"ДЖАЗ - ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА"? - рассказ
«ДЖАЗ – ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА»?- моя музыкальная страничка
Эта «формула» была изобретена в недрах отдела культуры цк кпсс.
В результате население нашей страны было отстранено от этой замечательной музыки. Слабые попытки молодых музыкантов вынести её на музыкальные сцены – подавлялись.
Об этом хорошо рассказано в фильме «МЫ ИЗ ДЖАЗА».
Я очевидец этих событий и расскажу о своих впечатлениях.
Сразу после окончания войны 1941-45гг. измученному и уставшему от этих невзгод населению страны, показали американские фильмы «СЕРЕНАДА СОЛНЕЧНОЙ ДОЛИНЫ» и «ДЖОРДЖ ИЗ ДИНКИ ДЖАЗА»,
Я, тогда школьник начальных классов в городе Баку, вместе с мамой попали на первый показ фильма СЕРЕНАДА СОЛНЕЧНОЙ ДОЛИНЫ. Начало фильма сопровождалась титрами – «Этот фильм – взят в качестве трофеев», как я теперь понимаю, чтобы не иметь проблем с выплатой гонораров Голливуду.
Замечательная, но необычная для нашего уха музыка, заворожила.
Уже потом мы запомнили имя композитора и музыканта Глена Миллера, а слова песни МНЕ СЕНТЯБРЬ КАЖЕТСЯ МАЕМ, мгновенно выплеснулась в народ. Эту песню распевали в компаниях на все лады. Мы школьники то же.
В стране уже тогда был известный «эстрадный», как его «стыдливо» называли, джаз-оркестр Леонида Утёсова. Вскоре он прогремел в фильме ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА.
Слово ДЖАЗ в стране преследовалось.
Но….всё что запрещается, немедленно вызывает повышенный интерес.
Так и произошло в моём окружении. Образовалась группа пацанов, которые «скучковались» вокруг Алика, уже тогда умевшего играть мелодии джаза на пианино. Или «фоно», как мы его тогда называли – выпендриваясь перед слушателями.
Его игру сопровождало отстукивание ритма, как ударника, на сидении стула. Я дуя в кулачок, успешно изображая звуки саксофона и трубы. У нас получалось так здорово, что нас однажды попросили «выступить» на танцевальном вечере в Бакинской женской школе 134
.
Выступление имело успех у девочек и нам торжественно присвоили звание «ЛАБУХИ».
Это выступление было похоже на выступление в Одесском дворе музыкантов с банджо и барабаном в песне «А ТЫ ОТДАЙ МНЕ ЧЕМОДАНЧИК», в фильме МЫ ИЗ ДЖАЗА.
Звание «лабухи», вплоть до окончания школы, мы гордо проносили в окружении восторженных девиц.
Западные джазовые мелодии мы восторженно прослушивали по радиоприёмникам. В качестве «трофея» у меня в доме появился немецкий радиоприёмник ТЕЛЕФУНКЕН. В нём были короткие волны, чего не было у советских радиоприёмников в те годы – были только средние и длинные.
Поэтому «лабухи» собирались у меня дома. Мы сквозь треск радиопомех восторженно слушали мелодии ДЖАЗА. Потом Алик подбирал их на «фоно», а мы обеспечивали стуло-кулаковое музыкальное сопровождение.
Получалось у нас, как говорили слушатели – «клёво»!
Любви к джазу в юношеские годы, не смогли помешать даже курсы бальных танцев в Бакинском Доме пионеров. Этому, правда, способствовала моя партнёрша. Чудо как красивая девочка. С длинной белой косой до пояса. С голубыми как небо глазами. С красивым лицом. С нежным, обволакивающим взглядом. С чудесном именем Инга!
Так! Стоп! Остановлюсь!
Внедрением на танцплощадки бальных танцев, коммунистический надзор стремился отвлечь молодёжь от «тлетворного влияния запада» - танцев твист, линда, ча-ча-ча.
Мы с моей партнёршей участвовали в показательных таких танцах в центре Баку.
Не знаю как зрители, а я таял и млел с моей милой Ингой, выделывая трудные па танцев ПА-ДЕ-КАТР, ПА-ДЕ–ПАТЕНЕР, ПОЛОНЕЗА и МАЗУРКИ,
Бальные танцы внедрить в практику молодёжных танцев, коммунистам не удалось.
На танц-площадках, после обязательного исполнения мелодии бального танца, оркестры дружно «выдували» ЧАТАНУГУ-ЧА-ЧА, ЛИНД-ОТЕЛЬ, НОЧНОЙ ПАТРОЛ и другие вещи Глена Миллера, Рей Конифа, Гершвина и других джаз-композиторов.
Стали появляться и советские композиторы джаза. В оркестровки ворвались мелодии Цфасмана и других композиторов,
Огромное влияние на вкусы слушателей производил оркестр Леонида Утёсова, который вскорости сменил оркестр Олега ЛУНДСТРЕМА,
Именно этот оркестр сопровождал вечер выпуска молодых лейтенантов Каспийского Высшего Военно-морского училища, в числе которых был и я. Это был большой подарок тогдашнего военно-морского начальства – нам выпускникам!
Этот оркестр запомнился мне ещё и тем, что рядом со мной была красивая девушка Надя. С ней я познакомился на школьном выпускном вечере, и теперь, она опять была со мной, но на выпускном вечере молодых лейтенантов.
Правда, оба таких совпадения, не повлекли за собой продолжения!
И вдруг!
Телеканал КУЛЬТУРА преподнесла слушателям, замечательную серию вечеров БОЛЬШОГО ДЖАЗА,
Для сопровождения этих вечеров в форме конкурса джаз-менов-исполнителей, пригласили джаз-оркестр из Нового Орлеана. Этот оркестр сопровождал выступления конкурсантов, замечательными музыкальными аранжировками.
Прелесть этого вечера была в том, что исполнялись музыкальные произведения российских композиторов.
ДЖАЗ – это особая форма музыкального произведения, после классической симфонической музыки. Есть даже попытки создать симфо-джаз – получается неплохо.
В отличие от привычного исполнения, в джазе отдельным инструментам даётся возможность пофантазировать сольной игрой.
Это не привычно и требует некоторой музыкальной подготовки. Если в детстве ребёнок с такой музыкой не знаком – он остаётся равнодушным к джазу.
Хочется поблагодарить канал КУЛЬТУРА, который после прекрасных вечеров балета, представил нам ВЕЧЕРА ДЖАЗА!
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Создано
Юрий Елистратов
Москва
19 мая 2013 г.
«ДЖАЗ – ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА»?- моя музыкальная страничка
Эта «формула» была изобретена в недрах отдела культуры цк кпсс.
В результате население нашей страны было отстранено от этой замечательной музыки. Слабые попытки молодых музыкантов вынести её на музыкальные сцены – подавлялись.
Об этом хорошо рассказано в фильме «МЫ ИЗ ДЖАЗА».
Я очевидец этих событий и расскажу о своих впечатлениях.
Сразу после окончания войны 1941-45гг. измученному и уставшему от этих невзгод населению страны, показали американские фильмы «СЕРЕНАДА СОЛНЕЧНОЙ ДОЛИНЫ» и «ДЖОРДЖ ИЗ ДИНКИ ДЖАЗА»,
Я, тогда школьник начальных классов в городе Баку, вместе с мамой попали на первый показ фильма СЕРЕНАДА СОЛНЕЧНОЙ ДОЛИНЫ. Начало фильма сопровождалась титрами – «Этот фильм – взят в качестве трофеев», как я теперь понимаю, чтобы не иметь проблем с выплатой гонораров Голливуду.
Замечательная, но необычная для нашего уха музыка, заворожила.
Уже потом мы запомнили имя композитора и музыканта Глена Миллера, а слова песни МНЕ СЕНТЯБРЬ КАЖЕТСЯ МАЕМ, мгновенно выплеснулась в народ. Эту песню распевали в компаниях на все лады. Мы школьники то же.
В стране уже тогда был известный «эстрадный», как его «стыдливо» называли, джаз-оркестр Леонида Утёсова. Вскоре он прогремел в фильме ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА.
Слово ДЖАЗ в стране преследовалось.
Но….всё что запрещается, немедленно вызывает повышенный интерес.
Так и произошло в моём окружении. Образовалась группа пацанов, которые «скучковались» вокруг Алика, уже тогда умевшего играть мелодии джаза на пианино. Или «фоно», как мы его тогда называли – выпендриваясь перед слушателями.
Его игру сопровождало отстукивание ритма, как ударника, на сидении стула. Я дуя в кулачок, успешно изображая звуки саксофона и трубы. У нас получалось так здорово, что нас однажды попросили «выступить» на танцевальном вечере в Бакинской женской школе 134
.
Выступление имело успех у девочек и нам торжественно присвоили звание «ЛАБУХИ».
Это выступление было похоже на выступление в Одесском дворе музыкантов с банджо и барабаном в песне «А ТЫ ОТДАЙ МНЕ ЧЕМОДАНЧИК», в фильме МЫ ИЗ ДЖАЗА.
Звание «лабухи», вплоть до окончания школы, мы гордо проносили в окружении восторженных девиц.
Западные джазовые мелодии мы восторженно прослушивали по радиоприёмникам. В качестве «трофея» у меня в доме появился немецкий радиоприёмник ТЕЛЕФУНКЕН. В нём были короткие волны, чего не было у советских радиоприёмников в те годы – были только средние и длинные.
Поэтому «лабухи» собирались у меня дома. Мы сквозь треск радиопомех восторженно слушали мелодии ДЖАЗА. Потом Алик подбирал их на «фоно», а мы обеспечивали стуло-кулаковое музыкальное сопровождение.
Получалось у нас, как говорили слушатели – «клёво»!
Любви к джазу в юношеские годы, не смогли помешать даже курсы бальных танцев в Бакинском Доме пионеров. Этому, правда, способствовала моя партнёрша. Чудо как красивая девочка. С длинной белой косой до пояса. С голубыми как небо глазами. С красивым лицом. С нежным, обволакивающим взглядом. С чудесном именем Инга!
Так! Стоп! Остановлюсь!
Внедрением на танцплощадки бальных танцев, коммунистический надзор стремился отвлечь молодёжь от «тлетворного влияния запада» - танцев твист, линда, ча-ча-ча.
Мы с моей партнёршей участвовали в показательных таких танцах в центре Баку.
Не знаю как зрители, а я таял и млел с моей милой Ингой, выделывая трудные па танцев ПА-ДЕ-КАТР, ПА-ДЕ–ПАТЕНЕР, ПОЛОНЕЗА и МАЗУРКИ,
Бальные танцы внедрить в практику молодёжных танцев, коммунистам не удалось.
На танц-площадках, после обязательного исполнения мелодии бального танца, оркестры дружно «выдували» ЧАТАНУГУ-ЧА-ЧА, ЛИНД-ОТЕЛЬ, НОЧНОЙ ПАТРОЛ и другие вещи Глена Миллера, Рей Конифа, Гершвина и других джаз-композиторов.
Стали появляться и советские композиторы джаза. В оркестровки ворвались мелодии Цфасмана и других композиторов,
Огромное влияние на вкусы слушателей производил оркестр Леонида Утёсова, который вскорости сменил оркестр Олега ЛУНДСТРЕМА,
Именно этот оркестр сопровождал вечер выпуска молодых лейтенантов Каспийского Высшего Военно-морского училища, в числе которых был и я. Это был большой подарок тогдашнего военно-морского начальства – нам выпускникам!
Этот оркестр запомнился мне ещё и тем, что рядом со мной была красивая девушка Надя. С ней я познакомился на школьном выпускном вечере, и теперь, она опять была со мной, но на выпускном вечере молодых лейтенантов.
Правда, оба таких совпадения, не повлекли за собой продолжения!
И вдруг!
Телеканал КУЛЬТУРА преподнесла слушателям, замечательную серию вечеров БОЛЬШОГО ДЖАЗА,
Для сопровождения этих вечеров в форме конкурса джаз-менов-исполнителей, пригласили джаз-оркестр из Нового Орлеана. Этот оркестр сопровождал выступления конкурсантов, замечательными музыкальными аранжировками.
Прелесть этого вечера была в том, что исполнялись музыкальные произведения российских композиторов.
ДЖАЗ – это особая форма музыкального произведения, после классической симфонической музыки. Есть даже попытки создать симфо-джаз – получается неплохо.
В отличие от привычного исполнения, в джазе отдельным инструментам даётся возможность пофантазировать сольной игрой.
Это не привычно и требует некоторой музыкальной подготовки. Если в детстве ребёнок с такой музыкой не знаком – он остаётся равнодушным к джазу.
Хочется поблагодарить канал КУЛЬТУРА, который после прекрасных вечеров балета, представил нам ВЕЧЕРА ДЖАЗА!
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Создано
Юрий Елистратов
Москва
19 мая 2013 г.
Елена Нацаренус # 14 июня 2013 в 15:49 0 | ||
|
юрий елистратов # 14 июня 2013 в 17:26 0 | ||
|