детали в кузнечный цех и т. д.).
Женя с полным доверием мог рассказывать о своих жизненных проблемах, и услышать правильные слова от наставников.
Часть 6
[Скрыть]
Регистрационный номер 0328489 выдан для произведения:
Сергий Чернец
Большой рассказ часть 5
И вновь, неслучайно сказано было слово – «наставник». Случайностей, как водится, не бывает. Новых, молодых рабочих на заводе «прикрепляли» к «старым» и опытным (и возраст тут не имел значения), чтобы передавали опыт и практические знания в производстве. Наставничество было развито в советское время везде, в производстве и не только.
И Семён Карлович обратился к начальнику цеха, и Женю перевели на его участок в инструментальном цехе №11. Они освободили стол-верстак рядом с Семёновским. Подвинуться согласился активист-коммунист, слесарь 6-го (наивысшего) разряда Валентин Григорьевич. И так, среди двух старых рабочих, началась рабочая жизнь молодого слесаря-инструментальщика Жени Иванова.
Наставники всегда подскажут. В каждой работе есть свои маленькие хитрости и свои трудности, которые известны уже старым мастерам: как легче их, трудности, преодолеть, они уже знают и могут подсказать.
Вначале, представим себе огромный цех: высоко сверху видны были железные балки, перекрестия перекрытий, поддерживающие крышу. К балкам крепились рельсы, по которым ходили тельферы, для перевозки грузов. Огромные стеклянные стены-окна по всей левой стороне цеха ясно освещали его. И вдоль этих окон тянулся ряд верстаков-столов с тисками на каждом из них. А посередине стояли станки токарей в два ряда, и в конце токарного ряда высокие (выше токарных в 2 раза) станки фрезерные и сверлильные – это считался заготовительный участок.
Правая сторона цеха состояла из дверей в подсобные помещения. Тут же была лестница на второй этаж подсобных помещений, где был зал – красный уголок с библиотекой в нем для технической литературы. Наверху же был кабинет начальника цеха со стеклянной стеной – он мог видеть всё, что в цеху творится. А в цеху шла работа: кто-то тянул, передвигал тяжелые болванки, на крюке подвешенные на тросах заготовки, к своему верстаку. Работали токаря, фрезеровщики включали свои станки и со скрипом и визгом пилили металлические болванки. За верстаками работали напильниками, вытачивая детали слесаря.
Сама профессия инструментальщика говорит за себя: эти слесаря делают инструменты. Инструменты бывают маленькие, небольшие, такие, на которых учился в «Техническом училище» (техникуме) Женя Иванов. Ученики начинали с изготовления молотка, самого распространенного инструмента, - вытачивали его из болванки-заготовки. Потом делали более сложный инструмент – плоскогубцы. И даже пытались, к концу обучения, на практике, изготовить измерительный инструмент – штангенциркуль.
И слесарь-инструментальщик должен уметь работать на многих станках. Ведь нужно просверлить отверстие – работа на сверлильном станке, расточить отверстие до большого овала в том же молотке, например, как в учебном пособии, а это работа на фрезерном станке. А еще их обучали работе на фрезерном станке с числовым программным управлением (ЧПУ), чтобы сделать нарезку насечек на линейке штангенциркуля. Ведь тут нужна была точность, до микрона. И все доводили до определенной точности при помощи шлифования бор-машинкой с насадками. Так что, слесарь-инструментальщик профессия серьезная и многоплановая.
И наставники Жени Иванова были мастера своего дела. А изготавливали они инструменты для больших станков: для прессов – пресс-формы, и формы для штампов в 50 тонн.
Слесарю давалась папка чертежей готового штампа или пресс-формы. И тут надо было разобрать чертежи. Раздать заготовщикам, чтобы нарезали из железа, из болванок, нужного размера заготовки деталей. А потом чертежи фрезеровщикам и токарям – подогнать детали под размер с допуском. Сам слесарь должен подточить, подогнать, отшлифовать и собрать пресс-форму. Тут надо было, и точить напильником, оставляя допуск на закалку поверхности: ибо после нагрева и закалки металлические детали изменят свой размер. (Не зря учил Женя Иванов – знаменитый «сопромат»).
Эти пресс-формы ставились на большие станки и выливались пластмассовые детали, например, расчески те же. Выливались детали и из алюминия, а штампы вырубали детали из листового железа.
Мастер, коммунист – Валентин Григорьевич, часто не доверял ни токарям, ни фрезеровщикам. В цеху, специально (для слесарей), было много свободных станков: 3 токарных и 2 фрезерных. Тогда круглые детали Валентин Григорьевич точил сам, «выталкиватели», например. Он вставал за токарный станок, одевал очки и точил, как заправский токарь, и точил в более точный размер, нужный ему, до миллиметра, до микрона, измеряя не штангелем, а микрометром. Так же умело он владел и станком фрезерным, вытачивая углубления в деталях с точностью до микрона.
Работа Жене Иванову нравилась с внешнего вида её, с созерцания, - когда он смотрел, как ловко работает Валентин Григорьевич. И когда он собрал пресс-форму, у Жени на глазах, видно было как он искренне радовался: что пуансон и матрица подходили друг ко другу по направляющим штырям их соединяющим, а поднимая пуансон вручную (помочь поднять он пригласил Женю), - внизу, в матрице, выскакивали выталкиватели на пружинах. И все это сопровождалось радостью и веселыми шутками-прибаутками. А деталь, которую должны были отливать на этой пресс-форме, была важная и нужная, для военной промышленности. И завод был военный, номерной, внешне с мирским простеньким названием. Все, однако, знали что это завод № такой-то, а не простой, там, заводик промышленных товаров.
Как сюда попал Женя Иванов, и почему… - он рассказ своему наставнику Семёну Карловичу постепенно, в период общения.
Работа начиналась с 8-ми утра, и уже с 7-ми часов люди тянулись к проходным завода вереницей. Пропуск сдавался в турникетах охране и у каждого был свой номер. А в 10 часов был большой перерыв на полчаса, в это время работали буфеты на территории, у многих цехов, на каждые три цеха по буфету. В них продавались кофе, чай, булочки и бутерброды разные. Это был посредственный «перекур». Кроме обеда с двенадцати тридцати до часу тридцати. И рабочий день был до семнадцати тридцати. И во время «перекуров» Женя успевал сбегать за кофе и сигаретами, а потом они сидели на лавочке в садике у входа в цех (около цехов посажены были яблоньки, устроены клумбы с цветами, у некоторых в сквериках и фонтанчики, - всё сами рабочие делали во время субботников). Беседы шли не только на производственную тему, хотя тут же и наставляли Женю оба наставника, учили, как сделать необходимые работы, (к кому лучше из токарей обратиться, как отправить на закалку детали в кузнечный цех и т. д.).
Женя с полным доверием мог рассказывать о своих жизненных проблемах, и услышать правильные слова от наставников.
Часть 6
Сергий Чернец
Большой рассказ часть 5
И вновь, неслучайно сказано было слово – «наставник». Случайностей, как водится, не бывает. Новых, молодых рабочих на заводе «прикрепляли» к «старым» и опытным (и возраст тут не имел значения), чтобы передавали опыт и практические знания в производстве. Наставничество было развито в советское время везде, в производстве и не только.
И Семён Карлович обратился к начальнику цеха, и Женю перевели на его участок в инструментальном цехе №11. Они освободили стол-верстак рядом с Семёновским. Подвинуться согласился активист-коммунист, слесарь 6-го (наивысшего) разряда Валентин Григорьевич. И так, среди двух старых рабочих, началась рабочая жизнь молодого слесаря-инструментальщика Жени Иванова.
Наставники всегда подскажут. В каждой работе есть свои маленькие хитрости и свои трудности, которые известны уже старым мастерам: как легче их, трудности, преодолеть, они уже знают и могут подсказать.
Вначале, представим себе огромный цех: высоко сверху видны были железные балки, перекрестия перекрытий, поддерживающие крышу. К балкам крепились рельсы, по которым ходили тельферы, для перевозки грузов. Огромные стеклянные стены-окна по всей левой стороне цеха ясно освещали его. И вдоль этих окон тянулся ряд верстаков-столов с тисками на каждом из них. А посередине стояли станки токарей в два ряда, и в конце токарного ряда высокие (выше токарных в 2 раза) станки фрезерные и сверлильные – это считался заготовительный участок.
Правая сторона цеха состояла из дверей в подсобные помещения. Тут же была лестница на второй этаж подсобных помещений, где был зал – красный уголок с библиотекой в нем для технической литературы. Наверху же был кабинет начальника цеха со стеклянной стеной – он мог видеть всё, что в цеху творится. А в цеху шла работа: кто-то тянул, передвигал тяжелые болванки, на крюке подвешенные на тросах заготовки, к своему верстаку. Работали токаря, фрезеровщики включали свои станки и со скрипом и визгом пилили металлические болванки. За верстаками работали напильниками, вытачивая детали слесаря.
Сама профессия инструментальщика говорит за себя: эти слесаря делают инструменты. Инструменты бывают маленькие, небольшие, такие, на которых учился в «Техническом училище» (техникуме) Женя Иванов. Ученики начинали с изготовления молотка, самого распространенного инструмента, - вытачивали его из болванки-заготовки. Потом делали более сложный инструмент – плоскогубцы. И даже пытались, к концу обучения, на практике, изготовить измерительный инструмент – штангенциркуль.
И слесарь-инструментальщик должен уметь работать на многих станках. Ведь нужно просверлить отверстие – работа на сверлильном станке, расточить отверстие до большого овала в том же молотке, например, как в учебном пособии, а это работа на фрезерном станке. А еще их обучали работе на фрезерном станке с числовым программным управлением (ЧПУ), чтобы сделать нарезку насечек на линейке штангенциркуля. Ведь тут нужна была точность, до микрона. И все доводили до определенной точности при помощи шлифования бор-машинкой с насадками. Так что, слесарь-инструментальщик профессия серьезная и многоплановая.
И наставники Жени Иванова были мастера своего дела. А изготавливали они инструменты для больших станков: для прессов – пресс-формы, и формы для штампов в 50 тонн.
Слесарю давалась папка чертежей готового штампа или пресс-формы. И тут надо было разобрать чертежи. Раздать заготовщикам, чтобы нарезали из железа, из болванок, нужного размера заготовки деталей. А потом чертежи фрезеровщикам и токарям – подогнать детали под размер с допуском. Сам слесарь должен подточить, подогнать, отшлифовать и собрать пресс-форму. Тут надо было, и точить напильником, оставляя допуск на закалку поверхности: ибо после нагрева и закалки металлические детали изменят свой размер. (Не зря учил Женя Иванов – знаменитый «сопромат»).
Эти пресс-формы ставились на большие станки и выливались пластмассовые детали, например, расчески те же. Выливались детали и из алюминия, а штампы вырубали детали из листового железа.
Мастер, коммунист – Валентин Григорьевич, часто не доверял ни токарям, ни фрезеровщикам. В цеху, специально (для слесарей), было много свободных станков: 3 токарных и 2 фрезерных. Тогда круглые детали Валентин Григорьевич точил сам, «выталкиватели», например. Он вставал за токарный станок, одевал очки и точил, как заправский токарь, и точил в более точный размер, нужный ему, до миллиметра, до микрона, измеряя не штангелем, а микрометром. Так же умело он владел и станком фрезерным, вытачивая углубления в деталях с точностью до микрона.
Работа Жене Иванову нравилась с внешнего вида её, с созерцания, - когда он смотрел, как ловко работает Валентин Григорьевич. И когда он собрал пресс-форму, у Жени на глазах, видно было как он искренне радовался: что пуансон и матрица подходили друг ко другу по направляющим штырям их соединяющим, а поднимая пуансон вручную (помочь поднять он пригласил Женю), - внизу, в матрице, выскакивали выталкиватели на пружинах. И все это сопровождалось радостью и веселыми шутками-прибаутками. А деталь, которую должны были отливать на этой пресс-форме, была важная и нужная, для военной промышленности. И завод был военный, номерной, внешне с мирским простеньким названием. Все, однако, знали что это завод № такой-то, а не простой, там, заводик промышленных товаров.
Как сюда попал Женя Иванов, и почему… - он рассказ своему наставнику Семёну Карловичу постепенно, в период общения.
Работа начиналась с 8-ми утра, и уже с 7-ми часов люди тянулись к проходным завода вереницей. Пропуск сдавался в турникетах охране и у каждого был свой номер. А в 10 часов был большой перерыв на полчаса, в это время работали буфеты на территории, у многих цехов, на каждые три цеха по буфету. В них продавались кофе, чай, булочки и бутерброды разные. Это был посредственный «перекур». Кроме обеда с двенадцати тридцати до часу тридцати. И рабочий день был до семнадцати тридцати. И во время «перекуров» Женя успевал сбегать за кофе и сигаретами, а потом они сидели на лавочке в садике у входа в цех (около цехов посажены были яблоньки, устроены клумбы с цветами, у некоторых в сквериках и фонтанчики, - всё сами рабочие делали во время субботников). Беседы шли не только на производственную тему, хотя тут же и наставляли Женю оба наставника, учили, как сделать необходимые работы, (к кому лучше из токарей обратиться, как отправить на закалку детали в кузнечный цех и т. д.).
Женя с полным доверием мог рассказывать о своих жизненных проблемах, и услышать правильные слова от наставников.
Часть 6
Рейтинг: 0
375 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!